О чем свидетельствует наличие обмена веществ у всех живых организмов 6 класс
О чем свидетельствует наличие обмена веществ у всех живых организмов 6 класс
Подробное решение урок Урок 1 по биологии рабочая тетрадь для учащихся 6 класса, авторов В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, Г.Г. Швецов, З.Г. Гапонюк 2016
Вопрос 1. Используя материал учебника, запишите определение.
Обмен веществ — это то, что является основой живого организма, это обмен между химическим составом человека и окружающей среды.
Вопрос 2. Какое значение для организма имеет осуществление обмена веществ?
Благодаря обмену веществ из организма выводятся продукты метаболизма (ненужные вещества), а попадают необходимые для организма продукты.
Вопрос 3. Назовите наименьшую структурную единицу любого живого организма, на уровне которой возможен обмен веществ.
Такой наименьшей структурной единицей является клетка.
Вопрос 4. Процессы обмена веществ связаны с превращением энергии. На что расходуется энергия, вырабатывающаяся в организмах?
Энергия, вырабатывающаяся в организме, расходуется на процессы дыхания, питания и пищеварения, движения, а также роста организма.
Вопрос 5. Как вы думаете, каково обязательное условие протекания процесса обмена веществ и превращения энергии у многоклеточных организмов?
Обязательным условием протекания процесса обмена веществ является постоянный приток питательных веществ и постоянное выделение конечных продуктов химических реакций, происходящих в клетках.
В качестве вывода ответьте на вопросы:
1) О чём свидетельствует наличие обмена веществ у всех живых организмов?
Наличие обмена у всех животных свидетельствует об их общем происхождении и о том, что они все являются телами живой природы.
2) В чём основное отличие обмена веществ у большинства растений от этого же процесса, протекающего в организмах грибов, животных и многих бактерий?
Проведите наблюдение за цветущей диффенбахией (см. учебник, с. 91).
Ответьте на вопросы:
1) Почему температура в соцветиях выше, чем температура окружающего воздуха?
Более высокая температура в соцветиях привлекает насекомых-опылителей, которые стремятся к теплу, особенно вечером или утром(когда увеличивается разница между температурой крови насекомого и окружающей среды). Так происходит перекрестное опыление растений. С помощью тепла растению проще привлекать насекомых, это способ выживания растительных организмов.
2) Выделяют ли другие части растений теплоту в окружающую среду?
Теплоту в окружающую среду могут выделять, например, прорастающие семена.
Биология. 6 класс
Конспект урока
Урок 1. Обмен веществ – главный признак жизни
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
Обмен веществ – это процессы поступления нужных организму веществ, их сложных превращений внутри и выведения ненужных веществ в окружающую среду. Эти процессы позволяют организмам расти и размножаться, сохранять свои структуры и отвечать на воздействия окружающей среды.
Гетеротрофы – (др.-греч. heteros – «различный» и trophos – «питание») – организмы, которые питаются готовыми органическими веществами и не способны синтезировать органические вещества из неорганических путём фотосинтеза или хемосинтеза.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения
С момента рождения и до смерти в организме происходит обмен веществ и энергии. Для этого из окружающей среды в любой живой организм какие – то вещества должны поступать, а какие – то должны выделяться. Но за счёт каких процессов это возможно? Сегодня на уроке мы будем искать ответ на этот вопрос.
Мы восхищаемся великим разнообразием живых существ. Все они отличаются друг от друга цветом, формой, величиной, строением. Но объединяет всех их одно – жизнь.
Проникнуть в тайны жизни человек пытался давно. Было доказано, что различие между живой и неживой природой заключается в особом строении живого существа и в специфических химических процессах, постоянно происходящих между организмом и внешней средой. Совокупность этих процессов и представляет собой основу жизни.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Распределите живые организмы по типам питания.
О чем свидетельствует наличие обмена веществ у всех живых организмов 6 класс
Подробное решение параграф § 14 по биологии для учащихся 6 класса, авторов Сонин Н.И. 2018
Вопросы и задания
Вопрос 1. Что такое обмен веществ?
Обмен веществ – это все превращения в организме, связанные с образованием сложных веществ из простых и, наоборот, распадом сложных соединений на простые с выделением энергии.
Вопрос 2. Из каких процессов складывается обмен веществ?
Образование сложных веществ из простых и распад сложных соединений на простые с выделением энергии.
Вопрос 3. Как протекает обмен веществ у растений?
Вещества, поступившие извне в клетку организма, не остаются неизменными: прежде чем стать частью его тела, они подвергаются различным превращениям. Так, в зелёных клетках растений на свету из простых веществ — воды и углекислого газа — в результате фотосинтеза образуются сложные органические соединения — сахара, которые затем превращаются в крахмал, клетчатку, белки, жиры и некоторые другие вещества, необходимые растению. Они идут на построение новых клеток и органоидов, расходуются в процессе дыхания или откладываются в семенах, плодах «про запас».
Вопрос 4. Каких животных называют холоднокровными?
Холоднокровными называют животных, у которых непостоянная температура тела зависит от температуры окружающей среды.
Вопрос 5. Назовите вещества, которые растения поглощают из окружающей среды.
Растения поглощают воду, минеральные вещества, кислород, углекислый газ.
Вопрос 6. Какие вещества растения выделяют в результате своей жизнедеятельности?
Растения выделяют во внешнюю среду продукты своей жизнедеятельности: воду, углекислый газ, кислород.
Вопрос 7. Назовите известных вам теплокровных животных.
Птицы (голубь, павлин, синица, цапля) и млекопитающие(корова, волк, зебра, человек).
Вопрос 8. Какие физиологические механизмы терморегуляции есть у теплокровных животных?
Теплоудержание обеспечивается подкожным жировым слоем, волосяным покровом, одеждой и поддержанием позы, при которой поверхность тела и процессы теплоотдачи минимальны.
Теплопроведение – отдача тепла путем непосредственного контакта с холодным воздухом окружающей среды (уменьшается при наличии подкожного жирового слоя.
Вопрос 9. В определённых ситуациях собака часто высовывает язык. Какое отношение к терморегуляции имеет такое поведение?
На теле собаки слишком мало потовых желез, в основном они располагаются между пальцами, на лапах. Поэтому обычный способ испарения влаги с поверхности тела, снижающий температуру, для собачьего организма недоступен. Основная нагрузка при испарении влаги ложится на легкие, этому способствует учащенное дыхание. Высунутый, обильно смоченный слюной язык позволяет увеличивать площадь испарения и его эффективность.
Вопрос 10. Используя рисунок на с. 94, объясните, как связаны обмен веществ и обмен энергии.
Образующаяся в процессе обмена веществ энергия используется для поддержания температуры тела, совершения работы, роста и развития организма и обеспечения структуры и функции всех клеточных элементов. Т. о., обмен веществ и превращение энергии неразрывно связаны между собой и составляют единое целое.
Вопрос 11. Почему обмен веществ у земноводных и пресмыкающихся протекает более активно, чем у рыб?
У земноводных, да и у пресмыкающихся более совершенные кровеносные системы и органы дыхания.
Вопрос 12. Почему активный обмен веществ у птиц и млекопитающих способствует их широкому распространению на планете?
Многочисленные наблюдения позволяют утверждать, что теплокровные организмы способны поддерживать свой обмен веществ на необходимом для нормальной жизнедеятельности уровне, для чего в процессе эволюции у них сформировались специальные механизмы.
Вопрос 13. Назовите характерные признаки живого организма.
Признаки жизни — это дыхание, питание, выделение веществ, рост и развитие, движение, раздражимость и размножение.
Вопрос 14. Какие органы растений принимают участие в обмене веществ?
В обмене веществ участвуют все органы растений.
Вопрос 15. Какие системы органов животных участвуют в процессах обмена веществ?
В обмене веществ участвуют все органы животного.
Вопрос 16. Почему обмен веществ и энергии является основным признаком живого организма? Как связаны вещество (пища) и энерия (силы)?
Вещества, поступившие извне в клетку организма, не остаются неизменными: прежде чем стать частью его тела, они подвергаются различным превращениям. Вместе с образованием сложных веществ в клетке идёт противоположный процесс — распад сложных соединений на более простые. Это сопровождается выделением энергии, которая расходуется на образование новых веществ, работу различных внутренних органов, поддержание температуры тела.
Вопрос 17. Изучив рисунок на с. 94, ответьте, откуда берётся энергия в пище, которую мы едим.
Энергия в пище, которую мы едим, передается по цепям питания от растений, которые преобразуют солнечную энергию в энергию химических связей в ходе фотосинтеза.
Вопрос 18. Как земноводные и пресмыкающиеся ведут себя при резком понижении температуры среды? Приведите примеры.
Как правило, все рептилии и земноводные обитающие в зонах с умеренным климатом (например, в Европе или Северной Америке), впадают в спячку. Однако, это происходит совсем по—разному, в зависимости от вида животных.
О чём свидетельствует наличие обмена веществ у всех живых организмов?
Метаболизм (он же обмен веществ) отличает живого от неживого. То есть самый первый и логичный вывод: если обмен веществ присутствует, это значит, что рассматриваемый организм живой. Метаболизм, иными словами, признак живого организма.
Идем далее, изучая сущность метаболизма. Так, под ним понимают способность, как мы уже выяснили, живого организма выполнять следующие функции:
Организм, получая пищу, насыщается необходимой ему энергией, которая является «топливом» для всех жизненных процессов.
Реакции, катализатором которых являются различные ферменты, позволяют организмам расти, размножаться, реагировать на окружающие условия.
Понятие «обмен веществ» также также может относиться к перевариванию пищу и к переносу питательных веществ в клетки.
Яркой особенностью метаболизма является сходство основных метаболических процессов даже между очень разными видами. Например, набор карбоновых кислот присутствует во всех известных организмов, начиная от одноклеточных бактерий и заканчивая практически любыми многоклеточными.
Обмен веществ называют еще метаболизмом. Это — совокупность биохимических реакций, которые обеспечивают жизнедеятельность организма.Обмен веществ является основным свойством жизни. С прекращение обмена веществ наступает гибель организма.
Смотря в связи с чем нарушен водно-солевой баланс, если какая-нибудь кишечная инфекция, то ригедрон прекрасно восстанавливает и вода, противный, конечно, до ужаса. И спасает организм от обезвоживания.
Как часто можно слышать от врачей: это не болезнь, это просто у вас плохой обмен веществ. А что такое обмен веществ? Как он влияет на наше здоровье?
Если у человека хороший, т.е. быстрый обмен веществ, то каждая клеточка получает питание и своевременно выделяет отходы, в результате чего наш организм насыщается витаминами, минералами и прочими полезными веществами, которые дают организму энергию для активной деятельности.
Переедание самая губительная привычка человека, ведущая к различным заболеваниям, ожирению и преждевременному старению.
Отсюда вывод: люди с быстрым обменом веществ более здоровые. Таким образом: чем лучше обмен веществ, тем реже болеем и больше шансов стать долгожителем.
ГДЗ биология 6 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: 28 Обмен веществ – гласный признак жизни
стр. 118. Вспомните
№ 1. Чем отличается живой организм от неживых тел?
Живой организм отличается от неживых тел, прежде всего клеточным строением (белки, нуклеиновые кислоты). Тогда как у неживых тел атомы и элементарные единицы. Также все живые организмы активны, деятельны, способны к воспроизведению себе подобных путем размножения. Они дышат, питаются, растут и развиваются, могут реагировать на раздражители. Живым организмом свойственен обмен веществ и энергией как внутри клеток, так и с окружающей средой.
№ 2. Что вам известно об энергии?
Энергия является скалярной физической величиной. Это единая мера различных форм движения и взаимодействия материи. С фундаментальной точки зрения энергия – это один из трех аддитивных интегралов движения. Выживание любого организма на нашей планете зависит напрямую от постоянного притока энергии. А черпается она из веществ, служащих пищей.
Используется энергия в результате определенных химических реакций для построения и поддержания структуры и функций клеток в организме. В таком процессе молекулы пищи используются не только для извлечения энергии, но и для синтеза биологических молекул собственного организма.
Первичный источник энергии почти для 99% всех земных существ – это световая энергия, в основном солнечная. Она при помощи фотосинтеза преобразуется растениями в присутствии воды и некоторых минералов в химическую. Часть такой энергии затрачивается на наращивание биомассы (рост, вес), а часть утрачивается в виде тепла и отходом жизнедеятельности.
Стр. 119. Вопросы после параграфа
№ 1. Что такое обмен веществ?
Обмен веществ – это взаимосвязанные химические реакции по образованию и разрушению веществ, которые возникают и протекают в живом организме и необходимы для поддержания его жизни и связи с окружающей средой.
№ 2. Откуда организмы получают питательные веществ, необходимые для обмена веществ?
Источником поступления питательных веществ для растений служит почва, из которой они получают вместе с водой азотистые и минеральные вещества, а также углекислый газ из воздуха. В процессе фотосинтеза они могут вырабатывать органические вещества – кислород, необходимых для жизни всех живых организмов на планете, в том числе, и для растений. Животные употребляют питательные вещества в том виде, в котором они есть.
№ 3. Как живые организмы используют энергию?
Полученная энергия используется живыми организмами для построения новых клеток в его строении, для роста и работы органов и тканей, а также для поддержания оптимальной температуры тела и осуществления всех своих процессов жизнедеятельности. При этом растения могут использовать полученную энергию еще и на преобразование органических веществ из неорганических. А животные тратят много полученной энергии на ориентацию в пространстве и активное передвижение своего тела в нем (пряжки, бег, плаванье, полет и т.д.).
№ 4. Почему обмен веществ является основой жизни?
Потому что обмен веществ – это совокупность химических реакций, которые возникают в любом живом организме для поддержания его жизнедеятельности, а значит, является обязательным условием существования. Именно благодаря обмену веществ не только осуществляется рост, развитие, движение, размножение организмов, но происходит их взаимодействие с окружающей средой.
№ 5. Чем отличается питание растений от питания грибов и животных?
Растения по типу питания относятся к автотрофам, потому что могут синтезировать необходимые для своей жизнедеятельности органические вещества под воздействием солнечного света из воды, углекислого газа и минеральных соединений.
Стр. 119. Подумайте
Какая существует связь между обменом веществ и превращением энергии?
Питание является важнейшей составной частью обмена веществ. Благодаря питанию происходит поглощение живыми организмами питательных веществ (минеральных и органических), которые нужны для поддержания их жизни. Вместе с ними поглощается и содержащаяся в них энергия в виде белков, углеводов, жиров и т.д., которые необходимы для роста, развития, движения, воспроизведения и прочих процессов жизнедеятельности организмов.
Таким образом, можно сделать вывод, что все процессы, включая поступление питательных веществ, их превращение в энергию и выведение ее излишков между собой взаимосвязаны и согласованы.