Общее обозначение философских учений утверждающих что сознание

Идеализм

Полезное

Смотреть что такое «Идеализм» в других словарях:

ИДЕАЛИЗМ — (от греч. idea образ, идея) филос. система или доктрина, фундаментальным интерпретативным принципом которой является идея, в частности идеал. Обычно И. истолковывается как альтернатива материализму. Если материализм подчеркивает пространственное … Философская энциклопедия

ИДЕАЛИЗМ — 1) философский и. учение, по которому вся действительность, поскольку она служат предметом изучения, существует лишь в нашем сознании и может быть созерцаема нашим умом; 2) стремление объяснять окружающую действительность так, что она… … Словарь иностранных слов русского языка

Идеализм — Идеализм ♦ Idéalisme Слово употребляется в трех значениях, одно из которых является общепринятым, а два других – философскими. В расхожем смысле идеализм это приверженность идеалам, т. е. нежелание мириться с окружающей посредственностью … Философский словарь Спонвиля

Идеализм — (фр. idealisme, гр. idealism) – болмыс концепциясының шеңберінде рухтың немесе сананың бастапқылығын (алғашқылығын) мойындайтын философиядағы теория, доктрина. Басқаша айтқанда, идеализм материализмге қарама қарсы идеяны, сананы, рухты бірінші,… … Философиялық терминдердің сөздігі

идеализм — а, м. idéalisme m. 1. C 90 х гг. 18 в. Философское учение идеалистов. Сл. 18. Каким натура перешла путем, Между ничтожеством и бытием? Хотя не постижимым сим резоном Колеблюсь я принять идеализм; Однако дерзаю защищать с Стратоном Систему… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Идеализм — (французское idealisme, от идея), общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое первично, а материя, природа, физическое вторично, производно. Идеализм противостоит материализму. Основные формы… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ИДЕАЛИЗМ — (франц. idealisme от греч. idea идея), общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое первично, а материя, природа, физическое вторично, производно. Основные формы идеализма объективный и субъективный … Большой Энциклопедический словарь

ИДЕАЛИЗМ — (фр. idéalisme от гр. idea идея) термин, введенный в 18 в. для интегрального обозначения философских концепций, ориентированных в интерпретации мироустройства и миропознания на семантическое и аксиологическое доминирование духовного. Первое… … История Философии: Энциклопедия

ИДЕАЛИЗМ — (фр. idealisme от гр. idea идея) термин, введенный в 18 в. для интегрального обозначения философских концепций, ориентированных в интерпретации мироустройства и миропознания на семантическое и аксиологическое доминирование духовного. Первое… … Новейший философский словарь

ИДЕАЛИЗМ — ИДЕАЛИЗМ, идеализма, мн. нет, At. (от лат. idealis идеальный) (книжн.). 1. Философское мировоззрение, считающее основой всего существующего духовное начало, идею; ант. материализм (филос.). 2. Поведение идеалиста (во 2 знач.). 3. Склонность к… … Толковый словарь Ушакова

ИДЕАЛИЗМ — ИДЕАЛИЗМ, а, муж. 1. Философское направление, утверждающее, в противоположность материализму, первичность духа, сознания и вторичность материи, идеальность мира и зависимость его существования от сознания людей. 2. Идеализация действительности. 3 … Толковый словарь Ожегова

Источник

Словари

1. Склонность к идеализации действительности, способность не замечать её отрицательных сторон.

2. Приверженность высоким нравственным идеалам.

1. Философское мировоззрение, считающее основой всего существующего духовное начало, идею; ант. материализм (филос.).

2. Поведение идеалиста (во 2 знач.).

3. Склонность к идеализации действительности. Его отношение к людям проникнуто крайним идеализмом.

1. Философское направление, утверждающее, в противоположность материализму, первичность духа, сознания и вторичность материи, идеальность мира и зависимость его существования от сознания людей.

2. Идеализация действительности.

3. Приверженность к высоким нравственным идеалам.

Методология одного из главных (наряду с материализмом) направлений философии, утверждающая первичность духа, идеи, сознания, мышления по отношению к материи, природе, физическому бытию, обусловленность их существования сознанием людей либо высшим духовным первоначалом;

В обновлении идеализма, характерном для российской философии рубежа XIX и XX в., особая роль принадлежит С. Н. Трубецкому (Журн.).

1. Одно из двух главных (наряду с материализмом) направлений в философии, утверждающее первичность духа, идеи, сознания, мышления по отношению к материи, природе, физическому бытию. Объективный и. Субъективный и. Суть идеализма.

2. Склонность к идеализации действительности. Юношеский и. Это типичный и.! Его и. ему не мешает.

3. Способность, склонность бескорыстно служить какому-л. делу; преобладание умственных и моральных интересов над материальными. И. сороковых годов 19 века. Адепты идеализма.

Идеалисти́ческий; Идеалисти́чный (см.).

1. Направление в философии, противоположное материализму, исходящее из первичности духа, идеи, сознания и вторичности материи, природы, бытия.

Объективный идеализм. Субъективный идеализм.

2. Приверженность к высоким нравственным идеалам.

3. Склонность к идеализации действительности.

идеали́зм, идеали́змы, идеали́зма, идеали́змов, идеали́зму, идеали́змам, идеали́змом, идеали́змами, идеали́зме, идеали́змах

Источник

Будь умным!

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13

Общее обозначение философских учений утверждающих что сознание. Смотреть фото Общее обозначение философских учений утверждающих что сознание. Смотреть картинку Общее обозначение философских учений утверждающих что сознание. Картинка про Общее обозначение философских учений утверждающих что сознание. Фото Общее обозначение философских учений утверждающих что сознание

Общее обозначение философских учений утверждающих что сознание. Смотреть фото Общее обозначение философских учений утверждающих что сознание. Смотреть картинку Общее обозначение философских учений утверждающих что сознание. Картинка про Общее обозначение философских учений утверждающих что сознание. Фото Общее обозначение философских учений утверждающих что сознание

Идеализм, таким образом, противостоит материализму в решении основного вопроса философии — об отношении бытия и мышления, духовного и материального как в сфере существования, так и в сфере познания. Хотя идеализм возник более двух с половиной тысячелетий тому назад, термин этот, как обозначение одного из двух лагерей, борющихся в философии, появился лишь в начале 18 в. В 1702немецкий идеалист Лейбниц писал о гипотезах Эпикура и Платона, как самого крупного материалиста и самого крупного идеалиста. А в 1749 французский материалист Д. Дидро назвал И. «. самой абсурдной из всех систем».

К идеалистическим учениям относятся все те концепции в философии, которые в качестве исходного пункта объяснения истории и познания берут идеальное, как бы последнее ни расшифровывалось: как сознание или как воля, как мышление или как психика вообще, как «душа» или как «дух», как «ощущение» или как «творческое начало» или же как «социально-организованный опыт».

следует различать две его главные формы:

Для первого характерно признание духовного первоначала вне и независимо от нашего сознания, для второго неприемлемо допущение какой бы то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания.

С исторической предшественницей объективного идеализма мы встречаемся уже в религиозно-художественных образах древнеиндийской Упанишад (материальный мир — покрывало Майи, за которым скрывается истинная реальность божественного первоначала, Брахмана). В концептуальной форме объективный идеализм получил первое законченное выражение в философии Платона.

В средневековой философии его представлял схоластический реализм, в новое время его крупнейшие представители — Г. В. Лейбниц, Ф. В. Шеллинг, Г. Гегель. Субъективный идеализм получил наиболее яркое выражение в учениях английских идеалистов 18 в. Дж. Беркли и Д. Юма.

Наличие двух главных форм идеализма не исчерпывает многообразия различных версий идеалистических философских систем. В пределах этих двух форм в истории философии имели место их вариации, определяемые тем, как понимается духовное первоначало: как мировой разум (панлогизм) или мировая воля (волюнтаризм), как единая духовная субстанция (идеалистический монизм) или множество духовных первоэлементов (монадология — см. Монада, плюрализм), как разумное логически постигаемое начало (идеалистический рационализм), как чувственное многообразие ощущений (идеалистический Эмпиризм и сенсуализм, феноменализм) или как незакономерное, алогичное «свободное» начало, не могущее быть объектом научного понимания (иррационализм).

По своему происхождению и на всех ступенях своего развития идеализм тесно связан с религией. По сути дела, идеализм возник как концептуальное, понятийное выражение религиозного миросозерцания.

Многовековая история идеализма весьма сложна. В самых различных видах на разных этапах истории он по-своему выражал эволюцию форм общественного сознания в соответствии с характером сменяющихся социальных формаций и новым уровнем развития науки. Основные формы И., получившие дальнейшее развитие в последующей истории философии, возникли уже в Древней Греции. Своего наивысшего расцвета философский И. достиг в немецкой классической философии (конец 18 — 1-я половина 19 вв.), обосновавшей и развившей новую историческую форму рационализма — идеалистическую диалектику. С переходом капитализма в империалистическую стадию доминирующей чертой идеалистической философии становится поворот к иррационализму в его различных версиях. В современную эпоху господствующими в буржуазной философии идеалистическими течениями являются: неопозитивизм преимущественно в англосаксонских странах), экзистенциализм (в континентальных западноевропейских странах), феноменология (обычно переплетающаяся с экзистенциализмом), неотомизм (в католических странах).

Господствующая в современной идеалистической философии классификация философских учений чаще всего основывается не на противопоставлении материализма — идеализма, а на противопоставлении идеализма — реализму. Так неотомисты, называя своё учение «реализмом», отличают его и от материализма, и от субъективного идеализма. Другие идеалистические течения претендуют на преодоление обоих противоборствующих направлений при помощи разного рода двусмысленных терминов («нейтральный монизм», «элементы» и др.). На деле подобные истолкования носят по существу дезориентирующий характер, и все ведущие течения современной буржуазной философии являются фактически различными видами идеализма.

;font-family:’Trebuchet MS’;color:#000000;background:#ffffff»>22 вопрос

«>Общество – особая подсистема объективной реальности, специфическая, социальная форма движения материи. Своеобразие этой подсистемы бытия состоит в том, что историю общества делают люди. В живой природе в лучшем случае наблюдается лишь приспособление к окружающей действительности, общество же может оказывать на эту действительность определенное воздействие.

«>Рассмотрение общества как системы означает

«>1) Необходимость дать его структурно-функциональный анализ.

«>2) Рассмотреть его как динамическую саморазвивающуюся систему.

;font-family:’Arial’;color:#000000″>Общество может рассматриваться как самостоятельная система, обладающая собственными родовыми признаками. Одним из таких признаков является постоянное присутствие в социальных процессах конфликтных ситуаций. Социальный конфликт – это столкновение потребностей (П. Сорокин) и противоположных интересов различных социальных групп, противостояние общественных сил на основе несовпадения поставленных ими целей.

«>Сферы жизни общества эконом, социальн, полит, духовная.Эти сферы существуют в любом обществе. Они в свою очередь могут делиться на составные, которые также делимы. Выделив эти основные сферы и продолжая раскрывать их дальше, получим полный структурный анализ. Функциональный анализ раскрывает назначение одного из элементов по отношению к другому и к системе в целом, раскрывает зависимость изменений одного элемента от изменений в другом элементе.

Материалы собраны группой SamZan и находятся в свободном доступе

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *