О чем стихотворение бунина последний шмель
Иван Бунин — Последний шмель: Стих
Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жилье человечье
И как будто тоскуешь со мной?
За окном свет и зной, подоконники ярки,
Безмятежны и жарки последние дни,
Полетай, погуди — и в засохшей татарке,
На подушечке красной, усни.
Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля!
Анализ стихотворения «Последний шмель» Бунина
Творчество Ивана Алексеевича Бунина часто обращено к природе. Мастер смешивать пейзажную и философскую лирику, он создает стихотворение «Последний шмель».
Стихотворение написано в 1916 году. Его автору исполнилось 46 лет, его авторитет в литературных кругах весьма высок, за плечами несколько сборников стихов и прозы, ряд заграничных путешествий. В этот период усиливается тяжесть на сердце писателя, он предчувствует, что за Первой Мировой войной последует новый, еще более грозный, кризис. Подмечает он и усталость публики от искусства, тягу к развлечениям.
По жанру — элегия, по размеру — разностопный анапест с перекрестной рифмой, 3 строфы. Рифмы только открытые. Лирический герой — сам автор. Его печаль еще не дошла до пределов отчаяния, поэтому он почти с нежностью меланхолично наблюдает за залетевшим в комнату шмелем, даже мысленно обращается к нему. Безмятежность ничего не подозревающего шмеля контрастирует со «всезнанием» человека: лирический герой много раз уж встречал осень, видел умирание и возрождение природы, он почти что предсказатель маленькой шмелиной судьбы. Впрочем, собственное будущее для него неизвестно. Стихотворение начинается с вопроса, а заканчивается восклицанием. Поэт будто видит некое сродство между собой и шмелем, готов разделить с ним свои невеселые думы. Он размышляет о хрупкости человеческого бытия, смертности всего живого. Может быть, чуть завидует неведенью «бархатного» насекомого.
Если проза И. Бунина последнего предреволюционного года приобретает социальное звучание, то лирика по-прежнему полна размышлениями о человеке и его месте в мироздании.
🍂 Последний шмель
В стихотворении «Последний шмель», написанным Иваном Буниным в 1917, пейзажная лирика смешана с нотками философии, чувствуется социальный подтекст и явно ощущается одиночество творческого человека. Осень – это пора зрелости, за которой идёт закат – на это место ставит себя 46-летний поэт, на этой же точке отсчёта находится и его Родина.
Образ чёрного шмеля
В образе чёрного шмеля можно разглядеть, даже без глубокого анализа, Россию и самого Бунина. В предреволюционные годы очевидно, что страна находится на гране перелома, монархия отцветает, перевалило через экватор и творчество автора строк.
Ты зачем залетаешь в жилье человечье
И как будто тоскуешь со мной?
Безмятежны и жарки последние дни.
1916 год – это последний год относительного затишья, отрезок тишины, но как и в природе после жаркого дня часто приходит гроза и Бунин это пророчествует.
Скоро будет ветер угрюмый
Находясь в меланхолическом состоянии, автор наблюдает полёт и последние мгновенья жизни шмеля, которому скоро надо навсегда уснуть. Кто такой шмель по природе – это труженик, который летает, собирая пыльцу и заботясь о потомстве. Как только он уснёт некому будет опылять растения, некому будет кормить потомство.
Делая зеркальное отражение на Россию, мы видим, что Бунин видит закат обычной жизни Руси, где скоро на смену труженикам появятся трутни и змеи. Скоро некому будет пахать, некому сеять, большинство будет стоять на площадях, требуя перемен и забывая об естественном ходе бытия.
Из последней строфы мы видим, что ветер (перемен) скоро сдует и то, что останется от шмеля, из чёрного он превратится в золотого, но уже не сможет опылять землю и помогать крестьянам получить хороший урожай. Трансформация цветов особенно актуальна, ведь в 1916 году в разгаре первая Мировая война, уже сейчас многие сёла обескровлены и то ли ещё будет.
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля!
Конечно, кто-то может видеть в строках только пейзажную лирику, прорисовку обычного насекомого, которому есть время летать и есть час умирать. Советуем, однако, заглянуть между строк, ибо простое никуда от нас не убежит, а найти скрытую истину стихотворения и есть задача читателя.
Жанр и средства выразительности
Стихотворение «Последний шмель» по жанру является элегией и написано в три строфы перекрёстной рифмовкой (оплечье – струной – человечье – со мной). В стихе встречаются:
Читаем стих
Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жилье человечье
И как будто тоскуешь со мной?
За окном свет и зной, подоконники ярки,
Безмятежны и жарки последние дни,
Полетай, погуди — и в засохшей татарке,
На подушечке красной, усни.
Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля!
Аудио М ЯкимовоЙ
Анализ стихотворения И.А. Бунина «Последний шмель»
Разделы: Литература
Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жилье человечье
И как будто тоскуешь со мной?
За окном свет и зной, подоконники ярки,
Безмятежны и жарки последние дни,
Полетай, погуди – и в засохшей татарке,
На подушечке красной, усни.
Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля!
Ход урока
I. Чтение стихотворения учителем.
II. Беседа.
1. Какое настроение вызывает стихотворение? Найдите то, что создает настроение грусти.
Дети называют слова, замечают, что эпитет “последний” упоминается дважды.
2. Познакомимся с героями стихотворения: шмель и лирический герой.
Один из учеников сказал – автор. Предполагая возможность подобного ответа, я вынесла определение “лирический герой” на оборотную сторону доски.
? Каким мы видим шмеля?
Черный – бархатный. Работаем с каждым эпитетом, подбирая к ним ассоциации.
? Есть ли разница в словосочетаниях: “черный шмель” и “черный бархатный шмель”? Дети говорят, что эпитет “бархатный” выделяет шмеля, делает его особенным, важным.
? Что ещё автор добавляет к “наряду” шмеля? “Золотое оплечье”. Что можно сказать о наряде шмеля? Это одеяние достойно короля.
? Какие ещё эпитеты, относящиеся к шмелю, встретятся нам в стихотворении? (красная подушечка, золотой, сухой). Получился следующий ряд слов:
черный бархатный, золотое оплечье – на подушечке красной – золотой сухой.
? Почему шмель стал золотым в конце стихотворения? Куда исчез черный цвет? Поставим знак вопроса: над этим следует подумать, к этому необходимо вернуться.
? Что еще мы узнаем о шмеле? Он “заунывно гудящий певучей струной”. Задумаемся над строкой. Сразу было замечено несоответствие между сочетанием “певучей струны” и “заунывно гудящий”. Певучий – плавный, напевный, приятный. Струна тоже связана с пением. Может шмель петь радостно или грустно, весело или заунывно? Умеет ли он передавать свои эмоции “в песнях”? Тогда почему лирический герой слышит “заунывное” пение? Герою тоскливо, поэтому и жужжание шмеля кажется заунывным.
? Можем ли мы услышать появление шмеля в стихотворении? Какие звуки помогут нам?
? Что мы еще не сказали о шмеле? Еще он залетает в “жилье человечье” и словно тоскует вместе с лирическим героем. Таня Б. делает замечание, что человек как бы “отвергает” шмеля. И остальные подключаются: человек в помещении, он отгорожен окнами от сада, где живет шмель. Дальше мы узнаем, что скоро шмель “уснет”, значит умрет, потому что наступили последние осенние дни.
? Осень щедра на краски. Что об осенних днях сообщает нам поэт? “За окном свет и зной”, “ярки”, “безмятежны”, “жарки”. Мы увидели красочную осень? С чем связаны выписанные слова? Они больше говорят о тепле.
? Что мы знаем о лирическом герое стихотворения?
? Как автор постепенно раскрывает тему тоски, грусти героя?
Заунывно, тоскуешь (со мной);
Последние дни, засохшая татарка, усни;
Опустели поля, в бурьян сдует ветер угрюмый … шмеля.
? Чем вызвана тоска героя? Наступит осень, “уснет” шмель, ветер сдует его в бурьян (сорные растения на задворках). Значит, человек тоскует из-за ожидаемой смерти шмеля? Нет, за образом шмеля – его судьба, он думает о своей смерти.
? Шмель залетел к человеку, когда тот уже грустил, уже тосковал. Значит какая-то мысль, дума мучила его и до встречи со шмелем. О чем эта дума? В стихотворении о ней поэт говорит просто:
Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля.
3. Каким стихотворным размером написано стихотворение?
Он помогает проникнуть во внутренний мир героя, придает характер беседы.
Рифмы: перекрёстные, чередование мужских и женских, точных и неточных. Точные рифмы сохраняют размеренный ритм, неточные помогают передать эмоциональность. Неточные рифмы подчеркивают, что мысль о смерти очень волнует героя. Чередование мужских и женских – переплетение еще стоящих теплых последних дней и мысли о предстоящем холоде. Обратим внимание на рифму “ярки – жарки” во 2-ой строфе. Чем она необычна? (внутренняя). Несет ли эта рифма смысловую нагрузку?
4. Из скольких предложений состоит каждая строфа?
1-я – одно простое, осложненное;
2-я – сложное предложение;
3-я – сложное. Повторяется союз “что”, делая акцент на том, что должно случиться.
Сложные предложения подчеркивают серьезность размышлений лирического героя.
Есть у вас какие-то замечания, связанные с последним наблюдением?
В первой строфе предложение вопросительное, но не только лирический герой спрашивает шмеля; мы задаемся вопросом: о чем тоскует герой?
Во второй строфе лирический герой раскрывает причину тоски, рассказывает о происходящем. Предложение повествовательное.
Третья строфа заканчивается восклицательным знаком. По цели высказывания предложение повествовательное. По эмоциональной окраске оно не похоже на восклицательное. Почему?
5. Вернемся к вопросу о золотом шмеле. Кто видит его золотым? Почему в памяти лирического героя он останется золотым?
III. Задание: письменный ответ на вопрос “Чем интересно стихотворение Ивана Алексеевича Бунина “Последний шмель”?”.
Анализ стихотворения И.А. Бунина «Последний шмель»
В произведениях Ивана Алексеевича Бунина весьма часто затрагивается тема жизни и смерти. В творчестве поэта и прозаика такие сцены занимают немалое место. Ярким примером такого сюжета является стихотворение «Последний шмель». Автор желает поделиться своими мыслями с читателем о том, что человек, который способен по-иному воспринимать мир, в определенный жизненный момент осознает в чем на самом деле смысл его жизненного пути. Поэт думает о собственной значимости своего существования и привлекает читателя разделить с ним философские раздумья.
Тематика соединения натуральной природы и человеческой личности использовалась многими писателями. Человечество, имеющее дар, данный ему свыше, постоянно стремится гармонировать с природой. Именно поэтому каждый автор пытается максимально раскрыть возможные причины, из-за которых та или иная личность постепенно отдаляется от созданной гармонии.
Анализ стихотворения «Последний шмель»
Тематика гармонии, сопровождающаяся жизнью и смертью, весьма точно описана в произведении Бунина «Последний шмель». Уже из самого названия многое становится понятно, и читатель догадывается, о чем будет идти речь в произведении. Возникает ощущение, что сейчас будет затронута тема чего-то печального и трагического.
В своём стихотворении, поэт, при помощи шмеля, представляет всю натуральную природу, во всей ее красе. Эта природа постоянно движется и живет своей отдельной жизнью.
Несмотря на то что в строфах произведения прослеживается одна определенная идея, при проведении анализа, стихотворение можно смело разделить на три отдельные части. Каждая из них скрывает определенный смысл и повествует нам о тех или иных особенностях.
Мир человека
В первой части произведения Бунина «Последний шмель» рассказывается именно о жизненном пути человечества, представленного различными представителями. Стихотворение повествуется от имени определённого лирического героя, и рассказывает об особенностях единения мира человека и мира натуральной природы, которая здесь представлена в виде шмеля.
Многим может показаться, что данные миры совершенно различны, и разделены на два отдельных слоя. Использование в тексте инверсий обращает внимание читателя на то, что у человека имеется отдельное жилье, а шмель является лишь гостем в этом доме. В произведении автор использует несовершенные глаголы, указывая на то, что описываемы действия имеют своеобразную цикличность. Это позволяет отметить, что человеческий мир все-таки не особенно отделен от натуральной природы, ведь такие встречи случаются весьма часто.
Между человеком и насекомым имеется своеобразное взаимопонимание. Автор старается показать, что общение шмеля и лирического героя происходит на равном уровне. Шмель прекрасно понимает и ощущает тоску лирического героя.
Человек описывает насекомое с уважением, особое внимание акцентируя на внешности шмеля. Автором использованы возвышенные эпитеты, которые звучат благородно. Такие строки позволяют приподнять образ насекомого до уровня полноценного собеседника, являющегося единомышленником лирического героя.
При появлении шмеля в сюжете, ощущается и появление фонетического звукового строения. Своеобразной аллитерации с использованием шипящих звуков. Имеется здесь и ассонанс, сочетающий в себе глубокие и гудящие гласные. Все эти средства позволяют вызывать у читателя печаль и грусть.
В строках присутствует и сравнение. Автор отмечает, что шмель гудящий, и в то же время указывает на его певучесть. В строках стихотворения Иван Алексеевич старается рассказать, что мысли, представленные под видом шмеля, появляются в мире сам по себе и способны передать определенную боль в душе. Автор отмечает, что даже певучесть насекомого не убирает грусть и печаль.
Смерть в произведении «Последний шмель»
Бунин указывает, что человек оградился от окружающего мира и смотрит на все происходящее через окно. В данной ситуации именно шмель является центральным звеном, связующим два отдельных мира – мира человека и мира природы.
Первые строки второй части максимально красочно и насыщенно описывают мир, в котором находится природа, ожидая своей смерти – она еще прекрасна, но уже начинает осознавать неизбежность. Автор завершает строку раковым выражением – последние дни.
Герой предлагает шмелю отдохнуть, размещая его на красной татарке. Таким образом, Бунин указывает на то, что шмелю уготована поистине царская кончина.
Скоро будет ветер угрюмый
Находясь в меланхолическом состоянии, автор наблюдает полёт и последние мгновенья жизни шмеля, которому скоро надо навсегда уснуть. Кто такой шмель по природе – это труженик, который летает, собирая пыльцу и заботясь о потомстве. Как только он уснёт некому будет опылять растения, некому будет кормить потомство.
Делая зеркальное отражение на Россию, мы видим, что Бунин видит закат обычной жизни Руси, где скоро на смену труженикам появятся трутни и змеи. Скоро некому будет пахать, некому сеять, большинство будет стоять на площадях, требуя перемен и забывая об естественном ходе бытия.
Из последней строфы мы видим, что ветер (перемен) скоро сдует и то, что останется от шмеля, из чёрного он превратится в золотого, но уже не сможет опылять землю и помогать крестьянам получить хороший урожай. Трансформация цветов особенно актуальна, ведь в 1916 году в разгаре первая Мировая война, уже сейчас многие сёла обескровлены и то ли ещё будет.
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый Золотого сухого шмеля!
Конечно, кто-то может видеть в строках только пейзажную лирику, прорисовку обычного насекомого, которому есть время летать и есть час умирать. Советуем, однако, заглянуть между строк, ибо простое никуда от нас не убежит, а найти скрытую истину стихотворения и есть задача читателя.
Человек и природа
Третья часть стихотворения Ивана Алексеевича «Последний шмель» рассказывает о превосходстве человека над насекомым, который не способен осознать настоящую сущность происходящего в его жизни. Насекомое не может рассуждать о скоротечности жизненного пути, о смерти и возрождении.
Здесь происходит окончательное разделение мира природы и мира человека. Постепенно лирический герой ощущает свою значимость и возвышает себя над насекомым, предсказывая ему неминуемую гибель.
Небольшое произведение написано с использованием перекрёстных рифм в виде четырехстопного анапеста. Следует отметить, что первая и третья строфы имеют на пару слогов больше, а в четвертой и второй имеется ударный слог. Данная особенность придает рифмам своеобразную законченность.
Использование при написании анапеста, если посмотреть на ритмичность организации, представлено читателю достаточно размеренно. Это сделано изысканно и не позволяет отнести произведение к ямбу, напоминая о марше или какой-либо считалке для детей.
Применяемый ритм создает характер беседы, которая позволяет по максимуму ощутить внутренний мир, постепенно раскрываемый автором. Все переживания героя обращены в саму суть. И суть эта заключена в финале жизненного пути.
Неизбежная грусть
И вот, наконец, третья строфа все ставит на свои места, а, точнее, доводит тему до ее логического завершения. Откуда эта грусть и печаль? Оттого что к человеку рано или поздно приходит понимание того, что жизнь быстротечна, и поэтому его начинают одолевать мысли о бренности и мимолетности ее. Ведь совсем скоро летнее тепло и радость сменит пронзительный и холодный ветер осени, и шмель, как неотъемлемая частица радостного и счастливого времени, будет умерщвлен безжалостными силами суровых законов природы.
Иван Алексеевич Бунин: анализ стихотворения «Последний шмель»
Русский поэт и писатель 20-ого века
Иван Бунин родился в бедной, но дворянской семье. Детство провёл, общаясь с детьми крестьян. Он начал писать уже в 16 лет, хотя не имел образования. Ходил четыре года в гимназию, но пережил исключение по той причине, что семья не могла платить за обучение.
Молодые годы характеризовались нестабильностью, Бунин был вынужден менять места работы, его любимая женщина ушла от него к его другу. Уже только в то время, когда ему было больше 30 лет, он встретил свою настоящую любовь, которая стала его женой. Бунин очень много путешествовал и всё время писал, в его произведениях отразились его мысли и переживания.
Мир человека
В первой части произведения Бунина «Последний шмель» рассказывается именно о жизненном пути человечества, представленного различными представителями. Стихотворение повествуется от имени определённого лирического героя, и рассказывает об особенностях единения мира человека и мира натуральной природы, которая здесь представлена в виде шмеля.
Многим может показаться, что данные миры совершенно различны, и разделены на два отдельных слоя. Использование в тексте инверсий обращает внимание читателя на то, что у человека имеется отдельное жилье, а шмель является лишь гостем в этом доме. В произведении автор использует несовершенные глаголы, указывая на то, что описываемы действия имеют своеобразную цикличность. Это позволяет отметить, что человеческий мир все-таки не особенно отделен от натуральной природы, ведь такие встречи случаются весьма часто.
Между человеком и насекомым имеется своеобразное взаимопонимание. Автор старается показать, что общение шмеля и лирического героя происходит на равном уровне. Шмель прекрасно понимает и ощущает тоску лирического героя.
Человек описывает насекомое с уважением, особое внимание акцентируя на внешности шмеля. Автором использованы возвышенные эпитеты, которые звучат благородно. Такие строки позволяют приподнять образ насекомого до уровня полноценного собеседника, являющегося единомышленником лирического героя.
При появлении шмеля в сюжете, ощущается и появление фонетического звукового строения. Своеобразной аллитерации с использованием шипящих звуков. Имеется здесь и ассонанс, сочетающий в себе глубокие и гудящие гласные. Все эти средства позволяют вызывать у читателя печаль и грусть.
В строках присутствует и сравнение. Автор отмечает, что шмель гудящий, и в то же время указывает на его певучесть. В строках стихотворения Иван Алексеевич старается рассказать, что мысли, представленные под видом шмеля, появляются в мире сам по себе и способны передать определенную боль в душе. Автор отмечает, что даже певучесть насекомого не убирает грусть и печаль.
Общественная и политическая обстановка в 1916 году
История создания «Последнего шмеля» Бунина связана с эпохой того времени. Это был 1916 год, предреволюционное время. Страна, конечно, ещё не знала, что через год произойдёт Революция, что вскоре Россию охватит Гражданская война, но эти события уже подготавливались. Народ чувствовал приближение чего-то непонятного, пугающего, и каждый задавался вопросом, что принесёт это новое, приведёт страну к процветанию или к краху. Эти же чувства и мысли мучали и поэта. «Последний шмель» Ивана Бунина появился на страницах газет и журналов в такое неясное время.
Метафоричный образ шмеля
Иван Бунин «Последний шмель» создал на основе метафорической художественной выразительности. Без притягательного образа шмеля было бы не так красиво и душевно, он для автора немой собеседник, которому писатель задает риторические вопросы.
Очень точно использованы фонетические средства выразительности — с помощью свистящих и шипящих звуков писатель передает поведение шмеля — «заунывный гул», а также осенний «ветер угрюмый».
Этот стих очень пронзительный и настораживающий, наводит на философские мысли. На это, скорее всего, и рассчитывал Бунин. Анализ стихотворения «Последний Шмель» говорит о том, что оно было создано по образцу философской лирики, где затрагиваются извечные вопросы быстротечности жизни и неизбежности смерти, а в период юности нужно успеть насладиться каждым моментом земного бытия.
Смысл названия
Анализ стихотворения Бунина «Последний шмель» можно начать с обращения к его названию, представляющему собой словосочетание. Разберём обе его составляющие. Основной компонент словосочетания — «шмель». Обычно данное насекомое ассоциируется с чем-то мохнатым, жужжащим. При слове «шмель» сразу же возникает ощущение жужжания, шума. Другой компонент названия — прилагательное «последний». Последний — это всегда точка, конец, дальше ничего не будет. Название уже наталкивает на идею разрушения, уничтожения. Без анализа стихотворения Бунина «Последний шмель», только исходя из его названия, можно предположить, что стихотворение будет пронизано мотивами конца, упадка: что-то большое исчезнет, разрушится.
Неизбежная грусть
И вот, наконец, третья строфа все ставит на свои места, а, точнее, доводит тему до ее логического завершения. Откуда эта грусть и печаль? Оттого что к человеку рано или поздно приходит понимание того, что жизнь быстротечна, и поэтому его начинают одолевать мысли о бренности и мимолетности ее. Ведь совсем скоро летнее тепло и радость сменит пронзительный и холодный ветер осени, и шмель, как неотъемлемая частица радостного и счастливого времени, будет умерщвлен безжалостными силами суровых законов природы.
Связь стихотворения с исторической обстановкой
Перейдём непосредственно к анализу стихотворения Бунина «Последний шмель», начинающегося с обращения к шмелю и его описания. С этой целью упоминаются следующие эпитеты «чёрный шмель», «бархатный шмель», «золотое оплечье», «заунывно гудящий», «певучая струна». В первой строфе автор использует и такой приём, как олицетворение: происходит персонификация шмеля, лирический героя обращается к насекомому, спрашивает его, говорит, что он тоскует.
Учитывая политическую и общественную обстановку, во время которой было создано стихотворение можно предположить, что шмель символизирует какие-то мировоззрения, новые мысли, которые появились в народе. Эти новые веяния окутали основную массу люда. Лирический герой спрашивает шмеля, почему он залетает в жильё к человеку. То есть, возможно, думает над тем, откуда эти новые мысли появились в народе, а главное — зачем.
Далее, во второй строфе, описана обстановка за окном, не в доме. Снова упоминается прилагательное «последний» — «Безмятежны и жарки последние дни». Лирический герой как будто обращается к дням, к тому, что сейчас тепло, все безмятежны и никто даже не подозревает, что это скоро закончится. Почему же последние? Может ли жужжание шмеля на них повлиять? Лирической герой просит насекомое вылететь из дома и полетать на улице, а потом спокойно умереть на красной подушечке. Возможно, если связать опять же это с исторической эпохой, лирический герой озабочен теми новыми идеями, которые поселились в народе. Он предчувствует, что эти идеи могут привести к разрушениям, поэтому называет спокойные дни последними. Он опасается, что это время вскоре пройдёт, а новые веяния приведут к уничтожающим изменениям.
В третьей строфе золотой шмель становится сухим. В финале стихотворения лирический герой предсказывает насекомому его дальнейшую жизнь: «угрюмый ветер» скоро сдует «сухого шмеля», закончится его летание по людским домам.
Анализ стихотворения И.А. Бунина «Последний шмель»
Тема жизни и смерти неизбежно занимает немалое место в творчестве любого поэта или писателя. Человек, способный иначе воспринимать мир и изображать его словами, рано или поздно приходит к осознанию (или к необходимости осознания) смысла своего существования и вообще человеческой жизни.
Тему человека и природы, их единения также затрагивает каждый поэт, поскольку, обладая даром свыше, он стремится к гармонии с природой и пытается найти причины отдаления от неё человека.
Обе эти темы нашли своё выражение в стихотворении И.А. Бунина «Последний шмель». Его название говорит само за себя. Шмель — насекомое, это олицетворение природы, движения, жизни. Словосочетание “последний шмель” уже настраивает на восприятие стихотворения, посвящённого чему-то, пока ещё неуловимо печальному.
Несмотря на то, что все эти строфы стихотворения связаны одной темой и образным рядом, в нём можно выделить три части (согласно делению на строфы).
Первая часть знакомит нас с миром человека, от лица которого ведётся повествование, и миром природы, представленным шмелём. Кажется, эти два мира изначально разделены: человек находится в своём “жилье человечьем” (использованная инверсия ещё более обращает на это внимание), шмель же туда только “залетает”. Однако неслучайно употреблённые глаголы несовершенного вида “залетаешь, тоскуешь” говорят о том, что эти действия происходили не единожды, а время от времени, то есть мир человека всё-таки не отделяется от мира природы.
Между человеком и шмелём существует взаимопонимание, общение на равных (“тоскуешь со мной”); шмель разделяет человеческую тоску. Причём человек описывает его весьма уважительно, можно сказать, “по-царски”: “чёрный”, “бархатный”, “золотое оплечье” — эти глубокие, густые по звучанию и благородные, возвышенные по содержанию эпитеты как бы поднимают образ шмеля из ранга простого насекомого в ранг собеседника, единомышленника человека. Но несмотря на это появление шмеля, которое ощущается нами и фонетически, благодаря аллитерации — сочетанию звуков “ч”, “ш”, “з”, “щ” — и ассонансу — сочетанию глубоких, гудящих, округлых звуков “о”, “у”, — вызывает в душе человека печальные мысли и чувства (хотя нам пока неизвестно, какие именно): шмель называется “заунывно” гудящим, хотя и “певучей струной”. Видимо, мысль, внушаемая человеку видом шмеля, появилась бы и сама по себе, но она доставляет ему душевную боль, поэтому и певучее гудение шмеля кажется ему заунывным. Что это за мысль, мы узнаем в следующей части стихотворения.
Во второй строфе постоянной становится тема смерти. Теперь уже автор прямо говорит о последних днях, и хотя здравый смысл подсказывает, что последние дни шмеля — это всего лишь последние дни лета, близость конца для шмеля напоминает человеку о скоротечности его собственной жизни. “За окном свет и зной”, природа ещё прекрасна и пытается сохранить свою увядающую прелесть, но человек, в отличие от шмеля, понимает, что эти блаженные, безмятежные, яркие дни — всего лишь затишье перед бурей, последние дни перед смертью. Поэтому человек ограничивает себя стенами своего жилья от этого прекрасного мира и видит его только через окно (подчёркнуто “яркие подоконники” являют собой зрительную границу между двумя мирами, а шмель является как бы связующей нитью, посланником из одного мира в другой). В первых двух строках автор как нельзя более насыщенно и красочно нарисовал мир умирающей, но ещё прекрасной природы, а в середине второй строки резко отделил это описание внутренней рифмой (ярки
Вторая и четвёртая строки каждой строфы имеют точные богатые рифмы (струной — со мной; поля — шмеля
). Однако первая и третья строки имеют точные рифмы только в первой строфе (
оплечье — человечье
), в остальных же двух — неточные (
думы — угрюмый
). Это помогает создать большую эмоциональную напряжённость, однако точность рифм второй и четвёртой строк сохраняет при этом общую размеренность ритма. В общем же, стихотворение имеет вид неспешной, но не безэмоциональной беседы.
Думаю, и об этом хотел сказать нам И.А. Бунин в своём стихотворении «Последний шмель».
Идея «Последнего шмеля»
Тема «Последнего шмеля» Бунина непосредственно связана с исторической обстановкой времени создания стихотворения. Лирический герой обеспокоен общественными настроениями. Как известно, Бунин тяжело перенёс революцию, будучи образованным человеком. В 1916 году он уже понимал, что близится что-то смутное и тяжёлое, несущее разрушение. Однако всё-таки есть надежда, что этот шмель, несущий неблагоприятные перемены, будет повержен людьми. Его жизнь, хоть и разрушающая, будет короткой, и народ победит.
Иван Алексеевич Бунин: анализ стихотворения «Последний шмель»
Художественное восприятие природы И. А. Бунин очень тонко проявил именно в своей поэзии, с чего, в принципе, он и начал свой творческий путь. Здесь он показал характерные особенности своего поэтического и литературного таланта. В его лирических произведениях существуют нежные и тонкие ноты гармонии и оптимизма, где свободно воспринимаются законы жизни человеческой природы. Бунин абсолютно не сомневается в том, что только в слиянии с природой можно прочувствовать прочные нити соприкосновения с жизнью и прийти к пониманию замысла Божьего. Стих Бунина «Последний шмель» — наглядный пример этого. Его название сразу настраивает на волну легкой печали и тоски, увядания и конца, которые по планомерному ходу сюжета стихотворения получают плавное и певучее развитие.
Бунин: анализ стихотворения «Последний шмель»
Это стихотворение состоит из трех строф, в каждой из которых заключена отдельная композиционная часть. Первую можно считать введением, она сразу дает понять ход размышлений героя и определяет его сложное психологическое состояние.
Вместе со своим героем чувствует эти увядающие краски души и Бунин. Анализ стихотворения «Последний шмель» говорит о том, что шмель становится помощником и проводником меланхоличного состояние героя. Насекомое стало неким символом ухода, тоски и смерти. Отчего же такая грусть и скорбь? Эта тайна откроется немного позже, уже в самом конце произведения. А пока идет призыв к мнимому собеседнику радоваться и наслаждаться великолепными безмятежными и жаркими, но последними, летними деньками. И, в итоге, поймав все эти радужные моменты, ему придется заснуть навсегда. Как быстро время пролетит для этого насекомого, так и жизнь человека — один миг, и он уже будет как тот шмель усыплен природой.
Второе четверостишие наполнено яркими жизненными тонами и красками, однако они резко контрастируют с темой быстрого увядания, отчего страшно и одиноко становится человеческой душе и тем более тягостно от мысли о неожиданной и неминуемой смерти.
Неизбежная грусть
И вот, наконец, третья строфа все ставит на свои места, а, точнее, доводит тему до ее логического завершения. Откуда эта грусть и печаль? Оттого что к человеку рано или поздно приходит понимание того, что жизнь быстротечна, и поэтому его начинают одолевать мысли о бренности и мимолетности ее. Ведь совсем скоро летнее тепло и радость сменит пронзительный и холодный ветер осени, и шмель, как неотъемлемая частица радостного и счастливого времени, будет умерщвлен безжалостными силами суровых законов природы.
Метафоричный образ шмеля
Иван Бунин «Последний шмель» создал на основе метафорической художественной выразительности. Без притягательного образа шмеля было бы не так красиво и душевно, он для автора немой собеседник, которому писатель задает риторические вопросы.
Очень точно использованы фонетические средства выразительности — с помощью свистящих и шипящих звуков писатель передает поведение шмеля – «заунывный гул», а также осенний «ветер угрюмый».
Этот стих очень пронзительный и настораживающий, наводит на философские мысли. На это, скорее всего, и рассчитывал Бунин. Анализ стихотворения «Последний Шмель» говорит о том, что оно было создано по образцу философской лирики, где затрагиваются извечные вопросы быстротечности жизни и неизбежности смерти, а в период юности нужно успеть насладиться каждым моментом земного бытия.
«Последний шмель Бунин». История создания
Писать стихи Бунин начал с семи лет. Когда писатель создавал это стихотворение, на тот момент ему было 46 лет, он уже знал о чем рассказать своему читателю, тем более он был настоящим мастером красивого слога. Тут надо отметить очень важное: Бунин дважды награждался литературной Пушкинской премией (в 1903 и 1909 году), и он был почетным членом Академии наук Санкт-Петербурга по классу изящной словесности. И, главное, Бунин в 1933 году стал лауреатом Нобелевской премии.
Невероятно, но стих Бунина «Последний шмель» был написан 26 июня 1916 года. Это буквально за год до Октябрьской революции, он как бы предчувствовал, но не подозревал, что уже очень в скором времени Россия практически погибнет для Бунина именно в том виде, в котором он ее страстно любил, и окажется в хаосе разрушений, безбожества и братоубийственной войны. Наверное, поэтому на уровне подсознания он находился в подавленном и депрессивном состоянии. Уже тогда он перестал питать иллюзии насчет безоблачного будущего.
Человек и природа
Третья часть стихотворения Ивана Алексеевича «Последний шмель» рассказывает о превосходстве человека над насекомым, который не способен осознать настоящую сущность происходящего в его жизни. Насекомое не может рассуждать о скоротечности жизненного пути, о смерти и возрождении.
Здесь происходит окончательное разделение мира природы и мира человека. Постепенно лирический герой ощущает свою значимость и возвышает себя над насекомым, предсказывая ему неминуемую гибель.
Небольшое произведение написано с использованием перекрёстных рифм в виде четырехстопного анапеста. Следует отметить, что первая и третья строфы имеют на пару слогов больше, а в четвертой и второй имеется ударный слог. Данная особенность придает рифмам своеобразную законченность.
Использование при написании анапеста, если посмотреть на ритмичность организации, представлено читателю достаточно размеренно. Это сделано изысканно и не позволяет отнести произведение к ямбу, напоминая о марше или какой-либо считалке для детей.
Применяемый ритм создает характер беседы, которая позволяет по максимуму ощутить внутренний мир, постепенно раскрываемый автором. Все переживания героя обращены в саму суть. И суть эта заключена в финале жизненного пути.
Художественное восприятие природы И. А. Бунин очень тонко проявил именно в своей поэзии, с чего, в принципе, он и начал свой творческий путь. Здесь он показал характерные особенности своего поэтического и литературного таланта. В его лирических произведениях существуют нежные и тонкие ноты гармонии и оптимизма, где свободно воспринимаются законы жизни человеческой природы. Бунин абсолютно не сомневается в том, что только в слиянии с природой можно прочувствовать прочные нити соприкосновения с жизнью и прийти к пониманию замысла Божьего. Стих Бунина «Последний шмель» — наглядный пример этого. Его название сразу настраивает на волну легкой печали и тоски, увядания и конца, которые по планомерному ходу сюжета стихотворения получают плавное и певучее развитие.