О чем просили птичку в стихотворении г р державина на птичку
214. Анализ стихотворения На птичку Державина 7 класс. Русский язык, литература
Анализ стихотворения — На птичку. Русский язык и литература
Как известно, иногда всего в нескольких словах есть возможность выразить глубокую мудрость и поэту доступно такое умение. Он владеет словом, в которое может облекать различные смыслы.
Если говорить о стихотворении На птичку, то основным мотивом его является свобода. На самом деле могут быть и немного другие трактовки, но именно свобода является основной темой стихотворения и об этом говорит свое название. Ведь птица всегда была символом свободы, так как не подчиняется силам притяжения, может парить в безбрежном небесном пространстве, в отличие от людей, которые вынуждены ходить в ограниченных условиях.
Итак, Державин всего в четырех строчках говорит о способности проявлять себя и потребности в свободе. Конечно, поэт затрагивает тему творчества, которая наиболее близка ему. Тут может быть довольно простая трактовка, которая позволяет поразмыслить об отношениях поэта и власти, публики.
Если поэт способен вольно выражать собственные чувства и мысли, то и пение его становится искренним, чистым и красивым. С другой стороны, когда его «сжимают в руках» (не имеет значения, кто этим занимается: цензура, ожидания поклонников или нечто другое) то голос исчезает и исчезает чистота и искренность, остается только искаженность. Подобная ситуация представляет собой вечную тему, которая практически никогда не меняется и огромное количество творческих людей могли испытывать и на собственном опыте такие проблемы.
Державин рисует довольно мрачную ситуацию, которая подчеркивается финальным: «пой птичка, пой». Такое требование/пожелание, которое исходит как бы от «слушателей», является довольно циничным и отвратительным. Поэт тут подчеркивает невероятную глупость и довольно примитивный потребительский характер публики.
Ведь человек, который действительно более-менее понимает этот мир, никогда не станет такую «птичку» «сдавливать» в своих руках. Он ясно осознает взаимосвязь творчества и свободы, он понимает, творчество не представляется возможным удерживать в каких-то рамках и создавать искусственно. Творческий процесс не заставить и не выпросить, именно поэтому он обладает такой высокой ценностью.
Вариант 2
Произведение представляет собой грустное размышление поэта над собственной судьбой. Державин написал его после того, как добился успеха, обратив на себя внимание императрицы Екатерины Второй.
Под птичкой поэт, несомненно, понимал самого себя. Его хвалебное стихотворение, которым он сумело понравиться царице, вследствие чего получить от нее дорогие подарки и повышение по службе, дало ему право назвать себя певчей птицей, услаждающей слух.
Придворная среда оказалась золотой клеткой, в которой необходимо слагать стихи на заказ. Императрица неоднократно давала это понять. Об этом свидетельствует последняя строчка этого короткого стихотворения, в которой звучит требование, обращенное к птичке, петь еще.
Кроме того, Державин не был придворным льстецом, готовым на все ради карьеры, его литературные дарования несомненны. Однако успех его оды «Фелица» имел и оборотную сторону. Ряд придворных, особенно тех, кто пытался пробить себе дорогу наверх, стихами, подобно Державину, стали испытывать к поэту неприязнь, рожденную завистью. Не складывались отношения у поэта и с его непосредственным начальником. Разумеется, удачливый конкурент испытал на себе воздействие интриг и обычного недоброжелательства. При дворе в то время находиться было не только выгодно и почетно, но и опасно. Разумеется, поэт опасался негативных последствий для себя, которые бы последовали после любого выпада против императрицы и придворных, поэтому он никак не именовал тех, кто оказывал на него давление.
Поэт понимал, что отвести от себя угрозы недоброжелателей он может, только лишь исполняя волю своей повелительницы. Однако писать хорошие стихи просто на заказ не мог. Достаточно вспомнить, что ода, принесшая ему успех при дворе, родилась тоже не сразу. Теперь Державин также искал красивые образы и метафоры, но вдохновение покинуло его.
Безусловно, угроза потерять все достигнутое рождала у автора стихотворения нервозность. Он выразил это в сравнении своего положения с неволей, которую чувствует птица, попавшая в руки человека.
Поэт понимал, что выбрал себе трудный путь, пытаясь служить и искусству и делать карьеру. Однако он не видел другого выхода, не собирался отказываться от места придворного секретаря, что рождало в его душе пессимизм. В сложившейся ситуации Державин мог лишь испытывать сожаления о своей судьбе, о том, что достигнутая им цель оказалась с большой примесью горечи.
«Птичка» анализ стихотворения Державина по плану кратко – рифма, разбор, главная мысль, эпитеты
Занимая высокий государственный пост, Гавриил Романович Державин не изменял своему призванию поэта. К позднему периоду его творчества относится короткое стихотворение «На птичку», в котором всего в четырех строках было поднята глубокая и сложная тема. Предлагаем краткий анализ «Птичка» по плану, который пригодится при разборе произведения и подготовке к уроку по литературе в 7 классе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением На птичку.
История создания – Стих бы написан в 1792-1793 годах, впервые опубликован в 1827 году.
Тема стихотворения – Центральная тема произведения – свобода, но свобода не только в творчестве, но и в других сферах жизни.
Композиция – Произведение состоит из четырех строк, в которых заключен глубокий философский смысл.
Жанр – Эпиграмма.
Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с использованием перекрестной рифмы.
Эпитеты – «голосиста».
История создания
Точной даты написания стихотворения «На птичку» неизвестно (предположительно в 1792-1793 годах). Опубликовано оно было гораздо позже – в 1827 году, а далее – уже в посмертных сборниках Г. Р. Державина.
Написанию четверостишия способствовали следующие события. Императрица Екатерина II была настолько впечатлена поэтическим мастерством Державина, посвятившим ей оду «Фелица», что пожелала как можно более щедро наградить талантливого поэта. Помимо дорогих подарков, она приблизила ко двору Гавриила Романовича, назначив его своим придворным секретарем.
Государыня, польщенная хвалебными одами в свой адрес, неоднократно намекала поэту, что не прочь вновь послушать посвященные ей стихи. Давление со стороны императрицы осложнялось завистью иных вельмож, частыми заговорами, кознями и интригами.
Державин, который ранее идеализировал монархию и царский престол, был разочарован. Оказавшись в стальных тисках монаршего благоволения, он чувствовал себя, словно пойманная в сети птица. Так и родилось полное горькой сатиры четверостишие «На птичку».
В небольшом произведении, состоящем всего их четырех строк, поднята глобальная тема – свобода истинного творчества. Зачастую авторы вынуждены говорить и писать совсем не то, что просит душа. Вынужденно работая по указке, писатели и поэты неизбежно растрачивают свой талант, их произведения не цепляют за живое, оставляя читателей равнодушными.
В основе данного стихотворения лежит аллегория: образ птички соответствует образу поэта, человека искусства, чья творческая деятельность ограничена рамками власти или цензуры.
Главная мысль произведения – дать возможность творческому человеку работать свободно, без ограничений. Ведь только в этом случае возможно создать истинный шедевр. Талант не терпит даже малейшего давления: оказавшись «взаперти», он не горит ясным пламенем, но робко тлеет, а после и вовсе исчезает, так и не успев совершить все, на что был способен.
Композиция
Произведение небольшое, и представляет собой четверостишие. Однако даже в эти четыре строчки автору удалось вложить глубокий философский смысл. Поначалу стихотворение производит впечатлений легкомысленной забавы: дети поймали птичку, чтобы немного развлечься.
Однако вскоре становится понятно, насколько тяжело пичужке приходится в неволе, когда ее заставляют петь столь же искусно, как она это делала на свободе. Такое положение беззащитного существа вызывает чувство сопереживания.
Произведение написано в жанре эпиграммы – короткого сатирического стихотворения, призванного кого-либо или что-либо осмеять.
Стихотворный размер – четырехстопный ямб с использованием перекрестной рифмы.
Средства выразительности
Поскольку произведение Гавриила Романовича отличается весьма скромным размером, в нем нет обилия средств выразительности. Главным художественным приемом, которым пользуется автор, является иносказание. В пойманной перепуганной птички угадывается образ самого поэта, вынужденного жить и творить под гнетом власти.
В произведении сразу бросается в глаза легко узнаваемый стиль Державина. Поэт использует столь любимые им краткие архаичные формы слов (эпитет «голосисту»).
Для усиления образности и художественной выразительности речи автор применяет аллитерацию – повторение одинаковых согласных звуков. В данном случае, глухой звук «п» встречается так часто, что воспринимается как презрительное «пф».
Анализ стихотворения Гавриила Державина «Птичка»: смысл и идея
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением На птичку.
История создания – Стихотворение было написано в 1792–1793 годах, впервые опубликовано в 1827 году.
Тема стихотворения – Центральная тема произведения – свобода в творчестве, а также в других сферах жизни.
Композиция – Произведение состоит из четырёх строк (одной строфы), в которых заключён глубокий философский смысл.
Жанр – Эпиграмма.
Стихотворный размер – Четырёхстопный ямб с использованием перекрёстной рифмовки.
Эпитет – «голосисту».
История создания
Точная дата написания стихотворения «На птичку» неизвестна (предположительно 1792–1793 годы). Опубликовано оно было гораздо позже – в 1827 году, а далее – уже в посмертных сборниках Г. Р. Державина.
Написанию четверостишия способствовали следующие события. Императрица Екатерина II была настолько впечатлена поэтическим мастерством Державина, посвятившим ей оду «Фелица», что пожелала как можно более щедро наградить талантливого поэта. Помимо дорогих подарков, она приблизила его ко двору назначив его своим придворным секретарём.
Государыня, польщённая хвалебными одами в свой адрес, неоднократно намекала поэту, что не прочь вновь послушать посвящённые ей стихи. Давление со стороны императрицы осложнялось завистью иных вельмож, частыми заговорами, кознями и интригами.
Державин, который ранее идеализировал монархию и царский престол, был разочарован. Оказавшись в стальных тисках монаршего благоволения, он чувствовал себя словно пойманная птица. Так и родилось полное горькой сатиры четверостишие «На птичку».
Сюжет, развитие
Державин, приближенный к императорскому двору, добившийся множественных успехов и обративший особое признание самой императрицы Екатерины II, написал это стихотворение, размышляя о собственной грустной судьбе.
Птичкой Державин представляет самого себя. Он имеет полное право называться певчей птицей, которую приятно слушать. Автор сделал такой вывод после того, как его стихи понравились самой государыне, был признан его талант, он получил служебное повышение и приближение ко двору.
Поэт попросту оказался в золотой клетке, где по первому требованию должен слагать следующие заказные оды, которые даже чтобы озаглавить, необходимо утверждение свыше. Об этих неоднократных требованиях императрицы Державин написал в последней строке стихотворения, где от птички требуют петь еще и еще.
Литературный дар и заслуги Державина никогда не подвергались сомнению, он не писал льстивые стихи по заказу или ради карьерного продвижения. Однако многие придворные расценивали его талант иначе. Его ода «Фелица», имевшая успех у государыни, стала поводом для зависти к поэту со стороны ряда придворных, старавшихся пробить себе дорогу вверх по карьерной лестнице. Поэт испытывал неприязнь от непосредственного своего начальника и недоброжелательных вельмож в своем окружении.
Однако Державин не называет имен тех, кто оказывал на него давление или строил козни. Это было не только неразумно, но и опасно, так как при дворе всегда строились тайные интриги. Поэтому нахождение при императорском дворе было не только почетно, но и рискованно. Но в таком окружении творцу было тяжело дописать произведение, а иногда и времени для творения не было.
Поэт всегда исполнял волю своей императрицы, тем самым отводя от себя угрозы недоброжелателей. Однако писать хвалебные стихи на заказ было для него очень трудно. Ода, посвященная Екатерине Второй, была написана совершенно в других условиях, без давления на поэта. Оказавшись на должности придворного секретаря, поэту стало сложно находить красивые и подходящие метафоры и образы — вдохновение его покинуло.
Державин понимал, что может потерять все, чего достиг, что нервировало его. Именно это чувство он сравнивает с положением птицы, попавшей в неволю. Автор понимает, что трудно исправно делать карьеру и заниматься искусством, но у него не было иного выхода. Отказываться от желанного места придворного секретаря ему не хотелось, и это приводило его в уныние. Ему было горько от мысли, что судьба его сложилась таким образом.
В небольшом произведении, состоящем всего из четырёх строк, поднята глобальная тема – свобода творчества. Зачастую авторы вынуждены говорить и писать совсем не то, что просит душа. Вынужденно работая по указке, писатели и поэты неизбежно растрачивают свой талант, их произведения не цепляют за живое, оставляя читателей равнодушными.
В основе данного стихотворения лежит аллегория: образ птички соответствует образу поэта, человека искусства, чья творческая деятельность ограничена рамками власти или цензуры.
Главная мысль произведения – дать возможность творческому человеку работать свободно, без ограничений. Ведь только в этом случае можно создать истинный шедевр. Талант не терпит даже малейшего давления: оказавшись «взаперти», он не горит ясным пламенем, но робко тлеет, а после и вовсе исчезает, так и не успев совершить всё, на что был способен.
Исследование образа птицы в лирике
Гавриил Державин был первым русским поэтом, он в некотором смысле основал лирику в России, из-под его пера выходили стихотворения, обладающие подлинно русским характером и колоритом. В литературе XVIII века в Екатерининскую эпоху «сложный штиль» поэзии, написанный высоким слогом, заменён простым и понятным для народа языком.
Пушкин о запертой птахе
Творческие работы Гавриила Державина впоследствии стали примером для подражания для следующего поколения. В его стихотворении о птичке проиллюстрирован конфликт свободы и несвободы. Разумеется, выбор без какой-либо указки способствует развитию творчества. Для любого существа свобода дороже всего.
У Александра Сергеевича Пушкина также есть лирическое произведение, посвящённое пичужке. Поэт решил его озаглавить «Птичка». Стихотворение было создано в 1823 году в южной ссылке, которая в то время проходила в Кишинёве. Поэту было сложно переносить этот период, он привык к шумной столичной жизни Петербурга и приспосабливаться к другим условиям оказалось невыносимо.
Александр Пушкин отправил стих своему знакомому с пояснением, что написал произведение о трогательной традиции выпускать птицу на свободу в Светлое воскресенье. Когда в издательстве печатали литературную работу, то отметили, что она о благодетелях, кто за свои средства выкупают задолжавших и невинных из тюрем. Произведение было создано поэтом, когда ему было 24 года. В стихе с простой сюжетной линией поднимаются философские и политические вопросы. Тематика литературной работы:
При анализе стихотворения Пушкина «Птичка» нужно отметить, что лирический герой размышляет о воле для всех божьих существ и затрагивает главную проблему того времени — крепостничество в самодержавной России. Персонаж в Пасхальное Воскресение отпускает птичку — это символизирует добро и милосердием к тем, кто находится в заточении. Лирический герой находится на чужбине, но хорошее дело утешает его, он даёт свободу, благодаря чему его жизнь обретает новый смысл.
Главная идея «Птички» у Пушкина — это бескрайняя тяга любого существа к вольности.
Совершая нечто хорошее для другого, можно приобрести для себя во много раз больше. Освобождение — это состояние мыслей, характеристика души. Подлинно великодушен тот, кто что-либо дарит безвозмездно.
Композиция
Произведение небольшое и представляет собой одну строфу. Однако даже в эти четыре строчки автору удалось вложить глубокий философский смысл. Поначалу стихотворение производит впечатлений легкомысленной забавы: дети поймали птичку, чтобы развлечься.
Однако вскоре становится понятно, что пичужка, стиснутая рукой, не может петь, как она это делала на свободе. В условиях жёсткого давления не может родиться красивая песня, только жалкий писк. Такое положение беззащитного существа вызывает чувство сопереживания.
Мысли и чувства
Автор сравнивает поэта с птичкой. Так же, как и маленькая пичужка, поэт способен выражать свои искренние чувства и таланты только при наличии свободы. Тогда его произведение, как и пение вольной птицы, становится:
Если же творца начинают сжимать в руках, то голос, чистота и искренность пропадают. И неважно, чьи это руки:
Прочитав стихотворение «Птичка» Пушкина, анализ которого делают на уроках литературы, можно увидеть сходство произведений нескольких авторов. Эта тема давления близка очень многим творческим людям, испытавшим на себе подобные проблемы. Однако немногие пытались раскрыть ее, хотя эту ситуацию можно отнести к вечной теме. К примеру, Жуковский в стихотворении «Ласточка» или Хлебников «Птичка в клетке» сумели доказать и оспорить основную проблему и идею.
Требование слушателей, властей и окружающих Державин кратко выразил в последней строке эпиграммы: «пой, птичка, пой». Это вызывает чувство отвращения, подчеркивая примитивность и глупость публики, ее потребительский характер.
Человек, понимающий и ценящий окружающий мир, не станет вольную и талантливую птичку крепко сжимать в руках, требуя при этом красивого пения. Следует понимать взаимосвязь свободы и творчества, которое невозможно в условиях искусственно созданных рамок. Высокая ценность творческого процесса свободна от условий и диктата над автором.
Средства выразительности
Поскольку произведение Гавриила Романовича отличается небольшим размером, в нём мало средств выразительности. Главным художественным приёмом, которым пользуется автор, является иносказание. В пойманной перепуганной птичке угадывается образ самого поэта, вынужденного жить и творить под гнётом.
В произведении сразу бросается в глаза легко узнаваемый стиль Державина. Поэт использует архаичные формы слов (эпитет «голосисту» существительное с устаревшим окончанием “вместо свисту”).
Для усиления образности и художественной выразительности речи автор применяет аллитерацию – повторение одинаковых согласных звуков. В данном случае глухой звук «п» и сочетание глухих звуков [пт]; встречается так часто, что воспринимается как презрительное «пф».
О произведениях «Признание», «На птичку», «Река времён в своём стремленьи. » Г. Р. Державина
В стихотворении «Признание» ярко проявилось художественное открытие поэта. До Державина поэты следовали теории «трёх штилей» Ломоносова. Державин добивался особой выразительности с помощью соединения в одном произведении «низких» и «высоких» слов, открывая дорогу развитию реалистического языка. Державин ставит рядом слова «важным саном» и «надуваться», «вельможам властным» и «правду брякнуть вслух».
В целом стихотворение лишено тяжеловесности, читается легко и понятно. В «Признании» отразились черты характера Державина: прямота, искренность, честность. Ниже приведённые строки могли стать девизом поэта:
. Ум и сердце человечье Были гением моим.
Философское произведение «Река времён в своём стремленьи. » — попытка поэта изложить свой взгляд на вопрос о смысле жизни. Стихи заставляют задуматься над тем, что останется от деяний человека после его смерти.
Анализ стихотворения Гавриила Державина «Птичка»: смысл и идея
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением На птичку.
История создания – Стих бы написан в 1792-1793 годах, впервые опубликован в 1827 году.
Тема стихотворения – Центральная тема произведения – свобода, но свобода не только в творчестве, но и в других сферах жизни.
Композиция – Произведение состоит из четырех строк, в которых заключен глубокий философский смысл.
Жанр – Эпиграмма.
Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с использованием перекрестной рифмы.
Эпитеты – «голосиста».
Тема, основная мысль и композиция
Тема стихотворения стала одним из его заголовков. Это стихотворение о тленности, смертности всего сущего. В основе стихотворения библейская истина о том, что слава человеческая подобна цвету на траве, который опадает, когда засыхает трава. По сравнению с Библией, основная мысль стихотворения усечена. В Библии человеческая слава противопоставлена слову Божьему, пребывающему вовек. Это одно из доказательств незаконченности последнего произведения Державина.
С другой стороны, отсутствие логического завершения могло быть замыслом автора, символизирующим внезапный и незапланированный конец любой земной жизни.
По свидетельству племянницы жены Державина Елизаветы Львовой, за два дня до смерти дядя начал «оду о быстроте времени», написав первую строфу и две строчки второй строфы. Трудно сказать, что имела в виду племянница. Стихотворение Державина представляет собой восьмистишье. Первый катрен посвящён идее бренности всего земного: людей и царей, народов и царств, всех человеческих деяний. Второй катрен о том, что забвению подлежит даже то, что, с точки зрения человека, заслуживает вечной памяти. Это слава человеческая, добытая творчеством (лира) или сражением (труба).
История создания
Точной даты написания стихотворения «На птичку» неизвестно (предположительно в 1792-1793 годах). Опубликовано оно было гораздо позже – в 1827 году, а далее – уже в посмертных сборниках Г. Р. Державина.
Написанию четверостишия способствовали следующие события. Императрица Екатерина II была настолько впечатлена поэтическим мастерством Державина, посвятившим ей оду «Фелица», что пожелала как можно более щедро наградить талантливого поэта. Помимо дорогих подарков, она приблизила ко двору Гавриила Романовича, назначив его своим придворным секретарем.
Государыня, польщенная хвалебными одами в свой адрес, неоднократно намекала поэту, что не прочь вновь послушать посвященные ей стихи. Давление со стороны императрицы осложнялось завистью иных вельмож, частыми заговорами, кознями и интригами.
Державин, который ранее идеализировал монархию и царский престол, был разочарован. Оказавшись в стальных тисках монаршего благоволения, он чувствовал себя, словно пойманная в сети птица. Так и родилось полное горькой сатиры четверостишие «На птичку».
«На птичку», анализ стихотворения Державина
Тема свободы в России была всегда одной из основных в творчестве поэтов разных столетий. Александр Сергеевич Пушкин не без гордости заметил, что в свой «жестокий век» восславил свободу. О свободе слова мечтали все поэты советской России, свободы не хватало «глашатаям и горланам» Владимиру Маяковскому, Владимиру Высоцкому, Иосифу Бродскому. Поэты при любой власти были рупором эпохи.
Однако первым ощутил на себе давление власти и поднял проблему свободы слова Гавриил Романович Державин уже в конце XVIII века. Еще служа в армии в чине подпоручика, Державин в 1773–1775 годах участвовал в разгроме крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачева против власти Екатерины II. Юный офицер Державин долгие годы чтил ее, ждал от императрицы проявления справедливости, милосердия, издания мудрых законов для благоденствия государства и народа.
После ухода с воинской службы Державин стал служить в небольшой должности экзекутора в Сенате, но при этом писал стихи. Сперва подражая, а затем, увлекшись, стал сочинять необычные для его современников лирические произведения. Гавриил Романович первым в русской литературе того времени начал говорить в стихах о мыслях и чувствах обычного человека языком, близким к разговорному.
Собрав вокруг себя кружок любителей поэзии, вошедший позже в историю русской литературы под названием «державинский», Гавриил Романович стал выразителем гражданского, общественно активного искусства. На своих заседаниях участники обсуждали несправедливость крепостного права, боролись за права угнетенных крестьян, искали справедливости в жизни и в литературе. Эти идеи оказали в дальнейшем влияние на творчество многих друзей Державина.
Сам же поэт прославился в 1783 году на весь Петербург, создав оду «Фелица», посвященную государыне Екатерине. И хотя вышла она анонимно, без указания авторства, многие из друзей Державина, а позже и остальных жителей Петербурга узнали стиль поэта, и авторство пришлось открыть.
Это была настоящая сатира на екатерининских вельмож, но героиня, названная именем придуманной когда-то ею самой сказки, выглядела настоящим ангелом. Идеализируя Екатерину II, Державин был абсолютно искренен, ведь он не знал ее близко, а она казалась ему воплощением самой справедливости. Зато вельможи были изображены в неприглядном свете, и если бы не благосклонность императрицы, которой понравилась ода, не сносить бы Державину головы.
Эта благосклонность аукнулась поэту позже. Приблизив его ко двору, Екатерина сделала поэта губернатором Тамбовской области, но он боролся со взяточничеством и произволом чиновников, пишущих на него жалобы. Екатерина сделала Державина своим секретарем в надежде, что он напишет про нее еще не одну хвалебную песню. Однако поэт, оказавшись в кругу приближенных русской царицы, чувствовал себя пойманной птицей в золотой клетке. И в 1792 (1793?) году он создает короткое, но полное горечи разочарования стихотворение «На птичку».
Короткие четыре строки эпиграммы (именно так определяют критики жанр стихотворения) раскрывают извечный конфликт свободы и несвободы. Пойманную птичку сжимают рукой, и она «вместо свисту» пищит, а ее заставляют петь. Таков вкратце лирический сюжет произведения. Современники Державина с легкостью понимали эту аллегорию: обласканный властью поэт оказался в железных тисках монаршего благоволения. Екатерина ждала от него новых восхваляющих творений в свой адрес, но Гавриил Романович, разочаровавшись в правлении русской царицы, не мог ее идеализировать по-прежнему, а писать сатиру тоже не получалось: слишком высокое положение в обществе он обрел.
Сжимающая птицу рука может означать и цензуру, которая во времена XVIII века была достаточно суровой. Екатерина II самолично прочитывала все литературные произведения, коих было в то время не так много. Вердикт, вынесенный царицей, означал начало карьеры или ее окончание. Такое положение дел не могло устроить людей искусства, которые видели свою задачу в том, чтобы обличать пороки общества и власти. Сильные же мира сего не желали слышать критику в свой адрес, поэтому притесняли тех поэтов и писателей, кто брал на себя смелость говорить правду.
О зависимости поэта говорит сама форма стихотворения. Державин использует неопределенно-личные предложения: «поймали птичку голосисту», «а ей твердят». Такая форма предложения не указывает на конкретное лицо, это означает, что говорить всю правду в лицо правителям Державин уже не смел. Когда-то, не будучи зависимым от своего положения в обществе, в гневной оде «Властителям и судиям» (1780) поэт выразил протест против произвола чиновников и их равнодушия к нуждам обычных людей.
В стихотворении «На птичку» Державин уже не находит в себе смелости говорить открыто («пищит»), поэтому вынужден прибегать к форме иносказания, что и доказывает мысль о несвободе творческого человека, приближенного ко двору. Вывод поэта очевиден: настоящий поэт должен быть независим от власти, чтоб «истину царям с улыбкой говорить».
По писателю: Державин Гавриил Романович
В небольшом произведении, состоящем всего их четырех строк, поднята глобальная тема – свобода истинного творчества. Зачастую авторы вынуждены говорить и писать совсем не то, что просит душа. Вынужденно работая по указке, писатели и поэты неизбежно растрачивают свой талант, их произведения не цепляют за живое, оставляя читателей равнодушными.
В основе данного стихотворения лежит аллегория: образ птички соответствует образу поэта, человека искусства, чья творческая деятельность ограничена рамками власти или цензуры.
Главная мысль произведения – дать возможность творческому человеку работать свободно, без ограничений. Ведь только в этом случае возможно создать истинный шедевр. Талант не терпит даже малейшего давления: оказавшись «взаперти», он не горит ясным пламенем, но робко тлеет, а после и вовсе исчезает, так и не успев совершить все, на что был способен.
Поэзия о птичке в неволе
Нередко авторов обязывают писать по заданному образцу, а совсем не то, к чему лежит душа. Литературный труд по указке заставляет творца растрачивать собственный талант понапрасну. Такие произведения не оставляют «живых впечатлений», читатель остаётся равнодушным. Жанр произведения Державина — эпиграмма. Стихотворный размер — четырёхстопный ямб.
История создания
Поэтическая работа Державина «На птичку» входит в школьную программу и изучается на уроках литературы в 7 классе. Стихотворение было создано в 1793 г., но в первый раз напечатано для широкого читателя только в 1827 г. Основная тема — свобода. Стих содержит всего четыре строки, однако в нём задаются сложные и значимые вопросы, которые заставляют задуматься о том, что действительно ценно.
Любопытна история создания поэтического произведения. Императрица Российского государства Екатерина Вторая была знакома с творчеством поэта Державина, она высоко оценила его писательский гений. Гавриил Романович создал для неё торжественную песнь «Фелица», где содержится признание величия государыни. Правительница русской страны захотела наградить талант: она отправила Державину драгоценные подарки, сделала своим приближённым во дворце, присвоив ему звание придворного секретаря.
Екатерина Великая была чрезвычайно растрогана одой в её честь и кратко намекала поэту, что охотно послушает эти стихи снова.
Давление государыни усложнялось завистью окружающих, постоянными интригами и заговорами. Державин до этих событий идеализировал императрицу и самодержавную монархию, теперь же его постигло разочарование. Он оказался заключён в железные тиски благорасположения Её Величества, ощущал себя птицей в неволе. В таких условиях родилось сатирическое произведение «На птичку».
В основе произведения заложена аллегория: птичка представляет собой автора, литературного деятеля, чьи стихи ограничены цензурой и органами власти. Главная идея — необходимость свободы в действиях без каких-либо ограничений.
Надо отметить, что только при таких обстоятельствах можно написать подлинный шедевр. Писательский труд не выносит давления: будучи «запертым», он не разгорается ясным огнём, а несмело тлеет, постепенно пропадая и не свершив то, на что способен и для чего рождён.
Композиция произведения
Стихотворение по своему размеру небольшое, но в этом четверостишье вложены значимые философские смыслы. На первый взгляд произведение походит на глупую забаву: легкомысленные дети словили птицу, чтобы как-то повеселить себя. Но в скором времени становится ясно, в какой мере трудно пернатой в неволе, когда её принуждают петь так же мелодично, как на свободе. Эти обстоятельства вызывают у читателя только сочувствие к беззащитному существу.
Произведение представляет собой эпиграмму, краткий сатирический стих, призванный что-то или кого-то обсмеять.
По той причине, что литературная работа скромного объёма, в ней отсутствует обилие выразительных средств. Основной приём, используемый Державиным в художественном произведении, — это иносказание. В пойманной и испуганной птице заключён образ автора, который принуждён существовать и творить под контролем власти.
В стихотворении заметен почерк Гавриила Романовича. Он использует свойственные ему архаичные формы словарных выражений, например, эпитет в тексте «голосисто». Для образности поэт применяет приём аллитерации — повтор однотипных согласных звуков. К примеру, звук «п» размещён в таком количестве, что становится созвучным презрительному «пф».
В коротком стихе поднимается вопрос об истинном творчестве. Писатель должен быть свободным в выборе темы, которую доносит народу.
У Державина птичка поймана, её горло сжимает чья-то посторонняя рука, то есть цензура и правительство, которые в те времена активно вмешивались в тексты печатаемых литературных произведений, чтобы дописать свои идеи.
Автор против навязывания определённых рамок, он призывает не создавать произведения на заказ, а оставаться верным своему сердцу. Творчество должно приносить удовольствие, талант призван воодушевлять. «На птичку» представляет собой раздумья о смысле существования, о человеке и его судьбе. Например, в стихе Державина «Ласточка» главным образом опять стала птица. Пичужка символизирует стремление и полёт души. Слог Державина красив и глубокомыслен.
Писатель в своих произведениях высказывает мысли, грёзы, собственные стремления, надежды. Если жизнелюбивого человека запереть в рамки, то он потеряет интерес к жизни, станет бездеятельным.
Композиция
Произведение небольшое, и представляет собой четверостишие. Однако даже в эти четыре строчки автору удалось вложить глубокий философский смысл. Поначалу стихотворение производит впечатлений легкомысленной забавы: дети поймали птичку, чтобы немного развлечься.
Однако вскоре становится понятно, насколько тяжело пичужке приходится в неволе, когда ее заставляют петь столь же искусно, как она это делала на свободе. Такое положение беззащитного существа вызывает чувство сопереживания.
Композиция и жанр
Небольшое произведение, написанное в форме эпиграммы, представляет четверостишие, в которое поэт сумел заключить философский глубокий смысл. Хотя при чтении может создаваться впечатление детской забавы, в которой дети маленькую певчую птичку поймали для развлечения. Однако при внимательном прочтении стихотворение вызывает чувство сострадания к бедной пичужке, которую держат в неволе, требуя от нее веселых и красивых песен, которые она пела на свободе.
Державин написал произведение в форме эпиграммы. Этот жанр представляет написание сатирических четверостиший для высмеивания кого-либо или чего-либо.
Средства выразительности
Поскольку произведение Гавриила Романовича отличается весьма скромным размером, в нем нет обилия средств выразительности. Главным художественным приемом, которым пользуется автор, является иносказание. В пойманной перепуганной птички угадывается образ самого поэта, вынужденного жить и творить под гнетом власти.
В произведении сразу бросается в глаза легко узнаваемый стиль Державина. Поэт использует столь любимые им краткие архаичные формы слов (эпитет «голосисту»).
Для усиления образности и художественной выразительности речи автор применяет аллитерацию – повторение одинаковых согласных звуков. В данном случае, глухой звук «п» встречается так часто, что воспринимается как презрительное «пф».
Художественные приемы
Стихотворение состоит всего из четырех строк. В нем рассказывается о голосистой птице, которую поймали и сжимают в руках. Вместо свиста она только пищит, но ее заставляют петь. В таком небольшом произведении поэт поднял важную тему — свобода истинного творчества. Часто творческие люди вынуждены делать то, что им велят, поэтому их работы оставляют людей равнодушными.
Основной смысл произведения — только свободный поэт может создавать настоящие произведения. Любое давление только подавляет талант, тогда вдохновение покидает творца. Со временем способность писать стихи и вовсе пропадает.
Стихотворение написано в жанре эпиграммы — короткого сатирического произведения, призванного кого-либо или что-либо осмеять. Именно это позволило Державину лучше всего передать свою идею. В произведении нет особых средств выразительности:
На уроках литературы в школе изучают разные работы Державина — «Признание», «Река времен», «Последние стихи» и другие. Это позволяет хорошо понять творчество поэта.