Общение без слов но с помощью чего
8. Общение без слов
8. Общение без слов
Задачи занятия : развитие навыков невербальной коммуникации, экспрессивности, умения расшифровывать невербальные сигналы других участников общения. Данное занятие имеет преимущественно игровой характер и построено на применении как новых игр и упражнений, так и модификациях уже известных участникам.
Упражнение-разминка «Сбор по голосам»
Описание упражнения. Ведущий раздает участникам заранее подготовленные карточки, на которых написаны названия животных, способных издавать характерные звуки (собака, кошка, корова, петух и т. п.), – по 2–3 карточки на группу с названием каждого животного. Участники, никому не показывая свои карточки, читают про себя, какое животное им досталось, после чего убирают карточки и закрывают глаза. Ведущий дает задание: «Не открывая глаз, собраться семьями. Разговаривать нельзя, можно пользоваться только звуками, характерными для ваших животных».
Психологический смысл упражнения. Тренировка внимательности, избирательности социального восприятия.
Обсуждение. Достаточно короткого обмена впечатлениями.
Упражнение «Стеклянная дверь»
Описание упражнения. Участники делятся на пары. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что вы садитесь в вагон метро. Один из вас успел зайти внутрь, а второй – нет, когда двери закрылись. Вы оказались разделены стеклянными дверями. Слышать друг друга вы уже не можете, но прекрасно видите собеседника. Мобильного телефона под рукой нет. Тот, кто остался на перроне, хочет сообщить другому о времени и месте следующей встречи. На это есть 15 секунд – потом поезд уйдет». Участники становятся лицом друг к другу на расстоянии 1,5–2 м, ведущий дает команду: «Двери закрываются», участники «разговаривают» сквозь них, через 15–17 секунд ведущий говорит: «Поезд уехал!» – общение заканчивается. «Уехавший» говорит, какой он сделал вывод о времени и месте встречи, а «оставшийся на перроне» либо соглашается, либо уточняет, что он все-таки имел в виду. Потом участники меняются ролями.
При наличии времени и желания участников можно провести это упражнение несколько раз, меняя состав пар. Следует также обратить внимание участников на то, что встреча должна произойти не на следующей станции через несколько минут (тогда упражнение будет слишком простым и неинтересным), а где-то в другой части города, в другое время или день. Естественно, можно менять и темы сообщения.
Возможна следующая модификация упражнения: ведущий не задает участникам роли (кто должен передавать информацию, а кто принимать), а просто предлагает договориться. Этот вариант потребует больше времени, но зато позволит проследить, кто какой стратегии придерживается в диалоге: берет ли на себя инициативу, занимает ли выжидательную позицию и ждет проявления инициативы от партнера или же стремится к подлинному диалогу.
В качестве еще одно варианта упражнения участников просят представить, что парень увидел через закрывающуюся дверь вагона метро симпатичную девушку, с которой хотел бы познакомиться. Его задача – без использования слов договориться, чтобы она дала ему свой номер мобильного телефона или адрес электронной почты.
Психологический смысл упражнения. Упражнение развивает экспрессивность и способствует улучшению взаимопонимания в группе. Участники убеждаются, как много возможностей для общения существует и без использования речи.
Обсуждение. С помощью чего осуществлялось общение, когда использовать речь было нельзя? Легко ли было понимать такой «разговор»? А самому передавать таким образом информацию?
? цвету волос (или глаз);
? дню и месяцу рождения (не по возрасту, а именно по тому, как дни рождения расположены на протяжении года);
? удаленности места жительства от места прохождения тренинга.
Разговаривать или переписываться при этом нельзя, можно общаться только с помощью мимики или жестов. В вариантах 3 и 4 участники по окончании построения один за другим озвучивают свои дни рождения или места проживания, при этом происходит проверка верности выполнения упражнения.
Психологический смысл упражнения. Демонстрация возможности адекватного обмена довольно сложной информацией даже без использования слов, развитие экспрессии и навыков невербального общения.
Обсуждение. Обмен впечатлениями, возникшими по ходу работы. Если у кого-то из участников возникли затруднения, то они могут высказаться, с чем эти затруднения связаны и как их можно преодолеть.
Упражнение «Разговор в рисунках»
Описание упражнения. А. Участники разбиваются на пары. Каждая пара получает один на двоих лист бумаги, где участники в течение
5 минут ведут общение на произвольные темы. Не следует писать слова, отдельные буквы, цифры и т. д.; используются только рисунки и схемы. Затем участники проговаривают в парах, что каждый из них хотел выразить и что понял из рисунков партнера, после этого происходит обмен впечатлениями в кругу.
Б. Каждая пара получает еще один лист бумаги (состав пар целесообразно поменять). Первый участник рисует на нем какую-либо одну деталь изображения, после этого второй рисует еще какую-нибудь деталь, передает лист первому и т. д. Время выполнения упражнения – 2–3 минуты. Предварительно договариваться о тематике рисунка участникам не следует, по ходу рисования разговаривать тоже нельзя. Обмен «творческими замыслами» в парах происходит только после окончания рисования, затем следует короткое обсуждение итогов упражнения в кругу.
В. Повторяются упражнения А и Б, но пары сидят спиной друг к другу, что исключает возможность использования в качестве средств общения мимики, выразительных движений и т. п.
Психологический смысл упражнения. Продемонстрировать возможность и ограниченность общения без использования речи, посредством рисунков, а также естественное включение других неречевых каналов коммуникации в этот процесс.
Обсуждение. Удалось ли достигнуть взаимопонимания при таком общении? Насколько различалась его результативность в ситуациях, когда партнеры могли видеть друг друга (варианты А и Б) и когда это исключалось (вариант В)?
Упражнение «Властелины кольца»
Описание упражнения. Для выполнения этого упражнения понадобится кольцо диаметром 7-15 см (например, моток неширокого скотча), к которому привязаны на равном расстоянии друг от друга 3 нитки длиной 1,5–2 м каждая. Три участника становятся по кругу на расстоянии примерно 1,5 м друг от друга, и каждый из них берет в руки по одной нитке. Их задача – действуя синхронно, опустить кольцо точно на мишень – например, лежащую на полу монетку. Упражнение выполняется в нескольких вариантах:
1. Участники стоят с открытыми глазами и могут переговариваться между собой (самый простой, «разминочный» вариант).
2. Глаза участников открыты, но переговариваться они не могут.
3. Участники закрывают глаза. За спиной каждого из них встает еще по одному человеку, которые смотрят на происходящее и подсказывают каждый своему подопечному, как двигать нитку, чтобы кольцо опустилось в нужном месте.
4. Так же, как вариант 3, но переговариваться нельзя. Вместо этого участники, глаза которых открыты, кладут руку на плечо тех, кто держит нитку с закрытыми глазами, и управляют ими с помощью движений своей руки.
Психологический смысл упражнения. Обучение координации совместных действий, поиску способов коллективного решения необычной проблемы, а также обмену информацией при ограниченности средств для этого.
Обсуждение. Сначала участники обмениваются впечатлениями по поводу упражнения, потом их просят поделиться своими мнениями о том, какие психологические качества важнее всего для успешного выполнения этого упражнения и каким реальным жизненным ситуациям его можно уподобить.
Упражнение «Испорченный телефон» (тактильный контакт)
Описание упражнения. Упражнение напоминает «Испорченный телефон», но отличается от него тем, что передается не голосовое, а тактильное сообщение. Участники сидят в тесном кругу, взявшись за руки и закрыв глаза, и передают по кругу через контакт руками выражения эмоций. Разговаривать по ходу выполнения упражнения не следует.
Психологический смысл упражнения. Развитие навыков тактильного контакта, а также демонстрация искажения информации в процессе ее передачи от человека к человеку.
Обсуждение. Сильно ли исказились передаваемые движения? Что в этом упражнении было проще, а что сложнее по сравнению с обычным «испорченным телефоном»?
При высокой степени взаимопонимания участников можно попробовать провести на основе тактильного контакта «Рисование по инструкции» (см. занятие «Общение и умение слушать»). Рисующий участник сидит. Инструктирующий стоит за его спиной, положив ему руку на плечи, и пытается передать инструкцию для рисования через тактильный контакт. Целесообразно упростить образцы для рисования, например ограничиться двумя фигурами, соединенными линией, идущей строго вертикально или горизонтально.
На этом же занятии можно повторить несколько упражнений, подразумевающих интенсивную невербальную коммуникацию («Поиск предметов» с тактильным контактом, «Испорченный телевизор» и т. п.) или добавить еще какие-нибудь подобные упражнения (Марасанов, 1998; Цзен, Пахомов, 1998).
В конце описанного занятия целесообразно напомнить участникам об изученных средствах общения, предложить им вспомнить и обсудить, какими из них они пользовались на занятии.
Получение углубленной обратной связи
В середине тренинга имеет смысл провести дополнительный опрос, направленный на получение обратной связи от группы. Это даст ведущему возможность скорректировать содержание и методы проведения последующих занятий, а для участников послужит промежуточным подведением итогов.
Методы получения обратной связи
1. Эмоциональный термометр (см. занятие № 1).
2. Незаконченные предложения, завершить которые предлагается участникам. Примеры предложений.
? На наших занятиях я научился…
? Было бы лучше, чтобы на наших занятиях…
? Думаю, что у нас в группе…
? Мне бы хотелось, чтобы на следующих занятиях…
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Разговор без слов
Разговор без слов Вам наверняка уже приходилось, и не раз, слышать термин «невербальное общение». Что же это? Да это и есть тот самый пресловутый разговор без слов. Вслушайтесь – «не вербальное», «не словесное»… Это разговор, который мы ведем при помощи обмена сигналами,
Толкование слов
Толкование слов Заговори, чтобы я тебя увидел. Сократ Слышать – это больше, чем понимать слова. К. Чапек Профессор Хиггинс из пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион» всего по нескольким произнесенным словам брался определить, уроженцем каких краев является говорящий. Такая
Магия слов
Магия слов В заключение хочется поговорить о некоторых нюансах работы со словом.Существует так называемая логика высших порядков. Иначе говоря, подтексты. Когда оратор говорит то, из чего слушатель делает свои выводы. Причем, говорящий не высказывает эти выводы вслух, а
Д. Выбор слов
Д. Выбор слов Предложения составляются совместно Родителем, Взрослым и Ребенком, и каждое состояние Я использует слова и фразы в соответствии со своими потребностями. Чтобы понять, что происходит в голове пациента, терапевт должен быть способен расчленить конечный
Рот: разговор без слов
Рот: разговор без слов Чтобы поесть, нам необходимо открыть рот. Именно в нем фильтруются, пригодны или непригодны продукты. Все, что приходится нам не по вкусу, мы отвергаем, выплевываем или через силу проглатываем. Удовольствие или отвращение к пище всегда отражается на
О силе слов
Магия слов
Магия слов «Несуразные вещи — несу разные вещи». Что бы это значило, спросите вы. Все просто. Эта забавная фраза здесь лишь для того, чтобы показать вам, как легко меняется значение слов. Неожиданно я увидел в этом новый смысл. Предложение не меняется на самом деле, эти
Или Эффективное общение без слов
Или Эффективное общение без слов Водители хорошо знают: сохраняя необходимую дистанцию между своей и идущей впереди машиной, они уменьшают риск столкновения при экстренном торможении. Это правило действует и при общении между людьми. И это первое, о чем вы должны
О соотношении слов и дел
О соотношении слов и дел Словесные споры никогда не приносят пользы. Чтобы объяснить свою точку зрения тому, кто, казалось бы, уже совершенно глух к любым разумным доводам и аргументам, нужно замолчать и показать на примере, что вы имели в виду.Важно вовремя оценить
ПОНЯТИЕ «ОБЩЕНИЕ». ОБЩЕНИЕ КАК КОММУНИКАЦИЯ
ПОНЯТИЕ «ОБЩЕНИЕ». ОБЩЕНИЕ КАК КОММУНИКАЦИЯ Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью. В общении выделяются аспекты содержания, цели и
Шесть слов
Сила слов
Сила слов Ваши шансы на успех в любом деле значительно возрастут, если вы в процессе программирования и осуществления вашего желания будете правильно использовать силу слов.С силой слов мы сталкиваемся в своей жизни постоянно, хоть и не всегда замечаем это. При помощи
Выбор слов
Выбор слов Видение, миссия, желание, стремление, задача, амбиция, намерение, цельВыберите термин, который притягивает вас, но не тяготит.Одна из главных составляющих ваших здоровых отношений с материальными достижениями и внешними устремлениями – язык, на котором вы
Корни слов
Корни слов Один из лучших способов стать искусным волшебником слова заключается в том, чтобы тщательно исследовать корни тех слов, которые мы обычно употребляем.Благодаря этому вы не только увеличите свой словарный запас и могущество своего вербального интеллекта,
Многовекторность слов
Многовекторность слов Надеюсь, к этому времени вы уже успели сбегать за своим словарем? Тогда приступим к выяснению происхождения и значения слова «многовекторный»! Это слово состоит из двух частей: «много» и «векторный». Слово «вектор» происходит от латинского vector
Можно ли общаться без слов?
Речь нужна людям для общения, для передачи какой-то информации. Но, оказывается, общаться можно и без слов. Интонация, мимика и жесты значат порой больше чем сказанное словами. Любой из нас может вспомнить, как отвечал на вопрос красноречивым взглядом, или читал подобный ответ на лице собеседника.
Подобное общение называется невербальным, т.е., в отличие от речи, вербального общения, не высказанным словами. Как показывает практика, информация, посланная методами невербального общения, пользуется значительно большим доверием. Особенно если речь идет о противоречивых посланиях, когда говорят одно, а «на лице написано» абсолютно другое.
Научные исследования показывают, что за счет слов передается всего лишь 7% информации. 30-40% мы получаем за счет других звуковых форм, таких как интонация и тон голоса, остальной объем информации приходится на мимику, жесты, позы. Так как, можно общаться без слов?
Некоторое время назад одна известная фирма применила на переговорах по продаже своей продукции видеозапись. Вяло текущие переговоры по снижению цены были почти заблокированы твердой позицией продавцов в определенный момент, причем на том уровне, когда покупатели едва достигли максимальной приемлемой для них цены, оговоренной руководством и, естественно, не подлежащей разглашению. После подписания соглашения принимающая сторона подарила покупателям альбомы фотоснимков с комментариями. Коммерческую тайну выдала реакция членов делегации на предложения и уступки продавца: выражения лиц, жесты, мимика. Шпионаж оказался ни при чем.
Урок этой истории настолько же прост, как и сложен. Необходимо не только следить за своей мимикой и жестами, но и уметь интерпретировать реакцию партнера по разговору. Акулы бизнеса хорошо усвоили это. Тренинги, семинары и университетские программы все чаще включают в себя обучение методам невербального общения.
Очень важно правильно владеть своим телом и передавать собеседнику именно ту информацию, которую вы считаете нужной. И важно это не только для политиков, дипломатов и коммерсантов. Часто в обычной служебной или бытовой обстановке мы читаем жесты неосознано, делая вполне осознанные выводы.
Жесты и другие формы невербального общения называют коммуникативными средствами, если они воспринимаются собеседником так, как хочет говорящий. Но часто невербальные средства выдают наши скрытые мысли и намерения. В этом случае они являются информативными средствами, и позволяют нашему собеседнику получить куда больше информации, чем нам хотелось бы. Полученный собеседником объем информация может на 80% превосходить переданный коммуникативными средствами. Человек контролирует свои жесты и позы значительно меньше, чем свои слова.
Научившись понимать язык тела, можно с успехом убеждать своих собеседников и склонять их принятию нужного решения. Добиться этого будет гораздо легче, если удастся внушить к себе доверие и симпатию.
Классный час «Невербальное общение или общение без слов»
“Не уметь общаться может только физик-теоретик.
Рабочий же день руководителя состоит из общения.”
Цель: дать представление о процессе невербального общения, разнообразии культурного восприятия мира и возможности распознавать по внешним проявлениям человеческие эмоции, дифференцировать отдельные коммуникативные невербальные сигналы с тем, чтобы лучше понимать других, а, следовательно, и себя.
1.Объяснить важность невербальной стороны общения.
2.Научить по невербальным проявлениям собеседника понимать его состояние, степень доверия партнёру.
Актуальность данной темы обусловлена нарастающим интересом к невербальному (внеречевому) общению; а также временем, когда общество стремится развиваться и самосовершенствоваться, в том числе, и в общении друг с другом.
План
Ваша профессиональная деятельность предполагает общение с партнёрами, клиентами. В повседневной жизни вы общаетесь со своими друзьями, родственниками, знакомыми и незнакомыми людьми. Мне хотелось бы привлечь ваше внимание к изучению различных способов невербального общения, которые дают возможность понять не только окружающих людей, но и себя. Зная и умея применять эти навыки в невербальном общении, вы будете легко и приятно общаться с другими людьми, понимать когда с вами говорят искренне или пытаются обмануть.
У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными, представлять средства удовлетворения культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.
Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, письменности, технических средств записи
Слайд 4 Ученые до сих пор спорят о том, в какой степени способность к языку жестов является врожденной, как быстро она развивается в тот период, когда человек учится говорить. Самые современные представления позволяют думать, что способность читать чужие мысли свойственна всем людям. Проще говоря, самые разные внешние признаки, такие как выражение лица или направление взгляда, помогают нам догадаться о чувствах других людей и об их намерениях по отношению к вам
Невербальное общение, как правило, спонтанно и непреднамеренно. Его нам подарила природа как продукт многих тысячелетий естественного отбора.
Слайд 6 При помощи невербального языка можно выразить свои чувства: любви и ненависти, превосходства и зависимости, уважения и презрения.
Во время разговора с партнером, можно видеть его мимику, жесты, которые говорят, что он действительно думает и чувствует. Так, сидящий собеседник, подавшись вперед, сообщает, что хочет говорить сам. Отклонившись же назад, он уже сам хочет слушать. Наклоненный вперед подбородок свидетельствует о волевом напоре, желании жестко отслеживать свои интересы. Если же подбородок приподнят, а голова прямая, партнёр считает себя в позиции силы.
Ученые недавно установили, что если человека что-то заинтересовало, зрачки расширяются, не зависимо от его желания. Оказывается, о реакции зрачков в арабском мире знают уже сотни лет. Например, Ясир Арафат носит темные очки, чтобы люди не могли наблюдать за его реакциями по расширению его зрачков. Ювелиры древнего Китая наблюдали за глазами покупателей в процессе обсуждения цены. Аристотель Онассис всегда надевал темные очки во время заключения сделок, чтобы не выдать своих истинных намерений.
Женщины обычно более чувствительны, чем мужчины и этим объясняется существование такого понятия, как женская интуиция. Женщины обладают врожденной способностью замечать и расшифровывать невербальные сигналы, фиксировать самые мельчайшие подробности. Поэтому мало кто из мужей может обмануть своих жен, и, соответственно, большинство женщин могут узнать тайну мужчины по его глазам, о чем он даже не подозревает.
Если мы желаем быть уверенными, что точно поняли человека, мы должны соединить в одну общую картину информацию от тела и словесные выражения
Кто из нас не сталкивался с ощущением неясной тревоги при общении с человеком, когда он утверждал одно, однако подсознательно вы чувствовали его фальшь. Вы скажете, что это интуиция и хорошо тем, кто ее имеет. На самом деле, интуицию легко развить, наблюдая за собеседником и, зная конкретное значение жестов, сделать верные выводы. Учёные обнаружили, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения.
Слайд 7 Чтобы четко понять многообразную структуру, приведем их классификацию:
— Движения экспрессивно-выразительные (поза тела, мимика, жесты, походка).
— Тактильные движения (рукопожатие, похлопывание по спине или плечу, прикосновения, поцелуи).
— Взгляд визуально-контактный (направление взгляда, его длительность, частота контакта).
— Пространственные движения (ориентация, дистанция, размещение за столом).
В короткой беседе невозможно рассмотреть все возможные средства невербальные общения и их вариации. Я остановлюсь на некоторых из них.
Слайд 8 Роль, которую играют жесты в человеческом общении, давно вызывала интерес со стороны ученых. Еще две тысячи лет назад Цицерон учил ораторов правильно жестикулировать, а авторство первого словаря жестов приписывают римскому ритору Квинталиану, который жил в I веке до нашей эры.
Однако следует помнить, что интерпретировать отдельно взятый жест без совокупности других сигналов тела, значит, ввести себя в заблуждение. Поэтому, прежде чем сделать конкретные выводы, нужно учесть все нюансы поведения собеседника, а также его физическое и психологическое состояние.
С научной точки зрения «жест это любой знак, производимый головой, рукой, телом и выражающий эмоции или сообщающий информацию».
Большинство жестов, используемых в общении абсолютно одинаковы во всем мире.
Когда люди счастливы, они улыбаются, когда они сердятся или грустят, то хмурятся. Кивок, как правило, означает подтверждение и согласие. Это своеобразное склонение головы, несомненно, является врожденным жестом, так как используется даже глухими и слепыми людьми. Покачивание головой из стороны в сторону означает несогласие или отрицание. Пожимание плечами — вот еще один хороший пример универсального жеста, который используется для того, чтобы показать непонимание предмета беседы или незнание. Это множественный жест, состоящий из трех основных компонентов: раскрытые ладони, приподнятые плечи и поднятые брови.
Взрослые люди владеют своим телом и умеют скрывать свои чувства, кто хорошо, кто плохо, но все без исключения дополняют свою речь жестами. Делается это как непроизвольно — жесты ликования, отчаяния, безнадежности, неожиданного удивления,— так и вполне осмысленно, для того, чтобы подчеркнуть ту или иную озвученную мысль или же напротив, чтобы не выдать своих истинных чувств, но поза невольно отражает истинное положение.
Слайд 9 Если мы говорим не всегда, то движения производим постоянно, даже не замечая этого. Вот встречаются на людях двое влюбленных, молчат или говорят обычные фразы, но их взгляды, жесты даже не говорят, а кричат о любви. Только этот крик не слышен окружающим. Блестят глаза, розовеют щеки, улыбка растягивает губы, подрагивают руки, тела тянутся друг к другу — только слепой не поймет этого!
Или вы обсуждаете с коллегами какую-нибудь проблему и вдруг понимаете, что ни одну из точек зрения не считаете правильной. Однако свое мнение в силу разных причин вы не решаетесь высказать и начинаете автоматически убирать невидимую нить или пушинку со своей одежды, смотреть при этом не в глаза коллегам, а куда-то в пол. Это жест неодобрения, осуждения, который, не желая того, вы исполнили. Если бы в этот момент рядом с вами оказался человек, понимающий язык жестов, он бы однозначно «прочитал» ваш молчаливый ответ.
Слайд 10.1 Этот жест приобрел популярность в США в начале девятнадцатого века. Изначально он использовался газетчиками, которые положили начало повальному увлечению первыми буквами для сокращения постоянно используемых фраз. Существует множество разных версий значения выражения “ОК” и какая из этих теории верна, нам уже никогда не узнать, но пальцы, сложенные колечком, несомненно, обозначают букву О. Такой жест имеет значение “Все в порядке, о’кей”. Он получил широкое распространение в Европе и в Азии, но порой может иметь совершенно иное значение. Например, во Франции этот знак может означать нуль или ничто, в Японии он означает деньги, в некоторых средиземноморских странах этот жест имеет оскорбительное значение — сделав его в адрес мужчины, вы намекнете, что считаете его гомосексуалистом.
Когда итальянцы считают от одного до пяти, они используют этот жест для обозначения единицы, а указательный палец для двойки, в то время как большинство россиян, американцев и англичан для единицы используют указательный палец, а для двойки — средний. При таком счете большой палец будет обозначать пятерку.
Слайд 10.3 Этот знак очень популярен в Австралии, Новой Зеландии и Великобритании, где он имеет оскорбительное значение.
Тем, кому приходится много путешествовать по свету, лучше всего руководствоваться принципом: “Когда вы в Риме, делайте то же, что и все римляне”. Это поможет избежать многих неудобных ситуаций и осложнений.
Люди часто говорят совсем не то, что думают и чувствуют на самом деле. Какие жесты могут выдать человека в случае, если он лжет? Это жесты, связанные с прикосновением рук к лицу.
Слайд 12 Когда мы наблюдаем или слышим, как другие говорят неправду, или лжем сами, мы делаем попытку закрыть наш рот, глаза или уши руками. Например, дети совершенно откровенно используют жесты, свидетельствующие об обмане. Если маленький ребенок ЗД обманывает, он будет рукой прикрывать рот в попытке остановить лживые слова, выходящие из его рта. Если он не желает выслушивать нотации родителей, он просто затыкает уши пальцами или закрывает уши руками. Если он видит то, на что ему не хотелось бы смотреть, он закрывает глаза руками.
Когда человек взрослеет, его жесты, с использованием рук у лица, становятся более утонченными и менее заметными, но они все равно имеют место, Если этот жест используется человеком в момент речи, это свидетельствует о том, что он говорит неправду. Однако, если он прикрывает рот рукой в тот момент когда слушает, это означает, что он чувствует ложь собеседника!
Когда человек проделывает жест «рука-к-лицу», то это далеко не всегда означает, что он лжет. Однако это может быть первым признаком обмана, и дальнейшее наблюдение за поведением человека и его жестами может подтвердить или опрвергнуть подозрения. Следует рассматривать этот жест в совокупности с другими жестами.
Слайд 13 Защита рта рукой является одним из немногих жестов взрослого человека и имеет тот же смысл, что и детский жест. Рука прикрывает рот и большой палец прижат к щеке, в то время как мозг на уровне подсознания посылает сигналы сдержать произносимые слова. Иногда это могут быть только несколько пальцев у рта или даже кулак, но значение жеста остается тем же.
Прикосновение к Носу. В сущности, прикосновение к носу является утонченным, замаскированным вариантом предыдущего жеста. Он может выражаться в нескольких легких прикосновениях к ямочке под носом, или быть выражен одним быстрым, почти незаметным прикосновением.
Одно из объяснений природы этого жеста заключается в том, что когда плохие мысли проникают в сознание, подсознание велит руке прикрыть рот, но в самый последний момент, из желания замаскировать этот жест, рука отдергивается ото рта, и получается легкое прикосновение к носу. Можно предположить : «А что, если у человека просто часто чешется нос?» Если чешется нос, то человек намеренно поскребет его или почешет, что отличается от легких прикосновений руки к носу при ситуации обмана. Как и прикосновение ко рту, прикосновение к носу может использоваться как говорящим для маскировки его собственного обмана, так и тем кто слушает, но сомневатся в искренности слов говорящего.
— Потирание Века. Мудрая обезьяна говорит: «Не вижу греха», закрывая глаза. Этот жест вызван тем, что в мозгу появляется желание скрыться от обмана, подозрения или лжи, с которыми он сталкивается, или желание избежать взгляда в глаза человеку, которому он говорит неправду. Мужчины отворачивают взгляд в сторону, обычно в пол. Женщины очень деликатно проделывают это движение, проводя пальцем под глазом. Отводя глаза в сторону, они смотрят на потолок.
Слайд 15
3. Сигналы глаз. Выражение глаз—это ключ к истинным мыслям человека
На протяжении веков люди придавали огромное значение глазам и их воздействию на поведение человека. Выражения, подобные “Она просто испепелила его взглядом”, или “У нее глаза ребенка”, или “Его глазки забегали”, или “У нее завлекающий взгляд”, или “Его глаза подозрительно заблестели”, или “У него дурной глаз”, прочно поселились в нашем языке.
Когда мы используем их, то бессознательно оцениваем размер зрачка и движения глаз другого человека. В своей книге “Выразительные глаза” Хесс пишет, что глаза могут очень многое рассказать о человеке и стать самым надежным сигналом в процессе общения, так как они являются главным центром человеческого тела, а зрачки движутся совершенно независимо.
При определенном освещении зрачки могут расширяться или сужаться, и настроение человека может меняться от негативного к позитивному и наоборот. Если человек возбужден, то зрачки его расширяются. Они могут стать в четыре раза больше своего нормального размера. И наоборот, если человек настроен негативно, раздражен или рассержен, то его зрачки сужаются до минимальных размеров — “глаза-бусинки”, или “змеиный взгляд”. Глаза играют очень важную роль в процессе ухаживания. Женщины используют макияж, чтобы усилить этот эффект. Если женщина влюблена в мужчину, то ее зрачки расширяются, когда она на него смотрит, и он безошибочно распознает этот сигнал, даже не сознавая этого. Именно поэтому большинство романтических свиданий проходит при приглушенном свете, что заставляет зрачки расширяться.
Слайд 16 Старинная мудрость гласит: “Смотри человеку в глаза, когда говоришь с ним”. Когда вы общаетесь или ведете деловые переговоры, то смотрите на зрачки партнеров, и вы сможете понять их истинные чувства.
Движения глаз
Основа для подлинного общения может быть установлена только при общении с глазу на глаз. Рядом с некоторыми людьми мы чувствуем себя комфортно, с другими — неловко, а некоторые не кажутся нам заслуживающими доверия. Все зависит от того, как они на нас смотрят и насколько долго задерживают на нас свой взгляд в процессе разговора. Если человек нечестен или пытается скрыть важную информацию, его взгляд встречается со взглядом собеседника менее одной трети всего времени разговора.
Опущенные веки
Если человек, с которым мы разговариваем, опускает веки, это действует очень раздражающе. Жест этот возникает совершенно непроизвольно. Человек как бы пытается исключить вас из поля своего зрения, потому что ему стало с вами скучно и неинтересно, а возможно, он почувствовал свое превосходство (рисунок 112). В нормальных условиях человек моргает шесть-восемь раз в минуту. Если человек опустил веки, то они остаются в таком положении секунду или даже дольше. Собеседник сразу же чувствует, что партнер попросту забыл о нем.
Высшая степень отключки — это когда человек вообще не открывает глаз или засыпает, но во время личного контакта такое случается редко.
Если человек ощущает свое превосходство, то подобные жесты сочетаются с откинутой назад головой и долгим взглядом. Обычно говорят, что человек “задрал нос”. Если вы заметили подобный блок во время беседы, то можете быть уверены, что выбранный вами подход вызывает у собеседника негативную реакцию. Вам будет полезнее сменить тактику, если вы хотите, чтобы беседа была результативной.
Возможно ли подделать язык телодвижений?
Обычный ответ на этот вопрос отрицательным потому что вас выдаст отсутствие конгруэнтности между жестами, микросигналами организма и сказанными словами. Лицо чаще, чем какая-либо другая часть человеческого тела используется для скрытия ложных высказываний. Мы улыбаемся, киваем головой и подмигиваем в попытке скрыть ложь, но, к несчастью для нас, наше тело своими знаками говорит истинную правду, и наблюдается несоответствие между сигналами, считываемыми с лица и с тела, и словами. Изучение выражения лица является искусством само по себе.
Еще Леонардо да Винчи говорил, что брови и рот по-разному изменяются при различных причинах плача, а Л.Н. Толстой описывал 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки, раскрывающих эмоциональное состояние человека (сдержанная, натянутая, искусственная, печальная, презрительная, сардоническая, радостная, искренняя и т. д.).
У разных народов одни и те же выразительные средства обозначают разные эмоции.
Слайд 17 В «цивилизованном» обществе прикосновение к другому человеку обусловлено целым рядом социальных норм и ограничений, поэтому как элемент общения встречается довольно редко, зато и говорит о многом. Прикосновением выражается доброжелательность, ласка, сочувствие, агрессивность, внимание, то есть прикосновением усиливается контакт, делается акцент на его эмоциональной, личностной стороне.
В каждой национальной культуре у прикосновений разное значение. Например, если понаблюдать в течение часа в ресторане за французской парой, то можно насчитать в среднем около ста прикосновений друг к другу, у американской пары — около десятка, у английской — ни одного. В Африке и на Ближнем Востоке прикосновение — неотъемлемый элемент общения, японская культура не предполагает непосредственного контакта. Самая распространенная форма «цивилизованных» прикосновений — рукопожатия.
Этот жест первоначально демонстрировал отсутствие враждебных намерений, но со временем стал элементом этикета. Сила, частота применения, значение рукопожатия различны у разных народов.
В России можно пожать руку одному собеседнику, в Болгарии — обязательно всей группе, во Франции и Италии протянутую руку обязательно пожмут, а в Англии могут и оставить висеть в воздухе. Надо заметить, что поспешно протянутая рука в любой стране не одобряется: начальник поймет это как фамильярность, потенциальный покупатель — как демонстрацию напора, малознакомый человек — как назойливость, а женщина — как бестактность.
Слайд 18
Как научиться говорить на языке телодвижений?
Поставьте себе задачу хотя бы пятнадцать минут в день заниматься изучением и толкованием жестов других людей, а также анализом своих собственных жестов.