О чем романс колокольчик гурилев
История одной песни. Однозвучно гремит колокольчик
К циклу лучших песен о тройках нужно отнести знаменитую “Однозвучно гремит колокольчик”, слова которой сочинил И.Макаров. Об этом поэте до самого последнего времени мы не знали ничего ровно, кроме фамилии. Да и та установлена только в 1930-х годах.
Но в последнее время пермский филолог Александр Кузьмич Шарц обнаружил в Пермском Облархиве интереснейшие материалы и выяснил, что Макаров был крепостным помещика Всеволожского, что родился он в 1821 году в семье ямщика, который служил на почте. В детстве будущий поэт постоянно ездил с отцом и хорошо знал ямщицкую жизнь и ямщицкие песни.
Отец Макарова умер в дороге – замерз.
Услыхав, что молодой Макаров пишет стихи, помещик отдал его в солдаты. Но и в солдатах его наказали. За самовольную отлучку домой определили ямщиком в конвойную роту, которая сопровождала ссыльных, шедших по этапу в Сибирь. В 1852 году, в возрасте 31 года, Макаров умер. Так же, как и отец. Замерз в дороге. В его мешке обнаружили рукописи – это были его стихи.
Так что с автором слов не очень все ясно.
Стихотворение Макарова “Однозвучно гремит колокольчик” вдохновило прекрасного мелодиста Александра Львовича Гурилева, имя которого мы уже называли. В 1853 году он написал песню, которая до сих пор входит в репертуар многих певцов и хоров, исполняется и под гитару, и в сопровождении оркестра народных инструментов. И хотя в этой песне нет слова “тройка” – это песня о тройке, о ямщике и о его песне. Немного об авторе музыки.
Александр Львович Гурилёв был в сословной российской иерархии самого низкого происхождения: он родился в семье крепостных при графах Орловых. Лев Степанович Гурилёв — отец будущего композитора — был крепостным музыкантом в подмосковном поместье графов Орловых «Отрада». Проявив незаурядные музыкальные способности, он стал возглавлять крепостной оркестр, а помимо того он сам сочинял музыку, в основном церковную, и вполне прославился как церковный композитор. Крепостной оркестр графов Орловых в подмосковном поместье Орловых «Отрада» стал одним из лучших крепостных оркестров конца XVIII — начала XIX века.
Родившегося сына — будущего композитора Александра Львовича Гурилёва — Лев Степанович обучал сам, и тот тоже вошёл в крепостной оркестр. Обучал его отец, поскольку официального музыкального образования крепостной получить не мог. Приходилось довольствоваться уроками отца и играть на скрипке и альте в графском оркестре, послушать который часто приезжали и высокопоставленные гости, и известные профессиональные музыканты.
В 1831 году, с кончиной старого графа Орлова, семья Гурилёвых получила «вольную» и была приписана к мещанскому сословию. Обосновались в Москве. Александру было тогда уже двадцать восемь лет.
Композитор сочинял, выступал, давал уроки музыки, занимался нотной корректурой. Он участвовал в квартете князя Н. Б. Голицына; знакомства и дружеские связи с другими московскими композиторами — например, с А. Е. Варламовым, помогали находить себе применение. Как и Варламов, Александр Гурилёв собирал и обрабатывал русские народные песни и составил сборник «47 русских народных песен» для голоса с фортепьяно — этот сборник явился ценным вкладом в русскую музыкальную фольклористику. Через два года вышел другой его сборник: «Избранные народные песни» (1849). После смерти А. Е. Варламова А.Гурилев издал еще один сборник, назвав его «Музыкальный сборник в память А. Е. Варламова», 1851, и включив туда, помимо обработок народных песен и свои авторские произведения.
Но тяжелая работа подрывала силы. И хотя имя композитора в русских музыкальных кругах уже стало широко известно, бороться за выживание было непросто — тем более человеку, предназначение которого была отнюдь не борьба, а музыка. Наступали болезни. Он жил очень бедно — на Неглинной улице, в доме 18, ныне этот дом не сохранился. Тяжелое материальное положение приводило к нервному истощению и психическим срывам. В конце концов психическая болезнь приковала его почти на десять лет к больничной койке.
О его кончине 30 августа (11 сентября) 1858 года долго не знали. Лишь через несколько дней о ней оповестил газетный некролог.
ОДНОЗВУЧНО ГРЕМИТ КОЛОКОЛЬЧИК
Дмитрий Хворостовский
Бела Руденко
Рузана и Карина Лисициан
Кроме гурилевского “Колокольчика” на эти слова Макарова есть и другая песня, которую сочинил автор, нам неизвестный. Она постоянно исполняется по радио и в концертах и любима за простоту и благородный мотив.
Дмитрий Хворостовский
Ансамбль песни и пляски Александрова
Хор донских казаков
Муслим Магомаев и Тамара Синявская
Грузинский хор MDZLEVARI
Николай Гедда
Владимир Атлантов
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Метки
Женский образ в живописи 18-20 веков часть 1
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Очарование русского романса «ОДНОЗВУЧНО ГРЕМИТ КОЛОКОЛЬЧИК»
К циклу лучших песен о тройках нужно отнести знаменитую “Однозвучно гремит колокольчик”, слова которой сочинил И.Макаров. Об этом поэте до самого последнего времени мы не знали ничего ровно, кроме фамилии. Да и та установлена только в 1930-х годах.
Но в последнее время пермский филолог Александр Кузьмич Шарц обнаружил в Пермском Облархиве интереснейшие материалы и выяснил, что Макаров был крепостным помещика Всеволожского, что родился он в 1821 году в семье ямщика, который служил на почте. В детстве будущий поэт постоянно ездил с отцом и хорошо знал ямщицкую жизнь и ямщицкие песни.
Отец Макарова умер в дороге – замерз.
Услыхав, что молодой Макаров пишет стихи, помещик отдал его в солдаты. Но и в солдатах его наказали. За самовольную отлучку домой определили ямщиком в конвойную роту, которая сопровождала ссыльных, шедших по этапу в Сибирь. В 1852 году, в возрасте 31 года, Макаров умер. Так же, как и отец. Замерз в дороге. В его мешке обнаружили рукописи – это были его стихи.
Так что с автором слов не очень все ясно.
Стихотворение Макарова “Однозвучно гремит колокольчик” вдохновило прекрасного мелодиста Александра Львовича Гурилева, имя которого мы уже называли. В 1853 году он написал песню, которая до сих пор входит в репертуар многих певцов и хоров, исполняется и под гитару, и в сопровождении оркестра народных инструментов. И хотя в этой песне нет слова “тройка” – это песня о тройке, о ямщике и о его песне. Немного об авторе музыки.
Александр Львович Гурилёв был в сословной российской иерархии самого низкого происхождения: он родился в семье крепостных при графах Орловых. Лев Степанович Гурилёв — отец будущего композитора — был крепостным музыкантом в подмосковном поместье графов Орловых «Отрада». Проявив незаурядные музыкальные способности, он стал возглавлять крепостной оркестр, а помимо того он сам сочинял музыку, в основном церковную, и вполне прославился как церковный композитор. Крепостной оркестр графов Орловых в подмосковном поместье Орловых «Отрада» стал одним из лучших крепостных оркестров конца XVIII — начала XIX века.
Родившегося сына — будущего композитора Александра Львовича Гурилёва — Лев Степанович обучал сам, и тот тоже вошёл в крепостной оркестр. Обучал его отец, поскольку официального музыкального образования крепостной получить не мог. Приходилось довольствоваться уроками отца и играть на скрипке и альте в графском оркестре, послушать который часто приезжали и высокопоставленные гости, и известные профессиональные музыканты.
В 1831 году, с кончиной старого графа Орлова, семья Гурилёвых получила «вольную» и была приписана к мещанскому сословию. Обосновались в Москве. Александру было тогда уже двадцать восемь лет.
Композитор сочинял, выступал, давал уроки музыки, занимался нотной корректурой. Он участвовал в квартете князя Н. Б. Голицына; знакомства и дружеские связи с другими московскими композиторами — например, с А. Е. Варламовым, помогали находить себе применение. Как и Варламов, Александр Гурилёв собирал и обрабатывал русские народные песни и составил сборник «47 русских народных песен» для голоса с фортепьяно — этот сборник явился ценным вкладом в русскую музыкальную фольклористику. Через два года вышел другой его сборник: «Избранные народные песни» (1849). После смерти А. Е. Варламова А.Гурилев издал еще один сборник, назвав его «Музыкальный сборник в память А. Е. Варламова», 1851, и включив туда, помимо обработок народных песен и свои авторские произведения.
Но тяжелая работа подрывала силы. И хотя имя композитора в русских музыкальных кругах уже стало широко известно, бороться за выживание было непросто — тем более человеку, предназначение которого была отнюдь не борьба, а музыка. Наступали болезни. Он жил очень бедно — на Неглинной улице, в доме 18, ныне этот дом не сохранился. Тяжелое материальное положение приводило к нервному истощению и психическим срывам. В конце концов психическая болезнь приковала его почти на десять лет к больничной койке.
О его кончине 30 августа (11 сентября) 1858 года долго не знали. Лишь через несколько дней о ней оповестил газетный некролог.
ОДНОЗВУЧНО ГРЕМИТ КОЛОКОЛЬЧИК
О чем романс колокольчик гурилев
СТРАНИЦЫ РУССКОГО РОМАНСА
Есть некая предопределённость в том, что знаменитый романс «Однозвучно гремит колокольчик» написали два человека, познавшие горечь крепостной неволи: Александр Гурилёв (1803-1858 гг.), сын крепостного музыканта графа В.Г.Орлова, и Иван Макаров (1821-1852 гг.), холоп пермского помещика Всеволожского, «за сочинительство, их сиятельству непотребное», отправленный ямщиком в конвойную роту, сопровождавшую ссыльных по уральским и сибирским трактам.
Судьба не свела авторов «Колокольчика» в жизни, но промчала их по одной дороге страданий и лишений, подвела к одинаково печальному концу. Проведя больше пяти лет в больнице, Гурилёв умер в одиночестве, забвении и нищете. Макаров замёрз в февральскую стужу на пересыльном этапе (в «бумагах с сочинительством», доставленных матери ямщика, была пророческая строка: «Ты под звон мой в дороге замёрзнешь» — из его стихотворения «Колокольчик — мой друг»).
Остаётся удивляться и гадать, как стихи Макарова, далёкие от литературного совершенства, но задушевные и тревожные, оказались опубликованными. Но так или иначе «Колокольчик» попал на глаза Гурилёву и не мог не тронуть его искренностью печальной исповеди.
Быть может, перед мысленным взором композитора прошла собственная жизнь. Наверное, и его сердце «разгорелось огнём» беспокойной памяти. Вспомнился отец — Лев Степанович, капельмейстер крепостного оркестра, талантливый композитор, пианист, скрипач, его первый учитель музыки. Вспомнилась «Отрада», подмосковное имение Орлова, где в шелест живописных рощ вплетались грустные мелодии крестьянских песен-жалоб на тяжёлую долю. Не они ли впоследствии навеяли Гурилёву музыкальные темы романсов, в которых он так и не смог избавиться от печали и задумчивости? Вспомнился и самый радостный день, когда после смерти графа Орлова Гурилёвы получили вольную. Они переехали в Москву. Перед Александром был чистый лист судьбы, который хотелось заполнить нотными знаками. Получив долгожданную свободу, он оставался — теперь уже на всю жизнь — рабом музыки.
Щедро одарённый от природы, Гурилёв скоро приобрёл известность как композитор, скрипач, пианист, педагог. Его сочинения: романсы, фортепианные вариации, обработки народных песен, польки, мазурки, вальсы — стали издаваться, а имя называлось рядом с именем очень популярного композитора, певца и гитариста Александра Варламова. Варламов, со временем один из ближайших друзей Гурилёва, как музыкант оказал на него, пожалуй, самое большое влияние.
В своей вокальной лирике Александр Гурилёв остаётся верен истинно народной поэзии. Его любимый поэт — Алексей Кольцов, среди наиболее популярных — романсы на его слова: «Не шуми ты, рожь», «Грусть девушки», «Разлука» («На заре туманной юности»).
Однако в череде и на фоне «кольцовских» песен-романсов Гурилёва не затерялся, не замолк макаровский «Колокольчик». Больше того, он в его творчестве звучит не «однозвучно»: композитор написал ещё два романса на слова Макарова — «В морозную ночь я смотрел» и «Падучая звезда». Что касается «Колокольчика», то слова его, бесхитростные и проникновенные, вслед за Гурилёвым тронули душевные струны и других композиторов.
Эхо романса (а по некоторым сборникам — песни) оказалось и впрямь долгим. Около полутораста лет звучит и поныне трогает душу ямщицкая песня-печаль.
Выдающиеся певцы прошлого включали романс в свой репертуар. Многие современные исполнители поют его. В своё время «Колокольчик» исполняла Н.А.Обухова, очень высоко ценившая творчество Гурилёва. Она писала: «Люблю петь старинные романсы Варламова, Гурилёва, Булахова, Титова, Донаурова. Люблю эти романсы за искренность, простоту, за живое воплощение дум и чувств, связанных с русским человеком, с русской природой».
На седьмой звуковой странице вы услышите романсы А.Гурилёва и К.Сидоровича (его романс обычно считают русской народной песней) на стихи И.Макарова «Однозвучно гремит колокольчик». Исполнители: B.Атлантов, 3.Соткилава и Академический Большой хор Всесоюзного радио и телевидения.
ПОЮТ ДРАМАТИЧЕСКИЕ АКТЁРЫ
КАК ПОКОРИТЬ ПАРИЖ?
«Каждый человек на определённых этапах своей жизни должен решаться на смелый прыжок, брать новую высоту» — эти слова известная актриса театра и кино Джейн Биркин сказала французским журналистам накануне первого в её жизни сольного концерта на парижской сцене.
Двадцать лет назад юная англичанка появилась в столице Франции с довольно весомым для её возраста творческим багажом — несколько ролей в комедийных фильмах и удачное выступление на театральных подмостках в пьесе Пьера Грэмбла «Лозунг». Она была мила, непосредственна, всё в ней казалось привлекательным, даже лёгкий акцент. Но для того чтобы покорить Париж, этого, конечно, недостаточно. Джейн Биркин везло — она встречалась на съёмочных площадках с интереснейшими режиссёрами: Жаном-Люком Годаром, Клодом Зиди, Дуайоном, Риветтом, которые увидели в ней главное — сильный, целостный характер, трогательную женственность, неиссякаемое чувство юмора и немаловажную черту для актёра — огромную работоспособность.
Наверное, поэтому Клод Зиди приглашает Джейн составить компанию незадачливому герою Пьера Ришара.
Джейн Биркин снялась почти в пятидесяти фильмах. Работала она и на театральной сцене с одним из самых крупных режиссёров Франции — Патрисом Шеро. Чтобы сыграть роль в предложенной им пьесе Мариво, она несколько месяцев брала уроки фонетики, чтобы избавиться от того самого акцента, который так нравился зрителям и был, как ей казалось, неуместным в пьесе «самого французского драматурга».
Двадцать лет назад Джейн Биркин записала первую песню. Поэт и композитор Серж Гинзбур, которого Джейн считает своим Пигмалионом, предложил молоденькой актрисе песню, отвергнутую Брижит Бардо, — «Я люблю тебя, я тебя тоже. нет». Впоследствии вышел фильм Гинзбура с тем же названием, где Джейн сыграла главную роль. С тех пор две её верные музы — песня и кино сопровождают актрису. ►
О чем романс колокольчик гурилев
Давно уже исчезли почтовые тройки, не разливается ныне под звон колокольчика грустная песня ямщика. Но память о тройках и о колокольчиках под дугой доносят нам старинные песни и романсы – отголоски безвозвратно минувшей эпохи. В глазах иностранцев удалая тройка всегда была одним из символов старой России, как и сохранившиеся ямщицкие песни, созданные за последние два века, которые пела и продолжает петь вся Россия. Но были времена жесточайшей цензуры, когда почти все ямщицкие песни были запрещены. Не избежал этой участи и романс «Однозвучно гремит колокольчик». Свидетельствует об этом «Репертуарный указатель» 1931 года, в котором опубликованы запретные списки. Перечислено в этих списках лучшее наследие русской песни и романса. Запреты эти объясняли благородной целью «чистить авгиевы конюшни так называемого легкого жанра, фокстротщины, псевдореволюционности и упадничества».
НАРКОМПРОС РСФСР
СЕКТОР ИСКУССТВ
ГЛАВНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ КОМИТЕТ
РЕПЕРТУАРНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТОМ II
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
МОСКВА 1931 ЛЕНИНГРАД
5000 ЭКЗ.
136 стр
Русские песни о ямщиках и колокольчиках обогатили песенную культуру других народов, их тексты были переведены на разные языки и даже на Эсперанто. Были ли подобные песни у соседей за границами России? Пожалуй, единственной ямщицкой песней, текст которой был заимствован у поляков, является баллада «Когда я на почте служил ямщиком». Польский вариант – стихотворение поэта Владислава Сырокомли «Почтальон» (Władysław Syrokomla, «Pocztylion»), который был опубликован в журнале «Athenaeum» в 1844 году. В русской балладе использована лишь часть польского стихотворения, мастерски переведенного поэтом Леонидом Трефолевым.
Однозвучно гремит колокольчик,
И дорога пылится слегка,
И уныло по ровному полю
Разливается песнь ямщика.
Сколько грусти в той песне унылой,
Сколько неги в напеве родном.
И в груди моей хладной, остылой
Загорелося сердце огнём.
Однозвучно гремит колокольчик,
И дорога пылится слегка,
И умолк мой ямщик, а дорога
Впереди дaлека, далека.
Третья авторская строфа при записи была опущена:
И припомнил я ночи былые,
И родныя поля и леса,
И на очи давно уж сухие
Набежала, как искра, слеза.
Вскоре стихи романса «Колокольчик»стали хрестоматийными, навечно вошёл он в сокровищницу русской и мировой культуры, был переведен на многие языки. В начале ХХ века «Колокольчик» записали на пластинки Виктор Садовников, Мария Лидарская, Надежда Плевицкая, Надежда Обухова, Наталья Тамара, Анастасия Вяльцева, Нина Дулькевич, Вера Духовская, Ежи Семёнов, Борис Белостоцкий, Е.Тарина-Туманова, Екатерина Юровская, Сергей Лемешев, Иван Козловский, Николай Гедда, Ольга Янчевецкая, Алла Баянова и многие другие.
Обычно романсы не пренадназначены для хорового исполнения, но «Колокольчик» включали в свой репертуар многие хоры: Донских казаков Сергея Жарова, Черкесский Григория Слаткова, Мужской Союза духовных общин Христа, Донских казаков Генерала Платова, Государственный хор русской народной песни Александра Свешникова, Государственный академический русский хор СССР и другие.
Популярным в Польше в конце минувшего века был певец Чеслав Немен, именно «Колокольчик» являлся знаковой песней в его репертуаре. И в наши дни романс продолжает звучать с эстрады и по радио, всех его исполнителей невозможно перечислить. Записи романса начала ХХ века представлены на известном сайте Юрия Берникова. В Интернете на ЮТ можно послушать более 200 разных современных исполнений романса. Таковы факты из истории «Колокольчика».
Обзору ямщицких песен и романсов посвящено множество статей, но я поставил перед собой более узкую задачу – я хочу разобраться в хитросплетениях истории создания старинного романса «Однозвучно гремит колокольчик». Для краткости буду пользоваться его первоначальным названием «Колокольчик», под которым он значится в первой информации об издании нотного сборника, появившейся на страницах журнала «Пантеонъ» в 1853 году:
Это издание также упоминается в журнале «Пантеонъ» № 11 и 12 за 1853 год в разделе «Новые музыкальные произведения» уже с полным названием «Однозвучно гремитъ колокольчикъ».
У песен, как и у людей, бывают судьбы удивительные, необыкновенные. У каждой песни в момент создания, несомненно, были авторы текста и музыки. Иногда это одно и то же лицо. Надежным свидетельством о рождении песни является авторское нотное издание, где название песни и авторы всегда указываются. Последующие публикации в песенных сборниках всегда вторичны и сведения об авторах, которые в них приводятся не всегда могут быть надежным источником, это зависит от прилежности составителя. Ещё менее надёжным источником являются этикетки пластинок, где часто авторы совсем не упоминаются. В тех случаях, когда имена авторов теряются в глубинах времени, песня остается сиротой. Один из таких примеров романс «Однозвучно гремит колокольчик». Казалось, никакой путаницы с авторством романса не должно быть, ведь в нотном издании указаны авторы: поэт И.Макаров и композитор А. Гурилев.
Фундаментом легенды об его авторстве романса «Колокольчик» является единственная строка из воспоминаний внука, голословно сообщившего, что романс был написан на собственные слова деда. Цитирую внука:
Въ рукахъ дѣда столь бѣдный инструментъ, какъ гитара, совершенно преображался и звучалъ чудесно. Обыкновенно, чтобы разыграться, начиналъ онъ романсомъ, написаннымъ на собственныя его слова:
Однозвучно гремитъ колокольчикъ,
И дорога холмится слегка,
И далеко по темному полю
Разливается пѣснь ямщика.
Столько грусти въ той пѣснѣ унылой,
Столько чувства въ напѣевѣ простомъ,
Что въ груди моей мертвой, остылой
Разгорѣлося сердце огнемъ.
Мнѣ припомнились ночи другія,
И родныя поля и лѣса,
И на очи, давно ужъ пустыя,
Набѣжала невольно слеза.
Однозвучно гремитъ колокольчикъ,
Издали откликаясь слегка,
Призамолкъ мой ямщикъ.
А дорога
Предо мной далека, далека…
У этого»автора», как и в оригинале романса, лирическим героем является седок, по-видимому, барин, но выражает он в романсе не свои чувства, а переживания сидящего на облучке ямщика.
Что в душе его (ямщика) хладной, остылой
Разгорается сердце огнем.
И воспомнил он (ямщик) ночи иные.
И воспомнил он (ямщик) Сиву родную.
Телепатичесая связь, не иначе! Сам текст свидетельствует, что это примитивная фальшивка, сработанная с целью подтвердить авторство ямщика. Пермский филолог,историк и журналист-краевед Дмитрий Архипович Красноперов, умерший в 2009 году, в своей статье «Правда и вымысел некоторых пермских мифов» посвятил разоблачению легенды этой целый раздел:»Мифы краеведа А. К. Шарца»
Воспользовался этой подделкой потомок ямщика, живущий в Москве прапраправнук ямщика со стороны матери, казачки Макаровой. Это Александр Николаевич Васин-Макаров, писатель, журналист, поэт, музыкант, композитор, бард, общественный деятель и руководитель созданной им в 1992 году литературно-музыкальной студии. Он под гитару задушевно исполняет «авторский» вариант романса своего славного предка и рассказывает о его трудной судьбе. Послушайте запись:
С романсом «Колокольчик» связаны и другие мифы. К примеру, многочисленные свидетельства, что первое издание стихов романса появилось в петербургском литературно-художественном журнале «Пантеон» Фёдора Кони в 1853 году. Сообщают об этом многие исследователи. Но никто из них не сообщил номер журнала, в котором текст романса был опубликован впервые. Вот самая «конкретная» сетевая информация: «Стихи шли в ближайшем номере литературного журнала «Пантеон». В Интернете доступны сканы журналов «Пантеон» за 1853 год, но на его страницах авторской публикации романса мне не удалось найти. В «Пантеоне» № 10 за 1853 год напечатан романс «Колокольчик», но это стихи графини Евдокии Растопчиной совсем другого содержания. Случайное совпадение названий, не более.
Странно, что такой авторитетный писатель и литературовед, как Ираклий Андроников принял на веру мистификацию Шарца об авторстве пермского ямщика И.И.Макарова. В статье «О русских тройках» со ссылкой на Шарца он добросовестно пересказывал сведения из статей уральского краеведа:
«К циклу лучших песен о тройках нужно отнести знаменитую «Однозвучно гремит колокольчик», слова которой сочинил И. Макаров. Об этом поэте до самого последнего времени мы не знали ничего ровно, кроме фамилии. Да и та установлена только в 1930-х годах. Но в последнее время пермский филолог Александр Кузьмич Шарц обнаружил в Пермском Облархиве интереснейшие материалы и выяснил, что Макаров был крепостным помещика Всеволожского, что родился он в 1821 году в семье ямщика, который служил на почте. В детстве будущий поэт постоянно ездил с отцом и хорошо знал ямщицкую жизнь и ямщицкие песни. Отец Макарова умер в дороге — замерз. Услыхав, что молодой Макаров пишет стихи, помещик отдал его в солдаты. Но и в солдатах его наказали. За самовольную отлучку домой определили ямщиком в конвойную роту, которая сопровождала ссыльных, шедших по этапу в Сибирь. В 1852 году, в возрасте 31 года, Макаров умер. Так же, как и отец. Замерз в дороге. В его мешке обнаружили рукописи — это были его стихи. Приведенные мною сведения о Макарове обнародовала, огласив их по радио, литературовед Светлана Магидсон. Стихотворение Макарова «Однозвучно гремит колокольчик» вдохновило прекрасного мелодиста Александра Львовича Гурилева, имя которого мы уже называли. В 1853 году он написал песню, которая до сих пор входит в репертуар многих певцов и хоров, исполняется и под гитару, и в сопровождении оркестра народных инструментов».