Обратный акциз на нефтепродукты что это
Надбавка к обратному акцизу – кому будет интересно заключать новые инвестиционные соглашения?
7 июля 2020 года в Государственную Думу Российской Федерации был внесен Законопроект, вводящий ряд мер поддержки нефтеперерабатывающих заводов (далее – НПЗ). Одной из таких мер поддержки стала инвестиционная надбавка, увеличивающая сумму «обратного» акциза на нефтяное сырье для НПЗ, отвечающих условиям Законопроекта. Подробности читайте в Обзоре КПМГ ниже.
Контакты
Виктория Тургенева
Партнер, Налоговое и юридическое консультирование компаний нефтегазового сектора
КПМГ в России и СНГ
Т: +7 (495) 937 29 57
Е: vturgeneva@kpmg.ru
Марина Мизгирева
Партнер, Инвестиции и рынки капитала
КПМГ в России и СНГ
Т: +7 495 937 44 77
Е: mmizgireva@kpmg.ru
Олег Жирнов
Директор, Инвестиции и рынки капитала
КПМГ в России и СНГ
Т: +7 495 937 44 77
Е: ozhirnov@kpmg.ru
Свяжитесь с нами
Отправить запрос на представление предложений об оказании услуг
Отправить запрос на представление предложений об оказании услуг
Выяснить, каким образом опыт КПМГ может помочь вам и вашей компании.
Подписка
Подписка на публикации КПМГ
Подписка
© 2021 г. КПМГ. КПМГ означает АО «КПМГ», ООО «КПМГ Налоги и Консультирование», компании, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации, и КПМГ Лимитед, компанию, зарегистрированную в соответствии с Законом о компаниях (о. Гернси), 2008 г., участников глобальной организации независимых фирм КПМГ. Все права защищены.
Система обратного акциза на нефть с демпфирующей компонентой на фоне завершения налогового маневра к 2024 году не универсальная и не идеальная, но она будет работать и станет основой налогового регулирования нефтеперерабатывающей отрасли на среднесрочную перспективу, сошлись во мнении эксперты и чиновники Минэнерго и Минфина на пресс-конференции в «Интерфаксе» на тему «Завершение налогового маневра в нефтяной отрасли: каких последствий ждать?».
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ НАЛОГОВОЙ РЕФОРМЫ
В 2019 году в России стартует новая налоговая реформа нефтяной отрасли, которая предполагает постепенную отмену экспортной пошлины на нефть при соизмеримом повышении налога на добычу полезных ископаемых. Одновременно предполагается введение обратного акциза на нефть с демпфирующей компонентой. Обратный акциз на нефть будет выплачиваться нефтеперерабатывающим заводам при условии: 1) если их материнские компании находятся под санкциями, 2) если они переработали в 2017 году более 600 тыс. тонн нефти и 3) если в течение квартала производство бензина или нафты для нефтехимии составляет не менее 10% от переработанной на НПЗ нефти, а общий объем поставок этих продуктов на внутренний рынок достигает не менее 5 тыс. тонн. При этом государство может предоставить независимым НПЗ, которые не выходят на объемы необходимого производства бензина, шанс на получение обратного акциза на нефть, если они заключат с Минэнерго соглашение о модернизации с 2015 по 2024 год на сумму не менее чем 60 млрд рублей.
Кроме того, НПЗ могут получить дополнительные вычеты за счет действия в обратном акцизе демпфирующей надбавки, которая зависит от разницы средней экспортной цены на нефть и целевой цены внутреннего рынка на бензин Аи-92 и дизельное топливо. Эта надбавка позволяет сгладить влияние колебаний цен на нефть внутренний рынок. Главным условием демпфера является не повышение на 10% цен на топливо от уровней, установленных государством.
Новая система налогообложения с обратным акцизом на нефть является отечественной разработкой, и аналогов в мире ей нет, отмечают ее разработчики. Поэтому на текущий момент не существует практики ее применения, на основе которой будут выявлены риски и недостатки данной системы. Теоретические исследования указывают на необходимость ее дальнейшей доработки.
ПЛЮСЫ НОВОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
Как говорится в исследовании группы «Петромаркет», новая реформа позволит увеличить доходы государства примерно на 9,3%, или 631 млрд рублей за счет средств, которые ранее оседали у НПЗ и потребителей нефтепродуктов, а также за счет прекращения субсидирования экономик стран СНГ. Новая налоговая система позволит обеспечить надежное снабжение внутреннего рынка топливом при минимальных поставках сырья. При этом государство может обеспечить полный контроль над ценами на такой социально значимый продукт как бензин. Реформа позволит стимулировать инвестиции в модернизацию независимых НПЗ и прекратить работу примитивных в технологическом отношении НПЗ.
Остальные НПЗ, так или иначе, имеют право на получение обратного акциза на нефть с демпфирующей надбавкой. При этом для большинства собственников НПЗ налоговый маневр останется нейтральным с точки зрения получаемых от государства субсидий.
МИНУСЫ СИСТЕМЫ В РАСЧЕТАХ АНАЛИТИКОВ
В тоже время новая налоговая система имеет ряд недостатков и недоработок, отмечают эксперты «Петромаркета».
Адресное субсидирование работы НПЗ может привести к тому, что заводы крупнейших вертикально интегрированных компаний, находящихся под санкциями, могут проводить «незатейливые» программы модернизации с минимальным объемом инвестиций, тогда как небольшие независимые НПЗ для получения субсидии вынуждены будут инвестировать не менее 60 млрд рублей.
Кроме того, демпфирующая надбавка имеет характер коллективной ответственности. Она будет применяться к обратному акцизу только, если средние оптовые цены не росли больше базовых на 10%. Таким образом, если один НПЗ не повышал цены, а рост происходил за счет другого завода без надбавки останутся оба. Кроме того, надбавка действует в целом на весь объем производства НПЗ вне зависимости от того, по каким именно видам нефтепродуктов удалось сдержать цены, а по каким они выросли более чем на 10%.
МИНУСЫ СТАНОВЯТСЯ ПЛЮСАМИ В ОЖИДАНИЯХ ЧИНОВНИКОВ
Впрочем, Минфин и Минэнерго отмечают, что выявленные недостатки не являются существенными. Так, отказ от субсидирования бункеровочного топлива ударит в основном по иностранным судам, которые заправлялись в России дешевым топливом.
Отмеченный рост переработки нефти до 304 млн тонн и профицит бензина в 10 млн тонн необходим для обеспечения энергетической безопасности на случае, если возникнут незапланированные остановки действующих заводов.
По словам директора департамента Минфина по налоговой и таможенной политике Алексея Сазанова, указанный в исследовании диапазон работы демпфирующей надбавки по расчетам министерства значительно шире.
Кроме того, Минэнерго и Минфин подчеркивают, что налоговый маневр имеет еще ряд плюсов, незатронутых в исследовании. Например, он позволяет прекратить непрозрачную систему предоставления адресных льгот в нефтедобыче, и постепенно вводить налогообложение с дополнительного дохода.
Комплекс льгот для нефтехимического комплекса
Глава «Роснефти» Игорь Сечин в августе направил письмо президенту Владимиру Путину с предложением предоставить масштабные льготы крупным нефтегазохимическим проектам на Дальнем Востоке. Об этом РБК рассказали четыре источника, близких к правительству.
Компания прорабатывала возможность строительства Восточного нефтехимического комплекса (ВНХК) в Находке, инвестиции в который оценивались в сумму до 1,5 трлн руб. Но в мае 2019 года «Роснефть» приостановила реализацию ВНХК на фоне снижения рентабельности проекта. На встрече с президентом Владимиром Путиным в «Ново-Огарево» 18 августа Игорь Сечин рассказал, что компания готова вернуться к строительству завода в случае улучшения налоговых условий. Пока на Дальнем Востоке дефицит перерабатывающих мощностей и поэтому в регионе дорогое топливо, а ВНХК будет выпускать не только нефтехимию, но и нефтепродукты, подчеркнул глава «Роснефти». В ответ на это президент поручил оформить и представить предложения для реализации проекта.
Что известно о ВНХК
Согласно последней публичной информации, ВНХК планирует ежегодно перерабатывать 12 млн т нефти и выпускать около 8 млн т нефтепродуктов (включая бензин и дизель) и 3,4 млн т нефтехимической продукции. Еще в начале обсуждения проекта «Роснефть» указывала, что комплекс позволит «закрыть дефицит моторных топлив на Дальнем Востоке».
Тогда компания для реализации проекта предлагала распространить на него «благоприятный налоговый режим» и заморозить транспортные тарифы, а также пыталась привлечь деньги на проект из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Кроме того, она приглашала к участию иностранных партнеров, в том числе американскую ExxonMobil, сообщали «Ведомости», но в итоге стороны не договорились.
Вопрос о стимулах для ВНХК находится в проработке, сказал РБК представитель профильного вице-премьера Юрия Борисова. Представители «Роснефти» и Минфина не ответили на запросы. Представитель Минэнерго отказался от комментариев.
Что предложил Сечин
Глава «Роснефти» предложил президенту изменить Налоговый кодекс, чтобы гарантировать «экономически эффективную модель развития крупных нефтегазохимических проектов на Дальнем Востоке», пересказали его письмо два источника РБК. В качестве стимулов предлагается увеличить обратные акцизы на нефть и нафту, поставляемые на дальневосточные нефтегазохимические проекты, которые компании могут получить из бюджета. Для обратного акциза на нефть глава госкомпании предложил ввести логистический коэффициент 2, а на нафту считать по особой формуле с повышенным коэффициентом (самой формулы в письме нет), говорят четыре источника РБК. По словам одного из них, по предложению «Роснефти» обратный акциз для нафты должен вырасти с 12,6 тыс. до 18 тыс. руб. на одну тонну с 2024 года. Это подтвердил источник, близкий к правительству.
Эти условия Сечин предложил зафиксировать на 30 лет, говорят два источника РБК. По их словам, глава госкомпании попросил президента поручить правительству внести соответствующие поправки в Госдуму до конца сентября. На открытой части встречи с Путиным в «Ново-Огарево» Сечин сказал: «Нам нужен стабильный налоговый режим, который позволил бы планировать экономику этого предприятия минимум на 30 лет».
По словам двух собеседников РБК, с помощью стимулов компания хочет вернуть проекту доходность примерно пятилетней давности, которая в последние годы упала из-за изменения цен на нефть и налогов. Например, в 2014 году внутренняя норма доходности (IRR) ВНХК составляла 18%, а сейчас IRR новых нефтехимических проектов — около 11%, вспоминает один из них. Льготы по обратным акцизам позволят компании увеличить доходность примерно до 20% в рублях (около 16% в долларах), говорит другой собеседник.
За последние два года «Роснефть» второй раз предлагает ввести повышенные вычеты на сырье для ВНХК, утверждают два источника, близких к правительству. По их словам, в рамках предыдущих переговоров кабмин рекомендовал подготовить «более разумные» предложения.
Традиционно минимальный IRR для проектов в сегменте downstream (нефтепереработка и нефтехимия) в России составляет 10–12% в долларах США, говорит аналитик Газпромбанка Евгения Дышлюк. Показатель IRR для таких проектов считается в долларах, так как они ориентированы на экспорт, а цены на продукцию на внутреннем рынке привязаны к зарубежным, объясняет эксперт.
Одна из крупнейших в мире нефтегазовых компаний, Total, оценивает IRR своих нефтехимических проектов в разных странах (США, Алжир, Саудовская Аравия и Южная Корея) как «выше 15%». Но обычно уровень для западных компаний ниже — это объясняется в первую очередь доступом к более дешевому финансированию, отмечает старший аналитик Wood & Co. Ильдар Давлетшин. У российских проектов IRR значительно выше из-за более дорогих кредитов, а также страновых рисков, которые включают и нестабильные налоговые условия, отмечает эксперт. Но проекты в Азии (в том числе китайские), основные конкуренты ВНХК, могут изменить будущую картину в предложении нефтехимической продукции и потенциально снизить маржу проекта, добавляет он.
Желание «Роснефти» добиться более высокой доходности понятно: нефтяные компании могут инвестировать и в добычу, которая намного рентабельнее, чем переработка и нефтехимия, так что новые проекты с IRR ниже 15% они не утверждают, говорит один из источников РБК. Другая причина — желание продемонстрировать зарубежным партнерам, что государство поддерживает проект, говорит еще один собеседник РБК.
Зачем нужны обратные акцизы
Обратные акцизы правительство придумало для НПЗ и нефтехимических предприятий, чтобы компенсировать им рост цен на сырье из-за налоговых маневров. Для отдельных заводов также ввели логистические коэффициенты, которые увеличивают вычеты из бюджета в 1,1–1,5 раза. Логика такая: чем дальше завод находится от границы, тем дороже его сырье, слабее позиции на экспортных рынках и, соответственно, тем больше поддержка от государства. ВНХК планируется построить на побережье Тихого океана — близко к экспортным рынкам, но далеко от источника сырья, пересказали два чиновника аргументы «Роснефти».
Почему «Роснефть» откладывала ВНХК
О строительстве крупного НПЗ мощностью 20 млн т вблизи Находки, на конечной точке нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО), «Роснефть» задумалась еще в 2006 году, говорил в то время ее глава Сергей Богданчиков (тогда Сечин возглавлял совет директоров компании). В 2010-м компания переформатировала НПЗ в нефтехимический комплекс (ВНХК) и затем неоднократно меняла конфигурацию проекта. В мае прошлого года, после десяти лет обсуждений, она исключила проект из своей инвестпрограммы.
Проект ВНХК был рентабельным в рамках существовавшей налоговой системы, а теперь «как таковой был снят, исключен из инвестиционной программы компании» в связи с завершением большого налогового маневра, который предполагал постепенное обнуление экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, а также рост налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), объяснял тогда первый вице-президент «Роснефти» Павел Федоров.
Еще одна причина — ручное регулирование нефтеперерабатывающего бизнеса со стороны правительства, следовало из слов Федорова. «Все слышали о соглашениях [о заморозке цен на топливо], которые были продлены сейчас на три месяца. И мы считаем не нулевыми перспективы продления этих соглашений и до конца года, и может быть, на более продолжительный период времени», — говорил он.
Тогда в Минфине заявили, что налоговый маневр в нефтяной отрасли не мог служить препятствиям для проекта «Роснефти», а, наоборот, улучшал экономические показатели реализации его первой очереди. Тем не менее нефтяная компания допускала, что вернется к проекту «при наличии привлекательных и гарантированно стабильных фискальных и регуляторных условий».
Обратный акциз на нефтепродукты что это
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 14 декабря 2019 г. № 03-13-12/98006 О ставке акциза на нефтяное сырье
В связи с письмом о согласовании проекта ответа на обращение УФНС России по вопросу применения положений пункта 8 статьи 193 Налогового кодекса Российской Федерации в целях исчисления акциза Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.
В соответствии с подпунктом 34 пункта 1 статьи 182 Кодекса объектом обложения акцизом признается направление нефтяного сырья, принадлежащего организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, на праве собственности, на переработку на производственных мощностях, принадлежащих такой организации либо организации, непосредственно оказывающей такой организации услуги по переработке.
Пунктом 2 статьи 195 Кодекса установлено, что при совершении указанной операции датой направления нефтяного сырья на переработку признается день фиксации данного факта с использованием средств измерений.
Согласно пункту 27 статьи 200 Кодекса вычетам подлежат суммы акциза, исчисленные при совершении операции по направлению нефтяного сырья на переработку, умноженные на коэффициент 2 и увеличенные на величину Кдемп, которая определяется налогоплательщиком по формуле и учитывает реализованные в налоговом периоде на территории Российской Федерации объемы автомобильного бензина класса 5 и дизельного топлива класса 5, произведенные из нефтяного сырья, направленного на переработку и принадлежащего налогоплательщику на праве собственности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Закона вышеуказанные нормы вступают в силу с 1 января 2019 года.
Таким образом, осуществляемая налогоплательщиком в 2019 году операция по направлению на переработку нефтяного сырья, приобретенного в собственность в 2018 году, признается объектом обложения акцизом в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса в редакции Закона.
В то же время в случае, если такое сырье было передано в производство до даты вступления Закона в силу, то объекта обложения акцизом при переработке нефтяного сырья в отношении остатков незавершенного производства, не возникает.
Что касается определения коэффициента Спю, применяемого при определении размера ставки акциза на нефтяное сырье, и величины Кдемп, которая оказывает влияние на размер налогового вычета суммы исчисленного акциза на нефтяное сырье, то количество реализованных в налоговом периоде нефтепродуктов, произведенных из нефтяного сырья, определяется независимо от того, что нефтяное сырье, из которого эти продукты произведены, было приобретено налогоплательщиком и направлено на соответствующие производственные мощности (передано соответствующей организации, оказывающей услуги по переработке) на переработку до начала указанного налогового периода.
Директор Департамента | А.В. Сазанов |
Обзор документа
Минфин разъяснил особенности налогообложения акцизом нефтяного сырья, а также расчета коэффициента Спю, применяемого при определении размера ставки акциза, и величины Кдемп, которая влияет на размер налогового вычета.
Правительство предоставит новые льготы для модернизации НПЗ
В прошлом году правительство решило завершить к 2024 г. начатый еще в 2015 г. налоговый маневр, а именно: экспортная пошлина постепенно снижается до нуля, а налог на добычу полезных ископаемых повышается. Чтобы маневр не ударил по нефтепереработке, правительство решило компенсировать НПЗ часть стоимости нефти (обратный акциз). Претендовать на обратный акциз могут заводы, отвечающие определенным требованиям: например, материнская компания находится под санкциями; или НПЗ за 2017 г. переработал более 600 000 т нефти, выпуск бензина или нафты составлял не менее 10%, а их поставки на внутренний рынок – не менее 5000 т. Поскольку все крупные нефтяные компании находятся под секторальными санкциями, все они и подпадают под эти требования.
Обратный акциз могут получать и независимые НПЗ – если заключат с Минэнерго соглашение о модернизации более чем на 60 млрд руб. Так сделали девять НПЗ, в том числе Афипский, «Орскнефтеоргсинтез» (оба входят в «Сафмар» Михаила Гуцериева), Антипинский (под контролем Сбербанка и азербайджанской Socar). До 2026 г. они в общей сложности должны инвестировать около 300 млрд руб. в модернизацию заводов.
28 августа правительство решило расширить льготы заводам и увеличить ставку обратного акциза на 30%, говорится в протоколе совещания с участием первого зампреда правительства Антона Силуанова и зампреда правительства Дмитрия Козака. Новый обратный акциз заработает с 1 января 2020 г. и будет действовать 10 лет. Им смогут воспользоваться заводы, которые заключили соглашение с Минэнерго о модернизации не менее чем на 30 млрд руб. и инвестировали уже 10% этой суммы. Принято системное решение для развития переработки, сказал представитель Козака.
Больше светлого
«Выход светлых нефтепродуктов в среднем по России по-прежнему очень низкий, а инвестиции в переработку резко замедлились. Нужны новые механизмы, которые запустят инвестиционные процессы в нефтеперерабатывающей отрасли Это мера [увеличение выплат на 30%] стимулирования модернизации действующих НПЗ, которые уже получают обратный акциз», – объяснил директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов. Но сначала заводы должны исполнить те обязательства по модернизации, которые уже приняли на себя, а потом уже претендовать на повышающий коэффициент.
Цель – обеспечить инвестиции в переработку нефти в 250–300 млрд руб. ежегодно и к 2025 г. довести выход светлых нефтепродуктов до 75–80%, что соответствует текущим средним показателям в Европе, очертил перспективы Сазанов. Сейчас выход светлых нефтепродуктов в России – 67–68% (данные Минэнерго).
Плюс 40 млн т
Несколько причин, среди которых изменение макроэкономических условий, для части заводов сделали модернизацию экономически привлекательной – установки глубокой переработки нефти не окупаются в текущих условиях, констатировал замминистра энергетики Павел Сорокин. По оценке министерства, новый инвестиционный коэффициент может сделать рентабельным установку более 40 млн т таких мощностей. Это дополнительно принесет в сегмент переработки более 150 млрд руб. ежегодных инвестиций, предполагает Сорокин.
План модернизации Афипского НПЗ дорабатывается, а модернизация орского завода продолжается, предполагаются инвестиции в размере примерно 30 млрд руб., сказал представитель «Сафмара».
Привлекательное несовершенство
В условиях налогового маневра и постоянно меняющихся правил российские компании не заинтересованы продолжать радикальную модернизацию заводов, говорит старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко: «Хотя с глубиной нефтепереработки был достигнут существенный прогресс, а коэффициент Нельсона, показывающий сложность НПЗ, вырос по России с примерно 4–4,5 в 2012–2013 гг. до 6 в 2018 г., Россия пока существенно отстает от США и Европы, где этот показатель – 10–12». По словам Маринченко, введение повышательного коэффициента к обратному акцизу должно сделать нефтепереработку более выгодной и в теории действительно может стимулировать приток дополнительных инвестиций в отрасль. «Но постоянные попытки перенастроить систему с помощью дополнительных коэффициентов и прочих заплаток свидетельствуют о ее несовершенстве», – заключает он.
Идея увеличить обратный акциз в обмен на улучшение технологического состояния заводов выглядит крайне привлекательной для всей отрасли, считает главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. Выплаты из бюджета могут составить 30–40 млрд руб. уже в 2020 г., если субсидия будет предоставлена заводам, которые намерены строить мощности для углубленной переработки нефти, продолжает Ежов.
Эта величина рассчитана исходя из 1200 руб. отрицательного акциза и около 100 млн т переработки нефти, в связи с которой нефтеперерабатывающие заводы смогут претендовать на выплаты из бюджета.
По мере роста отрицательного акциза в связи с налоговым маневром эти выплаты будут расти, уверен эксперт, что будет связано с ростом НДПИ и снижением экспортных пошлин. Выплаты могут значительно увеличиться из-за того, что заводы решат провести дополнительную модернизацию для получения субсидии, считает Ежов, но сейчас трудно оценить точную величину выплат.