О чем стихотворение россия блок кратко
Анализ стихотворения Блока «Россия» для читательского дневника
В статье вы найдете небольшой анализ известного стихотворения Александра Блока «Россия», который может быть использован для читательского дневника. В разбор вошли история создания, жанр, перечень главных героев, основная мысль и отзыв (личные впечатления).
История создания: было написано Блоком в 1908 году, после революции 1905 года. Входит в цикл стихов о Родине. Отражает разочарование поэта существующим строем и надежду на новую революцию.
Жанр произведения: можно отнести к гражданско-патриотической лирике.
Главные герои:
Лирический герой – сам автор, который обращается к России.
Россия – образ Родины лирического героя, с ней он разговаривает в стихотворении.
Краткое содержание:
В стихотворении лирический герой в образной форме описывает свое отношение к России. С одной стороны, он признается ей в любви, с другой – тревожится за нее и описывает проблемы, существующие в стране в данный момент.
1-я строфа: в России все та же разруха, что и раньше (как в «годы золотые»).
2-я строфа: поэт любит Россию, несмотря на ее нищету и серость.
3-я строфа: свою Родину не надо жалеть, а нужно любить, несмотря ни на что (смиренно нести свой крест).
4-я строфа: несмотря на все проблемы, на всех врагов, страна выстоит и все преодолеет.
5-я строфа: та же мысль, но другими словами (непоколебима родная земля).
6-я строфа: автор верит в изменения к лучшему в своей стране: «и невозможно возможно».
Главная мысль:
Родину, как и семью, не выбирают, ее нужно любить такой, какая она есть, со всеми проблемами и недостатками. Уметь видеть хорошее, верить в лучшее будущее своей страны.
Отзыв (личное впечатление)
Произведение мне показалось грустным, в начале и вовсе сквозит тоска и безнадежность. Но в последней строфе появляется надежда. Наша страна прошла через множество испытаний, и это произведение можно считать актуальным на все времена. Поэт был прав – Россия пережила и преодолела многое, но выстояла.
Как и Александру Блоку, мне не безразлична судьба свой страны, но я считаю, что простого сочувствия для перемен не достаточно. Для достижения светлого будущего недостаточно тосковать и любоваться, необходимо действовать – разумно и решительно. Это верно не только в масштабах всей страны, но и в границах нашей собственной жизни.
Анализ стихотворения Александра Блока «Россия»
«Россия» — одно из самых нетипичных стихотворений в творчестве Александра Александровича Блока. Произведение посвящено Родине – эта тема занимает значительное место в творчестве многих русских поэтов.
История создания.
Уже в раннем творчестве Блока можно увидеть его особую, нежную и стойкую любовь к Родине. Он понимает, что стране требуются реформы, что многое в России устроено пока не так, как должно быть. Но, не смотря на все недостатки, он искренне любит свою страну и болеет за её будущее. Большие надежды Блок возлагает на приближающуюся революцию – поэт верит, что она изменит жизнь в стране к лучшему.
Однако этого не происходит. Первый этап революции 1905-1907 года не оправдывает ожиданий молодого поэта. В отличии от многих других представителей русской интеллигенции, Александр Александрович, однако, не покидает любимую страну.
Осенью 1908 года, вдохновлённый разочарованием от прошедшей революции, он пишет стихотворение «Россия». Позднее оно станет частью поэтического цикла «Родина» — сборника работ, созданных в период с 1907 по 1916 года.
Темы и проблемы произведения.
Будучи поэтом-символистом, Блок старается завуалировать тему произведения, подать основную мысль не «в лоб», а через символы и описания.
Воспринимая произведение буквально, мы видим описание бедной, нищей, некрасивой страны. Однако нельзя не почувствовать, как сильно лирический герой любит свою Родину, не смотря на все её недостатки.
Мы видим, как его не устраивает то, что происходит с государством теперь, как волнует его будущее России. Мы видим всё то, что ранит душу молодого поэта в сложившейся ситуации. Но вместе с тем мы понимаем, насколько сильно его чувство к этому месту. Ведь Россия – его Родина, а значит, он просто не способен перестать любить её.
Так поэт показывает читателю, что нужно любить свою родную страну любой – даже если сейчас не всё идёт гладко.
Композиция.
В стихотворении «Россия» шесть строф. Интересно, что в каждой строфе мы видим полную, законченную мысль. При этом произведение по смыслу можно разделить на две темы – тогда первая часть будет включать в себя пять первых строф, а вторая будет состоять лишь из последних шести строчек.
Первая строфа начинается отсылкой к Гоголевским строкам. Русь мчится, движется, будто тройка, но не знает, куда именно. Так же, здесь присутствует явное противопоставление. Поэт обращает внимание на тусклый и бедный российский быт, а так же – на людей, которые, не смотря ни на что, стремятся к прекрасному.
Вторая строфа вновь показывает нам состояние России во времена Блока – перед нами рисуется картина страны, находящейся в явном упадке. Однако лирический герой всё равно продолжает любить свою Родину той любовью, которой любит девушку романтичный юноша.
В третьей строфе автор показывает отсутствие жалости к своей стране. Ведь как бы плохи сейчас не были дела, он продолжает верить в Россию и в то, что она всё переживёт, со всем справится. Он продолжает любить её такой, какая она есть.
Четвёртая строфа развивает эту мысль. Лирический герой как бы пытается поделиться этой верой с самой Россией, вселить в саму страну уверенность в том, что она выстоит и всё будет хорошо.
Пятая строфа – обращение к читателю произведения. Блок призывает и нас демонстрировать ту же преданную любовь к собственной стране, не оставлять её даже в тяжёлых ситуациях и верить в её силу. Поэт пишет о жизни в России, как о кресте, который каждый родившийся здесь должен нести. Иными словами, Александр Александрович указывает читателю на то, что будущее России – это и его ответственность тоже.
Все эти пять строф формируют в голове читателя картинку – определённое представление о том, что происходит с государством в этот исторический период. Россия предстаёт перед нами не в самом лучшем свете, мы понимаем, что дела действительно плохи, а дальнейшее развитие событий пока не ясно – страна сама пока не понимает, куда движется и к чему хочет прийти.
Заключительная строфа несколько меняет тон всего произведения. В ней автор выражает уверенность в том, что Россию ждёт только лучшее будущее, в том, что такая сильная и прекрасная страна обязательно выстоит. А нам, людям, родившимся здесь, важно не терять веру и работать на благо своей Родины. И, конечно, любить её той любовью, которой любит автор стихотворения.
Жанр, направление, размер
Стихотворение, несомненно, лирическое. Конкретизируя жанр, «Россию» можно отнести к гражданской лирики. Ведь здесь автор не просто повествует о своей любви к стране, но ещё и выражает гражданскую позицию, несогласие с некоторыми аспектами жизни и политики государства.
Для того, чтобы подчеркнуть эту тему, поэт использует пятистопный ямб и перекрёстную рифму. За счёт таких средств, стихотворение звучит ритмично и вместе с тем ясно – это идеально соответствует тематике и смыслу произведения.
Средства выразительности.
Для того, чтобы создать описание России, которую видит Блок, поэт прибегает к использованию большого количества эпитетов. Они создают перед глазами читателя яркую, насыщенную картинку.
Так же в произведении использована масса сравнений и метафор. Одно из главных сравнений, проходящих через всё стихотворение – представление России как женщины, нежно любимой поэтом. В стихотворении так же не раз используется нестандартный порядок слов в предложении, инверсия.
Изюминку первой строфе добавляет звукопись, достигнутая за счёт аллитерации.
Синтаксис тоже немаловажен и используется Блоком для создания уникальной стилистики. Автор часто повторяет одни и те же слова, а в предложениях использует много однородных членов.
Просторечная лексика настраивает читателя на нужный лад – помогает проникнуться русской атмосферой, почувствовать быт страны.
Образы и символы.
Центральный образ в произведении Блока, это, безусловно, сама Россия. Автор представляет её в своём стихотворении, как молодую девушку, в которую сам влюблён – это позволяет ему более наглядно продемонстрировать свои чувства к стране.
Безусловно, сейчас Россия вся в заботах, делах и упадке, но Александр Александрович всё равно продолжает верить, что для неё ещё наступит лучшее будущее.
Дорога, перепутье — один из главных символов, используемый Блоком в стихотворении. Страна, словно путник, стоит на развилке и от того, куда решено будет повернуть, зависит весь её дальнейший путь то, к чему она в итоге придёт.
Проблематика и основная идея произведения.
Главный мотив произведения — чувства лирического героя к своей Родине. Автор передаёт через персонажа чувство верной и нежной привязанности к своей стране. Всё, что происходит со страной в этот тяжёлый момент очень его волнует.
Но, не смотря на все невзгоды, автор не теряет веры в то, что его страну ещё ждёт впереди великое будущее и даже не задумывается о том, чтобы покинуть её и искать счастья ещё где-то.
К этому Александр Блок призывает и читателей – оставаться верными своей Родине, любить её и делать всё возможное ради её светлого будущего. Ведь только так страна может пережить все невзгоды и прийти к процветанию.
Анализ стихотворения Александра Блока «Россия»
Тема Родины занимает важное место в творчестве русских поэтов, и Блок не стал в их ряду исключением. Однако написанное им стихотворение “Россия” достаточно нетипично. Краткий анализ “Россия” по плану поможет ученикам 5 класса понять, в чём эта нетипичность заключается. Разбор может быть использован и в качестве основного, и как дополнительный материал при объяснении темы на уроке литературы.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Россия.
История создания – написано произведение в 1908 году, когда Александр Блок глубоко разочаровался в существующем режиме и страстно ждал революции. Позднее оно вошло в цикл под названием “Родина”.
Тема стихотворения – любовь к Родине, даже если она несовершенна.
Композиция – двухчастная, в первой части пять строф, во второй – одна строфа из шести строк.
Жанр – гражданская лирика.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб.
Эпитеты – “золотые годы”, “стертые шлеи”, “расхлябанные колеи”, “расписные спицы”, “серые избы”, “прекрасные черты”.
Метафоры – “крест свой бережно несу”, “какому хочешь чародею отдай разбойную красу”, “забота затуманит черты”, “звенит тоской острожной”.
Сравнение – “как слёзы первые любви”.
История создания
Как и у многих русских поэтов, у Александра Блока любовь к России была странной, то есть он любил её не за достоинства, а вопреки недостаткам. Понимая, что его стране далеко до большинства европейских государств, он всё же не мог её не любить. Стихотворение “Россия”, написанное в 1908 году, как раз об этом.
К моменту его написания Александр Александрович окончательно разочаровался в существующем государственном устройстве и остро ждал революционных событий. Именно о них он и говорит, как о невозможном, которое всё же возможно.
“Россия” стала частью поэтического цикла “Родина”, куда вошли стихотворения 1907–1916 годов написания.
Композиция
Разделенное на две части произведение начинается с отсылки к Гоголю – “опять” мчится Русь-тройка, сама не понимая, куда. Лирический герой понимает, что его страна – нищая и серая, но все равно любит её, не задумываясь о причинах этого чувства.
И он, безусловно, восхищается ею – вне зависимости от того, кто ею правит, она стойко переносит все невзгоды, только грустит немного больше. Основная проблема, которую ставит в своем произведении Блок, – это несение своего креста. То есть в его понимании, родившись в России, нужно и жить в этой стране, и свои чувства также посвящать ей. Она при этом остается неизменно прекрасной в глазах любящего её сына – этой мыслью и завершается первая часть стиха.
Вторая часть – всего шесть строк. В нём появляется мотив дороги, который закольцовывает композицию, но если в первой строфе Россия мчалась куда-то, то теперь Блок видит расстилающуюся перед ней дорогу в светлое будущее. Россия всегда находится в поиске пути. И хотя песня ямщика всё так же звучит острожной тоской, но в дорожной дали мелькает надежда – взор красавицы.
Анализ стихотворения Блока «Россия»
Вариант 1
Александр Блок – один из немногих русских поэтов, который принял октябрьскую революцию, но, разочаровавшись в новом режиме, все же не пожелал покидать родину. Объясняется подобное поведение не только патриотизмом и любовью к своей стране, но и верой в то, что Россия – действительно могущественная держава, которая способна восстать из пепла.
Задолго до революции, осенью 1908 году Александр Блок написал удивительное стихотворение под названием «Россия», которому суждено было стать пророческим. Примечательно, что заложенным в нем идеям сам поэт остался верен до самой смерти, считая, что война и смена политического строя не могут существенно повлиять на устои государства и менталитет людей – сильных, работящих и с должным уважением принимающих все то, что уготовила им судьба.
Александр Блок не питает иллюзий по поводу своей родины, считая, что во многих отношениях ей далеко до развитых западных стран. Поэтому свое стихотворение он начинает со строк о том, что в России, которая уже вступила в новый, 20 век, ничего не меняется. Вместо автомобиля – обычная повозка со стертыми шлеями в упряжке. И по-прежнему, как и во времена юности поэта, «вязнут спицы расписные в расхлябанные колеи…».
Автор видит всю убогость и нищету крестьянского быта, серые покосившиеся избы и угрюмых людей, которые озабочены лишь тем, как прокормить свои многочисленные семьи. Однако Александр Блок признается, что не испытывает жалости к своей стране, заведомо зная, что она и ее жители будут обмануты еще не раз. В этом он видит своего рода крест судьбы, от которого никуда не деться. Остается лишь смириться и нести его до самого конца, укрепляя свою веру в то, что когда-нибудь, возможно, жизнь изменится к лучшему.
У России, по мнению поэта, много слабостей, одной из которых является доверчивость и простота. Поэтому свою родину поэт сравнивает с обманутой женщиной, которая даже в самых сложных ситуациях не пропадет – «одной заботой боле – одной слезой река шумней». Однако главная сила России заключается в ее монументальности, ведь даже самые сильные потрясения не способны сломить ее традиции и устои, которые создавались веками. Эти тяжесть и неповоротливость уже неоднократно спасали страну от полного краха, надежно защищая как от внутренних, так и от внешних врагов.
Однако Александр Блок понимает, что новая эпоха несет с собой перемены, проигнорировать которые Россия будет уже не в состоянии. Тем не менее, поэт очень надеется на то, что «невозможное возможно», и вместо хаоса и разрушений, которые ожидают Россию при смене общественно-политической формации, в стране воцарятся мир, равенство и справедливость. И сам же признается в утопичности подобных идей, раскрывая свои карты и втайне посмеиваясь над тем, что нет смысла думать о преобразованиях, «когда звенит тоской острожной глухая песня ямщика».
Сегодня, спустя более чем век после создания стихотворения «Россия», следует признать, что Александр Блок оказался во многом прав. Ведь мегаполисы западного образца – лишь вершина айсберга, которая именуется цивилизацией. В то же время российская глубинка по-прежнему остается нищей, убогой и беспросветной. И также вместо автомобилей на разбитых проселочных дорогах сегодня можно увидеть скрипучие телеги, которые увязают в грязи.
Но именно в этой первобытности и дикости, по мнению поэта, кроется подлинная сила России, ее уникальная способность преодолевать трудности и находить выход даже из самых сложных ситуаций, которые для русского человека и для страны в целом – лишь капля в море череды повседневных забот и проблем, на которые все мы попросту перестали обращать внимание.
Вариант 2
Стихотворение «Россия» было создано А.А. Блоком в 1908 году. Основная тема его – тема Родины, России. Мы можем отнести произведение к гражданской, патриотической лирике. Также мы видим здесь попытку философского осмысления судьбы России. В первой строфе стихотворения возникает тема дороги. Картина создается конкретными деталями: мы видим «три стертые шлеи», «спицы расписные», «расхлябанные колеи». Затем лирический герой признается в своей любви к Родине:
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые, –
Как слезы первые любви!
Мы понимаем, что судьба его и судьба России неразделимы, слиты воедино. Герой со смирением принимает все происходящее в стране, он готов разделить с Родиной ее участь, ее трудности и невзгоды: «И крест свой бережно несу…». Он осознает, что страну ожидает непростая, драматическая судьба. Ведь недаром «глухая песня ямщика» звенит «тоской острожной», а краса России – «разбойная». Здесь возникает едва уловимый мотив русского бунта, и этот момент всегда был в центре внимания поэта.
Образ России в произведении двойственен. С одной стороны, это нищая, сирая страна, где «серые избы», «расхлябанные колеи». С другой стороны, это страна огромного внутреннего потенциала, духовных откровений: здесь «невозможное возможно». В этих строках звучит вера лирического героя в Россию, в ее скрытые силы. Здесь невольно вспоминаются тютчевские строчки:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
Оба поэта используют прием олицетворения, но образ Блока более конкретен: Россия предстает у него в образе прекрасной женщины, матери, жены, возлюбленной (в этом отличительная, оригинальная черта патриотической лирики Блока, это придает патриотическим чувствам лирического героя и этой теме особую интимность). Поэт наделяет ее конкретными чертами: у нее – «разбойная краса», «плат узорный до бровей».
В финале стихотворения вновь возникает мотив дороги. И здесь мы вспомним лирическое отступление Н.В. Гоголя о Руси-тройке из поэмы «Мертвые души», стихотворение Н. А. Некрасова «Тройка».
Таким образом, произведение имеет кольцевую композицию – начинается и завершается оно образом дороги, что само по себе символично: Россия находится в вечном движении, в поиске своего пути. Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («в годы золотые», «разбойную красу»), сравнение и инверсию («Как слезы первые любви»), фразеологизм («И крест свой бережно несу»).
Произведение мы можем рассматривать в контексте лирических размышлений Блока о судьбе России – стихотворений «Русь», «Осенний день», «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?», «Рожденные в года глухие…», цикла «На поле Куликовом», поэм «Двенадцать», «Скифы».
Вариант 3
Стихотворение “Россия” начинается и заканчивается темой дороги. Путь, дорога символизируют ряд постоянно происходящих изменений. В стихотворении охватывается время, начиная от времён золотых и кончая далёким будущим, скрывающимся за горизонтом.
А. Блок любил Россию странною любовью, любил её такой, какая она есть: с грязью, нищетой, серыми тонами, обманом, слезами, — но и сквозь эти непривлекательные черты поэт мог увидеть отблески былого величия своей родины: расписные спицы, прекрасные черты, благолепие леса да поля, узорный плат до бровей.
Во многих стихотворения Блока Россия одушевляется женщиной. Эта женщина очень загадочна, и всё же некоторые её черты Блок описывает: она красива в своей простоте, заботлива и чувственна (об этом говорят её слёзы). Однако, помимо этих положительных качеств, у этой женщины есть и отрицательные. С тех пор, как прошли “годы золотые”, она обнищала, и, что ещё хуже, стала попадать под сильное влияние “чародеев” — других стран, нахально желающих воспользоваться богатством России. Но что толку жалеть Россию?
Гораздо полезнеё приложить все свои силы, чтобы защитить свою родину от этих “чародеев”, от обмана, помочь поднять страну до уровня былого величия. И даже если недоброжелателям удастся поставить нищую Россию в материальную зависимость, заманить её на край гибели (по мнению этих “чародеев”), но Россия и в этом случае не пропадёт и “не сгинет”, ведь у неё есть бесценные природные богатства (лес да поле) и неугасающая вера в возрождение (в будущем “невозможное возможно”, “дорога долгая легка”).
Читая стихотворение “Россия”, мы, будто на машине времени, проносимся от былых золотых лет по теперешней грязи, в которой вязнут расписные спицы и оттого ещё больше пачкаются. Всё больше серых, грязных тонов мы встречаем на своём пути, “слёзы первые любви” очень скоро сменяются рекой, и уже совершенно не важно, больше ли, меньше ли в ней на одну слезинку. Мы встречаем крест — символ тяжёлой ноши, нелёгкой судьбы русского человека.
И вместе с тем это святой знак, дающий нам право надеяться, что Господь обязательно поможет. Надежда на светлое будущее — неотъемлемая черта русского человека и, разумеется, женщины, названной Россией. И чем больше мы привыкаем к серому колориту нищеты, ветхим избушкам, грязи, тем с большей гордостью храним нашу русскую природу и самые простые её атрибуты (лес да поле).
Если в цветовом плане стихотворение “Россия” имеет неброский колорит, то звуки и осязательные ощущения у каждого читателя возникают свои. Автор не оставил конкретных “звуковых” вех, разве что “песни ветровые”, но всё же, если окунуться в этот “серенький” мир российских будней, то можно услышать хлюпанье грязи под ногами, скрип колёс и отдалённые звуки женского плача. Грусть, печаль, нищета усиливаются аллитерацией глухих согласных: “т” (опять, золотые, три стёртых, треплются — в первом; обманет, забота затуманит свои черты — в четвёртом четверостишии), “ш” (не пропадёшь, не сгинешь, лишь). В последнем шестистишии, напротив, очень много звонких согласных, что усиливает веру в светлое будущее.
Поэзия А. Блока в целом и данное стихотворение очень актуальны в настоящее время, когда Россия попала в зависимость от Запада. Неразрывная связь судьбы отдельно взятого человека (его “крест”) и судьбы России — вот что хотел подчеркнуть Блок в данном стихотворении. Если каждый человек будет думать о том, как принести пользу своей стране, тогда невозможное обязательно станет возможным.
Вариант 4
Тема родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались художники слова во все времена. Но в творчестве А.Блока эта тема обретает особое звучание. Ведь поэт жил на рубеже веков, о себе и своих современниках он сказал: “Мы — дети страшных лет России”.
Предчувствие “неслыханных перемен” и “невиданных мятежей” отбрасывало особый отблеск на любовь А.Блока к России, делало ее противоречивой и обостренной. В ранней поэзии А.Блока тема России не звучит как самостоятельная. Но все события его духовной жизни проходят на фоне русского пейзажа. Например, в стихотворении 1901 года “Видно дни золотые пришли…”:
«Россия» анализ стихотворения Блока по плану кратко – тема, лирический герой, рифма, художественные приемы
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Россия.
История создания – написано произведение в 1908 году, когда Александр Блок глубоко разочаровался в существующем режиме и страстно ждал революции. Позднее оно вошло в цикл под названием “Родина”.
Тема стихотворения – любовь к Родине, даже если она несовершенна.
Композиция – двухчастная, в первой части пять строф, в завершении – шесть строк.
Жанр – гражданская лирика.
Стихотворный размер – четырехстопный ямб.
Эпитеты – “золотые годы”, “стертые шлеи”, “расхлябанные колеи”, “расписные спицы”, “серые избы”, “прекрасные черты”.
Метафоры – “крест свой бережно несу”, “какому хочешь чародею отдай разбойную красу”, “забота затуманит черты”, “звенит тоской острожной”.
Сравнение – “как слезы первые любви”.
Тема Родины в СТИХОТВОРЕНИИ А.А.БЛОКА «РОССИЯ»
Стихотворение «Россия» написано Александром Александровичем Блоком восемнадцатого октября тысяча девятьсот восьмого года, в период, когда создавался цикл «Родина» третьего тома «Трилогии вочеловечения». Это время было для поэта временем осознания всей важности освещения темы России, этого «первейшего, самого жизненного вопроса». Тогда он говорил, что посвящает всю свою жизнь Родине, что все его стихи о России.
Само название стихотворения уже говорит нам, о чем пойдет речь. Тема «России» – любовь поэта к своей Родине, любовь, которую он сам сравнивает с любовью к женщине. А.А.Блок исполнен всепрощающей нежности, гордости за свою страну, за ее стойкость перед лицом всех невзгод, которых в России так много. Но среди чувств автора нет жалости, «тебя жалеть я не умею», – говорит он. И на самом деле, жалость, по-моему, близка к снисхождению или к чему-то похожему на снисхождение, это такое чувство, которое возникает у человека более богатого морально или материально по отношению к менее обеспеченному, менее духовному; пожалеть можно бездомного котенка, но никак не великую державу! Россией можно только восхищаться, в нее «можно только верить», как сказал Федор Тютчев.
Любовь к Родине, восхищение ею красной нитью проходят через все стихотворение, состоящее из пяти четверостиший и одной шестистрочной строфы. В первых строках мы видим сразу два сравнения, наводящих на мысль о том, что в России все осталось по-прежнему, по крайней мере, с начала ХΙХ-го века:
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи…
«Годы золотые» – это, я думаю, время А.С.Пушкина, «золотой век» русской поэзии. Получается, что за сто лет провинциальная Россия нимало не изменилась: все также треплются такие же «три стертые шлеи», все также вязнут колеса в грязи дорог. Причем, мне кажется, что здесь есть еще одна мысль – мысль о том, что в России и для России, особенно далеко от столиц, от цивилизации, в глухой глубинке все равны. И нет никакой разницы, завязнут ли в «расхлябанной колее» «росписные спицы» брички богача или простые колеса крестьянской телеги. Во втором четверостишии лирический герой признается в любви к Росси, несмотря на то. что она «нищая». «избы серые» – это символ повседневности, безысходности, одним словом, это бесконечные серые будни. что касается «ветровых песен», то, по-моему, это тоже символ. Я думаю, что А.А.Блок имел в виду завывание ветра, которое чаще всего можно услышать или в печной трубе, или на пустыре. То есть опять получается, что поэт упоминает о нищете (на пустыре ничего нет) и необразованности (темнота в печной трубе, полной сажи) русского народа, но тут же говорит, что именно этим и дорога ему Родина. Далее мы видим строки, в которых выражается опять-таки восхищение Россией, говорится о невозможности жалеть ее. Лирический герой «бережно несет свой крест», несмотря ни на что, он никогда не предаст Родину; его священный долг – переносить все горести и утраты вместе со своим народом. В следующих строках – упоминание о чародее. Здесь, я думаю, чародей – это власть, это правитель. Значит, кто бы ни управлял Россией, она все равно будет прежней:
…А ты все та же – лес да поле,
Да плат узорный до бровей…
Русь никогда не отличалась благополучие, поэтому еще одна беда ничего не изменит:
…Ну что ж? Одной заботой боле –
Одной слезой река шумней…
Но все же есть надежда на лучшее, символ ее – «мгновенный взгляд из-под платка» деревенской девушки, есть надежда даже вопреки серым, безрадостным будням и тоскливой «глухой песне ямщика»!
Очень богат и красочен язык, которым написано стихотворение. Здесь много эпитетов: «стертые шлеи», «спицы росписные», «расхлябанные колеи» и другие; есть метафоры: «одной слезой река шумней» (на самом деле речь идет о беде, которая среди бесчисленного количества остальных невзгод не будет заметна); можно найти и сравнения: «…избы серые…песни ветровые – как слезы первые любви!», еще более заметно сравнение России с женщиной: она красива «разбойной красой», у нее «прекрасные черты», «плат узорный до бровей». Стихотворение написано дольником, рифма перекрестная, смешанная (то женская, то мужская), точная.
В этом стихотворении А.А.Блока больше всего меня привлекло отношение к Родине лирического героя, то, как он высказывает свои чувства. Каждая строка полна нежности, любви к родной стране. Я думаю, что именно такие чувства испытывает настоящий патриот. Хотелось бы, чтобы каждый из нас относился к России, любил бы ее хотя бы в половину силы блоковской любви.
3. Как меняется отношение Чацкого к Софье в ходе действия комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»?
Пока Чацкий путешествовал, в доме Фамусова произошли большие перемены: Софья полюбила безродного Молчалина, которого ее отец ценит лишь за деловые качества, но видеть своим зятем вряд ли захочет («Кто беден, тот тебе не пара»). Зная это, Софья скрывает ото всех свою любовь. Начитавшись французских книг, она наделила Молчалина выдуманными качествами и романтическими страстями («Бог знает, за него что выдумали вы, чем голова его ввек не была набита»). Софья и слышать не хочет о других претендентах на ее руку.
А Молчалин? Любит ли он ее? Прямого ответа на этот вопрос нет, но косвенные намеки уже даны: Лиза весело хохочет, когда Софья рассказывает о своих ночных свиданиях с Молчалиным. Ей вспоминается тетушка Софьи, от которой из дому сбежал француз. Аналогия с тетушкой неслучайна, она созвучна последующим сценам, где прямо раскрывается истинное отношение Молчалина к дочери человека, который «кормит и поит, а иногда и чином подарит».
Чацкий, как ветер, буря, пронесся сорок пять часов без остановки, спеша в Москву, он ждет награду за подвиги, но напрасно — его уже отвергли. Ему в лучшем случае уготована роль друга детства, который «славно пересмеять умеет всех».
Сцена встречи Софьи и Чацкого резко контрастна: в ответ на страстное признание он слышит холодную, сказанную ради приличия фразу: «Ах, Чацкий, я вам очень рада». Чацкий пытается сломать лед недоверия, он вспоминает детские проказы, года, проведенные вместе с Софьей, дружески «перебирает» общих знакомых. Софья молча слушает, но как только задевают Молчалина, она неумолимо произносит приговор: «Не человек, змея». Даже признание Чацкого в любви не может изменить ее мнение, она наносит первый контрудар, намекая отцу: «Ах, батюшка, сон в руку».
Фамусов растерян: ни Молчалин, ни Чацкий не могут метить на место его зятя, он желал бы зятя «с звездами, да с чинами. ну, разумеется, к тому б и деньги, чтоб пожить».
Но московское гостеприимство требует принять Чацкого как своего. А законы московского общества для Фамусова святы. Мы видим первопрестольную такой, какой любит ее сам Павел Афанасьевич: бесконечные обеды, перемежаемые крестинами и погребениями; «московские тузы», умеющие вовремя прислужиться, дабы добыть чины; усиливающаяся женская власть (то и дело вспоминают о Татьяне Юрьевне, Марье Алексеевне — поистине, они «судьи всему, везде, над ними нет судей»); и старички, которые «поспорят, пошумят и… разойдутся»…
Все московское вызывает у Фамусова восторг и умиление. Достаточно вспомнить, как язвительно отзывался о столичных тузах Чацкий, чтобы понять, что столкновение Чацкого с Фамусовым неизбежно.
Чацкий любит Софью. Как и все влюбленные, он слепо не хочет верить в существование счастливого соперника. Но он хочет найти причину ее холодности, и уж если и есть кандидат в женихи — то надо самому убедиться, как другу, как брату, стоит ли он Софьи, «чтоб равнодушнее мне понести утрату». Конечно, Чацкий не собирался никого обличать; он знает Москву и не ждет от нее ничего нового, но сам приезд Чацкого и его полная несовместимость с фамусовским миром есть повод для скандала. Положение Чацкого изменяется: из героя-обличителя он то и дело превращается в героя, отражающего удары.
Признание Софьи в любви к Молчалину не убедило Чацкого. И дело тут не только в том, что «любовь слепа». По мнению Чацкого, Молчалин — жалчайшее создание, вечно «на цыпочках и не богат словами». Чацкий уверен, что Софья видит всю ничтожность Алексея Степановича, следовательно, она не может любить его. Вначале Чацкий полагал, что Софья «выдумала» своего героя, но вскоре разговор с Софьей убедил его, что она воспринимает секретаря своего отца таким, каков он есть. Софья не сообщила ничего нового, не назвала ни одного «свойства» Молчалина, которое Чацкому не было бы известно. Но Чацкий не понял, что за три года Софья изменилась, у нее сложилось совсем иное отношение к этим «свойствам». Чацкий старается убедить свою возлюбленную, что Молчалин не стоит ее, выискивая и выставляя напоказ все новые и новые низкие качества Молчалина
3 https://www.a4format.ru/book-titles.php?lt=195&author=24&dtls_books=1&title=33&submenu=4 – Чацкий, Софья
Билет № 19.
История создания
Как и у многих русских поэтов, у Александра Блока любовь к России была странной, то есть он любил ее не за достоинства, а вопреки недостаткам. Понимая, что его стране далеко до большинства европейских государств, он все же не мог ее не любить. Стихотворение “Россия”, написанное в 1908 году, – как раз об этом.
К моменту его написания Александр Александрович окончательно разочаровался в существующем государственном устройстве и остро ждал революционных событий. Именно о них он и говорит, как о невозможном, которое все же возможно.
“Россия” стала частью поэтического цикла “Родина”, куда вошли стихотворения 1907-1916 лет написания.
Птица-тройка, кто тебя выдумал?
Первые две строфы — это своеобразная экспозиция стихотворения, описание любимой страны и чувств поэта. Основная мысль произведения и его кульминация сосредоточена в следующих трех строфах. Заключительное шестистишие играет роль катарсического (то есть просветляющего) завершения.
В первой строфе Блок рисует в воображении читателя картину, перекликающуюся с русской пейзажной живописью (Саврасова, Васильева и др.). Это образ нищей, грязной Родины. Малопривлекательный, казалось бы, образ, однако он глубоко симпатичен автору — и его симпатия сообщается и читателю.
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи…
Связь здесь наблюдается, однако не только с живописью. В поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» есть лейтмотив — дорога, которая на протяжении всей поэмы естественно отождествляется с образом Родины. Первый том «Мертвых душ» завершается лирическим отступлением автора, исполненным глубокой поэтичности и любви к родной земле. Образ России в этом отступлении — это образ «птицы-тройки», которая величественно несется, оставляя далеко позади за собой другие страны. Неудивительно, что Блок в самом начале своего стихотворении о России вспоминает именно дорогу, плохую, грязную, но пересекающую всю страну. Исследователи не раз отмечали эту связь начала стихотворения Блока и лирического отступления о «птице-тройке» Гоголя.
Стихотворение имеет симметричную структуру: оно начинается описанием дороги и так же завершается:
Доро́га долгая легка́
Можно сказать, что все стихотворение представляет собой лишь дорожное размышление путешественника. В этом смысле можно провести параллели с лирикой и Пушкина, и Некрасова.
Композиция
Разделенное на две части, произведение начинается с отсылки у Гоголю – “опять” мчится Русь-тройка, сама не понимая, куда. Лирический герой понимает, что его страна – нищая и серая, но все равно любит ее, не задумываясь о причинах этого чувства.
И он, безусловно, восхищается ею – вне зависимости от того, кто ею правит, она стойко переносит все невзгоды, только грустит немного больше. Основная проблема, которую ставит в своем произведении Блок, – это несение своего креста. То есть, в его понимании, родившись в России, нужно и жить в этой стране, и свои чувства также посвящать ей. Она при этом остается неизменно прекрасной в глазах любящего ее сына – этой мыслью и завершается первая часть стиха.
Вторая часть – всего шесть строк. В нем появляется мотив дороги, но он не закольцовывает композицию, ведь если в первой строфе Россия мчалась куда-то, то теперь Блок видит расстилающуюся перед ней дорогу в светлое будущее. И хотя песня ямщика все так же звучит острожной тоской, но в дорожной дали мелькает надежда – взор красавицы.
Выразительные средства, лексические и синтаксические особенности
Блок в своем стихотворении прибегает к использованию эпитетов (красочных определений): «годы золотые», «нищая Россия», «разбойную красу», «прекрасные черты», «тоской острожной».
Поэт использует метафоры (троп, основанный на скрытом сравнении): «забота затуманит», «звенит песня». Через все стихотворение проходит сравнение России с женщиной. Однако сравнения используются в стихотворении не только на макро-, но и на микроуровне: «как в годы золотые», «как слезы первые любви». В пятой строфе используется скрытое сравнение России с рекой и заботы — со слезой. Почти на всем протяжении текста Блок прибегает к инверсии (перестановке слов). В первой строфе присутствуют элементы звукописи, основанной на аллитерации, — повторении согласных звуков.
Продолжим анализ стихотворения Блока «Россия». Средства выразительности поэт использует различные, в том числе и синтаксические. Среди них — однородные члены предложения («не пропадешь, не сгинешь»; «заманит и обманет»; «лес, да поле, / Да плат узорный до бровей…»; «избы серые» и «песни ветровые»). Также используется повтор слов (см. вторую строфу: повтор слов «Россия», «твои»; также см. пятую: «одной заботой» — «одной слезой»). Однородные части сложноподчиненного предложения способствуют появлению анафоры (одинакового начала строк) в заключительной строфе («когда» — «когда»).
Поэт применяет просторечную лексику: «сгинешь», «боле». Использованная в умеренном количестве, она порождает у читателя чувство глубокого слияния со страной, ее стариной, ее народом.
Средства выразительности
Стремясь передать читателю свои чувства и мысли, Александр Александрович использует разные художественные средства:
С их помощью он создает образ дороги и Родины-матери, говорит о долготерпении с одной стороны и надежде с другой, а также показывает, что в любом случае самое главное – это любовь. С учетом того, что Россия для Блока была частью образа Весной женственности, этот мотив прописан особенно выразительно.
Анализ стихотворений«Родная деревня» анализ стихотворения Тукая по плану кратко – история создания, тема, идея
Анализ стихотворений«Я пришел к тебе с приветом» анализ стихотворения Фета по плану кратко – тема, идея, жанр
Скелет стихотворения: какими средствами создан шедевр?
Итак, стих Блока «Россия». Анализ стихотворения предполагает освещение его технических особенностей.
В стихотворении шесть строф, каждая из которой представляет четверостишие, кроме заключительной (она состоит из шести строк). Произведение написано четырехстопным ямбом. Поэт использует перекрестную рифму по следующей схеме: AbAb (прописные буквы подразумевают использование женской рифмы, а строчные — мужской).
Продолжим анализ стихотворения Блока «Россия». Художественные средства, использованные поэтом, — крайне важная часть анализа, так как позволяет узнать, какие средства языка помогли автору выразить его мысли и чувства.