Общешкольное родительское собрание что это такое
Общешкольные родительские собрания
Общешкольные родительские собрания – это наиважнейшее партнерство школьного коллектива с родителями обучающихся
Создания ситуации успеха – это партнерство с родителями в создание психолого-педагогических условий развития детей
Родительская компетентность очень важная часть самореализации взрослого человека. Компетентный родитель – это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувства страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять. Это человек, который знает, что если не помогает одно – надо пробовать другое. Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, учиться.
Психолого-педагогическое сопровождение семьи – это создание условий профессионалами школы, направленных на оказание превентивной и оперативной помощи родителям в решении их индивидуальных проблем, на развитие родительской компетентности.
Еще недавно для успешного родительства было вполне достаточно стихийных педагогичес¬ких знаний. Сейчас нынешнему поколению родителей требуется более глубокая психолого-педагогическая компетентность в вопросах воспитания,
Когда говорят о родительской компетентности, имеют в виду компетентность, под которой понимают:
— знания, умения, навыки и способы выполнять педагогические функции в соответствии с принятым в социуме в конкретный исторический момент нормами, стандартами, требованиями;
— способность понимать потребности ребёнка и создать условия для их разумного удовлетворения;
— способность сознательно планировать образование ребенка и вхождение во взрослую жизнь в соответствии с материальным достатком семьи, способностями ребёнка и социальной ситуацией.
— возможности создания условий, в которых дети чувствуют себя в относительной безопасности, получая поддержку взрослого в развитии и обеспечении необходимым в этом
— наличие у родителей знаний, умений и опыта в области воспитания ребенка
В практике работы школы должны сложиться методы работы с родителями по повышению их родительской компетентности. Все они довольно хорошо раскрыты в педагогической литературе, но в большинстве своем эти методы направлены на информационную составляющую компетентности, на формирование знаний о ребенке и методах, а нужно идти от информирования родителей дальше, к формированию у них умений, способностей решать бытовые и другие проблемы семьи с участием детей на психолого-педагогическом (значит научном) уровне.
На наш взгляд, задаче повышения родительской компетентности будут такие формы работы как:
— Семинар педагогических знаний;
— Практикумы решения с родителями трудных детей ситуационных
— Дни открытых дверей со встречами с заслуженными педагогами;
— Индивидуальные тематические консультации;
— Родительские вечера с просмотром фильмов, флешмобов,
Общешкольные родительские собрания – это наиважнейшее партнерство школьного коллектива с родителями обучающихся. Например:
ОБЩЕШКОЛЬНЫЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ
в МКОУ « Центр образования» ИМРСК в 2016-2017 учебном году
Заместитель директора по УВР Директор школы
___________ Г.В. Педашенко ____________ Ю.Г.Горлов
Чем полезны общешкольные родительские собрания?
Родительские собрания в современных школах можно воспринимать по-разному. Для кого-то это ярмарка тщеславия, для кого-то дамский клуб с редким вкраплением случайно забредших туда пап, но чаще всего мы, если уж все-таки дошли туда, стараемся решить конкретные вопросы.
В самом начале школьной детской эпопеи родительские собрания вызывают трепет и чувство сопричастности ко всему, к чему так долго и нервно готовились. Потом уже понимаешь, что большая часть вопросов, касающихся именно твоего ребенка, решается индивидуально и в разговорах с учителем или руководством школы. Интерес спадает где-то в среднем звене и резко возрастает в старших классах. Особенно в 9 и 11 — уж очень много общих вопросов возникает. Что-то может действительно пригодиться.
Родительские собрания в классах могут проводиться один раз в четверть. Иногда чаще, особенно в случае каких-то серьезных ситуаций в классе. Иногда реже, раз в полугодие. Последнее, как правило, зависит от активности классного руководителя и общей политики школьного руководства по этому вопросу.
Собрания в классах в начале и в конце учебного года, как правило, совпадают с общешкольными родительскими собраниями, когда руководство любимого (или нелюбимого, как получается) учебного заведения что-то вещает для одной или нескольких учебных параллелей. Такие собрания могут быть организованы по-разному. Где-то приглашаются представители классов, а где-то явка для всех родителей как бы обязательна. Приходят далеко не все, но информация с таких собраний доводится до большинства родителей намного быстрее.
Не все директора (завучи ) умеют красиво и грамотно говорить. Ну куда деваться. Кто-то трелями льет воду, а кто-то просто зачитывает сухие факты и показывает картинки с графиками и диаграммами достижений. Последний вариант сильно экономит такое ценное вечернее послерабочее время. Но именно на таких встречах можно узнать «как мы всех победили», сколько в школе отличников и победителей олимпиад, какие места мы заняли, сколько денег дали и сколько собрали, куда все это утекло и как всем стало хорошо. Можно ерничать по этому поводу, а можно получить более-менее реальную картину из серии «как обстоят дела». родители имеют неплохую возможность увидеть учебное заведение, которое покоряют их отпрыски, глазами тех, кто это покорение делает более-менее сносным.
Другой момент именно общешкольных собраний — до сведения родителей могут быть доведены новые документы, касающиеся всей школы или образования в целом. Не факт, что вам это именно сейчас интересно, но руководству-то куда деваться? Им положено довести до сведения, и все. Помнится, в прошлые годы нам много рассказывали о внутришкольной безопасности — какая и по каким документам она должна быть, какая получилась в этом году и в прошлом, и про кнопки, и про заборы вокруг школы. То, что сделалось в итоге, хоть и не создало крепость вокруг каждого конкретного ребенка, но порядка в школе точно добавило.
Еще можно узнать общее направление внутришкольной политики по отношению к конкретной учебной параллели. Администрация пытается создать определенный рабочий настрой на весь учебный год (особенно в его начале). Например, в этом году родителям первоклассников могут быть разъяснены новые учебные стандарты, по которым будут обучаться их детки. Или с родителями старшеклассников будут обсуждены результаты последних ЕГЭ и поступлений выпускников школы в вузы. Тоже ориентир и показатель для родителей. Вполне стоит того, чтобы посетить такое мероприятие.
Не очень часто, но встречаются тематические общешкольные собрания (детское чтение, нравственное воспитание, традиции семьи, здоровый образ жизни, питание ). Дело вроде бы полезное, но, как правило, особого интереса и энтузиазма в плане посещения не вызывает. Руководители школ это прекрасно знают и время на это особенно не тратят. Так что можно не бояться.
Обязательный момент — школьная администрация в лице вещающего обязательно обратится к родителям со следующими вопросами:
Внешний вид детей. Это всегда весело и грустно в одном флаконе. С одной стороны — детская свобода и самовыражение, с другой — желание видеть ребенка в нормальном виде. С мальчиками почему-то вопросов всегда меньше, чем с девочками.
Родители, следите за домашними заданиями детей, и чтобы они их чаще делали, чем не делали.
Курение и алкоголь вредны, и все, в том числе родители, это знают, но почему-то школу обязательно дергают по этим поводам. Всяко бывает, но на самом деле бывает чаще, чем кажется и знается со стороны.
Большое спасибо родителям за… — тут уж у кого как получается. Как правило, за денежки и просто за реальную помощь школе.
Главный минус общешкольных собраний — многое повторяется из года в год и постепенно становится просто неинтересным. Пик родительского невнимания приходится, как правило, на середину учебного года и на собрания в среднем звене. Но именно на общешкольных родительских собраниях сама школа пытается повернуться лицом к родителям. А тут уж им и самим теряться не надо.
Есть масса вопросов, важных для конкретной семьи, но касающихся очень многих деток. Тот же вопрос со школьным питанием, например. Или вопросы организации групп продленного дня. Наличие второй смены — это всегда «полна коробочка» вопросов. Если задать такой вопрос, а он может быть поддержан очень многими родителями, которые просто стесняются задать его руководству школы, то можно напрямую получить конкретный ответ. И не ждать, когда классный руководитель дойдет до директора, поговорит, а потом что-то сообщит вам. А директору куда деваться? Сразу что может, то и ответит. И по реакции родителей сам поймет, в правильном он направлении двигается или не очень.
А еще можно в конце просто поймать директора и задать ему свой вопрос напрямую. Всякие ситуации бывают. Это реальная возможность их обсудить или решить.
Можно рассматривать общешкольные собрания как форму родительского самоуправления, но реальным это выглядит только в документах. Школа все равно будет подчиняться не воле родителей, а приказам, постановлениям и методическим рекомендациям вышестоящих органов управления. Когда у школы забирают здания бывших детских садиков, отданные ей когда-то под начальную школу, родителям хоть демонстрации устраивай — вопрос будет решаться так, как решается. А школа будет потом выкручиваться. Вот где пригождается родительское понимание школьных проблем и трудностей.
Общешкольные собрания — это непростой диалог. Мы чаще всего или равнодушны, или просто стеснительны. Или думаем, что уж мой-то вопрос точно бесполезно здесь обсуждать. Но ведь можно пойти подготовленным, с обдуманным вопросом. Можно добиться ответа на интересующий именно вас вопрос. Можно увидеть «лицо» школы своими глазами. И это далеко не всегда бесполезная информация.
А можно позвонить потом приятельнице из родительского комитета и все узнать за 5 минут дружеской беседы. Но любая информация всегда лучше из первых рук.
Родительское собрание.
Вернуться на страницу «Учителям»
(Методические материалы для классных руководителей)
1. Цели родительских собраний.
(по материалам журнала «Классный руководитель» №7, 2006 год. Степанов Е.Н., д.п.н., профессор, зав.кафедрой теории и методики воспитания Псковского ИПКРО)
Согласование, координация, интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно-чистой, физически здоровой личности ребенка.
Повышение педагогической культуры родителей.
Повышение активности в жизни класса.
Повышение ответственности за воспитание учащихся.
Повышение педагогической культуры родителей по конкретному вопросу.
Сплочение родительского коллектива.
Вовлечение пап и мам в подготовку конкретных мероприятий.
Выработка коллективных решений и единых треблваний к воспитанию детей.
Пропаганда успешного опыта семейного воспитания.
Профилактика неверных действий по отношению к своему сыну или дочери.
Подведение итогов совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей за полугодие, год.
2. Основные этапы подготовки и проведения собраний.
(по материалам журнала «Классный руководитель» №7, 2006 год. Степанов Е.Н., д.п.н., профессор, зав.кафедрой теории и методики воспитания Псковского ИПКРО)
Тема не должна быть случайной. Выбор определяется:
* целевыми ориентирами жизнедеятельности классного коллектива;
* закономерностями развития личности школьника;
* особенностями протекания процессов обучения и воспитания;
* логикой формирования педагогической культуры родителей;
* стратегией построения взаимоотношений школы и семьи.
Возможно определение тематики собраний не на один учебный год, а на 3-4 года. Ежегодно вносятся коррективы, но перспективное планировние помогает учителю системно строить взаимодействие с родителями.
II этап. Определение целей собрания.
III этап. Изучение научно-методической литературы.
Рассмотрение теоретических вопросов невозможно без обращения к научно-методической литературе. Можно перед собранием предложить родителям изучить некоторые публикации, сдеать выставку литературы для родителей.
IV этап. Проведение микроисследования.
Для получения дополнительной информации по той или иной проблеме целесообразно провести анкетирование и тестирование с небольшим количеством вопросов и заданий. Опытные педагоги считают важным участие членов родительского комитета в организации и анализе результатов исследования: оформлении диаграмм, схем, таблиц.
V этап. Определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов работы его участников.
VI этап. Приглашение на собрание родителей и других участников.
Родителей целесообразно пригласить дважды: за 2-3 недели до собрания, чтобы они смогли заранее запланировать свое участие, и за 3-4 дня с целью уточнения информации о дате и времени.
VII этап. Подготовка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям.
Решение – обязательный элемент родительского собрания. О нем, о его принятии часто забыают. Важно, чтобы каждое собрание имело последствие, направленное на совершенствование совместной воспитательной работы семьи и школы. Классный руководитель должен за 2-3 дня до собрания составить проект эго решения. Решение может быть:
* классическим – в виде перечня планируемых действий и участников ответственных за их осуществление;
* в форме рекомендаций или памяток для родителей.
VIII этап. Оборудование места собрания, оформление.
* Чистый и уютный кабинет.
* Выставки творческих работ учащихся (поделки, рисунки, фото, сочинения).
* Выставки научно-методической литературы по обсуждаемой проблеме.
* На доске – цветным мелом тема и эпиграф к собранию.
* Таблицы и диаграммы с результатами проведенных микроисследований.
* Плакаты с памятками для родителей.
* Расстановка столов, стульев – в соответствие с замыслом собрания.
* Бумага, карандаши, ручки.
Учитель встречает родителей при входе в кабинет. Предлагает ознакомиться с выставками литературы и творческих работ учащихся.
Родители занимают свои места.
Во вступительном слове классный руководитель оглашает повестку дня собрания, цели и задачи собрания, порядок совместной работы. Подчеркивает актуальность вопросов, представляет приглашенных.
Уже в первые минуты собрания родители должны быть заинтересованы, мобилизованы и готовы к активному участию в собрании.
Реализация главного замысла собрания. В этой части излагается наиболее важная информация, происходит ее коллективное обсуждение, совместный поиск путей и способов решения рассматриваемой проблемы.
Принятие решения. Анализ происшедшего на собрании. Дорабатывается предварительно подготовленный проект решения собрания и утверждается с поправками.
3. Элементы организации среды собрания.
(по материалам журнала «Классный руководитель» 2006-2008 годы.)
* Расстановка мебели (в соответствие с замыслом собрания).
* Эпиграфы к собранию.
* Видеозаписи о жизни класса.
* Выставка творческих работ учащихся.
* Выставка методической литературы.
4. Виды собраний.
(Капралова Р.М. «Работа кл. рук. с родителями»-методическое пособие)
Определяются по тем конкретным задачам, которые решаются на собрании
Организационные –составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей.
По плану всеобуча –осуществляется педагогическое просвещение родителей.
Тематические –посвящены обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся данного класса.
Итоговые –подведение итогов учебно – воспитательного процесса за определённый период, выявление положительных и отрицательных тенденций в жизни класса.
5. Формы собраний.
1. Информационная телепрограмма «Время» или «Вести» (Ж/Л «Кл. рук. №7 2006).
2. Традицонное собрание.
6. Продуктивная игра.
7. Психолого – педагогический всеобуч.
8. Творческий отчет.
9. Конференция отцов.
11. Родительские посиделки.
12. Час воросов и ответов.
13. Педагогическая мастерская.
14. Организационно-деятельностная игра.
15. Практикум (Степанов,Ж/Л Кл. рук.№7 2006).
16. Коллективный отдых родителей и детей.
21. Диспут (Скрипченко Т.И.Ж/Л Кл.рук. №7 2006).
(по материалам ж. «Северная Двина» №2 2006, Синельникова Е.Н., ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии АО ИППК РО)
При подготовке к конференции привлекаются родители, обладающие достаточной теоретической подготовкой, специалисты различного профиля. В ходе конференции идет ознакомление с опытом этих родителей по выстраиванию эффективных взаимоотношений с детьми. Это может быть конференция по обмену опытом в вопросах воспитания детей, а может быть, и конференция отцов, на которой можно обсудить роль отца в воспитании детей и рассмотреть примеры положительного взаимодействия отцов с детьми. Обычно в такой форме эффективно проходят общешкольные собрания или собрания одной параллели. Для классных конференций интересны такие темы: «Что является в вашей семье средством поощрения и наказания?», «Режим дня школьника. Каким ему быть?», «Семейные традиции».
При проведении деловой игры можно решать различные проблемы. Например, обсудить, каким должен быть современный выпускник школы (это может быть выпускник начальной, основной или средней школы), и что для этого должны сделать родители и педколлектив. Можно разработать программу развития школы (класса) на ближайшее время и определить функционал учителей и родителей для реализации этой программы; в рамках одного класса. Можно продумать проблему улучшения успеваемости учащихся и т.п. Методика проведения деловых игр достаточно проста: присутствующие родители и педагоги делятся на группы, в том числе должна быть предусмотрена группа экспертов. Перед ними ставится некая проблема, и группы ищут эффективные пути решения этой проблемы. В рамках деловой игры хорошо проходят тренинги родителей по развитию способностей решать различного рода конфликтные ситуации. В этом случае полезно подбирать ситуации из жизни класса, школы, решение которых помогло бы родителям приобрести личностный опыт. При этом выявляются «пробелы» в опыте родителей не только педагогические, но и правовые. Своевременное выявление таких пробелов позволит выстроить в дальнейшем программу просвещения родителей.
Эта форма предполагает обсуждение актуальной темы с привлечением компетентных специалистов. В данном случае важно не навязывать родителям каких-то «правильных» мнений, а постараться рассмотреть спектр мнений по затронутым вопросам. Основным достоинством таких собраний является развитие коммуникативных навыков у родителей, особенно у пассивной части. При проведении семинаров важно «не задавить» родителей авторитарностью, дать возможность им высказаться. Интересны родительские собрания, в ходе которых для активизации родителей педагог вовлекает их в дискуссии разного плана, например, «Хвалить ребенка вредно или полезно?», «Школа для образования или для воспитания детей?» и т.п.
Собрание в такой форме можно проводить как на базе одного класса, так и на параллели. При этом собрание целесообразно начать с небольшого выступления одного из руководителей школы, который дает общую информацию по теме консультации (учебной или воспитательной), и затем родители расходятся по разным классам, в которых их ожидают педагоги (это могут быть учителя, социальный педагог, психолог). Родители, переходя от одного педагога к другому, имеют возможность задать интересующие их вопросы о своем ребенке, получить квалифицированную консультацию. Родители, ожидающие своей очереди к педагогу, могут просмотреть классный журнал, познакомиться с творческими работами детей, с газетами, в которых ребята рассказывают о своей школьной жизни.
Родители могут посетить подготовленные для них открытые уроки, а потом принять участие в их обсуждении. Ценность таких собраний в том, что родители могут увидеть своего ребенка в деятельности учения, которую обычно не могут наблюдать. Тем самым получают бесценный опыт сравнения ребенка с ним же самим, только в разных ситуациях (в школе и дома). После собрания можно получить дополнительную консультацию учителя по интересующей проблеме.
Целесообразно при подготовке к такого рода собраниям проводить мониторинги по соответствующей теме и представлять результаты мониторингов в ходе собрания. Администрация, заинтересованная в повышении эффективности взаимодействия школы и родителей, организует для педагогов обучающие семинары по интерактивным формам, привлекая к этому компетентных специалистов. В таких же активных формах в учительских коллективах целесообразно проводить и педагогические советы, что тоже будет являться определенным тренингом для педагогов.
(по материалам ж. «Северная Двина» №2 2006, Панфилова Н.П.,
канд. пед. наук, заведующий кафедрой педагогики и психологии АО ИППК РО)
Стратегия проведения родительских собраний с использованием дискуссии предполагает следующее:
* Личность учителя (классного руководителя) выступает как ведущий элемент, но при этом он является не только провозвестником знаний, но и помощником в становлении позиции родителей.
* Изменяется характер управления, воздействия на родителей. Позиция авторитарной власти утрачивается, взамен ее устанавливается позиция демократического взаимодействия, сотрудничества, помощи, вдохновения, внимания к инициативе родителей, к становлению их собственной позиции в воспитании ребенка. Изменяется и позиция родителей, которые переориентируется с позиции слушателя на позицию активного участника воспитательного процесса.
* Формируется новый диалогический стиль коммуникабельной и интеллектуальной деятельности, новых способов социальных и межличностных взаимодействий.
* Отвергаются бесполезные знания ради знаний, на первое место выходят деятельность и личность. Сегодня требуется иной подход к отбору и структурированию содержания родительских собраний, на смену авторитарной педагогике должна прийти педагогика сотрудничества, когда родители становятся субъектом воспитательной деятельности наряду с учителем.
Организуя дискуссию, следует также помнить о требованиях к спору:
** Внимательное и доброжелательное отношение к высказываниям оппонентов: «Мне нравится ваша мысль, над ней следует хорошо подумать. »
** Открытость (восприимчивость) одной стороны для убедительных доводов другой. Это заставит и другую сторону быть более сговорчивой.
** Прием «Условное принятие доводов противника» позволяет избежать прямого опровержения точки зрения соперников в споре. Словно соглашаясь с доводами противника, мы выводим из его посылок сомнительное следствие, подводя к нужному выводу. Противник как бы опровергает собственные рассуждения.
Успех дискуссии во многом зависит от умений участников правильно оперировать понятиями и терминами, поэтому лучше вначале выделить основные понятия и тщательно отобрать термины. Если спорящие не договорились об определении сходных понятий, то вести дискуссию бесполезно.
При ведении дискуссии следует избегать приема «Довод к человеку», при котором вместо тезиса начинают обсуждать достоинства и недостатки человека, его выдвинувшего.
Грамотно организованные дискуссии способствуют формированию заинтересованного отношения к постановке и решению проблем, самостоятельного мышления; учат их объективности (умению принимать во внимание различные точки зрения); вырабатывают навыки корректной постановки проблемы обсуждения, обмена взглядами, идеями и мнениями по обсуждаемым вопросам. Участники дискуссии, сопоставляя противоречивые суждения, стараются прийти к единому суждению, таким образом, итог дискуссии не может сводиться к сумме высказанных на собрании точек зрения, он должен выражаться в более или менее объективном суждении, поддержанном большинством участников.
В соответствие с выбранной формой определяются этапы, способы и приемы работы участников родительского собрания. Правильно поступают те педагоги, которые стремятся разнообразить формы и способы организации мыслительной и практической деятельности родителей на собрании.
Общешкольное родительское собрание «Воспитание в семье и школе»
родительское собрание по теме «Воспитание в семье и в школе»
Просмотр содержимого документа
«Общешкольное родительское собрание «Воспитание в семье и школе»»
Общешкольное родительское собрание «Воспитание в семье и школе»
Цель: поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка.
Сформировать у родителей понимание необходимости тесного сотрудничества семьи со школой.
Сформировать у родителей интерес к совместной работе со школой по различным направлениям.
Добрый вечер всем! Я приветствую вас на родительском собрании. Эпиграфом к нашему собранию будут слова: «Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку: единение умов и рук, сосредоточение сил может стать почти всемогущим». Д.Уэбстер
Тема нашего родительского собрания звучит следующим образом «Воспитание в семье и школе». Сегодня мы с вами поговорим о наших детях, об их воспитании и роли семьи и школы в процессе воспитания.
Сейчас вы услышали тему, немного погрузились в жизнь школы. Давайте каждый из вас представится и скажет, чего он ждет от сегодняшнего собрания.
Предлагаю настроиться. Я говорю фразу, а вы громко отвечаете – да или нет.
Крикните громко и хором, друзья Деток своих все вы любите? (да)
С работы пришли, сил совсем нет,
Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)
Я вас понимаю… Как быть, господа?
О проблемах, успехах детей нужно вам знать? (да)
Родительский труд – очень тяжелый труд. Это пожалуй, самая трудная на свете душевная работа. Она требует сверхтерпения, самообуздания, пересиливания усталости. Я начну наше собрание с вопроса: Как вы думаете, почему родители и дети частенько ссорятся? Наверное, потому, что не понимают друг друга. Постараемся вместе разобраться.
А для начала давайте все вместе поиграем в игру “Помашите ручкой те, кто…”. Я буду называть какой-либо признак, если он подходит для вашей семьи, то вы встаете, если нет – остаетесь на месте. Давайте попробуем: Помашите ручкой те, у кого в семье растет один ребенок. Есть такие семьи?
У кого счастливая семья.
Кто считает себя строгими родителями.
Кто соблюдает семейные традиции и праздники.
У кого в семье только девочки.
Кто знает свою родословную до 4 колена.
Кто выезжает на природу, отдыхать всей семьей.
Кто считает своего ребенка непослушным.
У кого в семье растут одни мальчишки.
У кого полная гармония и взаимопонимание в семье.
Спасибо за активное участие.
Говорить о воспитании детей всегда трудно. На протяжении многих веков человечество серьёзным образом подходило к этому вопросу. Во главу угла ставились чётко сформулированные нравственные законы. Современная беда в том, что многие родители стоят к детям вполоборота, а порой и спиной к своему ребёнку.
Из семьи ребёнок несёт багаж знаний, культуры поведения, воспитанности и проносит его всю свою жизнь. Как ведут себя родители, такое поведение и у ребёнка. Он копирует поведение взрослых. Дети видят то, что родители хотят скрыть от них.
Ситуация. В субботу ребенок приходит со школы домой. Родители занимаются своими делами: мама стирает, папа читает газету.
Сын. Мам, я сегодня четверку получил.
Мама. Обед на плите, поешь.
Сын (идет к отцу). Пап, завтра в школе конференция пап, ты придешь?
Ребенок уходит к себе и созванивается с друзьями “Здорово Димон, давай сходим куда-нибудь. Хорошо, через пол часа, встречаемся на нашем месте. Позвони остальным”.
Сын. Я ухожу на тренировку в школу.
Мама. Долго не ходи.
Что явилось причиной таких взаимоотношений в данной семье, типичной для многих в наше время? К чему могут привести такие взаимоотношения в семье?
Взрослые часто забывают простую истину – если уж родили ребенка, надо и время для него найти. Ребенок, который все время слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди чужих людей родственные души. Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее количества), поговорите с ним. Ребенку это необходимо.
Тренинговое задание «Ребенок» (приглашается родитель)
— Возьмите в руки вот этого маленького человечка. Его зовут Петя. Проживите день с этим маленьким Петей.
— Утром мама подошла к Пете и стала его будить. Ему так не хотелось вставать, еще две минуточки он хотел поваляться в кровати. Мама стала кричать на ребенка за его непослушание. Пете стало так грустно, что его не понимают.
— Оторвите кусочек от мальчика.
— Но мальчик все же встал, умылся, надел новую рубашку и вышел к завтраку. Он подошел к папе, молча встал около него, ласково улыбнулся и покружился, чтобы папа оценил его наряд. Но папа не заметил новой рубашки, оттолкнул Петю, закричав на него, что тот не садится завтракать. На душе у Пети стало еще грустнее.
— Оторвите кусочек от мальчика.
— Позавтракав, Петя собрался и пошел в школу. По дороге в школу на него залаяла огромная собака. Она громко рычала, потом подбежала к мальчику и напрыгнула на него, но не укусила, лишь испачкала новую рубашку. Радости это Пете не прибавило.
— Оторвите кусочек от мальчика.
— На крыльце школы Петя встретил своего друга Ваську. Васька шел очень бодрый и веселый и вместо приветствия он сильно пнул портфель Пети так, что у портфеля оторвалась ручка. Наш Петя мужчина, а мужчины не плачут. Он сдержал слезы и пошел на урок.
— Оторвите кусочек от мальчика.
— А на уроке сегодня была контрольная работа. Петя так переволновался из-за всего произошедшего с ним с самого утра, что написал ее на двойку. Здесь настроение мальчика совсем упало.
— Оторвите кусочек от мальчика.
— Быстрыми шагами, в грязной рубашке, с портфелем без ручки и огромной двойкой шел Петя домой, он спешил, так как знал, что родителей нет дома. Всю дорогу он думал о том, что ему будет вечером за грязную рубашку, порванный портфель и двойку по математике. А вдруг мама с папой не заметят?! Сердце ребенка билось с такой силой и болью, что готово было выпрыгнуть из груди. Вот знакомая улица, дом, подъезд, этаж, квартира. Дверь была открыта, Петя страшно испугался – родители были дома. Он вошел, на пороге стояла мама.
— оторвите кусочек от мальчика.
А теперь посмотрите, что осталось от этого ребенка только за один день. Кто виноват в этом? И родители, и друзья, и школа и даже собака. А с чего начался день? Будьте внимательнее к своим детям, учитесь понимать их. Может лучше лишний раз не кричать, а просто тихо, ласково сказать, погладить и поцеловать. Это будет действеннее, чем окрики, толчки и пинки.
— Уважаемые родители, проанализируйте, пожалуйста, какое у вас было состояние во время проведения этого упражнения.
Наверное, в этом зале найдутся родители, чьи дети с начала учебного года не получили ни одной двойки? Одни пятёрки? Ни одной пятёрки? Чьи дети нашли новых друзей? Чьи дети ни разу ни с кем не поссорились? Чьих детей на каждом уроке хвалили? Те, у кого было всего и понемногу?
Вот видите, какие мы все разные! Каждый из нас уникален! Ярок! Интересен! Точно так же и наши классы. У каждого из них – своя история, своя изюминка и неповторимое лицо. Все они своеобразны и интересны по-своему. И на вопрос, какой класс в нашей школе самый лучший, вы ответите – наш! Я права? А у каждого класса есть самый замечательный классный руководитель, самые лучшие учителя.
Итак, давайте посмотрим, сколько же у нас классов…
Каждый учитель вместе со своими учениками участвует в олимпиадах и конкурсах.
-Кто знает, в каких олимпиадах, конкурсах, соревнованиях участвовал ваш ребѐнок. Каков результат?
Слайд-шоу «Наши успехи»
У каждого класса, у каждого ребёнка есть своё неповторимое «Я». Школа, Суроватихинский СЦКД, детская школа искусств предлагают проявить ребятам свои лучшие поэтические, музыкальные, хореографические, эстетические способности, умение дружить и объединяться для решения общего дела. А в итоге мы вместе участвуем, побеждаем, соревнуемся.
Вот так сегодня живет наша школа, наши дети вместе с нами учителями и вами, родители! Справедливы слова: «Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку: единение умов и рук, сосредоточение сил может стать почти всемогущим».
Педагогический коллектив, администрация школы благодарят вас, родители, за помощь, и мы надеемся на дальнейшее плодотворнейшее сотрудничество! Давайте наших детишек будем воспитывать вместе.
— повернитесь к соседу справа – улыбнитесь ему, соседу слева – улыбнитесь. Пожмите им руку. Произнесите «мы вместе» так, чтобы вас слышали только соседи. Только для себя. Так, чтобы слышала вся школа. Так, чтобы слышал весь наш поселок и наш район!
И только вместе мы сможем сделать нашу школу территорией успеха каждого.