О чем сказка разрешите с вами посумерничать
Сергей Козлов — Разрешите с вами посумерничать: Сказка
— Заяц просится посумерничать.
— Пускай сумерничает, — сказал Ёжик и вынес на крыльцо еще одно плетеное кресло.
— Можно войти? — спросил Заяц. Он стоял под крыльцом, пока Медвежонок разговаривал с Ёжиком.
— Входи, — сказал Ёжик.
Заяц поднялся по ступенькам и аккуратно вытер лапы о половичок.
— Три-три! — сказал Медвежонок. — Ёжик любит, чтобы было чисто.
— Можно сесть? — спросил Заяц.
— Садись, — сказал Медвежонок. И Ёжик с Медвежонком тоже сели.
— А как мы будем сумерничать? — спросил Заяц.
— Сиди в сумерках и молчи, — сказал Медвежонок.
— А разговаривать можно? — спросил Заяц. Ёжик опять промолчал.
— Говори, — сказал Медвежонок.
— Я в первый раз сумерничаю, — сказал Заяц, — поэтому не знаю правил. Вы не сердитесь на меня, ладно?
— Мы не сердимся, — сказал Ёжик.
— Я как узнал, что вы сумерничаете, я стал прибегать к твоему, Ёжик, дому и глядеть во он из под того куста. Во, думаю, как красиво они сумерничают! Вот бы и мне! И побежал домой, и стащил с чердака старое кресло, сел и сижу…
— И чего? — спросил Медвежонок.
— А ничего. Темно стало, — сказал Заяц. — Нет, думаю, это не просто так, это не просто сиди и жди. Что то здесь есть. Попрошусь, думаю, посумерничать с Ёжиком и Медвежонком. Вдруг пустят?
— Угу, — сказал Медвежонок.
— А мы уже сумерничаем? — спросил Заяц. Ёжик глядел, как медленно опускаются сумерки, как заволакивает низинки туман, и почти не слушал Зайца.
— А можно, сумерничая, петь? — спросил Заяц. Ёжик промолчал.
— Пой, — сказал Медвежонок.
Никто ему не ответил.
— А можно веселое? Давайте я веселое спою, а то зябко как то?
— Пой, — сказал Медвежонок.
— Ля-ля! Ля-ля! — завопил Заяц. И Ёжику сделалось совсем грустно. Медвежонку было неловко перед Ёжиком, что вот он притащил Зайца и Заяц мелет, не разбери чего, а теперь еще воет песню. Но Медвежонок не знал, как быть, и поэтому завопил вместе с Зайцем.
— Ля-ля лю-лю! — вопил Медвежонок.
— Ля-ля! Ля-ля! — пел Заяц. А сумерки сгущались, и Ёжику просто больно было все это слышать.
— Давайте помолчим, — сказал Ёжик. — Послушайте, как тихо!
Заяц с Медвежонком смолкли и прислушались. Над поляной, над лесом плыла осенняя тишина.
— А что, — шепотом спросил Заяц, — теперь делать?
— Шшш! — сказал Медвежонок.
— Это мы сумерничаем? — прошептал Заяц. Медвежонок кивнул.
— До темноты — молчать.
Стало совсем темно, и над самыми верхушками елок показалась золотая долька луны.
От этого Ёжику с Медвежонком вдруг стало на миг теплее. Они поглядели друг на друга, и каждый почувствовал в темноте, как они друг другу улыбнулись.
Урок литературного чтения на тему «С.Козлов. «Разрешите с вами посумерничать»»
Урок литературного чтения на тему «С.Козлов. «Разрешите с вами посумерничать»»
Презентации к уроку
Цель: формировать умение осознавать особенности построения произведения и его художественного достоинства; развивать умение высказывать суждение о прочитанном, самостоятельность в чтении; воспитывать чувства прекрасного.
Звучит музыка (Чайковский «Вальс цветов»)
Дома вы читали хокку Исса и подражание хокку Маши Осечкиной.
Можно ли сказать, что эти стихи написаны на одну и ту же тему? (Да. Их можно продолжить.)
: Потому что он очень красиво играет.
: Потому что вишни так красиво цветут.
Но всё-таки они разные.
Какое стихотворение является более глубоким?
Исса говорит: «Нельзя, невозможно враждовать, когда вокруг такая красота. Красота объединяет. Среди красоты не может быть врагов».
К кому обращено хокку Исса? (Ко всем нам)
Дома вы сочиняли, подражали хокку. Выполняли творческую работу.
(Дети читают свои стихотворения)
Вывод: Красота объединяет.
Сегодня мы договорились занять места таким образом, чтобы оказаться рядом со своим другом. Возьмите друг друга за руку. О чём подумали? (О чём подумала я: Мне хорошо, что мы вместе. Я счастлива: Как ты об этом догадалась?)
«В зеркальце озера смотрится солнце,
Радуга кружится как карусель.
Новых друзей нам искать не придется,
Если не бросим мы старых друзей».
Сегодня у нас встреча с нашими старыми друзьями из сказок С.Козлова
Сергей Козлов. Ежик в тумане
РАЗРЕШИТЕ С ВАМИ ПОСУМЕРНИЧАТЬ
— Заяц просится посумерничать.
Заяц поднялся по ступенькам и аккуратно вытер лапы о половичок.
— Я как узнал, что вы сумерничаете, я стал прибегать к твоему, Ежик, дому и глядеть во-он из-под того куста. Во, думаю, как красиво они сумерничают! Вот бы и мне! И побежал домой, и стащил с чердака старое кресло, сел и сижу.
Никто ему не ответил.
— А можно веселое? давайте я веселое спою, а то зябко как-то?
Заяц с Медвежонком смолкли и прислушались. Над поляной, над лесом плыла осенняя тишина.
Стало совсем темно, и над самыми верхушками елок показалась золотая долька луны.
От этого Ежику с Медвежонком вдруг стало на миг теплее. Они поглядели друг на друга, и каждый почувствовал в темноте, как они друг другу улыбнулись.
Почитайте название. Как вы думаете, о чем говорит название?
Узнаем, какая история произошла с Ежиком и Медвежонком.
Обратите внимание на то, что в слове посумерничаем корневое ударение приходится на второй слог, от слова сумерки (полутьма между заходом солнца и наступлением ночи).
Беседа по содержанию. О чём эта сказка? (О красоте природы, об ощущении внутреннего единства)
Давайте вспомним особенности характера каждого героя.
Что нужно уметь делать, чтобы по-настоящему сумерничать? (Вглядываться, вслушиваться в природу, кроме того, надо просто уметь молчать, наслаждаться присутствием другого).
Кто из героев умеет сумерничать?
Кто в сказке настоящий учитель?
Трудно пришлось Медвежонку с Зайцем?
Что делать на месте Медвежонка?
Стало красиво, это заметили Ежик и Медвежонок, и от этого им стало тепло и уютно. Тепло и уютно оттого, что оба заметили как красиво, вместе наслаждаясь красотой.
Эта сказка попала в XII главу случайно?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Конспект урока по литературному чтению С Козлов «Разрешите с вами посумерничать» (3 класс)
Программа: «Перспективная начальная школа» Тип урока
Автор: учитель начальных классов Пантелеева Любовь Васильевна
Тема урока: С Козлов «Разрешите с вами посумерничать»
Цели урока : подвести к пониманию ценности общения и совместного переживания красоты природы: важно не просто любоваться ею, важно ещё и разделить эти переживания с другом.
Образовательная цель: Находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола, звукопись, контраст, расширение понятий– «посумерничать» ударение приходится на второй слог, от слова «сумерки» (полутьма между заходом солнца и наступлением ночи)
— Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
— Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей
Познавательные : работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения)
Коммуникативные : работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле
— Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию
— Уметь находить слова из толкового словаря, дать характеристику героям
Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа
Технологическая карта урока
Организация направленного внимания на начало урока
Улыбнулись друг другу,
Пожелайте друг другу удачи на уроке.
Дети желают друг другу плодотворной работы на уроке
Коммуникативные УУД: Оформлять свои мысли в устной форме
Мотивировать учащихся на изучение темы.
-Какое д/з было задано на дом?
-Выразительное чтение стихотворения В. Берестова «Плащ»
— В чём же заключается самая большая ценность героев стихотворения «Плащ»?
-Выразительно читать стихотворение В. Берестова «Плащ»
— Ценность в общении между героями, важны теплота отношений и взаимопонимание, дружба между отцом и сыном, их желание быть вместе.
— Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
3.Постановка учебной задачи
Познакомить учащихся с учебной задачей.
Звучит музыка П. Чайковского «Вальс цветов»
-Почему было тихо, когда звучала музыка?
Что вы представляли в своём воображении?
-Какую картину вы увидели?
-Почему звучала одна музыка, а картины виделись разные?
-Огромное количество людей смотрят на одно и то же, а видят разное. Появились листья на деревьях, расцвела сирень. Кто-то просто не замечает этого- слишком много хлопот. А кто-то пишет бессмертные произведения, которые помогают многим поколениям видеть ту красоту, мимо которой они раньше проходили мимо.
Исса говорит : «Нельзя, невозможно враждовать, когда вокруг такая красота. Красота объединяет. Среди красоты не может быть врагов».
-Чему посвящено очередное занятие клуба?
-Как вы понимаете смысл этих слов?
-Откройте учебник на с. 51 и прочитайте название следующего произведения
-Поставьте цели на урок
-О чём нам говорит название? Что значить «посумерничать»?
-Обратите внимание на то, что в слове «посумерничать» ударение приходится на второй слог, от слова «сумерки» (полутьма, между заходом солнца и наступлением ночи)
— Кто автор произведения?
-Поднимите руки, кому знаком этот писатель?
Умники и умницы
Умные дети — счастливые родители
С. Козлов. Звуки и голоса. Литературное чтение. 3 класс. ПНШ
Ответы к стр. 40 — 43
? с. 43 Ты узнаёшь этих героев?
Почему именно Ёжик способен фантазировать, воображать, а у Медвежонка это не получается?
Герои этой сказки С. Козлова – мечтательный Ёжик и его преданный друг Медвежонок – уже хорошо знакомы нам.
Ёжик не только фантазёр, он умеет наблюдать и видеть окружающий мир.
Почему у Ёжика больше развито воображение? Вспомните, какие качества делают воображение богатым – это умение наблюдать, видеть окружающий мир одушевлённым и живым, уметь «переступать порог» реального мира, «отпускать на волю» свою фантазию.
? Вспомни сказку «Разрешите с вами посумерничать». Какие в ней действуют герои?
Кто из них самый восприимчивый, кто умеет наблюдать?
Можешь теперь объяснить, почему именно у Ёжика очень развито воображение?
В этой сказке, как и в некоторых других, Ёжик выступает своеобразным учителем Медвежонка: он учит искусству молчания, погружению в мир «полуреальности – полуволшебства».
Именно Ёжик любит сумерничать («Разрешите с вами посумерничать»): он восхищён осенней тишиной и думает, как лучше её оттенить («Как оттенить тишину»), он первым слышит голос горы («Когда ты прячешь солнце, мне грустно»), любуется лунной ночью и туманом («Ёжик в тумане»), задумывается над тем, как это – когда тебя совсем нет («Если меня совсем нет»), и т. д. Медвежонок более прагматичный, деятельный, непоседливый. Он тоже умеет созерцать (недаром он закадычный друг Ёжика), однако ему присуще скорее действие («Пойдём наберем грибков, зажарим! А я для тебя яблочко припас!»). Тем не менее внимательный читатель обнаружит, что в наблюдательности и чувстве красоты Медвежонок вряд ли уступит Ёжику. («Медвежонок давно открыл глаза и глядел теперь на рыжие деревья, на ветер, который морщил лужу, а Ёжик всё бормотал и пришёптывал…» – «Звуки и голоса»; в сказке «Красота» именно Медвежонок первым замечает особую красоту осенней голой ветки.)
В сказке «Разрешите с вами посумерничать» помимо Ёжика и Медвежонка есть и третий герой – Заяц, который, подражая своим друзьям, хотел посумерничать с ними, но так и не смог понять, как надо сумерничать, а главное – для чего. Из этой троицы самый восприимчивый, которого буквально ранило пение Зайца с Медвежонком, конечно же, Ёжик. Он умеет молчать, он умеет концентрироваться на наблюдении и полностью погружаться в переживание красоты окружающего. Именно эти качества и делают его воображение таким богатым.
? Сравни эту сказку с другими сказками Сергея Козлова — сказками, которые ты читал(а) во втором классе, и теми, которые помещены в учебнике третьего класса.
Распредели все эти сказки Сергея Козлова по двум сборникам:
1. «Учимся наблюдать».
2. «О любви».
В нашу программу 2–3 классов включено 9 сказок С. Козлова:
1. «Ёжик в тумане» (Литературное чтение. 2 класс, 1 ч., с. 97).
2. «Красота» (Литературное чтение. 2 класс, 1 ч., с. 111).
3. «Когда ты прячешь солнце, мне грустно» (Литературное чтение. 2 класс, 2 ч., с. 15).
4. «Тёплым тихим утром посреди зимы» (Хрестоматия. 2 класс, с. 69).
5. «Заяц и Медвежонок» (Хрестоматия. 2 класс, с. 117).
6. «Как оттенить тишину» (Литературное чтение. 3 класс, 1 ч., с. 29).
7. «Разрешите с вами посумерничать» (Литературное чтение. 3 класс, 1 ч., с. 51).
8. «Если меня совсем нет» (Литературное чтение. 3 класс, 1 ч., с. 170).
9. «Звуки и голоса» (Хрестоматия. 3 класс, с. 40).
Мы должны не только вспомнить эти сказки и их содержание, но и, сравнивая их друг с другом, распределить по двум сборникам: 1. «Учимся наблюдать», 2. «О любви». Надо отметить, что это задание – нелёгкое, так как большинство сказок подходит и для сборника «Учимся наблюдать», и для сборника «О любви».
Примерное распределение сказок С. Козлова по сборникам:
1. «Учимся наблюдать»
«Как оттенить тишину» (начало)
«Разрешите с вами посумерничать»
«Если меня совсем нет» (начало)
«Ёжик в тумане»
«Красота»
«Когда ты прячешь солнце, мне мне грустно»
«Заяц и Медвежонок»
2. «О любви»
«Звуки и голоса»
«Как оттенить тишину» (конец)
«Разрешите с вами посумерничать»
«Если меня совсем нет»
«Когда ты прячешь солнце, грустно»
«Тёплым тихим утром посреди зимы»
«Заяц и Медвежонок»
Разрешите с вами посумерничать
— Заяц просится посумерничать.
— Пускай сумерничает, — сказал Ёжик и вынес на крыльцо еще одно плетеное кресло.
— Можно войти? — спросил Заяц. Он стоял под крыльцом, пока Медвежонок разговаривал с Ёжиком.
— Входи, — сказал Ёжик.
Заяц поднялся по ступенькам и аккуратно вытер лапы о половичок.
— Три-три! — сказал Медвежонок. — Ёжик любит, чтобы было чисто.
— Можно сесть? — спросил Заяц.
— Садись, — сказал Медвежонок. И Ёжик с Медвежонком тоже сели.
— А как мы будем сумерничать? — спросил Заяц.
Ёжик промолчал.
— Сиди в сумерках и молчи, — сказал Медвежонок.
— А разговаривать можно? — спросил Заяц. Ёжик опять промолчал.
— Говори, — сказал Медвежонок.
— Я в первый раз сумерничаю, — сказал Заяц, — поэтому не знаю правил. Вы не сердитесь на меня, ладно?
— Мы не сердимся, — сказал Ёжик.
— Я как узнал, что вы сумерничаете, я стал прибегать к твоему, Ёжик, дому и глядеть во-он из-под того куста. Во, думаю, как красиво они сумерничают! Вот бы и мне! И побежал домой, и стащил с чердака старое кресло, сел и сижу…
— И чего? — спросил Медвежонок.
— А ничего. Темно стало, — сказал Заяц. — Нет, думаю, это не просто так, это не просто сиди и жди. Что-то здесь есть. Попрошусь, думаю, посумерничать с Ёжиком и Медвежонком. Вдруг пустят?
— Угу, — сказал Медвежонок.
— А мы уже сумерничаем? — спросил Заяц. Ёжик глядел, как медленно опускаются сумерки, как заволакивает низинки туман, и почти не слушал Зайца.
— А можно, сумерничая, петь? — спросил Заяц. Ёжик промолчал.
— Пой, — сказал Медвежонок.
— А что?
Никто ему не ответил.
— А можно веселое? Давайте я веселое спою, а то зябко как-то?
— Пой, — сказал Медвежонок.
— Ля-ля! Ля-ля! — завопил Заяц. И Ёжику сделалось совсем грустно. Медвежонку было неловко перед Ёжиком, что вот он притащил Зайца и Заяц мелет, не разбери чего, а теперь еще воет песню. Но Медвежонок не знал, как быть, и поэтому завопил вместе с Зайцем.
— Ля-ля-лю-лю! — вопил Медвежонок.
— Ля-ля! Ля-ля! — пел Заяц. А сумерки сгущались, и Ёжику просто больно было все это слышать.
— Давайте помолчим, — сказал Ёжик. — Послушайте, как тихо!
Заяц с Медвежонком смолкли и прислушались. Над поляной, над лесом плыла осенняя тишина.
— А что, — шепотом спросил Заяц, — теперь делать?
— Шшш! — сказал Медвежонок.
— Это мы сумерничаем? — прошептал Заяц. Медвежонок кивнул.
— До темноты — молчать.
Стало совсем темно, и над самыми верхушками елок показалась золотая долька луны.
От этого Ёжику с Медвежонком вдруг стало на миг теплее. Они поглядели друг на друга, и каждый почувствовал в темноте, как они друг другу улыбнулись.
(С.Козлов)
9. Определите и запишите основную мысль текста.
Ответ.
10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях выделенных предложениях текста. Запишите ответ, докажите.
Ответ.
11. Какие чувства испытывают герои во время сумерничания? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.
Ответ.
12.Определите и запишите лексическое значение слова «посумерничать».
Ответ. Посумерничать –
13. Найдите стилистически окрашенное слово в подчеркнутых предложениях, выпишите это слово, определите стилистическую окраску. Подберите и запишите синоним к этому слову.
Ответ.
14. Объясните значение пословицы Где дружба да совет, там и свет, запишите Ваше объяснение.
Ответ. Данная пословица означает: