О чем спектакль очень простая история
Как люди (о спектакле «Очень простая история»)
Я, наконец, понял, что такое катарсис. Это когда смотришь спектакль не для того, чтобы отметить достоинства текста или недостатки постановки, оценить игру актеров или оригинальность декораций. Это когда сливаешься с происходящим на сцене, как будто участвуешь в нем, когда помимо воли из твоей души вырываются такие эмоции, которых совсем не ждешь. И смотреть после этого становится немножко тяжело, и оторваться невозможно.
Примерно такие чувства вызвал у меня спектакль «Очень простая история» Марии Ладо, поставленный Астраханским драматическим театром.
История и впрямь простая. Деревенская жизнь. Две семьи. Одна добротная такая, зажиточная. Во главе крепкий сельский труженик – Хозяин (Данияр Курбангалеев). Другая… Уже и не семья вовсе: отец-пьяница да сын, чья жизнь во многом определена «репутацией» отца. Хозяин откровенно презирает Соседа (Валерий Штепин), тайком лазающего к нему в сарай и ворующего самогонку, которую тот наварил своим трудом, и по любому поводу (даже если этот повод – выпуск новостей!) костерит того на чем свет стоит.
Но вот незадача. Дети двух отцов любят друг друга. И долюбились, как бывает, до того, что девушка забеременела. Сын Соседа Алеша (Николай Смирнов) хочет жениться. И девушка, само собой, не против. Но вот Хозяин никак не может согласиться, чтобы его дочь Даша (Анастасия Краснощекова) вышла замуж за сына непутевого Соседа-алкаша. Позор ведь! А потому решают люди отправить Дашу на аборт.
Вот тут и начинается самое интересное. Ведь героями пьесы являются не только люди, но и животные: Свинья, Корова, Лошадь, Пес, Петух. Все они оказываются вовлеченными в происходящее. Более того, именно животные вмешиваются в процесс и благополучно разрешают ситуацию.
В пьесе животные общаются между собой, и никак не поймут, о чем толкуют люди, что это за аборт такой и почему для этого нужно ехать в город. У каждого из животных своя судьба, свой мир, свой «кругозор». Оно и понятно, ведь животные в произведении искусства – это и не животные в прямом смысле, а наделенные человеческими чувствами живые существа. Во многом честнее и благороднее окружающих их людей.
Свинья (Виолетта Власенко), которая, без сомнения, является центральной фигурой пьесы, не видела в жизни ничего, кроме хлева. Не знает, что такое речка и луг, трава и песок. Но мечтает узнать. А еще мечтает обрести крылья и летать! Свинья искренне недоумевает, зачем людям нужны какие-то деньги, если на них нельзя купить крылья.
И вот когда уже мечта готова стать явью, и кажется, что ее, Свинью, наконец, поведут гулять, она погибает под ножом Хозяина…
Пронзительный крик где-то за сценой, ошарашенный Пес Крепыш, видевший ЭТО своими глазами, доселе куражившийся, но в миг скукожившийся от ужаса Петух… И над всем этим грустная мелодия, ставшая лейтмотивом спектакля: «В лунном сиянии, снег серебрится…»
После этого всё как будто переворачивается, всё становится другим: и персонажи-животные, и зрители. Как будто бы не свинью зарезали, а саму мечту о счастье…
Но чудо! Во втором действии Свинья возвращается на сцену. Возвращается в виде ангела с крыльями, о которых так мечтала, когда была живой.
Так вот, теперь уже Свинья не расспрашивает Пса о жизни, а сама объясняет животным то, что им было доселе непонятно. В том числе и про готовящийся аборт. И то, что люди сочли лучшим выходом из сложившейся ситуации, животные считают дикостью и варварством. И желают этому помешать.
Все звери, кроме крикливого, но трусливого Петуха, готовы отдать свои жизни за жизнь маленького человека. Потому что так там, на Небесах заведено: чтобы новый человек родился и обрел ангела-хранителя, кто-то должен попасть на Небо. Кто же? Лучше будет об этом узнать, посмотрев спектакль.
Такого ни в кино, ни в сериале не увидишь! Актеры выкладываются по полной! Поют песни, играют на гармони. А роли исполняют так, что начинаешь верить в происходящее, не отличая уже правду искусства от правды жизни.
Очень непростые вопросы поставлены в «Очень простой истории»… И не про животных совсем эта пьеса (в финале они и вовсе пропадают), и не про ангелов. Про людей. Быть может, про то, что в каждом человеке заложено что-то доброе и хорошее. И пусть за пробуждение всего этого в людских душах придется кому-то пострадать или даже жизнь свою отдать, но мир-то от этого станет чище и светлей.
Недаром произносит Сосед в ответ на упреки сына: «Да если бы кто заплатил за мою жизнь ничтожную, я помер бы, а деньги Алеше бы отдал. больше-то у меня, дурака старого, ничего нет». Вот тебе и алкаш!
Дождитесь очередного выхода спектакля, отложите все дела, берите своих родственников, друзей и знакомых, и вперед в театр! Плакать и смеяться будут все, независимо от пола и возраста.
Очень простая история
«В жизни нет ничего сложного. Это мы сложны.
Жизнь — простая штука, и в ней что проще, тем правильнее».
Пьеса «Очень простая история» по произведению украинского драматурга Марии Ладо была впервые поставлена на сцене театра-студии киноактёра в 2005 году. Однако и спустя почти двенадцать лет спектакль не теряет своей популярности. Режиссер-постановщик Александр Ефремов постарался через привычные зрителю образы и незамысловатый сюжет ответить на вопросы, над которыми рано или поздно задумывается каждый. Круговорот жизни и смерти, любовь, воплощение мечты… Можно долго, красиво и завуалированно рассуждать на эти темы. А что если поговорить об этом просто, без пафосных слов?
Главные герои пьесы – домашние животные. Именно они со всей своей непосредственностью и наивными взглядами ведут беседы о вечных ценностях. Хочется отметить мастерство актёров, которым удалось передать своеобразие характеров животных. Старая мудрая лошадь, добродушная корова, весёлый и неугомонный пес, самоуверенный красавец-петух, мечтательница-свинья. Как нельзя точно были подобраны костюмы всех представителей деревенского двора, на время спектакля даже забылось, что на сцене люди, казалось, будто и вправду животные заговорили человеческим языком.
Доверчивая и наивная свинья – один из самых ярких образов в пьесе. Не имея ни малейшего представления о жизни вне сарая, она полна воодушевления, мир для нее прекрасен и удивителен. Она безустанно задаёт вопросы и, получая ответ, не перестает восхищаться: «Как же в жизни все интересно!». Небо, пушистые облака, река, лодки, которых свинья никогда не видела, – всё это волнует её воображение, и так рождается мечта − научиться летать. Как ни смеялись над ней другие животные, как ни разубеждали ее, свинья не теряла надежды. Более того, эта тонкая натура была влюблена в своего хозяина, который по иронии судьбы и лишил её жизни. «Я из сарая отправляюсь в рай», — эта последняя фраза свиньи, не знающей о том, какой страшный финал ее ожидает, фраза комичная и трагичная одновременно – именно она стала завершением первого акта и ещё долго отдавалась в голове у зрителей.
Когда сидящие в зале уже и не надеялись снова увидеть на сцене свинью, она неожиданно появляется в образе ангела. Но самое главное – ее мечта сбылась: теперь у свиньи были крылья! Но стала ли она от этого счастливей? «Летать хорошо, но жить лучше, хоть даже в этом сарае. Теперь я пустая, я ничего не чувствую и ничего не хочу», — признается свинья-ангел. Да, за мечту приходится платить, иногда – и ценой собственной жизни. «Мои мечты были прекрасные, как солнце, потому что они были настоящими». А что значит «настоящими»? Может, это те мечты, которые не требует обязательного воплощения, которые просто дают тебе надежду и наполняют светом изнутри? Ведь так важно верить во что-то.
В спектакле также поднимается тема жизни и смерти. Согласно представлению автора пьесы, умирая, все животные становятся ангелами и оберегают тех, кто только начинает жить. А люди? Им превратиться в ангелов сложнее, ведь, к сожалению, человеку часто приходится убивать. Тут ключевым образом является отец Алеши. На первый взгляд он кажется отрицательным персонажем: пьяница, который вечно ворует у соседей самогон. Но не стоит судить людей, не зная причину их поступков. Несчастный мужчина так и не смог смириться с потерей жены, через его монологи зритель понимает, что на самом деле это человек простой, любящий, совестливый и очень добрый. Не удивительно, что именно у него вдруг появилась способность слышать разговоры животных. Когда перед отцом Алеши стал выбор: выстрелить в старую лошадь или нет, хоть это и было ради будущего внука, мужчина отказался убивать.
Можно смело утверждать, что «Очень простая история» − спектакль вне времени. Подобные события будут повторяться вновь и вновь, но ценности останутся те же. Мечтать, любить, творить добро – это просто. И это правильно.
новосибирский государственный
драматический театр
Премьера
27.12.21
HEAT ON EVEREST
HEAT ON EVEREST
СЕГОДНЯ В ТЕАТРЕ
23 Декабря, четверг
Зулейха открывает глаза
Очень простая история
Мария Ладо
Постановщики
Аннотация
Композитор – Андрей Кротов
Действующие лица и исполнители:
Название не обманывает: история и в самом деле начинается проще некуда. Двое деревенских молодых людей, Даша и Алексей, любят друг друга. Их отношения, скрытые от строгого надзора родителей, развиваются в хлеву, где живут погруженная в себя корова, самовлюбленный петух, свинья мечтательница, мудрая лошадь и добряк пес.
Эти домашние животные невольно становятся свидетелями лирической истории и вдохновленные силой молодого чувства начинают по-своему мечтать о нежности и любви, задаваться вопросами о смысле слов и событий. Порой «животная» натура берет свое, и их возвышенные порывы сменяются не менее лиричными рассуждениями о хлебе насущном. Смешение бытийного и бытового в данном случае не фатально, а скорее рождает забавные ситуации и добрый смех. И кажется, нет ничего лучше дышащего свежестью, «деревянного» мирка… Однако всеобщей эйфории не суждено длиться долго. Беременность Даши обнаруживает оборотную сторону незатейливого сюжета…
Сравнительный анализ двух простых историй
Редкий театр на огромном российском пространстве обошел вниманием замечательную пьесу «Очень простая история». Написанное киевской актрисой и драматургом Марией Ладо (Мишуриной) еще в середине девяностых, произведение до сих пор желанно на любой сцене и очень любимо режиссерами больших и малых драматических театров. Трогательная история о неумирающих ценностях извечно актуальна, и являет собой прекрасный драматургический материал для премьерного открытия сезона. Расставаться с таким безусловным хитом не хочется, и потому многие театры охотно возвращаются к полюбившейся постановке, если она по каким либо причинам временно исчезла из репертуара.
Начало ноября в Государственном русском драматическом театре города Стерлитамака (Башкирия) прошло под знаком премьеры спектакля «Очень простая история». Для работы над новой постановкой была приглашена команда из Санкт-Петербурга – режиссер Виктор Васильев и художник Наталья Белова.
Незадолго до этого события в репертуар Уфимского Русского драматического театра после 11 лет отсутствия вернулась та самая, но уже обновленная «История». Ее постановщиком стал художественный руководитель театра режиссер Михаил Рабинович.
Незатейливый рассказ из деревенской жизни трудно поддается жанровому определению. Он весел и трагичен, но это не трагикомедия, поскольку печально-философского в ней больше, чем смешного. Эта пьеса сказочна и редкостно правдива, однако это не сказка и не быль. Это история с русской душой, широкой, пьяной, непознанной. И потому каждый в зале находит в ней себя с неизменной потребностью плакать и смеяться одновременно. Пьеса приближает зрителя к вечным истинам и в конце погружает в настоящий катарсис, посему эту маленькую сельскую драму можно без преувеличения отнести к современной драматургической классике.
Особенность этой истории состоит в том, что ее действующими лицами стали не только люди, но и животные, которые ведут себя, как люди – разговаривают, мечтают, сочувствуют, бросаются на помощь. Им не чужды некоторые человеческие слабости, но на деле они оказываются много добрее, душевнее, храбрее, терпеливее и, главное, великодушнее. Они способны на беззаветную преданность, но не способны на предательство. И потому Господь дарует всем животным без исключения ангельскую жизнь в раю.
На дворе крепкого зажиточного хозяйственника живут корова Зорька, лошадь Сестричка, свинья Дуня, петух Петя и пес Крепыш. Живут они маленьким братством, ладят друг с другом, верно служат своим хозяевам. Деловитый угрюмый хозяин день и ночь проводит в трудах, не позволяя расслабиться и своим домочадцам – жене и дочке. Дочь Даша тайно любит соседского сына Алексея. В самом начале истории становится известно, что девушка беременна. Сообщить об этой новости она решается лишь любимому и матери, потому что строгий отец не желает знаться с соседом бездельником и пропойцей и, конечно, не представляет его сына своим зятем. Когда он случайно узнает о беременности дочери, то, ни минуты не колеблясь, выносит свой приговор — аборт. Даша ни за что не хочет убивать ребенка. Неожиданно ей на помощь приходят все обитатели скотного двора.
Как известно, «театр начинается с вешалки», а спектакль – с декораций, ведь это первое, что зритель видит на сцене, стартовый импульс к восприятию пьесы. Художник-постановщик Наталья Белова выстроила на сцене театра Стерлитамака удивительную конструкцию, моментально погружающую просвещенного зрителя в яркую эпоху русского авангарда. Геометрически четкие линии слегка покосившихся построек двора уводят в мир сценографии Любови Поповой, ее работам к спектаклям мастерской Мейерхольда, к конструктивизму Владимира Татлина, к искаженным ракурсам Александра Родченко. В костюмах, созданных художницей очевиден отсыл во времена куда более давние, к 16 веку, к многослойности одежд и причудливости головных уборов героев картин старшего и младшего Брейгелей.
Соответствовать таким концептуальным и грамотным декорациям непросто. Они выбивают из стиля традиционной пейзанской пасторали, изымают из истории лирическую благость и добавляют скрытого драматизма.
Именно этот ключ выбрал для постановки режиссер Виктор Васильев. Его спектакль организован динамично и четко. Он дрожит, как хорошо настроенная струна, дающая чистый и точный звук.
Актеры на сцене излучают энергию нервного напряжения. Хозяин (Сергей Сапунов) бесконечно занят работой, за которой уже забыл, что на свете бывают радости, чувства и душевные переживания. Артист превращает своего героя в автомат по переработке сельскохозяйственной продукции и наращиванию благосостояния семьи. Его любовь к родным лишена сантиментов, оттого он так решителен в своих действиях и тверд в намерениях. Даже в моменты лирических воспоминаний о дружбе с соседом и первой любви он остается верен своему жизненному негативизму. Жена (Ольга Бовен) давно стала для него крепким винтиком в обустроенном хозяйстве, дочь Даша (Ольга Вольская) видится послушной продолжательницей рода. За суровость нрава хозяина побаиваются родные и соседи. И лишь животные всем своим природным естеством любят, прощают и принимают его таким, каков он есть.
В отлаженном механизме жизни семьи все идет без сбоев, пока в нее не вмешиваются непутевый сосед (Сергей Сочивец) и его сын Алексей (Александр Чесноков). Сосед пьет, крадет водку из погреба своего бывшего друга, играет на гармошке и прозябает в бедности и праздности. Тем не менее, именно этот персонаж вызывает самые неоднозначные эмоции и очевидные зрительские симпатии. Режиссер нашел довольно необычное решение образа, с которым актер совпал идеально. Сосед не просто деревенщина: это узнаваемый тип деревенского интеллигента, с «летучим» сознанием художника, тонкой душевной организацией, человек, угодивший не в «свои сани». Ему претит простота и грубость сельской жизни, он видит красоту природы, понимает язык зверей, но не способен к практическому существованию, отчего презираемый соседями и собственным сыном, топит свое несовпадение с действительностью в водке. Алкоголик и слабак, он в конце концов окажется персонажем наиболее сильным и жертвенным.
Даша – плоть от плоти своего отца, такая же категоричная, упрямая, самостоятельная. Именно внутренняя сила характера, а не лирический план делают ее образ живым и запоминающимся. В отличие от возлюбленной, Алексей, хоть и симпатичный, и добрый, в любой момент готов явить слабость предательства, отречься, как от ребенка, так и от отца. Замечательно, что даже при такой подаче образа, персонаж не вызывает зрительского отрицания. Актерское обаяние и умелое лавирование в неоднозначности нрава человеческого спасают героя Александра Чеснокова.
Обитатели скотного двора априори симпатичны. Зверушки на сцене беспроигрышны в любой ситуации. Очаровательная наивная обжора свинка Дуня (Регина Рушатова), чья печальная судьба повергает зал в неудержимое хлюпанье носом, оказывается носительницей главной философской идеи пьесы. Добрая корова Зорька (Юлия Шабаева), как истинная млекопитательница, готова первой отдать свою маленькую жизнь ради новой человеческой. Лошадь Сестричка (Светлана Гиниятуллина), долгие годы исправно служившая людям, несмотря на возраст и натруженные ноги, сохранила гордую осанку грузинской княжны. Хорош своей благородной преданностью в меру суетливый, с деревенской смекалкой пес Крепыш (Денис Хисамов).
Самый выразительный образ среди животного мира спектакля достался петуху (Ильдар Сахатов). Актеру есть, где разгуляться: нарциссизм, самодовольство, бахвальство, трусость, сыгранные исключительно в комическом ключе, делают его любимцем публики. Люди, как известно, охотнее видят свои пороки со стороны, потому в мире людей так популярны басни. Ильдар Сахатов наделяет своего персонажа чертами метросексуала и манерами некоторых известных «звезд» эстрады, которым нарядный напомаженный Петя с удовольствием подражает.
Спектакль отличается повышенным драматизмом. Атмосфера знаменитой петербургской «достоевщины» создается умелым подходом к решению образов и постановке света. Хозяин, отмывающий руки от крови, дочь Даша с ножом в руках, отстаивающая свое право быть матерью, лошадь, подставляющая грудь под пулю. Сосед в панаме и плаще-пыльнике так откровенно напоминает гонимую ленинградскую интеллигенцию 30-х, что публика невольно начинает ждать появления «черного воронка».
Свет выделяет на сцене действующих лиц, оставляя мрачно-темными углы строений, закоулки декораций. Даже рождественская снежная синева и звездное небо полны таинственной мистики.
Звуковой ряд также философски осмыслен, как и сценография. Узнаваемые мелодии играют в спектакле свою особую роль: четко формируют мизансцены, локализуют время действия, определяют настроение. Конечно, деревенская жизнь не обходится и без хорового пения, с которым все актеры справляются превосходно.
Постановка на сцене театра в Стерлитамаке получилась удивительно цельной, логичной, оснащенной вполне очевидной стилевой составляющей. Некоторые шероховатости актерской игры, свойственные премьере, когда артисты еще привыкают друг к другу, ищут выразительные краски, полутона, глубину и динамику образов, со временем уйдут. Городу в подарок останется яркий, красивый и нешуточно будоражащий душу спектакль.
Теперь, когда характеристики героев пьесы уже известны, можно посмотреть, что родилось на этом же материале в столичном театре Башкирии.
Заслуженный деятель искусств РФ и РБ Михаил Рабинович создал на сцене мир отчетливо деревенский: теплый, светлый, наполненный запахом сена, луга, коровьего молока. К этой же идее простоты тяготеют и декорации (художник-сценограф – Владимир Королев) – дом, двор, сеновал, забор, амбар, овин. Задник, который на сцене театра Стерлитамака почти всегда затемнен, в Уфе пастельно-прозрачен. Легкая, пасторально-немудреная сценография и душевное пение всех героев на лавочке в начале и конце спектакля наполняют его поэзией, которая становится лейтмотивом постановки.
Лиризму не свойственна резкость движений. Этой неспешностью определяются и образы героев пьесы. Хозяин (Владимир Абросимов) более задумчив, менее деловит и как-то по-домашнему уютен в своей клетчатой фланелевой рубашке. Он не суров, а скорее немного замкнут, и, хотя это не противоречит общему настрою спектакля, понять, почему такого хозяина все боятся, несколько затруднительно.
Сосед (Олег Шумилов) в уфимской постановке близок к настоящему сельскому юродивому. Он добр, кроток и лишен эскапизма, присущего герою предыдущего спектакля. Пьет он от слабости и неумения справиться с одиночеством и жизненными неурядицами, которые свалились на него после смерти жены. Крылья ангела смотрятся на нем более органично, превращая природное беззлобие совестливого старичка в истинно благую святость. Своего героя актер играет подробно и обстоятельно, не отступая от замысла автора пьесы и не придавая персонажу никаких иных характеристик.
Несколько иными увидел постановщик и персонажей-животных. В лошади (Ольга Лопухова) чувствуется глубокая сердечность и грусть, за коими стоит тяжелый, но не безрадостный жизненный путь. Корова Зорька (Ирина Бусыгина) обладает истинно коровьим добродушием и чудесным умением глуповато, но мило хлопать длинными ресницами. Несчастная свинка Дуня (Юлия Тоненко) в этом спектакле лишена жизнелюбивой раблезианской натуры своей предшественницы из Стерлитамака и более походит на маленькую принцессу, которой очень идет превращение в полупрозрачного тихого ангела.
Нехитрая, но приятная мелодия (композитор – Юрий Прялкин) служит ненавязчивым фоном в поэтической стилистике постановки.
После небольшого опроса выяснилось, что ясность, простота и душевность столичного спектакля милы сердцу старшего поколения, тогда как сумрачный, несколько загадочный концептуализм молодых питерских авторов привлекателен для юных интеллектуалов. Впрочем, энергичные аплодисменты и зрительские комментарии говорят о том, что обе работы по настоящему порадовали всех, кто посетил премьеру в Стерлитамаке и увидел обновленный вариант «Истории» в Уфе.
Вот так и существуют на расстоянии 120 км друг от друга два одинаковых по своей сути, но различных по характеру, темпераменту и духу спектакля, две проникновенные истории о вечном – жизни, смерти, любви.
Текст: Даша Евдочук
Фото предоставлены пресс-службами театров:
Русский драматический театр г.Стерлитамак
Самоубийца против аборта.
О пьесе «Очень простая история» драматурга Марии Ладо
Говорящими животными в спектакле никого уже удивить нельзя. Но люди в этом спектакле оказываются куда хуже этого говорящего быдла. Конечно, животные в «Очень простой истории» справедливо ужасаются намерению людей сделать Дарье аборт. Но этим второсортность людей не ограничивается. Все умершие животные, если поверить тексту пьесы Мишуриной-Ладо, становятся ангелами, «даже крокодилы». А вот из числа умерших людей ангелами становятся очень немногие. В данном вопросе Мария Ладо-Мишурина, конечно, кардинально расходится с Библией. По Библии ни умершие люди, ни, тем более, умершие животные ангелами не становятся. Животные вообще не имеют бессмертной души, и никакого будущего после смерти у них нет. Души же умерших людей будут ждать Воскресения мертвых и Страшного Суда, и только потом уже пойдут в рай или ад. Причём пойдут именно люди (тела их будут воссозданы), а не просто души. Пока же из всех умерших людей действовать на земле Бог разрешает только святым. Но и святые не становятся ангелами. Ангелы существуют сами по себе. Человек, согласно Библии, является венцом творения. Он создан по иконе и подобию Божию, и только грехами своими искажает свою изначальную сущность. А по изначальному Божьему замыслу человек выше ангелов. Интересно, как дошла Мария Мишурина-Ладо до своего антибиблейского богословия?
Нашлась в Интернете видеозапись, объясняющая многое. Мария Ладо после премьеры спектакля по ее пьесе «Очень простая история» в постановке русскоязычной труппы Хайфского театра режиссера Аси Найфельд. 16.05.2015[2] рассказала о своей пьесе и о себе довольно любопытные вещи. Вот её слова: «Началось всё с того, что я просто решила защитить животных каким-то образом. Я очень люблю животных. Любых. Мяса я не ем, как вы понимаете. Ну, вот. Я. Ну, ну хоть какое слово в защиту животных сказать. Потому, что я их обожаю. Всех. Я очень люблю свиней, и слонов, и дельфинов, и коров. Обожаю коров. Это странно звучит, но я тот вариант, который очень любит коров. Я на них смотрю, и начинаю. Я смотрю на лошадь, и мгновенно начинаю плакать. Почему? Я не знаю. Но когда я вижу лошадей, у меня сразу текут слезы, и я сделать с собой ничего не могу. Я очень люблю животных. Не говоря уж там о собаках. У меня два таких чудесных щена дома, больших, дворняги рыжие, чудесные. Ну и вот, я их обожаю. И началось всё с этого. Но потом, когда всё вывалило на этот аборт. А оно вырулило само. Я даже. Я не думала об этом. Я не думала, что будет пьеса об этом вообще. То. Вот, результат, короче. Да».
Ситуация получается интереснейшая. Автор пьесы честно и откровенно сказала в интервью, что всего лишь хотела защищать животных, а какая-то неведомая ей сила внушила ей совершенно неожиданный сюжет с абортом и самоубийцей-ангелом. В данном случае ей можно поверить. За кадром слышатся чьи-то шумные разговоры типа застольных. Это понятно: интервью бралось во время празднования премьеры спектакля. Возможно, причастные к нему уже успели хорошо отметить свой успех алкогольными напитками. Выпивший человек обычно бывает вполне искренен. Поэтому в данном случае я Ладо-Мишуриной верю. Вопрос для меня заключается только в том, от кого исходила неожиданная для самого автора идея пьесы. Вариантов может быть только два: от Бога или от Его противника, сатаны. Или от слуги Бога, ангела-хранителя, или от слуги сатаны, беса-искусителя. Как этот вопрос решить? Призовем на помощь Духа Святого и прочитаем текст пьесы в свете Евангелия!
Предварительно напомню, что сатана является обезьяной Бога. Он лишен способности творить, поэтому любое его «творчество» является изощрённым искажением всего, созданного Богом. По этому признаку можно определить участие сатаны в том или ином явлении.
Фотография спектакля Астраханского драматического театра «Очень простая история». Свинья-Ангел (Виолетта Власенко) с нательным крестиком
Итак, события пьесы происходят в хлеву, где обитают «беременная» (так в тексте пьесы) корова Зорька, лошадь Сестричка и свинья. Периодически в хлев забегают пёс Крепыш и петух. Заходят покормить животных трудолюбивые Хозяин Павел Петрович и Хозяйка. Тунеядец и пьяница Сосед периодически забирается в хлев и ворует у Хозяина складированный там самогон, который тут же и выпивает. Двадцатитрехлетний сын Соседа Алексей, нигде не работающий, блудит в хлеву с дочерью Хозяина и Хозяйки Дарьей. Результатом этого греха блуда становится беременность Дарьи. Такова завязка событий пьесы. Теперь посмотрим, как соотносятся с текстом пьесы Мишуриной-Ладо (М.-Л.) библейские тексты.
Хлев.
Блуд и целомудрие.
Библия. Непорочная Дева Мария родила Спасителя мира Иисуса Христа. Евангелия сообщают о девственности Марии до рождения Христа. «Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это,- се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф.1:19-21). После Рождества Христова Мария осталась девственной. Верующие особо почитают Деву Марию. Она смогла родить Богочеловека Христа (Бог смог вселиться в Её утробу) потому, что Её обычная человеческая природа была наиболее очищена от греха многими поколениями праведных предков и Её личной чистотой и святостью с самого раннего детства.
М.-Л. Родители Алексея и Дарьи святостью жизни не отличаются. От блуда с Алексеем Дарья забеременела. Её родители требуют делать аборт. Ни о какой чистоте и святости речи в пьесе вообще не идёт. Блуд, как таковой, даже не осуждается. Хозяину просто не хочется породниться с тунеядцем и пьяницей Соседом, поэтому он и требует сделать аборт. После самоубийства Соседа причина для совершения аборта пропала. Отметим попутно, что «неведомая сила» внушила Мишуриной-Ладо дать молодым людям имена Алексея и Дарьи, а не какие-либо другие. Человек в крещении получает имя какого-либо святого, который становится его небесным покровителем. Среди тысяч святых есть сравнительно немногие, отказавшиеся от семейной жизни ради служения одному Богу, сохранявшие девственность и целомудрие и преодолевшие при этом всевозможные препятствия. Именно такими святыми являются преподобный Алексий, человек Божий (память 17 марта по ст.ст.), и святая мученица Дарья Римская (память 19 марта по ст.ст.). Святой Алексий с юности хотел оставить мир и служить Богу, но его родители упорно хотели его женить. После обручения, оставшись наедине со своей невестой, Алексий снял с пальца перстень, отдал ей и тайно ушёл из дома. Всю жизнь Алексий прожил в посте и молитве. В нескольких фразах невозможно описать смысл подвига его жизни. На Руси Житие преподобного Алексия, человека Божия, было одним из самых любимых. Его надо прочитать каждому. Святая мученица Дарья первоначально была жрицей Афины Паллады. Родители юноши Хрисанфа, желая отвратить его от христианства, женили его на красавице Дарье. Однако Хрисанф обратил свою жену от язычества к Христу. Молодые супруги по обоюдному согласию решили вести девственную жизнь и даже поселились в отдельных домах. Святой Хрисанф собрал общину верующих во Христа юношей, а вокруг Дарьи собрались благочестивые женщины, стремящиеся к монашеской жизни. Во время очередных гонений на христиан Хрисанфа и Дарью арестовали. Дарью мучители захотели осквернить, отдав в блудилище, но там её охранял посланный Богом лев. Всех, кто пытался осквернить святую, лев валил на землю, но оставлял живыми. Дарью проповедовала им Христа и многих убедила встать на путь спасения. Святые Дарья и Хрисанф позже были казнены по приказу императора Нумериана. Очевидно, что имена Алексея и Дарьи были даны героям-блудникам пьесы Мишуриной-Ладо не случайно, а с целью глумления над христианскими идеалами святости, целомудрия, монашества.
Морально-нравственные поучения.
М.-Л. Ещё одно знаковое имя Мишурина-Ладо дала Хозяину: Павел Петрович. О святых первоверховных апостолах Петре и Павле, надеюсь, знают все? Брат Павла Петровича, погибший на войне, носил имя Андрей. Про апостола Андрея Первозванного тоже многие слышали. Пример паскудной поэмы Блока «Двенадцать» для некоторых писательниц оказывается заразителен.
М.-Л. Павел Петрович по ходу пьесы постоянно попрекает Соседа за тунеядство, за пьянство, а от дочери требует, чтобы та не общалась с сыном Соседа, так как (тут уже жена подключается) «яблоко от яблони недалеко падает». Всё это, кстати, верно. Всё это могло быть взято из посланий апостола Павла. Однако в пьесе образ Хозяина Павла Петровича в сравнении с Соседом выводится отнюдь не положительным героем. А этим обесценивается вся нравственно-поучительная составляющая Библии. Очевидно, это и было целью «неведомой силы», воздействовавшей на Мишурину-Ладо.
Самоубийство.
Спасение и Спаситель. Самопожертвование.
М.-Л. Зарезанная Хозяином свинья по ходу пьесы становится ангелом с крыльями, является в хлев и излагает другим животным тайны мироздания. Попутно рассказывает о том, что Дарью утром увезут в город делать аборт, а СПАСТИ ребёнка нельзя, так как у него нет ангела-хранителя. Сама свинья стала почему-то «ангелом-хранителем» другому ребенку, черному и далеко живущему. Свинская сотериология изумительна по нелепости:
Предтеча.
М.-Л. У Иисуса Христа был Предтеча. В кощунственной структуре пьесы Мишуриной-Ладо роль Предтечи выполнила Свинья. Она была убита первой и подготовила обитателей хлева к необходимости чьей-либо смерти для спасения ребенка Дарьи. Проложила стопы, так сказать. Вспомним, что у сатаны всё наоборот, и сравним образы святого Иоанна Предтечи и Свиньи.
Библия. Святой Иоанн Предтеча при жизни был ангелом во плоти, постником и аскетом (питался только сушеной саранчой и мёдом диких пчел). Пророк Исайя назвал его «Гласом вопиющего в пустыне». То есть человека из плоти и крови практически не было, остался только голос, призывающий людей покаяться и обратиться к Иисусу Христу. Святой Иоанн Предтеча обличал царя Ирода, впавшего в грех прелюбодейства. За это и был казнен.
М.-Л. Свинья в пьесе Мишуриной-Ладо жрёт, жрёт и ещё раз жрёт. Хозяина любит безумно и никаких грехов у него не видит. Готова умереть за него. Хозяин её убивает, чтобы продать на рынке мясо. При этом Свинья дико визжит. Как положено у сатаны, всё наоборот.
Наречение имени новорожденному младенцу.
Библия. Ангел Господень явился священнику Захарии и предрек: «жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей» (Лк.1:13-15). За недоверие посланнику Бога Захария был наказан немотой. Когда у него родился сын, родные затруднялись наречь ему имя. Немому отцу пришлось преодолеть определенные трудности, чтобы дать родившемуся сыну имя Иоанн, названное ангелом.
М.-Л. Трудность с наречением имени родившемуся ребёнку возникла и в пьесе. Ещё при жизни пьяный Сосед вслух мечтает о внучке с именем Маруся. После самоубийства, став ангелом, Сосед внушает Алексею и родителям Дарьи назвать родившегося ребенка Марусей, т.е. Марией.
Славословие ангелов.
Библия. После Рождества Христова пастухам явился ангел, сказавший, что «родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк.2:11,14).
М.-Л. После рождения Маруси-Марии её принесли зачем-то в хлев. Знаковый момент: когда все уходят, Хозяйка роняет пеленку, которая остается в хлеву. Ангел-самоубийца играет на гармошке, а затем поёт «Имел бы я златые горы, и реки полные вина».
Паломничество и Причастие.
Над местом Рождества Христова в Вифлееме построен храм, ставший местом паломничества верующих. Пещера Рождества находится под амвоном этого храма. Естественно, в нём регулярно совершаются богослужения. В конце Литургии верующие причащаются Тела и Крови Христовых. По-гречески таинство Причастия звучит Евхаристия (благодарение, благодарность). Таинство Причастия установлена Самим Спасителем, Который на Тайной вечере завещал: «Сие творите в мое воспоминание» (Лк.22:19).
М.-Л. Хозяин перевел животных из хлева в каменный сарай. Хлев потерял свое первоначальное значение и стал местом паломничества. Хозяин Павел Петрович: « Да что это вас в хлев все тянет?» Выше уже говорилось, что для Дарьи хлев стал особым («святым») местом: «Мы здесь её. сделали». «Паломники» вспоминают самоубийцу-Соседа, характеризуя его как никчемного человека. Впрочем, Дарья выражает своеобразную благодарность Соседу за то, что он застрелился. После этого всё поменялось к лучшему. В самом конце пьесы Хозяин, продолжая вспоминать «сукина сына и проклятого паразита» Соседа, застрелившегося из его двустволки, залазит на сеновал, где «сделали ребенка», и пьёт там самогон. При этом вместе с ангелом-самоубийцей поёт «Имел бы я златые горы и реки полные вина». Своеобразное кощунственное причастие кощунственной «пьяной мессы», творимой в воспоминание о самоубийце.
Можно продолжить анализ пьесы украинского драматурга Марии Мишуриной-Ладо, но есть ли в этом смысл? И так очевидно, что пьеса «Очень простая история» и спектакль, по ней поставленный, являются кощунственными пародиями на евангельские события, глумлением над Православной верой, богохульством. И, если какие-то театральные критикессы увидели в этом спектакле библейскую притчу и рождественскую сказку, это показывает их полное духовное одичание. С режиссера и актеров спрос особый. Неужели они не понимают, что делают? Неужели они не понимают последствий своих действий? За кощунство и богохульство придётся отвечать. Это в свинском богословии киевского автора существует только семь грехов, к которым актеры могут быть и не причастны. Согласно свинского богословия в «другое место» Бог их не отправит. Взглянем ещё раз на текст пьесы:
Ангел-Свинья у Марии Мишуриной-Ладо оказывается очень продвинутая. Она перечисляет семь главных (только главных!) грехов согласно католической традиции, введенной папой Григорием Великим, перечислившим их в трактате «Толкование на Книгу Иова, или Нравственные толкования», а затем включившим в Катихизис западной церкви. Но папа Григорий не сам придумал понятие главных грехов. Задолго до него на Православном Востоке, в монашеской среде сформировалось учение о восьми главных греховных страстях. Папа Григорий взял православную восьмеричную схему, а в ней объединил в один грех печаль с унынием (получилась праздность), тщеславие с гордыней и добавил зависть. Так появилось семь главных грехов. Ангел-Свинья в пьесе Мишуриной-Ладо, получается, проповедует другим животным католичество. Но, повторю, учение о главных грехах возникло в древней монашеской среде, т.е. среди людей, всю свою жизнь посвятивших служению Богу. Богохульство или кощунство, например, среди этих людей практически не встречалось, и упоминание об этих грехах среди восьми (или семи в католической традиции) главных греховных страстей было тогда абсолютно неактуально. А в сегодняшней России?
Россия считается светским государством. Конечно, влияние Православия и исторически сложившиеся обычаи и традиции привносят в этические нормы современного человека некие запреты, не отраженные в Уголовном кодексе. Нарушение моральных норм, не закрепленных в законодательстве, светский человек может считать грехом. Но, как правило, грехом считаются только нарушения взаимоотношений между людьми. «Свинско-католическое» богословие Мишуриной-Ладо это прекрасно демонстрирует. А вот нарушения Библейских Заповедей, относящихся к взаимоотношению человека с Богом (неверие, религиозное поклонение кумирам, поминание всуе имени Бога, богохульство, кощунство, глумление над святыней и т. д.), с точки зрения светской этики греховными не являются. Пьеса Мишуриной-Ладо и это демонстрирует. Это демонстрируют и театральные зрители, аплодирующие кощунству и богохульству «Тильзит-театра» и ещё тридцати пяти театров России, в которых идёт эта пьеса. Бог им будет судьёй! Чему аплодируют? Низведению человека до животного уровня? Романтизации самоубийства? Пьянству и блуду?