Обещание на рассвете о чем спектакль
Анна Дубровская и Григорий Антипенко в спектакле «Обещание на рассвете»: «Моя жизнь была слепой погоней за чем-то…»
Новости
Анна Дубровская и Григорий Антипенко в спектакле «Обещание на рассвете»: «Моя жизнь была слепой погоней за чем-то…»
Мама. Сколько теплоты, нежности, трогательной заботы и бесконечной любви заключено в этом слове! Хотим мы этого или нет, каждый из нас неразрывно связан незыблемыми узами с той, что подарила нам жизнь. «На рассвете жизни материнская любовь сулит нам так много, но жизнь никогда не держит обещания! И дальше, до конца дней нам приходится жить недолюбленными…»
24, 25 марта на Симоновской сцене Вахтанговского театра состоялась премьера спектакля «Обещание на рассвете», который стал третьей режиссёрской работой на этой сцене талантливого режиссёра Лейлы Абу-аль-Кишек, выпускницы режиссерской мастерской одного из лучших постановщиков классики Юрия Еремина ТИ имени Бориса Щукина.
Спектакль поставлен по легендарному автобиографичному роману знаменитого французского писателя Ромена Гари «Обещание на рассвете» (La promesse de l’aube).
Жизнь писателя Ромена Гари подобна захватывающему приключенческому роману. Родился в Вильно (Вильнюсе), в Российской империи, накануне Первой мировой войны. Вместе с матерью перебрался в Ниццу, служил в авиации, стал генеральным консулом Франции, кавалером ордена Почетного Легиона. Гари – единственный писатель, дважды удостоенный престижной Гонкуровской премии: за роман «Корни неба» и роман «Вся жизнь впереди», написанный под псевдонимом Эмиль Ажар. Автор перевода – Елена Погожева, сценическая версия – Станислав Барышникова.
Лейла Абу-аль-Кишек, режиссёр:
«Обещание на рассвете» – пронзительная история любви сына и матери. Художественная автобиография Ромена Гари написана легко, изящно, иронично. Но под этой лёгкостью скрывается большая боль. Любовь матери не раз спасала жизнь сыну, её вера помогла стать ему известным писателем, достойным человеком, но принесла и немало страданий. Возможно, именно эта история оказала самое сильное влияние на жизнь Ромена Гари, которая впоследствии привела его к трагической гибели».
Григорий Антипенко отметил, что произведение тонко созвучно с его личностью и очень близко ему.
Возможно, во многом благодаря этому и полному погружению в материал актёр с такой пронзительностью и глубиной воплощает на сцене главного героя, постигая вместе с ним важные истины и постулаты, превращаясь на глазах зрителей из маленького мальчика в отважного пилота и успешного писателя.
Анна Дубровская в роли матери демонстрирует бесконечную гамму материнской любви женщины, которая безраздельно посвятила свою жизнь сыну и пытается воплотить в нём свои мечты.
Она не просто мечтает о том, что у Ромена получится стать тем, кем она хочет, она твёрдо знает это. Как же человеку важно и нужно, чтобы близкие люди в него верили, но в то же время нельзя забывать, что эта вера может подарить ложную надежду в своей исключительности, а может и морально уничтожить личность.
Мать убеждена: «Мой сын станет французским посланником, кавалером ордена Почетного легиона, великим актёром драмы, Ибсеном, Габриеле Д’Аннунцио. Он будет одеваться по-лондонски!»
Нужно ли это самому Ромену? Этот риторический вопрос рефреном идёт на протяжении всего романа и, соответственно, спектакля, но ответа на него нет. Ромен стал всем тем, кем мечтала мать, и хотя она не дожила до моментов триумфа своего сына, её незримое присутствие и неразрывная связь со своим ребёнком были с героем до конца его дней.
В одной из финальных реплик герой произносит фразу: «Я прожил жизнь своей матери».
Могло ли быть иначе? Григорий Антипенко после спектакля сказал, что он убеждён, что, если б Гари был по природе другим человеком, то едва ли он стал бы воплощать в жизнь желания и грёзы своей горячо любимой и любящей мамы. Вероятно, сама природа распорядилась так, что эти безудержные, а подчас авантюрные идеи претворились в жизнь.
Вполне вероятно и то, что завышенные ожидания и требования матери, её нереальные надежды стали для сына тяжёлым психологическим грузом и детской травмой, от которой он не оправился до конца своей жизни, трагически оборвавшейся в возрасте 66 лет. Перед тем, как выстрелить себе в голову, писатель написал предсмертную записку: «Можно объяснить всё нервной депрессией. Но в таком случае следует иметь в виду, что она длится с тех пор, как я стал взрослым человеком, и что именно она помогла мне достойно заниматься литературным ремеслом».
Спектакль заканчивается гораздо раньше, чем обрывается жизнь героя, но Лейле Абу-аль-Кишек совместно с актёрами и творческой группой удалось найти такие краски и полутона, что вся сила любви матери и сына чувствуется на протяжении всего действия.
Ещё одна кульминационная мысль спектакля: «Последнего шара не существует!»
«Моя жизнь была слепой погоней за чем-то. Если честно, то я не был побеждён. Случается, что и теперь я бываю счастлив …»
В ближайшие месяцы увидеть «Обещание на рассвете можно» 3,16,22,29 апреля, 5 и 21 мая.
Такие спектакли, словно рассвет, дают зрителям возможность, как на новый день, взглянуть на нашу жизнь и помогают понять, насколько всемогущими могут быть любовь и вера близких и насколько важно, чтобы эти чувства была созидательными: даря человеку крылья свободы и вдохновения, не забирали у него самого себя.
Спектакль «Обещание на рассвете» — отзывы
Описание
Продолжительность: 1 час 50 минут
COVID-free. На все спектакли с 28 октября 2021 допускаются зрители с паспортом и соответствующим QR-кодом (свидетельствующем либо о прививке от коронавируса, либо переболевшим им в последние 6 месяцев, либо отрицательным ПЦР-тестом, сданным не ранее, чем за 72 часа до начала мероприятия).
Спектакль «Обещание на рассвете» в театре Пушкина
Спектакль по культовому роману Ромена Гари «Обещание на рассвете» в первую очередь про большую любовь. Страстную, всепрощающую, но и иногда и разрушающую – материнскую любовь, которая побеждает время и расстояния. А узы, которые соединяют героев этой истории – мать и сына – не только родственные, но в какой-то степени и мистические.
Мать дала герою образование и вдохновение, дала ему свою веру – безоговорочную веру в него. Он взрослеет, постигает жизнь, терпит взлеты и падения и под неусыпной материнской опекой продолжает бороться за осуществление ее мечты, потому что понимает – никогда в жизни он больше не встретит женщину, которая смогла бы любить его так же, как любила она…
Приходите на спектакль «Обещание на рассвете»!
Видео
Организатор: ГБУК г.Москвы «Московский драматический театр им. А.С. Пушкина»
Замечательный спектакль о любви матери к ребёнку, сколько бы ему не было лет и,даже,после своего ухода.
Великолепный спектакль! Уходила из театра с чувством огромной благодарности за него. Прекрасная режиссерская и актерская работа. Удалось передать все эмоции и смыслы произведения РоменаГари.
Спасибо за отличное настроение!
Прекрасный спектакль! Браво артистам! Спектакль глубокий, проникновенный, есть о чем подумать!
чудесно. Надолго остается в памяти
Короткая зарисовка. Поставлено интересно, динамично, даже кинематографично: сцены-кадры. Стоит смотреть тем, кто не ожидает полноценного «полновременного» спектакля в классическом смысле. Быстро и без особого напряжения и давления на зрителя. Уходишь с «легким чувством голода». Но спектакль оставляет по себе впечатление, которое аукается цитатами.
Очень интересная постановка. Необычная подача. Оригинальная пьеса Оставляет хорошее впечатление.
Пронзительно до слез. Спектакль, который не выходит из головы, который ещё долго отзывается в душе.
Обещание на рассвете
Наталья Колесова от 25 марта
фото — Елена Кондратова
«Обещание на рассвете» — пронзительный и одновременно остроумный автобиографический роман известнейшего французского писателя Ромена Гари. Выходец из России, родившийся в Вильно и эмигрировавший во Францию ребенком вместе с матерью, провинциальной актрисой Миной Овчинской, он стал не только прославленными литератором, военным летчиком и соратником генерала де Голля, но и дважды был удостоен Гонкуровской премии за романы «Корни неба» и «Вся жизнь впереди» (вышедший под псевдонимом Эмиль Ажар). Скандал вокруг одной из самых грандиозных литературных мистификаций XX века (сравнимых с историей Черубины де Габриак, Уильяма Шекспира и Бориса Виана) стоил писателю репутации и привел к глубокому психологическому кризису.
Но действие спектакля, поставленного Лейлой Абу-аль-Кишек на Симоновской сцене Вахтанговского театра, разворачивается задолго до этих драматических событий. Всего два актёра на все роли — матери, сына, соседа, спившегося актера, поклонника (Анна Дубровская и Григорий Антипенко), находятся на сцене практически постоянно. Калейдоскоп горьких, смешных, трогательных, невыносимых эпизодов требует от актеров самоотдачи, легкости и погружениях в игровую стихию, перевоплощения и отстранения. С помощью лёгких намеков и деталей реквизита разыгрываются сцены авантюрного показа мод от мнимого Поля Пуаре или попытки продать сервиз старинного серебра, эпизод из военных лет или флэшбек из несправедливостей детства. Изящнейшая Анна Дубровская в роли стойкой и преданной матери главного героя заставляет с восторгом вслушиваться в каждую произнесению фразу. Слепая и неистовая материнская любовь и вера в ее исполнении заявляет сжиматься сердце. «Мой сын станет французским посланником, кавалером ордена Почетного легиона, Ибсеном, Габриеле д’Аннунцио, он будет одеваться по-лондонски!» — это заклятие повторяется до тех пор, пока не становится реальностью… Обещание, данное героем своей юности на рассвете Жизни, определяет ее главный вектор, но и трагически лишает победу ожидаемого удовлетворения. Трагический разлом между мужественностью и долгом, между силой и уязвимостью, придаёт неоднозначность и глубину герою Григория Антипенко. Пока больше актеру удаётся игровая составляющая роли — ироничные комментарии в сторону, переодевание в соседа-еврея, нескрываемое и понятное для русского эмигранта пристрастие к солёным огурцам, великодушный подъем глаз к небу, чтобы матери была виднее их голубизна. ( По легенде Ромен Гари был внебрачным сыном рокового красавца, актера немного кино Ивана Мозжухина).
Танцы и смех соседствуют с отчаянием и неистовой жертвенностью. Трагическая истина, открывающаяся герою в момент победы — и на военном поприще, и на литературном, — состоит в том, что встрече матери и сына не суждено произойти. Что те письма, которые он получал в действующей армии Франции на территории Африки и Великобритании, приходили из «невозвратной стороны»: мать, умершая от диабета, заранее написала их несколько сотен, и сын получал по письму в неделю. И эта трагическая нота, надеюсь, ещё ярко прозвучит в исполнении главной роли.
фото — Елена Кондратова
Для Ромена Гари это противоречие между победой и поражением, между юмором и болью было частью жизни. Выбирая псевдоним, Роман Кацев шутил: «Больше всего мне нравилось сочетание Генерал де Голль, но оно уже было занято. Жизнь полна упущенных возможностей!» Поэтому, вероятно, был выбран «Гари», в котором отчётливо слышится русское: «Гори!»
Прославленный писатель, женатый на красавице-актрисе Джин Сиберг ( мы помним ее по фильму Годара «На последнем дыхании»), не желал допустить, чтобы жизнь одержала над ним верх. Поэтому, вероятно, автор поразительной книги о военных лётчиках «Ночь будет спокойной» и романа с пророческим названием «Дальше ваш билет недействителен» сам принял решение о той точке, которую он поставил в жизни, застрелившись в 1980 году.
Билеты на спектакль «Обещание на рассвете»
Спектакль «Обещание на рассвете» в театре им. Пушкина
О спектакле «Обещание на рассвете»
Это ода безграничной материнской любви, что способна согреть детское сердце и вселить в него надежду на лучшее будущее. Светлый и жизнеутверждающий спектакль, что на 2 часа забирает зрителя с собой в увлекательное и трепетное путешествие по детству, взрослению и родным местам.
Живо, трогательно и эмоционально показана история материнской любви, которую сын пронес сквозь годы. Именно от нее он черпал свои силы в самые трудные периоды жизни, ставил цели и упорно к ним шел. Мать главного героя настоятельно видит в нем будущую личность всемирного масштаба, что будет и доблестным военным, и блистательным актером, и успешным писателем. Видение будущего своего сына она настойчиво подкрепляет океаном любви, поддержки и заботы. Теперь у юноши нет иного выхода, как исполнить все мечты матери, ведь обещание на рассвете нужно обязательно сдержать. Успеха сын, конечно же, добьется, но какими силами и ценой?
Это не совсем простой спектакль — в нем далеко не все лежит на поверхности: большую часть постановки придется понимать сердцем и душой на эмоционально-трогательном уровне. Такой любопытный и одновременно удивительный симбиоз удалось создать Писареву и актерам театра им. Пушкина.
Премьерный показ спектакля состоялся 13 февраля 2015 года и стал настоящим открытием театрального сезона. «Обещание на рассвете» в сезоне 2021-2022 продолжают активно ставить на постоянной основе, однако попасть на представления будет не так просто из-за зрительского ажиотажа вокруг него.
Творческая группа
Такая личная и камерная история предполагает и малое число задействованных актеров. В течение спектакля на сцене появляются всего 5 человек. Это Александра Урсуляк, Ирина Петрова, Сергей Кудряшов, Андрей Заводюк и Алексей Воропанов.
Евгений Писарев, художественный руководитель театра им. Пушкина и маститый режиссер, успел поставить множество блистательных спектаклей («Таланты и покойники», «Влюбленный Шекспир», «Много шума из ничего», «Дом, который построил Свифт»). Именно под его руководством молодой и амбициозный Алексей Кузьмин-Тарасов срежиссировал этот спектакль.
Как купить билеты на спектакль
Мы предлагаем билеты на «Обещание на рассвете» в театр им. Пушкина по доступным ценам.
Билеты на спектакль «Обещание на рассвете»
«Обещание на рассвете»
Продолжительность: 1 час 50 минут
Рекомендации по возрасту: 16+
Премьера: 13 февраля 2015
Художник: Ася Скорик
Режиссер: Алексей Кузмин-Тарасов
В ролях:
«Обещание на рассвете» театр Пушкина в Москве
Премьера успела наделать немало шума, потому достать билеты на постановку непросто.
Заказать билеты на спектакль «Обещание на рассвете» театр Пушкина
Достать билеты в театре Пушкина в Москве всегда нело, и тому есть простое объяснение: богатый репертуар и блестящая игра притягивают зрителей не только из Москвы, но и других городов.
И если Вы хотите попасть на спектакль, украсивший собой репертуар театра, то лучше позаботиться о предварительном бронировании.
Оставить заявку на билеты в театр им. А.С. Пушкина Вы можете прямо сейчас, заполнив форму бронирования на сайте.
Содержание спектакля «Обещание на рассвете»
В основе сюжета лежит роман французского писателя Ромена Гари «Обещание на рассвете».
Главная линия – линия любви, любви матери к своему ребенку. И эта любовь бывает то страстной, то губительной, то всепрощающей, то исцеляющей. Это – та любовь, для которой не страшны ни время, ни расстояние. И потому все, что происходит в жизни сына, в жизни уже взрослой, не может не влиять, не отражаться на матери, которая терпеливо следит за падениями и взлетами, за борьбой и падениями того, кому она дала образование и отдала сердце. При этом героиня понимает, что никогда в жизни ее сын не найдет женщину, способную любить его столько сильно и преданно, как и она.
Ее любовь – мистическая, неземная, именно эти чувства предопределяют жизненный путь сына. И, когда мать умирает, то сын не знает, как ему быть дальше без опеки и любви…
Отзывы о спектакле «Обещание на рассвете»
Ольга Фукс, «Театральная афиша»:
«Обещание на рассвете» по знаменитому автобиографическому роману Ромена Гари вписан в сцену филиала театра имени Пушкина и в камерный временной формат спектакля без антракта. Как целая эпоха – с переселением народов, Второй мировой войной – вписана в историю материнской любви, деятельной, взбалмошной, невыносимой и необходимой. В капле этой любви отражается весь мир, преломляясь в ней самым причудливым образом. Мать играет Александра Урсуляк, ее сына Ромена – почти годящийся ей в отцы Андрей Заводюк. На этой разнице режиссер Алексей КузминТарасов выстроил целую игру, где прошлое и настоящее, представление и переживание, ирония и исповедь, любовь и подавление переплелись так, что невозможно отделить одно от другого. Например, сцена обеда, когда еще юная мать подает сыну бифштекс (символ маленькой победы над трудными обстоятельствами), а после жадно вылизывает за ним тарелку, смешно решена как пародия на немое кино, но полные слез глаза Ромена говорят о том, как обожгло его это открытие».
Наталья Витвицкая, Ваш досуг:
««Знаешь, матерям никогда не воздают по заслугам. Моя, по крайней мере, получила право на книгу…» — эти строки Ромена Гари могли бы стать эпиграфом к спектаклю. Несмотря на то что героев на сцене пятеро, все внимание сосредоточено на образе матери. Александра Урсуляк играет эту роль виртуозно, мастерски лавируя между смешным и трагичным. Ее «еврейская мама» похожа на героинь Джульетты Мазины. Трагикомичная внешность, сила духа и уникальная способность любить при самых неблагоприятных обстоятельствах жизни».
Ирина Алпатова, Театрал:
«О спектакле Писарева и Кузмина-Тарасова можно сказать пушкинскими словами: «Печаль моя светла». Эта грустная и трогательная история великого самопожертвования матери – Александры Урсуляк ради сына – Андрея Заводюка играется в Пушкинском театре легко и воздушно, меняя жанры, стили и приемы. Излишняя тяжесть реальных обстоятельств жизни словно бы «снимается» оригинальной и остроумной подачей. То возникнут мотивы темпераментного «немого кино» с его смешными страстями. То на экране появятся забавные фотографии, где повзрослевший сын запечатлен рядом с самыми заметными историческими персонами. Такое визуальное воплощение безумной и святой материнской мечты: ее сын должен быть самым-самым. Умным, сильным, талантливым, признанным городом и миром».