Общеразвивающая программа в музыкальной школе что это

Общеразвивающие программы

— создание условий для музыкального образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития учащихся;

— воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности;

— приобретение учащимися начальных базовых знаний, умений и навыков исполнения музыкальных произведений в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями.

В программу обучения входят следующие дисциплины:

— класс музыкального инструмента с индивидуальным обучением по специальности;

— групповые занятиями по музыкально-теоретическим предметам (сольфеджио, музыкальная литература);

— класс хорового пения;

— ансамблевое музицирование (ансамбль, оркестр).

Дополнительные общеразвивающие разноуровневые общеобразовательные программы, соответствующие предпрофессиональным (инструментальное исполнительство, хоровое пение) состоят из трех уровней с разным сроком освоения:

Дополнительные общеразвивающие разноуровневые общеобразовательные программы, не соответствующие предпрофессиональным (академический вокал, сольное народное пение, эстрадно-джазовое пение) состоят из двух уровней с разным сроком освоения:

Каждый уровень является самостоятельным. По желанию, после окончания уровня можно окончить обучение (выдается сертификат о прохождении уровня) либо продолжить обучение на следующем уровне.
Для продолжения обучения по общеразвивающей программе следующего уровня требуется подать заявление о приеме на обучение в порядке, установленными правилами приема.

Обучение по дополнительным общеразвивающим общеобразовательным программам возможно как на бюджетной, так и на платной основе.

Источник

Дополнительное музыкальное образование детей в ДМШ и кружках

Дополнительное музыкальное образование дети могут получить в кружках и секциях домов творчества или дворцов культуры, специализированных студиях, частных досуговых центрах, но основные организации, занимающиеся подготовкой будущих профессионалов и просто художественно-эстетическим развитием подрастающего поколения, – это детские музыкальные школы (ДМШ) и школы искусств (ДШИ). Эти учреждения могут работать как самостоятельные единицы или входить в структуру вузов – консерваторий и институтов культуры.

Принципы обучения

Общеразвивающая программа в музыкальной школе что это. Смотреть фото Общеразвивающая программа в музыкальной школе что это. Смотреть картинку Общеразвивающая программа в музыкальной школе что это. Картинка про Общеразвивающая программа в музыкальной школе что это. Фото Общеразвивающая программа в музыкальной школе что это

Система дополнительного музыкального образования выполняет две главные задачи:

В соответствии с этими двумя задачами обучение музыке по дополнительным программам делится на предпрофессиональное и общеразвивающее.

Предпрофессиональное

Обучение по дополнительным предпрофессиональным программам ориентировано на подготовку будущих квалифицированных творческих и педагогических работников сферы искусств и ведется в ДМШ или ДШИ. Учеба построена по принципу непрерывности и преемственности (фактически это своего рода ранний предуниверсарий для тех, кто собирается поступать в музыкальные вузы) и состоит из взаимосвязанных последовательных этапов профессионального становления личности.

Все программы дополнительного предпрофессионального музыкального образования ДМШ и ДШИ разрабатывают с учетом ФГТ (федеральных государственных требований), утвержденных Минкультуры РФ. Учиться можно только очно на бюджетном или платном отделении. Количество бесплатных мест зависит от квот на прием, выделенных по распоряжению муниципальных управлений культуры.

Профили

Учебные предметы по предпрофессиональным программам должны вести специалисты со средним или высшим образованием по соответствующему профилю.

Аккредитацию ДМШ и ДШИ не проходят (для ведения дополнительной образовательной деятельности им достаточно лицензии), поэтому детям, освоившим предпрофессиональные программы, вручают свидетельства не государственного, а установленного музыкальными школами образца.

Общеразвивающее (любительское)

Работа по общеразвивающим программам нацелена на эстетическое воспитание детей, не стремящихся сделать музыку своей профессией. ФГТ на этот вид программ не распространяются – школы, центры искусств, кружки и студии разрабатывают их самостоятельно с учетом возрастных категорий и запросов желающих получить дополнительное общеразвивающее музыкальное образование разных профилей. Ориентиром, на который при составлении собственных программ опираются учебные заведения, служат рекомендации Министерства культуры, изложенные в Письме N 191-01-39/06-ГИ от 21.11.2013.

Программы

Обучение на любительском уровне может проходить по тем же предметам, что и на предпрофессиональном. Ориентировочный перечень общеразвивающих программ:

Классы раннего эстетического развития детей и подготовительные группы ДМШ организуют в основном для тех, кто хочет поступить в музыкальную школу. Продолжительность обучения в таких классах – 1 год.

Условия поступления и сроки обучения

Прием заявлений на поступление в музыкальную школу для обучения по предпрофессиональным программам проводится с 15.04 по 15.06. Если необходим дополнительный набор, его объявляют с 15.08 по 30.08. Возраст детей, которых принимают на бюджетное отделение, рассчитывают таким образом, чтобы к моменту окончания учебы выпускнику еще не исполнилось 18 лет.

Нормативные сроки обучения по уровням:

Последний, шестой (или девятый), год предусмотрен для особо одаренных детей, которые в дальнейшем хотят работать в области культуры и искусства, а потому готовятся к поступлению в профессиональные учебные заведения.

Программы/ ОтделениеВозраст (лет)Срок обучения (лет)
Предпрофессиональные6,58 (9)
8–105(6)
Общеразвивающие6–171–5
18–25
Подготовительное3–61
Платное3,5–25+Зависит от специальности

В соответствии с законом об образовании прием поступающих на все отделения происходит по результатам вступительных испытаний для выявления музыкальных способностей.

На отделение предпрофессионального образования детей принимают согласно регламенту, установленному приказом Министерства культуры РФ № 1145. Вступительные испытания для поступления на общеразвивающие и предпрофессиональные программы могут различаться. Школы самостоятельно устанавливают их формы.

ПрограммыКритерии
ОбщеразвивающиеСлух
Ритм
Память
ПредпрофессиональныеСлух — звуковысотная ориентация (воспроизведение)
Ритмическое восприятие
Ассоциативное восприятие
Зрительная, словесная память
Мышление
Воображение

Методы проверки способностей зависят от выбранной специальности. При поступлении на хоровое отделение попросят справку от фониатра, на струнное – проверят пластичность рук, а для игры на духовых инструментах важен правильный прикус. Отбор производит комиссия в составе не менее трех человек. В нее должны входить представители каждого отделения. Решение о зачислении принимает педагогический совет.

ДМШ и ДШИ дают дополнительное музыкальное образование высокого уровня. Получить его имеют право все, кто прошел вступительное прослушивание. Большинство выпускников в дальнейшем не станет профессиональными вокалистами или инструменталистами, но зато они будут настоящими любителями и искушенными ценителями музыкальных произведений разных жанров – и это очень важно, ведь для развития и вообще существования искусства нужны не только творцы, но и те, кто сможет по достоинству оценить их творения.

Источник

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

«МОНАСТЫРЩИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

в области музыкального искусства

На педагогическом совете Директор МБУДО

Протокол № 4 «Монастырщинская ДШИ»

От «30»августа 2019г. _____________Е.Л.Титова

Приказ № 42 от 10.09.2019г.

Дополнительная общеразвивающая программа

в области музыкального искусства

Нормативный срок обучения для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1 класс в возрасте с 6 лет до 17 лет может составлять 4 года (3 года 10 месяцев).

При наличии достаточного уровня развития творческих способностей детей, в образовательной организации может быть предусмотрен перевод с дополнительной общеразвивающей программы на дополнительную предпрофессиональную программу в области музыкального искусств.

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства составлена на основе рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ, в области искусств, разработанных Министерством культуры России 19.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.

Разработчик: Саврасова Т.А., заместитель директора по учебной работе.

На основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ детская школа искусств должна реализовывать два вида образовательных программ:

— дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств;

— дополнительные общеразвивающие программы в области искусств.

Задачей реализации предпрофессиональных общеобразовательных программ является подготовка обучающихся к получению дальнейшего профессионального образования. В то же время, в целях привлечения наибольшего количества детей к музыкальному образованию, детскими школами искусств, параллельно с предпрофессиональными, могут реализовываться общеразвивающие программы, основанные на принципах вариативности для различных возрастных категорий детей и молодёжи. Данные программы должны ориентироваться на доступность музыкального образования, развитие творческих способностей подрастающего поколения и формирования интереса к творческой деятельности.

При составлении образовательной организацией учебных планов общеразвивающих образовательных программ необходимо учитывать запросы и потребности обучающихся и их родителей (законных представителей). Рекомендуется формировать перечень учебных предметов, принимая во внимание особенности и уровень развития детей разных возрастных категорий.

В рамках дополнительных общеразвивающих программ в области музыкального искусства представлены учебные планы со сроками обучения 4 года, ориентированные на младшую и среднюю возрастные категории обучающихся, а так же на индивидуальный вектор эстетического развития детей.

В детских школа искусств общеразвивающие программы должны стать площадкой для педагогического эксперимента, опирающегося на лучшие традиции музыкального образования, и обеспечить качество образования, достаточное для перевода одаренных детей на обучение по предпрофессиональным общеобразовательным программа в области музыкального искусства.

3. Планируемые результаты.

4. Требования к результату освоения дополнительной общеразвивающей программы.

5. Требования к условиям реализации дополнительной общеразвивающей программы.

6. Документы, определяющие содержание и организацию образовательного процесса.

6.1. Учебный план (Приложение 1);

6.2. Календарный учебный график (Приложение 2);

6.3. Рабочие программы (Приложение 3).

7. Ресурсное обеспечение дополнительной общеразвивающей программы.

8. Оценочные материалы.

9. Методические материалы.

Дополнительная общеразвивающая программа (ДОП) в области музыкального искусства является системой учебно-методических документов, сформированной на основе рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области музыкального искусства, разработанных Министерством культуры России, которая может использоваться в учебном процессе в детской музыкальной школе или детской школе искусств, в части:

-компетентностной характеристики выпускника;

-содержания и организации образовательного процесса;

-ресурсного обеспечения реализации ДОП;

— итоговой аттестации обучающихся.

1.2. Цель разработки дополнительной общеразвивающей программы в области художественного искусства.

Целью разработки дополнительной общеразвивающей программы является методическое обеспечение реализации рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области музыкального искусства, разработанных Министерством культуры России в области искусств в детской музыкальной школе или детской школе искусств.

1.3 Характеристика дополнительной общеразвивающей программы.

Общая трудоемкость в часах: срок обучения 4 года – 815 ч.

Форма проведения занятий – индивидуальная, мелкогрупповая (от 2 до 10 человек), групповая (от 11 человек).

Продолжительность урока – 45 мин.;

Продолжительность учебных занятий с первого по четвёртый классы составляет 33 недели.

В учебном году предусматриваются осенние, зимние, весенние каникулы в объеме не менее 4 недель. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего образования.

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Результатом освоения общеразвивающей программы в области музыкального искусства является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

1. В области исполнительской подготовки:

— навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, коллективное исполнение);

— умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;

— умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;

— навыков публичных выступлений;

— навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности образовательной организации;

2. в области историко-теоретической подготовки:

— первичных знаний о музыкальных жанрах и основных стилистических направлениях;

— знаний лучших образцов мировой музыкальной культуры (творчество великих композиторов, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в области музыкального искусства);

— знаний основ музыкальной грамоты;

— знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;

— знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии.

4. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТУ ОСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ.

ПО.01.УП.01. Музыкальный инструмент (фортепиано, баян, аккордеон):

наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству;

знание в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара;

знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;

знание основных понятий профессиональной терминологии;

наличие умений по чтению с листа;

навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;

навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений;

знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для фортепианного дуэта, ансамбля народных инструментов) в соответствии с программными требованиями;

умение самостоятельно грамотно разучивать, технически свободно исполнять на синтезаторе произведения основных жанров и стилевых направлений;

умение читать с листа, играть в ансамбле и подбирать по слуху несложные музыкальные произведения;

уметь создавать несложные музыкальные произведения и аранжировки, используя технические средства клавишного синтезатора.

умение определять ладовую принадлежность нотного текста, основные музыкальные выразительные средства в контексте музыкального произведения;

знание основных элементов музыкального языка (звукоряд, лад, интервалы, аккорды);

знать основные принципы построения музыкальной ткани, типы изложения музыкального материала.

ПО.02.УП.02. Слушание музыки:

умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с произведениями других видов искусств;

знание понятия о звуке и его характеристиках;

знание понятия динамики и музыкальных интонаций;

знание простейших музыкальных форм и жанров.

ПО.02.УП.03. Музыкальная литература:

умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;

знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям.

5. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ.

Реализация дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства обеспечивается наличием качественного состава педагогических работников, имеющих среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, составляет не менее 10 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ДОП.

Непрерывность профессионального развития педагогических работников регулярно обеспечивается освоением дополнительных профессиональных образовательных программ (курсы повышения квалификации) в объеме не менее 72-х часов в образовательных организациях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности. К формам повышения квалификации преподавателей также относятся:

— присвоение почетного звания;

— получение звания лауреата международного или всероссийского конкурса.

Педагогические работники оценивают эффективность обучения предмету обучающихся, учитывая освоение ими знаний, овладение и применение полученных навыков, развитие познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.

Педагогические работники разрабатывают критерии оценок промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости обучающихся, итоговой аттестации с использованием способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий, вносят предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательной организации.

5.2. Методы и средства организации в реализации образовательного процесса.

Образовательная организация использует следующие методы и средства организации в реализации образовательного процесса:

— аудиторные занятия индивидуальные, групповые, мелкогрупповые. Количество обучающихся при групповой форме занятий – от 11 человек, мелкогрупповой форме – от 4 до 10 человек, при этом такие учебные предметы, как «Ансамбль», могут проводиться в мелкогрупповой форме от 2 человек;

— самостоятельная (домашняя) работа обучающихся;

— различные формы контроля успеваемости (зачеты, контрольные уроки, технические зачёты, академические концерты, послушивания, устные опросы, письменные работы, концертные выступления).

6. ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

План учебного процесса, составленный по предметным областям, включает в себя обязательную часть и предмет(ы) по выбору, последовательность их изучения. При формировании образовательной организацией перечня предметов по выбору образовательная организация руководствуется целями и задачами, а также знаниями и навыками обучающихся, указанными в рекомендациях по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств Министерства России.

Формирование образовательной организацией перечня предметов по выбору осуществляется с учётом лучших традиций музыкального образования, запросов и потребностей детей и их родителей (законных представителей).

Объем самостоятельной (домашней) работы обучающихся в неделю по учебным предметам определяется образовательной организацией самостоятельно с учетом параллельного освоения детьми общеобразовательных программ (программ начального общего, основного общего и среднего общего образования).

6.2 Календарный учебный график.

6.3 Рабочие программы

В программе представлены аннотации к программам учебных предметов предметных областей учебного плана. Аннотации позволяют получить представление о структуре и содержании самих программ.

7. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ.

Дополнительная общеразвивающая программа обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем учебным предметам.

Внеаудиторная (домашняя) работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана.

Библиотечный фонд образовательной организации укомплектовывается печатными или электронными изданиями, основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературой по всем учебным предметам. Библиотечный фонд помимо учебной литературы включает официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 20 обучающихся.

Материально-технические условия образовательной организации обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, предусмотренных данной дополнительной общеразвивающей программой в области музыкального искусства.

Материально-техническая база образовательной организации соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Соблюдаются своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.

8. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.

Требования и рекомендации к организации и учебно- методическому обеспечению текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации, разработке соответствующих фондов оценочных средств.

Оценка качества реализации дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

В качестве средств текущего контроля успеваемости используются контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, технические зачеты, академические концерты, прослушивания, концертные выступления. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных работ и зачетов. Контрольные работы и зачеты могут проходить в виде письменных работ, устных опросов, и тестов, исполнения концертных программ. Контрольные работы и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в соответствии с графиком образовательного процесса в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. При проведении промежуточной аттестации обучающихся устанавливается не более четырех зачетов в учебном году.

Образовательная организация разрабатывает критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся, итоговой аттестации. С этой целью создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно.

Фонды оценочных средств соответствуют целям и задачам дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства и ее учебному плану.

В результате обучения по дополнительной общеразвивающей программе в области музыкального искусства по показателям итоговой аттестации у обучающихся должны быть сформированы эстетические взгляды, нравственные установки и потребности общения с духовными ценностями, произведениями мирового музыкального искусства.

Формы итоговой аттестации обучающихся определяются образовательной организацией в соответствии с изученными предметами, установленными учебным планом:

— исполнение программы на музыкальном инструменте;

— ансамблевое (коллективное) музицирование;

— контрольная (экзаменационная) работа (устная, письменная) по основам музыкальной грамоты и др.

Результаты итоговой аттестации обучающихся оцениваются по пятибалльной шкале.

Требования к итоговой аттестации, формы, организация (создание комиссии), сроки, процедура и порядок проведения итоговой аттестации определяются образовательной организацией самостоятельно и регламентируются Положением о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе в области музыкального искусства.

9. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Аверьянова О.И. «Отечественная музыкальная литература XX века» Учебник для ДМТ (четвертый год обучения). М.: «Музыка», 2005

Акимов Ю. Школа игры на баяне. М., 1981

Акимов Ю., Гвоздев П. Прогрессивная Школа игры на баяне. Ч.1. М., 1975

Альбом начинающего баяниста. Вып. 18. Сост. А. Талакин. М., 1978

Альбом начинающего баяниста. Вып. 19. Сост. С. Павин. М., 1979

Албом начинающего баяниста. Вып. 23. Сост. М. Панин. М., 1981

Альбом начинающего баяниста. Вып. 25. М., 1981

Альбом начинающего баяниста. Вып. 3. Сост. Ф. Бушуев, А. Талакин. М., 1970

Агафонов О. За праздничным столом. Вып. 1, 2. М – Музыка 2004

Баян в музыкальной школе. Пьесы для 1-2 классов. Вып. 13. Сост. В. Алехин.
М., 1978

Баян в музыкальной школе. Пьесы для 1-2 классов. Вып. 19. Сост. Ф. Бушуев.
М., 1975

Баян в музыкальной школе. Пьесы для 3-4 классов. Вып. 2. Сост. В. Алехин.
М., 1969

Баян в музыкальной школе. Пьесы для 3-4 классов. Вып. 29. Сост. В. Алехин.
М., 1978

Баян Подготовительная группа. Сост. А. Денисов, В. Угринович – Киев, 1980

Баян 1 класс ДМШ. Сост. И. Алексеев, Н. Корецкий – Киев.19881

Баян 2класс ДМШ. Сост. И. Алексеев, Н. Корецкий – Киев.19881

Баян 3класс ДМШ. Сост. И. Алексеев, Н. Корецкий – Киев.19881

Баян 4класс ДМШ. Сост. А. Денисов – Киев.1980

Бах И.С. Двухголосные инвенции. – М.: Музыка, 1970.

Бах И.С. Нотная тетрадь Анны-Магдалины Бах. – М.: Музыка, 1982.

Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги: Учебник/ред. И.А. Браудо. – СПб.: Композитор, 1997. – 48 с.

Брянцева В.Н. «Музыкальная литература зарубежных стран: учебник для детских музыкальных школ (второй год обучения)», М. «Музыка», 2002

Веселые нотки, сборник пьес для фортепиано, 3-4 кл ДМШ, вып. 1: учебно-метод. пособие/сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 38 с.

Гайдн Й. Избранные сонаты. – М.: Музыка, 1961.

«Гусельки» вып. 72-85 Москва 1986г.

Давыдова Е., Запорожец С. Сольфеджио. 3 класс. М. «Музыка»1993

Давыдова Е. Сольфеджио 4 класс. М. «Музыка», 2007

Драгомиров П. Учебник сольфеджио. М. «Музыка» 2010

Играем в 4 руки на фо-но вып.3 изд.дом Москва.

Играем в 4 руки на фо-но вып.1 изд. В.Катанского 200г.

Красильников И. М. Методика музыкального обучения на основе цифрового инструментария. – Москва: Институт новых технологий, 2008.

Кузьмичева Т.А. Произведения для клавишного синтезатора. Волшебные клавиши. Учебное пособие для учащихся младших и средних классов детских музыкальных школ и детских школ искусств. – Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.

Красильников И. М. Методика музыкального обучения на основе цифрового инструментария. – Москва: Институт новых технологий, 2008.

Кузьмичева Т.А. Произведения для клавишного синтезатора. Волшебные клавиши. Учебное пособие для учащихся младших и средних классов детских музыкальных школ и детских школ искусств. – Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.

Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Часть 1. Одноголосие. М. Музыка, 1971

Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Часть 2. Двухголосие. М. Музыка, 1970

Королькова И. Крохе-музыканту. Ч. 1. Ростов н/Д.: «Феникс», 2003.

Красильников И. М., Кузьмичева Т. А. Произведения для клавишного синтезатора. М.: М.: «Владос», 2004.

Лукьяновой. – М.: Советский композитор, 1963. – 40 с.

Лещинская И. «Малыш за роялем»,-Москва, «Кифара»,1994

Ладухин Н. Одноголосное сольфеджио.

Милич Б. Маленькому пианисту. М.: «Кифара», 1996.

Майкапар С. Бирюльки. – М.: Музыка, 1978.

Моцарт В. А. Сонаты. Т.1 – Л.: Музыка, 1982.

Николаев А. Фортепианная игра. 1-2 классы ДМШ. М.: «Музыка», 1991.

Натансон В. «Брат и сестра». 1 класс ДМШ. Вып. 2 «Народные песни и танцы в 4 руки».- М.: Советский композитор,1962.

Нескучная классика для всех вып.6 Классика 21. Москва 2005г

Соколова Н. «Ребёнок за роялем». Хрестоматия для фортепиано в 2 и 4 руки с пением.- Л.: Музыка, 1983.

Симонова Т. скороговорки для фортепиано. СПб.: «Композитор», 2002.

Симонова Т. Чудесные клавиши. Пособие для начинающего пианиста. СПб.: «Композитор», 2002.

Хрестоматия для фортепиано, 3 кл ДМШ: Учебник/Сост. Н.А.Любомудров, К.С.Сорокин, А.А.Туманян, редактор С.Диденко

акулов, К.Сорокин. – М.: Музыка, 1989. – 80 с.

Чайковский П. Детский альбом: Уч./редакция Я.Мильштейна и К.Сорокина.- М.: Музыка, 1973. – 33 с.

Шитте 50 этюдов 2-3 класс Ростов-на-Дону 1998г. 64 стр.

Шитте Л. Соч.68 25 этюдов Москва 2003г.

Школа игры на фортепиано: Учебник/сост. А.Николаев, В. Натансон. – М.: Музыка, 1964. – 220 с.

Шорникова М. Музыкальная литература с с приложениями 1 год обучения

Комплект наглядных пособий «Великая музыка» «Зарубежные композиторы»

Осовицкая З., Казаринова А. «Музыкальная литература» (первый год обучения) Москва Музыка 20075

Ермакова О. «Уроки музыкальной литературы» Первый год обучения Ростов-на-Дону 2016

Шорникова М. Музыкальная литература с с приложениями 1 год обучения

Хрестоматия для баяна (1-3 годы обуч.) Сост. Скуматов Л. С-Пб Композитор 2005

Хрестоматия баяниста. 1-2 классы ДМШ. Вып. 1 Сост. Ю. Акимов, В. Грачев.
М., 197

Хрестоматия баяниста. 1-2 классы ДМШ. Сост. А. Крылусов. М., 1979

Хрестоматия баяниста. 3-4 классы ДМШ. Сост. В. Грачев. М., 1979

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *