О чем ты плачешь скрипка паганини
О чем ты плачешь, скрипка Паганини, о чем рыдаешь на плече.
14 апреля в Иркутском музыкальном театре имени Н.М.Загурского с единственным концертом выступил всемирно известный скрипач Дмитрий Коган. В его руках в одном концерте прозвучали сразу пять редчайших и неповторимых инструментов — пять великих скрипок — Амати, Страдивари, Гварнери, Гваданини и Вильома, доставленных из разных концов света.
— Мы с вами стали счастливыми участниками уникального проекта, который благодаря Дмитрию Павловичу Когану, удивительному музыканту и подвижнику, прозвучал в Иркутске. Дмитрий Коган выступил автором большого всероссийского проекта «Время высокой музыки». Проект направлен на то, чтобы каждый житель нашей страны мог прикоснуться к миру искусства, почувствовать его великую силу, — сказал на пресс-конференции перед началом концерта министр культуры Виталий Барышников.
Пять великих скрипок
Отвечая на вопросы, доброжелательный и располагающий к беседе, внутренне сосредоточенный и внешне благородный, как и полагается классическому музыканту, Дмитрий Коган с удовольствием делился впечатлениями и много рассказывал:
— Я рад, что пять великих скрипок прибыли в Иркутск. Я уже не первый раз здесь. И в прошлый приезд мы с Виталием Владимировичем говорили об этом концерте и о том, что я приеду именно с этим проектом. Так и случилось. Хотя определенные трудности были, но мы их преодолели.
На скрипке Амати я предпочитаю играть старинную музыку, эта скрипка самая почтенная из всех, язык не поворачивается назвать ее старой, но ей ни много ни мало 350 лет. Звук ее нежный, чистый и звенящий. На скрипке Страдивари играю те произведения, которые максимально отражают божественный тембр инструмента, на скрипке Гваданини — что-то очень мощное, мужественное, с ярко выраженным мужским началом, а на скрипке французского мастера Вильома, она самая молодая, ей около 150 лет, исполняю французские произведения. Все скрипки – разные, и каждая из них — чудо. И если я похвалю одну, «обидятся» другие.
— Как родился ваш проект «Пять великих скрипок»?
— Все началось с того, что я дал первый концерт на пяти скрипках в Колонном зале Дома Союзов в 2011 году, и мне это так понравилось, что я решил его повторить. Причем понравилось не только мне, но и публике. Ажиотаж был такой, что не все смогли попасть на концерт, а желающих было много. Поэтому я просто не мог не повторить его. А потом это переросло в проект, который мы назвали «Пять великих скрипок».
Финансово проект поддержал предприниматель Валерий Савельев. Проект очень дорогостоящий, сами понимаете — страховки, перевозки, транспортировки стоят немалых денег. И вот уже четвертый год подряд, помимо, конечно, моих зарубежных концертов, мы арендуем эти скрипки на пять-восемь месяцев, и я езжу с этим туром по России. Все скрипки находятся на хранении в частных коллекциях, у владельцев Швейцарии, Англии и Германии, собрать их вместе — задача невероятной сложности. Поэтому подобного рода концерты большая редкость. Одни могут дать скрипку в октябре, другой владелец только в июне, третий в декабре и т. д., вот в этом сложность.
За эти четыре года я объехал всю страну: Урал, Дальний Восток, Центральная часть России, Сибирь, Забайкалье. Выступал в Ненецком автономном округе, в Тыве, на Алтае и даже перед полярниками на Северном полюсе. Я открыл для себя страну, общаясь с этими людьми, и просто переполнен эмоциями. Моей мечтой всегда было то, чтобы люди услышали эти скрипки, эти потрясающие инструменты. Я мог бы давать больше концертов, но есть сроки, специальные меры безопасности, условия хранения (климат-контроль), транспортировка.
Собрать воедино
Приглашения на концерт Дмитрия Когана получили учащиеся музыкальных школ по классу скрипки из Иркутска и Ангарска. Они смогли не только послушать звучание инструментов, но и пообщаться с музыкантом во время экскурсии, которую он сам провел для них. Музыкант рассказал ребятам о скрипках и поделился секретами мастерства:
— Скрипка Николо Амати имеет неповторимый серебристый тон. Скрипка Страдивари издает звуки, сравнимые с человеческим голосом, а музыкальный инструмент работы Гварнери идеален для мощного исполнения в большом зале и обладает поразительной мощью, энергетикой и харизмой. Голос скрипки Джованни Батисты Гваданини благородный и удивительно глубокий. Единственный инструмент не итальянского мастера — скрипка Жана Батиста Вильома. Она имеет свои достоинства и совершенна в своем звучании.
Помимо того что Дмитрий Павлович — талантливый музыкант, из этой глубокой и интересной лекции все присутствующие сделали заключение, что он еще умеет и красноречиво, ярко, пронзительно рассказать о своих «подопечных». После таких рассказов о скрипках действительно начинаешь верить, что они, вобрав в себя мудрость предшествующих веков и их хозяев, «живые» и могут о многом поведать внимательному и тонкому слушателю.
Вообще, это уникальное явление, ведь за возможность услышать хотя бы одну знаменитую скрипку люди платят огромные деньги, а здесь сразу в одном концерте можно было услышать пять знаменитых скрипок, сравнить их звучание, причем концерт был благотворительным. Организатором уникального культурно-музыкального события выступило Иркутское региональное отделение партии «Единая Россия» при поддержке Фонда имени Когана, правительства Иркутской области, администрации Иркутска, областной филармонии, музыкального театра имени Н.М.Загурского.
Воплощение мечты
Концерт оставил самые глубокие впечатления, обогатил душу, сделал мир на время чище и лучше. И если бы можно было к словам приложить музыку, то читатели бы услышали поистине божественные звуки.
— Дмитрий Павлович, вы продолжатель и носитель знаменитой фамилии Коганов. Ваш знаменитый дед — скрипач Леонид Коган, отец — дирижер, бабушка — скрипачка, мама — пианистка. На вас ведь не должна прерваться нить вашей знаменитой музыкальной семьи. Вам уже есть кому передать свое мастерство и опыт?
— Пока нет, но надеюсь, что такие продолжатели появятся.
— Вы играете на знаменитых скрипках — это мечта любого именитого музыканта, а уж неименитого — тем более, а о чем еще вы мечтаете?
— Мечта — это некая точка, к которой ты стремишься. Моя самая главная мечта — иметь возможность всю жизнь заниматься любимым делом, своим творчеством и дарить его людям.
Лора Тирон, «Байкальские вести».
Фото Алексея Головщикова
Поделитесь новостью с друзьями:
Скрипка Паганини
Никколо Паганини – итальянский скрипач-виртуоз. Про этого выдающегося музыканта написано множество книг и снято несколько фильмов. Про него ходит множество историй, одна интересней другой. Однако эта история не о нём, а о предназначении.
Свою любимую скрипку Паганини завещал музею Генуи. Скрипку называют «вдова Паганини». Вот об этой «вдове» и поговорим.
У Никколо Паганини было много различных скрипок от прославленных мастеров того времени, некоторые из них находятся в работе до сих пор и стоят миллионы. Однако любимая скрипка у Паганини была одна. Она были изготовлена в 1743 году мастером Джузеппе Гварнери, которого не мудрствуя лукаво, называли «мастер от Иисуса». Скрипке уже 277 лет и она всё ещё в прекрасном состоянии, так как хранится в специальной витрине при определённой температуре и влажности. Однако чтобы сохранить жизнеспособность, скрипка должна ещё и выполнять своё предназначение, то есть время от времени звучать, а Паганини завещал скрипку музею с условием, чтобы она не покидала Геную и никто больше на ней не играл.
Скрипка – это не картина и не скульптура, чтобы на неё просто смотреть, она была создана не для показа, а для того, чтобы нести удивительные звуки в мир. Что сказал бы «мастер от Иисуса», по-видимому, создававший свои музыкальные инструменты, как раз, чтобы нести Божественные мелодии в мир, узнай он о решении Паганини? Ведь музыкальный мир стал лишь беднее после такого решения. Почему Паганини оставил такое завещание? Потому ли, что не хотел, чтобы другая рука прикасалась к скрипке или думал, что никто другой не сможет играть, так как он или действительно любил скрипку «как жену», в общем-то уже и не важно. Факт лишь в том, что каждый предмет и каждое живое существо исполняет цель своего творения, принося пользу и радость, только если занимается своим делом и находится на своём месте.
К счастью запрет Паганини выполнялся не вечно, в наше время, «вдова Паганини», изредка всё же звучит. Раз в год в Генуе проходит музыкальный конкурс имени Паганини и только для игры настоящего мастера, победителя конкурса, скрипку достают из её стеклянного склепа. Я думаю, что и Паганини, и Джузеппе Гварнери, где бы они ни были, только рады, что скрипка, вышедшая из рук прославленного мастера и радовавшая слух людей 200 лет назад, в руках выдающегося скрипача, всё ещё исполняет своё предназначение – звучит и приносит радость людям.
«Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет и день, когда понял зачем».
Марк Твен
«Неприятности – это не самое плохое, что может с нами произойти, хуже всего, когда с нами ничего не происходит»
Ричард Бах
Рецензии на книгу « Паганини и скрипка » Марина Дробкова
Потрясающая книга! В ней прекрасно все! Спасибо автору, илбсиратору, изданию! Наша юнная скрипачка перечитыват книгу с вдохновением!
Книгу читали с девочками 8 и 9 лет. Дочки слушали с большим интересом, не отвлекаясь. Прочитали сразу с начала до конца. Мне самой очень понравилось. Великолепные иллюстрации, реальные факты биографии композитора поданы в волшебной, сказочной форме и очень легко воспринимаются детьми. Сама идея таких книг чудесная.
Что знает о Паганини рядовой обыватель? В лучшем случае то, что он играл на одной струне. А то и вовсе ничего. Само собой, что при таких знаниях взрослых, дети знают и того меньше. Тем интереснее и одним и другим будет прочитать новую книгу Марины Дробковой «Паганини и скрипка», вышедшей в серии «Сказки о композиторах» от издательства «Аквилегия-М».
Главной героиней сказки является скрипка, созданная мастером Джузеппе Гварнери. Мы еще не знакомы с Паганини, он еще не появлялся на страницах этой книги, но мы уже наблюдаем за судьбой удивительной скрипки, которая мечтает обрести преданного, верного хозяина. Ей придется сменить нескольких владельцев прежде, чем ее возьмет в свои руки Паганини. Возьмет – чтобы не расставаться вовек! Параллельно мы узнаем о детстве великого скрипача, о том, как его мать однажды увидела вещий сон и поверила, что сын станет знаменитым, о трудолюбии талантливого мальчика, о достаточно жестком воспитании отца и о многом другом.
И вот, наконец, Творец и Скрипка встретились. Только в руках Паганини скрипка обрела свой голос, и музыкант понимал ее, как никто другой. Он дал своей скрипке имя «Пушка» и вместе с ней обрел небывалый успех. О жизни Паганини ходило немало легенд, но что было на самом деле, а что оказалось выдумкой – до сих пор неизвестно. Впрочем, это и не важно, ведь главное – это та божественная музыка, которую дарил слушателям Пганини, играя на своей «Пушке».
Замечательная, вдохновляющая и мотивирующая сказочная история понравится и детям и взрослым. У Паганини есть, чему поучиться – настойчивости и упорству, трудолюбию и мастерству. И даже, если маленький читатель не увлекается музыкой, он обязательно полюбит героя этой книги и будет помнить о нем всю жизнь.
В конце книги приводится краткая биография Паганини (я, например, с удивлением узнала, что его, оказывается, зовут НикколО!), из которой мы узнаем, что сказка основана на реальных фактах. Что же касается «Пушки», то, отслужив Паганини верой и правдой, она «ушла на покой» и теперь хранится в Генуе. После смерти скрипача его скрипку стали называть «Вдова Паганини».
Отдельно хочется сказать о прекрасном оформлении книги: твердая обложка, мелованная бумага и совершенно изумительные иллюстрации Виталия Дударенко. Рекомендую присмотреться к этой серии книг: если вы хотите прививать ребенку интерес к искусству, к музыке, то эти книги – именно то, что нужно! Сказка адресована читателям 5+.
Рецензии на книгу « Паганини и скрипка » Марина Дробкова
Потрясающая книга! В ней прекрасно все! Спасибо автору, илбсиратору, изданию! Наша юнная скрипачка перечитыват книгу с вдохновением!
Книгу читали с девочками 8 и 9 лет. Дочки слушали с большим интересом, не отвлекаясь. Прочитали сразу с начала до конца. Мне самой очень понравилось. Великолепные иллюстрации, реальные факты биографии композитора поданы в волшебной, сказочной форме и очень легко воспринимаются детьми. Сама идея таких книг чудесная.
Что знает о Паганини рядовой обыватель? В лучшем случае то, что он играл на одной струне. А то и вовсе ничего. Само собой, что при таких знаниях взрослых, дети знают и того меньше. Тем интереснее и одним и другим будет прочитать новую книгу Марины Дробковой «Паганини и скрипка», вышедшей в серии «Сказки о композиторах» от издательства «Аквилегия-М».
Главной героиней сказки является скрипка, созданная мастером Джузеппе Гварнери. Мы еще не знакомы с Паганини, он еще не появлялся на страницах этой книги, но мы уже наблюдаем за судьбой удивительной скрипки, которая мечтает обрести преданного, верного хозяина. Ей придется сменить нескольких владельцев прежде, чем ее возьмет в свои руки Паганини. Возьмет – чтобы не расставаться вовек! Параллельно мы узнаем о детстве великого скрипача, о том, как его мать однажды увидела вещий сон и поверила, что сын станет знаменитым, о трудолюбии талантливого мальчика, о достаточно жестком воспитании отца и о многом другом.
И вот, наконец, Творец и Скрипка встретились. Только в руках Паганини скрипка обрела свой голос, и музыкант понимал ее, как никто другой. Он дал своей скрипке имя «Пушка» и вместе с ней обрел небывалый успех. О жизни Паганини ходило немало легенд, но что было на самом деле, а что оказалось выдумкой – до сих пор неизвестно. Впрочем, это и не важно, ведь главное – это та божественная музыка, которую дарил слушателям Пганини, играя на своей «Пушке».
Замечательная, вдохновляющая и мотивирующая сказочная история понравится и детям и взрослым. У Паганини есть, чему поучиться – настойчивости и упорству, трудолюбию и мастерству. И даже, если маленький читатель не увлекается музыкой, он обязательно полюбит героя этой книги и будет помнить о нем всю жизнь.
В конце книги приводится краткая биография Паганини (я, например, с удивлением узнала, что его, оказывается, зовут НикколО!), из которой мы узнаем, что сказка основана на реальных фактах. Что же касается «Пушки», то, отслужив Паганини верой и правдой, она «ушла на покой» и теперь хранится в Генуе. После смерти скрипача его скрипку стали называть «Вдова Паганини».
Отдельно хочется сказать о прекрасном оформлении книги: твердая обложка, мелованная бумага и совершенно изумительные иллюстрации Виталия Дударенко. Рекомендую присмотреться к этой серии книг: если вы хотите прививать ребенку интерес к искусству, к музыке, то эти книги – именно то, что нужно! Сказка адресована читателям 5+.
Рыдала скрипка Паганини
1.Рыдала скрипка. зал дрожал,
От напряженья рвались струны!
Скрипач безудержно мечтал,
В созвездия бросая руны!
Стонали струны под смычком
В невыносимой сердцем муке!
Дышала скрипка колдовском.
Скрипач поведал о разлуке!
Рыдала скрипка виртуоза Паганини!
И где-то брёл совсем безумный пилигрим.
Его любили герцогини и графини,
А он любил играть в безумии один!
2.Был юн, любил и потерял
Так безысходно, и навеки!
Как дальше жить не понимал,
Играл на скрипке для потехи!
Смеясь над собственной судьбой,
Не дорожа ничем на свете,
Он в преисподней был порой,
Играл на дьявольском банкете!
Рыдала скрипка виртуоза Паганини!
И где-то брёл совсем безумный пилигрим.
Его любили герцогини и графини,
А он любил играть в безумии один!
3.Смычок вздымался над толпой,
В огне смятений рвались струны!
Тогда играл он на одной
В своей таинственной лагуне!
Для той, что так его ждала,
Желанная и неземная!
И он стремился навсегда
Взлететь мир грешный покидая!
Рыдала скрипка виртуоза Паганини!
И где-то брёл совсем безумный пилигрим.
Его любили герцогини и графини,
А он любил играть в безумии один!
А он любил играть в безумие один!
Песню можно послушать на сайте » Неизвестный гений», страничка Виктора Кислякова