О чем вся великая русская классика

О чем вся великая русская классика? Об абсолютной невыносимости российской жизни в любом ее аспекте. И все. Ничего больше там нет. А мир хавает. И просит еще Для них это короткая инъекция счастья. Они на пять минут верят, что ад не у них, а у нас. Но ад везде, где бьется человеческая мысль. Страдает не одна Россия. Страдает все бытие. У нас просто меньше лицемерия и пиара.

ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

Чем больше мы отдаём другим радости, нежности и любви, тем больше у нас счастья. Это как колодец с солнцем, где никогда не будет дна!

Чем больше у человека привязанностей, тем обременительнее для него жизнь и тем больше он страдает, когда приходится с ней расставаться.

С каждой минутой у нас все больше прошлого и все меньше будущего. Цените свое настоящее!

Мы ожидаем от женщин, что они будут работать, как-будто у них нет детей. Растить детей, как-будто у них нет работы. И при этом выглядеть, как-будто у них нет ни детей, ни работы.

С каждым годом у нас все больше прошлого и все меньше будущего. Цените свое настоящее!

Трагедия современного человека не в том, что он знает все меньше и меньше о смысле своей жизни, а в том, что все меньше и меньше его это беспокоит.

Человек страдает, когда не получает того, чего хочет. Но еще больше он страдает, когда не может понять, чего он хочет.

Демократия у нас на всех одна, поэтому её на всех и не хватает!

Добрые дела, которые совершаются не из любви к людям и не из заботы о них, а для спасения собственной души, совсем не добрые. Где нет любви, там нет и добра.

У всех свой путь, своя цель, но всех нас ждет один конец. Все дороги ведут в никуда. Значит вся радость и смысл не у цели, а в самой дороге.

Источник

О чем вся великая русская классика? Об абсолютной невыносимости российской жизни в любом ее аспекте. И все. Ничего больше там нет. А мир хавает. И просит еще.

ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

В жизни нет ничего сложного. Это мы сложны. Жизнь – простая штука, и в ней чем проще, тем правильнее.

Вы приходите в мир ни с чем, и цель вашей жизни состоит в том, чтобы сделать что-нибудь из ничего.

Мысль — тоже действие; нет ничего плодотворнее ее влияния на мир.

Не печальтесь ни о чем заранее и не радуйтесь тому, чего еще нет.

В жизни каждого наступает момент, когда нужно понять, что старого больше нет. Оно было там, в прошлом, а сейчас развалилось окончательно и безвозвратно. Так мы учимся отпускать время.

Нет ничего более рабского, чем роскошь и нега, и ничего более царственного, чем труд.

Нет ничего прекрасней, чем когда кто-то молится за тебя, а ты об этом не знаешь. Это наивысшая форма уважения и заботы.

Нет ничего более преступного для финансового благополучия, чем придумать отличную идею и не удосужиться реализовать ее.

Женщины — это одно, а женщина — совсем другое. Можно все знать о женщинах вообще и ничего — об одной-единственной.

В ночной тишине больше мечтаешь о нежном слове одного человека, чем об аплодисментах тысяч людей.

Источник

Топ-10: Книги, которые заставят тебя полюбить русскую классику

У многих из нас словосочетание «русская классическая литература» вызывает приступ сонливости в сочетании с мыслью «лучше я все-таки посмотрю сериал».

И такую реакцию вполне можно понять. Так уж получилось, что те немногие произведения русских классиков, которые входят в список литературы в школах, формируют у школьников представление о том, что русская литература – это невообразимо скучное, растянутое на тысячу страниц повествование о страданиях русского народа, войне и тяжкой доле русской женщины. Это ошибочное мнение. Сокращенные до минимума школьные списки литературы создают ложное впечатление, что Толстой, Тургенев, Достоевский, Гончаров – авторы одного романа (и притом не самого интересного, как считают многие), в то время как их перу принадлежат десятки увлекательнейших произведений. Мы составили для тебя свой, альтернативный список произведений из русской классики, которые ты не сможешь закрыть, не дочитав до последней страницы. Однако будь осторожна: если начнешь читать вечером, рискуешь не оторваться до самого утра!

Л. Н. Толстой «Анна Каренина»

Сюжет: Книга эта, как ты наверняка знаешь, о любви трагической, разрушающей и в то же время искренней и всепоглощающей. В первом случае она счастливая и заканчивается хэппи-эндом, мы о Константине Левине и Китти Щербатской, а во втором случае это любовь Анны Карениной и Алексея Вронского.

Почему тебе это понравится: Во-первых, в «Анне Карениной» совсем нет войны, поэтому не бойся открывать эту книгу, если у тебя не пошла «Война и мир». Во-вторых, процентов девяносто девушек возрастной категории 14+ называют «Анну Каренину» своей любимой книгой – и мы уверены, что ты к ним присоединишься, прочитав это произведение. И, наконец, учти тот факт, что «Анна Каренина» – одно из любимых произведений русских классиков за рубежом. Может быть, потому, что она похожа на сценарий к невероятно трагичному голливудскому фильму. Но, увы, американцам так и не удалось экранизировать это произведение достойно.

Вместо какого фильма или сериала почитать: Вместо голливудской экранизации 2012 года с Кирой Найтли в главной роли.

И. А. Гончаров «Обыкновенная история»

Сюжет: Двадцатилетний романтик Александр Адуев живет в деревне под крылом заботливой матушки, встречается с девушкой Соней и мечтает стать знаменитым поэтом. Большие амбиции и жажда славы заставляют молодого человека покинуть родное гнездо и отправиться в Петербург – как говорится, людей посмотреть и себя показать. В столице за воспитание чувствительного юноши берется его дядя Петр Адуев, циник и скептик, который ставит себе цель выбить из племянника «романтическую дурь», в то время как по натуре добрый и восторженный Александр пытается построить писательскую карьеру и найти свою настоящую любовь.

Почему тебе это понравится: В эту невероятно трогательную, смешную и честную историю невозможно не влюбиться с первой же страницы. Вся соль книги – в диалогах старшего и младшего Адуевых, над которыми ты будешь и смеяться, и плакать. Однако хорошо подумай, прежде чем читать «Обыкновенную историю» – эта книга способна снять розовые очки с самого неисправимого романтика.

Вместо какого фильма или сериала почитать: Вместо всех мелодрам, снятых по книжкам Николаса Спаркса.

И. С. Тургенев «Таинственные повести»

Сюжет: Спорим, ты не знала, что автор романа «Отцы и дети» сочинил целый ряд мистических рассказов о вампирах, привидениях, зомби и прочей нечисти? Очень зря. Так вот, под конец жизни старик Тургенев ударился в оккультизм и, слегка подражая американцу Эдгару По (ну ты ведь читала «Лигейю» или «Падение дома Ашеров»?), написал с десяток леденящих душу повестей, которые мы настоятельно рекомендуем не читать на ночь. Среди лучших – рассказы «После смерти (Клара Милич)», «Песнь торжествующей любви», «Собака», «Рассказ отца Алексея», «Сон», «Призраки» и «Стук…Стук…Стук. ».

Почему тебе это понравится: Потому что это отличная возможность сравнить Эдварда Каллена с вампирами XIX века. Да и сам факт того, что автор «Отцов и детей» стоял у истоков фантастической литературы, кажется нам очень крутым.

Вместо какого фильма или сериала почитать: Вместо «Волчонка» и «Дневников вампира», да и любого фильма ужасов.

Ф. М. Достоевский «Подросток»

Сюжет: Главного героя этого остросюжетного романа зовут Аркадий Долгорукий, ему девятнадцать лет, и у него есть идея-фикс – стать богатым и влиятельным, как Ротшильд. Ну а поскольку такие мысли просто так не появляются, поясним, что Аркадий внебрачный ребенок богатого дворянина, выросший как крестьянский сын, то есть унижений гордому и самолюбивому подростку пришлось вкусить немало. Окончив гимназию, Аркадий по приглашению своего родного отца отправляется в Петербург. По чистой случайности в его руках оказываются два письма, способных разрушить репутацию самых влиятельных людей Петербурга, и Аркадий поневоле оказывается втянут в интриги высшего общества. Удастся ли в итоге амбициозному подростку стать Ротшильдом? Об этом ты узнаешь, дочитав до конца этот увлекательнейший роман с почти детективным сюжетом.

Почему тебе это понравится: Читай, если тебе интересно узнать, как бы выживал Дэн Хамфри в Петербурге второй половины XIX века.

Вместо какого фильма или сериала почитать: Вместо «Сплетницы», конечно.

А. И. Солженицын «Раковый корпус»

Сюжет: Действие романа происходит в тринадцатом больничном корпусе – том самом, где лежат пациенты, больные раком. Героев много, и они постоянно сменяют друг друга. Сменяют потому, что их выписывают, а выписывают не потому, что вылечивают, а потому, что они скоро умрут, а больнице не нужны «отрицательные» показатели. Несмотря ни на что они живут, мечтают, влюбляются и абсолютно все надеются на выздоровление.

Почему тебе это понравится: Несмотря на тяжелую тему, роман нобелевского лауреата читается на одном дыхании, а с полюбившимися героями не хочется расставаться. Эта книга тронет тебя не меньше, чем все популярные нынче романы о больных раком подростках.

Вместо какого фильма или сериала почитать: Если бы книгу экранизировали, то получилось бы нечто среднее между «Доктором Хаусом» и «Виноваты звезды».

И такую реакцию вполне можно понять. Так уж получилось, что те немногие произведения русских классиков, которые входят в список литературы в школах, формируют у школьников представление о том, что русская литература – это невообразимо скучное, растянутое на тысячу страниц повествование о страданиях русского народа, войне и тяжкой доле русской женщины. Это ошибочное мнение. Сокращенные до минимума школьные списки литературы создают ложное впечатление, что Толстой, Тургенев, Достоевский, Гончаров – авторы одного романа (и притом не самого интересного, как считают многие), в то время как их перу принадлежат десятки увлекательнейших произведений. Мы составили для тебя свой, альтернативный список произведений из русской классики, которые ты не сможешь закрыть, не дочитав до последней страницы. Однако будь осторожна: если начнешь читать вечером, рискуешь не оторваться до самого утра!

Ю. П. Казаков «Голубое и зеленое»

Сюжет одной из самых известных лирических повестей Ю.П. Казакова довольно обыденный: старшеклассник Алеша знакомится с девушкой Лилей, которая становится его первой любовью. Однако благодаря очень глубокому анализу психологического состояния главного героя эта история воспринимается как совершенно уникальная и неповторимая, и в то же время близкая и понятная каждому, кто хоть раз в жизни был влюблен.

«Нaверное, никогдa невозможно с точностью укaзaть минуту, когдa пришлa к тебе любовь. И я никaк не могу решить, когдa я полюбил Лилю. Может быть, тогдa, когдa я, одинокий, бродил по Северу? А может, во время поцелуя нa плaтформе? Или тогдa, когдa онa впервые подaлa мне руку и нежно скaзaлa свое имя: Лиля? Я не знaю. Я только одно знaю, что теперь уж я не могу без нее. Вся моя жизнь теперь делится нa две чaсти: до нее и при ней. Кaк бы я жил и что знaчил без нее?»

Почему тебе это понравится: Потому что мы любим мимимишные истории о первой любви, а «Голубое и зеленое» – лучший образец жанра.

Вместо какого фильма или сериала почитать: Если один из твоих любимых фильмов – «500 дней лета», то «Голубое и зеленое» вызовет у тебя очень похожие эмоции.

И. С. Тургенев «Вешние воды»

Сюжет: Еще одна невероятно трогательная история любви «на порыдать». Главная героиня Джемма – типичная «тургеневская девушка», главный герой Санин – также типичный тургеневский персонаж – безвольный молодой человек, замечательный по своим нравственным качествам, но совершенно не способный бороться за свою любовь. Они встречаются, очаровываются друг другом и, конечно же, влюбляются. Потом по какому-то дурацкому стечению обстоятельств Санин бросает девушку и только через 30 лет он понял, что совершил огромную ошибку.

Почему тебе это понравится: Эта повесть похожа на сдобную булочку, политую карамельным сиропом и посыпанную ванилью – настолько она атмосферная и «вкусная». Если такое количество сладкого тебя не пугает, то скорее читай – только не расстраивайся, когда дойдешь до горького шоколада в начинке (спойлер) J

Вместо какого фильма или сериала почитать: Если возникло желание в сто первый раз пересмотреть «Письма к Джульетте», читай «Вешние воды». Книга и фильм имеют много общего: помимо «ванильной» любовной истории, оба они насыщены культурными отсылками и передают итальянский национальный колорит.

И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок»

Сюжет: Если имя Остапа Бендера до сих пор ни о чем тебе не говорит, то скорее-скорее-скорее ищи роман Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» и его продолжение «Золотой теленок». Эти произведения не заставляют читать в школе из-под палки, так как предполагается, что ты и сама их прочтешь – для собственного удовольствия. История неудачливых жуликов, которые рыщут по стране в погоне за бриллиантами, зашитыми в обивку стула, а затем пытаются отнять миллион у подпольного миллионера, заставляет читателей всех возрастов смеяться уже не один десяток лет.

Почему тебе это понравится: Во-первых, в основе этих юмористических романов лежит увлекательный авантюрный сюжет, а во-вторых, они просто очень смешные. Кстати, обязательно посмотри культовую советскую экранизацию Леонида Гайдая о приключениях «великого комбинатора».

Вместо какого фильма или сериала почитать: В роли киношного собрата Остапа Бендера можно представить Лео ДиКаприо в фильме «Поймай меня, если сможешь». Чей способ добыть миллион покажется тебе комичнее?

В. П. Аксенов «Звездный билет»

Сюжет: Димке Денисову 17 лет, и он только что окончил школу с тройками в аттестате. У Димки есть старший брат Виктор, который работает в университете и собирается защищать диссертацию. Он – гордость родителей и пример для младшего брата. Только вот Димка и его друзья Алик, Юрка и Галя против того, чтобы родители решали, что будет с их жизнью. Ребята решают не поступать в университет и вчетвером сбегают из дома. Неуловимая четверка садится на поезд в Эстонию, и приключения «пожирателей километров» начинаются…

«Да не хочу я этого! – отчаянно кричит Димка. – К черту! Думаешь, я мечтаю пойти по твоим стопам, думаешь, твоя жизнь для меня идеал? Ведь твоя жизнь, Виктор, придумана папой и мамой, еще когда ты лежал в колыбели. Отличник в школе, отличник в институте, аспирант, младший научный сотрудник, кандидат, старший научный сотрудник, доктор, академик… дальше кто там? Всеми уважаемый покойник? Ведь ты ни разу в жизни не принял по-настоящему серьезного решения, ни разу не пошел на риск. К черту! Мы еще не успеем родиться, а за нас уже все продумано, уже наше будущее решено. Дудки! Лучше быть бродягой и терпеть неудачи, чем всю жизнь быть мальчиком, выполняющим чужие решения»

Вместо какого фильма или сериала почитать: Вместо фильма «Домашняя работа» с Фредди Хаймором и Эммой Робертс.

Источник

Русская литература. Просто о важном. Стили, направления и течения

О чем вся великая русская классика. Смотреть фото О чем вся великая русская классика. Смотреть картинку О чем вся великая русская классика. Картинка про О чем вся великая русская классика. Фото О чем вся великая русская классика

Если у образованного европейца или американца спросить, что он знает о русской культуре, обычно назовут два явления: великая русская литература и великий русский балет. Произведения Гоголя, Толстого, Достоевского, Чехова читают по всему миру. Эти писатели стоят в одном ряду с Гомером, Данте и Шекспиром и являются частью мировой культуры. Книга литературоведа Егора Сартакова поможет вам по-новому взглянуть на мир русской классики и проникнуть в замыслы писателей. Книга написана вместе с Level One – крупнейшим лекторием Москвы, который помогает разобраться в сложных темах, от литературы и астрономии до развития памяти и практикумов по стилю. Автор книги – Егор Сартаков, лектор Level One, старший преподаватель кафедры истории русской литературы факультета журналистики МГУ, кандидат филологических наук, литературовед.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Русская литература. Просто о важном. Стили, направления и течения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

© Сартаков Егор, текст, 2018

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2019

Вступление: Что делает русскую литературу великой

«Великая русская литература» — это бренд, который известен во всем мире. Произведения Толстого, Достоевского, Чехова любят в разных странах, их книги традиционно находятся в списках бестселлеров. Попробуем разобраться, в чем уникальность русской литературы, почему она привлекает западного читателя и на что нам самим стоило бы обратить внимание. А также кто первый привнес в нее эти уникальные черты. (Кто-кто… Пушкин!)

Если у образованного европейца или американца спросить, что он знает о русской культуре, обычно назовут два явления: великая русская литература и великий русский балет. Недавно к ним добавилось третье явление русской культуры, любимое во всем мире, — мультфильм «Маша и медведь». Но из этой тройки русская литература все равно остается на первом месте.

Не всякая национальная литература выходит за рамки своего языка, становясь частью мировой культуры. Лирику Тараса Шевченко читают только на Украине (специалисты-шевченковеды не в счет), повести Стевана Сремаца, которого еще при жизни называли «сербским Гоголем», читают только на Балканах. А произведения Гоголя, Тургенева, Толстого, Достоевского, Чехова читают по всему миру. Эти писатели стоят в одном ряду с Гомером, Данте и Шекспиром.

В голливудских фильмах героев-интеллектуалов часто показывают с романом Достоевского или Толстого в руках. Кэрри Брэдшоу из сериала «Секс в большом городе» обсуждает с русским художником «Анну Каренину», а главный герой драмы Вуди Аллена «Иррациональный человек» задумывает убийство, вдохновившись «Преступлением и наказанием». В 2009 году американская телезвезда Опра Уинфри в собственном шоу прорекламировала «Анну Каренину», после чего роман Толстого стали продавать на кассах чуть ли не всех супермаркетов США. В 2016 году корпорация ВВС выпустила мини-сериал «Война и мир», который стал самым дорогим проектом британского телевидения и побил все рейтинги, идя в прайм-тайм.

В чем же феномен русской литературы, ее национальное своеобразие? Чем она так привлекательна для зарубежного читателя? Лучше всех, кажется, ответ сформулировал немецкий писатель Томас Манн, однажды назвавший русскую литературу святой.

Разве русский — не наиболее человечный из людей? Разве его литература не наиболее всех гуманна — святая в своей человечности? (Томас Манн, «Русская антология», 1921 год)

Эти слова о «святости» русской литературы из уст немецкого автора легко объяснить. Русская литература в своих лучших произведениях предлагает читателю такой нравственный идеал героя, до которого можно идти всю жизнь — и все равно не дойдешь. Тяжело быть столь же непримиримым и безапелляционным как Базаров. Трудно всю жизнь настойчиво искать истину как Болконский. Даже внутренняя сила Печорина и нравственная борьба Раскольникова с самим собой вызывают восхищение.

Причины, по которым русская литература предлагает высокий нравственный идеал героя, нужно искать в национальной религии. Про американскую культуру говорят, что она прежде всего фрейдистская, а уже потом американская. Так и про русскую культуру можно сказать, что она прежде всего православная, а уже потом русская. К православию принадлежали все русские писатели хотя бы в силу рождения, и из него они черпали свои художественные образы. Об этом прекрасно сказал русский философ Николай Бердяев, утверждавший, что вся русская классика «ранена христианской темой».

…В русской литературе, у великих писателей религиозные темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какой-либо литературе мира ‹…› Вся наша литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира. В самых значительных своих творениях она проникнута религиозной мыслью (Николай Бердяев, «Типы религиозной мысли в России», 1944)

Этика вместо эстетики

Эта книга будет построена вокруг двух понятий: эстетика и этика. Хотя слова похожи друг на друга, означают они разное. Эстетика — наука о формах прекрасного, а этика — наука о морали и нравственности. То есть «эстетично» и «неэстетично» — это «красиво» и «некрасиво», а «этично» и «неэтично» — «правильно» и «неправильно».

Русская литература отличается от других тем, что во главу угла ставит этику, а не эстетику. Пока зарубежных писателей больше волновал вопрос, как это написано, русские писатели концентрировались на том, о чем следует сказать читателю.

В сонетах Шекспира или лирике Бодлера даже в переводе читатели восхищаются красотой. В романах Достоевского или Толстого этому уделяется меньше внимания. Достоевского, например, критики постоянно ловили на том, что он не видит то, что описывает. Классический пример из романа «Преступление и наказание»:

Небольшая комната, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем. «И тогда, стало быть, так же будет солнце светить. » — как бы невзначай мелькнуло в уме Раскольникова, и быстрым взглядом окинул он все в комнате, чтобы по возможности изучить и запомнить расположение. Но в комнате не было ничего особенного. Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках, — вот и вся мебель. (Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»)

В небольшом абзаце великий писатель допускает сразу два ляпа. Во-первых, первое предложение построено так, что это «молодой человек» оказывается «с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах». Но дальше еще интереснее! В квартире старухи оказывается «круглый стол овальной формы». Когда публикатор романа М.Н. Катков обратил внимание Достоевского на этот явный и легкоустранимый ляп, автор ответил: «Оставьте так, как есть». Достоевского явно не волновали вопросы эстетики, в своем тексте он решал другие художественные задачи. Возможно, его даже радовали эти неточности: увидев явную логическую ошибку, читатель как бы спотыкается, задумывается, начинает рассуждать.

Сергей Довлатов, рассуждая о ценности ошибок и опечаток, вспомнил еще один случай, произошедший с Гоголем (правда, он и сам допустил ошибку: словарь Даля вышел уже после смерти Николая Васильевича):

Гоголь в ранних повестях употреблял слово «щекатурка». Как-то раз Аксаков ему говорит:

— Отчего это вы пишете — «щекатурка»?

— А как надо? — спросил Гоголь.

— Не думаю, — сказал Гоголь.

— Поглядите в словаре.

Взяли словарь Даля. Посмотрели, действительно — штукатурка.

В дальнейшем Гоголь неизменно писал — «штукатурка». Но в переизданиях это слово не исправил.

Почему Достоевский не захотел ликвидировать явную оговорку? Почему Александр Дюма назвал свой роман «Три мушкетера», хотя их безусловно четыре?

Таких примеров сотни.

Видимо, ошибки, неточности — чем-то дороги писателю. А значит, и читателю.

Как можно исправить у Розанова: «Мы ничего такого не плакали…»?

Я бы даже опечатки исправлял лишь с ведома автора. Не говоря о пунктуации. Пунктуацию каждый автор изобретает самостоятельно.

Другой классик, Лев Толстой, любил писать огромными предложениями. Такие предложения с придаточными, причастными и деепричастными оборотами называются «периодами» и иногда занимают целую страницу. Это объясняет, почему Толстого так тяжело читать: запятая, запятая, запятая — и только в конце страницы точка. Редакторы предлагали Толстому разбить периоды на три-четыре предложения. Толстой никогда не соглашался и, как Достоевский, просил оставить все как есть… То же происходило, когда редакторы предлагали Толстому разделить «кирпич» текста на абзацы.

Текст с абзацами, конечно, читать легче и приятнее. Но чтение, по мысли автора «Войны и мира», не должно быть простым. Задача произведения — задеть за живое, «пробудить в нас человека». Это точно сформулировал украинский писатель Иван Франко, вспоминая свою молодость — 1830-е годы.

…если произведения литератур европейских нам нравились, волновали наш эстетический вкус и нашу фантазию, то произведения русских мучили нас, задевали нашу совесть, пробуждали в нас человека… (Иван Франко)

Внимание к внутреннему миру

В центре произведений русских писателей не богатство, положение в обществе или желание сделать карьеру, а внутренний мир человека. И велика в этом плане заслуга А.С. Пушкина. Именно Пушкин в «Евгении Онегине» задал простой вопрос: почему Онегин такой? Что происходит у героя внутри?

Говоря современным языком, Онегин — типичный мальчик-мажор. Он молод, красив, богат и знатен. Не мог, правда, ямба от хорея отличить, но кому и когда это мешало? Как точно пишут современные критики Петр Вайль и Александр Генис, у Онегина есть тумбочка, в которую каждую ночь кто-то кладет деньги. Его не интересует, кто это делает, он просто берет их и тратит: гуляет по Невскому проспекту, обедает в модном ресторане Talon, едет в театр, веселится до утра на балу… И вдруг Пушкин пишет:

Недуг, которого причину

Давно бы отыскать пора,

Подобный английскому сплину,

Короче: русская хандра

Им овладела понемногу;

Он застрелиться, слава богу,

Попробовать не захотел,

Но к жизни вовсе охладел.

Автор задается вопросом: почему Онегин такой? Почему его не удовлетворяет та жизнь, которую люди его круга считают нормальной? Чтобы ответить на это «Почему» Пушкин и пишет роман в стихах.

Конечно, Пушкин не первый, кто поставил в центр произведения внутренний мир героя — здесь можно вспомнить, например, повесть Николая Карамзина «Бедная Лиза». Но именно от Онегина тянутся нити к Печорину (перекличку «речных» фамилий героев отметил еще В.Г. Белинский), Рудину, Бельтову, Болконскому, Базарову — ко всем главным героям русской литературы. Пушкин как бы создал текст-матрицу, по которой писали великие русские романы XIX века. Благодаря ему русская классика получила национальное своеобразие, свой неповторимый набор героев и проблем.

Вслед за Пушкиным Николай Гоголь придал русской литературе нравственный максимализм, который потом станет основой великих произведений. Поэтому в основе известных во всем мире произведений Достоевского, Толстого и Чехова, как в айсберге, лежит огромная глыба, заложенная Пушкиным и Гоголем.

Сами классики значение Пушкина и Гоголя для литературы прекрасно понимали и никогда не оспаривали. Достоевскому приписывают известное высказывание: «Все мы вышли из рукава гоголевской “Шинели”». Он же, разбирая роман Толстого «Анна Каренина», говорил, что русская литература знала только трех гениев — Ломоносова, Пушкина и Гоголя:

Бесспорных гениев, с бесспорным «новым словом» во всей литературе было всего только три: Ломоносов, Пушкин и частию Гоголь. Вся же плеяда эта (и автор «Анны Карениной» в том числе) вышла прямо из Пушкина, одного из величайших русских людей, но далеко еще не понятого и не растолкованного.

(Ф.М. Достоевский, «Анна Каренина» как факт особого значения. 1877 год)

Три столпа русской литературы

Достоевский справедливо выводит всю русскую литературу «прямо из Пушкина». И это не преувеличение: именно в произведениях Пушкина впервые были заложены и развиты три главных принципа, которые лежат в основании русской классической литературы: принципы свободной личности, историзма и универсализма.

Свобода личности. Личность в произведениях Пушкина противостоит своему окружению и открыто заявляет о своих правах, главное из которых — право на счастье. Это приводит к неизбежному конфликту.

Такова коллизия во всех романтических («южных») поэмах Пушкина, такова интрига «Евгения Онегина». Три главных героя этого романа — Онегин, Татьяна и Ленский — постоянно оказываются в конфликте со средой, которая их окружает, и неизбежно терпят крах. Все они оказываются несчастны.

Пушкин показывает, что, если герой хоть немного выделяется из своего окружения, он обязательно будет несчастливым, потому что обществу нужны тупые пошляки и посредственности (типа Ольги Лариной или дяди Онегина, который «лет сорок с ключницей бранился, в окно смотрел и мух давил», то есть пьянствовал). Здесь с Пушкиным солидарны все великие русские писатели (кроме, пожалуй, Толстого, который сознательно создает роман-эпопею «Война и мир» со счастливыми героями): несчастен Чацкий в «Горе от ума» Грибоедова, несчастна Катерина в «Грозе» Островского, несчастен Базаров в «Отцах и детях» Тургенева, несчастен Обломов в одноименном романе Гончарова. Все они не побоялись противопоставить свои ценности ценностям среды, открыто заявили о своих ценностях и о праве на счастье.

Корни этого явления нужно искать в романтизме, наследником которого стал реализм Пушкина. Еще первые критики пушкинских произведений утверждали, что русский поэт многое позаимствовал у Байрона и других романтиков. Герой, который ставит свои интересы выше интересов коллектива, конечно, тоже родом из романтизма. Как точно сказала французский романтик Жорж Санд, «индивидуализм — это пожирающая нас потребность счастья. Может быть, это не порок, а право каждого человека».

Историзм. Второй принцип заключается в том, что литературные герои оказались вписаны в конкретную историческую эпоху. Так возникло понятие «современного человека», то есть человека, который отличается от людей предыдущих поколений.

Историзм тоже пришел из романтизма и появился благодаря Великой французской революции. При феодализме ощущения разных эпох не было: если твой дед был плотником, значит, им будет и твой отец, и ты. Революция перевернула все с ног на голову: Наполеон, сын мелкого юриста, стал императором Франции. Человек ухватился за хребет истории, пришло важное для реализма понимание разности эпох.

Понятие «современный человек» опять впервые сформулировал Пушкин в «Евгении Онегине» — романе, «в котором отразился век и современный человек изображен довольно верно». А позже Михаил Лермонтов вывел современного человека в виде афористичной формулы — «Герой нашего времени». Эти открытия кажутся сегодня очевидными. Но в начале XIX века они придали русскому реализму конкретную связь со временем, в котором писалось произведение.

Универсализм — концепция, согласно которой все в этом мире связано и должно находиться в гармонии. Эту идею русские классики тоже позаимствовали у романтиков. В их произведениях он обычно носил религиозно-мистический характер. Британский поэт Уильям Блейк писал:

В одном мгновенье видеть вечность,

Огромный мир — в зерне песка,

В единой горсти — бесконечность

И небо — в чашечке цветка.

Увидеть большое в малом — вот задача, которую поставили себе русские писатели. И это привело их к важнейшему принципу — типизации. По классическому определению Фридриха Энгельса, «реализм обозначает ‹…›, кроме верности детали, верность в воспроизведении типичных характеров в типичных обстоятельствах».

В изображении типичного героя первым в русской литературе снова оказался Пушкин вместе со своим современником — Александром Грибоедовым. Появление Онегина и Чацкого говорит читателю, что в начале 1820-х годов в России возникло образованное меньшинство, которое не устраивало общество. Эти люди не скрывали свои идеи, высказывая их вслух. Именно они вышли на Сенатскую площадь в 1825 году, а потом уехали за это на рудники Сибири. Судя по Печорину, в 1830-е годы («эпоху безвременья») появились герои, страдающие от своей ненужности, чувствующие некие «силы необъятные» и «предназначение высокое», но не знающие, куда эти силы приложить. Именно о них Лермонтов скажет:

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее — иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Чичиков стал символом дельцов, которые появились в 1840-е годы среди обедневших дворян. Они уже не могли заглянуть в «тумбочку с деньгами», как Онегин, поэтому начали сами зарабатывать деньги — в том числе с помощью всевозможных махинаций и обманов. Именно в 1840-е годы в России появляются первые ростки капитализма.

Увлечения Базарова говорят, что в 1850-е годы университетская молодежь заинтересовалась естественными науками: химией, биологией, медициной. Теория эволюции Чарльза Дарвина, опубликованная в 1859 году, дала мощнейший толчок для развития естественных наук во всем мире. Поэтому Базаров, который в романе Тургенева «Отцы и дети» изучает лягушек, вызывает недоумение «отцов» — Николая Петровича и Павла Петровича Кирсановых. Они учились на двадцать лет раньше, а в 1830-е годы главными науками считались гуманитарные: философия, история, литература.

Даже Раскольникова можно назвать типичным героем 1860-х годов. Это не значит, что тогда студенты брали топоры и шли убивать старух. Но после отмены крепостного права в 1861 году в России бурно развивается капитализм, и в обществе усиливается расслоение: богатые становятся все богаче, а бедные — беднее. И протест Раскольникова против социальной несправедливости вполне объясним и типичен.

Русскую литературу читают во всем мире. Людям из разных стран интересно следить за персонажами, которые ищут ответы на сложные нравственные вопросы. Писатели уделяют больше внимания внутреннему миру героев, а не внешним литературным эффектам. Русская литература держится на трех принципах, введенных еще Пушкиным: свободе личности, историзме и универсализме. В этой книге мы рассмотрим самые важные произведения русской литературы XIX века и выясним, какие еще уникальные черты делают ее великой.

1820-е годы ЧАЦКИЙ и ОНЕГИН (герой — «декабрист»)

1830-е годы ПЕЧОРИН (герой «эпохи безвременья»)

1840-е годы ЧИЧИКОВ (герой — буржуа-предприниматель, или «подлец-приобретатель»)

1850-е годы БАЗАРОВ (герой-естественник, «химик» и «ботаник»)

1860-е годы РАСКОЛЬНИКОВ (герой, остро протестующий против несовершенства мира)

1870-е годы ВЕРХОВЕНСКИЙ (герой-террорист)

1880-е годы БЕЛИКОВ (тихий учитель-фискал, который мечтает запрятать весь мир в «футляр»)

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Русская литература. Просто о важном. Стили, направления и течения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Смотрите также

О чем вся великая русская классика. Смотреть фото О чем вся великая русская классика. Смотреть картинку О чем вся великая русская классика. Картинка про О чем вся великая русская классика. Фото О чем вся великая русская классика

Русская литература: страсть и власть

Дмитрий Быков, 2019

О чем вся великая русская классика. Смотреть фото О чем вся великая русская классика. Смотреть картинку О чем вся великая русская классика. Картинка про О чем вся великая русская классика. Фото О чем вся великая русская классика

История русской литературы XX века. Том I. 1890-е годы – 1953 год. В авторской редакции

Виктор Петелин, 2012

О чем вся великая русская классика. Смотреть фото О чем вся великая русская классика. Смотреть картинку О чем вся великая русская классика. Картинка про О чем вся великая русская классика. Фото О чем вся великая русская классика

Опасная профессия: писатель

Юрий Безелянский, 2012

О чем вся великая русская классика. Смотреть фото О чем вся великая русская классика. Смотреть картинку О чем вся великая русская классика. Картинка про О чем вся великая русская классика. Фото О чем вся великая русская классика

Наталья Громова, 2020

О чем вся великая русская классика. Смотреть фото О чем вся великая русская классика. Смотреть картинку О чем вся великая русская классика. Картинка про О чем вся великая русская классика. Фото О чем вся великая русская классика

Комментарий к роману Владимира Набокова «Дар»

Александр Долинин, 2019

О чем вся великая русская классика. Смотреть фото О чем вся великая русская классика. Смотреть картинку О чем вся великая русская классика. Картинка про О чем вся великая русская классика. Фото О чем вся великая русская классика

Н. В. Гоголь и Россия. Два века легенды

Леонид Крупчанов, 2011

О чем вся великая русская классика. Смотреть фото О чем вся великая русская классика. Смотреть картинку О чем вся великая русская классика. Картинка про О чем вся великая русская классика. Фото О чем вся великая русская классика

Чехов А.П. и Общество любителей российской словесности (сборник)

Коллектив авторов, 2015

О чем вся великая русская классика. Смотреть фото О чем вся великая русская классика. Смотреть картинку О чем вся великая русская классика. Картинка про О чем вся великая русская классика. Фото О чем вся великая русская классика

Творчество В. Г. Распутина в социокультурном и эстетическом контексте эпохи

Сборник статей, 2012

О чем вся великая русская классика. Смотреть фото О чем вся великая русская классика. Смотреть картинку О чем вся великая русская классика. Картинка про О чем вся великая русская классика. Фото О чем вся великая русская классика

Китайская народная литература

Дуань Баолинь, 2018

О чем вся великая русская классика. Смотреть фото О чем вся великая русская классика. Смотреть картинку О чем вся великая русская классика. Картинка про О чем вся великая русская классика. Фото О чем вся великая русская классика

Персидская литература IX–XVIII веков. Том 1. Персидская литература домонгольского времени (IX – начало XIII в.). Период формирования канона: ранняя классика

О чем вся великая русская классика. Смотреть фото О чем вся великая русская классика. Смотреть картинку О чем вся великая русская классика. Картинка про О чем вся великая русская классика. Фото О чем вся великая русская классика

Художественный мир новокрестьянской литературы

Татьяна Александровна Пономарева, 2017

О чем вся великая русская классика. Смотреть фото О чем вся великая русская классика. Смотреть картинку О чем вся великая русская классика. Картинка про О чем вся великая русская классика. Фото О чем вся великая русская классика

Ключи к «Серебряному веку»

Олег Лекманов, 2016

О чем вся великая русская классика. Смотреть фото О чем вся великая русская классика. Смотреть картинку О чем вся великая русская классика. Картинка про О чем вся великая русская классика. Фото О чем вся великая русская классика

Неспособность к искажению

О чем вся великая русская классика. Смотреть фото О чем вся великая русская классика. Смотреть картинку О чем вся великая русская классика. Картинка про О чем вся великая русская классика. Фото О чем вся великая русская классика

Движение литературы. Том II

Ирина Бенционовна Роднянская, 2006

О чем вся великая русская классика. Смотреть фото О чем вся великая русская классика. Смотреть картинку О чем вся великая русская классика. Картинка про О чем вся великая русская классика. Фото О чем вся великая русская классика

Русская литература XIX–XX веков: историософский текст

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *