Образовательная база приема что это
Базовое образование
Базовое образование — понятие, используемое в сфере образования и науки, которое означает предыдущую ступень завершенного (подтверждённого документом) обучения при получении дальнейшего образования (начальное образование является базовым для среднего образования, среднее образование — является базовым для высшего, высшее образование — является базовым для дальнейшего: аспирантура, образование в аспирантуре является базовым для докторантуры.
Почему возникло понятие «базовое образование» и в каком смысле используется?
С учетом качественной стороны образования (специальности, специализации, квалификации) последующее образование требует соответствующей базы (основы) знаний. Термин «базовое образование» имеет смысл только в случае идентификации по отношению к получаемому ныне (предполагаемому)дальнейшему образованию. Некорректно, например, считать среднее специальное образование базовым по отношению к аспирант, получившему до поступления в аспирантуру (после среднего образования) высшее образование — в этом случае базовым будет высшее образование; также некорректно считать первое высшее образование «базовым» по отношению к соискателю ученой степени доктора наук, закончившему после высшего учебного заведения аспирантуру — в этом случае базовым образованием будет образование, полученное в аспирантуре в случае успешной защиты кандидатской диссертации.
Преемственность и системность образования
Понятие «базовое образование» — важный элемент в системе понятий, связанных с преемственностью и системностью образования: если первое (начальное) образование — общее (неспециальное), оно может быть базой для последующих ступеней образования и специализации. Если среднее специальное образование,например, специализированное — например, парикмахер, оно не может быть базовым для получения высшего образования по другой специализации (скажем, в данном случае — по искусствоведению, если среднее специальное образование — медицинское, оно не может быть базовым для получения специальности юриста в системе высшего образования, если высшее образование — гуманитарное, оно не может быть базовым для обучения в аспирантуре по специальности, связанной с техническими науками или рассматриваться как базовое в трудовой деятельности по техническому направлению (в таких случаях требуется предварительно получить дополнительное образование по соответствующему профилю).
Базовое образование и система ученых степеней и ученых званий
При соискании ученой степени кандидата наук базовым является высшее образование (при необходимости дополненное сдачей кандидатского минимума по избранной специальности). Для соискателя ученой степени доктора наук базовым образованием является образование, полученное в аспирантуре, подтвержденное защитой соответствующей кандидатской диссертации. Для человека, успешно прошедшего обучение, полученное ранее (подтвержденное) образование рассматривается как базовое в случае намерения получить образование последующей ступени (бакалавр, магистр, доктор философии, доктор наук).
Базовое образование преподавателей высших учебных заведений
Если преподаватель ВУЗа не имеет ученой степени или ученого звания (например, ассистент или старший преподаватель), то в качестве базового образования рассматривается полученное преподавателем ранее высшее образование (подтвержденное дипломом)с учетом аттестаций при последипломном образовании или при повышении квалификации. Присуждение ученого звания (доцента или профессора)- по определенной специальности или по кафедре — при наличии соответствующего аттестата, может рассматриваться как получение базового образования преподавателем для дальнейшего обучения или в процессе трудовой профессиональной деятельности (например, в должности доцента или профессора).
Как учебному центру ДПО и ПО подключиться к ФИС ФРДО
Статья обновлена 23 марта 2021 года.
Содержание статьи:
Что такое ФИС ФРДО
Идея создать официальный реестр образовательных документов появилась в 2009 году, еще до ЕГЭ. Оцифровать хотели дипломы аж с 1948 года, с момента, когда начали выдавать защищенные бланки дипломов. И дело было не столько в сохранении и цифровизации данных, сколько в борьбе с рынком «липовых» документов об образовании.
Вузы, которые должны были подавать информацию в систему, выполняли задачу неохотно. В результате получилась база аттестатов и дипломов за 2001-2006 гг., но далеко не по всем высшим учебным заведениям. Проект «заморозился».
Однако в 2012 году реестром занялись снова и на этот раз крайне серьезно.
1 сентября 2013 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 26 августа 2013 г. N 729 «О федеральной информационной системе „Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении“» (сокращенно — ФИС ФРДО).
Обязанности по формированию и ведению системы были возложены на Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).
Данные в реестр вносились поэтапно, в зависимости от ввода в работу модулей системы.
Так, у учебных центров обязанность передавать сведения в ФИС ФРДО появилась 1 января 2019 года, когда был запущен в работу модуль ДПО и ПО.
К середине марта 2020 года реестр содержит 17,7 миллионов документов и ежедневно пополняется.
Кто должен передавать данные в ФИС ФРДО
В соответствии с частью 9 статьи 98 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ сведения в реестр передают:
Федеральные государственные органы и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования;
органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования;
организации, осуществляющие образовательную деятельность.
К организациям, осуществляющие образовательную деятельность, относятся:
организации дополнительного образования и дополнительного профессионального образования (учебные центры ДПО, автошколы, курсы профпереподготовки и повышения квалификации).
Органы и организации, ведущие архив документов об образовании учебных учреждений, также вносят данные в реестр.
Официальный сайт ФИС ФРДО
Отдельного сайта у реестра нет. То, что выдают поисковики, это сайты организаций, которые предоставляют услуги по настройке защищенного соединения для доступа к ФИС ФРДО.
Здесь же можно проверить диплом или другой образовательный документ по номеру.
Выбираете уровень образования:
Вводите данные для проверки и нажимаете «Поиск»:
Каковы сроки внесения данных в реестр
Письмо Рособрнадзора от 19 марта 2019 года N 13-104 «О своевременном заполнении ФИС ФРДО» сообщает, что с 1 января 2019 года запущен в работу модуль ФИС ФРДО для организаций ДПО и ПО.
— Сведения о документах об образовании, выдаваемых с 1 января 2021 г.:
— Сведения о документах об образовании подлежат внесению в информационную систему:
Сведения о сертификатах о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации, выдаваемых с 1 сентября 2014 г., подлежат внесению в информационную систему в течение 30 дней с даты выдачи указанных сертификатов.
Как долго хранятся данные в ФИС ФРДО
По требованиям Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 729, в ФИС ФРДО вносятся данные о:
Документы об образовании хранятся в системе 50 лет, сертификаты — 5 лет. Как только срок хранения заканчивается, информация о них удаляется из реестра.
Что будет, если не внести данные вовремя
Если организация не предоставляет данные в указанные сроки либо предоставляет их в неполном объеме, то ей грозит штраф от 3 тысяч до 5 тысяч рублей, для должностного лица — от 300 до 500 рублей.
Если в ваш учебный центр пришла проверка Рособрнадзора и выявила, что вы не передаете данные в ФИС ФРДО, вам сначала выпишут предписание об устранении нарушений. Если в указанные сроки вы ничего не предпримите, вам вынесут предупреждение и только потом штраф. Однако, если вы докажете, что уже инициировали процедуру подключения (например, предоставите приказ о назначении ответственного), проверяющие, как правило, будут к вам более лояльны.
В каком виде загружаются данные в ФИС ФРДО
ФИС ФРДО — это реестр, по сути, база данных.
Чтобы занести информацию в реестр, вам нужно по инструкции заполнить шаблон — таблицу Excel с определенными столбцами.
В ноябре 2020 года Постановлением Правительства РФ от 31.10.2020 N 1776 внесены изменения в список данных, которые надо вносить в ФИС ФРДО.
Теперь требуется указывать:
Для дипломов, свидетельств, удостоверений дополнительного профессионального образования:
Для свидетельств о профессии рабочего, должности служащего:
Заполненные файлы. xlsx вы загружаете в ФИС ФРДО.
Как войти в личный кабинет ФИС ФРДО через Госуслуги
Чтобы войти в систему, надо перейти по ссылкам:
для учебных центров ДПО — http://10.3.48.20
для учебных центров ПО — http://10.3.48.30
НО: В конце 2019 года у центров ДПО появилась возможность быстрого входа в ФИС ФРДО через Госуслуги на сайте https://open-dpo.obrnadzor.gov.ru/.
На сайте Рособрнадзора мы не нашли упоминаний об этом сайте как об официальном способе доступа к ФИС ФРДО, поэтому отправили запрос. Вот, что нам ответили:
Таким образом, центры ДПО действительно могут входить в ФИС ФРДО через Госуслуги и подавать данные без подключения к защищенной сети 3608.
сертификат электронной подписи, выданный удостоверяющим центром, аккредитованным Рособрнадзором (посмотреть список);
Чтобы подписать файл электронной подписью, на рабочем компьютере должно быть установлено средство электронной подписи КриптоАРМ (в случае использования КриптоПро CSP), ViPNet PKI Client (в случае использования ViPNet CSP) или аналогичное решение в соответствии с использующимися криптопровайдерами.
учётная запись пользователя ЕСИА, которая также отмечена как учетная запись сотрудника той организации, чьи данные будут вноситься в ФИС ФРДО (если организации нет на портале, надо ее зарегистрировать по ссылке https://www.gosuslugi.ru/help/faq/yuridicheskim_licam);
сертификат безопасности для шифрования заполненного и подписанного файла (сертификат скачивается непосредственно в системе ФИС ФРДО). См. инструкцию ниже.
Инструкции по работе с ФИС ФИРДО через Госуслуги
Официальные инструкции вы найдете по ссылке https://open-dpo.obrnadzor.gov.ru/index/manual либо можете скачать ниже по ссылкам:
А также вы можете воспользоваться нашей инструкцией. В ней написано, какие дополнительные программы вам надо будет установить на компьютер, как войти в личный кабинет и как загрузить в систему заполненный шаблон.
Подключение к ФИС ФРДО через ViPNet
К сожалению, передача данных о документах профессионального обучения (Свидетельства о профессии рабочего, должности служащего) через Госуслуги не производится. Здесь работает более сложная схема подключения.
UPD. Недавно на сайте https://open-dpo.obrnadzor.gov.ru/ появилась возможность выбрать подсистему для подачи документов. К ДПО добавилось ПО и СПО. Но у нас пока нет сведений, насколько корректно они работают.
Рассмотрим этапы подключения к ФИС ФРДО через защищенную сеть.
Получить ее можно в удостоверяющем центре, который прошел тестирование и имеет право выдавать ЭЦП для работы в федеральных и государственных информационных системах Рособрнадзора.
Под ЭЦП часто понимают флэшку, но флэшка — это только носитель данных (токен).
Разные виды USB-ключей и смарт-карта от производителя eToken
На флешке или другом токене сохранены три вида файла: секретный ключ, открытый (публичный) ключ и сертификат публичного ключа.
Секретный ключ шифрует данные, открытый — расшифровывает, сертификат подтверждает вас как владельца ЭЦП и содержит сведения об удостоверяющем центре, который выдал подпись.
КЭП, как и все электронные подписи, выдается на платной основе. Стоимость зависит от организации, средняя цена — 2000 рублей. Срок действия — 1 год.
Комплект документов для оформления договора обычно включает:
Паспорт владельца сертификата и СНИЛС
Заявление на выдачу сертификата
Лицензия организации на образовательную деятельность
Учредительные документы компании
Конкретный список документов вам подскажут в выбранном удостоверяющем центре.
Чтобы работать с электронно-цифровой подписью, потребуется дополнительно настроить компьютер (установить программу-криптопровайдер, настроить браузер).
С 9 января 2020 года функции по сопровождению и развитию защищенной сети 3608, по которой идет подключение к ФИС ФРДО, были переданы ЦИТИС — Центру информационных технологий и систем органов исполнительной власти (ЦИТиС). Ранее этим занимался ФИОКО — Федеральный институт оценки качества образования.
Чтобы ЦИТИС согласовал подключение к сети 3608, вам нужно предоставить пакет документов:
Заявление на имя директора ФГАНУ ЦИТиС.
Копия приказа о назначении руководителя.
Копия документа, подтверждающего выполнение в информационной системе, подключаемой к сети 3608, требований законодательства РФ о защите информации.
Копия лицензии на право пользования ViPNet Сlient для сети 3608.
Копия лицензии на образовательную деятельность.
В этом списке стоит обратить особое внимание на два пункта — копия документа, подтверждающего выполнение требований о защите информации, и копия лицензии на право пользования программным комплексом ViPNet Сlient.
Для получения именно этих документов и нужна будет процедура подготовки защищенного рабочего места с последующей аттестацией. Вы должны показать ЦИТИС, что персональные данные в вашей организации хранятся в безопасности и вы можете без лишних рисков подключаться к ФИС ФРДО.
В пакет услуг, как правило, входит:
Предоставление программного комплекса ViPNet Сlient 4.
Установка и настройка ПО и средств для защиты информации.
Разработка пакета организационно-распорядительной документации.
Проведение оценки эффективности системы защиты информации (аттестации) рабочего места с последующей выдачей аттестата.
В комплект может также входить выдача ЭЦП.
Аттестацию АРМ проводит исключительно компания-лицензиат ФСТЭК России на техническую защиту конфиденциальной информации с пунктами «а», «б», «г» в лицензии. Указанные пункты являются обязательными для вида деятельности «аттестация». Проверить организацию на наличие лицензии можно в официальном реестре ФСТЭК.
После того как вы определились с компанией, обязательно уточните, какие услуги из предложенных вы оплачиваете единоразово, а какие надо будет продлевать каждый год.
Когда ваше рабочее место будет готово к работе с ФИС ФРДО, вы собираете указанный на этапе 2 пакет документов и высылаете на электронную почту ЦИТИС (3608vipnet@citis.ru).
Получив предварительное согласование, вы отправляете уже оригинал подписанного заявления и заверенные копии документов в Москву.
После проверки вам в течение 5 дней отправят дистрибутив ключей абонентского пункта сети 3608 и акт приема-передачи.
Акт вы подписываете и отправляете оригинал почтой обратно.
Почтовый адрес ЦИТИС: 123557, Москва, Пресненский Вал, 19, стр. 1.
Регистрация учебного центра в ФИС ФРДО
Как только в вашем распоряжении оказывается КЭП, аттестованное рабочее место с установленным ПО для защиты информации и дистрибутив ключей от ЦИТИС, вы можете переходить по http-адресу ФИС ФРДО и регистрироваться в реестре.
1) заходите по ссылке http://10.3.48.20/registration (для центров ДПО) или http://10.3.48.30/registration (для центров ПО) и загружаете файл пользовательского соглашения:
2) на странице «Регистрация» находите текст пользовательского соглашения. Его надо скачать, подписать вашей электронной подписью и внести в документ адрес электронной почты, указанный в вашем сертификате электронной подписи;
3) загружаете файл на странице регистрации и кликаете «Отправить».
Если вы всё сделали правильно, на почту, которую вы указали в файле, придут данные для входа.
Заключение: чек-лист по подключению к ФИС ФРДО
Таким образом, если вы учебный центр, у вас есть лицензия на образовательную деятельность и вы выдаете документы о дополнительном профессиональном образовании (дипломы, свидетельства), а также документы о профессиональном обучении (свидетельства о профессии рабочего, должности служащего), то для работы с ФИС ФРДО вам необходимо:
Вы учебный центр и у вас есть вопросы по передаче данных в ФИС ФРДО?
Образовательная база приема что это
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства образования и науки РФ от 4 июня 2015 г. № 06-656 “Законодательное и нормативно-правовое обеспечение среднего профессионального образования в части приема, перевода и отчисления обучающихся”
Ответы на вопросы
Департамент государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО в связи с многочисленными обращениями организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, направляет для использования в работе наиболее часто задаваемые вопросы и ответы на них, касающиеся законодательного и нормативного правового обеспечения среднего профессионального образования в части приема, перевода и отчисления обучающихся.
Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО | Т. Рябко |
Приложение
к письму Министерства образования и науки РФ
от 4 июня 2015 г. № 06-656
Вопрос 1. Возможно ли осуществить прием поступающего, имеющего среднее общее образование, на обучение по программе подготовки специалистов среднего звена на базе основного общего образования за счет средств бюджета? Не возникнет ли в данном случае ситуации получения среднего общего образования во второй раз?
Ответ. Согласно статье 55 Федерального закона № 273-ФЗ прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих.
Согласно части 2 статьи 68 Федерального закона № 273-ФЗ к освоению ОП СПО допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования, если иное не установлено Федеральным законом № 273-ФЗ.
Прием обучающихся осуществляется на обучение по соответствующей ОП СПО, отдельно программа среднего общего образования в данном случае не реализуется (ч. 3 ст. 68 Федерального закона № 273-ФЗ), поэтому нельзя говорить, что лицо получает образование соответствующего уровня повторно и есть основание для отказа в приеме на обучение в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона № 273-ФЗ.
Таким образом, законодательство об образовании не содержит ограничений по приему на обучение по ОП СПО на базе основного общего образования для лиц, имеющих среднее общее образование. Данные лица поступают на общих основаниях, и, в случае если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет соответствующих бюджетов, прием на обучение осуществляется на основе результатов освоения поступающим именно ОП основного общего образования, указанных в аттестате об основном общем образовании.
Впоследствии студенту в соответствии с пунктами 3 и 7 части 1 статьи 34 Федерального закона № 273-ФЗ могут быть зачтены результаты освоения учебных предметов, обеспечивающих получение среднего общего образования в пределах соответствующей ОП СПО, на основании его аттестата о среднем общем образовании, а также установлен индивидуальный учебный план, обеспечивающий освоение ОП СПО на основе индивидуализации содержания исходя из полученного обучающимся среднего общего образования.
Вопрос 2. Возможно ли принять выпускника 11-го класса общеобразовательной организации, получившего аттестат о среднем общем образовании, на второй курс колледжа на обучение по программе подготовки специалистов среднего звена, прием на которую осуществлялся на базе основного общего образования?
Ответ. Согласно статье 55 Федерального закона № 273-ФЗ прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих. Прием проводится для освоения всей ОП в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе в части требований к сроку освоения ОП.
Прием на обучение по ОП СПО осуществляется в соответствии с частью 4 статьи 68 Федерального закона № 273-ФЗ и Порядком приема. В соответствии с пунктом 20 Порядка приема предусматривается прием документов на поступление только на первый курс, прием на второй и последующие курсы законодательством об образовании не предусмотрен.
Таким образом, законодательство об образовании не предусматривает возможность осуществления приема на второй и последующие курсы для обучения по ОП СПО. Прием осуществляется на первый курс, однако впоследствии обучающемуся в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 34 Федерального закона № 273-ФЗ может быть установлен индивидуальный учебный план, предусматривающий ускоренное обучение, в пределах осваиваемой ОП СПО в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации.
Вопрос 3. Применяются ли льготы при приеме на обучение по ОП СПО на основе результатов освоения поступающими программы основного общего или среднего общего образования?
Ответ. В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона № 273-ФЗ в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами СПО, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований является общедоступным, за исключением приема на обучение по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и(или) психологических качеств (ч. 4 ст. 68 Федерального закона № 273-ФЗ).
В случае если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, образовательная организация осуществляет прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям на основе результатов освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанных в представленных поступающими документах об образовании (ч. 4 ст. 68 Федерального закона № 273-ФЗ).
Каких-либо специальных льгот при приеме на основе результатов освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования Федеральный закон № 273-ФЗ и Правила приема не предусматривают, следовательно, все категории обучающихся принимаются на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования в общем порядке.
Вопрос 4. Возможен ли прием на обучение за счет бюджета по программе среднего профессионального образования (программе подготовки специалистов среднего звена) поступающего, который уже имеет среднее профессиональное образование, но полученное ранее за плату?
Ответ. Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона № 273-ФЗ в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность СПО в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Законодательство не связывает право на бесплатное получение образования с тем фактом, что первое образование данного уровня должно в обязательном порядке быть получено за счет бюджетных средств (т.е. бесплатно для обучающегося).
Следует отметить, что аналогичная норма, имевшаяся в ранее действовавшем Законе РФ «Об образовании», была предметом рассмотрения Конституционного суда Российской Федерации. В своем определении от 05.10.2001 № 187-О Конституционный суд Российской Федерации указал, что норма о том, что бесплатно образование соответствующего уровня (в данном определении речь шла о высшем образовании) может быть получено только впервые, независимо от того, на какой основе (платно или бесплатно) было получено образование данного уровня в первый раз, не может рассматриваться как ограничение конституционных прав граждан на образование.
Таким образом, профессиональная образовательная организация не вправе принять на бесплатное обучение за счет средств соответствующего бюджета лицо, уже имеющее СПО, вне зависимости от того, получено ли оно за плату или бесплатно.
Вопрос 5. На специальность среднего профессионального образования подано больше заявлений, чем профессиональной образовательной организации установлено контрольных цифр приема. Возможно ли осуществлять прием сверх контрольных цифр приема на основании договора оказания платных образовательных услуг?
Ответ. Согласно части 1 статьи 100 Федерального закона № 273-ФЗ число обучающихся по ОП СПО за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов определяется на основе контрольных цифр приема на обучение по соответствующим профессиям, специальностям, которые распределяются по результатам публичного конкурса.
Согласно части 4 статьи 68 Федерального закона N°273-ФЗ в случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, образовательной организацией при приеме на обучение по ОП СПО учитываются результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании. Лица, результаты получения общего образования которых оказались хуже, чем у других абитуриентов, и которые оказались за пределами установленных контрольных цифр приема, могут либо выбирать иные образовательные организации, профессии или специальности, либо поступить на обучение за счет средств физических и(или) юридических лиц по договору оказания платных образовательных услуг, если такие платные образовательные услуги оказывает соответствующая образовательная организация.
Право образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований, осуществлять за счет средств физических и(или) юридических лиц образовательную деятельность, не предусмотренную установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях прямо предусматривается частью 3 статьи 101 Федерального закона № 273-ФЗ.
Таким образом, образовательные организации вправе осуществлять прием на обучение по ОП СПО сверх установленных контрольных цифр приема на основании договора оказания платных образовательных услуг.
Вопрос 6. Возможно ли осуществлять прием на программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования по заочной форме?
Ответ. В соответствии с частями 2 и 5 статьи 17 Федерального закона № 273-ФЗ образование может быть получено в заочной форме (включая получение среднего профессионального образования с одновременным получением среднего общего образования). При этом формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.
Независимо от формы получения образования и формы обучения получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей ОП СПО (ч. 3 ст. 68 Федерального закона № 273-ФЗ)..
Вопрос 7. В профессиональной образовательной организации сформирована группа студентов по ОП СПО в количестве 25 человек в соответствии с контрольными цифрами приема, однако поступающих было больше. Возможно ли добавить в эту группу 5-6 человек, желающих обучаться платно?
Ответ. В соответствии с пунктом 29 Порядка № 464 численность обучающихся в учебной группе составляет не более 25 человек.
Таким образом, формирование группы численностью более 25 человек противоречит законодательству об образовании.
Вопрос 8. Можно ли зачислить в порядке перевода на первый курс профессиональной образовательной организации для обучения по программе подготовки специалистов среднего звена студента первого курса вуза по программе бакалавриата?
Ответ. В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 34 Федерального закона № 273-ФЗ обучающиеся имеют право на перевод для получения образования по другой профессии, специальности и(или) направлению подготовки, по другой форме обучения в порядке, установленном законодательством об образовании.
Законодательство об образовании не предусматривает перевода студентов с ОП одного уровня на ОП другого уровня образования. Таким образом, перевод студента первого курса образовательной организации высшего образования по программе бакалавриата на первый курс профессиональной образовательной организации по ОП СПО невозможен. Поступление для обучения по ОП СПО лиц, ранее обучавшихся по программам высшего образования, но не завершивших обучение, осуществляется в общем порядке, с учетом результатов освоения образовательной программы среднего общего образования, если численность поступающих превышает количество контрольных цифр приема за счет средств бюджетных ассигнований.
Вопрос 9. Каким образом осуществляется прием на обучение по ОП СПО на основе вступительных испытаний? Означает ли проведение вступительных испытаний прием на конкурсной основе по результатам прохождения указанных испытаний?
Ответ. Согласно части 4 статьи 68 Федерального закона № 273-ФЗ при приеме на обучение по ОП СПО по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и(или) психологических качеств, проводятся вступительные испытания. Перечень специальностей СПО, по которым могут проводиться вступительные испытания при приеме на обучение, установлен пунктом 29 Порядка приема.
Законодательство об образовании не предусматривает оценивание результатов вступительных испытаний в баллах или в иной дифференцированной форме. Результатом проведения вступительных испытаний может быть только их прохождение либо непрохождение.
При этом, если численность поступающих, прошедших вступительные испытания, превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета,, образовательная организация учитывает результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании.
Вопрос 10. Учитываются ли при переходе с платного обучения на бесплатное обучение бюджетные места, которые заняты студентами, находящимися в академическом отпуске?
Ответ. Согласно пункту 3 Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.06.2013 № 443*(4), количество вакантных бюджетных мест определяется образовательной организацией как разница между контрольными цифрами соответствующего года приема (количество мест приема на. первый год обучения) и фактическим количеством обучающихся в образовательной организации по соответствующей образовательной программе по профессии, специальности, направлению подготовки и форме обучения на соответствующем курсе не менее двух раз в год (по окончании семестра).
Однако в период нахождения в академическом отпуске лицо не утрачивает своего статуса обучающегося. В соответствии с абзацем 14 подраздела 2.1.2 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения № СПО-1, утвержденных приказом Росстата от 21.08.2014 № 529 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством образования и науки Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных организаций»*(6), студенты, находящиеся в академическом отпуске, учитываются по тому курсу, на котором они числятся приказом по образовательной организации.
Следовательно, находясь в академическом отпуске, гражданин является обучающимся и за ним сохраняется то бюджетное место, которое было за ним закреплено при поступлении и(или) дальнейшем обучении в образовательной организации.
Кроме того, в соответствии с пунктом 7 Порядка № 455 академический отпуск завершается по окончании периода времени, на который он был предоставлен, либо до окончания указанного периода на основании заявления обучающегося. Иными словами, обучающийся может в любой момент до окончания периода предоставления академического отпуска его прервать и продолжить освоение образовательной программы.
Таким образом, исходя из вышеизложенного бюджетное место, закрепленное за обучающимся, находящимся в академическом отпуске, не является вакантным и не может учитываться в целях реализации права лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, на переход с платного обучения на бесплатное.
Вопрос 11. Является ли отчисление из профессиональной образовательной организации за академическую неуспеваемость видом дисциплинарного взыскания? Нужно ли применять порядок, предусмотренный для дисциплинарных взысканий?
Ответ. Академическая задолженность возникает при неудовлетворительных результатах промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или при непрохождении промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин (ч. 2 ст. 58 Федерального закона № 273-ФЗ).
Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 273-ФЗ и локальными нормативными актами образовательной организации.
Обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, отчисляются из этой организации как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана (ч. 11 ст. 58 Федерального закона № 273-ФЗ).
Невыполнение обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана рассматривается согласно пункту 2 части 2 статьи 61 Федерального закона № 273-ФЗ как самостоятельное основание прекращения образовательных отношений по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, наряду с применением к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания. Последнее основание применяется согласно части 4 статьи 43 Федерального закона № 273-ФЗ за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности.
Таким образом, наличие неликвидированной академической задолженности обучающимися по основным профессиональным образовательным программам в установленные сроки образует самостоятельное основание прекращения образовательных отношений по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, которое именуется как невыполнение обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана. Отчисление по такому основанию, не требует соблюдения процедуры применения к обучающимся мер дисциплинарного взыскания, предусмотренной статьей 43 Федерального закона № 273-ФЗ и Порядком применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания, утвержденным приказом Минобрнауки России от 15.03.2013 № 185.
Вопрос 12. Каким образом производится отчисление несовершеннолетних студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования на базе основного общего образования, следует ли привлекать комиссию по делам несовершеннолетних?
Ответ. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования (ч. 3 ст. 68 Федерального закона № 273-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 2 статьи 61 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные отношения могут быть прекращены досрочно по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность:
1) в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания;
2) в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана;
3) в случае установления нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию.
За неоднократное неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся, согласно частям 4 и 8 статьи 43 Федерального закона № 273-ФЗ, может быть применена такая мера дисциплинарного взыскания, как отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Если обучающийся является несовершеннолетним, то его отчисление применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее его пребывание в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав необходимо при отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования. Таким образом, при отчислении студента, получавшего среднее профессиональное образование, согласие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав не требуется (студент по ОП СПО в любом случае уже имеет основное общее образование).
Образовательная организация незамедлительно обязана проинформировать об отчислении несовершеннолетнего обучающегося в качестве меры дисциплинарного взыскания орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Обучающийся, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося вправе обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся.
Невыполнение обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана как основание для прекращения образовательных отношений с обучающимся предусмотрено частью 11 статьи 58 Федерального закона № 273-ФЗ. Согласно данной норме обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, отчисляются из этой организации как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.
При этом следует подчеркнуть, что несмотря на тот факт, что студент получал СПО с одновременным получением среднего общего образования, он является обучающимся только по основной профессиональной образовательной программе, поскольку среднее общее образование он получал в пределах соответствующей ОП СПО и не может рассматриваться как обучающийся по ОП среднего общего образования.
Исключение из общих правил составляет отчисление из образовательной организации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не получили общего образования, в том числе не имеющих среднего общего образования. Согласно пункту 1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 24.06.99 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»*(7) такое отчисление возможно только с согласия органов опеки и попечительства.
Обзор документа
Подготовлены ответы на часто задаваемые вопросы по получению среднего профобразования. Представляется важным обратить внимание на следующие.
Разъяснено, может ли выпускник 11-го класса с аттестатом о среднем общем образовании поступить на второй курс колледжа по программе подготовки специалистов среднего звена, если прием проводился на базе основного общего образования. Действующее законодательство это не предусматривает. Однако может быть установлен индивидуальный учебный план, предполагающий ускоренное обучение, в пределах осваиваемой программы в порядке, установленном локальными нормативными актами организации.
Также отмечено, что все категории обучающихся принимаются на обучение в общем порядке. Каких-либо специальных льгот на основе результатов освоения программы основного общего или среднего общего образования не существует.
Если на специальность среднего профобразования подано больше заявлений, чем установлено контрольных цифр приема, то прием можно проводить сверх последних на основании договора оказания платных образовательных услуг.
Отмечено, что нельзя нарушать установленное количество человек в учебной группе (25). Например, если последняя сформирована по норме, но есть несколько студентов, желающих обучаться платно.
Затронуты вопросы отчисления из организации.