Общественно политическая литература в библиотеке что это

Тематика, предмет и задачи общественно-политической литературы. Роды массово-политической литературы.

Общественно-политическая литература — книги, брошюры, содержащие произведения общественно-политической тематики. По своему целевому назначению или читательскому адресу они подразделяются на 2 вида: массово-политические и научные общественно-политические издания.

Массово-политические издания — издания, содержащие материалы общественно-политической тематики, изложенные в форме доступной для массового читателя.

Научные общественно-политические издания — издания, содержащие результаты теоретических и/или экспериментальных исследований общественно-политической тематики.

Общим является тематика, читательский адрес разный. Массово-политическая — широкий круг читателей, а научная — на подготовленного читателя.

Читательский адрес общественно-политических изданий намного шире, чем научных изданий естеств. и науч. областей знаний. Т.о. общественно-политическая литература рассчитана на относительно широкий круг читателей.

Массово-политические по тематике весьма разнообразны: история, философия, экономика. Прогресс, совершенствование и организация производства, проблемы высших, среднеспециальных учебных заведений, вопросы демографии, семейное воспитание. Такая же тематика и научных общественно-политических изданий (история, социология, политология, философия, этнография, археология и др.)

Разновидностями общественно-политической литературы является справочная и учебная литература политической и социально-экономической тематики.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Тематика, предмет и задачи общественно-политической литературы. Роды массово-политической литературы.

Тематика, предмет и задачи общественно-политической литературы. Роды массово-политической литературы.

Тематика, предмет и задачи общественно-политической литературы. Роды массово-политической литературы.

Источник

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Общественно-политическая литература

Вместе с тем, указывается в постановлении, в издании и распространении общественно-политической литературы имеются серьезные недостатки. Сократился выпуск работ, в которых освещаются важнейшие проблемы истории советского общества в послеоктябрьский период. Недостаточны тиражи литературы для системы партийной учебы. Мало издается брошюр, книг и монографий о стратегии и тактике Коммунистической партии на различных этапах ее развития, о героике труда рабочего класса, крестьянства. Стали редкими книги, в которых обобщается опыт организационно-партийной и идеологической работы партийных организаций. Издательства не уделяют должного внимания выпуску литературы, посвященной национальной политике КПСС, укреплению дружбы народов СССР, разоблачению буржуазной идеологии, антикоммунизма. Все еще слабо обобщается опыт работы предприятий, перешедших на новую систему планирования и экономического стимулирования. В планах издательств не находят широкого отражения пропаганда советского образа жизни, всесторонний и яркий показ преимуществ социализма над капитализмом. [16]

Этот же способ широко применяется при передаче реалий; он особенно распространен в общественно-политической литературе и публицистике как переводной, так и оригинальной, но описывающей жизнь и события за рубежом ( напр. Так, на страницах нашей прессы в последнее время стали встречаться следующие транскрипции английских слов и словосочетаний, не имеющих эквивалентов в русской лексике: tribalism трайбализм, brain drain брейн-дрейн, public school паблик скул, drive-in драйв-ин, teach-in тич-ин, drugstore драгстор, know-how ноу-хау, impeachment импичмент и др. В английской общественно-политической литературе можно встретить такие транслитерации русских реалий, как agitprop, sovkhoz, technicum и пр. [22]

По постановлению Совета Министров РСФСР от 27 июня 1967 года № 483 новый порядок оплаты авторского гонорара за произведения общественно-политической литературы осуществляется только по договорам, заключенным с 1 июля 1967 года. [29]

Источник

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Общественно-политическая литература

Общественно-политическая литература передается в научные универсальные библиотеки, выделенные в качестве депозитариев, или списывается в установленном порядке. [1]

Издания общественно-политической литературы выходят в нашей стране и за рубежом миллионными тиражами. Эта литература ракообразна по содержанию, охватывает проблемы марксизма-ленинизма, философии, экономики, права, истории. В разработке библиографии истории КПСС и партийного строительства принимают участие крупные партийные, научно-исследовательские учреждения и большое число государственных библиотек. Среди них прежде всего следует назвать Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Он готовит к изданию труды К. [2]

Вечера общественно-политической литературы посвящаются актуальным проблемам политической жизни и историко-революционным датам. Содержание их может быть очень разнообразным. Выступления на вечерах старых коммунистов, участников Октябрьской революции, гражданской и Великой Отечественной войн, передовиков промышленности и сельского хозяйства имеют большое значение для воспитания молодежи на славных революционных и трудовых традициях. [3]

В специальной и общественно-политической литературе глаголы shall и will часто не являются признаком будущего времени, они выражают обычное действие. В таких случаях они переводятся на русский язык настоящим временем. [5]

О разграничении исторической и общественно-политической литературы было сказано раньше, при рассмотрении классификации общественно-политической литературы. Здесь же приходится только повторить основное положение, как оно дано в таблицах. [6]

На материале переводов художественной и общественно-политической литературы с английского языка на русский и с русского на английский автор подвергает рассмотрению процесс перевода с о5щелингвистической точки зрения. В книге содержатся как теоретические обобщения, так и практические указания и рекомендации, которые могут быть использованы начинающими переводчиками в их практической деятельности. [7]

Источник

3.1. Особенности массово-политической литературы

Своеобразие массово-политической литературы проявляется прежде всего в её ярко выраженной идеологической и политической направленности, в необычайной широте тематики, богатстве содержания, разнообразии используемого в ней материала. Она популяризирует научные знания и освещает практическую деятельность как больших масс людей — классов, партий, государств, так и отдельного человека — общественно-политического деятеля, учёного, рабочего, затрагивая сферу его мыслей, чувств, настроений и отношений к окружающему миру. Среди массово-политических изданий можно встретить не только книги по философии, политэкономии, научному коммунизму и истории партии, но и произведения, популярно рассказывающие о научно-техническом прогрессе в нашей стране, об участии советских людей в реализации Продовольственной и Энергетической программ, в освоении природных богатств Сибири, об опыте работы партийных организаций и трудовых коллективов по совершенствованию организации производства и повышению производительности труда, о реформе общеобразовательной и профессиональной школы, о проблемах демографии и семейного воспитания. Вместе с тем это — книги и брошюры, раскрывающие преимущества и неисчерпаемые возможности социалистического строя, пропагандирующие достижения нашей страны в развитии науки, техники и культуры, показывающие участие широких народных масс в борьбе за мир, предотвращение мировой ядерной катастрофы, разоблачающие человеконенавистнический характер, лживость, безнравственность и грязные приёмы империалистической пропаганды, и т.п. Тематика массово-политических изданий на нынешнем этапе формируется непосредственно под влиянием решений XXVII съезда КПСС, провозгласившего в качестве стратегической задачи партии и народа всемерное ускорение социального и экономического развития советского общества на базе научно-технического прогресса.

Особенность рассматриваемого вида литературы состоит также в широте и вместе с тем дифференциации её читательского адреса, в массовости и доступности её изданий. Они выпускаются для всех категорий читателей, для всех социальных, профессиональных и возрастных групп — от школьников до пенсионеров.

Несмотря на большое тематическое разнообразие, массово-политические произведения имеют внутреннее единство, свой специфический предмет, целевое назначение и читательский адрес.

Предмет массово-политической литературы. Предметом мас­сово-политической литературы являются идеология и политика, взятые в неразрывной, органической связи. Особенности идеологии и политики, их сущность, структура и функции, их взаимоотношения с различными компонентами общественного сознания, сферами социальных отношений и видами общественной деятельности помогают понять и специфику массово-политической литературы.

Идеология — это система мировоззрения определённых общественных классов и групп, отражающая их политические, правовые, философские, религиозные, моральные и художественные взгляды и служащая целям сохранения или изменения форм общественной жизни.

Политика — это основывающаяся на идеологии деятельность общественных классов, партий, группировок, определяемая их общественными интересами и целями, а также деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны.

Идеология и политика пронизывают все сферы общественной жизни: и общественную практику, и общественное сознание. Поэтому они находят отражение во всех видах литературы. Коммунистическая идейность и партийность — важнейшие принципы печати и книгоиздательского дела в социалистическом обществе.

Специфика массово-политической литературы проявляется в том, что она отражает различные законы и явления общественной жизни сквозь призму социальных, классовых ценностей, в основе которых лежат коренные потребности и интересы рабочего класса и всего советского народа. Коммунистическая идейность и партийность определяют отбор и теоретическое осмысление жизненного материала, который служит предметом изложения в советской массово-политической книге.

Социальная функция массово-политической литературы. Массово-политическая литература призвана утверждать в сознании масс коммунистические идеалы, бороться за активное воплощение их в жизнь.

Целевое назначение массово-политической литературы, функции, которые она выполняет в жизни общества, в книговедении принято обозначать терминами «партийная пропаганда» и «партийная агитация» 2 . Современное понимание этих терминов складывалось в течение длительного исторического периода.

Слово «пропаганда» в переводе с латинского означает «распространение». В этом смысле оно употребляется в выражениях «пропаганда знаний», «пропаганда техники». Слово «агитировать» означает «приводить в движение», «возбуждать».

В конце XIX в., когда в России складывалась марксистская рабочая партия, с самого начала своей деятельности поставившая идейно-политическую работу в массах на научные основы, слова «пропаганда» и «агитация» приобрели новое значение, которое формировалось в ходе ожесточённой идеологической борьбы и получило окончательное закрепление в трудах В.И. Ленина.

Следовательно, различия между пропагандой и агитацией можно проследить по трём основным направлениям.

1) Пропаганда даёт сразу «много идей», т.е. аналитически освещает вопрос, рассматривает факт в разных связях и опосредствованиях, научно объясняет его; агитация, опираясь на живой опыт масс, на их представления, подводит читателя или слушателя к одной идее, оценивая факт с позиций классовой морали пролетариата.

2) Пропаганда разъясняет, делает понятными научные объяснения фактов, больше действуя на сферу мышления, отдавая предпочтение логическим средствам; агитация показывает, рисует «живые картины» действительности, воздействуя на разум людей через их чувства, широко используя для этого эмоциональные приёмы изложения.

3) Пропаганда труднее для восприятия и понимания, чем агитация. Пропаганда действует, по словам М.И. Калинина, как живопись, как картина, глубокий смысл которой не сразу схватывается всеми: нужен определённый уровень культуры, нужен экскурсовод-комментатор. Агитация — как плакат, смысл которого ясен всем.

Таким образом, агитация, не раскрывая глубоко сущности фактов и явлений действительности, даёт возможность почувствовать их социальный смысл. Поэтому заменить дело политической агитации «невозможно ничем другим ни теперь, ни когда бы то ни было в иное время» (6, 78).

Границы между пропагандой и агитацией, особенно между пропагандистской и агитационной книгой, относительны и подвижны: некоторые качества агитационной литературы, например эмоциональность, могут быть присущи и пропагандистскому произведению и, наоборот, теоретические и политические обобщения встречаются и в агитационной брошюре, хотя там они не излагаются в систематизированной форме и чаще всего выступают в роли научных предпосылок, из которых исходит автор.

Призыв к конкретным действиям, который иногда трактуется как специфическое качество агитационной литературы, может исходить и от теоретиков, и от пропагандистов, и от агитаторов; он естественно и неизбежно дополняет собой и теоретический трактат, и пропагандистскую брошюру, и агитационное выступление. Призыв к конкретным действиям — это основная цель и одно из главных проявлений связи идеологической работы партии с жизнью, с повседневной практикой всестороннего совершенствования социализма. Именно в этом прежде всего выражается организаторская функция всей советской политической печати. И не случайно поэтому, характеризуя задачи идеологической работы партии на современном этапе, Генеральный секретарь ЦК КПСС тов. М.С. Горбачёв подчеркнул, что «идейно-политическое воспитание во всех его формах должно быть максимально сопряжено с жизнью, задачами ускорения социально-экономического развития нашей Родины. В этом — суть изменений, которые необходимо внести сегодня в идеологическую работу» 3 .

Вообще признаки, отличающие один вид общественно-по­литической литературы от другого, иногда сливаются в индивидуальном творчестве. Известно немало произведений, в которых качества теоретического исследования, пропагандистского и агитаторского искусства переплетаются очень тесно. К их числу принадлежат, например, многие труды основоположников научного коммунизма. Исследователи публицистики В.И. Ленина отмечают, что в научном труде он всегда оставался и публицистом, и популяризатором; точно так же в любом публицистическом выступлении Владимира Ильича находит отраже­ние его научная методология. Больше того, для публицистики В.И. Ленина характерно не только многообразие жанров, но и сочетание самых различных элементов их, например использование в глубоком научном труде литературных средств, присущих политическому памфлету и фельетону 4 .

Однако различия между агитационной и пропагандистской литературой все же существуют. В.И. Ленин писал, что «от пропагандиста требуются не те качества, что от агитатора» (6, 67).

Отражая жизнь с разной степенью полноты и глубины, разными средствами воздействуя на людей, агитационная и пропагандистская литература в целом формирует единое классовое самосознание личности, её идейно-политические убеждения.

Политическими убеждениями называют стойкие, осознанные ориентации человека на определённые классовые ценности 5 . Формирование таких убеждений — главная задача идеологической работы, основная цель пропаганды и агитации, потому что убеждения направляют деятельность личности, определяют её поведение, её трудовую и социальную активность. Без глубоких идейных убеждений, без высокой политической культуры невозможно активизировать человеческий фактор, роль которого в решении программных задач КПСС неуклонно возрастает.

В зависимости от того, на чем основываются убеждения личности — на научных знаниях, житейском опыте или слепой вере,— различают убеждения научные, эмпирические и ненаучные (религиозные, догматические). При оценке подхода автора к разработке темы массово-политического произведения необходимо учитывать, что не всякие знания превращаются в убеждения, а только такие, которые согласуются с опытом, потребностями и интересами масс, соответствуют их стремлениям, целям и идеалам. Действенность произведения во многом зависит от того, сумеет ли автор добиться при изложении материала согласованности с опытом читателя.

Трудности заключаются в том, что жизненный опыт масс, который складывается на основе непосредственного восприятия действительности, не может дать глубокого понимания ни тенденций развития общества, ни истинных потребностей социального класса. Только на основе научной идеологии возможно подлинное познание действительности, формирование коммунистических идейных и политических убеждений. Научная идеология становится достоянием народа благодаря систематической, целенаправленной политической пропаганде и агитации.

Социалистическая пропагандистская литература рисует человеку объективную теоретическую картину мира, соответствующую ценностным представлениям самых прогрессивных общественных сил нашего времени. А агитационная литература дополняет ее, формируя соответствующий научной идеологии целостный, эмоционально окрашенный, оценочный образ социальной действительности.

Читательский адрес массово-политической литературы. Как уже было отмечено, пропагандистская и агитационная литература имеет разную степень доступности для читателей. Знания, заложенные в агитационной литературе, доступны всем. В меньшей степени, в силу теоретического характера её содержания, доступна пропагандистская литература. Однако советский народ обладает таким уровнем культуры, когда и марксистско-ленинская теория, и научные основы политики партии могут стать достоянием каждого человека. Многое здесь зависит от способа раскрытия содержания и формы изложения материала, применяемых в зависимости от целевого назначения и конкретного читательского адреса издания.

Одним из важнейших показателей мастерства пропаган­диста и агитатора является умение «наилучшим образом повлиять на данную аудиторию (курсив мой.— авт.), делая для неё известную истину возможно более убедительной, возможно легче усвояемой, возможно нагляднее и твёрже запечатлеваемой» (21, 21).

Пропагандистскую литературу, которую сейчас выпускают советские издательства, можно разделить на две группы: одна из них адресуется читателю, впервые знакомящемуся с марксистской теорией, другая — уже владеющему её основами. Первая группа читателей — это преимущественно молодёжь, школьники старших классов, студенты, взрослые читатели с неполным средним образованием. Типичным пропагандистским изданием для этих читателей является, например, «Философская библиотечка для юношества» (Политиздат). Вторая группа — это пропагандисты, агитаторы, политинформаторы, интеллигенция, слушатели университетов марксизма-ленинизма и участники семинаров повышенного типа. К числу изданий, предназначенных этой группе читателей, можно отнести серии «Над чем работают, о чем спорят философы», «Социальный прогресс и буржуазная философия» (Политиздат), «Мыслители прошлого» («Мысль»), «В помощь агитатору и политинформатору» («Московский рабочий»), брошюры издательства «Знание» и др.

Социологические исследования читателя общественно-политической литературы, проведённые за последние годы, показали, что массовый читатель проявляет большой интерес к общественно-политическим проблемам. С вопросами текущей политики он знакомится чаще всего по таким каналам, как газета, журнал, радио, телевидение. От книги же он ждёт углублённого анализа, обобщения и всесторонней оценки политических, социальных, экономических и других явлений современности, раскрытия их сути, показа тенденций, закономерностей и пер­спектив общественного развития. Поэтому массово-политические книги и брошюры должны быть глубокими по содержанию и популярными по форме изложения.

Источник

Государственная общественно-политическая библиотека

книги и периодические издания по экономической, социальной и политической истории

2 500 тысяч единиц

Ирина Борисовна Цветкова

Государственная общественно-политическая библиотека России (ГОПБ) — крупнейшая российская научная библиотека, специализированная в области социальной и политической истории.

Содержание

История

Библиотека была образована в 1921 году, одновременно с созданием Института К. Маркса и Ф. Энгельса. Создателем библиотеки был директор института Д. Б. Рязанов. В 1931 году этот Институт был объединен с Институтом В. И. Ленина в единый Институт Маркса-Энгельса-Ленина. При слиянии Институтов были объединены и их библиотеки. В годы Великой Отечественной войны Библиотека вместе с Институтом была эвакуирована в Уфу. В 1956 году библиотека стала составной частью Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС (ИМЛ). В 1960 году Институт получил комплекс зданий на улице Вильгельма Пика. В корпусе 2 была размещена библиотека, а в 1989 году был построен 4-й корпус специально под хранилище. [1]

Фонды

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Государственная общественно-политическая библиотека
Месторасположение