О чем стихотворение туманное утро
О чем стихотворение туманное утро
Сочинения по произведениям :
Сочинения по произведениям авторов:
Иван Тургенев
Утро туманное, утро седое.
Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.
Вспомнишь обильные страстные речи,
Взгляды, так жадно, так робко ловимые,
Первые встречи, последние встречи,
Тихого голоса звуки любимые.
Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное далекое,
Слушая ропот колес непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.
О чём стихотворение И.С. Тургенева? Сформулируйте его основную тему.
Тем несколько. Тема природы, тема любви, человеческих переживаний. Тургенев не был бы самим собой, если бы не сумел через жизнь природы показать чувства человека.
Эпитеты:туманное, седое, печальные. Изменение эпитета – седое дало перевод в область человеческих переживаний.
Эпитеты о воспоминаниях – насыщеннее, ярче. (О былом).
Неброский пейзаж пробуждает такие волнующие воспоминания из-за контрастности чувств.
Средства, слова, выражения создающие нарастание волнения:
Анафора: вспомнишь, так
Градация: обильные, страстные
Антонимы: первые-последние; родное-далекое, жадно-робко
Оксюморон: с улыбкою странною – печальною (улыбка должна быть веселой).
Метафора: ропот колес
Особенности построения предложений:
-Утро туманное – отсутствует глагол. Он дает возможность читателю погрузиться в мир переживаний, ощутить себя действующим лицом.
Стихотворение И.С. Тургенева положено на музыку. Каков жанр этого музыкального сочинения
Анализ стихотворения «Туманное утро» Фета.
«Туманное утро» было написано Афанасием Афанасиевич Фетом в 1856 г. в Риме. Стихотворение появилось под впечатлением от красот итальянской природы.
История создания
В конце 1840-е гг. Афанасий Афанасиевич в поисках вдохновения обращается к теме моря, много путешествует по России и Европе. Особо плодотворной для творчества поэта оказалась поездка в Италию: великолепие Апеннин, которые ежедневно лицезрел во время своего пребывания в стране, стали основой многих его пейзажных произведений.
Тема
В стихотворении Фет описывает дивную картину средиземноморского восхода солнца. Автор выступает в роли лирического повествователя, который обращается с воодушевляющей речью к своему слушателю. В обращении Фета лежит искреннее пожелание к адресату обладать такой силой своего таланта и искусства, которые будут воздействовать на человеческие сердца подобно окружающим поэта красотам мироздания.
Читайте по теме:
Композиция
Жанр
Содержащийся в стихотворении эмоциональный посыл позволяет его отнести к жанру элегии.
Средства выразительности
Пытаясь подчеркнуть вдохновляющую силу природы, Фет применяет следующие приемы.
Эпитеты
Желая воспроизвести в нашем воображении прекрасные итальянские пейзажи, Фет использует эпитеты: золотистый луч», «туман голубой», «белые горы», «сизые тучи», «роза молодая», «влажный вздох»
Метафоры
Обращая внимание читателя на уникальную итальянскую архитектуру, сочетающую величие древней цивилизации и романтические замки средних веков, Фет прибегает к нестандартным метафорам: крышу башни сравнивает с теменем головы, а образ нежной розы отсылает к шекспировской Джульетте.
«Туманное утро» А. Фет
Как первый золотистый луч
Меж белых гор и сизых туч
Скользит уступами вершин
На темя башен и руин,
Когда в долинах, полных мглой,
Туман недвижим голубой, –
Пусть твой восторг во мглу сердец
Такой кидает свет, певец!
И как у розы молодой,
Рожденной раннею зарей,
Когда еще палящих крыл
Полудня ветер не раскрыл
И влажный вздох туман ночной
Меж небом делит и землей,
Росинка катится с листа, –
Пусть будет песнь твоя чиста.
Анализ стихотворения Фета «Туманное утро»
Стихотворение «Туманное утро» датируется 1857 годом. Известно, что Афанасий Афанасьевич сочинил его во время путешествия по Италии. Видимо, поэтому в печати оно вышло с пометкой «Рим». Впервые его опубликовал журнал «Современник» в 1857 году. Позднее оно вошло в сборник «Мелодии».
Это произведение не разделено на части, хотя в автографе поэт разбил его на две строфы. Стихотворный размер – точный и мелодичный четырёхстопный ямб. Рифма парная – строки сочетаются по схеме aabb и т. д.
Автор в стихотворении выступает в качестве рассказчика, который обращается с воодушевляющей речью к своему собрату по поэтическому цеху. В этом пламенном воззвании содержится искреннее пожелание певцу обладать такой силой своего искусства, способной воздействовать на людские сердца.
Основной приём, использованный поэтом, – это сравнение. Условно можно разделить текст, как и предполагал автор, на две части по восемь строк. В начале каждой из них поэт приводит великолепное описание какого-либо явления природы, и только одну-две последние строки уделяет своему адресату, певцу, желая, чтобы его дар был сравним по красоте с этим явлением. Силу чувств проникать в сердца автор сравнивает с солнечным лучом в утреннем тумане, а ясность слога – с каплей росы на лепестке розы.
В этом произведении Афанасий Афанасьевич рисует необыкновенную картину восхода. Мы легко можем увидеть в своём воображении прекрасные пейзажи, что рисует автор с помощью живописных эпитетов. Каждая деталь приобретает объём и краски благодаря таким выражениям, как «золотистый луч», «туман голубой», «белые горы», «сизые тучи», «роза молодая», «влажный вздох» и др. Казалось бы, поэт не использует много слов, но мы без труда узнаем великолепные виды прекрасной Италии с её горами, развалинами древних городов и сказочными средневековыми замками. Кроме того, образ нежной розы напоминает нам о бессмертной истории о Ромео и Джульетте, которая когда-то разворачивалась именно в этих землях.
Интересен поэтический язык стихотворения. Мы можем обнаружить в нём необычные метафоры. Например, крышу башни Афанасий Афанасьевич называет теменем, придавая зданию сходство с человеческим телом. Полуденный жар охарактеризован эпитетом «палящие крылья», напоминающим о волшебной птице-фениксе с пылающим оперением. Для души автор подбирает выражение «мгла сердец», которое точно передаёт сложность и неопределённость человеческой натуры.
Что касается соотношения внимания к природе и человеку, то думается, что такое разделение – подробное описание красот пейзажа и краткое обращение к певцу – указывает на отношение поэта к личности и природе. Автор словно преуменьшает вес человека и его таланта перед мощью и значительностью природы.
Иван Тургенев
В дороге (Утро туманное, утро седое) (+ Анализ, видео)
«В дороге»
Иван Тургенев
Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.
Вспомнишь обильные страстные речи,
Взгляды, так жадно, так робко ловимые,
Первые встречи, последние встречи,
Тихого голоса звуки любимые.
Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное далекое,
Слушая ропот колес непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.
Дата создания: 1843 г.
Анализ стихотворения Тургенева «В дороге»
1 вариант
Читая стихотворение И. С. Тургенева «В дороге», трудно поверить, что оно написано двадцатипятилетним человеком – столько в нем грусти и разочарования. Оно несет отпечаток впечатлений много повидавшего и прочувствовавшего страдальца. Пустота глубокой осени, в которой существует герой, созвучна его душевной опустошенности. Это подчеркивается олицетворениями «утро седое», «нивы печальные», которые одновременно являются яркими запоминающимися эпитетами. Герой как бы повис вне времени и пространства. Реальными являются только зрелище туманного – серо-белого – утра, монотонный стук колес экипажа, в котором путешествует лирический герой, и воспоминания, от которых он не может уйти – «нехотя вспомнишь».
Текст содержит эпитеты – «позабытые лица», «обильные …речи», «звуки любимые», «странная улыбка». Причем эпитеты про седое утро и печальные нивы позволяют сделать фотографически точное описание времени суток и окружающего пейзажа.
хронологическая таблица жизни и творчества писателя
Автор активно использует анафору – «так жадно, так робко», «вспомнишь время…, вспомнишь лица…, вспомнишь … речи, вспомнишь разлуку, …многое вспомнишь» – плавно переходящую в эпифору. Глагол «вспомнишь» в его обобщенно-личной форме является лексическим стержнем всего стихотворения, подчеркивает отвлеченность переживаний и одновременно приглашает читателя к диалогу, формирует чувство сопричастности переживаниям.
Среди других средств художественной выразительности Иван Сергеевич использует антитезу – «первые встречи, последние встречи», «так жадно, так робко», метафору – «ропот колес». Использование инверсии – «время былое», «с улыбкою странной», «в небо широкое», «многое вспомнишь… далекое» – хоть и вызвано необходимостью рифмовки, дополнительно усиливает ощущение тягостной безнадежности, охватывающей лирического героя.
Приемы аллитерации выступают своеобразной звукописью – протяжное «у», обилие «н» и «нн», которые встречаются практически в каждой строке, позволяют автору «замедлить» время, создать ощущение протяженности.
В произведении нет действия как такового – автор описывает свое внутреннее состояние, поэтому стихотворение актуально во все времена. В тексте огромное количество определений в виде прилагательных и причастий, усиливающих лирический характер произведения. Не случайно оно положено на музыку Эрастом Абазой и стало украшением русского искусства романса.
Анализ стихотворения «В дороге» Тургенева
2 вариант
Тургенев известен широкому читателю, как автор уникального жанра – стихотворения в прозе. Но одним из ярких примеров «классического стихотворения» автора является произведение «В дороге». Оно было написано в самом начале творческого пути поэта. Удивительно, что эти мысли и фразы принадлежат не взрослому, опытному человеку, а молодому юноше, которому едва исполнилось 25 лет.
Сюжет прост и незамысловат: главный герой скучает в дороге, ему вспоминается прошлая любовь. Однообразный пейзаж располагает к неторопливым рассуждениям, созерцанию и философствованию. Один за другим проносятся сюжеты из жизни, проводя параллели с видом осенней природы. «Утро седое…» означает не только туманный пейзаж, окружающий его. Это и седины в судьбе человека, его душевные терзания и мысли.
хронологическая таблица жизни и творчества писателя
Течение мыслей в дороге особенное. Их не сбивают обычные, будничные дела. Воспоминания сами по себе всплывают образами в голове. Герой не препятствует этому и полностью отдается полету фантазии. Настроение умиротворенное и спокойное. Способствуют этому окружающие виды: задумчивость лесов, спокойное колыхание колосьев на ветру, однообразие проселочной дороги. Акцент на природе сделан в начале и в конце стихотворения, с нее начинается и заканчивается стих. Природа – это обрамление воспоминаний. Она помогает подвести итог и подчеркнуть главное.
Начинается рассвет, а вместе с тем, усиливается тоска путника. Если в начале он вспоминает нехотя, то дальше мысли все отчетливее и навязчивее. По отдельным фразам («последние встречи», «разлука») можно догадаться, что речь идет о прошедшей любви. И она, скорее всего, безответная или несчастная, так как герой вспоминает о ней «с улыбкою странной».
Особенность построения стиха – многократное повторение слова «вспомнишь», оно упомянуто 5 раз. Глагол в этой форме создает впечатление приобщенности читателя к происходящему, содержит прямое обращение к нему. Создается впечатление личного, интимного диалога двух старых друзей. Неторопливый ход беседе придает многократное повторение союза «и».
Удивительно, как молодому человеку удалось передать мысли взрослого, умудренного опытом человека. Читатель погружается в эти воспоминания полностью, сопереживает ему. Автору удалось очень тонко совместить описание осенней природы и тоскливых воспоминаний героя. Они неотделимы друг от друга, помогают полностью раскрыть мысли автора и путника в его лице.
Фет: «Туманное утро»
Афанасий Фет: Туманное утро
Как первый золотистый луч
Меж белых гор и сизых туч
Скользит уступами вершин
На темя башен и руин,
Когда в долинах, полных мглой,
Туман недвижим голубой, —
Пусть твой восторг во мглу сердец
Такой кидает свет, певец!
И как у розы молодой,
Рожденной раннею зарей,
Когда еще палящих крыл
Полудня ветер не раскрыл
И влажный вздох туман ночной
Меж небом делит и землей,
Росинка катится с листа, —
Пусть будет песнь твоя чиста.
Анализ стиха «Туманное утро» Фета
Стихотворение «Туманное утро» датируется 1857 годом. Известно, что Афанасий Афанасьевич сочинил его во время путешествия по Италии. Видимо, поэтому в печати оно вышло с пометкой «Рим». Впервые его опубликовал журнал «Современник» в 1857 году. Позднее оно вошло в сборник «Мелодии».
Это произведение не разделено на части, хотя в автографе поэт разбил его на две строфы. Стихотворный размер – точный и мелодичный четырёхстопный ямб. Рифма парная – строки сочетаются по схеме aabb и т. д.
Автор в стихотворении выступает в качестве рассказчика, который обращается с воодушевляющей речью к своему собрату по поэтическому цеху. В этом пламенном воззвании содержится искреннее пожелание певцу обладать такой силой своего искусства, способной воздействовать на людские сердца.
Основной приём, использованный поэтом, – это сравнение. Условно можно разделить текст, как и предполагал автор, на две части по восемь строк. В начале каждой из них поэт приводит великолепное описание какого-либо явления природы, и только одну-две последние строки уделяет своему адресату, певцу, желая, чтобы его дар был сравним по красоте с этим явлением.
Силу чувств проникать в сердца автор сравнивает с солнечным лучом в утреннем тумане, а ясность слога – с каплей росы на лепестке розы.
В этом произведении «Туманное утро» Афанасий Афанасьевич рисует необыкновенную картину восхода. Мы легко можем увидеть в своём воображении прекрасные пейзажи, что рисует автор с помощью живописных эпитетов.
Каждая деталь приобретает объём и краски благодаря таким выражениям, как «золотистый луч», «туман голубой», «белые горы», «сизые тучи», «роза молодая», «влажный вздох» и др.
Казалось бы, поэт не использует много слов, но мы без труда узнаем великолепные виды прекрасной Италии с её горами, развалинами древних городов и сказочными средневековыми замками. Кроме того, образ нежной розы напоминает нам о бессмертной истории о Ромео и Джульетте, которая когда-то разворачивалась именно в этих землях.
Интересен поэтический язык стихотворения. Мы можем обнаружить в нём необычные метафоры. Например, крышу башни Афанасий Афанасьевич называет теменем, придавая зданию сходство с человеческим телом.
Полуденный жар охарактеризован эпитетом «палящие крылья», напоминающим о волшебной птице-фениксе с пылающим оперением. Для души автор подбирает выражение «мгла сердец», которое точно передаёт сложность и неопределённость человеческой натуры.
Что касается соотношения внимания к природе и человеку, то думается, что такое разделение – подробное описание красот пейзажа и краткое обращение к певцу – указывает на отношение поэта к личности и природе. Автор словно преуменьшает вес человека и его таланта перед мощью и значительностью природы.