петриковская роспись на стенах
Петриковская роспись на стенах
УРОК № 1: Петриковская роспись. Вводный.
Мастера Петриковской росписи используют разнообразные материалы и приспособления – самодельные кисти, пипетки, соски, ватные палочки, зубочистки, беличьи кисти и просто пальцы мастера.
Для работы нам понадобится: гуашь, клей ПВА, карандаш простой, кисти беличьи №2, 3, 4, палитра, вода, пипетка, мастихин.
Перед началом росписи, надо развести краску. На палитру мастихином выкладываем небольшое количество гуаши, добавляем клей ПВА в пропорциях 2:1, размешиваем всё мастихином и, разбавляя водой, доводим до густоты сметаны.
Для первых тренировочных работ достаточно развести какую-то одну краску. Кисть держится как обыкновенный карандаш, рука при этом должна опираться на стол, чтобы мазки получались ровные и точные. Основу, на которой вы рисуете, можно поворачивать в разные стороны, – так удобнее вести кисточку и выполнять правильные мазки.
Как правильно изготовить кисточку из кошачьей шерсти
Кто увлекается декоративной росписью (особенно петриковской), тот не может обойтись без этой волшебной кисточки. Ее практически нельзя заменить никакой другой. Свойства кошачьей шерсти поистине уникальны: она очень упругая ( как только прекращается нажим на нее, кисточка возвращается в первоначальное положение, то есть не теряет своей формы, не деформируется); она очень долговечна ( при правильном обращении с ней кисточка прослужит 3-4 года при самом интенсивном ее использовании); с ее помощью можно делать невероятно тонкую и ажурную роспись, выводя такие воздушные линии, какие и самым отточенным карандашом сделать непросто.
Петриковская роспись
Я думаю у многих дома раньше была какая-либо утварь расписанная в петриковском стиле. Хочется поделиться этой красивой техникой.
Мне в детстве посчастливилось побывать в Петриковке (Днепропетровская область, Украина), в центе народного искусства «Петриковка». Раньше там существовал целый завод по производству предметов интерьера, посуды, сувениров, но, увы, государству он был особо не нужен и соответственно закрыт. До сих пор искусство росписи держится за счет художников-энтузиастов из деревни, которые организовали там музей и продают свою продукцию.
У петриковской росписи очень интересная техника: чтобы получить такой красивый переход кисточка полностью макается в один цвет, а кончик в другой, плавными движениями вырисовываются лепестки цветка. Лично пробовала так рисовать, жалко не нашла фотографию моего рисунка, очень неплохо получилось:)
Я считаю, что петриковская роспись все равно является частью русской культуры, раньше же это была одна страна, одно культурное пространство.
Петриковская роспись на стенах
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Материалы для росписи стен (Петриковская роспись)
Пример для сравнения росписи на стене и на маленьких форматах с использованием одной и той же кисти.
Не спорю, что и кошачки тоже могут быть разными, но эта их «разность» чаще выражена в толщине пучка, когда кисти изготавливаются сугубо для тонких линий или для пышных каплеобразных мазков.
Так что просто сильнее делаем нажим и получаем на стене шикарные мазки как раз нужного размера.
А вот большие беличьи или нейлоновые кисти для двухцветных переходных мазков, действительно нужно будет приобрести. Я сначала купила несколько круглых беличьих кистей №+- 12 и работала ими, но, должна сказать, что оставляя на стене красивые переходные мазки, кисти эти мне не понравились в работе из-за своей расточительной «неэкономичности».
Получалось так, что вбирали они слишком много краски, большая часть которой, никуда не шла и смывалась в воду при полоскании.
Купив же и испробовав плоскую кисть со специально закругленным пучком, поняла, что это именно то, что нужно. Лучшей кисти для стены я порекомендовать не могу.
Ну а если побеленная стена на улице, то расписываем акрилом, который не боится осадков. Акрил прекрасно ложится на мел, точно как и гуашь.
Еще советую сохранить немного той краски (именно того оттенка), которым красилась стена, т.к. имея ее можно будет, в случае необходимости, что-то исправлять, если вдруг во время росписи возникнет такая необходимость.
Секреты Петриковской росписи, которая стала визитной карточкой Украины
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Что же касается инструментов то, разумеется, в ту пору не было в широком обиходе подходящих профессиональных кистей, поэтому мастера из народа мастерили кисти самодельные. Для этого брали пучки кошачьей шерсти, срезанные у домашних кошек и наматывали на отточенный черенок. Несколько витков нити — и кисточка для сложных узоров готова! Да причем такая, что не уступала фабричной. А еще в ход также шли и камышовые палочки, и рогоза, и пипетки, и даже пальцы (ими удобно изображать ягоды).
Стоит отметить, что петриковская роспись очень разнообразна. Почти у каждого мастера есть свой собственный почерк, манера письма, приемы в стилизации, своя трактовка традиционных элементов росписи и свой излюбленный колорит. Отсюда и роспись на светлом, цветном или чёрном фоне. И поэтому рисунки на одинаковую тематику, выполненные двумя живописцами, могут кардинально отличаться в подаче и по колориту.
Немного из истории Петриковской росписи
Происхождение петриковской росписи связывают с казачеством и заселением Днепровщины выходцами из Полтавщины, Слобожанщины и Подолья в конце XVIII и вначале XIX века. Хотя достоверно неизвестно, где и когда впервые зародились и развились традиции, которые легли в основу этого уникального направления народной живописи.
Историки утверждают, что изначально она получила свое развитие в виде настенной живописи, а позже народные умельцы стали делать бумажные «малёвки» для оформления интерьеров и расписывать домашнюю утварь.
Вот так постепенно рисунки и орнаменты превратились в настоящее искусство – так и возникло этническое направление в отечественном искусстве, охватившем многие сферы деятельности человека. Интерес к этому творчеству не угас и сейчас. Художники продолжают.
Художник Александр Опарий
Современный мастер Петриковской росписи украинский художник Александр Опарий за свою творческую карьеру создал множество работ, который воплощены и на фарфоровых сервизах, и на картинах. Он один из тех выдающихся художников, чье мастерство давно признано не только в Украине, но и далеко за ее пределами.
Именитый художник родился на Сумщине, окончил отделение художественной керамики Миргородского государственного керамического техникума им. Н.В. Гоголя в 2001 году. Позже, в 2008 году, он окончил отделение художественного текстиля Львовской национальной академии искусств.
Получив отличное базовое образование, художник решил обратиться к народным истокам и традициям. и вот на протяжении многих лет Александр занимается художественной росписью фарфора в традициях Петриковской росписи, изготавливает авторские пысанки, вышитые полтавские рушники и сорочки разных регионов Украины конца ХІХ – начала ХХ веков.
Творчество художника отличает особое тонкое чувство цвета и света — его палитра богата полутонами различных цветовых оттенков. Роспись Александра Опария выполнена живо, легко и точно по всем правилам древней Петриковской росписи. Что удивительно, даже выполненные с помощью одного базового цвета работы мастера изобилуют разнообразием цветовых переходов и едва уловимых полутонов. Кроме технической виртуозности, каждое изделие, расписанное рукой Александра, несет в себе гармоничный заряд положительной энергии.
Наиболее красочные и яркие его работы можно увидеть в авторских фарфоровых сервизах, над которыми художник работает в технике «надглазурной росписи», которая заключена в декорировании керамических изделий уже после «утельного» обжига и покрытия их глазурью. Расписав полуфабрикат специальными надглазурными красками, готовое изделие вновь обжигается в муфельной печи при температуре 800 градусов по Цельсию.
В этой технике используется специальная краска по глазури, главным преимуществом надглазурных красок по сравнению с подглазурными является разнообразие цветовой палитры и яркий колорит. Как видите, расписанная Александром посуда отображает многогранный слой многовековой украинской культуры и разнообразие мотивов традиционной Петриковской росписи.
Так, в 2017 году в Киевском национальном музее украинского народного декоративного искусства с большим успехом прошла персональная выставка художника под названием «Художественная феерия Александра Опария», которая прошла с большим успехом. На сегодняшний день работы мастера хранятся в Киевском музее декоративно-прикладного искусства, Лебединском художественном музее, Луцком, Роменском и Миргородском краеведческих музеях.
За последние годы мастера петриковской росписи возродили традиции украинского барокко – яркого, роскошного и нарядного. Чаще всего в их творчестве встречаются растительные и цветочные узоры, в которых переплетаются реалистичные, стилизованные и фантастические растения. Иногда народные умельцы зашифровывают в своих рисунках дополнительный смысл и благие пожелания. Например, астры символизируют красоту и радость, розы – страсть, василёк – верность, георгины – благодарность. Кроме того, на украинских сувенирах все чаще и чаще можно увидеть изображение птиц, зверей, вымышленных животных, различных бытовых сценок.
Сейчас техника петриковской росписи известна во всём мире, благодаря широкой ее популяризации выдающимися мастерами народного промысла. Так, огромной популярностью пользуются работы М. К. Тимченко – народного художника Украины. Не менее известны заслуженные мастера народного творчества Н. А. Белоконь, Ф. С. Панко, Н. М. Шулик, А. А. Пикуш, А. Н. Самарская.
Если когда-то петриковскую роспись можно было увидеть только на стенах сельских домов, на печах, на предметах домашней утвари, то сегодня она стала необычным украшением в интерьере современных квартир, кафе и ресторанов. Многие известные архитекторы, дизайнеры и декораторы используют петриковскую роспись для создания или реконструкции различных бытовых предметов, зданий и даже техники.
И еще один любопытный факт: 5 декабря 2013 года Петриковская роспись наряду с казацкими песнями Днепропетровской области была включена в Репрезентативный список культурного наследия человечества ЮНЕСКО. И вполне заслуженно! Петриковская роспись — это не только ярко, солнечно и красиво, но еще и очень модно. Этнические мотивы ныне чрезвычайно популярны.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
10 фактов о Петриковской росписи
История возникновения петриковской росписи интересная и захватывающая. Традиция украшать жилище и одежду декоративными петриковскими узорами зародилась в Украине задолго до появления христианства. Люди верили, что в красивых орнаментах скрывается магическая сила, которая защищает хозяев от злых сил и несчастья.
Петриковская роспись — один из поводов для гордости украинцев. Эта художественная техника появилась в XIX столетии и до сих пор остается визитной карточкой Украины и Днепропетровской области. Она восхищает причудливыми орнаментами, яркими цветами и плавностью линий, в которые невозможно не влюбиться.
А вот 10 интересных фактов о Петриковской рописи:
1. Своим названием известная украинская роспись обязана поселку Петриковка Днепропетровской области, где она и появилась. пгт Петриковка — административный центр Петриковского района Днепропетровской области. Поселок Петриковка расположен на левом берегу реки Днепр в 64 км от областного центра — города Днепропетровска.
А вот что не характерно для поселка, так это огромное количество (как по мне) выдающихся мастеров своего дела.
Выдающиеся личности пгт Петриковка Днепропетровской области:
Хозяев, чьи дома не были расписаны яркими орнаментами, в деревне не уважали, считая их морально убогими и недостойными даже приветствий односельчан. Может это заставляло каждого рисовать.
В пгт Петриковка Днепропетровской области работают:
Петриковская детская художественная школа.
Автобусная остановка в центре Петриковки.
2. Издавна петриковской росписью украшали одежду, посуду, музыкальные инструменты и стены дома. Считалось, что она служит оберегом и защитой от сглаза.
В музее Петриковской росписи осталось много предметов старины, расписанных мастерами. И, конечно же, во главе всей этой красоты висит портрет основоположницы Петриковской росписи — Татьяны Паты.
Пенсионеры на обследовании в музее экспериментального центра петриковской росписи. По определённым дням помещение музея предоставляют врачам для приёма.
3. В художественной технике особое место занимает растительный орнамент: астры, розы, васильки, георгины, а также другие цветы, которые мастера придумывают во время работы. Так на стенах, полотнах и посуде образуется свой, особый мир красоты и вдохновения.
Заслуженный мастер народного творчества Василий Соколенко показывает старинную печь, расписанную в традиционном стиле. Искусство петриковской росписи изначально развивалось в виде настенной живописи и уже потом перешло на другие поверхности (бумагу, керамику и дерево).
4. А до чего же интересные принадлежности для росписи! Кисточки народные умельцы изготавливают самостоятельно — из кошачьей шерсти, выстриженной из груди. Благодаря такому инструменту краска ложится ровно, и орнаменты выходят аккуратными и легкими. Нередко рисунок выполняется пальцами.
5. Петриковская роспись стала настолько популярной, что сформировалась в отдельную художественную школу и направление.
6. До 2004 года в Петриковке работала фабрика «Петриковская роспись» с художественной мастерской на 100 рабочих мест. При фабрике был открыт Музей истории декоративной росписи.
7. Сам рисунок может быть выполнен глиной, растительными красителями, масляными и акварельными красками, гуашью, с добавлением молока, спирта, желтка. Рисунок, выполненный натуральными красками держится около ста лет и не выгорает.
Роспись на стене заброшенной фабрики «Дружба», закрывшейся в 2004-м году. В советские времена более полутысячи людей изготавливали сувениры с петриковской росписью на продажу по всему миру.
Фрагмент стены с картинами и плакатами советских времён заслуженного мастера народного творчества Василия Соколенко.
«Бегунок» — простейшая орнаментальная композиция петриковской росписи авторства Василия Соколенко.
8. Самая большая петриковская роспись Украины размером 133,4 метра попала в Книгу рекордов Гиннеса. Она нанесена на внешней стороне ограждения базы спецбатальйона «АЗОВ».
9. Петриковская роспись имеет статус всемирного нематериального наследия ЮНЕСКО.
До 2003 года статус всемирного наследия ЮНЕСКО предоставлялся только памятникам и архитектурным сооружениям. Последние девять лет он распространяется и на явления культуры. Главное условие для предоставления этого статуса — чтобы искусство было «живым». То есть таким, которое является неотъемлемой частью национальной культуры и постоянно развивается.
10. Петриковскую роспись можно наносить на разные поверхности: дерево, фарфор, стекло, кожу, ткань.
Разнообразие цветов, листочков, ягод петриковской росписи захватывает, заставляет рассматривать шедевры народной живописи часами. Еще бы, ведь в основе ее красочных узоров лежит безграничная любовь к родному краю. Магия петриковской росписи пленила сердца миллионов ценителей прекрасного и на весь мир прославила талантливых народных мастеров.
Надеюсь, что многие вдохновились, творческого подъема вам!