О чем стихотворение отцы пустынники и жены непорочны
Анализ стихотворения Пушкина Отцы пустынники и жены непорочны
История создания
Стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны» было написано летом 1836 года. Пушкин задумал его как второе в цикле из шести стихотворений, связанных с христианскими мотивами. Пушкин никогда не был религиозен, но в последние годы жизни много размышлял в стихах о вере и покаянии.
Ни одно из стихотворение из цикла не было опубликовано при жизни Пушкина.
Во второй части стихотворения Пушкин перепевает молитву Ефрема Сирина, пустынника четвёртого века, призывавшего к покаянию. Эта молитва издавна читается в дни Великого поста и называется покаянной.
«Отцы пустынники и жены непорочны…» А.Пушкин
«Отцы пустынники и жены непорочны…» Александр Пушкин
Отцы пустынники и жены непорочны, Чтоб сердцем возлетать во области заочны, Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв, Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет, Как та, которую священник повторяет Во дни печальные Великого поста; Все чаще мне она приходит на уста И падшего крепит неведомою силой: Владыко дней моих! дух праздности унылой, Любоначалия, змеи сокрытой сей, И празднословия не дай душе моей. Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья, Да брат мой от меня не примет осужденья, И дух смирения, терпения, любви И целомудрия мне в сердце оживи.
Анализ стихотворения Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны…»
Стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны…», созданное в конце июля 1836 года, относится к позднему творчеству Пушкина. Оно включено в «Каменноостровский цикл» под римской цифрой II. Из всех произведений, вошедших в эту серию, Александр Сергеевич пронумеровал только четыре. «Подражание италиянскому» (III) рассказывает о предательстве, совершенном Иудой. В «Мирской власти» (IV) речь идет о распятии Христа. В произведении «Из Пиндемонти» (VI) повествуется о надмирной свободе художника. В основу стихотворения «Отцы пустынники и жены непорочны…» положена молитва, автором которой считается Ефрем Сирин, христианский богослов и поэт, живший в четвертом столетии. Ключевая пропагандируемая им идея – идея покаяния. Молитва, которую использовал Пушкин, — покаянная. Христиане читают ее в дни Великого поста.
Есть интересное мнение, что Александр Сергеевич мог ассоциировать себя с Ефремом Сириным. В 1828 году Пушкин сочинил стихотворение «Воспоминание». В нем читатель видит если не покаяние лирического героя, то отражение нравственных мучений человека, угнетенного совершенными в прошлом грехами. Что объединяет великого русского поэта и христианского богослова четвертого века? Как минимум, бурная молодость. Ефрем Сирин признавался, что в юные годы был злоезычен, завистлив, спорил с соседями, жестоко поступал с друзьями и так далее. Раскаялся он после особенного вразумления Божия. Тем не менее, на протяжении долгого времени Ефрем Сирин оплакивал свои грехи, как и герой «Воспоминания».
Главная мысль, транслируемая через произведение «Отцы пустынники и жены непорочны…», — христианский стихотворец-пророк не стремится к власти над материальным миром. Он избегает так называемого греха любоначалия, подразумевающего желание повелевать. Молитва Ефрема Сирина призвана помочь лирическому герою стихотворения обрести духовную крепость и духовное зрение. Мотив зрячести для лирики Александра Сергеевича необыкновенно важен, хотя встречается он не так уж часто. В частности, тема эта использована в знаменитом «Пророке». В нем шестикрылый серафим легкими перстами коснулся глаз лирического героя, после чего произошло следующее: Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы.
Скорей всего, символически прозрение означает отказ от грехов молодости, первый шаг на пути к свободе, какой ее понимает православное христианство. «Отцы пустынники и жены непорочны…» — гимн покаянию, которое несет за собой радость, духовное перерождение, позволяет по-другому взглянуть на прошлые ошибки.
Литературное направление, жанр
Жанр «Отцов пустынников» — духовная лирика. Трудно отнести стихотворение к какому-либо литературному направлению. Зрелый Пушкин – реалист, но не всегда черты реализма проявляются в лирике, которая изображает внутренний мир героя, что характерно для романтизма. И всё-таки определённые черты реализма в стихотворении можно обнаружить. Во-первых, это точность в деталях. Молитва лирического героя почти дословно передаёт церковную молитву. Во-вторых, в стихотворении есть намёк на эволюцию лирического героя. Из всех слышанных молитв он избирает одну, повторяя её чаще других, а дальше осознаёт, что он «падший», кается в собственных грехах, соединяя слова своего сердца со словами живущего века назад пустынника в едином порыве.
Автор
Русский мыслитель Семен Франк отмечал, что к своей поэтической деятельности Пушкин (1799–1837) относился с подлинно религиозным чувством. В его стихах явственно проступает «религиозное восприятие самой поэзии и сущности поэтического вдохновения».
Г. Гиппиус. «Портрет Пушкина». 1828 г. Литография
Пушкин хорошо знал Священное Писание. Несмотря на то, что в его время еще не существовало полного перевода Библии на русский язык, поэт читал ее на французском языке и использовал библейские сюжеты, мотивы и цитаты как в своем творчестве, так и в личной переписке. С самого детства писатель был знаком с православными традициями, посещал церковные службы, а также был внимательным читателем православной богословской литературы.
Несмотря на то, что поэт называл христианство «величайшим духовным переворотом нашей планеты», он пережил кризис и поиски веры. Но после ранения, полученного на дуэли, он исповедался и причастился. «Хочу умереть христианином…» — сказал Пушкин перед смертью, запретив друзьям мстить за себя.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из четырёх строф и всего из двух неравных по длине предложений, которые не соответствуют смысловому делению стихотворения на части. Первое предложение занимает три строфы. Оно доходит до середины покаянной молитвы, в первой части которой лирический герой перечисляет всё то, от чего хочет избавиться.
Второе предложение совпадает с последней строфой. Это моление о благодати.
Стихотворение по смыслу распадается на две примерно одинаковые части (9 и 7 строчек). Первая строфа о том, зачем отцы пустынники и непорочные жены слагали молитвы. Вторая выделяет среди всех божественных молитв покаянную. Третья и четвёртая строфа – это почти дословный поэтический перепев молитвы. Начало молитвы – обращение к Владыке с просьбой удалить из грешной души злые помыслы, а конец – просьба о дарах Божьих для души.
Стихотворение начинается и заканчивается мотивом открывшегося зрения. Лирический герой говорит, что цель молитвы – возлетать сердцем «в области заочны», то есть невидимые, нематериальные. А когда сам обращается с молитвой к Всевышнему, то просит зреть (увидеть) свои прегрешенья. Так мотив открывшегося благодаря молитве зрения, позволяющего увидеть невидимое, становится основной мыслью стихотворения.
Тема стихотворения – сила искренней покаянной молитвы.
Основная мысль: через страдания и покаяние человек обретает благодать и как будто прозревает, начинает отличать добро и зло. Эта мысль созвучна написанному на 10 лет раньше «Пророку»: «И виждь, и внемли».
«Отцы пустынники и жены непорочны», анализ стихотворения Пушкина
История создания
Стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны» было написано летом 1836 года. Пушкин задумал его как второе в цикле из шести стихотворений, связанных с христианскими мотивами. Пушкин никогда не был религиозен, но в последние годы жизни много размышлял в стихах о вере и покаянии.
Ни одно из стихотворение из цикла не было опубликовано при жизни Пушкина.
Во второй части стихотворения Пушкин перепевает молитву Ефрема Сирина, пустынника четвёртого века, призывавшего к покаянию. Эта молитва издавна читается в дни Великого поста и называется покаянной.
Литературное направление, жанр
Жанр «Отцов пустынников» — духовная лирика. Трудно отнести стихотворение к какому-либо литературному направлению. Зрелый Пушкин – реалист, но не всегда черты реализма проявляются в лирике, которая изображает внутренний мир героя, что характерно для романтизма. И всё-таки определённые черты реализма в стихотворении можно обнаружить. Во-первых, это точность в деталях. Молитва лирического героя почти дословно передаёт церковную молитву. Во-вторых, в стихотворении есть намёк на эволюцию лирического героя. Из всех слышанных молитв он избирает одну, повторяя её чаще других, а дальше осознаёт, что он «падший», кается в собственных грехах, соединяя слова своего сердца со словами живущего века назад пустынника в едином порыве.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из четырёх строф и всего из двух неравных по длине предложений, которые не соответствуют смысловому делению стихотворения на части. Первое предложение занимает три строфы. Оно доходит до середины покаянной молитвы, в первой части которой лирический герой перечисляет всё то, от чего хочет избавиться.
Второе предложение совпадает с последней строфой. Это моление о благодати.
Стихотворение по смыслу распадается на две примерно одинаковые части (9 и 7 строчек). Первая строфа о том, зачем отцы пустынники и непорочные жены слагали молитвы. Вторая выделяет среди всех божественных молитв покаянную. Третья и четвёртая строфа – это почти дословный поэтический перепев молитвы. Начало молитвы – обращение к Владыке с просьбой удалить из грешной души злые помыслы, а конец – просьба о дарах Божьих для души.
Стихотворение начинается и заканчивается мотивом открывшегося зрения. Лирический герой говорит, что цель молитвы – возлетать сердцем «в области заочны», то есть невидимые, нематериальные. А когда сам обращается с молитвой к Всевышнему, то просит зреть (увидеть) свои прегрешенья. Так мотив открывшегося благодаря молитве зрения, позволяющего увидеть невидимое, становится основной мыслью стихотворения.
Тема стихотворения – сила искренней покаянной молитвы.
Основная мысль: через страдания и покаяние человек обретает благодать и как будто прозревает, начинает отличать добро и зло. Эта мысль созвучна написанному на 10 лет раньше «Пророку». «И виждь, и внемли».
Размер и рифмовка
Стихотворение написано шестистопным ямбом. Он более напевный, чем традиционный для Пушкина четырёхстопный, и лучше передаёт церковный речитатив. Женская и мужская рифмы чередуются. Рифмовка парная.
Язык, тропы и образы
Наиболее важны для языка стихотворения церковнославянизмы и отдельные слова, относящиеся к православию: отцы пустынники, жены непорочны, возлетать, заочны, дольний, божественный, священник, Великий пост, уста, падший, Владыко, дух праздности унылой, сокрытый, зреть, прегрешенья, осужденье, смирение, терпение, целомудрие.
Лирический герой просит Бога оградить его от праздности (безделья), любоначалия (желания властвовать), празднословия (болтливости).
Героя умиляет покаянная молитва во время Великого поста. Умиляет – значит приводит к возвышенному и смиренному состоянию, вызывая слёзы, дарующие радость. Умиление – это Божий дар. Умиляться могут только те, кто понял, насколько милосерден Бог к человеческому несовершенству.
Жены непорочны и праздность унылая – устоявшиеся церковные сочетания. Собственно эпитетов три: дни печальные (поста), неведомая сила (молитвы), дольные бури и битвы. Есть сравнения и метафоры: любоначалие называется сокрытой змеёй. благодаря молитве человек взлетает сердцем в «области заочны», молитва укрепляет его «средь дольных бурь и битв». Пушкин обходится минимумом тропов. Сила стихотворения – в воссоздании покаянного духа.
Религиозные мотивы
Ефрем Сирин и отцы-пустынники
Стихотворение Александра Пушкина построено на великопостной покаянной молитве преподобного Ефрема Сирина (306—373), христианского богослова и поэта IV века, толкователя Священного Писания, знаменитого учитель покаяния. Приведем целиком текст этой молитвы:
Господи и Владыко живота моего,
дух праздности, уныния, любоначалияи празднословия не даждь ми,Дух же целомудрия, смиренномудрия,терпения и любве, даруй ми, рабу Твоему.Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешенияи не осуждати брата моего,яко благословен еси во веки веков, аминь.
Молитва преп. Ефрема Сирина
Эта молитва читается во все дни Великого поста, начиная с подготовительной недели Масленицы и до среды Страстной недели (за исключением субботы и воскресенья).
Так как речь идет о молитве преподобного Ефрема, справедливо будет заключить, что «отцами пустынниками» поэт именует отшельников, живших в эпоху расцвета монашества (IV-VI вв.), которые были современниками знаменитого сирийского монаха.
Интересно, что первоначально в тексте Пушкина вместо слов «отцы пустынники»
стояло сочетание
«святые мудрецы».
Так поэт конкретизировал свой выбор: из многих «мудрецов» он останавливает внимание на пустынниках, отшельниках, к числу которых принадлежал и преподобный Ефрем. Все комментаторы пушкинского стихотворения утверждают, что подобное исправление и вся работа над первой частью стихотворения одновременно свидетельствуют о стремлении Пушкина выразить особенное отношение к молитве Ефрема Сирина и о желании передать свое душевное состояние готовности к покаянию.
Черновик стихотворения и рисунок Пушкина
Сохранился пушкинский рисунок к своему стихотворению, где монах-отшельник изображен за зарешеченным окном. По мнению исследователей, композиция рисунка отсылает к биографии самого Ефрема Сирина — создателя молитвы. Однажды его обвинили в краже и посадили в темницу. Здесь он услышал голос, который призывал его к покаянию и исправлению своих жизненных ошибок. Когда Ефрема оправдали и освободили, он удалился в пустыню, где вел подвижническую жизнь.
Кто такие «жены непорочны» в стихотворении Пушкина?
С этим образом чистоты духа тесно связана дата написания стихотворения (22 июля). Это день ежегодной памяти жены-мироносицы Марии Магдалины. С этим христианским праздником вполне могло быть связано употребление в поэтическом тексте «жен непорочных». Также 22 июля в доме Пушкиных было домашним праздником: это были именины Марии Алексеевны Ганнибал — покойной бабушки писателя, а с 1832 года стали отмечать именины старшей дочери поэта — Марии.
Что такое «области заочны» и как туда попасть?
Во второй строке стихотворения («Чтоб сердцем возлетать во области заочны»
) автор акцентирует внимание на роли сердца в молитвенной жизни. Именно оно, непорочное и чистое, может «возлетать» к Господу в «области заочны» — невидимые для простого взора. В заповедях блаженства сказано, что только
чистые сердцем Бога узрят
(Мф
5
:8). Чистая, сердечная молитва — это вершина духовной жизни. Комментируя текст Пушкина, литературовед Валерий Лепахин о, то есть земных, искушений
(«Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв
»)».
Как выглядит «змея любоначалия»
В строках стихотворения Пушкина возникает образ «любоначалия, змеи сокрытой сей
», который отсутствует в оригинальной молитве. Грех любоначалия — это желание властвовать над людьми. Стремление к людей к власти Пушкин всегда считал пагубным: «Чины сделались страстию русского народа», — писал поэт,.
В заключительных строках поэт говорит о добродетелях — духе смирения, терпения, любви и целомудрия, которые просит Господа оживить в его сердце. Именно эти добродетели молящиеся просят даровать им, читая молитву Ефрема Сирина во время Великого поста.
От покаяния к целомудрию (сравнительный анализ стихотворения А. С. Пушкина «Отцы-пустынники и жены непорочны» и Покаянной молитвы Ефрема Сирина
История создания
Стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны» было написано летом 1836 года. Пушкин задумал его как второе в цикле из шести стихотворений, связанных с христианскими мотивами. Пушкин никогда не был религиозен, но в последние годы жизни много размышлял в стихах о вере и покаянии.
Ни одно из стихотворение из цикла не было опубликовано при жизни Пушкина.
Во второй части стихотворения Пушкин перепевает молитву Ефрема Сирина, пустынника четвёртого века, призывавшего к покаянию. Эта молитва издавна читается в дни Великого поста и называется покаянной.
Анализ стихотворения «Отцы, пустынники и жены непорочны»
Стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны» было написано Пушкиным в 1936 году незадолго до смерти. Это было время духовного возмужания и просветления, понимания христианской сути. В другом своем произведении поэт признается: «Я возмужал среди печальных бурь…»
В стихотворении выразилось понимание поэтом молитвы святого Ефрема Сирина, жившего в IV веке, и составившем молитву, которую православные христиане читают во время Великого поста:
«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».
Это стихотворение относится к жанру элегии. Тема стихотворения – религиозно-философская. По композиции оно делится на 2 части. В первой части поэт говорит о молитве, ее происхождении и своем отношении к ней, а во второй части излагается содержание самой молитвы.
Свое отношение к молитве поэт выражает во второй строфе. Пушкин признается, что «Всех чаще мне она приходит на уста». Правда, Ефрем Сирин, автор упоминаемой им молитвы, не был «пустынником». Он был христианским ученым, автором множества трудов на тему христианства. Но нужно отметить, что в нескольких словах этой молитвы выражена суть христианской веры и учение Христа. Может быть, поэтому она всех чаще приходит на уста поэту, который оказался на новой ступени своего духовного созревания.
Вторая часть стихотворения – следующие 2 строфы – это содержание самой молитвы. Но в ней вместо 10 прошений Пушкин оставил 9. Он два греха – уныние и праздность соединил вместе, оставив один грех — унылую праздность.
В этом стихотворении Пушки активно применил церновнославянизмы и архаичную грамматику, подчеркивая тем самым христианскую идею своего произведения: непорочны, возлетать во области заочны, дольних, зреть, любоначалия, старославянскую форму обращения — Владыко, Боже.
Надо отметить, что слово «заочны» в данном контексте не имеет никакого отношения к заочному образованию и студентам. Это слово означает – за оком, то есть нечто, недоступное человеческому глазу, не материальное. Возлетать во области заочны, значит, открыть для себя Бога. Чтоб укреплять его (сердце) средь дольних бурь и битв – значит не бояться невзгод, неприятностей, стойко принимать удары судьбы. Стихотворение написано ямбом, тон стиха размеренно молитвенный. Этой размеренности способствует четко выстроенная смежная рифма. Примечательно, что любоначалие или говоря современным языком – властолюбие, деспотизм – названо сокрытой змеей. Пушкину этот грех не грозит, он никогда не стремился властвовать, но он напоминает об этом грехе власть предержащим. Духовное прозрение – важная ступень в жизни поэта. Об этом он говорит в стихотворениях «Пророк» (1826г.), «Воспоминание» (1828 г.), подводит итог в стихотворении «Отцы, пустынники и жены непорочны» в 1836 году.
Литературное направление, жанр
Жанр «Отцов пустынников» — духовная лирика. Трудно отнести стихотворение к какому-либо литературному направлению. Зрелый Пушкин – реалист, но не всегда черты реализма проявляются в лирике, которая изображает внутренний мир героя, что характерно для романтизма. И всё-таки определённые черты реализма в стихотворении можно обнаружить. Во-первых, это точность в деталях. Молитва лирического героя почти дословно передаёт церковную молитву. Во-вторых, в стихотворении есть намёк на эволюцию лирического героя. Из всех слышанных молитв он избирает одну, повторяя её чаще других, а дальше осознаёт, что он «падший», кается в собственных грехах, соединяя слова своего сердца со словами живущего века назад пустынника в едином порыве.
Анализ стихотворения А. Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны…»
Поэт в поисках Бога
Отцы пустынники и жены непорочны, Чтоб сердцем возлетать во области заочны, Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв Сложили множество божественных молитв; Но ни одна из них меня не умиляет, Как та, которую священник повторяет Во дни печальные Великого поста; Всех чаще мне она приходит на уста И падшего крепит неведомою силой: Владыко дней моих! дух праздности унылой, Любоначалия, змеи сокрытой сей, И празднословия не дай душе моей. Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья, Да брат мой от меня не примет осужденья, И дух смирения, терпения, любви И целомудрия мне в сердце оживи. Стихотворение это Пушкин написал 22июля1836
года, находясь в Петербурге на Каменном острове. В черновиках это стихотворение, опубликованное лишь после смерти поэта, называлось «молитва» и входило в незаконченный цикл из семи стихов. Отношения с религией у Пушкина складывались непросто.
Религия в жизни Пушкина
Для поэта были характерны сильные колебания, от атеизма до проникновения в суть Евангелия, от сатиры на церковь до соблюдения православных обрядов. Письмо Пушкина, где он говорил, что «берет уроки чистого атеизма у одного англичанина», было написано в Одессе в 1824
году. Оно попало в цензуру и стало одной из причин ссылки в Михайловское. Православие было в ту эпоху государственной религией, а Пушкин состоял на государственной службе. И частный конфликт Пушкина с генерал-губернатором Воронцовым, в подчинении которого он служил, получил развитие. Письмо стало поводом избавиться от неудобного поэта. Однако нужно иметь в виду, что это частное послание, обращенное к другу, написанное с иронией и в довольно молодом возрасте. Поэтому сложно судить, был ли Пушкин атеистом на самом деле, относился ли к этому всерьез. Правильнее говорить не об атеизме, а о свободолюбии, о религиозных поисках. Что можно точно сказать, личная вера Пушкина оставалась неформальной, далекой от обрядов и традиций. Как вспоминали его друзья, в письмах и дневниках поэта встречались заметки
…о том, как он заказывал в Святогорском монастыре заупокойную литию по Байрону, «панихиду по Петре Великом», молился о повешенных декабристах, а в южной ссылке звал товарищей на пасхальную службу послушать голос русского народа в ответе на «Христос Воскресе!». Он с симпатией говорил о католиках и протестантах, сожалел о церковных расколах. Было в его вере много стихийной природности – того, что зачастую относят к язычеству. И все же христианство занимало если не главное, то очень важное место в его системе ценностей. «…Книга сия называется Евангелием, и таковая ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее божественное красноречие». — напишет Пушкин, и вряд ли можно усомниться в искренности этих слов. Критика церкви, сомнения Пушкина относились не к сути христианства, а к проявлениям нетерпимости православия, к образу жизни священнослужителей и той системе, когда государство принуждало к вере.
Отцы-пустынники
Отцы пустынники и жены непорочны,
Традиция уходить в пустыню зародилась в раннем христианстве. Ее основателем часто считают Антония Великого, который жил в 3
веке в Египте и подвизался на Синайском полуострове. Впоследствии у него появились ученики, и в
318
году Пахомий Великий основал на Синае первый христианский монастырь. Поэтому словосочетание «отцы-пустынники» применяется чаще всего к монахам и отшельникам 4
-5
века. Если же брать это слово в широком смысле, «пустынником» можно назвать любого монаха, удалившегося на природу в уединение, отшельника. Слово «пустыня» широко применялось в дореволюционной России в этом смысле, например «Оптина пустынь». Никакой пустыни, разумеется, в Калужской области не было. Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Области заочны – незримые миры. «Заочные», то есть находящиеся за очами, недоступные взгляду.
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв
«Дольний» – принадлежащий этому, земному миру. В христианстве, в богословии часто встречается противопоставление «горний – дольний», при этом «горний» обычно означает незримый, небесный, а «дольний» – материальный, земной.
Сложили множество божественных молитв;
По словам князя Петра Вяземского, Пушкин «в последние годы жизни своей был проникнут красотою многих молитв, знал их наизусть и часто твердил их».
Но ни одна из них меня не умиляет, Эта строка звучит на резком контрасте с предыдущей. И тут проявляется характер поэта. Для него была очень важна поэзия в религии и религия в поэзии. Пушкин, хорошо чувствующий слово, вероятно, не был удовлетворен многословием, немузыкальностью, а подчас и недостаточной искренностью многих молитв. И в этом смысле особо выделил одну молитву, в которой услышал что-то созвучное и близкое.
Ефрем Сирин и его молитва
Как та, которую священник повторяет Во дни печальные Великого поста; Всех чаще мне она приходит на уста
Речь идет о великопостной молитве Ефрема Сирина:
«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь»
Не потому ли Пушкин выбрал ее, что в ее краткости и даже какой-то незатейливости отражено то главное, что содержит христианство? Святой Ефрем Сирин может считаться отцом-пустынником. Этот христианский проповедник и богослов родился в 306
году в Низибии, на земле нынешнего Ирака. Он жил, как это следует из прозвища, на территории Сирии. Путешествовал он и в Египет, где монашеское движение уже достигло расцвета. Ефрем Сирин написал множество толкований на Ветхий и Новый Завет и немало красивых религиозных гимнов. Святого Ефрема часто называют поэтом, и действительно язык его весьма богат, образен и поэтичен.
Молитва в стихах
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
В молитве дословно – Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
В христианстве праздность и уныние – понятия существенно разные. Но они превращаются в «унылую праздность» в стихах поэта. Сделано ли это ради музыкальности стиха или тут слышится усталость от светских развлечений, желание переосмыслить что-то в своей жизни? Любоначалия, змеи сокрытой сей,
Грех любоначалия поэт выделяет особенно, сравнивая любовь к власти со змеей. Он считал эту страсть, таящуюся во многих людях, особенно опасной. В то же время слышится в этой фразе и ирония.
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья, Да брат мой от меня не примет осужденья,
— почти дословное переложение слов молитвы.
И дух смирения, терпения, любви И целомудрия мне в сердце оживи
Стихотворение заканчивается на слове «оживи!», на радостной, светлой ноте. Таков Пушкин. Он переставляет среднюю часть молитвы в конец, усиливая ее словом «оживи». Благодаря этому и вся молитва начинает звучать радостно.
Пушкин оставался оптимистом, несмотря на то, что последний год его жизни выдался трудным. Весной ушла из жизни его мама, Надежда Осиповна Пушкина. Они долгое время не ладили, но в последние месяцы сблизились… Отношения Пушкина с придворным обществом оставались напряженными. На горизонте уже появился Дантес, и оставалось всего полгода до злополучной дуэли. Но Пушкин был полон творческих планов и старался легче смотреть на вещи. А религия помогала ему находить опору, вопреки жизненным трудностям.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из четырёх строф и всего из двух неравных по длине предложений, которые не соответствуют смысловому делению стихотворения на части. Первое предложение занимает три строфы. Оно доходит до середины покаянной молитвы, в первой части которой лирический герой перечисляет всё то, от чего хочет избавиться.
Второе предложение совпадает с последней строфой. Это моление о благодати.
Стихотворение по смыслу распадается на две примерно одинаковые части (9 и 7 строчек). Первая строфа о том, зачем отцы пустынники и непорочные жены слагали молитвы. Вторая выделяет среди всех божественных молитв покаянную. Третья и четвёртая строфа – это почти дословный поэтический перепев молитвы. Начало молитвы – обращение к Владыке с просьбой удалить из грешной души злые помыслы, а конец – просьба о дарах Божьих для души.
Стихотворение начинается и заканчивается мотивом открывшегося зрения. Лирический герой говорит, что цель молитвы – возлетать сердцем «в области заочны», то есть невидимые, нематериальные. А когда сам обращается с молитвой к Всевышнему, то просит зреть (увидеть) свои прегрешенья. Так мотив открывшегося благодаря молитве зрения, позволяющего увидеть невидимое, становится основной мыслью стихотворения.
Тема стихотворения – сила искренней покаянной молитвы.
Основная мысль: через страдания и покаяние человек обретает благодать и как будто прозревает, начинает отличать добро и зло. Эта мысль созвучна написанному на 10 лет раньше «Пророку»: «И виждь, и внемли».
Тема и основная мысль
Композиция произведения складывается из четырех строф и двух предложений, отличающихся по длине. По смыслу стих делится на 2 примерно одинаковые части: в первой 9, во второй 7 строчек.
В первой строфе Пушкин рассказывает о том, что отцы и жены слагали обращения к Всевышнему в виде молитв. Во второй строфе автор среди разнообразия молитв выделяет молитву покаяния. В последних двух строфах Пушкин практически дословно перепевает молитву пустынника IV века Ефрема Сирина.
Примечание. Молитва с давних времен поется во время Великого поста и относится к покаянным.
Основная тема стихотворения «Отцы пустынники и жены непорочны…» — значимость искренней молитвы покаяния. Главная мысль, которую хотел передать Александр Сергеевич, заключается в том, что человек, пройдя через страдания и покаявшись в своих грехах, обретает благодать и для него становятся явными отличия добра и зла, которые ранее были невидимы.
Одним из ярких поэтических творений 1836 г. можно назвать стихотворение «Отцы‑пустынники и жены непорочны …», представляющее собой обращение лирического героя к Всевышнему. Чего же просит он в Божественной молитве у «владыки дней»? «Смирения, терпения, любви», «целомудрия» и уберечь свою душу от «празднословия». Становится очевидной взаимосвязь со стихотворением 1826 г. «Пророк». Общение с Богом и его посланниками (будь то шестикрылый Серафим или простой священник) налицо и в том и в другом произведении. Существенное различие заключается лишь в том, что в «Пророке» «глас бога» взывает к лирическому герою, а не наоборот. «Зреть» свои прегрешенья, а не «жечь глаголом сердца людей» – вот основная мысль стихотворения «Отцы‑пустынники и жены непорочны …» Подобное сравнение раскрывает эволюцию внутреннего мира самого поэта: за 10 лет меняется не только лирический герой, но и сам Пушкин. Заметно это и в построении стихотворения, состоящего всего из двух предложений. Основная мысль поэта развивается на протяжении 12 строк, а затем следует четверостишие‑концовка. Одноплановость стихотворения воссоздает неторопливость и сосредоточенность молитвенного состояния. Смысловое же деление происходит на десятой строке, когда излагается непосредственно сама молитва.
Минорное настроение достигается благодаря употреблению таких развернутых словосочетаний, как «дольных бурь и битв», «дни печальные великого поста», «дух праздности унылой». Но минорное не означает тоскливое и мрачное. Есть в произведении особый свет, точно неземная благодать скрыта в поэтических сроках. Стихотворение‑молитва, стихотворение – воззвание к Богу не могло обойтись и без специальной лексики. Устаревшие формы глаголов – «возлетать» и «зреть» – введены Пушкиным неслучайно: они привносят колорит церковно‑славянской письменности.
Нельзя сказать, что Александр Сергеевич был глубоко верующим человеком, но в поэзии ему было подвластно все: и любовное признание, и гражданский призыв, и Божественная молитва. Таким образом, стихотворение «Отцы‑пустынники и жены непорочны …» являет собой достойный пример духовной лирики Пушкина.