Нейл ван Хитер (Neil van Heeter) (учредитель, главный управляющий), Григорий Вельницкий (соучредитель, директор по международному маркетингу)
Levenhuk LLC ( (рус.) Левенгук) — международная компания со штаб-квартирой в США, специализирующаяся на производстве профессиональных и любительских оптических приборов, а именно микроскопов, биноклей, телескопов и аксессуаров для них; один из самых крупных импортеров этой продукции в Россию.
Содержание
История
История компании началась в 1996 г. в США, когда её основатель Нейл ван Хитер (Neil van Heeter) стал работать инженером в Electro-Optical Technologies, Inc., занимаясь совершенствованием оборудования для изготовления линз и оптико-электронными системами. Он всерьёз увлёкся оптикой, и своими руками собрал несколько оптических приборов, в том числе микроскопы и телескопы. В 2002 г. Нейл ван Хитер решил превратить любимое дело в свой бизнес, и совместно с бизнесменом Григорием Вельницким (эмигрировавшим в 80-ые из СССР) они открыли компанию Levenhuk LLC, которая занялась производством оптических приборов. Своё название компания Levenhuk получила в честь основоположника научной микроскопии голландского ученого-натуралиста Антони Ван Левенгука.
Продукция
В настоящее время компания занимается производством и распространением следующей технической продукции:
Компания первой на российском рынке предложила «дизайнерские», т.е. внешне тематически оформленные, научные оптические приборы.
Мировое представительство
Главный офис компании и отдел разработок (Research and Developing Center) находятся в городе Фримонт, Калифорния. Производственные мощности — в Китае. В 2007 году компания Levenhuk открыла представительство в Москве, а затем и в Санкт-Петербурге (Россия). Продукция Levenhuk распространяется на рынки США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и России.
Миссия
Levenhuk считает своей миссией популяризацию науки, в первую очередь среди молодежи. В городах своего присутствия компания организовывает научно-популярные мероприятия. Например, в Москве систематически проводятся Дни открытой астрономии, когда каждый желающий имеет возможность наблюдать за небесными телами с помощью телескопов, предоставленных организатором. Также, в начале 2010 г. компания объявила о том, что намерена принять участие в организации первого в России Интернет-сообщество любителей прикладной науки.
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Левенгук (компания)» в других словарях:
Левенгук — Левенгук, Антони ван Антони ван Левенгук нидерл. Antoni van Leeuwenhoek … Википедия
Левенгук, Антони — Антони ван Левенгук нидерл. Antoni van Leeuwenhoek Антони ван Левенгук (1632 1723) Дата рождения: 24 октября 1632 Место рождения … Википедия
Левенгук, Антони Ван — Антони ван Левенгук нидерл. Antoni van Leeuwenhoek Антони ван Левенгук (1632 1723) Дата рождения: 24 октября 1632 Место рождения … Википедия
Левенгук, Антоний ван — Антони ван Левенгук нидерл. Antoni van Leeuwenhoek Антони ван Левенгук (1632 1723) Дата рождения: 24 октября 1632 Место рождения … Википедия
Левенгук Антони Ван — Антони ван Левенгук нидерл. Antoni van Leeuwenhoek Антони ван Левенгук (1632 1723) Дата рождения: 24 октября 1632 Место рождения … Википедия
Левенгук Антони ван — Антони ван Левенгук нидерл. Antoni van Leeuwenhoek Антони ван Левенгук (1632 1723) Дата рождения: 24 октября 1632 Место рождения … Википедия
Левенгук Антоний ван — Антони ван Левенгук нидерл. Antoni van Leeuwenhoek Антони ван Левенгук (1632 1723) Дата рождения: 24 октября 1632 Место рождения … Википедия
Ван Левенгук, Антоний — Антони ван Левенгук нидерл. Antoni van Leeuwenhoek Антони ван Левенгук (1632 1723) Дата рождения: 24 октября 1632 Место рождения … Википедия
Хронология развития микроскопа — 1590 Голландские изготовители очков Ганс Янсен и его сын Захарий Янсен, по свидетельству их современников (Пьера Бореля (англ.)русск. 1620 1671 или 1628 1689 и Вильгельма Бориля 1591 1668), изобрели составной оптический микроскоп … Википедия
Нидерланды (государство в Зап. Европе) — Нидерланды (Nederland), Королевство Нидерландов (Koninkrijk der Nederlanden) (неофициальное название ‒ Голландия). I. Общие сведения Н. ‒ государство в Западной Европе, на С. и З. омывается Северным морем. Длина морских границ около 1 тыс. км.… … Большая советская энциклопедия
ОАО «Левенгук»: маленькая компания с большим потенциалом акций
ОАО «Левенгук» — российская компания, занимающаяся производством оптических приборов: телескопов, микроскопов, биноклей и тому подобного. Компания очень маленькая, ее капитализация составляет всего 434 млн рублей, цена свободных акций в обращении порядка 8 млн рублей. Отсюда сразу главный минус компании — низкая ликвидность.
Однако, не смотря на размер организации, ее по праву можно назвать международной. К концу 2020 года продукция «Левенгук» представлена в 38 странах: США, Канаде, Великобритании, Испании, Чехии и др.
Более того, они являются представителями нескольких зарубежных брендов: Konus (Италия), Bresser (Германия) и Sky-Watcher (Китай).
Производством продукции занимается дочерняя компания Long Range Enterprise в Гонконге, координацией поставок ООО «Левенгук», а сбытом — множество дочерних компаний открытых за рубежом, их количество постоянно растет.
Структура компании выстроена таким образом, что позволяет оптимизировать налоговую нагрузку, брать кредиты под более низкий процент (в Гонконге) и грамотно управлять логистической цепочкой, сокращая затраты на дистрибьюцию.
Примечание: на схеме представлены не все дочерние компании ОАО «Левенгук».
Основной доход Левенгук получает в России, но после 2014 года можно наблюдать увеличение доли экспорта в структуре выручки. Основной вклад внесли Чехия, Польша, Болгария и США.
Огромное влияние на это, по моему мнению, оказала девальвация рубля в 2014 году. Это сделало продукцию компании дешевле, следовательно, более конкурентоспособной на международном рынке.
Со слов генерального директора Антона Епифанова, кризис в 2020 году также оказал положительное влияние на деятельность компании. Цена труда и затраты на аренду в долларовом эквиваленте упали, что позволило компании увеличить долю на европейском рынке.
Учитывая тот факт, что компания во втором полугодии обычно зарабатывает больше, чем в первом, можно ожидать значительного увеличения выручки во 2 квартале 2020 года.
Средний темп роста выручки за последние 5 лет составил 12.2%, что не очень много, но выход на зарубежные рынки может способствовать существенному его ускорению. На данный момент экспорт составляет 35% выручки, но в будущем показатель может легко перевалить за 50% и более.
К сожалению, актуальной структуры выручки по товарам мне найти не удалось, есть только данные за 2012 год. Согласно им, 37% выручки приносят телескопы, 34% микроскопы, 18% бинокли и 11% аксессуары. Как уже можно было понять, второй главный минус компании — скудное раскрытие отчетности. Последний раз подробно она раскрывалась в 2012 году, с тех пор руководство решило, что это не очень важно. Согласно данным за 2012 год большую часть себестоимости компании составляют: производственная себестоимость (59,3%), аренда (11,9%), оплата труда (11%) и маркетинг (5,9%). Насколько актуальны эти данные сейчас трудно сказать, но я предположу, что аренда и маркетинг с ростом сети увеличили свою долю в расходах.
Третьей проблемой является увеличение долговой нагрузки. Это вполне естественно для растущей компании, но может оказаться проблематичным в будущем, если инвестиции не будут себя окупать. На данный момент доля ежегодно выплачиваемых процентов от EBITDA составляет 48%, а отношение чистого долго к EBITDA 185%, что в пределах нормы.
Интересным моментом во всей этой ситуации является то, что генеральному директору Епифанову Антону принадлежит 17,3% чистого долга компании, простыми словами он является ее кредитором. На мой взгляд, это показывает веру руководства в перспективы организации.
Рост долговой нагрузки перекрывает рост выручки, из-за чего чистая прибыль компании не меняется уже несколько лет. Масла в огонь подливает изменение курсовых разниц (прочие доходы/расходы). Периодически оно бывает не в пользу компании, но механизм этого остается неясным из-за скудной отчетности.
ОАО «Левенгук» — уникальная компания не только для российского рынка, но и для международного. Руководство компании к своим конкурентам относит таких производителей как Canon, Mattel, Olympus Acquisition Corp, Hasbro и другие. Но, на мой взгляд, все они таковыми не являются.
Дело в том, что рынок оптических товаров очень сегментирован. Я считаю, что сравнивать производителя телескопов/микроскопов с производителями фотоаппаратов, медицинской техники, товаров для отдыха и тому подобного не совсем корректно. Поэтому при оценке компании я буду руководствоваться исключительно доходным подходом.
Согласно моему прогнозу, обесценение рубля в этом году должно положительно сказаться на финансовых результатах ОАО «Левенгук». В 2020 году я ожидаю рост выручки в 26% (за 1 полугодие уже +23% г/г), в дальнейшем по моему прогнозу выручка будет расти на 14% в год. Себестоимость всегда будет составлять 55% от выручки. При расширении сети магазинов рост коммерческих расходов составит 8% в год. Средневзвешенная ставка по кредитам 12,67%, по налогам 18,3%, CAPM 10,1%.
Таким образом, я получаю следующие результаты: выручка за 5 лет должна вырасти на 114%, чистая прибыль +576% (с учетом фиксированности затрат компании и отсутствии новых займов). Справедливая стоимость акции при всех выше перечисленных переменных составляет 32 рубля.
«Левенгук» – это инновационная компания с многолетним опытом в разработке, производстве и поставках оптических приборов различного предназначения.
Становясь нашим дилером, вы получаете в свое распоряжение огромный выбор оптических приборов высочайшего качества: бинокли, телескопы, микроскопы и различные аксессуары для оптики. Кроме того, мы всегда рады оказать всестороннюю поддержку нашим партнерам. В настоящее время компания «Левенгук» имеет представительства и широкую дилерскую сеть в России, США, Канаде, Азербайджане, странах Балтии (Латвия, Литва, Эстония), Беларуси, странах Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), Болгарии, Великобритании, Венгрии, Германии, Греции, Грузии, Дании, Индии, Исландии, Испании, Италии, республике Кипр, Малайзии, Польше, Португалии, Румынии, Сербии, Словакии, Словении, Таиланде, Турции, Узбекистане, Украине, Финляндии, Франции, Хорватии, Чехии и Швеции. Ожидается открытие представительств в других странах Европы, а также в Южной Америке.
Покупайте телескопы Levenhuk в интернет-магазинах наших ТОП-дилеров:
Список всех дилеров смотрите на странице «Где купить».
«Левенгук» – сайт для безопасных покупок
Покупая оптическую технику Levenhuk на официальном сайте, вы получаете качественные приборы и быструю доставку во все регионы страны. Каталог сайта разделен на удобные и понятные разделы, которые помогут вам в выборе. Levenhuk – сайт для удобного выбора оптики!
Начну с того, что мне не понравилось в компании ОАО «Левенгук». А не понравилось мне отношение предприятия к публикациям отчётности. Если посмотреть отчётность на Интерфаксе, то весь запал публикаций закончился после первого квартала 2020 года. Дальше тишина. Я нашёл на сайте компании ссылку, которая посылает инвесторов к отчётности, но, как по мне, это отписка. Тем не менее, есть моменты, которые мне определённо нравятся в этой компании.
А нравится мне астрономия, ночное небо и космос, как ближний так и дальний. Поэтому, в своё время, я прикупил у этой компании… нет, не высокодоходные облигации, а… телескоп, который установил у себя на загородном участке, типа дачи.
Это я с телескопом Levenhuk Strike 80 NG
Помимо выращивания ёлки, я периодически смотрю на звёзды, на планеты и на Луну, которую сообразил сфотографировать на свой телефон Redmi Note 9 Pro 22.07.2021 года.
Это наша космическая соседка — Луна.
Но все красоты космоса, не «пришьёшь» к финансовому анализу. Да и было бы верхом легкомыслия, покупать ВДО компании только потому, что в их телескоп можно наблюдать за Луной или Сатурном. Поэтому эмоции в сторону и начинаем смотреть на отчётность компании через их же телескоп. Может чего и увидим интересного в финансовом состоянии.
Общие сведения
ИНН: 7839462305
Полное наименование юридического лица: Открытое акционерное общество «Левенгук»
ОКВЭД: 46.43.4 — Торговля оптовая фототоварами и оптическими товарами
Сектор рынка по ОКВЭД: Торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами
Все выводы о финансовом состоянии предприятия действительны на момент составления бухгалтерского баланса (РСБУ).
Финансовое состояние ОАО «Левенгук»
Финансовое состояние и финансовая устойчивость предприятия — два важных коррелирующих параметра. Линии должны находиться как можно ближе друг к другу и «смотреть» в одном направлении. Чем выше разница, тем выше риск.
Динамика финансового состояния и финансовой устойчивости
Снижение уровня финансового состояние к концу отчётного периода составило — 9%, снижение уровня финансовой устойчивости — 3%. Разница между показателями сократилась с 13 баллов до 10. Пока терпимо, учитывая, что такое финансовое состояние для конторы обычное дело.
Уровень финансового состояния
Финансовое состояние — 56 баллов, минимально-допустимого уровня. Финансовое положение с преобладанием заёмных средств. Угрозы потери инвестиций нет.
Уровень финансовой устойчивости
Финансовая устойчивость — 47 баллов. Умеренный риск банкротства. Возможны трудности по погашению текущих обязательств и технический дефолт.
Платёжеспособность
Коэффициент общей платёжеспособности отражает возможность предприятия погасить все свои обязательства за счёт всех своих активов. Минимальное значение — 1.0
Динамика платёжеспособности ОАО «Левенгук»
Платёжеспособность предприятия на конец отчётного периода — 0.99
Достаточно стабильная платёжеспособность на отрезке с 2017 по 2020 гг. Снижение платёжеспособности в отчётном периоде составило — 11.8%
Финансовые результаты
Под долгом предприятия подразумевается весь заёмный капитал на конец отчётного периода. Идеальное положение дохода к долгу на графике: долг падает — доход растёт; доход выше долга.
Динамика доходов и долгов ОАО «Левенгук»
За отчётный период, доход предприятия составил 396 млн рублей и остался на уровне 2019 года.
Заёмный капитал к концу периода увеличился на 12.6% и составил 680 млн рублей. Стоит заострить внимание, что из всего долга, только 100 млн являются долгосрочными, остальные 580 млн рублей, это краткосрочные обязательства, то есть должны быть погашены к концу 2021 года.
Чистая прибыль
Кривая чистой прибыли должна быть, как можно ближе к трендовой линии. Направление трендовой линии и чистой прибыли — вверх.
Динамика чистой прибыли ОАО «Левенгук»
Чистая прибыль предприятия практически имеет линейный вид, что может свидетельствовать о стабильной выручке и стабильных расходах. Рост чистой прибыли за отчётный период составил — 11%.
Эффективность Динамика общей эффективности
Общая эффективность предприятия — низкая. Падение общей эффективности бизнеса в отчётном периоде составило — 4.5%.
Уровень общей эффективности
Общая оценка эффективности предприятия — 5 баллов. Предприятие малоэффективное, но уровень эффективности достаточно стабилен.
Levenhuk: Миллиардный бизнес на телескопах и микроскопах За 10 лет Антон Епифанов сумел создать сеть из 57 магазинов оптической техники и провести IPO на ММВБ.
Бывший программист Антон Епифанов заметил, что состоятельные родители хотели бы порадовать детей обучающей оптической техникой, но покупать профессиональную опасаются. Как ребёнок разберётся, что видно в окуляре настоящего телескопа?
Епифанов начал упаковывать оптику в красивые коробки и вкладывать внутрь учебные пособия и атласы звёздного неба. Нехитрый маркетинговый ход помог предпринимателю создать компанию с капитализацией 1,13 млрд рублей (по данным ММВБ на сегодняшний день).
Оптическая техника, продажи
Гендиректор и основной владелец компании
С чего всё начиналось
После окончания института в 1989 году я два года отработал на заводе «Ленинец», а потом ушёл в частную компанию. Вместе с приятелями мы там занимались программированием.
Я пошёл работать в компанию «Эктако», которая занималась и занимается до сих пор разработкой электронных словарей и переводчиков, продаёт их через интернет. Это был тоже стартап: я был первым сотрудником в петербургском офисе. Проработал там более 10 лет.
Когда появилась идея создания своего бизнеса, сразу стало понятно, что это должен быть интернет-проект. Мы с приятелями создали пару десятков различных интернет-магазинов, где торговали всякой всячиной. Постепенно начали понимать, какой товар пользуется спросом, какой нет — ассортимент сокращался, и количество сайтов — тоже.
Позиционирование товара
«Левенгук» начался, когда мы нашли поставщика, который продавал недорогие микроскопы без бренда. Мы понимали, что можно продать товар дороже, если чем-то выделиться. Поэтому создали собственную марку и стали позиционировать оптику как бытовой товар. Сделали красивую коробку, инструкцию, наклейки, которые очень привлекательно выглядели, создали отдельный сайт. Товары начали сразу продаваться. Мы выяснили, что в стране был спрос на детские микроскопы, но он не удовлетворялся, потому что они выглядели либо как научные приборы, либо как игрушки. Ни то, ни другое родители не хотели покупать. Мы взяли настоящие микроскопы с металлическим корпусом и хорошей оптикой, но подчеркнули, что они для детей, упаковав их в красивую коробку с развивающими пособиями. Потом мы ещё начали выпускать микроскопы разных цветов — они стали ещё более привлекательными для этой целевой аудитории.
Сейчас «Левенгук» владеет розничной сетью «Четыре глаза» из 57 магазинов. В Москве и Петербурге — 15 собственных точек, остальные — в регионах по франшизе
С телескопами поступили примерно так же. Но тут мы выделяемся не за счёт разных цветов, а за счёт дополнительной комплектации. Вместе с телескопами предлагаем плакаты, детские книги и пособия о звёздном небе, ростомер «Дорасти до солнца» и прочее. То есть мы всячески подчёркиваем, что эта продукция подходит для детей. Когда родители ищут для ребенка настоящий большой телескоп, они более охотно берут Levenhuk, даже если он стоит дороже. Он выглядит как удобный детский товар, а не как научный прибор, хотя на самом деле в техническом плане это тот же телескоп.
Продвижение
У нас есть общественный проект «Нота соль», в рамках которого мы стараемся приобщить людей к микро- и макромиру. Мы проводим «Дни открытой астрономии» в разных городах России и СНГ, ездим с лекциями по школам, дарим детским домам телескопы и микроскопы. Для рекламы используем в основном интернет.
«День Открытой Астрономии» — наше крупнейшее маркетинговое мероприятие. Началось оно случайно. Мы подумали: а почему бы не вынести телескопы из нашего магазина на улицу, позвать всех желающих посмотреть на планеты, вдруг людям это понравится? Попробовали — понравилось. Сейчас мы его проводим приблизительно 10 раз в год во всех городах, где есть наш магазин. Мы выносим на улицу десятки телескопов, предлагаем всем желающим посмотреть на планеты и звёзды. Приглашаем лекторов из Академии наук, из Санкт-Петербургской обсерватории, Московского космического института (Институт космических исследований РАН), которые делятся с пришедшими своими знаниями, читают лекции. На каждое такое мероприятие к нам приходит до нескольких тысяч человек. Кроме этого, мы начали недавно спонсировать экспедиции топовых блогеров.
Каналы сбыта, оборот
Первый офлайновый магазин открылся совершенно случайно, мы ничего не планировали и не считали. Наш склад находился в подвальном помещении на Нахимовском проспекте в Москве. Над ним освободилась площадь. Мы подумали: есть место и товар — давайте перетащим его этажом выше и посмотрим, что будет. Наш интернет-магазин «Четыре глаза» к тому времени продавал техники на 1 млн рублей в месяц. Офлайновый магазин практически сразу стал приносить такую же сумму, при этом продажи на сайте не упали. Все клиенты, которые приходили к нам, говорили, что узнали о нас на сайте. Мы неожиданно обнаружили достаточно большое количество клиентов, которые хотят купить наш товар, но не готовы совершить покупку в интернете. Им очень важно было потрогать и посмотреть на вещь вживую. Офлайновый магазин как раз эту возможность и давал.
Сейчас «Левенгук» владеет розничной сетью «Четыре глаза» из 57 магазинов. В Москве и Петербурге — 15 собственных точек, остальные — в регионах по франшизе. В магазинах сети мы продаём не только продукцию под маркой Levenhuk. Там представлено порядка 50 моделей телескопов, 30-40 разных микроскопов и 200 биноклей, большое количество более мелкого товара: лупы, аксессуары, книги и пособия.
Также у «Левенгука» есть интернет-магазин, где ассортимент гораздо шире. Там представлена вообще вся оптика, которую можно купить на территории России. Ещё есть оптовый отдел, который продаёт продукцию нашей марки, а также товары немецкой фирмы Bresser — мы являемся её эксклюзивными дилерами по России. У нас есть три зарубежных офиса: в Чикаго, Праге и Киеве. В этом году, скорее всего, их станет больше.
Финансирование
Оборот компании «Левенгук» в 2012 году составил 346 млн рублей, темпы роста — 70% год к году.
Когда компания достаточно быстро растёт, появляются всё новые потребности, на которые нужно выделять средства. У нас было несколько этапов финансирования. На первом этапе мы собрали все деньги, которыми располагали сами, а также деньги друзей и знакомых. Причём с их стороны это были целенаправленные инвестиции в быстрорастущую компанию за часть акций.
На втором этапе мы взяли банковский кредит, который на сегодняшний день составляет 60 млн рублей. В какой-то момент выяснилось, что этого всё равно не хватает, так как чтобы выйти на мировой рынок и разрабатывать новые товары, нужны деньги более длинные, а банки кредитуют обычно на год-два. Кроме этого, как вы понимаете, банкам нужно деньги возвращать, и неважно, получилось у тебя что-то сделать или нет. Это довольно рискованно, да и никто не любит жить в кредит — это слегка деморализует.
Мы понимали, что есть два варианта для финансирования длинных и рискованных проектов: инвестиционный фонд и биржа. Сравнили их и выяснили, что биржа — это не так сложно, как кажется. Это был наш третий этап финансирования.
К концу 2011 года для выхода на зарубежные рынки нам не хватало около 150 млн рублей. Появилась идея пойти на биржу.
Конечно, идея про IPO возникала у нас и раньше, но мы думали, что это очень долго, дорого и вообще невозможно. Однако, когда стали подробно изучать вопрос, выяснилось, что на Московской бирже есть специальная площадка — сектор РИИ (Рынок инноваций и инвестиций), на которой торгуются компании с капитализацией от 50 млн рублей.
Мы рассматривали варианты выхода на подобные площадки и на Лондонской, и Франкфуртской бирже, но эти варианты оказались слишком затратными. В апреле 2012 приняли окончательное решение о размещении на Московской бирже. С помощью листингового агента, аккредитованного на бирже, мы подготовили все необходимые документы: проспект эмиссии, инвестиционный меморандум и прочее. Пришлось поменять структуру компании. До этого, на конец 2011 года, у нас было несколько юридических лиц, которые теперь объединили в одно открытое акционерное общество.
Мы собираемся за пять лет войти в топ-3 мировых поставщиков оптической техники. Амбициозно, конечно, но почему нет?
В процессе подготовки к IPO компания очень сильно изменилась. Она стала более монолитной, теперь все чётко знают свои задачи. Часть дел, которые раньше требовали моего непосредственного участия, переданы ответственным сотрудникам, прописаны чёткие бизнес-процессы.
На то, чтобы полностью привести в порядок всю финансовую и управленческую отчётность, ушёл год. По плану размещение должны были провести в октябре 2012 года, но в итоге мы вышли на биржу 14 декабря. В это время все уже начали готовиться к новогодним праздникам, поэтому, по большому счету, продажи акций начались только с февраля 2013 года. Первоначальная цена акции составила 14 рублей, сейчас — уже больше 20 рублей. По плану мы должны разместить 19% акций, привлечь порядка 120 млн рублей. О результатах пока говорить рано, могу лишь отметить, что, по отчётам ММВБ, лучшими эмитентами за первый квартал года признаны компании «Левенгук», «Лукойл» и «Соллерс».
Планы
Мы собираемся за пять лет войти в топ-3 мировых поставщиков оптической техники. Амбициозно, конечно, но почему нет? Для этого вырученные от IPO средства мы планируем направить на три проекта: выход на рынок Западной Европы, выход на рынок США и программу исследований и разработок (R&D). В Праге у нас сейчас формируется центральный склад, товар будет поставляться во все страны в Европе. Склад в США уже открыт и работает.
В работе с европейскими странами есть своя специфика, связанная с многоязычностью: нам придётся переводить на местные языки все материалы к продукции, начиная от описания товара и заканчивая руководством пользователей. Это достаточно затратное мероприятие, но мы на это пойдём, потому что понимаем, что это окупитcя.
С США ситуация другая: язык один, но сам рынок значительно более конкурентный, чем в Европе. Поэтому здесь нам придётся вкладывать больше в продвижение и рекламу. Так, уже сейчас, имея в США ещё не полный ассортимент, мы тратим большие суммы ежемесячно на контекстную рекламу. И будем продолжать тратить ещё больше, потому что это необходимо. Что касается программы исследований и разработок, то у нас уже сейчас ведутся опытно-конструкторские работы для создания новой продукции. Мне, например, представляются очень перспективными разработки, связанные с автоматическим отслеживанием объектов наблюдения и управлением телескопом со смартфонов. Мы будем это направление интенсивно развивать.
Я сторонник действий. Любое действие, даже заведомо неправильное, лучше, чем бездействие. Важно помнить, что решить сделать и сделать — не одно и то же. Это как в моём любимом анекдоте-загадке про трёх лягушек. Три лягушки сидят на кувшинке, одна решила прыгнуть в воду. Вопрос: сколько лягушек осталось сидеть на кувшинке? Правильный ответ: три. Решить прыгнуть и прыгнуть — разные вещи!