О чем звонит колокол
Тайна книги «По ком звонит колокол» Хемингуэя — роман о советском разведчике
Почитатели Эрнеста Хемингуэя отмечают 108 лет со дня его рождения. На Кубе эта дата совпала с еще одной – 45 лет назад там открыли дом-музей писателя. Туристов в это легендарное место сейчас не пускают.
Марат Мамсуров, академик, брат Хаджи Мамсурова: «Хемингуэй был очень небрежно одет, часто прикладывался к фляге с виски, в целом это произвело на Мамсурова отрицательное впечатление. Тем более, что Мамсуров должен был говорить с ним о вещах, которые имели если не секретный, то закрытый характер. Но впоследствии они сдружились.
Уехав из Испании, Хемингуэй поселился на Кубе в гостинице в самом центре Старой Гаваны. Здесь в 40 году и был написан его «Колокол». Продав Голливуду авторские права на книгу, Хемингуэй разбогател настолько, что смог купить большое поместье неподалеку от Гаваны.
В 59 году его посетил зам. председателя Совмина СССР Анастас Микоян, который подарил модель искусственного спутника земли и двухтомник сочинений писателя на русском языке. «Колокола» в этом издании не было. Советская цензура посчитала роман карикатурой на войну в Испании. Он попал в руки советского читателя лишь в 1968, в этом году не стало и Хаджи Мамсурова. Но он успел прочитать роман.
Марат Мамсуров, академик, брат Хаджи Мамсурова: «На прямой вопрос, отражен ли он в герое Роберте Джордане, он сказал, и да и нет. Образ синтетический, в нем, прежде всего, отражены черты самого Хемингуэя».
Незадолго до смерти, Хемингуэй опечатал виллу и уехал в США. Вернуться ему не пришлось. Первое издание «Колокола» он оставил на комоде, рядом со своей печатной машинкой. Писатель работал только стоя босиком на шкуре антилопы Ку-ду, которую он привез из Африки.
Идальберто Батиста Блес, куратор дома-музея Хемингуэя: «В 1987 году мы принимали на вилле супругу Михаила Горбачева. В доме, по неосторожности она разбила бутылку виски, оставленную Хемингуэем, это произошло как раз за этим окном, рядом со столиком, на котором лежала книга «По ком звонит колокол». Для коллекции музея это была невосполнимая потеря».
С тех пор внутрь никого не пускают, туристам приходится заглядывать в открытые окна, а литературоведам встречаться в тени манговых деревьев перед домом. О том, что свой «Колокол» Хемингуэй написал со слов советского разведчика, им неизвестно. Да и сам писатель так никогда и не узнал, кто был тот македонец, которого он сделал главным героем своего любимого романа.
По ком звонит колокол
Пилар — ярая республиканка, она предана народному делу и никогда не свернёт с выбранного пути. В этой сильной, мудрой женщине таятся многие таланты, обладает она и даром ясновидения: в первый же вечер, посмотрев на руку Роберта, она поняла, что тот завершает свой жизненный путь. И тогда же увидела, что между Робертом и девушкой Марией, прибившейся к отряду после того, как фашисты убили её родителей, а её саму изнасиловали, вспыхнуло яркое, редкое по силе чувство. Она не препятствует развитию их любовных отношений, а зная, как мало осталось времени, сама подталкивает их друг к другу. Все время, что Мария провела с отрядом, Пилар исподволь врачевала ей душу, и теперь мудрая испанка понимает: только чистая, настоящая любовь исцелит девушку. В первую же ночь Мария приходит к Роберту.
Рассказ Пилар пробуждает в Роберте Джордане собственные мысли и воспоминания. В том, что он сейчас воюет в Испании, нет ничего удивительного. С Испанией связаны его профессия (он преподаёт испанский в университете) и служба; он часто бывал здесь до войны, любит народ Испании, и ему совсем не все равно, как сложится судьба этого народа. Джордан не красный, но от фашистов добра ждать не приходится. Значит, надо эту войну выиграть. А потом он напишет обо всем книгу и тогда освободится наконец от того ужаса, который сопровождает любые войны.
Роберт Джордан предполагает, что при подготовке к взрыву моста он может погибнуть: в его распоряжении слишком мало людей — семеро у Пабло и столько же у Эль Сордо, а дел полно: надо снимать посты, прикрывать дорогу и т. д. И надо же такому случиться, что именно здесь он встретил свою первую настоящую любовь. Может, это все, что он ещё может взять от жизни? Или это вообще вся его жизнь и вместо семидесяти лет она будет длиться семьдесят часов? Трое суток. Впрочем, горевать тут нечего: за семьдесят часов можно прожить более полную жизнь, чем за семьдесят лет.
Когда Роберт Джордан, Пилар и Мария, получив согласие Эль Сордо достать лошадей и принять участие в операции, возвращаются в лагерь, неожиданно начинает идти снег. Он валит и валит, и это необычное для конца мая явление может погубить все дело. К тому же Пабло все время пьёт, и Джордан боится, что этот ненадёжный человек может здорово навредить.
Эль Сордо раздобыл, как и обещал, лошадей на случай отступления после диверсии, но из-за выпавшего снега фашистский разъезд замечает следы партизан и лошадей, ведущие в лагерь Эль Сордо. Джордан и бойцы из отряда Пабло слышат отзвуки боя, но вмешаться не могут: тогда может сорваться вся операция, так необходимая для успешного наступления. Весь отряд Эль Сордо погибает, фашистский лейтенант, обходя холм, усеянный трупами партизан и солдат, осеняет себя крестом и мысленно произносит то, что можно часто услышать и в республиканском лагере: какая гнусная вещь война!
На этом неудачи не заканчиваются. В ночь перед наступлением из лагеря сбегает Пабло, прихватив с собой ящик со взрывателем и бикфордов шнур — важные для диверсии вещи. Без них тоже можно управиться, но это сложнее, да и риску больше.
Старик Ансельмо докладывает Джордану о передвижениях на дороге: фашисты подтягивают технику. Джордан пишет подробное донесение командующему фронтом генералу Гольцу, информируя того, что противник явно знает о готовящемся наступлении: то, на что рассчитывал Гольц — внезапность, теперь не сработает. Пакет Гольцу соглашается доставить партизан Андрес. Если тот успеет передать донесение до рассвета, Джордан не сомневается, что наступление перенесут, а вместе с ним и дату взрыва моста. Но пока надо готовиться.
В последнюю ночь, лёжа рядом с Марией, Роберт Джордан как бы подводит итог своей жизни и приходит к выводу, что она прожита не зря. Смерти он не боится, страшит его только мысль: а вдруг он не выполнит свой долг надлежащим образом. Джордан вспоминает деда — тот тоже участвовал в Гражданской войне, только в Америке — в войне между Севером и Югом. Наверное, она была так же страшна, как и эта. И видимо, прав Ансельмо, говоря, что те, кто сражается на стороне фашистов, — не фашисты, а такие же бедняки, как и люди в республиканских отрядах. Но лучше не думать обо всем этом, иначе пропадёт злоба, а без неё не выполнить задания.
Наутро в отряд неожиданно возвращается Пабло, он привёл с собой людей и лошадей. Сбросив под горячую руку в пропасть детонатор Джордана, он вскоре почувствовал раскаяние и понял, что просто не в состоянии оставаться один в безопасности, когда его былые товарищи будут сражаться. Тогда он развил бешеную деятельность, всю ночь собирая по окрестностям добровольцев на акцию против фашистов.
А тем временем Андрес никак не может пробиться к Гольцу. Преодолев первоначальные трудности при переходе линии фронта, когда его чуть не подорвали гранатой, Андрес застревает на самом последнем этапе: его задерживает главный комиссар Интернациональных бригад. Война меняет не только таких, как Пабло. Комиссар за последнее время стал очень подозрительным, он надеется, что ему удастся, задержав этого человека из фашистского тыла, уличить Гольца в связях с врагом.
Когда Андрес в конце концов чудом добирается до Гольца — уже поздно: наступление отменить нельзя.
И тут на поляну выезжает офицер вражеской армии.
Понравился ли пересказ?
Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Колокольный звон — зачем звонят колокола?
Колокольный звон: история и традиция
Колокольный звон — не самый древний звуковой сигнал, зовущий на молитву. Возникновение подобной традиции относится к Ветхозаветным временам. На горе Синай Господь заключил Завет (договор) с израильским народом. К обрядовым законам относится Божье повеление о создании семи серебряных труб для созыва евреев на молитву (Числа, 10:2).
Такие же трубы использовались и в первых монастырях Египта и Палестины (3-4 век). Для созыва верующих в Греции широкое применение нашли клепала (специальные пластины из дерева, железа, меди или камня, по которым били колотушкой).
Появление первых колоколов на территории Западной Европы относится к 4 веку. Медь для них добывали в южно-итальянской области Кампания, отсюда возникло альтернативное наименование колокола — «кампан». У восточных христиан колокола получили распространение с 9 века.
На русских землях колокола появились одновременно с пришествием христианской веры. Однако повсеместно колокола распространились только с 16 столетия. До этого их функции зачастую выполняло било (деревянные доски).
Что такое колокол?
Колокола — ударные инструменты, состоящие из полых куполов и «языка», при ударе которого о купол создает звук. Расцвет колокольного производства в России пришелся на 17 век. Колокола отливались в Москве (Пушечный двор). Тогда же Иваном Федоровичем Моториным, создателем Царя-колокола, было основано первое частное литейное производство. В те времена искусство литья передавалось по наследству.
Внешняя поверхность стенок колоколов украшалась рельефными изображениями царей, святых, событий, относящихся к истории Церкви или государства. В середине 16 века особенно выделялись колокола псковских мастеров, украшенные изображениями растений и зверей.
Также на колоколе можно увидеть тексты различного содержания. Они размещались по краям и указывали, при каком государе и в честь какого события отлит данный колокол. Распространены и надписи духовного содержания из Священного Писания, тексты молитв.
Приходская церковь обычно имеет не более 2 больших колоколов. В кафедральных соборах и крупных монастырях применяются наборы из 8-9 больших колоколов.
Колокольный звон
Для разных областей России характерны свои стили и виды колокольного звона. Издавна различались московский, ивановский, ростовский, псковский и другие звоны. Сейчас колокольный звон зависит от личного вкуса и навыков конкретного звонаря. В Москве можно услышать не только московский звон (которого придерживаются, например, в Новодевичьем монастыре). Например, в храме Христа Спасителя и в Кремле придерживаются ростовских звонов.
На звучание колоколов влияют материалы, из которых они отлиты, а также форма купола. Толщина боковых стенок колокола определяет главным образом силу звука, его чистоту и продолжительность.
Для колоколов российских храмов обычно используется неподвижный способ крепления. Купола являются неподвижными, а звук достигается при помощи свободно качающегося внутри купола языка.
«Характерно, что русский народ, назвав ударную часть колокола языком, уподобил этим звон колокола живому голосу. Для верующих русских людей колокола соделались языком, голосом и трубами. Поистине, каким другим именем, как не говорящими устами, можно назвать колокольный звон: в дни великих праздников он напоминает нам о блаженстве небесном, в дни святых Божиих он говорит нам о вечном покое святых небожителей, во дни Страстной седмицы напоминает нам о нашем примирении с Богом через Христа Спасителя, во дни Светлой Пасхальной седмицы возвышает нам о победе жизни над смертью и о вечной, нескончаемой радости будущей жизни в Царствии Христовом» (протоиерей Серафим Слободской).
Когда звонят колокола
Колокольным звоном верующие созываются на богослужения. В колокола звонят и во время службы — в особо важные и торжественные моменты. Звоном колоколов обозначается окончание церковной службы.
Каждая форма колокола обладает своим неповторимым «голосом». Праздничный колокол используется для звона в великие праздники. Воскресным колоколом возвещается начало воскресных службах. Полиелейный колокол применяют, когда совершается полиелейная служба.
Будничный — используется в обычные, непраздничные дни. Постный звонит только в период Великого поста. Часовым колоколом оповещается чтение Часов во время Великого поста.
Колокольный звон является напоминанием для верующих о необходимости помнить Бога, молится и славить Его, о начале и ходе богослужений. Специальным колокольным звоном (набатом) раньше извещали жителей округи об опасности (например, при пожаре).
В Русском Православии сложилась традиция в Светлую (Пасхальную) неделю открывать доступ на колокольню для всех желающих. Под присмотром звонаря и с его помощью каждый может некоторое время звонить во все колокола.
Колокольный звон: различные виды
Для каждой церковной службы предназначен особый колокольный звон: благовест, трезвон, перезвон, перебор. В 2002 году в Русской Православной Церкви был принят «Устав церковного звона». Он содержит информацию о видах звона, как посвящать в звонари, освящать и хранить колокола.
Благовест
Благовест — звон размеренными ударами в один большой колокол. Сначала совершаются два удара до полного затихания звука, а с третьего — мерные удары. Продолжительность звона составляет 10-20 мин. Благовест извещает о начале богослужения. Такой же звон используют во время важнейших моментов церковной службы.
Трезвон
Трезвон — звон во все колокола. О нем в народе говорят, что звонят «во вся тяжкая». Этот наиболее торжественный вид звона совершается в три приема. Используется в дни великих праздников и других важнейших церковных событиях. Звучит перед началом богослужения (после благовеста), перед чтением Евангелия и по окончании службы.
Разновидностью трезвона является «красный звон». Он возможен только там, где много больших колоколов и несколько звонарей. «Красными» в старину называли средние колокола с приятным мелодичным звоном.
Перезвон
Звон с поочередными ударами в каждый колокол, начиная с самого большого и заканчивая малым, называется перезвоном. Это одновременно торжественный и скорбный вид звона. Его используют, чтобы показать важность предстоящей службы. Поэтому употребляется перезвон только в отдельные дни Великого поста (Великие Пятница и Великая Суббота) и при освящении воды в праздник Крещения Господня (19 января).
Перебор
Перебор — звон с поочередными ударами в каждый колокол, начиная с малого и заканчивая большим. Такой вид колокольного звона также называется погребальным и используется при отпевании покойника.
Малиновый звон
Широко известно понятие и словосочетание «малиновый звон». К ягоде малине оно не имеет никакого отношения. Название произошло от французского города Malines — Малин (современный Мехелен, Бельгии). Здесь в Средних века мастера разработали удачный сплав для литья колоколов, издающих “бархатистый” звон. Со временем, когда такие колокола появились в России, «малиновым» стал называть красивый, мелодично переливающийся звон. То есть «малиновый звон» означает»очень приятный, мягкий по тембру».
Колокольный звон: мифы и суеверия
Колокольный звон создает особую атмосферу в храме, помогающую верующим настроиться на особое молитвенное состояние. Однако многие люди придают звону некое мистическое значение. Нередко можно услышать, что от звука колокола гибнет вирус гриппа. Однако, как показывает практика, звонари наряду с остальными прихожанами также болеют простудными заболеваниями. Поэтому стремление использовать колокольный звон для исцеления является всего лишь суеверием.
«Колокол – это часть храма, а храм как единое целое служит одной цели – спасению души. Любой священник Вам скажет, что на самом деле помогает покаяние, молитва, стремление спасать свою душу и понимание того, что Церковь – это прежде всего дом Божий, и обращаться за помощью нужно именно к Богу. Если мы не обращаемся ко Христу, а обращаемся к дому, то мы глупцы, потому что, вместо того чтобы просить о милости у Хозяина дома, пытаемся добиться чего-то у камней, из которых этот дом сложен» (звонарь Московского Кремля и Храма Христа Спасителя, биолог по образованию Константин Мишуровский).
Первая молитва звонаря
Го́споди благослови́ меня́ уда́рить в сии́ ко́локола! Да просла́вится И́мя Твое́ Свято́е!
Вторая молитва звонаря
Вся́ческая еди́ною в нача́ле Собо́ю непосре́дственне созда́вый, Го́споди, ны́не же вся́ посре́дственне де́йствуяй, гла́сом зво́на сего́ освяще́ннаго вся́кое уны́ние с лени́вством от серде́ц ве́рных Твои́х отжени́, стра́х же Тво́й в ни́х с благоче́стием вкорени́ и спе́шных на моли́тву, ско́рых же ко вся́кому благо́му де́лу Твое́ю си́лою сотвори́, избавля́я на́с от все́х наве́тов вра́жиих, и невре́дных от злорастворе́нных возду́хов заве́трения соблюда́я, моли́твами Богоро́дицы и все́х святы́х Твои́х, я́ко Еди́н Милосе́рд.
«По ком звонит колокол» : что часто не замечают в романе Хемингуэя
Приблизительное время чтения: 9 мин.
К 120-летнему юбилею Эрнеста Хемингуэя «Фома» решил вспомнить о знаменитом романе писателя — «По ком звонит колокол» и опубликовать отрывок, на который читатели часто не обращают внимания. А зря.
«По ком звонит колокол» – это свободный и серьезный разговор о вере и неверии, роман, в котором американский автор выражает особый, свободный взгляд на религиозную ситуацию своего времени. Хемингуэй не был церковным человеком, но, остро чувствуя язвы своего времени, он смог создать откровенное духовное произведение. С писателя и его романа брали пример наши советские писатели, в том числе, Константин Симонов. Книга тесно сочеталась с советской военной литературой, но сильно отличалась от многих других произведений о войне высокой степенью свободы в разговорах о вере и религии, автор здесь без всякого страха говорил о духовных переживаниях.
О Хемингуэе и его книге «Фоме» рассказала кандидат филологических наук, доцент кафедры всемирной литературы МПГУ Надежда Соболева.
«По ком звонит колокол» – одна из восьми моих основных книг, я люблю ее больше всего, но она еще не закончена. Я написал ее единым духом после того, как почти два года, каждый вечер, передавал по телефону в Нью-Йорк две колонки об ужасах гражданской войны».
Это искреннее признание Эрнеста Хемингуэя, прозвучавшее в одном из его интервью парижскому журналу «Ар» за несколько лет до собственного жизненного финала, подчеркивает особое значение романа в творческой и духовной биографии писателя. Подобно важному для романа образу моста, который символизирует одновременно и противостояние, и взаимосвязь «горнего» и «дольнего», мира земного и мира небесного, точку наивысшего напряжения переходной ситуации, силу и величие незавершенности боя, бесконечности сопротивления; сам роман «По ком звонит колокол» (1940) знаменует важную веху в духовных исканиях писателя, отмечая переход от «документальности» проблематики ранней прозы к усилению философской ноты, притчевого начала в творчестве Хемингуэя 40х-50х гг. (в эти годы он написал знаменитые «За рекой в тени деревьев» и «Старик и море»).
Писатель отлично понимал, что для Гражданской войны в Испании элемент, связанный с верой и религией, очень силен, поэтому его роман от начала до конца пронизан христианским символизмом. Важно, что это не отражало личных воззрений Хемингуэя на веру – писатель не был церковным человеком.
Однако христианские аллюзии и образы, включенные им в текст, носят духовный характер. Так, независимо от религиозных взглядов самого писателя, это произведение имеет серьезное духовное измерение. Религиозно-философский вектор романа намечается уже в самом заглавии и эпиграфе ко всему произведению: фрагмент из духовного сочинения «Молитвы по возникающим поводам» («Размышление» XVII) английского поэта-метафизика, проповедника и настоятеля лондонского собора Святого Павла Джона Донна (1572-1631) выражает основную идею романа через диалог с христианской литературой (сам роман в жанровом отношении можно назвать реквиемом, гимном величия павших и непобежденных) – единство человека с общим замыслом Творца.
Отрывок из романа «По ком звонит колокол» (глава двадцать семь)
Капитан лежал на склоне лицом вниз. Левая рука подогнулась под тело. Правая, с револьвером, была выброшена вперед. Снизу со всех сторон стреляли по вершине холма.
Скорчившись за валуном, думая о том, как ему сейчас придется перебегать открытое пространство под огнем, лейтенант Беррендо услышал низкий сиплый голос Глухого, несшийся сверху.
На вершине холма Глухой, припав к своему пулемету, смеялся так, что вся грудь у него болела, так, что ему казалось, голова у него вот-вот расколется пополам.
Он еще и второго офицера постарается уложить, пусть только тот вылезет из-за валуна. Рано или поздно ему придется оттуда вылезть. Глухой знал, что командовать из-за валуна офицер не сможет, и ждал верного случая уложить его.
И тут остальные, кто был на вершине, услышали шум приближающихся самолетов.
Фото Steve Johnson
В эту самую минуту лейтенант Беррендо выскочил из-за валуна и, пригнув голову, быстро перебирая ногами, помчался по склону наискосок вниз, туда, где под прикрытием скал был установлен пулемет.
Эль Сордо, занятый самолетами, не видел, как он побежал.
Самолеты все приближались. Они летели эшелонированным строем и с каждой секундой становились больше, а шум их все нарастал.
Он все время не спускал с них глаз.
— Игнасио, подержи мне треногу.
Лежа на животе, подняв только голову, чтобы следить за приближением самолетов, Игнасио собрал все три ножки вместе и попытался придать устойчивость пулемету.
Фото Steve Johnson
Он помнил только: в час наш смертный. Аминь. В час наш смертный. Аминь. В час наш. Аминь. Остальные все стреляли. Ныне и в час наш смертный. Аминь.
Потом, за грохотом пулемета, послышался свист, от которого воздух рассекло надвое, и в красно-черном реве земля под ним закачалась, а потом вздыбилась и ударила его в лицо, а потом комья глины и каменные обломки посыпались со всех сторон, и Игнасио лежал на нем, и пулемет лежал на нем. Но он не был мертв, потому что свист послышался опять, и земля опять закачалась от рева. Потом свист послышался еще раз, и земля ушла из-под его тела, и одна сторона холма взлетела на воздух, а потом медленно стала падать и накрыла их.
Три раза самолеты возвращались и бомбили вершину холма, но никто на вершине уже не знал этого. Потом они обстреляли вершину из пулеметов и улетели. Когда они — в последний раз пикировали на холм, головной самолет сделал поворот через крыло, и оба других сделали то же, и, перестроившись клином, все три самолета скрылись в небе по направлению к Сеговии.
Фото Steve Johnson
Лейтенант Беррендо стоял на вершине и глядел вниз, на склон, усеянный телами своих, потом поднял глаза и посмотрел вдаль, туда, где они скакали за Глухим, прежде чем тот укрылся на этом холме. Он отметил в своей памяти всю картину боя и потом приказал привести наверх лошадей убитых кавалеристов и тела привязать поперек седла так, чтобы можно было доставить их в Ла-Гранху.
Потом он пошел к телу лейтенанта, убитого при первой попытке атаки. Он посмотрел на него, но не притронулся.
Que cosa mas mala es la guerra, сказал он себе, что означало: какая нехорошая вещь война. Потом он снова осенил себя крестом и, спускаясь с холма, прочитал по дороге пять «Отче наш» и пять «Богородиц» за упокой души убитого товарища. Присутствовать при выполнении своего приказа он не захотел.
Краткое содержание романа Эрнеста Хемингуэя “По ком звонит колокол”
Необычное название романа восходит к проповеди Джона Донна, жившего в XVII веке. Донн был английским священником. В свободное время он писал стихи. Отрывок из проповеди священника Хемингуэй использовал в качестве эпиграфа для своего произведения. Роман был опубликован в 1940 году. Писатель признался в том, что создавая образ Марии, он представлял себе Ингрид Бергман. Несколько лет спустя известная актриса действительно сыграла роль партизанки в одноимённом фильме.
Американец влюбляется в Марию. Фашисты надругались над девушкой, а её родителей убили. Оставшись без семьи, Мария решил примкнуть к партизанам. Роман между Джорданом и испанской девушкой развивается очень быстро. Уже в первую ночь пребывания Роберта в отряде Мария приходит к нему.
Джордан, Пилар и Мария отправляются к Эль Сордо, командиру другого партизанского отряда, чтобы просить у него помощи. Неожиданно пошёл снег. Снегопад в конце мая – явление достаточно необычное. Роберт опасается, что перемена погоды может сорвать готовящуюся операцию. Кроме этого, его беспокоит Пабло, который постоянно пьян. Сотрудничество с ненадёжным человеком может плохо закончиться. Ситуация осложняется тем, что отряд Эль Сордо был вынужден вступить в бой с фашистами. Все партизаны погибли.
Роберту всё-таки удалось подорвать мост. Он не погиб, как предполагал, но по трагической случайности сломал ногу. Теперь Джордан не мог отступать со своими товарищами по оружию. Мария не хочет его покидать. Но главный герой уговаривает девушку уйти. Роман заканчивается тем, что Роберт остаётся лежать один под деревом. Он хочет закончить свою жизнь достойно. Джордан ждёт отряд противника, чтобы открыть по нему огонь.
Характеристика персонажей
Роберт Джордан и Пилар заслуживают внимания читателя больше, чем другие персонажи. Они не противопоставлены, но и не подобны друг другу.
Цыганка Пилар
Несмотря на свой пророческий дар, цыганка высказывает атеистические идеи о том, что Бога, очевидно, нет. Если бы он существовал, он не допустил бы кровопролитий и жестокости. Пилар отличается нехарактерным для цыган патриотизмом. Она привязана к своей стране и хочет посвятить свою жизнь борьбе за счастье своих соотечественников.
Роберт Джордан
Роберт не мог оставаться в стороне от трагедии, которую переживал испанский народ. Его многое связывает с Испанией, он часто бывал здесь до начала войны. У себя на родине Роберт преподаёт испанский язык в университете. Джордан не склонен к политике. Он выступает на стороне народа, а не власти. Войну непременно нужно выиграть, считает Роберт. А когда всё закончится, он напишет книгу о своих приключениях в Испании.
Героический поступок
Главный герой не боится смерти. Он считает, что прожил свою жизнь не зря. Единственное его желание – выполнить свой последний долг, задержать врага и дать возможность партизанскому отряду уйти от преследования.
В ночь перед диверсией Роберт вспоминает своего деда, который тоже воевал. Он участвовал в войне между южными и северными штатами. Провалить операцию для Роберта – значит осквернить память деда. В глубине души главный герой понимает, что на стороне фашистов воюют такие же простые бедные люди, как и те, среди которых он оказался. Но Роберт старается отогнать от себя эти мысли, чтобы не испытывать жалости к «неприятелю».
Обязательно прочитайте повесть Эрнеста Хемингуэя “Старик и море”, за которую автор получил Нобелевскую премию. Это книга о жизни и борьбе за свое место под солнцем.
В следующей статье мы рассмотрим роман Хемингуэя “Прощай, оружие”, в которой автор, участвующий в Первой мировой войне, заявляет о ее бессмысленности и неоправданности.
Одно из главных назначений романа – заставить читателя задуматься о сущности войны или революции. Гражданская война – это совершенно особенный вооружённый конфликт. Когда враг приходит из другой страны, ни у кого не возникает вопроса, нужно ли его уничтожать. Безусловно, нужно. Люди должны сплотиться и общими силами избавиться от захватчика. Однако когда врагами друг друга считают граждане одного государства, у многих может возникнуть вопрос о справедливости такой вражды.