Образовательная сфера что это

Сфера образования

Образовательная сфера что это. Смотреть фото Образовательная сфера что это. Смотреть картинку Образовательная сфера что это. Картинка про Образовательная сфера что это. Фото Образовательная сфера что это

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Понятие образования

Образование — инструмент для становления личности при помощи получения знаний, освоения навыков развития (познавательных и творческих) через систему социальных институтов (семья, школа, СМИ).

Другими словами, это целенаправленный организованный процесс передачи знаний об окружающем мире, опыта предшествующих поколений, приобщение к материальной и духовной культуре человечества, а также воспитание личности и помощь в ее становлении.

Цель образования — приобщить человека к достижениям цивилизации, а также передать и сохранить культурное достояние.

Совокупность образовательных стандартов и программ.

Органы управления образованием.

Комплекс принципов, которые определяют функционирование системы образования.

Основные пути получения:

Обучение в учебных заведениях.

Образование в семье.

Самообразование — когда человек приобретает знания, умения и навыки без помощи других лиц.

Образование можно разделить на два уровня:

Общее — это обучение в дошкольных и школьных учреждениях. Дети изучают родной язык и литературу, биологию, физику и другие предметы, которые формируют основу мировоззрения.

Профессиональное — это специализированный вид образования, который реализуется в школах со специальным уклоном, кружках, секциях, лицеях, колледжах, институтах. В этом случае человек проходит обучение, чтобы стать специалистом в определенной сфере, то есть получает профессию.

Человека называют образованным, когда он усвоил достаточно знаний и опыта, которые необходимы в конкретном обществе для реализации в практической, научной, социальной, познавательной и профессиональной деятельности.

Классификация функций образования

Функция образования в обществе — это роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс относительно целого явления.

Функции общего образования:

воспитательная — воспитание нравственных качеств личности, передача культурно-исторического опыта и правил поведения;

образовательная — сам процесс обучения;

социализация — облегчение вхождения человека в социум и успешного пребывание в нем;

подготовка профессионалов, которые будут работать на благо страны, повышать качество жизни;

приобщение к новым технологиям и другим культурам.

Функции образования с точки зрения государства:

Экономическая — образование формирует социально-профессиональную структуру общества, в которой люди могут осваивать научные и технические новшества и эффективно использовать их в профессиональной деятельности. Главная цель — покрыть потребности трудовых ресурсов во всех сферах экономики.

Социальная — образование социализирует личность, формирует социально значимые навыки. Образовательный процесс начинается в семье, а продолжается в школе и других учебных заведениях.

Культурная — образование помогает передать культурные ценности подрастающему поколению в целях воспитания, развития творческих способностей.

Контролирующая — образование осуществляет контроль за поведением, формирует этические и правовые нормы поведения.

Образование как социальный институт состоит из ряда учреждений, органов управления и обширной системы норм и правил. Посмотрим, как выглядит система образования в Российской Федерации.

Готовьтесь к ЕГЭ по обществознанию на курсах от Skysmart — увлекательно и эффективно!

Система образования в РФ

Система образования — это совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, которые определяют ее функционирование.

Характер системы образования в любом государстве определяется его социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями.

Структура российской системы образования:

Органы управления образованием;

Совокупность образовательных стандартов и программ;

Сеть образовательных учреждений:

дошкольное образование (ясли, детские сады),

начальное образование (начальная школа — с 1 по 4 класс),

основное общее (с 5 по 9 классы), среднее общее (с 10 по 11 класс) — средняя школа, гимназия, лицей,

среднее профессиональное (специальное) образование (профтехучилища, колледжи, лицеи, техникумы),

Принципы образовательной политики в РФ:

гуманистический характер образования;

приоритет общечеловеческих ценностей;

право личности на свободное развитие;

единство федерального образования при сохранении права национальных и региональных культур на своеобразие образования;

адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;

светский характер образования в государственных учреждениях;

свобода и плюрализм в образовании;

демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.

Таблица: уровни и ступени системы образования в РФ

1начальное (обязательно)12основное общее (обязательно)3среднее (полное) общее24начальное профессиональное (1 год)35начальное профессиональное образование повышенного уровня, которое требует дополнительного года обучения и приводит к рабочей профессии с повышенным уровнем квалификации6среднее профессиональное (2–3 года)47среднее профессиональное образование с повышенным уровнем подготовки (4 года)8высшее профессиональное — бакалавр (4 года)59высшее профессиональное — специалист (5 лет), ориентировано на практическую деятельность10высшее профессиональное — магистр (6 лет), ориентация на научно-педагогическую деятельность11послевузовское профессиональное образование, которое можно реализовать в аспирантуре (3 года)6

Тенденции в развитии мирового образования

В рамках курса по обществознанию школьники должны знать направления образования в современном мире. Расскажем про некоторые из них.

Демократизация системы образования. Созданы условия для удовлетворения потребностей всех представителей общества. Образование доступно широким слоям населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются.

Рост продолжительности образования. Современному обществу необходимы высококвалифицированные специалисты, из-за чего срок обучения может удлиняться.

Непрерывность образования. В условиях научно-технической революции сотрудник должен уметь быстро переключаться на новые или смежные виды работ, на новые технологии.

Гуманизация образования. Внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям.

Гуманитаризация образования. Повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе, например, экономической теории, социологии, политологии, основ правовых знаний.

Интернационализация процесса образования. Создание единой системы образования для разных стран.

Компьютеризация процесса образования. Использование современных технологий обучения.

Источник

Что такое образование — его функции, виды, уровни и ступени

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сейчас невозможно помыслить нашу жизнь без образования. Современный человек тратит на него от десяти до двадцати лет свой жизни.

А от того каким оно будет (плохим или хорошим) во много зависит его дальнейшая судьба.

Образовательная сфера что это. Смотреть фото Образовательная сфера что это. Смотреть картинку Образовательная сфера что это. Картинка про Образовательная сфера что это. Фото Образовательная сфера что это

Сегодня я хочу поговорить про то, что вообще такое современное образование и какие многочисленные функции оно призвано выполнять? Так же мы посмотрим какие виды, уровни и ступени имеются в нашей системе образования, чтобы понять, каких высот в этом деле можно достичь.

Образование — что это

Образование – это процесс, состоящий из воспитания (что это?) и обучения (что это?), которые направлены на формирование новых знаний, развитие способностей, навыков и опыта.

Последний никуда не девается и продолжает жить даже после смерти личности, передаваясь от человека к человеку. Благодаря этому, зародилась культура – опыт целого общества.

Таким образом, образование – это передача культурных знаний, осуществляемая посредством детских садов, школ, колледжей и институтов.

В последнее время в связи с доступностью любой информации популярность имеет такое явление, как самообразование. Слово «образование» – русское по своему происхождению, производное от «образ». Последнее в переводе с греческого означает «достижение определенной формы».

Образовательная сфера что это. Смотреть фото Образовательная сфера что это. Смотреть картинку Образовательная сфера что это. Картинка про Образовательная сфера что это. Фото Образовательная сфера что это

В узком смысле рассматриваемый термин предполагает взаимодействие учителя и ученика, где первый является транслятором информации, а второй — приемником.

Условно образование можно разделить на уровни:

Профессиональное — это специализированный вид образования представляет собой обучение в школах со специальным уклоном, кружках и секциях, лицеях и колледжах, институтах. Здесь человек готовится стать специалистом в определенной сфере труда, то есть, получает профессию.

Образовательная сфера что это. Смотреть фото Образовательная сфера что это. Смотреть картинку Образовательная сфера что это. Картинка про Образовательная сфера что это. Фото Образовательная сфера что это

Также образование можно рассматривать не как процесс, а как продукт, результат обучения и развития.

Образованный человек мыслит логически, оперирует определенным объемом знаний и способен самостоятельно выстраивать причинно-следственные связи, заполнять пробелы в информационной системе.

Функции образования

Зачем нам учиться? Чтобы благоприятно вписываться в господствующий уклад общества, быть с ним «на одной волне», успешно адаптироваться и заниматься полезной деятельностью. Люди общаются, благодаря схожему мировоззрению, менталитету и сознанию.

Образовательная сфера что это. Смотреть фото Образовательная сфера что это. Смотреть картинку Образовательная сфера что это. Картинка про Образовательная сфера что это. Фото Образовательная сфера что это

В связи с этим можно выделить следующие функции образования:

Есть и другие варианты классификаций функций образования. Например, с точки зрения государства можно выделить такие составляющие:

Более развернуто все это представлено чуть ниже:

Есть еще и скрытые функции образования, которые многие учитывают:

Виды, уровни и ступени образования

Система образования имеет свою структуру, куда входят учреждения (например, школа), социальные группы (учитель и ученик) и процесс обучения (передача знаний).

Весь процесс предполагает 3 ступени образования:

Школьное образование построено на принципах гуманизма, доступности, последовательности и научности, а также тесно связано с жизнью. Является общедоступным для всех граждан нашей страны.

Образовательная сфера что это. Смотреть фото Образовательная сфера что это. Смотреть картинку Образовательная сфера что это. Картинка про Образовательная сфера что это. Фото Образовательная сфера что это

Все описанные выше уровни и ступени системы образования в РФ хорошо проиллюстрированы ниже:

Ступени образованияУровни образования
1начальное образование (обязательно)1
2основное общее образование (обязательно)
3среднее (полное) общее образование2
4начальное профессиональное образование длительностью в 1 год3
5начальное профессиональное образование повышенного уровня, требующее дополнительного года обучения и ведущее к получению рабочей профессии с повышенным уровнем квалификации
6среднее профессиональное образование длительностью 2-3 года4
7среднее профессиональное образование с повышенным уровнем подготовки длительностью 4 года
8высшее профессиональное образование — бакалавр (4 года)5
9высшее профессиональное образование — специалист (5 лет), ориентировано на практическую деятельность
10высшее профессиональное образование — магистр (6 лет), акцентрировано на научно-педагогический вид деятельности
11послевузовское профессиональное образование, реализуемое в аспирантуре (3 года)6

То есть всего получается 6 уровней и 11 ступеней. Как все сложно, да?

Разные подходы к построению системы образования

Определение образования как процесса предполагает два существенно различающихся взгляда:

Обучение класса должно производиться по единой системе и в одном ритме, при этом успехи каждого зависят только от личных стараний, и природные данные тут ни при чем. Если ученик не справляется с задачей, то дело только в его лени и пренебрежительном отношении к учебе.

Каждая личность наделена определенными задатками, и для их успешного развития требуется специальный подход, адекватный природе обучаемого.

Формы обучения

Современная система образования в России предполагает 5 форм обучения личности:

Отрасли (виды) образования

Образование по направленности принято делить на отрасли (виды):

Образовательная сфера что это. Смотреть фото Образовательная сфера что это. Смотреть картинку Образовательная сфера что это. Картинка про Образовательная сфера что это. Фото Образовательная сфера что это

Источник

Сфера образовательных услуг

Смотреть что такое «Сфера образовательных услуг» в других словарях:

МАРКЕТИНГ УСЛУГ — наиболее быстро растущая сфера маркетинговой деятельности. Услуги (бытовые, производственные, финансовые, транспорта и связи, социальные, интеллектуальные) не материальны, а процессуальны; их невозможно перед приобретением пощупать, «попробовать… … Маркетинг. Большой толковый словарь

РЫНОК ТРУДА — сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Рынок труда возможен только при условии, что рабочий является собственником своей способности к труду; через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок. Структура… … Профессиональное образование. Словарь

Павлодарская область — каз. Павлодар облысы Герб … Википедия

Постиндустриальное общество — Постиндустриальное общество это общество, в экономике которого, в результате научно технической революции и существенного роста доходов населения, приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.… … Википедия

Экономика Гонконга — Экономические показатели … Википедия

Постиндустриальная экономика — Постиндустриальное общество это общество, в экономике которого в результате научно технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным… … Википедия

США. ЭКОНОМИКА — Введение. Эра, начавшаяся при президенте Линдоне Джонсоне (1963 1969), ознаменовалась значительными сдвигами в экономике США. С конца 1960 х годов доля производства постепенно сокращалась и росла доля сектора услуг. В 1980 х годах занятость в… … Энциклопедия Кольера

Соединённые Штаты Америки — Соединенные Штаты Америки США, гос во в Сев. Америке. Название включает: геогр. термин штаты (от англ, state государство ), так в ряде стран называют самоуправляющиеся территориальные единицы; определение соединенные, т. е. входящие в федерацию,… … Географическая энциклопедия

История народного образования в Англии — может быть прослежена со времён заселения Англии англо саксами и даже ранее, ко временам римского владычества. В Средние века школы открывались для обучения латинской грамматике, в то время как основным способом овладения практическими навыками… … Википедия

Источник

Сфера образования и ее структура

Сфера образования является сложной системой. Она включает в себя не только учебный процесс, процесс социокультурного развития человека, но и все то, что непосредственно или опосредственно воздействует на эти процессы.

В современном образовании взаимодействуют две формы обучения – информативная и проблемно-ситуационная. В последнем случае акцент делается на технологии, предусматривающие реальное участие обучающихся в проективных ситуациях, выполнение ими практических заданий.

Система образования включает в себя несколько ступенек: дошкольное, школьное (начальное, неполное, среднее), высшее.

Непрофессиональное (общее) образование охватывает детское образование и образование взрослых. В первом случае имеются в виду детские сады, ясли, студии, кружки, школьное обучение, семейное образование, репетиторство и т.д. Во втором – самообразование, виды обучения, ориентированные на развитие общей культуры, удовлетворения любительских интересов, на подготовку к досуговым и бытовым занятиям.

Профессиональное образование представлено в нашей стране профессионально-техническими училищами, курсами подготовки к профессиям, ученичеством на рабочих местах, среднеспециальными учебными заведениями, гимназиями, колледжами, университетами, академиями, институтами, курсами повышения квалификации, аспирантурой, докторантурой.

В самой системе высшего образования (в отличие от советского периода) появились новые моменты. Во-первых, они связаны с выделением уровней высшего образования (неполное высшее образование – 2 года; бакалавриат – 4 года, специалист – 5 лет, магистратура – 6 лет); во-вторых, с обучением на бюджетной и коммерческой основе. В связи можно говорить, как и в других странах, в России о существовании массового и элитарного образования. Однако проведенные социологические исследования свидетельствуют как о «плюсах», так и значительных «минусах» обучения в коммерческих учебных заведениях нашей страны.

Как составная часть общественной жизни сфера образования, с одной стороны, подвержена влиянию других сфер, с другой – сама оказывает влияние на них. Это взаимное влияние является многообразным, имеющим целый ряд последствий, результатов.

Так, в результате влияние других сфер на сферу образования происходит изменение предметного содержания учебного процесса, его методов, технологий, изменяется модель образования в целом. Под воздействием других сфер преобразуется инфраструктура сферы образования, технические и другие средства ее жизнеобеспечения. Следствием этого влияния может быть изменение структуры составляющих сферу образования субъектов, микро- и макрокультурной среды учебного процесса.

В свою очередь сфера образования оказывает воздействие на все стороны жизнедеятельности общества. Это находит свое выражение прежде всего в воздействии на социальную структуру общества (ее сохранение или преобразование, ее статику и динамику). Проявляется это не только через «вливание» новых кадров в такие элементы социальной структуры, как социально-профессиональная, трудовые коллективы, классы, интеллигенция, работники умственного и физического труда, сельское и городское население и т.д. Прямо или косвенно это проявляется также через участие учащихся и обучающихся в различных отраслях общественного производства (в материальном производстве, в управлении, науке, искусстве и т.д.), т.е. когда они занимаются внеучебной деятельностью.

В сферу образования входит также и инфраструктура: виды учебно-вспомогательной деятельности и организационные структуры, обеспечивающие учебный процесс, лаборатории, мастерские, опытные участки и базы, экспериментальные полигоны, научно-исследовательские отделы работающие непосредственно на образование, на повышение его эффективности, производственно-технические учебные модули и т.п., а также отделы технических средств обучения, компьютеризации учебного процесса и т.д.

Наконец, инфраструктура образования обеспечивается своей специальной финансовой деятельностью.

Инфраструктура образования дополняется системой медико-социальных оздоровительных учреждений (летние и зимние спортивные школьные или студенческие лагеря и базы отдыха, учреждения санаторно-курортного типа, некоторые из которых совмещают лечение и обучение), досуговые организации и мероприятия. Особое место в инфраструктуре занимают общественные организации школьников, студентов, объединенных по интересам (спортивные, исторические и патриотические клубы, творческие союзы, общественно-политические, экологические и др. организации). Появление их и растущее общественное влияние говорят о растущей активности молодежи в современном мире.

§ 3. Учебный процесс: сущность, содержание, структура

Учебный процесс можно охарактеризовать как последовательную цель сменяемых друг друга форм деятельности обучающих, обучаемых и обслуживающих учебный процесс отдельных лиц, структур, объединений.

Структура учебного процесса в специальной литературе1 рассматривается в трех измерениях.

1. В фазах, формах воспроизведения и реализации нормативных моделей деятельности и образования, их требований и ориентиров. В этом случае речь идет об учебных программах, именах, методах (технологиях) учебной деятельности.

2. Как взаимодействие учащихся и преподавателей, т.е. реальный процесс учебных занятий.

3. Как взаимодействие учебных и внеучебных факторов в образовании учащегося.

Важнейшими составляющими учебного процесса являются учебные дисциплины, учебные планы и программы.

Учебные дисциплины могут классифицироваться по разным основаниям1.

По отношению к профилю образования выделяют дисциплины профилирующие, смежные, общеобразовательные (развивающие общую культуру) и др.;

по форме учебного материала – теоретические (фундаментальные), фактологические (прикладные), аналитические, практические (прикладные, технологические) и др.;

по технологии преподавания – информативно-ознакомительные, проблемно-тематические, инструктивные, аудиторные (без специальных лабораторных средств), опытно-лабораторные (в лабораторных условиях), опытно-практические (в естественных условиях практической деятельности) и др.;

по обязанности изучения – обязательные для всех обучающихся, обязательные для части обучающихся (по «узкой специализации», например), изучаемые по выбору, факультативные по интересам и др.;

по стандартизации методик и технологий преподавания – стандартизованные, индивидуальные и др.;

по характеру общения преподавателя и учащегося – постоянный непосредственный контакт в ходе учебных занятий, периодический контакт (контроль), самообучение (с результирующим контролем) и др.;

по составу участвующих в занятии – поточные (для различных групп учащихся), групповые (для учащихся с единой формой, содержанием обучения), индивидуальные (с общим или индивидуальным планом обучения) и др.

Могут быть предложены и др. классификации.

Важным является вопрос интереса учащихся к учебным дисциплинам.

Он исследуется с использованием различных шкал2.

Нечаев В.Я. предлагает следующую шкалу:

— глубокий личный интерес («любимый процесс»);

— инструментальный интерес («… изучение помогает понимать факты, глубже усваивать учебный материал»);

— интерес на статус дисциплины («нужно изучать, чтобы иметь успеваемость»);

— интерес отсутствует («…не желаю изучать…»);

— крайне негативное отношение («испытываю неприязнь, раздражение к учебному предмету», «вызывает скуку»).

Учебные планы и программы являются важнейшими документами в организации и реализации учебного процесса. Они составляются на основе Государственных стандартов1. Учебные программы имеют два вида: 1) примерные программы как ориентация изучения той или иной дисциплины в масштабе всей страны и 2) рабочие программы, разрабатываемые на основе примерных программ и учитывающие особенности региона, специфику вуза, факультета и т.д.

Методы в учебном процессе.

Дается различная их классификация.

К примеру, Ю.К. Бабонский2 выделяет три группы методов:

1) организации и осуществления учебного процесса (словесные, наглядные, практические, методы индукции, дедукции, репродукции, методы проблемно-поисковые, самостоятельной работы и руководства учителя);

2) методы стимулирования и мотивации учения (стимулирования и мотивации долга и ответственности);

3) методы контроля в обучении.

В.Я. Нечаев (см. указ. соч., с. 118-123) дает свою классификацию методов. Он выделяет ориентационно-познавательные, адаптивно-развивающие, побудительно-мотивационные и коммуникативно-организационные методы.

Наряду с методами различают методики, т.е. адаптированность метода к условиям, требованиям объекта. Методика – это частное применение общего метода.

Ныне актуален вопрос об активных, интенсивных методах обучения.

Их особенностью являются:

1) самостоятельность, суверенность;

3) своеобразие и индивидуальность;

4) интенсивное обучение;

5) использование эффекта социального, коллективного общения;

6) использование наиболее богатых технологий и соответствующей структуры учебного процесса.

Нередко наряду с термином «метод» пользуются понятием «технологии».

Фактически технологии – это совокупность приемов, методов и действий, с помощью которых достигаются поставленные цели в той или иной области, в данном случае в учебном процессе.

Учебный процесс носит циклический характер.

В каждом цикле (курс обучения, учебный год, семинар, учебная неделя, тема занятия и пр.) выделяются три фазы (этапы действия): подготовительный как предварительная фаза действия; оперативный как фаза непосредственного действия и результирующий как фаза завершающего действия.

На предварительном этапе корректируются цели обучения, выбираются оптимальные средства учебного занятия, учебный материал перерабатывается в приемлемую дидактическую форму, учащиеся ориентируются в целях, задачах обучения.

На оперативном этапе мобилизуются действия учащихся по освоению поставленных перед ними задач. Деятельность же преподавателей проявляется в форме лекций, демонстрации опыта, инструктировании, консультировании и т.д. С помощью текущего контроля корректируется деятельность учащихся.

На результирующем этапе осуществляется контроль, оценивается выполнение заданий, содержание и качество учебных занятий, достигнутый результат, санкционируется и побуждаются последующие действия обучаемых и обучающих.

Каждому этапу цикла соответствуют свои технологии.

На предварительном этапе такими технологиями выступают: проектирование учебных программ, методик, планов учебных занятий, средств, материалов к занятиям учащихся, подготовка соответствующей инфраструктуры.

На оперативном этапе такими технологиями могут быть: урок, лекция, семинар, лабораторные занятия, практикум, учебная игра, экскурсия, курсовой и дипломный проект, самостоятельная работа по выполнению учебных заданий, кинолекция, компьютерный урок и т.д.

На результирующем этапе основными технологиями являются: экзамен, контрольная работа, зачет, собеседование, коллоквиум, учебная практика, тестовая проверка (в том числе с использованием компьютерных средств), конференция и т.д.

Практика показывает актуальность следующих проблем:

— внедрение новых и реконструкция старых технологий;

— применение новых технологий в условиях непрерывного образования, самообразования;

— преобразование учебных технологий на основе достижений НТР, новейшей инфраструктуры образования;

— необходимость взаимосвязей технологий учебной и внеучебной деятельности;

— о преподавании отдельных дисциплин в более сжатые сроки (особенно в условиях договорных отношений вузов и др. образовательных учреждений);

— о соотношении различных форм (методов) обучения: лекций, семинаров и т.д.

— об оценках (количественных – баллах – и качественных: характеристиках выполняемой работы, состояние общей и специальной подготовки учащихся, их культурного уровня).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *