Объектом познания называется то на что направлено познание то что познается

ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ

Смотреть что такое «ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ» в других словарях:

СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ — это основные подходы к решению проблемы взаимоотношения субъекта и объекта познания в истории человеческой мысли. В античной философии данная проблема не получает отчетливого формирования и осмысливания. У представителей милетской школы … Философия науки и техники: тематический словарь

ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ — (от лат. – бросаю вперёд, противопоставляю; позднелатинское – предмет) фрагмент бытия, оказавшийся включенным в научное исследование, то, что противостоит субъекту. Объект познания надорассматривать, с одной стороны, как «чистую» реальность, но … Философия науки и техники: тематический словарь

ОБЪЕКТ — (от лат. objectum предмет) в самом широком смысле то, на что направлено индивидуальное или коллективное сознание. Когнитивным, или эпистемологическим, О. является все, что воспринимается, воображается, представляется или мыслится; О. может быть… … Философская энциклопедия

Объект (философ.) — Объект (позднелат. objectum ‒ предмет, от лат. objicio ‒ бросаю вперёд, противопоставляю), то, что противостоит субъекту в его предметно практической и познавательной деятельности. О. становятся те существующие независимо от человека и его… … Большая советская энциклопедия

объект — фрагмент реальности, на к рую направлена активностъ взаимосвязанного с ней субъекта. Вещи, существующие независимо от субъекта, становятся О. по мере того, как субъект взаимодействует с ними. В процессе действия и познания они выступают как вещи… … Большая психологическая энциклопедия

ОБЪЕКТ — (лат. objectum, от objicere ставить пред чем). Предмет нашего наблюдения; то, что дано в познании или на что направлена познавательная деятельность. В грам. дополнение. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н.,… … Словарь иностранных слов русского языка

Объект — Объект ♦ Objet Этимологически «объект» это то, что стоит перед. Перед чем? Перед субъектом. Поэтому оба понятия неразрывно связаны между собой. Там, где нет субъекта, могут быть существа, события и вещи, но не может быть объекта. Всякий… … Философский словарь Спонвиля

объект — ОБЪЕКТ (позднелат. objectum предмет; от лат. objicio бросаю вперед, противопоставляю) то, на что направлена активность (реальная и познавательная) субъекта. О. не тождествен объективной реальности: во первых, та часть последней, которая… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Объект — (предмет) соотносительно с понятием субъекта (подлежащее)означает вообще то, что дано в познании, или на что направленапознавательная деятельность. Противоположение между О. и субъектом естьчисто относительное и диалектическое, поскольку сам… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

объект (в теории управления) — объект Выделенная по некоторым правилам часть мира, являющаяся предметом познания, практической деятельности. [Сборник рекомендуемых терминов. Выпуск 107. Теория управления. Академия наук СССР. Комитет научно технической терминологии. 1984 г.]… … Справочник технического переводчика

Источник

Субъект и объект познания

Познание, как процесс направленный на получение знаний, предполагает взаимодействие между субъектом и объектом.

Объектом познания называется то, на что направлено познание, иными словами – то, что познаётся. Например, книга, атом, человек, природа в целом и т.п. Принято различать объект и предмет познания, где предмет – понятие более узкое и фиксирует конкретную область реальности или проблему, на которую направлен познавательный интерес субъекта.

Субъект познания – это тот, кто познаёт что-либо. Субъектом познания является человек или общество в целом.

Результатом взаимодействия объекта и субъекта познания является новое знание. Термин знание употребляется в трёх основных аспектах: 1) способности, умения, навыки, которые базируются на осведомлённости; 2) любая познавательно значимая информация; 3) особая познавательная единица, существующая во взаимосвязи с практикой. Второй и третий аспект и есть предмет исследовании гносеологии.

Характер взаимодействия субъекта и объекта познания представлялись по-разному в истории философии. В рамках классической гносеологии сформировались две альтернативные модели познания: объективно-натуралистическая и субъективно-рефлексивная.

Объективно-натуралистическая модель (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах и др.) отдавала роль субъекта познания отдельному индивиду, который взаимодействует с объектом познания по чисто природным законам. Познаваемая вещь физически воздействует на субъект и отражается при этом в его сознании в чувственных «зеркальных» образах. Чувственные знания осмысливаются и анализируются субъектом – тем самым он обнаруживает в вещах общее, их сущность и законы. Человеку при таком понимании познания отводится, по существу, лишь роль наблюдателя, который фиксирует исследуемые явления и события.

Субъективно-рефлексивная модель(Р. Декарт, Б. Спиноза, И. Кант, Гегель и др.) ориентировалась на внутреннюю активность субъекта. Эта активность понималась преимущественно как духовная деятельность человека, его мысленное воздействие на познаваемый предмет, размышление (рефлексия) над ним. Основная идея этой модели – в познании человек не просто отражает объект изучения, но и активно влияет на него, добавляет в образ объекта те или иные субъективные моменты.

Начиная с ХIХ в. в марксизме и других философских школах развивается современная модель познавательного процесса – деятельностная.Её сущность можно свести к следующим положениям.

1. Познание – это активная деятельность субъекта, направленная на объект познания с целью раскрытия его основных свойств и связей. Мы узнаём предметы такими, какими их раскрывают наши действия с ними и особенно – практика, задающая субъекту угол зрения на объект познания.

2. Субъект познания – всегда социальное явление. Любой человек, познающий мир, выступает частью какой-то общности людей: коллектива, социальной группы, всего общества. Субъект познания в своей познавательной деятельности связан – непосредственно или опосредовано – с другими людьми, использует не только свой личный, но и общечеловеческий опыт и разум.

3. Процесс познания направляется и организуется той или иной социокультурной программой. Она формируется под влиянием личных и общественных потребностей субъекта, его целей, знаний, мировоззрения и других компонентов культуры, в сфере которой он живёт и действует. Именно уровень и содержание индивидуальной культуры задают субъекту определённое видение изучаемых объектов и интерпретацию полученных знаний.

4. Все компоненты познавательного отношения – субъект, его деятельность, объект познания – динамичны по своей сути, изменяются с развитием общества. Растёт духовный багаж субъекта, качественно меняются способы познания мира, расширяется мир объектов, познаваемых человеком.

Итак, сущность процесса познания состоит в двустороннем взаимодействии, диалоге субъекта и объекта познания. с одной стороны, объект воздействует на человека, сам кое-что говорит о себе, и это влияние есть необходимое (но не достаточное) условие познания. Легко представить, что если бы наше познание сводилось только к этому воздействию, то знания о вещах и явлениях были бы весьма поверхностными и случайными. С другой стороны, субъект активно воздействует на познаваемый объект, спрашивает его о том, о чём сам объект умалчивает (например, о законах своего бытия), и заставляет так или иначе отвечать. Получить от объекта «ответы» на свои вопросы и есть важнейший смысл познания и его цель.

Источник

Философское учение о познании

Объектом познания называется то на что направлено познание то что познается. Смотреть фото Объектом познания называется то на что направлено познание то что познается. Смотреть картинку Объектом познания называется то на что направлено познание то что познается. Картинка про Объектом познания называется то на что направлено познание то что познается. Фото Объектом познания называется то на что направлено познание то что познается Объектом познания называется то на что направлено познание то что познается. Смотреть фото Объектом познания называется то на что направлено познание то что познается. Смотреть картинку Объектом познания называется то на что направлено познание то что познается. Картинка про Объектом познания называется то на что направлено познание то что познается. Фото Объектом познания называется то на что направлено познание то что познается Объектом познания называется то на что направлено познание то что познается. Смотреть фото Объектом познания называется то на что направлено познание то что познается. Смотреть картинку Объектом познания называется то на что направлено познание то что познается. Картинка про Объектом познания называется то на что направлено познание то что познается. Фото Объектом познания называется то на что направлено познание то что познается Объектом познания называется то на что направлено познание то что познается. Смотреть фото Объектом познания называется то на что направлено познание то что познается. Смотреть картинку Объектом познания называется то на что направлено познание то что познается. Картинка про Объектом познания называется то на что направлено познание то что познается. Фото Объектом познания называется то на что направлено познание то что познается

Объектом познания называется то на что направлено познание то что познается. Смотреть фото Объектом познания называется то на что направлено познание то что познается. Смотреть картинку Объектом познания называется то на что направлено познание то что познается. Картинка про Объектом познания называется то на что направлено познание то что познается. Фото Объектом познания называется то на что направлено познание то что познается

Объектом познания называется то на что направлено познание то что познается. Смотреть фото Объектом познания называется то на что направлено познание то что познается. Смотреть картинку Объектом познания называется то на что направлено познание то что познается. Картинка про Объектом познания называется то на что направлено познание то что познается. Фото Объектом познания называется то на что направлено познание то что познается

Познанием называют деятельность, направленную на получение знаний. Вы уже знаете, что часть философского знания, посвящённая проблемам познания мира, получила название теории познания или гносеологии. Гносеология занимается поиском ответов на следующие вопросы: насколько познаваем мир, как человек познаёт мир, каково соотношение истинны и заблуждений, что может являться критерием истинности знания, как подтвердить верность наших представлений. Комплекс этих проблем занимает второе по важности место в структуре философского знания после про­блем онтологии.

В круг важнейших проблем общей теории познания входят проблемы изучения видов, ступеней, форм познания, отноше­ний между объектом и субъектом познания, проблема истины, проблемы соотношения познания и практики. Основной проблемой гносеологии является проблема границ познания: насколько познаваем мир, т.е. что из реальных предметов и процессов действительности можно познать достоверно. Многие философы высказывали мнение о том, что возможности познания ограничиваются особенностями человека и его восприятия. То, что мир совсем не таков, каким он воспринимается человеком, было понято уже философами древности. Ещё одна трудность была связана с объяснением причины того или иного ощущения.

В зависимости от ответа на вопрос о позна­ваемости мира все философские течения можно агностицизм разделить на два основных направления: гно­стицизм и агностицизм.

Гностики (от греч. gnosis- знание) — это философы, утверждающие, что мир познаваем исчерпывающе и безусловно. В современной литературе это направление часто называется гносеологическим оптимизмом.

Позиция гностицизма свойственна как объективному идеализму, так и материализму. Сторонники материалистической позиции считают, что нет непреодолимого различия между “явлением” и “вещью в себе”. В процессе развития познания и практической деятельности человек способен всё шире и точнее познавать окружающий мир.

Спор между гностицизмом и агностицизмом неразрешим чисто теоретически. Так же как материализм и идеализм, гностицизм и агностицизм являются сквозными направлениями, проходящими через всю историю развития философской мысли.

Познание как процесс, направленный на получение знаний, включает в себя ряд компонентов: субъект и объект познания; уровни и ступени познания; истину как цель познания.

Объектом познания называется то, на что направлено по­знание, то, что познаётся. О сложностях, связанных с объектом познания уже говорилось, но существуют расхождения философов и в понимании субъекта познания.

Субъектом познания (т.е. тем, кто познаёт) называют конкретного носителя познавательной деятельности. Субъектами познания выступа­ют отдельные люди, группы людей, общество в целом.

Долгое время в истории философии познание рассматривалось как отношение противостоящих друг другу субъекта и объекта познания, причём под субъектом долгое время понимался просто отдельный познающий человек – учёный. Такая позиция порождала целый ряд сложностей. Так, например, в философии Нового времени разгорелся спор об источниках нашего знания. Ф.Бэкон, английский философ и естествоиспытатель, считал, что главным источником наших знаний являются чувства, данные которых разум лишь обрабатывает. Французский философ и математик Р.Декарт утверждал, что важнее сама врождённая способность нашего разума к познанию, в том числе и к систематизации данных чувств. Спор между двумя позициями в истории философии, которые выражали Бэкон и Декарт, получил название спора между эмпиризмом и рационализмом.

Рационализм утверждал, что истинное знание достижимо посредством разума, который выступает его источником и критерием истинности.

Данные чувств рассматриваются в эмпиризме как главная форма достоверного знания. Спор рационализма и эмпиризма объясняется тем, что каждое из этих направлений совершенно верно отмечает наличие двух форм познания: чувственного и рационального, но при этом абсолютизирует, т.е. преувеличивает роль одного из них.

В философии Маркса социальная природа познания была представлена в материалистической интерпретации: “бытие определяет мышление”, следовательно, способ осознания мира человеком зависит от форм его социальной и экономической жизни. В XX веке в философии структурализма и постструктурализма дальнейшее изучение объективных форм мышления привело к пониманию их опосредованности языком.

С помощью чувственного познания можно судить только о внешних свойствах отдельных предметов. Для постижения сущности вещей и явлений, выяснения общих закономерностей их существования чувственного опыта недостаточно. Задачу обобщения информации, полученной чувственным путем, вы­полняет рациональное (рассудочное) познание.

Рациональное (от лат. ratio — разум) познание представляет собой процесс абстрактного (отвлеченного от частных, несуще­ственных свойств предмета), обобщающего мышления. Основными ступенями рационального познания являются понятия, суждения, умозаключения. Элементарной единицей рационального мышления является понятие. Из понятий строятся все логические рассуждения. По­нятия отражают общие, существенные признаки предметов. По­нятие выражается с помощью слова или словосочетания (так например, слово студент-это понятие, обозначающее любого человека, обучающегося в среднем или высшем учебном заведении, независимо от индивидуальных различий: возраст, пол, специальность и т. п.). Следующая ступень рационального познания — суждение.

Суждением называют совокупность понятий, отражающую свя­зи и отношения между предметами и их свойствами. Суждение утверждает или отрицает что-либо. Выражаются суждения в форме предложений.

Третьей ступенью рационального познания является умозак­лючение.

Умозаключение представляет собой процесс получе­ния из двух или нескольких суждений нового суждения на ос­новании законов логики. Умозаключения не зависят непосред­ственно от чувственного опыта, они являются высшей формой отвлеченного (абстрактного) мышления.

Умозаключением будет, например, такое рассуждение:

Я учусь в университете.

Следовательно, я – студент.

Истина бывает относительной и абсолютной. От­носительной истиной называют неполное, приближенное зна­ние, которое дополняется в процессе дальнейшего познания. От­носительные истины, сменяя и уточняя друг друга, стремятся к абсолютной истине. Абсолютной истиной называют такое зна­ние, которое не может быть изменено в ходе дальнейшего по­знания. К абсолютным истинам относятся, например, так называе­мые истины факта, “вечные истины”, физические константы и т.п.

Понятия относительной и абсолютной истины связаны с пониманием познания как процесса, происходящего во времени и в определённых исторических условиях. В теории познания обсуждается также соотношение истины и заблуждения. Те представления, которые опровергаются в ходе развития науки, называют заблуждениями.

Истина всегда конкретна, абстрактной истины не сущест­вует. Это означает, что истина всегда связана с конкретными условиями и всегда относится к конкретному месту, времени, положению, обстоятельствам.

Для деятельности человека нужно знание объективно-истинное и доказанное. Достоверность предполагает наличие критерия, позволяющего выявить объективную истинность знания. В истории философии предлагались различные варианты решения проблемы критериев истинности наших знаний, т.е. вопроса о том, чем же определяется со­ответствие знания действительности?

В современной философии выделяются три концепции истины:

— концепция соответствия, согласно которой истинными являются высказывания, соответствующие действительности;

— когерентная концепция истины, в соответствии с которой высказывания должны быть непротиворечивыми и доказательными;

— прагматическая концепция истины, в которой истинность и ложность суждений проверяются на практике.

Все эти концепции истины не противоречат друг другу, а являются взаимодополняющими.

Практика это целенаправленная пред­метная деятельность по преобразованию действительности.

В философской категории “практика”, понимаемой как “критерий истины”, выражается представление о творческой деятельности человека по преобразованию мира как конечной цели процесса познания. Именно практическая деятельность человека даёт главные аргументы для опровержения агностицизма.

Вопросы для самопроверки. (первый уровень понимания материала).

1.Что такое гносеология и какие именно вопросы обсуждаются в этой части философии?

2. В чём суть спора между гностицизмом и агностицизмом?

3. Как менялось представление о субъекте познания в истории философии?

Диалектика

С начала XIX в., после создания Гегелем универсальной тео­рии познания и учения о бытии, диалектикой стали называть всеобщий метод познания, который рассматривает все предметы и явления как развивающиеся и взаимосвязанные, а также уче­ние о бытии, основанное на этом методе.

Метафизика и диалектика являются всеобщими (универсальными) методами познания.

Диалектика это способ познания, рассматривающий все предметы и явления во всеобщей связи и в развитии.
Метафизика это способ познания, рассматривающий все предметы и явления вне всеобщей связи и вне развития.

Термин “метафизика” имеет два основных значения. Метафизикой называют тип философии, изучающий сверхчувственные, недоступные для опытного познания принципы бы­тия, а также метод познания, рассматривающий предметы и явления как статичные (внутренне неизменные) и изолирован­ные друг от друга.

Другими словами, метафизика создает статичную, непод­вижную картину мироздания, составные части которого не за­висят друг от друга и могут рассматриваться изолированно. Диалектика же создает динамическую, развивающуюся картину мира, все составные части которого взаимообусловлены, взаи­мосвязаны.

Существуют два основных принципа диалектики: принцип всеобщей связи и принцип развития. Принцип всеобщей связи является отражением организованности и упорядоченности мира, в котором всё связано со всем. Под связью понимается зависимость между явлениями, отражение взаимообусловленности их существования и развития. Но связи не существует без взаимодействия. Именно в силу универсальности взаимодействия осуществляется взаимная связь всех структурных уровней бытия, материальное единство мира.

Взаимодействие раскрывает процесс воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие носит объективный, универсальный и активный характер. Без изучения взаимодействия нельзя понять ни свойств, ни структуры, ни законов действительности. Без выяснения форм и содержания различных видов связи и взаимодействия в природе и обществе невозможно было бы разрешить адекватно проблему развития, являющуюся вторым фундаментальным принципом диалектики.

Принцип развития является результатом применения принципа всеобщей связи и взаимодействия. Ведь в мире нет ничего окончательно завершенного, все находится в процессе становления и изменения. Принцип движения материи в совокупности с принципом всеобщей связи дает нам принцип развития мира. Развитие есть не что иное, как необратимое, определенно направленное и закономерное изменение материальных и идеальных объектов, приводящее к возникновению нового качества.

Но закономерно встает вопрос о том, что является источником развития. Все многообразие точек зрения по проблеме источника развития можно свести к двум основным: метафизической и диалектической. Первая считает источником развития толчок извне, тогда как вторая под источником движения, развития понимает самодвижение, саморазвитие за счет борьбы противоположных сил и тенденций.

Законы диалектики это отражение в диалектическом уче­нии существенных, необходимых связей между явлениями и предметами объективно существующего мира. Основными за­конами диалектики являются закон перехода количест­венных изменений в качественные, закон отрица­ния отрицания, закон единства и борьбы противо­положностей. Эти законы раскрывают механизм, направ­ленность и источник всех изменений, происходящих в мире.

Законы диалектики

1. Закон перехода количественных изменении в качественные раскрывает механизм развития. Согласно этому закону развитие представляет собой не просто непрерывное коли­чественное изменение в содержании и свойствах предметов, но и изменение их качества, происходящее в виде скачка при пе­реходе количества через установленную меру. Мерой называют период изменения количества, в границах которого не происходит изменения качества.

2. Закон отрицания показывает направленность развития как процесса перехода отрицания старых форм существования к новым. В соответствии с этим законом каждая после­дующая фаза развития отрицает предыдущую, но не полностью, а сохраняя присущие ей положительные черты и снимая отрица­тельные. Каждая третья фаза развития, отрицая вторую, возвра­щается к форме первой, но на более высоком уровне содержания.

3. Закон единства и борьбы противоположностей выявляет источник, причину развития. Согласно этому закону причина развития всех предметов кроется в самих предметах. Этой причиной яв­ляется обязательное наличие противоречий внутри предметов.

Противоречие – взаимодействие противоположных сторон предметов и явлений.

Противоречие является философской проблемой. Одни философы считают, что диалектические противоречия свойственны как природе, обществу, так и нашему мышлению. Уже древнекитайские мыслители понимали мир как борьбу двух первоначал “инь” и “ян”. Другие же считают, что существует только противоречия в мышлении человека, т.е. о логические противоречия. Логические противоречия были отмечены уже в античной философии (знаменитые апории Зенона).

Законы диалектики представляют источник развития не привносимым извне, а внутренне присущим свойством всех пред­метов. Развитие же представляет собой не что иное, как само­развитие.

Категории это всеобщие понятия, отра­жающие наиболее существенные взаимосвязи между разви­вающимися явлениями

Основными категориями современной диалектики являются: сущность и явление; содержание и форма; система, элемент, структура; целое и часть; единичное, особенное и всеобщее; причина и следствие; возможность и действительность; необхо­димость и случайность; свобода и необходимость; прерывность и непрерывность; количество и качество и др.

Сущность это внутреннее, не доступное чувствам содер­жание предмета, его смысл.

Явление это обнаружение отдель­ных свойств сущности, доступное чувствам. Другими словами, явление- это внешние свойства предмета, которые человек по­знает опытным путем через органы чувств- зрение, слух и др. Сущность предмета человек может постичь только с помощью разума.

Содержание это то, из чего состоит предмет или явление.

Форма это порядок, в котором сосуществуют эти составные части, способ внешнего выражения содержания.

Содержание изменчиво, подвижно. Форма удерживает его в устойчивом равновесии. В предмете постоянно происходит борьба между содержанием и формой. На определенном этапе содержание сбрасывает старую форму, которая тормозила его развитие и приобретает новую. В современной науке категория “форма” близка к категории “структура”.

Вначале объект предстает перед познающим его субъектом как нечто единичное.

Диалектика считает, что изолированных явлений существует. Каждое явление было обусловлено какими-то другими, предшествующими явлениями и само определяет, обусловливает какие-либо после­дующие явления. Причина это явление, обусловливающее, порождающее другое явление. Следствие явление, порожденное другим явлением. В диалектике есть положение о существовании причинности как такой связи явлений, где одно явление (причина) производит другое явление (следствие).

Необходимость это тип связи между явлениями, опреде­ляемый основными, существенными причинами.

Случайность это тип связи между явлениями, определяе­мый побочными, несущественными факторами.

Как методологический принцип познания и практической деятельности диалектическая концепция помогает решать проблемы за счет внутренних ресурсов, а не внешних заимствований. Применительно к человеку это означает, что источником собственного развития является он сам, а значит, он ответственен за все, что с ним происходит. Что же касается значения диалектики в целом для познавательной и практической деятельности, то оно состоит в том, что человек должен не избегать противоречий, а, напротив, выявлять их и стараться разрешить по мере сил и возможностей. Кроме того, знание диалектики делает человека оптимистом, поскольку помогает выстоять в трудную минуту: ведь в мире ничто не стоит на месте и не удовлетворяющая нас действительность с помощью наших усилий может измениться к лучшему. А значит, и жизнь человека имеет смысл.

Вопросы для самопроверки (первый уровень понимания материала):

1. Что такое объективная и субъективная диалектика?

2. Почему противоречие является философской проблемой?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *