Образовательная сфера что это
Сфера образования
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Понятие образования
Образование — инструмент для становления личности при помощи получения знаний, освоения навыков развития (познавательных и творческих) через систему социальных институтов (семья, школа, СМИ). |
Другими словами, это целенаправленный организованный процесс передачи знаний об окружающем мире, опыта предшествующих поколений, приобщение к материальной и духовной культуре человечества, а также воспитание личности и помощь в ее становлении.
Цель образования — приобщить человека к достижениям цивилизации, а также передать и сохранить культурное достояние.
Совокупность образовательных стандартов и программ.
Органы управления образованием.
Комплекс принципов, которые определяют функционирование системы образования.
Основные пути получения:
Обучение в учебных заведениях.
Образование в семье.
Самообразование — когда человек приобретает знания, умения и навыки без помощи других лиц.
Образование можно разделить на два уровня:
Общее — это обучение в дошкольных и школьных учреждениях. Дети изучают родной язык и литературу, биологию, физику и другие предметы, которые формируют основу мировоззрения.
Профессиональное — это специализированный вид образования, который реализуется в школах со специальным уклоном, кружках, секциях, лицеях, колледжах, институтах. В этом случае человек проходит обучение, чтобы стать специалистом в определенной сфере, то есть получает профессию.
Человека называют образованным, когда он усвоил достаточно знаний и опыта, которые необходимы в конкретном обществе для реализации в практической, научной, социальной, познавательной и профессиональной деятельности.
Классификация функций образования
Функция образования в обществе — это роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс относительно целого явления.
Функции общего образования:
воспитательная — воспитание нравственных качеств личности, передача культурно-исторического опыта и правил поведения;
образовательная — сам процесс обучения;
социализация — облегчение вхождения человека в социум и успешного пребывание в нем;
подготовка профессионалов, которые будут работать на благо страны, повышать качество жизни;
приобщение к новым технологиям и другим культурам.
Функции образования с точки зрения государства:
Экономическая — образование формирует социально-профессиональную структуру общества, в которой люди могут осваивать научные и технические новшества и эффективно использовать их в профессиональной деятельности. Главная цель — покрыть потребности трудовых ресурсов во всех сферах экономики.
Социальная — образование социализирует личность, формирует социально значимые навыки. Образовательный процесс начинается в семье, а продолжается в школе и других учебных заведениях.
Культурная — образование помогает передать культурные ценности подрастающему поколению в целях воспитания, развития творческих способностей.
Контролирующая — образование осуществляет контроль за поведением, формирует этические и правовые нормы поведения.
Образование как социальный институт состоит из ряда учреждений, органов управления и обширной системы норм и правил. Посмотрим, как выглядит система образования в Российской Федерации.
Готовьтесь к ЕГЭ по обществознанию на курсах от Skysmart — увлекательно и эффективно!
Система образования в РФ
Система образования — это совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, которые определяют ее функционирование. |
Характер системы образования в любом государстве определяется его социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями.
Структура российской системы образования:
Органы управления образованием;
Совокупность образовательных стандартов и программ;
Сеть образовательных учреждений:
дошкольное образование (ясли, детские сады),
начальное образование (начальная школа — с 1 по 4 класс),
основное общее (с 5 по 9 классы), среднее общее (с 10 по 11 класс) — средняя школа, гимназия, лицей,
среднее профессиональное (специальное) образование (профтехучилища, колледжи, лицеи, техникумы),
Принципы образовательной политики в РФ:
гуманистический характер образования;
приоритет общечеловеческих ценностей;
право личности на свободное развитие;
единство федерального образования при сохранении права национальных и региональных культур на своеобразие образования;
адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
светский характер образования в государственных учреждениях;
свобода и плюрализм в образовании;
демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.
Таблица: уровни и ступени системы образования в РФ
Тенденции в развитии мирового образования
В рамках курса по обществознанию школьники должны знать направления образования в современном мире. Расскажем про некоторые из них.
Демократизация системы образования. Созданы условия для удовлетворения потребностей всех представителей общества. Образование доступно широким слоям населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются.
Рост продолжительности образования. Современному обществу необходимы высококвалифицированные специалисты, из-за чего срок обучения может удлиняться.
Непрерывность образования. В условиях научно-технической революции сотрудник должен уметь быстро переключаться на новые или смежные виды работ, на новые технологии.
Гуманизация образования. Внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям.
Гуманитаризация образования. Повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе, например, экономической теории, социологии, политологии, основ правовых знаний.
Интернационализация процесса образования. Создание единой системы образования для разных стран.
Компьютеризация процесса образования. Использование современных технологий обучения.
Что такое образование — его функции, виды, уровни и ступени
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сейчас невозможно помыслить нашу жизнь без образования. Современный человек тратит на него от десяти до двадцати лет свой жизни.
А от того каким оно будет (плохим или хорошим) во много зависит его дальнейшая судьба.
Сегодня я хочу поговорить про то, что вообще такое современное образование и какие многочисленные функции оно призвано выполнять? Так же мы посмотрим какие виды, уровни и ступени имеются в нашей системе образования, чтобы понять, каких высот в этом деле можно достичь.
Образование — что это
Образование – это процесс, состоящий из воспитания (что это?) и обучения (что это?), которые направлены на формирование новых знаний, развитие способностей, навыков и опыта.
Последний никуда не девается и продолжает жить даже после смерти личности, передаваясь от человека к человеку. Благодаря этому, зародилась культура – опыт целого общества.
Таким образом, образование – это передача культурных знаний, осуществляемая посредством детских садов, школ, колледжей и институтов.
В последнее время в связи с доступностью любой информации популярность имеет такое явление, как самообразование. Слово «образование» – русское по своему происхождению, производное от «образ». Последнее в переводе с греческого означает «достижение определенной формы».
В узком смысле рассматриваемый термин предполагает взаимодействие учителя и ученика, где первый является транслятором информации, а второй — приемником.
Условно образование можно разделить на уровни:
Профессиональное — это специализированный вид образования представляет собой обучение в школах со специальным уклоном, кружках и секциях, лицеях и колледжах, институтах. Здесь человек готовится стать специалистом в определенной сфере труда, то есть, получает профессию.
Также образование можно рассматривать не как процесс, а как продукт, результат обучения и развития.
Образованный человек мыслит логически, оперирует определенным объемом знаний и способен самостоятельно выстраивать причинно-следственные связи, заполнять пробелы в информационной системе.
Функции образования
Зачем нам учиться? Чтобы благоприятно вписываться в господствующий уклад общества, быть с ним «на одной волне», успешно адаптироваться и заниматься полезной деятельностью. Люди общаются, благодаря схожему мировоззрению, менталитету и сознанию.
В связи с этим можно выделить следующие функции образования:
Есть и другие варианты классификаций функций образования. Например, с точки зрения государства можно выделить такие составляющие:
Более развернуто все это представлено чуть ниже:
Есть еще и скрытые функции образования, которые многие учитывают:
Виды, уровни и ступени образования
Система образования имеет свою структуру, куда входят учреждения (например, школа), социальные группы (учитель и ученик) и процесс обучения (передача знаний).
Весь процесс предполагает 3 ступени образования:
Школьное образование построено на принципах гуманизма, доступности, последовательности и научности, а также тесно связано с жизнью. Является общедоступным для всех граждан нашей страны.
Все описанные выше уровни и ступени системы образования в РФ хорошо проиллюстрированы ниже:
Ступени образования | Уровни образования | |
---|---|---|
1 | начальное образование (обязательно) | 1 |
2 | основное общее образование (обязательно) | |
3 | среднее (полное) общее образование | 2 |
4 | начальное профессиональное образование длительностью в 1 год | 3 |
5 | начальное профессиональное образование повышенного уровня, требующее дополнительного года обучения и ведущее к получению рабочей профессии с повышенным уровнем квалификации | |
6 | среднее профессиональное образование длительностью 2-3 года | 4 |
7 | среднее профессиональное образование с повышенным уровнем подготовки длительностью 4 года | |
8 | высшее профессиональное образование — бакалавр (4 года) | 5 |
9 | высшее профессиональное образование — специалист (5 лет), ориентировано на практическую деятельность | |
10 | высшее профессиональное образование — магистр (6 лет), акцентрировано на научно-педагогический вид деятельности | |
11 | послевузовское профессиональное образование, реализуемое в аспирантуре (3 года) | 6 |
То есть всего получается 6 уровней и 11 ступеней. Как все сложно, да?
Разные подходы к построению системы образования
Определение образования как процесса предполагает два существенно различающихся взгляда:
Обучение класса должно производиться по единой системе и в одном ритме, при этом успехи каждого зависят только от личных стараний, и природные данные тут ни при чем. Если ученик не справляется с задачей, то дело только в его лени и пренебрежительном отношении к учебе.
Каждая личность наделена определенными задатками, и для их успешного развития требуется специальный подход, адекватный природе обучаемого.
Формы обучения
Современная система образования в России предполагает 5 форм обучения личности:
Отрасли (виды) образования
Образование по направленности принято делить на отрасли (виды):
Сфера образовательных услуг
Смотреть что такое «Сфера образовательных услуг» в других словарях:
МАРКЕТИНГ УСЛУГ — наиболее быстро растущая сфера маркетинговой деятельности. Услуги (бытовые, производственные, финансовые, транспорта и связи, социальные, интеллектуальные) не материальны, а процессуальны; их невозможно перед приобретением пощупать, «попробовать… … Маркетинг. Большой толковый словарь
РЫНОК ТРУДА — сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Рынок труда возможен только при условии, что рабочий является собственником своей способности к труду; через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок. Структура… … Профессиональное образование. Словарь
Павлодарская область — каз. Павлодар облысы Герб … Википедия
Постиндустриальное общество — Постиндустриальное общество это общество, в экономике которого, в результате научно технической революции и существенного роста доходов населения, приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.… … Википедия
Экономика Гонконга — Экономические показатели … Википедия
Постиндустриальная экономика — Постиндустриальное общество это общество, в экономике которого в результате научно технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным… … Википедия
США. ЭКОНОМИКА — Введение. Эра, начавшаяся при президенте Линдоне Джонсоне (1963 1969), ознаменовалась значительными сдвигами в экономике США. С конца 1960 х годов доля производства постепенно сокращалась и росла доля сектора услуг. В 1980 х годах занятость в… … Энциклопедия Кольера
Соединённые Штаты Америки — Соединенные Штаты Америки США, гос во в Сев. Америке. Название включает: геогр. термин штаты (от англ, state государство ), так в ряде стран называют самоуправляющиеся территориальные единицы; определение соединенные, т. е. входящие в федерацию,… … Географическая энциклопедия
История народного образования в Англии — может быть прослежена со времён заселения Англии англо саксами и даже ранее, ко временам римского владычества. В Средние века школы открывались для обучения латинской грамматике, в то время как основным способом овладения практическими навыками… … Википедия
Сфера образования и ее структура
Сфера образования является сложной системой. Она включает в себя не только учебный процесс, процесс социокультурного развития человека, но и все то, что непосредственно или опосредственно воздействует на эти процессы.
В современном образовании взаимодействуют две формы обучения – информативная и проблемно-ситуационная. В последнем случае акцент делается на технологии, предусматривающие реальное участие обучающихся в проективных ситуациях, выполнение ими практических заданий.
Система образования включает в себя несколько ступенек: дошкольное, школьное (начальное, неполное, среднее), высшее.
Непрофессиональное (общее) образование охватывает детское образование и образование взрослых. В первом случае имеются в виду детские сады, ясли, студии, кружки, школьное обучение, семейное образование, репетиторство и т.д. Во втором – самообразование, виды обучения, ориентированные на развитие общей культуры, удовлетворения любительских интересов, на подготовку к досуговым и бытовым занятиям.
Профессиональное образование представлено в нашей стране профессионально-техническими училищами, курсами подготовки к профессиям, ученичеством на рабочих местах, среднеспециальными учебными заведениями, гимназиями, колледжами, университетами, академиями, институтами, курсами повышения квалификации, аспирантурой, докторантурой.
В самой системе высшего образования (в отличие от советского периода) появились новые моменты. Во-первых, они связаны с выделением уровней высшего образования (неполное высшее образование – 2 года; бакалавриат – 4 года, специалист – 5 лет, магистратура – 6 лет); во-вторых, с обучением на бюджетной и коммерческой основе. В связи можно говорить, как и в других странах, в России о существовании массового и элитарного образования. Однако проведенные социологические исследования свидетельствуют как о «плюсах», так и значительных «минусах» обучения в коммерческих учебных заведениях нашей страны.
Как составная часть общественной жизни сфера образования, с одной стороны, подвержена влиянию других сфер, с другой – сама оказывает влияние на них. Это взаимное влияние является многообразным, имеющим целый ряд последствий, результатов.
Так, в результате влияние других сфер на сферу образования происходит изменение предметного содержания учебного процесса, его методов, технологий, изменяется модель образования в целом. Под воздействием других сфер преобразуется инфраструктура сферы образования, технические и другие средства ее жизнеобеспечения. Следствием этого влияния может быть изменение структуры составляющих сферу образования субъектов, микро- и макрокультурной среды учебного процесса.
В свою очередь сфера образования оказывает воздействие на все стороны жизнедеятельности общества. Это находит свое выражение прежде всего в воздействии на социальную структуру общества (ее сохранение или преобразование, ее статику и динамику). Проявляется это не только через «вливание» новых кадров в такие элементы социальной структуры, как социально-профессиональная, трудовые коллективы, классы, интеллигенция, работники умственного и физического труда, сельское и городское население и т.д. Прямо или косвенно это проявляется также через участие учащихся и обучающихся в различных отраслях общественного производства (в материальном производстве, в управлении, науке, искусстве и т.д.), т.е. когда они занимаются внеучебной деятельностью.
В сферу образования входит также и инфраструктура: виды учебно-вспомогательной деятельности и организационные структуры, обеспечивающие учебный процесс, лаборатории, мастерские, опытные участки и базы, экспериментальные полигоны, научно-исследовательские отделы работающие непосредственно на образование, на повышение его эффективности, производственно-технические учебные модули и т.п., а также отделы технических средств обучения, компьютеризации учебного процесса и т.д.
Наконец, инфраструктура образования обеспечивается своей специальной финансовой деятельностью.
Инфраструктура образования дополняется системой медико-социальных оздоровительных учреждений (летние и зимние спортивные школьные или студенческие лагеря и базы отдыха, учреждения санаторно-курортного типа, некоторые из которых совмещают лечение и обучение), досуговые организации и мероприятия. Особое место в инфраструктуре занимают общественные организации школьников, студентов, объединенных по интересам (спортивные, исторические и патриотические клубы, творческие союзы, общественно-политические, экологические и др. организации). Появление их и растущее общественное влияние говорят о растущей активности молодежи в современном мире.
§ 3. Учебный процесс: сущность, содержание, структура
Учебный процесс можно охарактеризовать как последовательную цель сменяемых друг друга форм деятельности обучающих, обучаемых и обслуживающих учебный процесс отдельных лиц, структур, объединений.
Структура учебного процесса в специальной литературе1 рассматривается в трех измерениях.
1. В фазах, формах воспроизведения и реализации нормативных моделей деятельности и образования, их требований и ориентиров. В этом случае речь идет об учебных программах, именах, методах (технологиях) учебной деятельности.
2. Как взаимодействие учащихся и преподавателей, т.е. реальный процесс учебных занятий.
3. Как взаимодействие учебных и внеучебных факторов в образовании учащегося.
Важнейшими составляющими учебного процесса являются учебные дисциплины, учебные планы и программы.
Учебные дисциплины могут классифицироваться по разным основаниям1.
По отношению к профилю образования выделяют дисциплины профилирующие, смежные, общеобразовательные (развивающие общую культуру) и др.;
по форме учебного материала – теоретические (фундаментальные), фактологические (прикладные), аналитические, практические (прикладные, технологические) и др.;
по технологии преподавания – информативно-ознакомительные, проблемно-тематические, инструктивные, аудиторные (без специальных лабораторных средств), опытно-лабораторные (в лабораторных условиях), опытно-практические (в естественных условиях практической деятельности) и др.;
по обязанности изучения – обязательные для всех обучающихся, обязательные для части обучающихся (по «узкой специализации», например), изучаемые по выбору, факультативные по интересам и др.;
по стандартизации методик и технологий преподавания – стандартизованные, индивидуальные и др.;
по характеру общения преподавателя и учащегося – постоянный непосредственный контакт в ходе учебных занятий, периодический контакт (контроль), самообучение (с результирующим контролем) и др.;
по составу участвующих в занятии – поточные (для различных групп учащихся), групповые (для учащихся с единой формой, содержанием обучения), индивидуальные (с общим или индивидуальным планом обучения) и др.
Могут быть предложены и др. классификации.
Важным является вопрос интереса учащихся к учебным дисциплинам.
Он исследуется с использованием различных шкал2.
Нечаев В.Я. предлагает следующую шкалу:
— глубокий личный интерес («любимый процесс»);
— инструментальный интерес («… изучение помогает понимать факты, глубже усваивать учебный материал»);
— интерес на статус дисциплины («нужно изучать, чтобы иметь успеваемость»);
— интерес отсутствует («…не желаю изучать…»);
— крайне негативное отношение («испытываю неприязнь, раздражение к учебному предмету», «вызывает скуку»).
Учебные планы и программы являются важнейшими документами в организации и реализации учебного процесса. Они составляются на основе Государственных стандартов1. Учебные программы имеют два вида: 1) примерные программы как ориентация изучения той или иной дисциплины в масштабе всей страны и 2) рабочие программы, разрабатываемые на основе примерных программ и учитывающие особенности региона, специфику вуза, факультета и т.д.
Методы в учебном процессе.
Дается различная их классификация.
К примеру, Ю.К. Бабонский2 выделяет три группы методов:
1) организации и осуществления учебного процесса (словесные, наглядные, практические, методы индукции, дедукции, репродукции, методы проблемно-поисковые, самостоятельной работы и руководства учителя);
2) методы стимулирования и мотивации учения (стимулирования и мотивации долга и ответственности);
3) методы контроля в обучении.
В.Я. Нечаев (см. указ. соч., с. 118-123) дает свою классификацию методов. Он выделяет ориентационно-познавательные, адаптивно-развивающие, побудительно-мотивационные и коммуникативно-организационные методы.
Наряду с методами различают методики, т.е. адаптированность метода к условиям, требованиям объекта. Методика – это частное применение общего метода.
Ныне актуален вопрос об активных, интенсивных методах обучения.
Их особенностью являются:
1) самостоятельность, суверенность;
3) своеобразие и индивидуальность;
4) интенсивное обучение;
5) использование эффекта социального, коллективного общения;
6) использование наиболее богатых технологий и соответствующей структуры учебного процесса.
Нередко наряду с термином «метод» пользуются понятием «технологии».
Фактически технологии – это совокупность приемов, методов и действий, с помощью которых достигаются поставленные цели в той или иной области, в данном случае в учебном процессе.
Учебный процесс носит циклический характер.
В каждом цикле (курс обучения, учебный год, семинар, учебная неделя, тема занятия и пр.) выделяются три фазы (этапы действия): подготовительный как предварительная фаза действия; оперативный как фаза непосредственного действия и результирующий как фаза завершающего действия.
На предварительном этапе корректируются цели обучения, выбираются оптимальные средства учебного занятия, учебный материал перерабатывается в приемлемую дидактическую форму, учащиеся ориентируются в целях, задачах обучения.
На оперативном этапе мобилизуются действия учащихся по освоению поставленных перед ними задач. Деятельность же преподавателей проявляется в форме лекций, демонстрации опыта, инструктировании, консультировании и т.д. С помощью текущего контроля корректируется деятельность учащихся.
На результирующем этапе осуществляется контроль, оценивается выполнение заданий, содержание и качество учебных занятий, достигнутый результат, санкционируется и побуждаются последующие действия обучаемых и обучающих.
Каждому этапу цикла соответствуют свои технологии.
На предварительном этапе такими технологиями выступают: проектирование учебных программ, методик, планов учебных занятий, средств, материалов к занятиям учащихся, подготовка соответствующей инфраструктуры.
На оперативном этапе такими технологиями могут быть: урок, лекция, семинар, лабораторные занятия, практикум, учебная игра, экскурсия, курсовой и дипломный проект, самостоятельная работа по выполнению учебных заданий, кинолекция, компьютерный урок и т.д.
На результирующем этапе основными технологиями являются: экзамен, контрольная работа, зачет, собеседование, коллоквиум, учебная практика, тестовая проверка (в том числе с использованием компьютерных средств), конференция и т.д.
Практика показывает актуальность следующих проблем:
— внедрение новых и реконструкция старых технологий;
— применение новых технологий в условиях непрерывного образования, самообразования;
— преобразование учебных технологий на основе достижений НТР, новейшей инфраструктуры образования;
— необходимость взаимосвязей технологий учебной и внеучебной деятельности;
— о преподавании отдельных дисциплин в более сжатые сроки (особенно в условиях договорных отношений вузов и др. образовательных учреждений);
— о соотношении различных форм (методов) обучения: лекций, семинаров и т.д.
— об оценках (количественных – баллах – и качественных: характеристиках выполняемой работы, состояние общей и специальной подготовки учащихся, их культурного уровня).