О чем заботились в обломовке
Описание деревни Обломовка и ее жителей в романе И.А. Гончарова «Обломов»
Описание жизни в Обломовке
Жизненный уклад обитателей идет по плану (поспать и поесть), ни к чему не стремятся, любимое занятие отдыхать и веселиться, разговаривают только между собой. С другими селами обломовцев ничего не объединяет, потому что они не общаются.
Характерной чертой деревни являются полуразрушенные дома. Даже господское поместье заброшено, потому что обломовцы не любили что-то делать. Когда рухнула часть галереи, находящаяся вокруг имения, то решили подпереть оставшееся строение фрагментами этого здания. Жители не хотели работать, потому что ощущали труд как наказание. Всегда пытались найти метод для избежания занятий.
Счет дням ведут не по календарю, а по разным, ежедневным праздникам, потому что гостей было много. Жители любили вкусно покушать и с огромной заботой относились к приготовлению пищи. После еды обязательно нужно отдохнуть.
Цитата из текста девятой главы романа, кратко рассказывает о послеобеденном сне в поселке: «…ни древо, ни вода не шевельнутся; над деревней и полем покоится глубокая тишь — все как будто вымерло».
Население проживало день следующим образом. Проснулись и поели, затем начинаются приготовления обеда. Ели и ложились спать. Когда просыпались, то ходили на речку камушки покидать. Вечером говорили, что прошел день и слава богу, дай завтра также прожить. День за днем все предсказуемо и скучно, да и народ этому рад, потому что так существовали их предки, и они не думают о чем-то другом. Люди здесь почти не болели и долго жили.
Характеристика Обломова
В Обломовке вырос главный герой Илья Ильич. У него было много слуг, которые ухаживали, кормили и веселили. Однажды мальчик решил одеться сам, а ему родители с удивлением запретили. Думали зачем что-то делать, если есть множество прислуг. Персонажу разрешалось поступать так, как он хочет, кроме прогулки у развалившейся галереи.
Со временем старинные рецепты вкусной еды потерялись, пришли в негодность несколько производств. Поэтому Илья получал маленький доход от деревни. Жил в городе и не думал приехать обратно домой, хотя с наследственным гнездом у него связаны наиболее теплые воспоминания.
Барин вспоминает о том, как слуга ему читала сказки всегда со счастливым концом, где добро побеждает зло. Отец смотрит в окно за тем, что происходит на улице. Мать следит за приготовлением еды. Считал такое место лучшим для существования, потому что время протекало спокойно и не нарушался образ жизни, в котором все делают за него.
Мечтает создать такую же Обломовку, чтобы были дети, много прислуг и неспешная, монотонная жизнь.
Отчасти что-то удается устроить. Например, если описать его деятельность в городе, то он только спит. Пищу готовит кухарка Анисья, а прислуга Захар, который с детства приглядывает за барином, занимается делами за него.
Описание обломовщины
Из произведения можно рассказать о смысле этого слова. Явление показывает сущность эпохи, описанной в романе. Такое понятие актуально и в наше время, потому что охватывает многих людей, похожих на персонажей.
Когда человек ставит цель, то ленится и не добивается, обещает что-то сделать и не делает. Даже готов отказаться от желания, чтобы не перетрудиться и не напрягаться.
Ничего не делать и переложить все проблемы на сторону другого человека. Это последствия воспитания общества. Обязательно нужно меняться в такой ситуации, чтобы с гордостью сказать, что побороли «обломовщину».
Жизнь в Обломовке в романе «Обломов» Гончарова: образ жизни обломовцев
Илюша Обломов и няня. Художник П. Н. Пинкесевич |
Деревня Обломовка играет важнейшую роль в жизни Ильи Обломова, главного героя знаменитого романа И. А. Гончарова «Обломов».
В этой статье представлено описание жизни в Обломовке в романе «Обломов»: образ жизни обломовцев и т.д.
Жизнь в Обломовке в романе «Обломов»: образ жизни обломовцев
«. Старик Обломов как принял имение от отца, так передал его и сыну. «
«. Обитатели этого края далеко жили от других людей. Ближайшие деревни и уездный город были верстах в двадцати пяти и тридцати. «
«. Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их. «
«. Как все тихо, все сонно в трех‑четырех деревеньках, составляющих этот уголок. «
«. все дышало тою же первобытною ленью, простотою нравов, тишиною и неподвижностью. «
«. В Обломовке мужики смирные, домоседы; что им шататься. «
«. Крестьяне в известное время возили хлеб на ближайшую пристань к Волге да раз в год ездили некоторые на ярмарку, и более никаких сношений ни с кем не имели. «
«. родительский дом, с покривившимися набок воротами, с севшей на середине деревянной кровлей, на которой рос нежный зеленый мох, с шатающимся крыльцом, разными пристройками и настройками и с запущенным садом. «
«. Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. Какие телята утучнялись там к годовым праздникам! Какая птица воспитывалась. «
«. главною заботою была кухня и обед. Об обеде совещались целым домом. «
«. И в доме воцарилась мертвая тишина. Наступил час всеобщего послеобеденного сна. «
«. И садовник растянулся под кустом в саду, подле своей пешни, и кучер спал на конюшне. «
«. Илья Ильич заглянул в людскую: в людской все легли вповалку, по лавкам, по полу и в сенях. «
«. Они сносили труд как наказание, наложенное еще на праотцев наших, но любить не могли, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должным. «
«. Их загрызет тоска, если завтра не будет похоже на сегодня, а послезавтра на завтра. Зачем им разнообразие, перемены, случайности, на которые напрашиваются другие? Пусть же другие и расхлебывают эту чашу, а им, обломовцам, ни до чего и дела нет. «
«. Они никогда не смущали себя никакими туманными умственными или нравственными вопросами: оттого всегда и цвели здоровьем и весельем, оттого там жили долго. «
Это было описание жизни в Обломовке в романе «Обломов» Гончарова: образ жизни обломовцев, распорядок дня жителей.
Описание деревни Обломовка в романе «Обломов»: образ, характеристика в цитатах
Письмо в Обломовке. Художник Л. Красовский |
Ленивый барин Илья Ильич Обломов является главным героем знаменитого романа «Обломов» Гончарова.
Описание деревни Обломовка в романе «Обломов»: образ и характеристика в цитатах
«. в одной из отдаленных губерний, чуть не в Азии. «
«. Что же с: тысячу двести верст не Бог знает что. «
«. Обломовка была в таком затишье, в стороне, а теперь ярмарка, большая дорога. «
«. Весь уголок верст на пятнадцать или на двадцать вокруг представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей. «
«. все дышало тою же первобытною ленью, простотою нравов, тишиною и неподвижностью. «
«. Обломовка: там вечный праздник! Там сбывают с плеч работу, как иго; там барин не встает с зарей и не ходит по фабрикам около намазанных салом и маслом колес и пружин. «
«. по смерти отца и матери он стал единственным обладателем трехсот пятидесяти душ. «
«. Со времени смерти стариков хозяйственные дела в деревне не только не улучшились, но, как видно из письма старосты, становились хуже. «
«. Холста нашего сей год на ярмарке не будет: сушильню и белильню я запер на замок. «
«. рецепт пива, которое особенно хорошо варили в Обломовке. «
«. А под Иванов день еще три мужика ушли. «
«. мужики избалованы, старосты нового не слушают, а старый плутоват, за ним надо смотреть. «
«. Другие больно пьют и просятся на оброк. «
«. уже от семи до десяти тысяч рублей ассигнациями дохода. «
«. кажется, тысяч семь, восемь… худо не записывать. «
Это было описание деревни Обломовка в романе «Обломов» Гончарова: образ и характеристика в цитатах.
Пример сочинения 1
Авторская позиция по отношению к образу Обломова противоречива. Показывая пустоту и инертность уже изжившей себя патриархально-помещичьей среды, писатель вместе с тем противопоставляет нравственную цельность Обломова и «обломовцев» бездушию дворянско-чиновничьего общества в лице Алексеева, Тарантьева, Мухоярова, Затертого и др.
Гончаров раздвигает рамки социально-бытового романа, обнаруживая черты Обломова не только в эпохе, среде, но и в недрах русского национального характера. Главным достоинством писателя можно считать раскрытие личности на фоне исторического развития нации.
Гончаров пытался найти связующие нити разрозненных явлений русской жизни. Эта традиция будет продолжаться в произведениях Л. Толстого, Ф. Достоевского.
Пример сочинения 2
«Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием».
И. А. Гончаров.
Роман «Обломов» был написан И.А.Гончаровым в 1859 году и тотчас же привлек внимание критиков поставленными в романе проблемами. «Обломов» является социально-психологическим романом, изображающим губительное влияние дворянско-помещичьей среды на человеческую личность. Автор с объективной точностью и полнотой изобразил русскую жизнь первой половины XIX века, которую наблюдал с самого детства.
Главным героем романа является Обломов Илья Ильич – это человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Сюжет романа – это жизненный путь Ильи Ильича, с детских лет и до самой его смерти. Основная тема романа – это «обломовщина» – образ жизни, жизненная идеология; это апатия, пассивность, оторванность от действительности, созерцание жизни вокруг себя, но главное – это отсутствие труда, практическая бездеятельность.
Понятие «обломовщина» применимо далеко не к одной Обломовке с ее обитателями, это «отражение русской жизни», ключ к разгадке многих ее явлений. В XIX веке жизнь многих русских помещиков была аналогичной жизни обломовцев, и потому «обломовщину» можно назвать «господствующей болезнью» того времени. Суть «обломовщины» раскрывается Гончаровым посредством изображения жизни Обломова, большую часть которой герой проводит, лежа на диване, мечтая и строя всевозможные планы.
Воспитание, атмосфера, в которой рос маленький Обломов, сыграли огромную роль в формировании его характера и мировоззрения.
Родился Илья Ильич в Обломовке – этом «благословенном уголке земли», где «нет ничего грандиозно¬го, дикого и угрюмого», нет «ни страшных бурь, ни разрушений», где господствуют глубокая тишина, мир и невозмутимое спокойствие. В имении Обломовых традиционным был полуденный «все¬поглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти». И маленький Илюша рос в этой атмосфере, был окружен заботой и вниманием: его мать, няня и вся многочисленная свита дома Обломовых осыпали мальчика ласками и похвалами. Малейшая попытка ребёнка сделать что-либо самостоятельно тут же подавлялась: бегать куда-либо ему часто запрещалось, в четырнадцать лет он был не в состоянии даже сам одеться.
Таким образом, Илья Ильич все больше «пропитывался обломовщиной», в его сознании формировался постепенно идеал жизни. Уже взрослому Обломову была свойственна, по-моему, детская мечтательность. Жизнь в мечтах представлялась ему спокойной, размеренной, стабильной, а любимая женщина — по своим качествам больше напоминающая мать – любящей, заботливой, участливой. Обломов настолько погрузился в мир своих грез, что полностью оторвался от действительности, которую он был не в состоянии принять. Но привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других развила в нем нравственное рабство.
К 32 годам Илья Ильич превратился в «байбака» – апатичное существо, жизнь которого ограничивается квартирой на Гороховой улице, халатом из персидской материи и лежанием на диване. Зачем эта борьба, когда можно жить на деньги, которые он получает с имения. Постепенно он порывает со службой, а потом и с обществом.
Пример сочинения 3
Роман Гончарова «Обломов» является знаковым произведением литературы 19 века, затрагивающим как остросоциальные, так и многие философские проблемы, оставаясь актуальным и интересным современному читателю. Идейный смысл романа «Обломов» основан на противопоставлении активного, нового социального и личностного начала с устаревшим, пассивным и деградирующим. В произведении автор раскрывает эти начала на нескольких бытийных уровнях, поэтому для полного понимания смысла произведения требуется подробное рассмотрение каждого из них.
В романе «Обломов» Гончаров впервые ввел понятие «обломовщины» как обобщенного названия устаревших патриархально-поместничьих устоев, личностной деградации, и жизненного застоя целого общественного пласта российского мещанства, не желающего принимать новые общественные тенденции и нормы. Данное явление автор рассматривал на примере главного героя романа – Обломова, детство которого прошло в далекой Обломовке, где все жили тихо, ленно, мало чем интересуясь и почти ни о чем не заботясь. Родная деревня героя становится воплощением идеалов российского старомещанского общества – своеобразной гедонистической идиллией, «законсервированным раем», где не нужно учиться, работать или развиваться.
Изображая Обломова как «лишнего человека», Гончаров, в отличие от Грибоедова и Пушкина, у которых персонажи данного типа опережали общество, вводит в повествование героя, отстающего от общества, живущего далеким прошлым. Активная, деятельная, образованная среда угнетает Обломова – ему чужды идеалы Штольца с его трудом ради труда, даже возлюбленная Ольга опережает Илью Ильича, подходя ко всему с практичной стороны. Штольц, Ольга, Тарантьев, Мухояров, другие знакомые Обломова – представители нового, «городского» типа личности. Они более практики, чем теоретики, они не мечтают, а делают, создают новое – кто-то честно работая, кто-то обманывая.
Гончаров осуждает «обломовщину» с ее тяготением к прошлому, ленью, апатией и полным духовным отмиранием личности, когда человек по сути становится «растением», круглосуточно лежащим на диване. Однако образы современных, новых людей Гончаров также изображает неоднозначными – в них нет душевного спокойствия и внутренней поэтичности, которое было у Обломова (вспомним, что Штольц только отдыхая у друга находил это спокойствие, а уже замужняя Ольга грустит по чему-то далекому и боится мечтать, оправдываясь перед мужем).
В конце произведения Гончаров не делает определенного вывода, кто прав – практик Штольц или мечтатель Обломов. Однако читателю понятно, что именно из-за «обломовщины», как явления резко негативного и давно отжившего себя, «пропал» Илья Ильич. Именно поэтому общественный смысл романа Гончарова «Обломов» состоит в необходимости постоянного развития и движения – как в непрерывном строительстве и создании окружающего мира, так и работе над развитием собственной личности.
«Обломов» Гончарова — это в первую очередь роман о пороке людей. Часто читатель замечает сходство главного персонажа как с Иваном Александровичем, так и со многими людьми. Автор пытался показать очередной недостаток человека.
Герой апатичен, неопрятен, ленив, но читатель его полюбил лишь из-за того, что у него есть душа и он ее не стыдится показать. «Вы считаете, что для мысли сердце не нужно? Нет, она зарождается любовью», — именно так звучит один из самых важных монологов в романе, который закладывает смысл и суть произведения «Обломов».
В заключение стоит отметить, что роман И.А. Гончарова «Обломов» уникален своим «бессмертием» и актуален во все времена именно из-за того, что автору удалось поднять вечные для человечества и конкретно для России вопросы. Я считаю, что для современного общества наиболее актуален ряд нравственно-философских проблем, поднятых автором, проблем, связанных с моральными устоями общества и реализации себя в жизни, ведь Обломова можно считать попросту нереализованным в жизни человеком. В современном мире образовалось довольно много эволюционировавших «Обломовых», неспособных к движению и стремлению к прогрессу и развитию. Да, каждый день в мире происходят новые открытия, но за ними стоит немногочисленная часть людей, способных к творчеству. Отсутствие мотивации или неправильная мотивация, апатия и нежелание расширять свой кругозор — невероятно распространенные явления нынешнего времени, ставящие людей и общество в тупик. Тенденция отречения от какой-либо деятельности, полезной для общества, может в будущем оказаться страшной общественной проблемой.
Таким образом, можно утверждать, что И.А. Гончаров сумел увековечить свое произведение в истории русской литературы, затронув широкий спектр «бессмертных» вопросов и проблем человечества.
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Цель занятия — определить роль главы «Сон Обломова» в раскрытии сути персонажа.
Сон ‒ это композиционный элемент произведения, отличительной чертой которого является максимальная сжатость, схематичность; обилие символики; стилевое несоответствие ко всему произведению. Введение сна помогает писателю создать переход от одного эпизода к другому, переход от прошлого к настоящему или от настоящего к будущему или для создания особого настроения.
Важный эпизод романа — «Сон Обломова». Он помогает читателю понять натуру персонажа. Герой задаёт себе вопрос: «Отчего я…такой. » Находясь в Петербурге, Обломов засыпает и видит сон о родной Обломовке, о счастливых воспоминаниях детства, важном периоде формирования личности. Сон позволяет зримо представить среду, взрастившую Илью Ильича, социальные и нравственные истоки его личности, причины его трагедии.
«Благословенный уголок», «чудный край», «нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого», «небо там» «ближе жмётся к земле», «чтоб обнять её покрепче, с любовью», «как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод». «Солнце светит ярко и жарко», «удаляется не вдруг, точно нехотя». «Весь уголок» «представлял ряд живописных этюдов, весёлых, улыбающихся пейзажей». «Измученное волнениями» «сердце так и просится спрятаться в этот забытый всеми уголок и жить никому не ведомым счастьем». Прекрасная природа подчёркивает состояние душевной гармонии. Пейзаж, как художественное средство, воссоздаёт атмосферу, воспитавшую Илью Обломова. «Зачем оно, это дикое и грандиозное? — спрашивает он себя при созерцании мирной обломовской природы. — Море, например? Бог с ним. Оно наводит только грусть на человека: глядя на него, хочется плакать. Сердце смущается робостью перед необозримой пеленой вод. ». Горы и пропасти тоже не привлекают: «Они созданы не для увеселения человека. Они грозны, страшны». Однако небо в Обломовке «ближе жмётся к земле, но не с тем, чтобы метать сильнее стрелы, а разве только чтобы обнять её покрепче, с любовью…».
Обратите внимание, что в Обломовке «по указанию календаря наступит в марте весна» и жизнь обитателей Обломовки подчинена этому календарному циклу, точно так же, как и умиротворённость природы, её спокойствие без чего-то «грандиозного» и «дикого» становится образом жизни людей, живущих в Обломовке…
Гончаров снова от описания масштабного – пейзажа – переходит к более конкретному, к меньшему – это сами обломовцы. Давайте поговорим об их образе жизни. Цитаты из текста покажут максимально точно то, что Гончаров пытался до нас донести.
Итак, обратимся к тексту с цитаты: «Тишина и спокойствие царствуют в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их».
Какой мы можем сделать вывод, какой образ жизни был у обломовцев?
Спокойный, размеренный, без происшествий.
«Всякий знал самого себя». То есть жизнь каждого человека была направлена на него самого, он не пытался играть какую-то роль, он жил своей жизнью. Исходя из собственной природы и сущности, не стремился казаться каким-то другим, каждый знал свои желания, жил по своим мыслям и взглядам – вот он, тот Человек, которого так не хватает Обломову в Петербурге. Здесь каждый живет своей жизнью, в гармонии с собой, со своим представлением о должной жизни и своей судьбе.
«Интересы их были сосредоточены на них самих, не перекрещивались и не соприкасались ни с чьими». Жизнь Обломовцев была ограждена от окружающего мира, их не волновали глобальные проблемы, здесь жители не философствовали о том, какая жизнь там – за пределами Обломовки. Они живут в своём мире, тихо, мирно, никого не трогают.
«И как уголок их был почти непроезжий, то и неоткуда было черпать новейших известий о том, что делается на белом свете».
«Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть» «и что жить иначе – грех». Они СЧАСТЛИВЫ своей жизнью, они уверены, что их жизнь – истинная и другой им не надо, впрочем, про другую они ничего и не знали.
Однажды в Обломовке «был найден лежащий за околицей, в канаве» человек. Вспомним, как поступили с ним обломовцы.
«Прохожий сделал движение, чтоб приподнять голову, но не мог: он, по-видимому, был нездоров или очень утомлен.
Один решился было тронуть его вилой.
— Не замай! Не замай! — закричали многие. — Почем знать, какой он: ишь, не бает ничего; может быть, какой-нибудь такой. Не задайте его, ребята!
— Пойдем, — говорили некоторые, — право-слово пойдем: что он нам, дядя, что ли? Только беды с ним!
И все ушли назад, в деревню, рассказав старикам, что там лежит нездешний, ничего не бает, и бог его ведает, что он там.
— Нездешний, так и не замайте! — говорили старики, сидя на завалинке и положив локти на коленки. — Пусть его себе! И ходить не по что было вам!»
Они боялись допустить в свой благословенный уголок нездешнего, чтобы он не нарушил их покой, гармонию их жизни. Ничья жизнь даже не касалась их волнений, если это — нездешние люди.
Подумаем, доводилось ли что-нибудь в Обломовке до конца? Нет. «Одна изба попала на обрыв оврага, так и висит там…», «даже курице страшно в неё войти».
Давайте сделаем выводы по всему сказанному, какой образ жизни был у обломовцев? Жизнь обломовцев была отгорожена от внешнего мира, они жили в своём небольшом мире, который их полностью устраивает, они не знают другой жизни, и она им не интересна, и свой спокойный уголок они тщательно оберегают – не допускают в него чужих людей. В этой жизни есть что-то очень простое, первородное и природное, эпическое.
Мы обозначили образ жизни всех обломовцев. А теперь обратимся к семье Обломовых. Мы знакомимся с Ильёй Обломовым ещё маленьким: «Илья Ильич проснулся утром в своей маленькой постельке. Ему только семь лет. Ему легко, весело». Давайте цитатами из текста опишем, какой он – маленький Илья Ильич?
Каким мы видим маленького Обломова? Он жизнерадостный, живой, подвижный, естественный, ведёт себя как и все маленькие дети: шалит, бегает, познаёт мир. Ему всё интересно, и он как губка впитывает в себя все окружающие его явления.
И что же видит этот маленький человек, который как губка впитывает всё его окружающее? Посмотрим теперь, как живёт семья Обломовых. Чем они занимаются утром? Заботятся о том, что будет на обед. «Главною заботой была кухня и обед, об обеде совещались целым домом», «забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке». «А ребёнок всё наблюдал и наблюдал».
Что происходит в обед? Все сытно отобедают, потом «наступил час всеобщего послеобеденного сна». «Это был какой-то всепоглащающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти». «А ребёнок всё наблюдал и наблюдал».
А вечером? «Но вот начинает смеркаться. На кухне опять трещит огонь». «Люди играют в горелки», готовится ужин, затем все ужинают, ложатся спать. «Вот день-то и прошёл, и слава богу!»
Какой вывод мы можем сделать, как проходят дни в семье Обломовых? Спокойствие жизни подчинено времени суток и тем действам, которые традиционно принято совершать в то или иное время – утро – просыпаться, обед – обедать, ужин – ужинать.
Что было главным в жизни Обломовых? Вкусный обед и спокойный сон.
А Илья Ильич «всё наблюдал и наблюдал». Что повлияло на формирование сознания героя? Легенды и сказки, былины и притчи.
Илья Ильич был любопытным ребёнком, его особенно увлекали рассказы Милитрисы Кирбитьевны – его няни. О чём она ему рассказывала? О далёких краях, «где нет ни ночей, ни холода, где всё совершаются чудеса, где текут реки мёду и молока, где никто ничего круглый год не делает, а день-деньской только и знают, что гуляют… «что ни в сказке сказать, ни пером не описать» – о героях этих сказок.
Какое воображение было у маленького Ильи Ильича? Богатое, он живо воображал себе все картины, о которых рассказывала ему няня, а потом долго думал о них. Какие качества формируются у героя? Поэтическая мечтательность, чувство внутренней свободы.
«Сказка у него смешалась с жизнью». И теперь Обломов, зная, что нет молочных рек, теперь «он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка»
Можно сказать, что для маленького Ильи Ильича сказки его няни – это первый шаг в образовании. Он вздыхал и мечтал о таком мире, в котором всё так хорошо получается – чудеса случаются сами, для этого не надо прилагать никаких усилий, мир, в котором всё получается само собой. «Он печально озирается вокруг и всё видит в жизни вред, беду, всё мечтает о той волшебной стороне, где нет зла, хлопот, печалей…, где так хорошо одевают и кормят даром».
Образование продолжилось для Ильи Ильича частным пансионом в семье Штольцев, в селе Верхлёво. Изменилось ли что-нибудь там? «Обаяние обломовской атмосферы, образа жизни и привычек простиралось и на Верхлёво», «Там, кроме дома Штольца, всё дышало тою же первобытною ленью, простотою нравов, тишиною и неподвижностью».
Как к образованию относились в Обломовке, чувствовали ли внутреннюю потребность к обучению? «О внутренней потребности учения они имели ещё смутное о отдалённое понятие».
Какую судьбу прочили Илье Ильичу? «Мечтали о шитом мундире для него», «воображали его советником в палате, а мать даже и губернатором».
Но прикладывали ли они силы для осуществления этих фантазий? Нет, они хотели «учиться слегка, не до изнурения души и тела, не до утраты благословенной, в детстве приобретённой полноты, а так, чтоб только соблюсти предписанную форму».
Обратите внимание, чем занимались в Обломовке после обеденного сна: «После чая все займутся чем-нибудь: кто пойдёт к речке и тихо бродит по берегу, толкая ногой камешки в воду, другой сядет к окну и ловит глазами каждое мимолётное явление…»
Наблюдает ли мальчик около себя движение жизни, деятельность, её бурление? Что делают с ним, когда он сам начинает бегать, шалить, проявлять свою активность и любознательность? Его останавливают: «Ах ты, господи, что за ребёнок! За юла такая! Да посидишь ли ты смирно, сударь? Стыдно!»
Задумываются ли обломовцы о смысле своего существования? «Делали ли они себе вопрос: зачем дана жизнь? Бог весть. И как отвечали на него? Вероятно, никак: это казалось им просто и ясно», не понимали обломовцы «круговорота вечных стремлений», боялись «увлечения, страстей». «Добрые люди понимали её (жизнь) не иначе, как идеалом покоя и бездействия».
Как в Обломовке относятся к труду? «Сносили его как наказание», «жизнь как покойная река текла мимо них».
По каким законам живут в Обломовке? Следуя традициям: «как только рождался ребёнок» его крестили, потом «приискивали ему подругу», «потом уже начинались повторения: рождение детей, обряды, пиры…» и «так жизнь по этой программе и тянется беспрерывной однообразною тканью, незаметно обрываясь у самой могилы». «В этом и весь пафос жизни». И в этом тоже есть что-то первобытное, идущее от начала бытия.
Стремились ли обломовцы жить иначе? «Другой жизни и не хотели, и не любили бы они. Им было бы жаль, если бы обстоятельства внесли перемены в их быт, какие бы то ни были». «Они не представляли себе другого житья-бытья, а если б и смогли представить, то с ужасом отвернулись бы от него. Другой жизни и не хотели и не любили бы они. Им бы жаль было, если б обстоятельства внесли перемены в их быт, какие бы то ни были. Их загрызет тоска, если завтра не будет похоже на сегодня, а послезавтра на завтра».
Нежелание изменить свою жизнь доказывается и ситуацией с письмом. Обломовым пришло письмо, его принёс обломовский мужик. «Все обомлели, хозяйка даже изменилась в лице», «Что за диковина! От кого это?», «Полно, не распечатывай, Илья Иванович, – с боязнью остановила его жена», и письмо пролежало четыре дня под замком.
Что доказывает эта ситуация? Обломовцы боятся разрушить свой мир, боятся, что нечто внешнее проникнет в их спокойную, устоявшуюся жизнь.
«А ребёнок всё наблюдал и наблюдал». Видим ли мы в Илье Ильиче изменения в сторону образа жизни обломовцев? «Может быть, Илюша уж давно замечает и понимает, что говорят и делают при нём…», «Может быть, детский ум его давно решил, что так, а не иначе следует жить, как живут около него взрослые. Да и как иначе прикажете решить ему?»
Если у Ильи Ильича было изначально желание сделать всё самому, то как это желание меняется? Он чувствует теперь себя барином, «захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть – уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желания», «ему вдруг хочется сделать всё самому, но тут вдруг отец и мать, да три тётки в пять голосов и закричат: Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что?»…И что он усвоил?
Как вы понимаете такое сравнение Гончарова: «И Илюша с печалью оставался дома, лелеемый, как экзотический цветок в теплице, и так же, как последний под стеклом, он рос медленно и вяло. Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая»? Опека, которая была над Обломовым, со стороны родителей и нянек не давала ему проявиться и развиться в нём стремлений, своевольного свободного движения, его силам не давали выхода, и они затухали в нём самом…
Давайте обратимся к заключительному моменту в главе «Сон Обломова». Илья Ильич убегает из дома в мороз, чтобы поиграть с мальчишками в снежки. «А в доме гвалт: Илюши нет! Крик, шум. На двор выскочил Захарка, за ним Васька, Митька, Ванька — все бегут, растерянные, по двору. …Окутали его в захваченный тулуп, потом в отцовскую шубу, потом в два одеяла и торжественно принесли на руках домой. …Напоили его мятой, там бузиной, к вечеру еще малиной и продержали дня три в постели, а ему бы одно могло быть полезно: опять играть в снежки. » Так заканчивается глава «Сон Обломова».
Почему Гончаров именно так заканчивает главу, в которой представляет читателю, почему Илья Ильич стал таким, каким стал? Гончаров словно говорит о том, что Илье Ильичу не помешало бы движение. Ему мешала чрезмерная опека. Его обломовская жизнь «закутала в шубу» и обездвижила, а полезнее ему было бы другое – свобода проявления своей подвижности, активности, деятельности, ему надо было дать возможность жить своей жизнью.
ЗА Обломовку. В чём же обаяние обломовской жизни?
В обломовской жизни нас привлекает стабильность – обломовцы живут так, как жили их отцы и деды – «первобытная» жизнь, та, которая была заложена уже давно, испокон веку, это жизнь в традициях. Нас привлекает естественность обломовской жизни, её простота, тот порядок жизни, который заложен обломовцами: каждый знает своё место, чётко понимает свои обязанности, своё место в этой жизни. Идеальный мир Обломова — в родительском доме, где ему весело и легко. Там царят умиротворение, покой и любовь.
ПРОТИВ Обломовки. В чём же минусы обломовской жизни?
Минусом такой жизни может стать её однообразие, её нежелание принимать и узнавать другие формы жизни, её нежелание меняться, впустить движение, новизну. «Всепоглощающий сон» обломовской жизни, ограждённость этого небольшого мира от всего внешнего – это вряд ли мог стать плюсом в полной мере, это и минус. Обломовка не может меняться, это значит, она не может не только «впускать» в себя невзгоды и беды со стороны, но и не может перенять лучшее, что может предложить окружающий мир.
Сон Обломова дает нам объяснение того, как Илья Обломов превратился из бодрого, резвого мальчугана в человека, не желающего двигаться, практически применять свои знания, воплощать в реальности свои идеи, отчуждённым от внешнего мира. Жизнь, как мы знаем, разрушила идеал Обломова, его представления о назначении человека, о любви, о счастье.
Сон Обломова поведал нам о детстве и отрочестве героя. Нам стали ясны причины того, почему Илья Обломов прячется в своем кабинете от окружающего его мира, как пряталась Обломовка от всех стихий. После сна – Возрождение! Таким образом, этот эпизод связал нам воедино прошлое и настоящее Обломова, разрешив вопрос о том, как появился вообще такой человек – Илья Обломов, в котором соединились приятные, добрые черты и полная индифферентность к происходящему, желание полного отчуждения, Бессилие, безволие. Если взглянуть шире, то сон – общее состояние Обломова. Обломовка живет только для того, чтобы утром проснуться, а вечером уснуть. Сон – состояние покоя, к нему стремится Обломов, он бежит от суеты к себе в кабинет, на свой диван, заворачивается в свой халат. И только во сне Обломов полностью свободен и повелевает временем и пространством, может увидеть давно умершую мать, отчего на его щеке станут «неподвижно две теплые слезы«, может переместиться в «благославенный уголок«. Обломов стремится ко сну как к своей свободе. Сон становится метафорой жизни Обломова. Сон заставлял «человека творить среди естественного мира другой, несбыточный, и в нем искать разума и потехи праздному воображению или разгадки обыкновенных сцеплений обстоятельств и причин явления вне самого явления». В этой строчке «Сна Обломова» и отразился весь роман И. А. Гончарова «Обломов».
ВЫВОД.
И. А. Гончаров показывает, как среда влияет на человека и определяет его дальнейшую жизнь. Сон Обломова объясняет, почему хорошие, светлые начала его души всё-таки в полной мере так и остались нереализованными, почему пропал, погиб, был отброшен от прямого человеческого назначения человек с чистой и ясной душой, добрый, умный, нежный, благородный. «Крепостное право» способствовало формированию лени, безделья и у высшего сословия, и у