О чем свидетельствовало появление на печатях московского государства двуглавого орла
Откуда пришло изображение двуглавого орла
Каждое государство имеет свою собственную атрибутику. В России – это изображение двуглавого орла, который является официальным государственным символом, вместе с флагом и гимном. Его изображают на гербе и печатях, это подчеркивает независимость и индивидуальность страны, рассказывает давнюю историю. Двуглавый орел изображают на деньгах и государственных документах.
Откуда пришло изображение двуглавого орла
Двуглавый орел – символ Российской Федерации. Однако на протяжении всей истории он присутствовал во многих культурах: Древней Персии, Римской и Византийской Империи, Скандинавии. Впервые двуглавый орел появился на русских монетах в конце 15 века. Иван III в 1497 году сделал черного орла официальной эмблемой Российского Императорского Двора. Данный символ использовался на официальных и личных гербах, почтовых марках, монетах, военных флагах и знаменах.
Иван III принял двуглавого орла из Византийской культуры после женитьбы на принцессе Софье Палеолог, дочери византийского императора в 1469 году. В 1497 году появилась первая официальная российская печать с двуглавым орлом. Некоторые историки и археологи считают, что символ двуглавого орла появился на Руси раньше, и отмечают, что в Византии он использовался как личный или религиозный символ, а не как государственный. Изображение гордой птицы появлялось на одежде и монетах императоров, символизируя единство. Ученые предполагают, что российские правители переняли этот символ от Священной Римской империи, или же он был завезен в Россию как православный христианский символ, который переняла христианская церковь.
Наследие Византии
Первые изображения двуглавого орла были высеченные на камне, считается, что оно принадлежит хеттам, жившим на Ближнем Востоке в 13 веке до нашей эры. Изображение гордой птицы стало часто появляться на Востоке и Западе. Однако именно Византийская империя (395 – 1453 годов) превозносила эту птицу. Большинство историков считают, что большинство народов, ассоциируют себя с двуглавым орлом, и унаследовали его от Византии, через династические браки. Так получили гербы Сербии, Албании и Черногории.
Значение символа двуглавого орла
Наиболее распространенное значение о двуглавом орле – это две головы, обращенные на Восток и Запад, что символизирует географическое положение России. Образ птицы часто менялся. В течение XVI и XVII веков его стали изображать на государственном гербе, поддерживаемым львом, драконом, грифоном. На государственном гербе России XIX века орла поддерживали архангелы. На голове каждого орла была одета корона. Между головами часто добавлялись и другие символы, например, русский шестиконечный крест. В 1625 году вместо креста официально была помещена третья корона. Историки интерпретируют три короны как ссылку на христианскую концепцию Святой Троицы (Бога-Отца, Сына и Святого Духа). В когтях орел держит скипетр, что означает символы власти.
В 1917 году орел стал белым. В советское время птица была заменена на серп и молот. С 1993 года орел вернулся, и по-прежнему смотрит в разные стороны и носит три короны. Изображение двуглавого орла на гербе России символизирует единство всех народов и национальностей, живущих на территории государства.
Историки так не могут прийти к единой теории возникновения этой птицы. Была ли она взята у римлян или в хеттов, кто принес и сделал этот атрибут государственным символом.
Птица заповедная
Точная дата рождения двуглавого орла в качестве геральдического символа Руси не известна. Впервые его изображение появляется на так называемой большой «вислой» красновосковой печати Ивана III, предназначенной для скрепления документов. На другой стороне этой печати был изображен «ездец», пронзающий змея, — символическое изображение покровителя московского княжеского дома Георгия Победоносца. Понятно, что временная привязка в данном случае условна — мы можем говорить лишь о том, что самый ранний из дошедших до нас четырех оттисков этой печати скрепляет документ 1497 года, но, когда был создан штамп и уж тем более когда было принято решение об использовании нового государственного символа, остается загадкой. Зато много лет спустя, 30 ноября 1993-го, первый президент России Борис Ельцин подписал указ о возвращении двуглавого орла в качестве официального государственного герба нашей страны, и с этой датировкой уж точно не поспорить. Портал iz.ru разбирался в сложной судьбе державного символа и истории его появления на Руси.
Начало легенды
Казалось бы, всё просто и понятно: Софья — вторая жена Ивана III — происходила из семьи Палеологов, последней правящей династии византийских императоров. Ее отец Фома был родным братом Константина XI Драгаша (героически погибшего при штурме Константинополя османами) и последним правителем (деспотом) Мории — византийских владений на полуострове Пелопоннес, южной части современной Греции. Через несколько лет, когда у турок дошли руки и до Мории, Фома с семьей вынужден был бежать в Италию, где вскоре и преставился.
Скульптурный портрет Софьи Палеолог
Покровительство над несчастными сиротами, а у Софьи (или Зои, как ее назвали по-гречески) было два младших брата, взял на себя римский папа, который через некоторое время и поспособствовал свадьбе уже повзрослевшей девушки с недавно овдовевшим великим князем московским Иваном Васильевичем. Таким образом, как бы сложилась некая духовная преемственность от православной Византии к православной же Руси, а двуглавый орел вполне логично и легитимно стал символом нового независимого государства, самостоятельно выходившего на международную арену. Короче говоря: «Москва — Третий Рим, а четвертому не бывать»!
Создателем этой незамысловатой логической цепочки был Василий Никитич Татищев, потом ее подхватил и развил придворный историограф Николай Михайлович Карамзин. Идея прижилась и с тех пор благополучно кочует из учебника в учебник. В ней всё просто и понятно, хотя не совсем точно соответствует фактам. Во всяком случае всё не так однозначно, и большинство современных историков эту «византийскую» версию происхождения нашего герба не считает не только единственной, но даже вероятной. В том числе такие признанные авторитеты, как главный государственный герольдмейстер России Георгий Вилинбахов и профессор Игорь Данилевский.
Гандаберунда и византийские ханши
Начнем с того, что двуглавый орел никогда не был официальным гербом Византии. Строго говоря, такого понятия на протяжении большей части существования империи и не существовало вовсе, поскольку европейская геральдическая система в Византии распространения не имела.
При этом двуглавый орел присутствовал как одно из символических существ, появляясь на орнаментах и декоративных изображениях, обычно неофициальных. С какого-то момента, скорее всего, уже после Крестовых походов, он стал родовым символом (понятие «герб» не использовалось) нескольких знатных домов, в том числе Палеологов. Когда этот род пришел к власти, а он правил в Константинополе со времени изгнания крестоносцев (1261 год) и до его захвата турками (1453), двуглавый орел стал одним из знаков императора, но не самого государства. В то же время на Западе, где не мыслили царской власти без геральдических атрибутов, двуглавый орел вскоре стал восприниматься как символ Византии.
Дирхам c изображением двуглавого орла. Восточная Анатолия, XIII век
Здесь стоит оговориться, что двуглавый орел имеет весьма длительную историю и так или иначе встречается в мифологии многих индоевропейских народов, живших в Центральной и Западной Азии.
В индуистской традиции могучая двуглавая птица известна как Гандаберунда. Изображение двуглавого орла встречается на ремесленных изделиях, сделанных в Бактрии на рубеже III–II тысячелетий до нашей эры, а чуть позже на каменных изображениях в Хатуссе, столице хеттского царства. В первом тысячелетии нашей эры он часто встречается в Сасанидском Иране, откуда, видимо, и перекочевывает в соседние страны — Византию и Армению.
В XI–XIII веках двуглавых орлов можно было встретить на монетах и эмблемах разных сельджукских государственных образований на территории современного Ирана и Турции, а Конийский султанат даже имел его на своем гербе. Это государство располагалось в захваченной турками-сельджуками у Византии Малой Азии, и его столицей была Никея, а потом Конья.
Барельеф с изображением двуглавого орла. Конийский султанат
В Восточном Средиземноморье турки конкурировали с крестоносцами, греками и монголами. Это был сложнейший клубок интересов и конфликтов — каждый старался «дружить против соседа». Династические браки и договоры о дружбе сменялись войнами, вероломство и предательство были нормой, в то же время возникали культурные связи, порой довольно неожиданные. В итоге давно поселившийся в этих местах двуглавый орел оказался не только на знамени сельджуков и родовом гербе Палеологов, но и на монгольских монетах ханов Абаги, Тохты и Узбека, а позже (при Сигизмунде Люксембургском, примерно с 30-х годов XV века) и на гербе Священной Римской империи, которая, таким образом, пыталась утвердить себя наследником традиций римских императоров.
Еще раньше орел появился на гербах некоторых европейских рыцарских фамилий как знак доблестного участия в Крестовых походах.
Добавим, что у означенных монгольских ханов, а также беклярбека Ногая в женах были представительницы рода Палеологов, что, видимо, нашло отражение в появлении двуглавого орла на их монетах. В изначальной монгольской традиции такой птицы не замечено, да и на монетах других ханов ее тоже было.
На все четыре стороны
Но вернемся в Московию времен Ивана III. Важно отметить, что никем из современников Софья не воспринималась как законная наследница константинопольского престола и носитель византийских традиций. Более того, она была воспитана в католическом духе, и римский папа надеялся с ее помощью склонить Москву к признанию межконфессиональной унии, принятой во Флоренции в 1439 году, но не поддержанной русской церковью. Другое дело, что девушка не оправдала надежд покровителя и, приехав на Русь, немедленно перекрестилась в веру своих предков. Важно и еще одно обстоятельство: не Софья принесла двуглавого орла в Москву, он был и ранее прекрасно известен на Руси. Например, несколькими столетиями ранее он считался символом и покровителем Галицко-Волынских земель, о чем есть летописные свидетельства. Видимо, известен он был россиянам и по уже упоминавшимся ордынским монетам XIII–XIV веков — трудно представить, чтобы они к нам совсем не попадали.
Существует и южнославянский вариант происхождения нашего герба, к которому сейчас склоняются многие ученые. После падения Константинополя некоторые балканские правители считали себя наследниками великой православной империи, а на их гербах как символ продолжения византийской традиции красовались двуглавые орлы. Это княжества Зета, Кастриоти, Моравская Сербия и другие небольшие государства на территории современных Албании, Сербии и Черногории. Почти все их властители действительно так или иначе были в родственных отношениях с Палеологами или правившими в Никейской империи Ласкарисами, имевшими тот же герб. Но на протяжении второй половины XV столетия османы постепенно захватили юго-восток Европы, после чего Московия осталась последним оплотом ортодоксального (или православного) христианства.
С попавших под исламское владычество территорий на Русь потянулся поток беженцев, прежде всего монахов и священнослужителей, приносивших с собой не только книжные греческие знания, но и привычные для них символы. Тем более что к этому времени двуглавый орел уже воспринимался не столько как светский герб, а как знак принадлежности к православию. Например, он был символом Константинопольского патриарха и епархии уже после завоевания города турками.
Иван III Васильевич
Итак, двуглавый орел мог «залететь» на Русь практически с любой стороны. С юга — из Византии или с Балкан, с запада — из Европы, где он был гербом Священной Римской империи, и с востока — через Орду, часть которой фактически уже вошла в состав Московского государства.
На той самой печати Ивана III, где впервые встречается двуглавый орел, в череде титулов великого князя числится также князь Болгарский (имеется в виду Волжская Булгария), который Иван принял после взятия Казани русскими войсками в 1487 году. По сути, Казанское ханство в тот момент было в зависимости от Руси, и преемственность неких знаков власти могло это подчеркнуть.
Но это еще не всё. Орел мог прилететь в Москву и с севера — из Твери. Известно, что последний тверской князь Михаил Борисович чеканил монету, на которой был изображен… да-да, двуглавый орел. В 1485-м Тверь была захвачена войсками Ивана III, а в его титуле появилось дополнение — великий князь Тверской. Не могло ли объединение московского «ездеца» и тверского орла быть своеобразным символом этой победы?
С учетом этих фактов канонический «византийский» вариант происхождения герба выглядит наименее логичным. Если Иван имел мысли о «преемственности» традиций от Константинополя через супругу Софью, то почему ждал около 20 лет с началом использования двуглавого орла в качестве государственного символа? Ведь свадьба состоялась в ноябре 1472 года, а печать сделана не ранее 1490-го, что ясно из выбитого на ней титула. На тот момент официальным наследником престола считался Иван Иванович Молодой — старший сын князя от его первой жены тверской княгини Марии Борисовны, а после его неожиданной кончины (1490 год) его сын Дмитрий (внук). То есть династическое наследие Византии на русском престоле тогда даже не предполагалось, и лишь в первые годы XVI столетия Василий вернул доверие отца и стал наследником трона.
Кстати, даже упоминаний о какой-то связи императоров Византии и правителей Руси или о концепции «Москва — Третий Рим» при Иване не было. Впервые такое словосочетание встречается уже в правление Василия — в письме к нему старца псковского монастыря Филофея. Лишь значительно позже и совершенно по иным причинам этот лозунг будет поднят на имперский щит, но это уже совсем другая история.
Двуглавый орел на орудии XIX века
Похоже, мы никогда не узнаем, чем руководствовался Иван III, помещая двуглавого орла на свою печать. Вероятно, это была не одна причина, а целый комплекс сошедшихся вместе обстоятельств, и какое было более значимым — не столь уж важно. За время своего правления он использовал в качестве символов на печатях и монетах льва (родовой знак владимирских князей), «ездеца» в разных формах (с мечом и копьем, поражающего дракона или скачущего) и другие символы. Видимо, в это время действительно шел поиск новой государственной символики, и двуглавый орел стал одним из возможных вариантов.
Но птица прижилась. При Василии III, который был не только Рюрикович, но и Палеолог, орел уже прочно вошел в государственную символику, стал привычным знаком и обрел короны над головами. В 1561 году, при Иване IV Васильевиче, «ездец» переехал на грудь к орлу, а на обратной стороне появился новый символ — единорог. В 1570-м на большой печати впервые появились эмблемы (предшественники гербов) разных земель. Позже всадник менял направление движения, а орел — геометрию крыльев, на нем появлялись новые символы и знаки.
Трансформация изображения продолжалась вплоть до 1857 года, когда герб как геральдический символ был зафиксирован окончательно. Впрочем, как оказалось, всего на 60 лет. Но еще через три четверти века орел вернулся. Он так прочно слился с образом Руси, что о реальном происхождении его уже почти не вспоминают.
yarodom
Летопись: Люди, места, события, свидетельства
В этом году исполняется 20 лет, как двуглавый орел является гербом новой России.
За эти годы мы основательно привыкли к нему, однако суть этой важной птицы вряд ли стали знать лучше. Предлагаем вам 7 ключевых версий появления двуглавого орла на Руси, которые позволят нам лучше познакомиться с нашим гербом.
Впервые в качестве геральдического символа России (тогда еще Великого Московского княжества) двуглавый орел появился в 1497 году при Иоанне III. Тогда орел украсил Большую Государственную печать.
Как известно двуглавый орел был гербом православной Византии. Большинство историков объясняют его появление на Руси браком Иоанна III с Софией Палеолог, которая и принесла этот геральдический знак в качестве «приданого». Конечно, Великий Московский князь мог легко отказаться от неорганичной для русского глаза птицы, но набиравшая политические обороты Москва нуждалась в серьезных идеологических смыслах (сегодня это называют брендом) для международного признания. Дело в том, что на Западе были мало осведомлены в нюансах российской политической картины и полагали, что на Востоке расположена бескрайняя Татария, где люди пьют молоко кобылиц и спят на голой земле.
Двуглавый же орел давал московским князьям возможность создать более цивилизованное позиционирование на международной арене, продемонстрировав западному сообществу блестящую «генеалогию» — преемство власти из Рима и Византии. Впоследствии при Василии III это разовьется в серьезную религиозно-политическую концепцию «Москва – Третий Рим».
Интересно, что в 1442 году, примерно за 55 лет до появления на печати Иоанна III, двуглавый орел появился и на государственных печатях германской Священной Римской Империи. Император Фридрих III Габсбург тоже считал себя полноправным приемником Рима. Однако двуглавую птицу он позаимствовал вовсе не от своего заклятого конкурента, Византии, а от других немецкоговорящих монархов — бургграфов Вюрцбургских и герцогов Баварских. Ряд историков уверен, что двуглавый орел пришел на Русь именно от Габсбургов, а не от византийцев, поскольку последние никогда не использовали орнитологический символ на государственных печатях.
У византийской и габсбургской версий есть свои слабые места. Например, никак не объяснить, почему орёл, в качестве «приданого» появился в государственной печати почти через 20 лет после женитьбы Иоанна III на Софье Палеолог. Что касается «габсбургской птицы», то непонятно с какой стати Русь должна была перенять символ Империи, с которой у нее не было практически никаких политических связей; к тому же Габсбурги были католиками. Другое дело – близкие соседи… Мы имеем в виду Золотую Орду, которая какое-то время чеканила монеты с изображение двуглавого орла. Разумеется, Иоанн III не мог об этом не знать. В пору его царствования Золотая Орда переживала период распада, пока в 1483 году не прекратила свое существование. Возможно, Великий Московский князь хотел разыграть карту преемства некогда могущественного государства, почему и поставил на печать символ, знакомый другим «татарским ханствам», образовавшимся после распада Орды.
Эта версия самая шокирующая. Как известно, Иоанн III, как и полагалось московским государям, получил хорошее православное образование. Разумеется, он читал Святое Писание, в том числе третью книгу пророка Ездры из Ветхого Завета. Там пророк пишет следующее: «Видех, восхождаше от моря орел, емуже бяху главы три». Примечательно, что «средняя глава бысть больши инех глав». Напомним, что российского двуглавого орла венчают именно три короны: на головах — маленькие, а над пустым местом между ними — большая. «И се орел летяше на перии своем, и цесарьствова на земли и на живущих на ней». Далее в видении Ездры орел становится двухголовым: «средняя глава внезапу не явися… Осташася же две главе, яже и те такоже цесарьствоваша на земли и над обитающими на ней». Богословы трактовали этот момент, как пророчество об установлении царства антихриста. Затем появляется Мессия в виде льва и побеждает орла: «И видех, и се, якоже лев разгневан от леса рыкающь, и видех, яко испускаше глас человеческии ко орлу, и рече глаголя: слушай, что я буду говорить тебе и что скажет тебе Всевышний: слыши ты, и возглаголю тебе, и речет вышний тебе: не ты ли оставшийся из числа четырех животных, которых Я поставил царствовать в веке Моем, чтобы через них пришел конец времен тех…его ради не являйся ты, орле, и криле твои грозныя и перийца твоя строптивая, и главы твоя лукавыя, и ногти твои злейшии, и все тело твое суетное, чтобы отдохнула вся земля и освободилась от твоего насилия, и надеялась на суд и милосердие своего Создателя. Яко да прохладится вся земля и обратится свободна от твоея силы, и уповает на суд и милосердие того, иже сотвори ю».
Если все же Иоанн был знаком с Третьей книгой Ездры, то его выбор выглядит очень загадочно. Интересно, что впервые двуглавого орла за «пределы» государственной печати вывел Иоанн Грозный: это символ венчал одну из башен его зловещего «опричного» двора в Александровской Слободе (подробнее о любви к символике Иоанна IV читайте здесь). Три короны, венчающие этот геральдический символ, впервые использовал Лжедмитрий I. На, а самое широкое распространение двуглавый орел получил уже при Алексее Михайловиче, которого, как известно, поборники Старой Веры называли антихристом.
Как известно, Иоанн III привлекал в Москву большое количество специалистов «фряжского» происхождения. Из истории мы хорошо знаем об итальянских архитекторах Аристотеле Фиораванти, строителя Успенского собора, и Пьетро Антонио Солари, строителя нескольких кремлевских башен. Известно, что все западные строителя того времени состояли в цехах, которые представляли собой тайные закрытые общества. Очень многие сообщества строителей на Западе использовали символику двуглавого орла. Не исключено, что Иоанн «позаимствовал» знак именно у экспатов-архитекторов.
Двуглавый орел не только в те времена использовался в символике строителей, но и в модной тогда алхимии. У алхимиков он символизировал Философский Камень, а также сам процесс его получения, который называется Magnum Opus или «Великое Делание». Так как при дворе Иоанна III было много иностранцев, то, вероятно, кто-то из них практиковал алхимические опыты. Например, лекари, аптекари, которые, как известно, поголовно в те времена были увлечены получением Философского Камня. От них и мог московский государь перенять «волшебный символ» в качестве личной печати.
Как мы уже поняли, что двуглавый орел в конце XV века был модным трендом в Старом Свете. Возможно, Иоанн III, «подглядев» орнитологический знак в качестве печати в каком-нибудь иноземном договоре, решил последовать тенденции. Просто потому, что он ему понравился. Это версия, конечно, звучит очень легковесно, но все же…
Тест по истории Российское государство во второй половине XV — начале XVI в. 6 класс
Тест по истории Российское государство во второй половине XV — начале XVI в. 6 класс с ответами. Тест представлен в двух вариантах, в каждом по 6 заданий.
Вариант 1
А1. Политика Ивана III была направлена на
1) завершение объединения русских земель
2) получение ярлыка на великое княжение
3) заключение союза с Золотой Ордой
4) расширение привилегий удельных князей
А2. Столкновение русских войск с монголо-татарами на реке Угре привело к
1) разорению русских земель
2) свержению монголо-татарского ига
3) лишению московских князей ярлыка на великое княжение
4) возобновлению уплаты дани Золотой Орде
A3. О чем свидетельствовало появление на печатях Московского государства двуглавого орла?
1) Москва стала преемницей Византии
2) охота с использованием хищных птиц стала любимым занятием московских правителей
3) в России стали использовать печати при оформлении документов
4) Московское княжество выделилось из состава Владимиро-Суздальского
А4. В Российском государстве второй половины XV-XVI в., в отличие от Киевской Руси
1) существовало вотчинное землевладение
2) господствовало натуральное хозяйство
3) великий князь собственноручно занимался сбором дани
4) действовали общегосударственные органы управления
А5. Какое событие произошло позднее других?
1) принятие нового Судебника
2) присоединение к Московскому княжеству Рязани и Смоленска
3) присоединение к Московскому государству Новгорода
4) образование Казанского ханства
В1. Установите соответствие между элементами первого и второго столбиков. Одному элементу первого столбика соответствует один элемент второго.
ПОНЯТИЕ
1. Держава
2. Кормление
3. Самодержавие
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
A. Золотой шар с короной или крестом
Б. Неограниченная власть правителя
B. Порядок содержания должностных лиц за счет местного населения
Г. Порядок занятия должностей по знатности происхождения
Вариант 2
А1. Политика Ивана III была направлена на
1) полное свержение монголо-татарского ига
2) заключение союза с Золотой Ордой
3) завоевание побережья Балтийского моря
4) получение ярлыка на великое владимирское княжение
А2. Поход Ивана III на Новгород в 1477 г. привел к
1) возобновлению феодальных усобиц
2) падению авторитета московских князей
3) конфликту московского князя с митрополитом
4) присоединению Новгорода к Московскому княжеству
A3. Принятие Иваном III титула «Иоанн, Божиею милостью государь всея Руси» свидетельствовало о (об)
1) принятии княжеской семьей православия
2) возвышении великокняжеской власти
3) обоснованной претензии на возвращение в состав Российского государства всех земель Киевской Руси
4) возникновении республиканской формы правления
А4. Во второй половине XV-XVI в., в отличие от середины XIII в., на Руси
1) сложилась общегосударственная система управления
2) господствовало натуральное хозяйство
2) усилились междоусобные конфликты
4) существовала монархическая форма правления
А5. Какое событие произошло ранее других?
1) принятие нового Судебника
2) присоединение к Московскому княжеству Рязани и Смоленска
3) «Стояние на реке Угре»
4) образование Казанского ханства
В1. Установите соответствие между элементами первого и второго столбиков. Одному элементу первого столбика соответствует один элемент второго.
ПОНЯТИЕ
1. Местничество
2. Централизованное государство
3. Уезд
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
A. Государство, в котором происходит политическое и экономическое объединение всех земель вокруг сильной центральной власти
Б. Назначение на государственные должности в зависимости от знатности происхождения
B. Административно-территориальная единица в России
Г. Наследственное владение феодала
Ответы на тест по истории Российское государство во второй половине XV — начале XVI в. 6 класс
Вариант 1
А1-1
А2-2
А3-1
А4-4
А5-2
В1. 1А 2В 3Б
Вариант 2
А1-1
А2-4
А3-2
А4-1
А5-4
В1. 1Б 2А 3В