Объектив board что это
ВСЕ ОБ ОБЪЕКТИВАХ
В первую очередь, рассмотрим основные характеристики (и циферно-буквенные обозначения) объективов. Стоит выделить следующие:
1) Тип байонета;
2) Фокусное расстояние (или расстояния – если это вариообъектив);
3) Максимальное относительное отверстие диафрагмы объектива.
ТИП БАЙОНЕТА
Каждый крупный производитель фототехники, прежде чем начать производить объективы, разрабатывает байонет. Байонет – это крепежный узел, система крепежа объектива к фотоаппарату.
Кроме того, есть крупные так называемые «сторонние» производители (такие как SIGMA, TAMRON, TOKINA, SAMYANG), которые свои камеры не делают и, соответственно, байонеты не разрабатывают, производя объективы для чужих систем. Нередко объективы сторонних производителей могут быть не полностью совместимы с определенными камерами – может не работать автофокус, может отсутствовать возможность записи информации о кадре (EXIF), контроль искажений или виньетирования… в общем, не без «нюансов».
Потому, делая выбор, убедитесь, что камера и объектив совместимы байонетом, а также желательно узнать, все ли функции будут работать. Если, например, не поддерживается автофокусировка, лучше знать об этом заранее, а не получить «сюрприз» после покупки.
Когда мы определились, к какому типу байонету относится объектив (к слову, если объектив от сторонних производителей, задача может усложниться отсутствием маркировки), рассмотрим те характеристики, которые всегда нанесены на любом объективе – это фокусное расстояние и диафрагма.
ФОКУСНОЕ РАССТОЯНИЕ
Фокусное расстояние показывает, насколько сильно мы можем «приблизить» фотографируемый объект, или насколько широко мы можем охватить фотографируемую зону. Фокусное расстояние обозначается числами в миллиметрах.
Нередко, на старых объективах можно увидеть обозначение фокусного расстояния в сантиметрах. На современных такого вы уже не встретите.
Одним числом (например – 24mm, 35mm, 50mm, 100mm, 135mm), обозначаются объективы с фиксированным фокусным расстоянием. Можно встретить еще названия – ФИКС или ДИСКРЕТНЫЙ объектив.
Нужно учитывать, что:
Обозначения фокусного расстояния указаны в эквиваленте для полного кадра. И если у вас камера, оснащена «кропнутым» сенсором, то, чтобы узнать реальное фокусное расстояние, нужно указанные на объективе значения умножить на соответствующий коэффициент – так называемый кроп-фактор. То есть, реальные значения фокусных расстояний объектива 10-22mm для камеры с сенсором APS-C (кроп-фактор – 1,6), будут 16-35,2 mm.
МАКСИМАЛЬНОЕ ОТНОСИТЕЛЬНОЕ ОТВЕРСТИЕ ДИАФРАГМЫ ОБЪЕКТИВА
Далее, кроме фокусного расстояния, всегда указываются максимально возможные для этого фокусного расстояния значения относительного отверстия диафрагмы.
Нередко еще говорят ДИАФРАГМА или СВЕТОСИЛА. Но понятие светосила, в данном случае не совсем верно, т.к. данное обозначение применимо к определению физического размера отверстия, создаваемого диафрагмой, а светосила – физический термин, на значение которого влияют многие факторы и диафрагма только один из них.
Обозначения имеют следующий вид (это примеры, реальные указанные числа на конкретных объективах будут различаться):
1) 1:1.4 – встречается как на фикс- так и на зум-объективах.
2) 1:3.5-5.6 – встречается на зум-объективах.
Например, если на объективе написано 50mm 1:1.4, значит он имеет постоянное фокусное расстояние 50 миллиметров с максимально возможной открытой диафрагмой f/1.4.
И наконец, если видим что-то вроде 70-200mm 1:2.8, то это значит, что для любого фокусного расстояния от 70 до 200 миллиметров, максимальное значение диафрагмы может быть – f/2.8.
Нужно учитывать, что:
1) Для переменной диафрагмы у фикс-объективов, максимальное её значение, при увеличении фокуса будет соответственно меняться на один стоп. Например, максимальное значение диафрагмы для объектива 10-22mm 1:3.5-4.5 на фокусном расстоянии 15 миллиметров, будет – f/4.0.
2) МИНИМАЛЬНОЕ значение диафрагмы на объективах указывается далеко не всегда, хотя это тоже немаловажный параметр. Увидеть его можно только на объективах, оснащенных ШКАЛОЙ ГРИП. Максимальные цифры, которые на ней обозначены и есть минимальными значениями диафрагмы.
На объективах разных производителей можно встретить отличающиеся написания связки фокусное расстояние/диафрагма, но суть от этого не поменяется. Примеры ниже:
Выше были описаны основные характеристики объективов. Но есть еще дополнительные уточняющие, которых значительно больше. Обычно, циферно-буквенные маркировки этих доп. характеристик у каждого производителя свои. Получить информацию о них можно у нас на сайте в соответствующих статьях раздела ОБЪЕКТИВЫ нашего сайта.
КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТИВОВ ПО СФЕРЕ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
Справедливости ради, нужно сказать, что портретным – может быть любой нормальный или длиннофокусный объектив… все зависит от того, какого результата хочет добиться фотограф и как он видит результат своей работы. Есть известные фотографы, которые снимают портреты 50мм и даже 35мм объективами, и «лица гуманоидов», которые получаются на снимках расцениваются как творческий ход.
Вся вышеперечисленная классификация отталкивается от фокусного расстояния объективов. Но кроме того, Вам могут встретиться еще и такие типы объективов:
В завершение статьи упомянем еще КАТАДИОПТРИЧЕСКИЕ (или, как их еще называют – ЗЕРКАЛЬНЫЕ) объективы…из-за их необычной конструкции и внешнего вида. Обратите внимание на зеркальный цилиндрический элемент в середине конструкции. Эти объективы используют комбинацию кривых зеркал и стеклянных элементов. Зеркальные объективы – это длиннофокусные объективы, но при этом обладающие очень малыми габаритами и возможностью фокусироваться на малых расстояниях. При этом есть и недостатки: это только фикс объективы (зум создать технически невозможно), они обладают неизменяемой и невысокой диафрагмой, они не бывают автофокусными.
В этой статье мы не будем подробно останавливаться на узко специализированных решениях, таких как мягкорисующие объективы, монокли, кинообъективы, так как это темы для отдельных статей,просто упомянем, что они есть.
Подводя итоги, хочется объяснить определенные моменты, с которыми можно столкнуться выбирая объектив.
Обычно, чем больше Вы платите, тем лучший объектив Вы получаете. Это, в общем справедливо, так как купив очень дорогой профессиональный объектив, вы не останетесь разочарованы качеством, которое получите (как качество самого объектива, так и качество выдаваемого им изображения). Но критерии выбора у всех разные:
Какой объектив купить, если вы делаете это в первый раз. Часть II
Иногда, чтобы радикально улучшить качество снимков, достаточно просто купить объектив получше. Но если вы новичок в фотографии, легко запутаться в чарующем разнообразии моделей.
В первой части статьи мы поговорили о том, на какие характеристики нужно в первую очередь обращать внимание при выборе объектива. В новом материале мы подробнее разберём популярные типы объективов, а также поговорил о дополнительных функциях, о которых важно знать.
Объективы бывают с фиксированным (фикс) и переменным (зум) фокусным расстоянием. Эта характеристика делит все модели на две большие категории.
Стандартный зум
Стандартный зум — пожалуй, самый распространенный и универсальный вид объективов. Большинство китовых объективов, которые поставляются в комплекте с камерой, — стандартные зумы. Обычно в коробке с вашей камерой будет лежать стекло с небольшой светосилой и с фокусными расстояниями в районе 18-55mm для APS-C камер и 24-70mm для полного кадра, то есть от умеренно широкоугольных до начального телефото (к стандартным зумам относят модели и с чуть более длиннофокусным диапазоном — до 105mm).
Стандартные зумы хороши для старта фотокарьеры, повседневной съёмки и путешествий. Такой объектив можно использовать практически для любого жанра фотографии, но он не заточен ни под один из них, а, значит, будет проигрывать специализированным вариантам.
Если вам нужен тот же универсальный диапазон фокусных расстояний, но более крутая оптика и светосила, на рынке есть профессиональные стандартные зумы с максимальной диафрагмой f/2.8.
Широкоугольные зумы
Такие объективы обычно захватывают не только широкий, но и сверхширокий угол, то есть диапазон от 28mm и шире на полном кадре или от 18mm на APS-C камерах. Эти объективы обычно используют для съёмки пейзажей — природных, городских, архитектуры и интерьеров.
Если у широкоугольного зума хорошая светосила, это также отличный вариант для астофотографии в стиле звёздных пейзажей (пейзаж на фоне звёздного неба). А для портретов такие стёкла лучше не использовать — они искажают перспективу и пропорции. Если модель жалуется, что на фотографии у неё совсем другой нос, скорее всего, портрет был сделан на широкоугольник.
Телефото зум
Телефото-зум — противоположность широкоугольному зуму, ведь его диапазон фокусных расстояний приходится на длиннофокусные расстояния (от 70-80mm и дальше). Такие зумы позволяют «дотянуться» до очень дальних объектов, а поэтому их любят фотографы дикой природы и спортивных мероприятий. Так как в диапазон входят умеренно длиннофокусные расстояния, телезум можно использовать для съёмки портретов, включая хэдшоты. Иногда телезумы применяют и для пейзажной съёмки — в тех случаях, когда для фотографии выбирается какая-то небольшая специфическая (обычно удалённая) часть ландшафта.
Обычно за хороший диапазон длиннофокусных расстояний и высокую светлосилу приходится расплачиваться размером и весом объетива. Такие стёкла могут весить около килограмма или больше.
Другой нюанс — телевики «сжимают» пространство, из-за чего кажется, что задний фон находится намного ближе к объекту съёмки, чем это есть на самом деле. И чем более длиннофокусное расстояние, тем больше этот эффект увеличивается, поэтому супертелеобъективы (от 200mm) уже не так хороши для портретов и длиннофокусных пейзажей.
Трэвел-зум
Трэвел-объектив, так же известный как суперзум — это самый универсальный тип объективов, который можно представить. По сути, это стандартный зум, но доведенный до крайности по обоим концам фокусных расстояний. Они захватывают все, от широкого угла до дальнего телефото. На такой объектив можно сфотографировать и пейзаж вокруг, и птичек, сидящих на дальних скалах.
Именно благодаря такой универсальности их и назвали «зумами для путешествий», а не из-за того, что они лёгкие и компактные и их удобно брать с собой. Как раз наоборот, обычно это большие и увесистые стёкла.
Трэвел-объективы уступают специализированным и в плане оптики они менее резкие по сравнению со специализированными объективами, и в плане светосилы — для ночной съёмки такой объектив не подойдет. Размытие заднего фона в сравнении с портретными объективами тоже хромает.
Макрообъективы
Макрообъективы фокусируются на объектах, расположенных очень близко к объективу, и воспроизводят их в натуральную величину. Все это делает макростёкла самым удобным инструментом для съёмки миниатюрных объектов — насекомых и цветов, текстур и предметной съёмки.
Обычно макрообъективы — это фиксы с коэффициентом увеличения 1:1 и выше. Иногда название «макро» можно встретить и на зумах, но чаще всего это означает лишь то, что такой объектив может сфокусироваться на расстоянии чуть ближе, чем большинство других моделей.
Чем более длиннофокусный ваш макрообъектив, тем дальше вы сможете находиться от объекта, что удобно, например, для съёмки насекомых. Иногда макрообъектив используют как портретник и инструмент для пейзажей. Мы собрали подробный гайд, как выбрать и для чего использовать макрообъектив.
Универсальные фиксы
Фиксы могут похвастаться более компактными размерами, более резкой картинкой и большей светосилой. Светосильными считаются фиксы с максимальной диафрагмой от f/1.8 и светлее. Такие фиксы хороши для съёмки в плохом освещении, они могут создавать красивое боке.
Фиксы могут иметь самое разное фокусное расстояние — от широкоугольного до телефото. Но, наверное, самым универсальным фокусным расстоянием будет 35mm (23mm на APS-C камере): они дают не слишком широкий и не слишком узкий угол обзора. 35mm фикс — это отличный повседневный объектив, который подойдет для уличной фотографии, портретов в окружении и большинства неспецифических ситуаций.
Если вы подыскиваете более длиннофокусный, но по-прежнему универсальный фикс, который более удобен для съёмки людей, обратите внимание на стекла с «нормальным» фокусным расстоянием — 50mm на полном кадре (30-35mm на APS-C).
Телефото и широкоугольные фиксы
Диапазон применения телефото и широкоугольных фиксов соответствует телефото и широкоугольным зумам за тем исключением, что вы ограничены единственным фокусным расстоянием, зато получаете все преимущества фиксов. Частным случаем телефото-фиксов являются портретные объективы с фиксированным фокусным расстоянием.
Фиксы для портретов
Светосильные фиксы с умеренным длиннофокусным расстоянием (85-135mm на полном кадре) считаются лучшими портретными объективами. Они создают красивое боке, не искажают черты лица и позволяют работать на приемлемом расстоянии от модели — не слишком далеко и не слишком близко.
Дополнительные характеристики
В первой части мы поговорили об основных характеристиках объективов — фокусное расстояние, формат, байонет и светосилу. Давайте теперь рассмотрим дополнительные характеристики, которые могут быть важны в определённых ситуациях.
Автофокус
Большинство современных объективов используют систему автофокусировки, но разница в скорости, точности и громкости работы автофокуса среди разных моделей может быть огромная. Качественный автофокус — залог успеха во многих жанрах фотографии (от уличной съёмки до спорта).
Характеристики автофокусировки объектива в первую очередь зависят от типа мотора (привода) автофокуса. Сейчас чаще встречаются шаговые и ультразвуковые приводы. Однако делать какие-то общие заключения, какой тип мотора лучше, нельзя: так обычно плавные, но относительно медленные шаговые двигатели на некоторых объективах для беззеркалок работают очень шустро (например, в новом Nikon Z 14-24mm f/2.8 S), а ультразвуковые приводы, которые прекрасно зарекомендовали себя на зеркалках, обычно хуже совместимы с беззеркальными системами. Поэтому лучше перед покупкой почитать отзывы о работе автофокуса объектива, который вам приглянулся.
Ручная фокусировка
Хотя современные системы автофокуса упрощают жизнь фотографам, на рынке до сих пор много объективов только с ручной фокусировкой. Сюда входят и стёкла, заточенные под видеосъёмку (например, кинообъектив Canon CN-E135mm T2.2 L F), и винтажные объективы с традиционным дизайном («Зенит» и «Гелиос»), и специализированные объективы с необычной оптической конструкцией (например, Сanon TS-E 17mm f/4L), в которых невозможно использовать систему автофокуса.
Большинство автофокусных объективов поддерживают возможность переключения в режим ручной фокусировки.
Электронная ручная фокусировка и коррекция фокуса
В большинстве современных объективов фокусировка происходит не с помощью механических элементов, как в традиционной оптике, а с помощью электроники. То есть связь между кольцом фокусировки и тем, как будет фокусироваться объектив, не прямая, а опосредованная электроникой (так называемый «фокус по проводам»). Такая электронная ручная фокусировка может быть реализована разными способами.
В некоторых системах более быстрый поворот кольца фокусировки приводит к большему «скачку» фокуса — это позволяет быстро переходить к необходимому диапазону фокусировки. Но такая реализация фокусировки может быть неудобна при работе с видео.
В других системах отклик от поворота кольца линейный — фокус меняется без скачков, соответственно тому, как вы поворачиваете кольцо на объективе. Это больше похоже на традиционные механические механизмы ручной фокусировки.
Ряд объективов имеет функцию ручной коррекции фокуса (постоянная ручная фокусировка) — вы можете вмешиваться в процесс автофокусировки, поворачивая кольцо ручной фокусировки для более точной подстройки фокуса.
Защита от неблагоприятных погодных условий
Если вы часто фотографируете на улице и особенно в путешествиях, хорошо, если ваш объектив будет защищён от пыли и влаги. Уровень защиты у всех производителей и моделей разный — от единственной прокладки вокруг байонета до защиты всех узлов.
К сожалению, обычно производители не пишут, какой именно уровень защиты используется в объективе. Можно ориентироваться на правило — чем дороже объектив, тем более продвинутая у него защита.
То же самое касается и качества материалов, из которых сделан корпус объектива. Более дорогие объективы делают из магниевого сплава, более дешёвые — из пластика.
Итоги
Чтобы понять, какой объектив вам нужен, определите для себя приоритетные зоны:
Именно от объектива зависит качество картинки, компактность всего комплекта и т.п. А ещё объективы обычно живут намного дольше камер, так что рассматривайте покупку каждого нового стекла как долгосрочную инвестицию.
Расшифровка сокращений и обозначений объективов
Итак, многие кто занимается фотографией (или только планирует заняться этим) рано или поздно приходят к решению о замене стандартной оптики (так называемого Kit`а) на что-то более подходящее по требованиям и задачам.
Для начала разберем объективы на основные классы
От 8 мм до 15 мм
— суперширокоугольники. Еще их называют фишаями (fish-eye — рыбий глаз), так как они могут иметь угол зрения до 180 градусов и картинка из них выглядит как картинка из дверного глазка. На самом деле далеко не все широкоугольники являются фишаями — фишай это именно объектив, который имеет искажения, превращающие изображение в «пузырь». Данные объективы используются для получения специфических эффектов и в реальной жизни снимать ими довольно трудно.
типичный «рыбий глаз» для «кропнутых» камер Tokina AT-X 107 AF DX Fish-Eye Canon EF-S
От 15 до 35 мм
— широкоугольники. Это объективы без ярко выраженных искажений, имеющие широкий угол обзора, позволяющий снимать обширные пейзажи или интерьер тесных помещений.
один из представителей этого класса Tokina AT-X 124 PRO DX II Canon EF
От 35 до 85 мм
— нормальные или стандартные. Данный диапазон близок к тому, как видит человеческий глаз (его фокусное расстояние около 50 мм). Начинается диапазон с умеренного широкого угла и заканчивается умеренным теле. Масштаб предметов и охват сцены будет соответствовать нашему восприятию реальной жизни. Эти объективы подходят для портретов людей в каком-либо жизненном пространстве, то есть не крупным планом, и для любых ситуационных съемок.
От 85 мм
начинаются телевики. Диапазон умеренного и среднего теле 85-200 используют для портретов крупным планом. Наиболее распространенные телевики «в своем весе» — 200-400 мм, используются для съемок массовых мероприятий и диких животных. Супертелевики, позволяющие рассмотреть мельчайшие кратеры на Луне, имеют фокусное расстояние до 3000 мм.
пожалуй так же один из легендарных объективов серии L так называемые «Эльки»
Это был небольшой ввод в мир объективов. Кроме знаний о фокусном расстоянии на объективе присутствуют многочисленные сокращения. Ниже я попытался систематизировать эти данные
Canon:
Nikon:
IF (Internal Focusing) – конструкция объектива, при которой фокусировка происходит за счет перемещения элементов только внутри объектива. Объективы с внутренней фокусировкой не изменяют своих размеров при фокусировке, быстрее фокусируются и более удобны при использовании светофильтров, для которых важно их положение (поляризационные, градиентные и т.д.).
Pentax:
Sony/Minolta:
D (distance integrator) – наличие встроенного в объектив микропроцессора, передающего в камеру информацию о расстоянии до объекта. Необходимо для корректной работы системы вспышечного замера ADI.
SSM (Supersonic motor) – автофокусные объективы Sony (Minolta) с ультразвуковым приводом фокусировки, встроенным в объектив и основанном на преобразовании ультразвуковых колебаний пъезоэлемента в механическую энергию. Имеют повышенную скорость и точность фокусировки, работают практически бесшумно. Имеют заметно лучшую, чем обычные моторы работу в режиме следящего автофокуса.
Sigma:
APO (Apochromatic Lenses) – использование низкодисперсных стекол, имеющих аномальные оптические свойства для улучшения оптических свойств объективов, уменьшения хроматической аберрации.
OS (Optical Stabilizer) – система оптической стабилизации изображения, встроенная в объектив. Основана на сдвиге корректирующей группы линз внутри объектива. Дает возможность снимать с рук на выдержках на 2-3 ступени более коротких без смаза картинки.
HSM (Hyper-Sonic Motor) – автофокусные объективы Sigma с ультразвуковым приводом фокусировки, встроенным в объектив и основанном на преобразовании ультразвуковых колебаний пъезоэлемента в механическую энергию. Имеют повышенную скорость и точность фокусировки, работают практически бесшумно. Имеют заметно лучшую, чем обычные моторы работу в режиме следящего автофокуса (servo-AF). Доступны в вариантах Canon, Nikon, Sigma.
RF (Rear Focus) – система фокусировки за счет перемещения задней группы линз внутри объектива для более быстрой и бесшумной фокусировки.
IF (Inner Focus) – система внутренней фокусировки за счет перемещения внутренней группы линз без изменения физических размеров объектива при фокусировке. Передний элемент объектива не вращается, что позволяет полноценно использовать градиентные и поляризационные фильтры.
Tamron:
SP (Super Performance) – профессиональные объективы.
IF (Internal Focus) – объективы с внутренней фокусировкой.
LD (Low Dispersion) – объектив с использованием элементов из низкодисперсионного стекла (для подавления хроматических аберраций).
XR (Extra Refractive Index) – объектив с использованием элементов с высоким коэффициентом преломления (используются для уменьшения размеров и массы объектива).
VC (Vibration Compensation) – система подавления вибраций, у Nikon подобные объективы маркируются VR, а у Canon IS
DG (defocus image control) – просветление задней линзы для снижения переотражений от матрицы. Отличаются от Sigma DC тем, что их можно устанавливать на фотокамеры с полноформатной матрицей и на пленочные фотокамеры.
HSM (hyper sonic motor) – термин компании Sigma для фирменного ультразвукового мотора автофокусировки.
Tokina
Вот большая часть маркировки которая может встретиться вам на объективе. Надеюсь информация была полезной и интересной.