Общее фортепиано в музыкальной школе что это такое

Общее фортепиано в музыкальной школе что это такое

Автор: Скуридина Ирина Алексеевна

Организация: МБУДО Монинская ДМШ

Населенный пункт: Московская область, Щёлковский район, г.п. Монино

Без изучения курса общего фортепиано – «обязательного»

немыслимо воспитание профессионального

музыканта любой специальности.

Предмет «Общее фортепиано» является важным компонентом музыкального обучения в детской музыкальной школе. Очевидно, что положение учащихся фортепианного и не фортепианных отделений детской музыкальной школы принципиально разнятся: обладая богатой палитрой звуковых выразительных возможностей, духовые и струнные инструменты ограничены в воспроизведении многоголосия. В этом смысле неоспоримы развивающие возможности фортепианного исполнительства. Применительно к предмету общее фортепиано это означает, в первую очередь, возможность для учащегося лично, в собственной исполнительской практике познакомится с огромными фактурными возможностями роли фортепиано с первых шагов обучения. Ознакомление с широким кругом музыкальных произведений отечественных и зарубежных композиторов способствует расширению кругозора учащихся и позволяет значительно углубить общетеоретический и культурологический аспекты музыкального образования.

Ученики выступают, солируют на фортепиано, играя в ансамбле, аккомпанируя своим товарищам.

Некоторые из них выступают в школьных концертах, детсадах, в общеобразовательных школах и в библиотеках.

Как известно предмет общее фортепиано является дополнительным предметом в учебном плане музыкальных школ и школ искусств.

Прохождение общего курса фортепианной игры должен содействовать поднятию общей культуры учащегося.

Н. Н. Загорный называет круг задач, которые призваны решить курс общего фортепиано:

развитие фортепианной техники;

разучивание пьес разных стилей фактуры;

игра в ансамбле аккомпанементе;

Вышеуказанные задачи, остаются актуальными и в настоящее время. Условия для их решения не простые:

урок по 22,5 минуты или по 45 минут. (а к концу года ученик должен сыграть 2-3 небольших пьесы на различные штрихи и часто двумя руками).

Предмет общее фортепиано для учащихся других отделений вводится со второго класса. И так как в первый класс принимают детей с 6-7 лет, то возникает проблема возрастной психологии.

После первой встречи учащийся должен почувствовать, что преподаватель видит в нем достойного ученика, верит в перспективу занятий, невзирая на отсутствия дома инструмента и невозможность подготовки домашнего задания.

В первой беседе преподаватель может убедительно аргументировать необходимость обучения игре на фортепиано, как условия профессионального роста музыканта.

Учащийся должен иметь ясное представление о смысле занятий, цели предмета и путях ее достижения.

Разумеется, у каждого ученика усвоение материала происходит индивидуально и поэтому материал урока преподаватель может варьировать по своему усмотрению, необходимо только следовать тому, что усвоение нового должно быть на прочном закреплении предыдущего. Нельзя допускать музыкальное развитие скачками, так как тогда могут возникнуть трудности, преодолеть которые ученик не в состоянии, тем самым он потеряет интерес к занятиям, особенно, когда кончится донотный период и начнется игра по нотам.

Интересно ученику тогда, когда урок проходит в хорошем темпе, речь преподавателя яркая, образная, эмоциональная (у ребенка этого возраста преобладает образное мышление).

Надо сказать, что самое трудное и самое важное, чему преподаватель с первых же шагов должен учить ребенка – это слушать свою игру, не допускать резкой, грубой игры, прививать культуру исполнения. Преподаватель должен сразу учить ребенка исполнять маленькие пьесы цельно, музыкально, ученик должен понимать строение песенки, иметь понятие о фразе, предложении и цезуре.

Ученик подготовительного класса еще не имеет навыка самостоятельной работы, всю работу преподаватель с учеником выполняет на уроке. Но, надо с первых же шагов приучить его к обязательному выполнению домашнего задания, говоря ему: «А дома вспомни, что мы делали на уроке и сделай точно так же, но только упражняйся больше. Добейся, чтобы играть тебе было свободно, легко и удобно».

Тем самым мы постепенно приучаем его к систематической домашней работе и главное, к достижению результата работы, а это, в свою очередь, подогревает интерес к занятиям – ведь ребенку интересно только то, что получается и тогда ему хочется сделать еще большее. А это решает главную задачу – развить у ученика музыкальные способности и пианистические навыки.

Знакомство с учеником.

С первого же урока очень важно установить эмоциональный и психологический контакт с учеником, он должен почувствовать симпатию и доверие к учителю.

Главное на первом уроке – пробудить интерес к занятиям музыкой.

В заинтересованной, доверительной беседе учитель знакомится с учеником, при этом плавно переходит от интересов и умений ученика (любит ли рисовать, лепить, умеет ли он читать, писать и т.д.) к знакомству с музыкой и с фортепиано.

Знакомство с инструментом.

Б) Познакомить с устройством инструмента, показать механизм возникновения звука, для чего нужны педали фортепиано.

В) Регистры. Установить связь: нижний регистр – толстые струны – грубый, низкий звук. Верхний регистр – струны становятся тоньше, а вверху совсем тонкие и звук совсем нежный, тонкий. Музыкальные примеры: В. Ребиков – «Медведь», А. Руббах – «Вальс».

Попутно проводим ассоциации с животными, ребенок фантазирует, какие животные могут ассоциироваться с теми или иным регистром.

Знакомство с клавиатурой.

обратить внимание на чередование двух и трех групп черных клавиш на клавиатуре. Исходя из этого, учим найти в группе двух черных клавиш, т.е. До, Ре, Ми;

Верхний регистр – регистр скрипичного ключа, нижний – басового (объяснение названия «скрипичный ключ», «басовый ключ»).

Знакомство с октавами.

Верхний регистр – 1-я, 2-я, 3-я и 4-я октавы.

Нижний регистр – малая, большая, контроктава и субконтроктава.

Знакомство с нотным станом.

Нумерация линеек, написание нот.

определение расстояния между стулом и инструментом;

определение высоты сидения;

положение корпуса и рук.

Постановка рук. Упражнение с мячом (можно взять вместо мяча небольшое яблоко) свободно без напряжения, обнимая мяч и, не изменяя форму, переносим руку на инструмент (выполнять попеременно правой и левой руками).

Упражнение обеспечивает естественное положение руки. Затем прикосновения на фортепиано 3-мпальцем правой и левой рук. Показ с помощью педагога, потом ученик выполняет самостоятельно.

На примере 2х-3х музыкальных фрагментов объяснить ученику, что музыка в пьесках то «бежит», а то «идет», а иногда «стоит» на месте.

Обратить внимание, что музыка длится по-разному, тем самым подвести ученика к объяснению длительности. Объяснение дать на наглядных примерах.

Заранее заготовить из картона 4 круга – целая, половинная, четвертная и восьмая.

Работая по такой программе, которая доступна каждому ребенку, независимо от музыкальной одаренности, он получает возможность реализовать свой творческий потенциал в доступной ему форме.

Источник

Общее фортепиано как необходимый компонент обучения в ДМШ

автор: Гриднева Наталья Вячеславовна

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Волгограда «Детская музыкальная школа №1»

Общее фортепиано как необходимый компонент обучения в ДМШ

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования Волгограда
«Детская музыкальная школа №1»

«Общее фортепиано как необходимый компонент обучения в ДМШ»

Выполнила: преподаватель общего фортепиано

Гриднева Наталья Вячеславовна

Предмет «Общее фортепиано» является одним из звеньев комплексного учебного плана, направленного на приобретение учащимися инструментальных, вокальных и хоровых отделений знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетическое нравственное развитие ученика.

Учебный предмет «Общее фортепиано» расширяет представления об исполнительском искусстве, формирует специальные умения и навыки. Фортепиано наряду с другими предметами учебного плана является необходимым уроком для музыкального воспитания и предпрофессиональной подготовки учащихся – инструменталистов и вокалистов.

Фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических предметов. Поэтому для успешного обучения в детской музыкальной школе учащимся – непианистам необходим курс ознакомления с этим дополнительным инструментом.

Судьба курса «Общее фортепиано» берет свое начало в истоках профессионального музыкального образования в России, когда А. Г. Рубинштейн в докладной записке Министру образования обосновал необходимость обучения в классе фортепиано музыкантов всех специальностей. На протяжении своей истории курс подвергался различным изменениям, связанным с поисками оптимальных форм преподавания.

В семидесятых годах XX века педагог Ленинградской консерватории Загорный Н.Н. сформулировал основные принципы и основы методики изучения предмета общего фортепиано. Он писал: «Задачи, которые ставит повседневная жизнь музыканту той или иной специальности, являются отправной точкой в определении объема технической программы курсы игры на фортепиано для музыканта — непианиста». Также Загорный Н.Н. определяет круг задач, которые призваны решить курс общего фортепиано: развитие фортепианной техники, разучивание пьес различных стилей, фактуры, игра в ансамбле, аккомпанирование, чтение с листа.

Необходимым условием в классе общего фортепиано является приспосабливаемость к требованиям специальности учащегося, содействие поднятию общей культуры ребенка, отказ от ориентирования на специальные классы и выработка особых методов обучения игре на фортепиано, дабы поставить предмет на равную высоту с другими предметами общеразвивающей программы школы.

Все вопросы специфики работы классе общего фортепиано являются лишь дополнением к знаниям, которыми должен располагать преподаватель. Все элементы обучения в школе тесно взаимосвязаны между собой и отличаются рядом признаков. Учащиеся классов общего фортепиано приходят в музыкальную школу для приобретения музыкальной специальности, кроме специальности пианиста. Весь комплекс музыкально-теоретических дисциплин подчинен основной цели – подготовке специалиста выбранной специальности, т.е. обучение игре на фортепиано помогает воспитывать музыканта данной специальности. Условия обучения в классе общего фортепиано существенно отличаются от специального фортепиано: небольшое число часов в учебном плане, место предмета в бюджетном времени учащегося, ограниченные возможности домашней работы для большинства учащихся, не имеющих дома инструмент.

Особенно важными в процессе обучения становятся межпредметные связи. Взаимодействие всех компонентов обучения играет огромное значение для всестороннего развития. В процессе воспитания исполнителей на различных инструментах необходима общая теоретическая подготовка. Без контакта с фортепианной клавиатурой на уроках сольфеджио невозможно достижение желаемого результата обучения. Отсутствие общения с фортепианной клавиатурой делает невозможными полноценные занятия сольфеджио, где закладываются основы знаний, а также выучивание партий хора, дающего ученикам возможность ощутить свой голос частью звучащего произведения. Без фортепиано невозможно и ознакомление с нотными примерами из произведений музыкальной литературы, что является главным условием для знания музыки. Преодолеть беспомощность перед нотным текстом можно обязав ученика до нажатия звука назвать его. Подобным образом на уроках сольфеджио при разучивании мелодий сначала можно назвать ноты с дирижированием в нужном ритме. Зачастую ученики не справляются с заданиями не из-за отсутствия слуха, а от незнания расположения нот на нотном стане и клавиатуре.

Одна из главных начальных задач общего фортепиано, наряду с работой над техникой игры, развитие слуха и музыкальной памяти. Ученик лучше справляется с произведениями, точно интонируя их голосом. А с интонационными и ритмическими задачами на уроках сольфеджио легче справится ученик, умеющий играть на фортепиано. Для достижения высокого уровня в освоении теоретических предметов необходимо владение навыками игры на фортепиано. Произведения, изучаемые на уроках общего фортепиано, будут помогать преодолению трудностей предмета сольфеджио и развивать музыкальные способности учащихся.

На уроках общего фортепиано важен индивидуальный подход к каждому учащемуся. Для успешной работы в классе фортепиано необходимо убедить ученика в необходимости изучения инструмента, показать и доказать это на практических занятиях. Успешному овладеванию фортепиано способствует доверие к преподавателю, его авторитет, взаимопонимание, чуткое отношение к малейшим жалобам учащихся на трудности, готовность педагога помочь ребенку, разрешить все его проблемы. заинтересовать его в успехах обучения.

Таким образом, важнейшей задачей преподавателя становится гибкий подход, индивидуальная шкала требований и максимально подробное изложение мотивации обучения учащимся – непианистам в классе фортепиано. Ученик должен четко представлять, что без урока общего фортепиано ему не обойтись в своем специальном классе. В результате обучения учащиеся должны приобрести комплекс важных практических навыков:

Контроль успеваемости учащихся должен проводиться в форме контрольных уроков и зачетов, в довольно мягком режиме. А также необходимо в работе сохранять традицию проведения концертов, конкурсов, фестивалей, пропагандирующую значимость и важность урока общего фортепиано. Таким образом, обучение игре на фортепиано делает личность учащегося многогранной, оптимизирует его творческие способности, развивает его фантазию и воображение, артистичность, интеллект, формирует универсальные способности, важные для любой сферы деятельности.

Источник

Преподавание общего фортепиано в ДШИ

Класс: 11

Введение

Ещё в 1897 году В.Гутор, в частности, писал: «…фортепиано самый удобный и полный инструмент для изучения музыки…». Не случайно, курс фортепиано стал общим, объединив проблемы музыкального становления и формирования музыкантов всех специальностей.

В отличие от многих учебных предметов в музыкальных учебных заведениях предмет «общее фортепиано» не оснащен в достаточной степени научно-методической литературой.

Решению многих проблем данной дисциплины способствовало бы определение специфики предмета общее фортепиано в сравнении его с курсом специального фортепиано. Нельзя сказать, что своеобразие занятий по фортепиано с музыкантами разных специальностей не ощущалось педагогами-исследователями прошлого. Так, в 20-е годы ХХ века одним из первых исследователей в области теории и методики общего фортепиано стал преподаватель Ленинградской консерватории ЗАГОРНЫЙ Нестор Николаевич (1887–1969) – пианист, композитор, педагог.

Окончил СПб консерваторию по классу теории композиции и в 1915 году по классу фортепиано Л.Николаева. Профессор Ленинградской консерватории.) Фортепианная игра как вспомогательный в музыкальном образовании предмет (Опыт методического обоснования общего курса игры на фортепиано) – первая попытка выявить особенности курса как учебного предмета, подчеркнуть его отличие от специального фортепиано. Как никогда актуальны сегодня предложения автора о направленности всего учебного процесса на запросы практики, установка на специфические, связанные со специальностью ученика, репертуар и формы работы. Прогрессивна и основополагающая идея ориентации процесса обучения на разностороннюю музыкальную деятельность ученика-инструменталиста, вокалиста, на воспитание образованного, культурного человека в широком смысле слова.

Развитие теории общего фортепиано в последующее десятилетие связано с именем Б.Яворского, в частности с его Методической хрестоматией по курсу общего фортепиано. Занимаясь с учащимися в классе общего фортепиано, он справедливо полагал, что от уровня владения инструментом зависит уровень музыкального образования в целом, т.к. фортепианная подготовка музыканта в значительной степени определяется возможностью широкого охвата и глубокого усвоения дисциплин музыкально-теоретического цикла. Наряду с теоретическим материалом по вопросам курса хрестоматия содержит учебно-педагогический репертуар, отбор которого воплотил идею автора о главной цели предмета – «познания музыки во всём её разнообразии через фортепиано». «Цель составления и выпуска настоящей хрестоматии, – писал Б.Яворский, – восполнить огромный пробел, существующий до сих пор в области музыкальной литературы для курса, так называемого общего или дополнительного фортепиано в музыкальных учреждениях».

Известный по работе Н.Загорного тезис методики общего фортепиано – ориентация учебного процесса на специальность учащегося – у Яворского получает более глубокую интерпретацию: повышение уровня «исполнительской культуры» (термин Яворского) не пианиста. Он пишет о необходимости создания специфического репертуара (облегчённые переложения оперной, симфонической, ансамблевой и сольной литературы), о воспитании на уроках общего фортепиано умения «конспективного» прочтения нотного текста. Особенно убедительны теоретические обоснования и практические рекомендации Б. Яворского в разделе работы, посвященном различию методов технического развития учащихся разных специальностей.

Прошло более полувека, прежде чем проблемы общего фортепиано вновь привлекли к себе внимание исследователей. А почему? Т.к. главное внимание в мировом музыкальном образовании стало уделяться воспитанию интерпретатора-солиста.

Лишь «с возвращением идеи музыканта широкого профиля» исследователи вновь обратились к проблемам общего фортепиано. В 1981-м году вышел проект Программы по фортепиано для студентов разных специальностей, до сих пор являющейся «руководством к действию» кафедр общего фортепиано музыкальных вузов. В пояснительной записке к данному проекту В. Нырковой были сформулированы цели и задачи дисциплины общее фортепиано. Автор анализирует и раскрывает межпредметные связи курса, доказывает практическую необходимость фортепианной игры для полноценного усвоения историко-теоретических дисциплин и специальности.

В 80-90-е годы прошлого века выше названная работа В.Нырковой подготовила появление ряда других трудов данной проблематики. Наиболее значительные из них – книга Г.Цыпина «Обучение игре на фортепиано», В.Нырковой – «Курс фортепиано для музыкантов разных специальностей», З.Йовенко – «Общее фортепиано: вопросы методики».

Автор З.Йовенко обосновывает специфику курса общего фортепиано, формулируя его конкретные отличия от предмета «специальное фортепиано». Сравнив содержание трёх основных компонентов урока – «объект, цель и условия обучения» (термины З.Йовенко), автор выделяет три основных особенности предмета.

Отличие первое. Учащиеся классов общего фортепиано приходят в учебное заведение для приобретения любой музыкальной специальности, кроме специальности пианиста. Весь комплекс дисциплин (в том числе и фортепиано) подчинен основной цели – подготовке специалиста избранного профиля. Вследствие этого, методика урока общего фортепиано и выбор средств воздействия на учащегося ориентированы на специальность.

Отличие второе, как отмечает автор, состоит в уровне фортепианной подготовки, который получают учащиеся, обучающиеся на разных инструментах. Так вокалисты и хореографы имеют только один дополнительный инструмент, а те, кто учится, например, на гитаре, флейте, скрипке и др.: фортепиано – это уже второй инструмент.

Отличие третье состоит в «условиях обучения в классах общего фортепиано: числе часов в учебном плане, месте предмета в бюджете времени учащихся, ограниченном для большинства учащихся, возможности домашней проработки задания (отсутствие инструмента).

Учебная деятельность в классе общего фортепиано складывается из различных видов исполнительской работы. Работа над фортепианным репертуаром у не пианистов осложнена именно недостатком времени для занятий дома; это сильно затрудняет его освоение материала.

Об универсальности, об огромных воспроизводящих возможностях фортепиано писали многие композиторы и педагоги. «Пианист едва ли нуждается в обучении на другом инструменте, чтобы стать вполне законченным музыкантом, но… исполнители на всех остальных инструментах, а также вокалисты встретятся с большими трудностями в своём общем музыкальном развитии, если не приобретут…ориентировочного знакомства с фортепиано. Таким образом, очевидно, что фортепианное исполнительство, универсальное по характеру самого инструмента, становится основательной школой воспитания подлинного музыканта.

Курс общего фортепиано имеет профилирующее значение и, таким образом, «может рассматриваться как составная часть любой музыкальной специальности». Одновременно с накоплением пианистического мастерства на уроках фортепиано для не пианистов происходит целенаправленное формирование разностороннего музыканта. Курс позволяет «интегрировать в рамках урока большое число различных произведений и одновременно ввести немало обобщающих понятий, рассматриваемых в культурно-историческом плане». Здесь же необходимо отметить огромную связь общего фортепиано с системой музыкально-теоретических дисциплин.

Первой заметной работой по решению проблем обще музыкальной эволюции в процессе занятий общим фортепиано стала статья Г.Цыпина «Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано», опубликованная в 1979 году.

Следующая работа Г.Цыпина «Обучение игре на фортепиано», вышедшая в 1984 году, стала логическим продолжением предыдущей. В ней обучение игре на фортепиано анализируется как процесс, «обеспечивающий полноценное воплощение идеи развивающего обучения и межпредметных связей».

Обще музыкальное развитие – многогранный, сложный процесс. С одной стороны, это развитие комплекса специальных способностей (музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память), с другой, это те внутренние изменения, которые совершаются в сфере профессионального мышления, художественного сознания обучающегося. Применительно к теории общего фортепиано в вышеупомянутой работе Г.Цыпина они сведены к четырём постулатам, четырём основным музыкально-дидактическим принципам:

1. Расширение репертуарных рамок за счёт обращения к возможно большему количеству произведений, большему кругу художественно-стилевых явлений – первая, по своему значению составляющая обще музыкального развития учащегося, обогащения его профессионального сознания.

2.Ускорение темпов прохождения определённой части учебного материала. Реализация этого принципа обеспечивает постоянный и быстрый приток различной информации в музыкально-педагогический процесс, что способствует обще музыкальному развитию учащегося.

3. С точки зрения содержания урока, способов его проведения, важно увеличение теоретической «ёмкости» занятий, то есть использование в ходе урока более широкого диапазона сведений музыкально-теоретического и музыкально-исторического характера.

4. Максимальное проявление самостоятельности, творческой инициативы учащегося.

Обратимся к более подробному рассмотрению каждого из четырех принципов.

1. Расширение репертуарных рамок. Развивающие возможности курса общего фортепиано заложены уже в возможности исполнять многое и разное и тем самымрасширять свои знания о стиле эпохи, художественном направлении, индивидуальномкомпозиторском стиле.

2. Ускорение темпов прохождения части репертуара. В первую очередь, сюда следует отнести такие формы работы, как чтение с листа и эскизное изучение произведений. Эскизное знакомство с произведением – это сознательное не доведение исполнения до возможного в каждом конкретного случая степени совершенства. Эскизное изучение сочинений высвобождает время для ознакомления с новой музыкой, эта форма работы, отчасти близкая чтению с листа, оказывается особенно эффективной на занятиях по курсу общего фортепиано, протекающих, как правило, в условиях дефицита времени.

Эскизное ознакомление с музыкальным материалом является промежуточным между чтением с листа и исполнительски законченным состоянием произведения.

Чтение с листа – другой эффективный способ обще музыкального развития. Именно в процессе чтения нот с листа решаются такие задачи обще фортепианного обучения, как увеличение объёма используемого музыкального материала и ускорение темпов его прохождения.

3. Содержание урока и способы его проведения, увеличение меры теоретической ёмкости занятий. Музыканта призваны воспитывать все дисциплины учебного плана и, в первую очередь, – дисциплины музыкально-теоретического цикла.

4. Максимальное использование в учебной работе самостоятельной мыслительной деятельности учащихся, их творческого потенциала.

Успех обучения «во многом зависит от того, насколько удалось выработать у учащихся умение самостоятельно работать, мыслить во время работы и добиваться конкретно поставленных целей…».

Особенности преподавания предмета «общее фортепиано»

В свое время педагог Ленинградской консерватории Н.Н. Загорный впервые в музыкально-педагогической литературе сформулировал принципиальные основы специфики методики общего фортепиано. “Задачи, которые ставит повседневная жизнь музыканту той или иной специальности, являются отправной точкой в определении объема технической программы курса игры на фортепиано для музыканта-не пианиста”.

Далее автор называет круг задач, которые призван решить курс общего фортепиано:

Думается, что вышеназванные задачи остаются актуальные и в настоящее время и поскольку условия для их решения не простые (отсутствие инструмента, классов, урок по 20 минуты или по 40 минут), то и настоящее сообщение является, на мой взгляд, необходимым и своевременным.

Предмет общее фортепиано для учащихся вводится со второго класса. И так как в первый класс на сегодняшний день принимают детей без возрастных ограничений, то возникает проблемы возрастной психологии. Методическая литература очень мало уделяет внимание специфике возрастной психологии учащихся в ДШИ.

В отношении учащихся к курсу общего фортепиано нередко наблюдается отсутствие настоящего интереса. В сегодняшней практике такая важная форма работы, как ансамблевое музицирование на занятиях общего фортепиано оказалась отодвинутой на второй план. Распространенным в настоящее время является мнение, что игра в ансамбле более легкий, по сравнению с сольным, вид инструментального исполнительства, поэтому ученик, хорошо играющий соло, автоматически должен хорошо играть в ансамбле.

Другая точка зрения: игра в ансамбле – во многом отличный от сольного вида музицирования, имеющий свои особенности. При этом нужно говорить не о снижении мастерства сольного исполнительства, а о его повышении, обогащении целым рядом навыков. Главная цель игры в ансамбле – дать возможность детям сразу же ощутить свою сопричастность к исполнению музыки, творчеству. Это достигается ансамблевым музицированием совместно с педагогом, который берет на себя основную нагрузку, предоставляя ученику доступный для него минимум. С самого первого занятия ученик вовлекается в активное музицирование совместно с учителем он играет простые, но уже имеющие художественное значение пьесы. Дети сразу же ощущают радость непосредственного восприятия искусства. А если ученики будут играть музыку, которая у них на слуху, то она будет побуждать их как можно лучше выполнить свои первые музыкальные обязанности.

Основная задача педагога – сделать интересными и любимыми занятия музыкой. Этому должно способствовать все, что будит воображение ребенка: музыкальный материал и рисунок, текст песенок – подтекстовок, рассказ, сопровождающий игру. Активизации творческого роста учащихся также способствует целенаправленный подбор репертуара. Пьесы должны быть понятны, доступны, способствовать формированию ансамблевых навыков, развитию творческого воображения. Часто бывает, что, хорошо подготовленный ученик, обладающий большим репертуаром, любящий свой инструмент, на практике не может применить свои знания и навыки. Но благодаря первым успехам перед массовой аудиторией юный ансамблист начинает острее ощущать полезность своего труда, проявляет целеустремленность, работоспособность в овладении исполнительским мастерством. Участие в ансамбле прививает учащимся чувство коллективизма, повышает общую дисциплинированность, формирует ответственность.

Ансамблевый метод обучения дает возможность исправлять или корректировать слабые стороны ученика. Играя в ансамбле, дети раньше осваивают технику творческого общения, накапливают больший репертуар, имеют опыт концертной практики. Совместное музицирование вдвоем, втроем, вчетвером в школе легко перетекает в прекрасный, полезный и радостный домашний досуг. Ансамблевые формы музицирования играют важную роль в процессе музыкального образования, воспитания и развития. Ребенок должен ощутить радость приобщения к искусству, почувствовать в уроках музыки возможность удовлетворения своих эстетических потребностей. Только в этом случае музыка станет для него источником радости и творчества.

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что все, о чем шла речь не могут быть готовыми рецептами для практики преподавателя. Можно надеяться, что кто-то из нас возьмет на вооружение то или иное зерно для поиска своих методов в обучении общему фортепиано.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *