Образовательный комплекс что это такое

Создание образовательных комплексов: плюсы и минусы

Реформирование в социальной сфере нашей страны коснулось и образования. Основным мотивом реформы образовательных учреждений стало их укрупнение, объединение. Объединяют не только несколько школьных организаций в единый комплекс, но и присоединяют к школе дошкольные учреждения. Таким образом, получается единый образовательный комплекс, который может состоять из нескольких ДОУ и школ. Какие причины послужили для возникновения нового формата образовательных организаций, какие положительные моменты и недостатки в этом объединении? Об этом расскажем в нашей статье.

Причины для объединения школ и дошкольных организаций:

Плюсы создания образовательных комплексов:

1. Возможность реализовывать преемственность целей и задач образовательных программ дошкольного и начального образования. Преемственность может реализовываться путем:

К сожалению, не в каждом случае возможно реализовать весь комплекс мероприятий для воплощения принципа преемственности. Так, например, когда объединенные школы и детские сады находятся в разных зданиях. В этом случае посещение воспитанников ДОУ школьных уроков и праздников уже не кажется такой простой задачей, по сравнению с образовательными комплексами, которые объединены не только на бумаге, но и находятся в одном здании.

2. Бюджетные средства в большем количестве. Как уже было указано выше, финансирование образовательных учреждений в настоящее время предполагает «подушевой» фактор. Соответственно, чем крупнее образовательное учреждение, чем больше в нем обучается детей, тем на большее количество средств оно может рассчитывать. В крупных городах данная проблема не стоит так остро, как в сельской местности. К сожалению, в глубинке дошкольные учреждения, да и школы тоже недоукомплектованы. При новой системе финансирования таким ДОУ грозило бы закрытие из-за нехватки средств для дальнейшей работы. Объединяясь же с другими образовательными организациями, ДОУ получает новые возможности:

3. Меньше ответственности для руководителей ДОУ. При объединении школы и дошкольной организации остается фактически один руководитель – директор школы. Заведующий ДОУ переходит на новую должность – заместителя директора. С одной стороны, понижение в должности может грозить и снижением заработной платы. Но, с другой стороны, такие перемены предполагают и уменьшение ответственности, и должностных обязанностей для заведующего ДОУ. Так, например, вопросы госзакупок для ДОУ могут войти в компетенцию директора школы.

Минусы укрупнения образовательных организаций:

Автор статьи: Ирина Добрынина, юрист

Источник

Система образования в Ингалинском сельском поселении Большереченского района Омской области представлена двумя образовательными организациями: МБОУ «Ингалинская СОШ» и МБДОУ «Ингалинский детский сад «Ромашка». В текущем учебном году в школе 135 обучающихся и 15 воспитанников ГКП, в детском саду занимается 45 детей в двух группах. В октябре 2013 года произошло радостное для селян событие – открытие еще одной группы «полного дня».

На данный момент динамика роста детей дошкольного возраста в Ингалинском сельском поселении является положительной. Из 95 детей дошкольного возраста имеют возможность посещать дошкольное образовательное учреждение – 45 детей, группу кратковременного пребывания при школе – 15 детей, т.е. на данный момент дошкольным образованием в Ингалинском поселении могут быть охвачены: 60 детей. Пока мы не имеем возможности предложить дошкольное образование детям деревни Ростовка – 5 человек, которые в нём, безусловно, нуждаются в силу достижения предшкольного возраста. Дети, начиная с трёхлетнего возраста, проживающие в с. Ингалы полностью охвачены дошкольным общим образованием.

Исходя из особенностей системы образования в Ингалинском сельском поселении, мы определили следующие проблемы, которые стоят перед дошкольным образованием:

В основном это проблемы, связанные с преемственностью между уровнями общего образования, частью которого является и дошкольное; возможности реализации программ дополнительного образования и занятий по адаптированным программам, кадровые проблемы, более качественное использование имеющихся материальных ресурсов и ГОУ. Данные проблемы подтолкнули нас к решению. Создание образовательного комплекса путем присоединения ДОУ к ОУ позволит не только реализовывать образовательные программы дошкольного общего, начального общего, основного общего, среднего общего образования, но и более рационально выстроить и организовать образовательный процесс с учетом преемственности между уровнями образования, эффективнее использовать объединенные ресурсы образовательных организаций. Кроме того, образовательные комплексы позволят более полно учитывать интересы и потребности участников образовательных отношений.

Таким образом, мы полагаем, что создание образовательного комплекса посредством объединения детского сада и школы даст нам возможность выполнять более успешно государственный заказ: преемственность и непрерывность образования. Будут созданы условия для обеспечения доступности и одинакового высокого качества образования, решения выше обозначенных проблем в сельском социуме.

На данный момент мы видим образовательный комплекс в Ингалинском сельском поселении как синтез двух структур общего и дошкольного образования в рамках одного юридического лица, где образовательный процесс будет выстраиваться посредством единой образовательной программы, базирующейся на Федеральных государственных образовательных стандартах. Кроме того, данная структура будет в себя гармонично включать функционирование консультационного пункта в д. Ростовка на базе структурного подразделения. Здесь будет работать воспитателем для детей предшкольного возраста учитель начальных классов, а для родителей детей младшего возраста будут даваться консультации определенной тематики сотрудниками образовательного комплекса.

Консультационный пункт на базе структурного подразделения предполагает расширение взаимосвязи с сельским социумом, педагогической общественностью и как результат качественное, доступное образование на основе преемственности в удаленном поселении. Рассматривается возможность реализации дополнительного образования посредством доставки педагогов в пункт. Это вполне реально выполнять еженедельно посредством школьного автобуса, здесь потребуется оптимизировать расписание занятий участвующих в инновационном процессе работников, несложно будет составить график работы, во времена таких выездов следующих специалистов: логопед, социальный педагог, педагог-психолог.

На данный момент общеобразовательные учреждения (ДОУ и ОУ) уже тесно взаимодействуют, достаточно сказать об общности кадров у двух учреждений (совместительство). Школьный автобус зачастую в непогоду помогает дошкольникам и их родителям добираться до ДОУ. С объединением данные взаимоотношения будут узаконены, переосмыслены и выведены на новый, более качественный уровень.

Кроме этого, мы предварительно продумали и реализовали виртуальную страницу ДОУ на едином образовательном ресурсе – официальном сайте школы (http://ingsosh.ucoz.ru/), наполняем ресурс соответствующим контентом, что позволяет проинформировать общественность и держать их в курсе событий создания образовательного комплекса.

В планах совместное заседание органов ГОУ (родительских комитетов) по решению вопросов создания единого образовательного пространства, выяснения потребностей и социального заказа. Нам видится очень важным решение вопроса взаимодействие органов ГОУ. На данный момент, в рамках планомерной работы по объединению образовательных организаций, проведены:

Как результат, разработан педагогическими коллективами ДОУ и ОУ, согласован объединенной родительской общественностью и утвержден руководителями образовательных организаций план совместной работы на первое полугодие 2014 года, который позволит выйти к объединению совершенно, так сказать, «родственными» организациями.

Хотелось бы акцентировать внимание на еще одном неоспоримом преимуществе создания образовательного комплекса – предоставление услуг дополнительного образования дошкольникам. У нас уже есть опыт совместной работы воспитателей и педагогов дополнительного образования из числа учителей нашей школы: учитель музыки ОУ – музыкальный руководитель ДОУ – педагог доп. образования МБОУ ДОД «Большереческий ЦДТ», работающий на базе школы. Осталось продолжить цепочки взаимосвязей и грамотно встроить их в образовательный процесс в рамках выполнения программы развития комплекса. Здесь интересным является возможность предоставления платных услуг, например, по изучению иностранных языков с дошкольного возраста, обучение чтению по развивающим программам и т.д.

Таким образом, не расширяя штат работников, грамотно используя социальное партнерство с учреждениями дополнительного образования, мы выходим на реализацию единой программы развития с возможностью оказания платных образовательных услуг.

Объединение ресурсов и возможностей будет работать на разрешение вышеобозначенных проблем, т.е. нам представляется, что создание единого образовательного пространства в сельском поселении посредством комплекса, увеличение количества образовательных услуг, создание комфортной среды позволит развивать следующие направления образовательной деятельности:

Очевидно, что такое создание образовательного комплекса расширит наши функциональные возможности, будут скооперированы всевозможные ресурсы на решение образовательных проблем всего населения Ингалинского сельского поселения, тем самым будет достигнута наивысшая эффективность средств, находящихся в нашем управлении.

Источник

Модель школы: школа-комплекс

Образовательный комплекс что это такое. Смотреть фото Образовательный комплекс что это такое. Смотреть картинку Образовательный комплекс что это такое. Картинка про Образовательный комплекс что это такое. Фото Образовательный комплекс что это такое

Школа-комплекс — относительно новый тип школы. «Относительно новый» потому, что опыт образовательно-воспитательных учреждений С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, Ф. Ф. Брюховецкого, А. А. Захаренко, В. А. Караковского и многих других — это, в сущности, опыт создания школ-комплексов, только в разное время и в разных условиях.

Захаренко Неонила Семеновна, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, директор МБУ гимназия № 39 «Классическая», г. Тольятти:

Пример развития личности учащихся в условиях реализации модели такой школы — «Школа-комплекс: детский сад, гимназия, дополнительное образование» — мы хотим предложить на опыте нашей организации.

Школа-комплекс — одна из перспективных моделей современного образовательного учреждения, получившая наибольшее развитие в Самарской области. Здесь реализуется соотнесение педагогических целей (развитие личности) и целей самих детей (удовлетворение актуальных потребностей личности). Школа-комплекс — модель открытой личностно-ориентированнойобразовательно-воспитательной системы с многоаспектной дифференциацией обучения и организацией дополнительного образования.

Появлению нашего образовательного учреждения способствовала реорганизация — объединение нескольких организаций в одну. Гимназия № 39 «Классическая», можно сказать, «классическая школа-комплекс». В ноябре 2009 года к гимназии присоединена структура детский сад «Жемчужинка», а с 1 декабря 2011 года к гимназии присоединили МОУ среднюю школу, структуру дополнительного образования. Гимназия размещена в 3-х типовых зданиях: структурное подразделение детский сад «Жемчужинка», начальная школа, гимназия № 39 «Классическая» (основная и средняя школа).

В ходе реорганизационных процессов образовалась единая образовательная организация, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 39 «Классическая», как площадка для осуществления непрерывного воспитательно-образовательного процесса в рамках общего образования. В настоящее время гимназия № 39 «Классическая» — это 5 образовательных ступеней: дошкольная, начальная, подростковая, старшая, дополнительное образование. В гимназии обучается 1370 учащихся, 240 воспитанников детского сада и 600 учащихся занимаются в структурном подразделении дополнительного образования «Творчество».

Такой тип образовательной организации предусматривает реализацию широкого спектра образовательных программ, как общего, так и дополнительного образования (ст. 23 ФЗ № 273 «Об образовании в РФ»). Это образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы дошкольного образования, дополнительные образовательные программы. Организация образовательного процесса в гимназии обеспечивает преемственность между дошкольным, начальным школьным и основным образованием в условиях введения ФГОС. В 5–11 классах ведется углубленное изучение отдельных предметов по гуманитарному направлению; в 10–11 классах профильное обучение осуществляется по индивидуальным учебным планам.

Дополнительное образование в гимназии реализует 39 программ по направлениям: физкультурно-спортивное, художественно-эстетическое, гражданско-патриотическое, культурологическое, естественнонаучное, туристско-краеведческое, социально-педагогическое. Создание образовательной и воспитательной системы школы-комплекса позволяет каждому школьнику выстроить пространство для самореализации, определить возможности общения, самораскрытия и самосовершенствования.

На основе использования современных систем обучения, личностно-ориентированных образовательных технологий и методик, создавалась система образовательной и воспитательной работы с вовлечением всех учащихся в детские объединения на всех ступенях. Комплексное решение задач, которые ставит перед образовательным учреждением общество и государство, невозможно решить локальными, точечными инновациями, особенно в условиях крупной школы, поэтому был необходим эксперимент системного характера, совершенствующий деятельность всех ступеней школьного образования с использованием имеющихся ресурсов как внутри школы, так и вне её.

Анализ микросоциума позволил нам определить место и роль нашего учреждения в районе и городе. Полученные результаты исследований стали одним из важнейших факторов при разработке программы развития школы-комплекса — учитывались результаты достижений в рамках целевых установок предшествующей программы развития гимназии; с учётом этих достижений сформулирована тема программы развития «Школа-комплекс как оптимальная модель школы личностного развития учащегося», школа для всех детей.

Ключевая идея: создание школы-комплекса, в основе которой лежит траектория развития ребенка через сетевое взаимодействие образовательных модулей программы; реализация проекта «Центр личностного развития», входящего в программу развития. Программа предусматривает создание пространства развития каждого обучающегося на основе развития внутренних сетевых образовательных модулей.

Каждый модуль имеет свою цель и задачи, направления инновационного развития с учетом специфики организации возрастосообразного образовательного процесса, индикаторы и показатели оценки развития. В программу развития входят сквозные подпрограммы, соединяющие дошкольное образование, начальную и основную школы, дополнительное образование:

Сетевое взаимодействие образовательных модулей гимназии строится через «линии договоренности», позволяющие обеспечить единство образовательного процесса на основе преемственности. Сетевое взаимодействие рассматривается как система: изменения в одном образовательном модуле влечет адекватные изменения в других внутренних модулях гимназии. Процессы преемственности содержания и методов реализации программного содержания в условиях образовательного комплекса естественным образом перестают носить формальный характер.

Мы уверены, именно за такой школой будущее. Почему? В чем главная цель, которую мы преследуем, создавая школу-комплекс? Какие есть плюсы и минусы подобных организаций?

С одной стороны, управлять таким комплексом сложно. Существуют внешние и внутренние проблемы (педагогические и психологические).

Внутренние проблемы такие, как: обновление системы управления; отсутствие опыта руководства управления комплексом; неумение коллектива оценить профессиональную деятельность педагогов разных уровней образования; несогласованность взаимодействия; недооценка дошкольного и дополнительного образования и др.

Внешние проблемы носят объективный характер, однако также должны быть учтены и осознаны при организации деятельности образовательного комплекса: недостаточность нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность крупных образовательных структур; нестабильная социально-экономическая ситуация и др.

Но, с другой стороны, именно школа-комплекс позволяет максимально раскрыть потенциал ребенка, дать ему широкие возможности для личностного роста. Мы выстраиваем систему преемственности, когда ребенок приходит к нам еще 2–3 летним малышом, проходит с нашими педагогами все ступени обучения вплоть до выпуска из гимназии. Он развивается на наших глазах, обучается по программам, которые предлагают последовательную систему образования. Конечно, у нас в гимназии учатся дети, которые пришли и из других детсадов. Однако интересно проследить за теми, кто прошел у нас все ступени обучения. Таких детей немало. Мы особенно внимательно наблюдаем за успехами этих учеников и видим, что такая сквозная программа, проходящая через все ступени образования, нужна. В условиях автономного функционирования детского сада и школы возможности для длительных наблюдений сужаются в силу реализации разных подходов к этому процессу.

Кроме того, мы входим в число тольяттинских школ, которые проводят обучение по индивидуальным учебным планам (ИУП), индивидуальным образовательным программам (ИОП).

Организация внеурочной деятельности в условиях нашей гимназии осуществляется на основе заявлений от родителей, на составление индивидуальной образовательной программы каждому обучающемуся.

Основным преимуществом внеурочной деятельности в нашей гимназии является предоставление обучающимся возможности выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие личности ребенка. Занятия проводятся в форме игр, экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований и др. Основное предназначение внеурочной деятельности — удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей.

Благодаря расширенному спектру услуг, как в рамках общего, так и в рамках дополнительного образования, многофункциональной, неоднородной развивающей среде, с разными вариантами ее организации и направленности, углубляются возможности для осуществления индивидуализации образования, максимально полного раскрытия потенциала обучающихся. Появление талантов и способностей учащихся, возможность самореализоваться помогает уже сложившаяся система дополнительного образования «Творчество».

Структура дополнительного образования даёт огромные возможности для индивидуальной работы с детьми. Особенностью нашей гимназии является возможность отследить способности и возможности каждого обучающегося в рамках часов внеурочной деятельности, а затем сформировать группы для работы в кружках и секциях дополнительного образования в структурном подразделении дополнительного образования «Творчество».

Обучение по индивидуальным учебным планам (ИУП) относится к старшей профильной школе гимназии. Еще с начала 1990-х годов были открыты профильные классы при тесном сотрудничестве со средними специальными и высшими учебными заведениями. Система обучения, основанная на индивидуальном учебном плане ребенка, развивает и дополняет практику профильных классов. Хочется сказать, что это очень хорошая система. Цель работы педагогического коллектива в настоящее время: удовлетворение потребностей учащихся и родителей в качественном образовании, реализации интеллектуальных и творческих способностей через обеспечение разноуровневого и многопрофильного обучения, предоставление широкого выбора образовательных услуг, позволяющих выпускнику стать успешным и конкурентоспособным в дальнейшей профессиональной деятельности.

Стратегические направления профильного обучения гимназии:

Согласно Положению о профильном обучении МБУ гимназии № 39 «Классическая» в 10 класс производится набор потока учащихся (100–120 чел.), в котором каждый ученик формирует свой ИУП и, на его основе, свою индивидуальную образовательную траекторию. По совокупности ИУП десятиклассники распределяются по учебным группам на основе тех предметов, которые они будут изучать углубленно, расширенно или на профильном уровне. Учитывая ИУП каждого ученика, составляется поточное расписание.

Результативность обучения, основанное на преемственности, обучение по ИУП, индивидуальной образовательной программе (ИОП) можно просмотреть прежде всего по результатам ЕГЭ: более 50% выпускников получают от 80 до 100 баллов на экзаменах; ежегодно в гимназии до пяти учащихся получают сто баллов по предметам.

Положительная динамика результатов учебной и внеучебной деятельности также тому подтверждение — учащиеся гимназии принимают активное участие в городских, региональных и российских олимпиадах, а также олимпиадах, проводимых ВУЗами. Ну и, конечно, конкурентоспособность и востребованность выпускников гимназии в образовательном пространстве не только города, но и России. Наши выпускники уверенно смотрят вперед и не боятся брать на себя решение смелых задач, ведь именно они будут создавать будущее нашей страны.

Подводя итоги, можно сказать — создание школы-комплекса как инфраструктуры в сфере образования является важнейшей задачей государственной политики и приоритетом экономики России.

Источник

«Пространство» для самореализации. Типология учебно-воспитательных комплексов

УВК становится центром обучения и воспитания всех детей в данном микросоциуме, поэтому он демократичен по своей сути. Здесь возникает взаимодействие школьной и внешкольной воспитательной среды, и это создает благоприятные условия для эффективного нравственного и гражданского формирования личности.

Разнообразной и многоплановой становится в условиях УВК внеурочная работа. Это неформальные разновозрастные объединения, функционирующие не только на базе школы, но и в микрорайоне, на предприятиях, в культурно-просветительных учреждениях, студии, кружки, секции.

Практика убеждает, что переход школы в режим учебно-воспитательного комплекса является далеко не простым делом. В ходе подготовки необходимо выполнить несколько обязательных условий.

Комплекс «Детский сад- средняя общеобразовательная школа»

В детском саду апробируется программа «Развитие» (занятия по конструированию, английский и татарский языки, физкультура). Начальные классы работают по системе развивающего обучения Занкова, в У-1Х классах используется базисный учебный план. Введены пропедевтические курсы по медицине, педагогике. Действенным средством гуманизации являются занятия по человековедению, спецкурс «Мой мир и я». Параллельно с общеобразовательными, начиная с VIII класса, создаются профильные классы на базе медицинского колледжа и классы педагогической ориентации.

Внутриурочная деятельность направлена на развитие самостоятельности и инициативы школьников. Учащиеся У1-Х1 классов участвуют в деятельности выборного двухпалатного «Школьного парламента». Они сами принимают жизненно важные решения школьной жизни. Ежегодно несколько выпускников этой школы поступают в академию управления.

Такие школы-комплексы, как правило, создаются в новом жилом микрорайоне, поэтому формирование контингента детей и педагогов начинается «с нуля».

Центром воспитательной работы являются клубы по интересам, руководителям которых переданы основные функции классных руководителей (с соответствующей оплатой). Общение такого руководителя с детьми строится на неформальной основе.

Заслуживает внимания программа воспитания у детей любви к ближайшему окружению: товарищам, родителям, природе.

Учебно-воспитательный центр объединяет различные подразделения: школу, детский сад, спортшколу, колледж, лицей, частную школу, клубы по интересам. Таким образом, у детей имеются хорошие возможности для удовлетворения потребностей.

Для управления инновационными процессами создан научно-исследовательский центр, корректирующий все направления экспериментальной деятельности.

Учебно-воспитательный комплекс типа «УВК- СПК»

Действует производственная бригада, в ней трудятся все дети, начиная с пятого класса, и все педагоги. Благодаря этому пополняется спецсчет школы, что позволяет укреплять материальную базу. Так, закуплены музыкальные инструменты, костюмы для «Школы искусств», учебно-наглядные пособия.

Педагогический коллектив ищет новые технологии и новые подходы к организации внеурочной воспитательной работы.

Экспериментальная средняя школа-комплекс №18 г. Йошкар-Олы

Методика коллективных творческих дел воплотилась в обширную систему урочно-внеурочной воспитательной работы. Каждый ребенок имеет возможность выбора не только интересного коллективно-группового дела, но и занятий и клубов по интересам в «Школе искусств» и «Спортивной школе». Причем, «Школа искусств» органически вплетается в единое расписание и составляет содержательную суть деятельности комплекса. Завершено строительство оздоровительно-воспитательного блока, что позволяет корректировать состояние здоровья детей.

Прекрасным средством для социальной адаптации детей являются трудовые бригады по различным направлениям (по швейному и сапожному делу, обслуживающему труду и др.) на базе малых предприятий, арендующих школьные помещения. В них учащиеся получают настоящие навыки труда, учатся ремеслам, обретают экономические знания.

Учебно-воспитательный комплекс №1 г. Зеленодольска, Республики Татарстан

На базе дошкольных учреждений открываются классы шестилеток, формирующиеся на диагностической основе.

Можно назвать УВК на базе школы № 93 г. Казани (с классами эстетического направления), детских комбинатов № 289 и № 259, филиала Малой академии искусств Вахитовского роно. В начальной школе основное внимание уделяется эстетическому образованию детей. Обучение в У-Х1 классах школы ведется по бпочно-модульной системе.

Выделим основное, что объединяет все типы этих учебных заведений:
• преемственность в деятельности подразделений;
•комплексное воздействие на личность ребенка;
• единая материальная база общего образовательно-воспитательного пространства;
• учет социокультурных особенностей окружающей среды;
• мобильность и гибкость системы;
• дифференциация в организации учебно-воспитательного процесса;
• многопрофильность педагогического комплекса;
• приоритет воспитания;
• развивающая образовательно-воспитательная среда. Разность типов зависит от внутреннего состава подразделений, от качеств личности педагогов и детей, специфики педагогического коллектива, от сложившейся системы работы и приоритетных задач.

Обобщая сказанное, подчеркнем: лучшие УВК всегда имеют свое лицо.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *