общественная баня в японии

Сэнто: история общественных бань и культура гигиены в Японии

Путеводитель по Японии

Когда же появились общественные купальни-сэнто, в которых брали плату за возможность помыться, то есть занимались этим как бизнесом? Об этом можно судить по сохранившимся записям. В сборнике рассказов сэцува «Собрание повестей о ныне уже минувшем» (Кондзяку моногатари-сю), написанном с конца XI по XII век, сказано, как кто-то «приглашал людей в Хигасияму, чтобы помыться», так что сэнто с большой вероятностью существовали уже в период Хэйан (794-1292). В других источниках того времени также встречается слово юсэн, то есть плата за посещение бани, и, вероятно, в период Камакура (1192-1333) сэнто уже вошли в повседневную жизнь.

Задолго до этого большие буддийские монастыри, чтобы распространять учение, устраивали на своей территории купальни юя, «комнаты с горячей водой», где предоставляли простым людям возможность принять горячие ванны, но в этом случае целью было миссионерство.

Развитие сэнто в период Эдо и популярность совместных купален

Наибольшее развитие общественных бань сэнто как части народной повседневной жизни наблюдалось в период Эдо (1603-1868).

Первое упоминание в письменных источниках сэнто в Эдо относится к 19 году Тэнсё (1591), когда человек по имени Исэ Ёити построил «ванну сэнто» у моста, находившегося там, где сейчас расположено главное здание Банка Японии в токийском районе Тиёда. В документах того времени говорится, что место стало очень популярным и дело быстро расширилось.

Через десять лет после того, как Исэ Ёити устроил свою купальню, сэнто уже были в каждом квартале.

В документах 1810 года сказано, что в Эдо работало 523 сэнто, из чего можно понять, что жители города очень любили общественные бани.

В период Эдо сэнто эволюционировали, и среди них можно выделить два основных типа – это купальни, где мужчины и женщины мылись раздельно, и общие. В западном регионе Кансай было множество совместных бань, а в Эдо – меньше, но совместные бани имели успех. Отчасти это связано с тем, что владельцам было проще и дешевле обслуживать одно отделение, а не два, а кроме того, в таких купальнях работали банщицы-юна – женщины, которые мыли мужчин. Поскольку считалось, что совместные купальни и банщицы разлагают общественную мораль, сёгунское правительство издавало указы, запрещавшие совместное купание и ограничивавшие количество банщиц, но такие указы, в народе называвшиеся «запрет на три дня» (микка хатто), не очень-то выполнялись.

Можно выделить два основных типа структуры сэнто в начале периода Эдо. Первый назывался фуроя, где были кабинки-парные, второй – юя, где купались в бассейнах. Люди предпочитали вторые, поэтому фуроя как таковые почти исчезли, осталось лишь слово, обозначающее сэнто или его владельца.

Дальнейшая эволюция: открытое пространство

Изначально сэнто были устроены так, чтобы пар не выходил из помещения с ванной, в них попадали через низкую дверь, практически отсутствовали окна, и там было темно.

Такие сэнто существовали до конца периода Эдо, а правительство Мэйдзи, слыша от иностранцев критику в адрес японских купален, запретило совместные бани и распорядилось устраивать купальни в открытом пространстве. В 10 году Мэйдзи (1877) в квартале Канда в Токио появилось сэнто, где в открытом пространстве был объединённый с раздевалкой бассейн для ванн с высоким потолком и вытяжкой для пара. Такие сэнто получили название «улучшенные купальни» (кайрё фуро).

Так сформировалась основная структура сэнто, какими мы их знаем сейчас. Потом в них стали использовать кафельную плитку, появились краны, и в 41 году Мэйдзи (1908) в Токио количество сэнто выросло до 1217.

По данным Ассоциации сэнто, во всей стране их количество было наибольшим в 1968 году и составляло 18 325.

Особенности токийских сэнто

Для сэнто часто характерен архитектурный стиль миядзукури, в котором строят синтоистские святилища и буддийские храмы. Однако это является особенностью региона Токио. В период восстановления после Великого землетрясения Канто 1923 года плотники, умевшие строить храмы, стремились улучшить людям настроение и строили сэнто, ранее имевшие весьма скромный вид, более красивыми, в храмовом стиле с «китайскими» изогнутыми крышами. Такие сэнто были высоко оценены, и позднее при строительстве сэнто часто следовали этому примеру. Впоследствии такой стиль стали называть «токийским стилем сэнто». В регионах же собственных особых стилей сэнто не существует.

общественная баня в японии. Смотреть фото общественная баня в японии. Смотреть картинку общественная баня в японии. Картинка про общественная баня в японии. Фото общественная баня в японии Музей «Мэйдзи-мура» в преф. Айти. Перевезенная и представленная здесь баня «Ханда Адзума-ю» построена около 1910 года. Она имеет весьма скромный вид

общественная баня в японии. Смотреть фото общественная баня в японии. Смотреть картинку общественная баня в японии. Картинка про общественная баня в японии. Фото общественная баня в японии Сэнто в стиле мия-дзукури, построенная около 1960 г. Говорят, что постройка заняла всего около трёх месяцев (фотография предоставлена компанией «Иитака кэнсэцу»)

Если говорить об особенностях традиционных токийских сэнто, то можно указать на уже упоминавшийся стиль мия-дзукури, высокие потолки в раздевалке, наличие внутреннего дворика, на стене над бассейном обычно написана большая картина.

общественная баня в японии. Смотреть фото общественная баня в японии. Смотреть картинку общественная баня в японии. Картинка про общественная баня в японии. Фото общественная баня в японии Дежурный (бандай) в сэнто «Мёдзин-но ю» в токийском районе Ота. Его работа заключается в том, чтобы сидеть в раздевалке, принимать от посетителей плату и продавать мыло и другие товары. Он сидит на возвышении, чтобы следить за самочувствием посетителей. Самые высокие места у дежурных были в центральной части Токио, в среднем на высоте 1,3 м

На картине над бассейном часто изображают гору Фудзи. Впервые такая картина пэнкиэ (картина масляной краской) появилась в 1912 году, когда хозяин сэнто «Кикайю» в квартале Саругакутё в Канде хотел доставить радость детям своих клиентов и обратился с просьбой к художнику Кавагоэ Косиро, работавшему в западном стиле, а тот изобразил пейзаж своих родных мест в префектуре Сидзуока с горой Фудзи. Людям это понравилось, и такие картины стали рисовать в других местах в Токио и окрестностях. В сэнто токийского типа бассейн находится под картиной и морем, рекой или озером на картине, что создаёт единое пространство, и люди окунаются в воду, как будто очищенную присутствием Фудзи – такое очищение тела, вероятно, берёт своё начало из древнего японского представления о ритуальном очищении через мисоги (омовение). Это предположение подтверждает и то, что в районах, где в сэнто не рисуют картины с Фудзи, бассейн расположен не у стены, а по центру.

общественная баня в японии. Смотреть фото общественная баня в японии. Смотреть картинку общественная баня в японии. Картинка про общественная баня в японии. Фото общественная баня в японии Первая картина в сэнто, изображающая Фудзи, написанная Кавагоэ Косиро (фотография предоставлена Матидой Синобу)

Кроме того, во внутреннем дворике часто устроен пруд с карпами. Это связано с благопожелательным символизмом карпов. В банях можно увидеть также картины тайру-э (картины на кафеле), которые почти все изготовлены в керамических мастерских Кутани в центральной части Японии.

общественная баня в японии. Смотреть фото общественная баня в японии. Смотреть картинку общественная баня в японии. Картинка про общественная баня в японии. Фото общественная баня в японии Картины на кафеле – одно из визуальных удовольствий сэнто. Часто изображают карпов, поскольку они имеют благопожелательное значение. Эта картина сфотографирована в сэнто «Ниндзин-но ю» в преф. Исикава, сейчас уже не работающем

Выше мы привели особенности токийских сэнто, и все их общие черты не связаны непосредственно с купанием. Почему же за них так держатся и тратят на это средства? Возможно, это коренится в традиционной эдоской приверженности к показному эффекту, стремлению щегольнуть, но также, думаю, дело и в том, что они играли роль заведений, где можно отдыхать душой благодаря завораживающим смелым визуальным эффектам и устройству пространства, уводящего от повседневности.

В пользу этого предположения говорит и «китайский» стиль изогнутых крыш передней части здания – такой стиль, характерный для храмов, как бы указывает на то, что здесь находится вход в буддийский рай, Чистую землю Крайней радости. Именно из-за таких ассоциаций этот стиль, использующийся при строительстве храмов и святилищ, применялся, например, и в дизайне катафалков, и в «весёлых кварталах».

общественная баня в японии. Смотреть фото общественная баня в японии. Смотреть картинку общественная баня в японии. Картинка про общественная баня в японии. Фото общественная баня в японии Сэнто «Дайкокую», иногда назывемое «королём сэнто», в токийском районе Адати. Главный вход сейчас не используется, заходят через вход в правой части здания, не вошедшей в фотографию

общественная баня в японии. Смотреть фото общественная баня в японии. Смотреть картинку общественная баня в японии. Картинка про общественная баня в японии. Фото общественная баня в японии Изогнутая крыша сэнто «Акэбоною» в Асакусе, район Дайто. Над входом высажены глицинии, которые в мае покрываются цветами

Сэнто в наши дни: сплав традиций и современности

Количество сэнто в наши дни, однако, уменьшилось, и сейчас составляет всего около 4000 – менее четверти от максимального количества в прошлом, о котором мы говорили выше. Важнейшей причиной этого стало распространение домашних ванн.

При этом, наоборот, всё больше становится сэнто нового типа, которые называют «супер-сэнто». Разница между сэнто и «супер-сэнто» заключается в цене. Верхний предел цены за посещение обычных сэнто устанавливается постановлениями местных органов власти, «супер-сэнто» же сами устанавливают цены и работают в условиях свободной конкуренции, они больше, в них бывает ресторанная зона, парковки. «Супер-сэнто» устроены так, чтобы в них можно было проводить долгое время всей семьёй.

В последнее время обычные сэнто всё чаще перестраивают. Такие бани становятся заведениями типа «супер-сэнто» и процветают благодаря притоку посетителей.

Их называют «дизайнерские сэнто», у них уже современный внешний дизайн и лобби со стойкой регистрации, они непохожи на выстроенные в стиле мия-дзукури старые купальни с дежурными-бандай, и могут порадовать молодых посетителей. Только за счёт смены системы бандай на регистрационную стойку туда стало приходить больше женщин. Особенность этих «дизайнерских сэнто» состоит в сохранении традиционных элементов и оригинальной перепланировке внешнего и внутреннего пространства в соответствии с новой концепцией.

Во многих таких сэнто устроены бассейны под открытым небом, сауны и прочие удобства, а в лобби можно выпить пива. Если после ванн, распарившись, выпить кофе с молоком или пива, можно почувствовать себя по-настоящему отдохнувшим.

Кроме того, «супер-сэнто» часто приходится сворачивать бизнес, если он не приносит ощутимую прибыль, в то время как обычные сэнто считаются общественными купальнями и могут получать дотации от государства. Также хочется отметить те всевозможные усилия, которые они прикладывают к тому, чтобы продолжать своё дело.

Нет, наверное, другой страны, где бы так любили купания. Возможно, дело не только в жарком и влажном климате и обилии водных ресурсов, но и в том, что японцы погружаются в горячую воду и для того, чтобы смыть грязь с тела, и чтобы очистить душу от накипи мира страстей.

Фотография к заголовку: Сэнто «Суэхирою» в токийском районе Кацусика. В мужском отделении – картина на кафеле в стиле укиё-э (фотографии предоставлены автором статьи)

(Статья на японском языке опубликована 25 апреля 2017 г.)

Источник

Сэнто в Японии — традиция уходящего прошлого

С энто — это уникальная часть японской культуры и один из лучших способов борьбы с зимним холодом. Сэнто баня в Японии по-прежнему имеет своих постоянных поклонников: здесь нет суеты, цены вполне доступны, а большинство посетителей — старые знакомые. Скорее всего, самое главное в сэнто для местных жителей, это возможность полностью расслабиться, снять стресс и даже познакомиться с новыми людьми. Чем является для Японии сэнто? Каковы правила поведения, пользования и особенности традиционной общественной японской бани?

От индийских монахов и самураев до наших времён

Сэнто, как следует из названия (銭 湯 — «деньги и горячая вода»), являются просто общественными банями, где клиенты платят за пользование ваннами. В отличие от широко известных онсэн, где используется вода из горячих природных источников, вода в сэнто обычно не отличается от той, которая течёт из крана у нас дома.

Хотя некоторые заведения, ориентируясь на богатых клиентов, вносят в интерьер и обслуживание отдельные элементы роскоши, сэнто, как и много лет назад, прежде всего простое место для помывки и расслабления, без излишеств, без претензий на утончённость.

В отличии от сэнто, онсэн часто расположены среди красивейших природных пейзажей, тщательно доработанных под руководством опытных дизайнеров по ландшафту и интерьеру, излучают успокаивающую грацию и пронизаны гармонией. А японская баня сэнто, с другой стороны, часто размещается в зданиях, которые выглядят совсем не презентабельно. Но, конечно, есть много исключений.

общественная баня в японии. Смотреть фото общественная баня в японии. Смотреть картинку общественная баня в японии. Картинка про общественная баня в японии. Фото общественная баня в японии Гравюра с изображением общественной бани Японии в конце девятнадцатого века

Говорят, что японские сэнто берут своё начало из традиций буддийских храмов Китая, которые в свою очередь пришли из храмов Индии. О сэнто в Японии было известно уже в эпоху Нара (710-794), в то время когда страна получила новое название вместо старого «Ямато». Первоначально распространение сэнто было ограничено стенами храмов, и только в период Камакура (1185-1333) такое принятие ванн постепенно стало более привычным аспектом повседневной жизни для большинства.

Многие из элементов дизайна, которые можно увидеть в сегодняшних заведениях, такие как широкие входы, высокие сводчатые потолки и ванны, встроенные в пол, были введены во время суровой модернизации в эпоху Мэйдзи (1868-1912) (если смотрели фильм «Последний самурай» в главной роли с Томом Крузом, то эта эпоха Вам должна быть приблизительно понятна).

общественная баня в японии. Смотреть фото общественная баня в японии. Смотреть картинку общественная баня в японии. Картинка про общественная баня в японии. Фото общественная баня в японии

Всё что нужно знать о японских источниках Онсэн

общественная баня в японии. Смотреть фото общественная баня в японии. Смотреть картинку общественная баня в японии. Картинка про общественная баня в японии. Фото общественная баня в японии

Семь популярных общественных саун в Хельсинки

Сегодня, чтобы пережить естественные изменения в технологиях, демографии, вкусах людей, которые происходят на протяжении долгих лет, многим заведениям сэнто приходится вносить коррективы в свою деятельность.

Так, некоторые бани подчеркивают свою традиционность, обращаясь к тем клиентам, которые хотят почувствовать дух ушедших времён, другие переименовывают себя в онсэн для привлечения более молодой и более модной клиентуры. Третьи позиционируют себя как «супер сэнто» — крупные банные комплексы, предлагающие разнообразные услуги, такие как лечебные ванны, массаж, джакузи и финские сауны. Некоторые бывшие мытейные заведения были даже переоборудованы под ретро-кафе или художественные галереи.

общественная баня в японии. Смотреть фото общественная баня в японии. Смотреть картинку общественная баня в японии. Картинка про общественная баня в японии. Фото общественная баня в японии Действующая сэнто баня в Асакуре, одном из кварталов Токио в специальном районе Тайто

Какова бы не была судьба общественных бань в дальнейшем, сегодня по-прежнему существует не мало приверженцев этого публичного вида гигиенических процедур.

Кроме самих японцев несомненной притягательностью сэнто стали обладать и для приезжих из других стран. Для них это не только, и не столько гигиеническая процедура, но и возможность лично прикоснуться к многовековой культурной традиции загадочной Страны восходящего солнца.

Совершенно верно, японская баня сэнто — это не просто место для мытья и отдыха. И если Вы решите приобщится к традициям, очень важно обратить пристальное внимание на минимальные требования общих правил и этикета. Они не сложные, но выполнять их нужно обязательно.

Правила посещения и поведения в сэнто

Все общественные бани такого типа разделены по половому признаку и Вы не встретите в них совместного использования. В небольших заведениях двери для раздельного входа мужчин и женщин могут быть установлены сразу на входе с улицы.

Убедитесь, что вы прошли через правильную дверь: мужчина — (男 の 湯), женщина — (女 の 湯). У больших бань может быть общий парадный вход — женкан (玄関) и стойка регистрация перед разделением путей для мужчин и женщин.

общественная баня в японии. Смотреть фото общественная баня в японии. Смотреть картинку общественная баня в японии. Картинка про общественная баня в японии. Фото общественная баня в японии Раздельный ход для женщин (слева) и для мужчин (справа)

Сразу после входа в помещение нужно разуться и поставить обувь в специальный шкафчик. Далее Вы должны оплатить посещении бани. Чаще всего деньги необходимо передать кассиру, который располагается сразу за входом. В крупных и новых заведениях возможно наличие автомата для продажи билетов.

общественная баня в японии. Смотреть фото общественная баня в японии. Смотреть картинку общественная баня в японии. Картинка про общественная баня в японии. Фото общественная баня в японии Шкаф для обуви посетителей расположен сразу после входа

Стоимость билета, как правило, различная для взрослых, детей до 12 лет и пенсионеров и в среднем составляет от ¥ 70 до ¥ 440, что в рублях примерно означает всего лишь от 40 до 230 рублей за билет! Сравните со стоимостью посещения общественных саун в Хельсинки и Вы уведите разницу. Хотя… сравнивать классическую финскую дымную баню на дровах и сэнто совсем не правильно! Но, двигаемся дальше…

общественная баня в японии. Смотреть фото общественная баня в японии. Смотреть картинку общественная баня в японии. Картинка про общественная баня в японии. Фото общественная баня в японии Оплата за пользование услугами осуществляется при входе

В комнате для переодевания снимите свою одежду и положите её в шкафчик. Почти всё, что вам нужно с этого момента — это только полотенце. Некоторые заведения предоставляют возможность бесплатно пользоваться мылом, шампунем и другими средствами личной гигиены. В иных Вам нужно будет принести всё с собой либо приобрести на месте. Удостоверьтесь, что у Вас всё это есть в наличии, прежде чем отправиться дальше.

общественная баня в японии. Смотреть фото общественная баня в японии. Смотреть картинку общественная баня в японии. Картинка про общественная баня в японии. Фото общественная баня в японии Помещение для принятия душа чаще всего совмещено с помещением для принятия ванн

Пройдите через раздвижную дверь в зону купания и примите душ с использованием мыла или шампуня. Отдельные кабинки для душа не предусмотрены, а сам душ принимается сидя на специальном табурете. Если есть необходимость используйте один из тазиков находящихся там же.

общественная баня в японии. Смотреть фото общественная баня в японии. Смотреть картинку общественная баня в японии. Картинка про общественная баня в японии. Фото общественная баня в японии Только перегородка отделяет мужскую половину от женской

По окончании процедуры убедитесь, что на Вас не осталось следов мыла или шампуня и не забудьте ополоснуть табурет на котором сидели. На нём не должно быть пены от мыла или волос. Во время процедуры избегайте излишних брызг воды и следите чтобы пена от моющих средств не попадала на Ваших соседей.

общественная баня в японии. Смотреть фото общественная баня в японии. Смотреть картинку общественная баня в японии. Картинка про общественная баня в японии. Фото общественная баня в японии Общественная баня в городе Фукуока — мужское отделение

Теперь можно пройти в ванную, и сделать то, за чем Вы собственно суда и пришли — расслабиться. Однако, и здесь необходимо придерживаться нескольких простых правил. Как вести себя в сэнто соблюдая традиции? Принимая ванну в сэнто помните следующее:

Периодически Вы можете выходить из ванны и расслабляться вне воды. Однако, еда и питьё в помывочном отделении не приняты.

общественная баня в японии. Смотреть фото общественная баня в японии. Смотреть картинку общественная баня в японии. Картинка про общественная баня в японии. Фото общественная баня в японии Место и время для полного расслабления

Когда вы закончите все процедуры, перед тем как войти в раздевалку хорошенько вытрите себя, чтобы пол не стал мокрым от стекающей с Вас воды. Не спеша оденьтесь и теперь можно двигаться к выходу. По пути, для восстановления водного баланса, выпейте что-нибудь. Многие считают классикой холодное кофейное молоко в стеклянных бутылочках.

общественная баня в японии. Смотреть фото общественная баня в японии. Смотреть картинку общественная баня в японии. Картинка про общественная баня в японии. Фото общественная баня в японии Холодное молоко (соевое или кофейное) в стеклянных бутылочках традиционный напиток после водных процедур

Управляющая сэнто «Нишикоен Йокуджо» Руми Суемасу в города Фукуока так охарактеризовала сэнто в целом:

…«Сэнто полностью открытое для всех место для расслабления и здесь не имеют значение возраст, имя, происхождение или национальность»…

И эта фраза вполне логична и естественна, а звучит при этом реально знакомо.

общественная баня в японии. Смотреть фото общественная баня в японии. Смотреть картинку общественная баня в японии. Картинка про общественная баня в японии. Фото общественная баня в японии Женское отделение, как две капли похоже на мужское

Хотя, сказав это, Руми вряд ли подозревала, что её слова так похожи на мысль, высказанную хозяйкой Кауриланской сауны Саарой Лехтонен из Хельсинки о финский бане, или смысл известных русских поговорок: «В бане все равны» или «В бане нет генералов». Но в одном она безусловно права. Сэнто — неотъемлемая часть японской культурной традиции, ознакомиться с которой должен любой путешественник прибывший в Страну восходящего солнца.

Источник

Японские бани, история.

Из самых ранних письменных свидетельств известно, что еще в древности (веке этак в VI–VII) японцы уже точно знали о целебной полезности горячих с минеральными добавками ванн и не отказывали себе в омовениях в естественных горячих источниках. Каковых, между прочим, на территории архипелага (ввиду его геологической молодости) насчитывается более двадцати тысяч!

Известно, какое внимание уделял буддизм (а он получил распространение в синтоистско-языческой Японии с середины VI века) «банному делу». Дело в том, что буддийские статуи, несмотря на обилие под небом Японии атмосферных осадков, положено регулярно протирать теплой водой. Поэтому во всех крупных храмах было принято строить специальный павильон для кипячения воды. Это помещение использовалось монахами также и под баню — считалось, что вода, кроме собственно грязи, смывает также и грехи.

О святых рассказывают, что они, умея в точности предугадать день своей смерти, всегда перед нею омывали свое тело горячей водой. Указывается также, что тело этих святых издавало после смерти какой-то удивительный аромат.

Еще в VIII веке Комё, супруга тогдашнего императора, распорядилась устроить баню сразу для тысячи обитателей столичного города Нара. А уж потом вслед за ней и другие правители устремились добродетели таким образом накапливать.

Легенды повествуют и о существовании несколько курьезной и одновременно трогательной практики. Называлась она «гусиная баня». Происхождение этого термина таково. Дело в том, что дикие гуси с наступлением осени устремляются с севера на юг. При этом им приходится преодолевать большие водные пространства. Поэтому будто бы летят они с ветками, зажатыми в клюве. Когда гусей одолевает усталость, они бросают эти ветки на воду и какое-то время отдыхают на них.

Достигнув места зимовки, они оставляют ветки на морском берегу, с тем чтобы снова забрать их весной при обратном перелете. Однако часть их остается неразобранной, а это означает, что некоторые из птиц за зиму все-таки погибли.

Поэтому местные жители собирают на берегу эти веточки и топят ими баню, что и приравнивается к буддийской поминальной службе по погибшим птицам. В буддизме ведь что хорошо: он не делает большой разницы между «царем природы» и другими обитателями этой монархии — каждый достоин поминовения.

Нужно сказать, что бани раннего времени, расположенные на территориях буддийских храмов, по своей конструктивной идее несколько походили на русские (в Японии, однако, считается, что на корейские).

Правда, в этих банях не столько мылись, сколько парились. При этом пар мог поступать как из огромного чана, расположенного в самом помещении, так и нагнетаться туда по трубам из внешнего источника.

Бывало, для получения пара кипяток лили и на камни. Последовательность же действий была такая: сначала париться (то есть дождаться, когда размягчится грязь, покрывающая кожу), а уже потом «соскребать» ее ногтями, полотняной салфеткой или мешочком, наполненным рисовой соломой. Воды, при этом старались использовать по минимуму, и потому такой способ «омовения» назывался «пустым», как бы «безводным», или «сухим».

Точно известно, что за это удовольствие люди платили деньги уже в самом начале XIV века. На рисунках этого времени, сделанных на ширмах и веерах, виден крытый соломой дом, изрядно забитый людьми с деревянными шайками. Похоже, «сфера обслуживания», которой так знаменита нынешняя Япония, была достаточно развита и в то далекое время: возле клиентов присутствуют банщицы, трущие им спину.

Если читатель приглядится к предлагаемому рисунку, то в глубине помещения можно увидеть и саму парную. Вход (а точнее сказать — лаз) в нее для сохранения тепла был сделан очень маленьким. Такой тип бань назывался «гранатовым».

В этом названии заключены две идеи. Во-первых, в парилку набивалось людей столько, что они походили на зернышки граната, заключенные в оболочку плода. И, во-вторых, в то время с помощью кислого гранатового сока «отмывали» от патины японские бронзовые зеркала.

Но по-настоящему широкое распространение бани получили уже в XVII веке, когда после бесконечных войн и усобиц наступило мирное время, и когда уже можно было спокойно подумать не только о том, как бы спасти свою шкуру, но и о том, как содержать ее в надлежащей чистоте. Именно тогда появляются публичные бани с бассейном, наполненным горячей водой, но зато лишенные парной.

Перед тем как залезть в этот действительно публичный, многолюдный сидячий бассейн с непривычно горячей для европейца водой, посетитель должен был сначала как следует вымыться с помощью тех же самых деревянных шаек (вот, оказывается, с каких пор идет этот обычай!).

Интересно, что можно было прийти со своей посудиной, а можно было и заказать таковую в бане. После того как она бывала изготовлена, на ней писалось имя клиента. Приходя в баню, он пользовался своей, именной посудиной, которая отныне находилась там на постоянном хранении.

Если же ты захотел помыть не только тело, но и голову, то за это бралась отдельная плата — воды-то, естественно, уходило больше. Дело, правда, было не только в самой воде, но и в ее подогреве. Топили в бане исключительно дровами, а их ведь еще надо было нарубить и с гор привезти.

Что ж, японцы поступали вполне честно, ведь и сама такая баня называлась сэнто — «платный кипяток». Мытье спины банщицей или банщиком тоже требовало дополнительного расхода.

Толковых вытяжек не было, окон — тоже. Над бассейном клубился густой пар, видно ничего не было — ни женщину, ни мужчину, ни того, в чистую ли воду пришлось тебе погрузиться

Бани были предназначены не просто для мытья, но и для праздного времяпрепровождения и всяческого «разговору» — нечто вроде клуба.

Бани работали с шести утра до шести вечера. В то время они еще не были разделены на мужскую и женскую половины.

Сёгуны время от времени издавали сердитые указы, запрещающие такие вольности, но по тому, сколько этих указов было выпущено, можно сделать вывод, что они не производили должного впечатления.

Так, например, поскольку лучшая часть японского общества предпочитала ходить в баню во второй половине дня, когда домашние дела уже завершены, то прыткая молодежь к этому времени уже была наготове, предлагая девушкам «потереть спинку». И довольно часто ответ, как это ни странно, оказывался положительным.

Немногочисленные европейцы, которых судьба заносила в Японию, с приличествующим порядочному христианину ужасом перед любым проявлением телесного единогласно отмечали непозволительное бесстыдство, наблюдаемое ими в банях. И еще их неприятно удивляла температура воды.

Японцы же, в свою очередь, сильно укрепили свою аргументацию в деле обоснования варварской природы европейцев, когда прознали, что Таунсенд Харрис, первый американский консул в Японии, принимает по утрам холодную (!) ванну.

После помывки чистые теперь уже клиенты несли свои распаренные и полуодетые тела на второй этаж (туда, в отличие от помывочной, допускались только мужчины). Там к их услугам были чай, сакэ, всяческие настольные игры и, конечно же, собеседники.

А если тебя больше устраивало женское общество, то можно было пригласить и «банную девушку», которая умела и петь, и танцевать, и стихи читать, и, в общем, знала, чем развлечь скучающего гостя. Конечно, не во всех банях эти девушки были, но очень во многих.

Банных «девочек» называли по-разному. Одних, подороже, — «львицами». Подходя к потенциальному клиенту, они обращались к нему так: «Что ж ты с ружьем на охоту вышел, а ни разу не выстрелил?» Среди «львиц» были и такие, что даже позволяли себе отказывать, если мужчина по какой-то причине был им не люб. Женщин же поплоше, безотказных, звали «чайной пылью».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *