Обратите внимание на то что парафин вокруг фитиля начинает плавиться
Практическая работа № 2 «Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой и их описание»
Практическая работа № 2
Цель: ознакомиться со строением пламени; понять, где в пламени «холодная» часть, а где – самая горячая; объяснить появление тени от света пламени.
Оборудование: свеча, тигельные щипцы, стеклянная пластинка, спички.
Опыт 1. Физические явления при горении свечи.
Зажгите свечу. Вы увидите, как начинает таять парафин около фитиля, образуя круглую лужицу. Какой процесс здесь имеет место? (Ответ запишите)
Опыт 2. Обнаружение продуктов горения в пламени.
Зажгите свечу. Вы увидите, что пламя неоднородное. В нижней, темной, части пламени температура невысокая. Из-за недостатка воздуха горение здесь почти не происходит. Вещество, из которого изготовлена свеча, сначала плавится, а затем превращается в газообразные горючие вещества.
В средней части пламени температура выше. Здесь часть веществ сгорает, а остальные распадаются с образованием горючих газов и частиц сажи. Твердые частицы раскаляются и светятся. Поэтому эта часть пламени самая яркая.
Докажите наличие частиц сажи, поместив в среднюю часть пламени стеклянную пластинку с помощью тигельных щипцов. Что наблюдаете? (Ответ запишите)
Сухую пробирку закрепите в держателе, переверните вверх дном и подержите над пламенем до запотевания. Объясните наблюдаемое явление.
Верхняя часть пламени имеет самую высокую температуру. В ней все вещества сгорают полностью, при этом образуется углекислый газ и водяной пар.
Во время проведения химических опытов нагревать вещества нужно в верхней части пламени, где температура наивысшая. Заполните таблицу. Зарисуйте пламя свечи.
Уравнять уравнение реакции горения парафина:
Пламя имеет ( сложное, простое) строение.
Самая горячая часть пламени –
Тень от пламени свечи появляется потому, что –
Горение свечи сопровождается ………………………… явлениями.
Практическая работа № 2
Цель: ознакомиться со строением пламени; понять, где в пламени «холодная» часть, а где – самая горячая; объяснить появление тени от света пламени.
Оборудование: свеча, тигельные щипцы, стеклянная пластинка, спички.
Опыт 1. Физические явления при горении свечи.
Зажгите свечу. Вы увидите, как начинает таять парафин около фитиля, образуя круглую лужицу. Какой процесс здесь имеет место? (Ответ запишите)
Опыт 2. Обнаружение продуктов горения в пламени.
Зажгите свечу. Вы увидите, что пламя неоднородное. В нижней, темной, части пламени температура невысокая. Из-за недостатка воздуха горение здесь почти не происходит. Вещество, из которого изготовлена свеча, сначала плавится, а затем превращается в газообразные горючие вещества.
В средней части пламени температура выше. Здесь часть веществ сгорает, а остальные распадаются с образованием горючих газов и частиц сажи. Твердые частицы раскаляются и светятся. Поэтому эта часть пламени самая яркая.
Докажите наличие частиц сажи, поместив в среднюю часть пламени стеклянную пластинку с помощью тигельных щипцов. Что наблюдаете? (Ответ запишите)
Сухую пробирку закрепите в держателе, переверните вверх дном и подержите над пламенем до запотевания. Объясните наблюдаемое явление.
Верхняя часть пламени имеет самую высокую температуру. В ней все вещества сгорают полностью, при этом образуется углекислый газ и водяной пар.
Во время проведения химических опытов нагревать вещества нужно в верхней части пламени, где температура наивысшая. Заполните таблицу. Зарисуйте пламя свечи.
Уравнять уравнение реакции горения парафина:
Пламя имеет ( сложное, простое) строение.
Самая горячая часть пламени –
Тень от пламени свечи появляется потому, что –
Горение свечи сопровождается ………………………… явлениями.
Презентация к практической работе «Наблюдение за горящей свечой»-8 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
Изучение строение пламени свечи
Опыт №1. Физические явления при горении свечи. Зажгите свечу. Вы увидите, как начинает таять парафин около фитиля, образуя круглую лужицу. Какой процесс здесь имеет место?
Опыт №2. Обнаружение продуктов горения в пламени. Возьмите предметное стекло, закрепите в держателе (т/б), внесите в среднюю часть зоны горящей свечи и подержите 3 – 5 с. Быстро поднимите стекло, посмотрите на нижнюю плоскость. Объясните, что там появилось.
Сухую пробирку закрепите в держателе (т/б), переверните вверх дном и держите над пламенем до запотевания. Объясните наблюдаемое явление.
Прилейте в ту же пробирку 2 – 3 мл известковой воды Что наблюдаете? Дайте объяснение.
В состав парафина входят органические вещества с которыми познакомимся позже. Мы доказали, что продуктами горения являются СО2 и Н2О. Допишите уравнения реакций (самостоятельно). С7 Н16 + О2 гентан С8 Н16 + О2 октан С17Н36 + О2 Гентадекан Вывод:
Горение свечи сопровождается физическим явлением – плавлением парафина, он поднимается по фитилю, фитиль играет роль насоса. Затем парафин испаряется и горит. Нижняя часть пламени состоит из паров парафина. Процесс испарения парафина сопровождается охлаждением, поэтому нижняя часть пламени холодная. Там горение не происходит. Средняя часть пламени состоит из частичек сажи – чистого углерода, они раскаляются и светятся, поэтому средняя часть пламени яркая, светящаяся. Верхняя часть пламени состоит из паров воды и углекислого газа, она невидимая, прозрачная.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Данная презентация окажет помощь учителю при проведении прктической работы «Наблюдение за горящей свечой»- 8 класс. Свеча как объект изучения обладает огромным познавательным потенциалом. На примере сгорания свечи можно рассмотреть физические явления и химические реакции. Учащиеся познакомятся не только со строением пламени, но и смогут узнать историю свечи. Этот продукт очень часто используется в домашнем хозяйстве, но никто не задумывался когда появилась первая свеча, из чего она состоит? Не сложные эксперименты позволят ученику узнать свечу с химической точки зрения, познакомиться со строением пламени.
Номер материала: 578223
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии
Время чтения: 1 минута
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Играем с парафином свечи и изучаем его свойства
Идея этой статьи появилась, как это часто бывает, неожиданно. Недавно я перебирала коробку со всякой «околохимичекой» мелочевкой, которая вроде и не очень нужна, но и выбросить жалко – джутовые нитки, медная проволока, трубочки, с которыми когда-то проводила опыты по получению углекислого газа, даже завернутая в несколько пакетов (чтобы не воняла) пачка сигарет, оставшаяся от опыта о составе сигаретного дыма.
В этой же куче лежала и неиспользованная праздничная свечка с цифрой 5, оставшаяся от прошлогоднего дня рождения сына, когда мы в суматохе купили две одинаковые свечи.
Естественно, мой любопытный сын сразу же в нее вцепился со словами: «Мама, а с ней можно какой-нибудь опыт сделать?».
Ну а почему нет? Парафин свечи – прекрасный материал для домашних опытов.
Переместились на кухню и начали колдовать. Что можно сделать из магазинной свечки? Самый простой вариант – переплавить и сделать самодельную свечу своими руками. С этого и начали. Ножом измельчили свечку и сложили кусочки в железную эмалированную кружку:
Поставили на водяную баню, то есть в кастрюлю с кипящей водой.
Чем заняться, пока свечка плавится? Обсудили, из чего она сделана – из вещества под названием парафин. Он белого цвета, легко ломается, на ощупь чуть жирный. Температура его плавления – 45-65 градусов, именно поэтому используется водяная баня, которая дает температуру до 100 градусов.
Попутно прошлись по устройству водяной бани – две емкости, одна – побольше размером, вторая – поменьше. В большую емкость наливают воду и нагревают до кипения, в маленькую – кладут (или наливают) вещество, которое нужно нагреть. Максимальная температура такой бани – 100 градусов, так как это температура кипения воды (я не стала заострять внимание на том, что это – при нормальных условиях, для шестилетки это, на мой взгляд, пока лишнее).
На вполне логичный вопрос «А какие еще бани бывают?» ответила про масляные и песочные, в которых температура гораздо выше.
Вот так совершенно неожиданно мы с сыном перешли от вроде бы простого действия – расплавить свечку – к теории и практике лабораторных работ
Парафин тем временем начал плавиться, и сын с удовольствием его размешивал ложкой, с удивлением наблюдая, как мгновенно остывает покрывающая ее парафиновая пленка, стоит лишь только вынуть ложку из горячей чашки.
Я разговаривала с ним, показывала, рассказывала и потихоньку ругала себя за то, что упустила такой интересный эксперимент, за то, что показываю сыну химические явления, а о физических совсем забыла. А ведь именно они – более наглядные и интересные для его возраста.
Я тороплюсь, впихиваю в него знания не по возрасту – о том, что бывают кислоты и щелочи, о том, что с помощью самодельного индикатора их можно различить, ССЫЛКА а ему это пока что сложно. Нет, он уже отличает уксус от аммиака, знает правила ТБ и знает, что будет при смешивании соды с уксусом, но такого искреннего восторга, как от плавления и застывания парафина, я до сегодняшнего дня не наблюдала. Придется обратить больше внимания на физические опыты. И не бежать впереди паровоза, а напоминать себе о возрасте сына.
Второе, за что еще я себя проругивала, стоя у плиты – за то, что забываю о самых простых вещах, к которым мы, взрослые, уже привыкли и не замечаем их, а для детей это, оказывается, неизвестно и очень интересно. Ну вроде бы что такого – парафин расплавить, а столько восторгов!
Примитивнее надо мыслить, мамаша, проще надо быть!
В общем, в тот день мы славно похимичили (или «пофизичили»?). Сначала выливали расплавленный парафин в холодную воду и смотрели, как он мгновенно застывает в причудливые формы.
Узнали, что парафин легче воды, плавает на ее поверхности и не тонет. Попробовали теплый полузастывший парафин разминать руками, придавая ему различные формы и огорчаясь, что они быстро остывают и начинают крошиться. Посмотрели, как скатываются капельки воды с застывшего парафина, не смачивая и не растворяя его.
В итоге, наигравшись, сделали самодельную свечку. Снова расплавили парафин и вылили в силиконовую формочку.
Фитиль сделали из кусочка джутовой нитки, закрепив ее скрепкой на ручке, чтобы он располагался в центре самодельной свечи. И стали с нетерпением ждать, когда же парафин застынет, и можно будет зажечь полученную свечу.
А пока ждали, сделали необычную свечу в водяном подсвечнике. Взяли стандартную магазинную свечку, отрезали от нее кусок длиной около 2 см и утяжелили небольшой гайкой, чтобы она плавала вертикально.
Для этого я слегка нагрела над огнем зажигалки донышко свечи и вдавила в его серединку гайку так, чтобы она прилипла к расплавленному воску.
Потом налили в плошку воду, опустили в нее нашу свечку и зажгли.
Получилось, что свечка плавает и горит. Подсвечником служит чашка с водой. Кажется, что вот-вот свеча догорит до воды и погаснет. Не тут-то было! Она догорает практически до самого конца, остается только совсем немного парафина, кусочек фитиля и гайка-грузик. Вот, посмотрите, что осталось:
Такая свеча безопасна и никогда не станет причиной пожара (естественно, если вы специально не подожжете что-нибудь от нее). Когда она догорит, вода потушит огонь.
В общем, впечатлений в тот день нам хватило. Думаю, свойства парафина свечи сын понял и запомнил. На следующий день мы продолжили нашу игру, но на этот раз играли уже с огнем. Об этом – в следующей статье.
Как думаете, что еще можно было сделать в домашних условиях, чтобы изучить свойства парафина? Пишите, буду рада откликам и советам!
Интегрированный урок физики, химии, биологии и литературы «Свеча в науке и искусстве». 9-й класс
Класс: 9
Цели урока (для учащихся):
Цели урока для коллег:
Оснащение: мультимедийная техника, свечи, химические реактивы и оборудование.
Ход урока
«Явления, наблюдаемые при горении свечи, таковы, что нет ни одного закона природы, который при этом не был бы, так или иначе, затронут».
М. Фарадей «История свечи» (Слайд 3)
Свеча является для человека не только источником света и тепла, а также источником знаний, творческих поисков и вдохновений. Наш урок – исследование посвящен анализу явлений, происходящих при горении свечи, и ее роли в искусстве.
В начале урока вспоминаем всё, что уже знаем о свече. Учащимся выдается лист самооценки, где они заполняют первую графу «Я знаю» в течение 3 минут. (Приложение 1)
Ученик делает заранее подготовленное сообщение о происхождении и истории свечи «Кто бы мог подумать, что у маленькой свечи есть своя судьба и своя история». (Слайд 5)
Перед выполнением практической части урока проводим инструктаж по технике безопасности. (Приложение 2)
Свеча глазами физика.
Рассматриваем процесс горения свечи, отмечаем происходящие при этом явления, анализируем и объясняем их с точки зрения физики.
1. Наблюдаем плавление и отвердевание парафина.
2. Анализируем капиллярные явления.
3. Испарение парафина.
Поднявшись по фитилю жидкий парафин, превращается в горючий легковоспламеняющийся газ.
Вопрос: Как называется явление превращения жидкости в газ?
Проводим опыт под названием «Без контакта», который подтверждает появление горючего газа при испарении парафина. Наблюдаем дым, который образуется после задувания свечи – это легковоспламеняющийся газ. На расстоянии около 4 см от фитиля можно зажечь свечу по этому “огневоду”. Экспериментально подтверждаем это. Подобный опыт на своих лекциях демонстрировал Фарадей.
4. Обсуждаем виды и превращение энергии при горении свечи. (Слайд 6).
Экспериментальные задания классу:
После обсуждения наблюдаемых физических явлений демонстрируем несколько опытов со свечой.
Опыт 1. ”Удивительный подсвечник”.
Свечу утяжелили гвоздем и погрузили в стакан с водой так, чтобы она чуть выступала из воды.
Опыт 2. “Исчезающий воздух”.
Помещаем свечу в тарелку с водой, зажигаем ее и накрываем стаканом. Видим, что свеча гаснет, а вода поднимается в стакан. Объясняем этот опыт: при горении свечи объем газа в стакане и давление в нем уменьшаются, поэтому под действием атмосферного давления вода втягивается в стакан.
Опыт 3. ”Парафиновый мотор “ или “ Танец свечи”.
Располагаем свечу в равновесии, как показано на рисунке. Зажигаем ее с двух сторон. Свеча начинает раскачиваться по мере поочередного падения капель расплавленного парафина. Объясняется раскачивание изменением силы тяжести, действующей на оба конца свечи из-за изменения их массы.
Свеча глазами химика.
Еще раз внимательно рассматриваем процесс горения свечи, отмечаем происходящие при этом изменения, анализируем и объясняем их с точки зрения химии.
Учащиеся выполняют лабораторные опыты.
Обращаем внимание на соблюдение правил техники безопасности. У учащихся на столах инструкции по проведению опытов. (Приложение 2).
Наблюдения за горящей свечой.
Опыт 1. Физические явления при горении свечи.
Зажгите свечу. Внимательно наблюдайте, как начинает таять парафин около фитиля, образуя, круглю лужицу. Погасите свечу. Парафин – органическое вещество с молекулярной формулой С17Н36.
Задача.
Определить массовую долю углерода и водорода в парафине. Его молекулярная формула С17Н36.
Решение:
ω – массовая доля химического элемента;
n – число атомов химического элемента;
Ar – относительная атомная масса химического элемента;
Mr – относительная молекулярная масса.
Mr(С17Н36) = 12 * 17 + 1*36 = 240
Ответ: ω (C) = 85% ω (H) = 15%
Опыт 2. Изучение строения пламени свечи.
Зажгите свечу. При внимательном рассмотрении пламени можно различить три зоны. (Слайд 9). Нижняя его часть состоит из паров парафина и воздуха – зона (а). В этой части пламени температура невысокая. Средняя часть пламени самая яркая – зона (б). Здесь происходит разложение углеводородов, из которых состоит свеча. Частицы углерода сильно накаляются и изучают свет.
Внешняя часть пламени – зона (в) самая горячая. Здесь происходит полное сгорание газов с образованием оксида углерода (IV) СО2 и воды. Пламя – светящееся.
Закрепите в держателе лучинку, внесите ее в нижнюю часть пламени и быстро удалите ее. Почему лучинка обгорела только по краям, а в центре осталась не опаленной?
Закрепите в держателе предметное стекло, внесите его в среднюю часть пламени, подержите несколько секунд и удалите его. Что наблюдаете? Откуда появилась сажа?
Горение свечи это процесс физический или химический?
Назовите признаки химической реакции, наблюдаемые при горении свечи?
Сделайте рисунок «Строение пламени» и подпишите зоны пламени.
Опыт 3. Обнаружение продуктов горения.
Сухую пробирку закрепите в держателе, переверните вверх дном и подержите над пламенем до запотевания. Объясните наблюдаемое явление. (Как вода попала в пробирку?)
В ту же пробирку быстро прилейте 1-2 мл известковой воды – Са(ОН)2. Что наблюдаете? При действии какого газа известковая вода мутнеет?
Составьте уравнение реакции. Проверка (Слайд 10).
Опыт 4. Влияние воздуха на горение свечи.
Зажгите две свечи. Одну накройте большим стаканом, другую – маленьким. В каком случае свеча горит дольше? Почему?
Запишите уравнение реакции горения, если вещество, из которого состоит свеча, имеет формулу С17Н36. (Работа у доски) Проверка (Слайд 11).
Свеча глазами биолога.
Свеча помогла открыть еще одно удивительное явление.
Юлиус Майер – немецкий врач писал об этом чудесном процессе: «Природа поставила себе задачу перехватить на лету притекающий на Землю свет и превратить эту подвижнейшую из сил в твёрдую форму, сложив её в запас. Для достижения этой цели она покрыла земную кору организмами, которые живя, поглощают солнечный свет.» Этими организмами являются растения.
Английский химик Джозеф Пристли искал способ очистки воздуха, испорченного горением свечи. (Слайд 12). Он помещал под колокол вместе с горящей свечой разные вещи. Так под колокол попал пучок мяты, который делал воздух пригодным для горения. Опыты Пристли произвели сильное впечатление. (Слайд 13). Шведский исследователь Карл Шееле, скромный аптекарь, попытался повторить опыты Пристли в своей домашней лаборатории, где он проводил эксперименты в своё свободное время – в основном по ночам, но у него получилось, что растения не улучшали воздух, а делали его непригодным для горения. На основании своих опытов Шееле обвинил Пристли в обмане. Пристли стал повторять опыты, и тут обнаружился интересный факт: растения то улучшали воздух, то нет.
Был ли прав Шееле в своих претензиях?
Почему у Пристли получились двоякие результаты?
Что Пристли и Шееле не учли в своих экспериментах?
Действительно, причина неудач Пристли была в том, что ни он, ни Шееле не выяснили, при каких внешних условиях растения очищают или портят воздух.
Точку в этом вопросе поставил Ян Ингенхауз – личный врач австрийской императрицы Марии Терезии. Он проделал 500 опытов с веточкой элодеи. На солнечном свету из растения поднимались пузырьки газа. Ингенхауз собрал газ, и оказалось, что это чистейший кислород. Но пузырьки выделялись только на свету, причём не зеленые части растений пузырьков не выделяли. Таким образом, Ингенхауз доказал, что растения действительно улучшают воздух, но только на свету. Этот процесс впоследствии назвали фотосинтезом. А открыть его помогла такая простая и в то же время сложная свеча.
Учащиеся составляют, уравнение фотосинтеза. (Работа у доски и в тетрадях) Проверка (Слайд 14).
Учитель зачитывает слова М. Фарадея «Рассмотрение физических явлений, происходящих при горении свечи, представляет собой самый широкий путь, которым можно подойти к изучению естествознания». (Слайд 15).
Свеча в литературе и искусстве.
Учащиеся приводят ассоциации, возникающие, при слове свеча? (Тепло, уют, свет, день рождения, праздник, гадание).
Есть что-то магическое в горящей свече. Ее образ вдохновлял многих художников и поэтов на создание удивительных произведений. Посмотрите на картины замечательных русских художников: Карл Брюллов «Гадающая Светлана», Михаил Врубель «Ангел с кадилом и свечой», Михаил Нестеров «Князь Александр Невский», Илья Глазунов «Девушка со свечой во храме», Константин Васильев «Ожидание». (Слайды 16-19). Одно из самых известных художественных произведений стихотворение Бориса Пастернака «Зимняя ночь». (Зачитываются несколько строчек).
Сегодня мы познакомимся со стихотворением Беллы Ахмадулиной «Свеча». На экране – портрет поэтессы, (Слайд 20), текст стихотворения, (Слайд 21). На партах перед ребятами распечатанные тексты.
Всего-то – чтоб была свеча,
свеча простая, восковая,
и старомодность вековая
так станет в памяти свежа.
И поспешит твое перо
к той грамоте витиеватой,
разумной и замысловатой,
и ляжет на душу добро.
Уже ты мыслишь о друзьях
все чаще, способом старинным,
и сталактитом стеаринным
займешься с нежностью в глазах.
И Пушкин ласково глядит,
и ночь прошла, и гаснут свечи,
и нежный вкус родимой речи
так чисто губы холодит.
Заранее подготовленный ученик выразительно читает стихотворение.
Учащиеся под руководством учителя обсуждают литературное произведение.
Все ли слова понятны? Что значит витиеватый? (Замысловатый, лишенный простоты).
Какую неточность допустила Б.А. сточки зрения химии? (Восковая и стеариновая – разные свечи по составу).
Какой геологический термин использовала поэтесса? В каком значении он употреблен в тексте? (Сталактит, здесь – подтаявший воск).
Какова тема стихотворения? (Чувства, которые вызывает горящая свеча).
Какова идея стихотворения? (Горящая свеча напоминает о старинных временах, о доброте, о друзьях).
Идея стихотворения – напоминание о доброте, о друзьях. А как создается это настроение? Слово – первый уровень, на котором создается образ. Образ создается на основе переносного значения слова. Вспомните, как называется слово, употребленное в переносном значении? (Троп).
Какие основные виды тропов вы знаете? (Эпитет, олицетворение, метафора). Обратимся к памятке. (Слайд22).
Учащимся предлагается самостоятельная работа.
Первый ряд находит тропы в первых двух строфах. Второй ряд находит тропы в третьей и четвертой строфе.
Эпитеты: вековая, витиеватой, разумной, замысловатой, нежной, родимой.
Олицетворение: поспешит перо, ночь прошла.
Метафора: ляжет добро, вкус холодит, сталактит стеаринный.
Существуют также синтаксические средства выразительности: инверсия, перенос, цезура. Обратимся к памятке. (Слайд23). Давайте найдем их в стихотворении.
Инверсия: свеча простая, поспешит перо, ляжет добро.
Перенос: И поспешит твое перо; К той грамоте витиеватой…
Цезура – первая строчка.
Напишите, что символизирует свеча в каждой строфе.
В первой строфе – свеча напоминает о старине, во второй – о доброте, в третьей – о дружбе, в четвертой – о родной речи. (Слайд 24).
Итак, мы проследили, как создается настроение уюта, доброты, любви к родному языку в стихотворении с помощью изобразительно-выразительных средств.
Учащимся дается возможность еще раз, самостоятельно, вспомнить пройденный материал. Они заполняют вторую графу листа самооценки «Я узнал» в течение 2-3 минут. (Приложение 1).
Для закрепления ребята решают кроссворд по теме урока.
Кроссворд «Свеча» (Приложение 3).
В заключение, учитель зачитывает слова Майкла Фарадея «Я могу только выразить вам свое пожелание, чтобы вы могли с честью выдержать сравнение со свечой, то есть могли бы быть светочем для окружающих, и чтобы во всех ваших действиях вы подражали красоте пламени, честно и производительно выполняли свой долг перед человечеством».
Подведение итогов.
Домашнее задание. Учащимся предлагается составить синквейн по пройденной теме.