О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко

TESTSOCH.RU

Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

Карело-финский эпос «Калевала» (7 класс, Коровина, 1 часть, стр. 45)

Размышляем о прочитанном

Прочитайте статью М. Шагинян и текст «Калевалы». Подумайте над их содержанием:

1. Где и когда, по предположениям учёных, сложился Карело-финский эпос? Кто его литературно обработал и записал?

Учёные предполагают, что карело-финский эпос сложился в I тыс. н. э. в среде восточно-финских племён. А обработал его Э. Ленрот лишь в 30-х годах XIX века.

2. Из какого количества рун (песен) состоит композиция «Калевалы»?

Первая из 32, а вторая из 50.

3. О чём рассказывают древние руны?

Древние руны рассказывают о стране богатыря Кале­вы, о приключениях его сыновей, о мудром старом песнопевце Вяйнямёйнене, о молодом кузнеце Ильмаринене, о забияке Лемминкяйнене, о злой старухе Лоухи, хозяйке северной страны Похъёлы и матери красивых дочерей, за которых сва­тались герои «Калевалы», и о многом другом.

4. Какие герои «населяют» эпос «Калевала» и какие природные стихии сопровождают их деяния?

Малень­кая девочка-рабыня («наймычка из деревни»), легкомыслен­ная красавица из богатого дома Кюлликки, насмешливый за­печный мальчишка, «верховный бог» Укко. А сопровождают деяния этих героев такие природные стихии, как мрак, мороз, ветер.

5. Как называются северная и южная точки этой прекрасной страны?

6. Кто, кому и зачем заказал сделать чудесную мельницу «Сампо» и что эта мельница символически обозначает?

Лоухи сказала, что отдаст свою дочь замуж тому, кто выкует эту мельницу по ее рецепту. Она обозначает 4 основных вида хозяйства: охота, два вида животноводства и земледелие.

7. Как шла работа кузнеца Ильмаринена над созданием Сампо? Расскажите об этом, приводя цитаты из текста «Калевалы».

Трудно было работать над мельницей кузнецу. В первый раз получился лук для стрел. (“Он был чудесен на вид, “с золотым сияньем лунным”, но “имел дурное свойство”).

Вместе с рабами он продолжил трудиться. Получилась лодка. (“Но прекрасная лодка имела крупный порок”).

Стараются они в третий раз. Корова вышла красивая, но и снова был изъян. (“Но у ней дурное свойство: Спит средь леса постоянно, Молоко пускает в землю” Руна 10-ая).

В четвертый раз выходит луг. (“Он забирается на чужие земли, бороздит чужой выгон”).

Кузнец и его ломает. Лишь на пятый раз получилась Сампо.

8. Что случилось с Сампо впоследствии?

Сампо помогала Лоухи в хозяйстве, но пришли три богатыря забирать мельницу. Она разбилась на тысячи осколков.

Творческое задание

Расскажите о традициях, трудовых буднях и праздниках героев «Калевалы». Сравните их с героями былин. Что в них общего и что различного? Подготовьте развёрнутый устный ответ на этот вопрос.

Герои “Калевалы” трудились, собирая урожай, а потом в честь этого устраивали праздники с песнями и плясками. Они разводили коров, вспахивали землю. Но верили и в мистические силы.

Герои былин не верили в мистику. Они надеялись только на свою силу. У них не было привязанности к погоде, как у героев “Калевалы”.

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите иллюстрации к «Калевале», чем они напоминают иллюстрации к русским былинам, чем отличаются?

Источник

7. О чём рассказывают древние руны карело-финского эпоса «Калевала»?

Калевала – гордость Финляндии, её национальное достояние, признанное уникальным народным эпосом, не имеющим аналогов в мировой литературе. В основу карело-финского эпоса легли руны – народные эпические песни, большая часть которых была записана в Карелии.

Карело-финские руны были литературно обработаны только в 30-х годах XIX столетия, когда Э. Лёнротом была составлена эпопея «Калевала». Карело-финские руны – это небольшие песни. Первая композиция (из 32 рун) опубликована в 1835 году, вторая (из 50 рун) – в 1849-м. Руны, составляющие эпос, не имеют единой сюжетной линии, повествование перескакивает с одного на другое, в нём содержатся нестыковки и неувязки.

Древние руны рассказывают о стране богатыря Калевы, о приключениях его сыновей, о мудром старом песнопевце Вяйнямёйнене, о молодом кузнеце Ильмаринене, о забияке Лемминкяйнене, о злой старухе Лоухи, хозяйке северной страны Похъёлы и матери красивых дочерей, за которых сватались герои «Калевалы», и о многом другом. Также среди героев «Калевалы» можно встретить маленькую девочку-рабыню («наймычка из деревни»), легкомысленную красавицу из богатого дома Кюлликки, насмешливого запечного мальчишку, «верховного бога» Укко. Сопровождают деяния этих героев такие природные стихии, как мрак, мороз, ветер.

Необычайный мир, полный первобытной прелести, состоит из северной его точки – мрачной страны Похъёлы, и южной его точки – светлой страны Калевы, Калевалы, где живут герои эпоса.

Когда сыны «Калевалы» сватали красивых, но злых дочерей Лоухи, хозяйка Похъёлы объявила, что отдаст свою дочь тому, кто выкует для неё волшебную мельницу-самомолку Сампо, иначе «пёструю крышку». Лоухи делала свой заказ совершенно точно и приложила к нему рецепт его изготовления. Са́мпо (фин. Sampo) — в карело-финской мифологии, единственный в своём роде чудо-предмет, обладающий магической силой, являющийся источником счастья, благополучия и изобилия. Как правило, его представляют в виде мельницы.

Рецепт изготовления Сампо повторяется в поэме не один раз и явно носит не случайный характер. Разобрав его, видим, что Лоухи упоминает о четырёх основных видах тогдашнего хозяйства. Перо лебёдки означает охоту; молоко коровы и шерсть овцы – два вида животноводства; зерно ячменя – земледелие. И кузнец должен эти символы лесного и сельского хозяйства положить на наковальню, сковать из них чудесную машину, то есть соединить с понятием железа, с понятием механизма.

Лоухи стремится получить Сампо не для забавы; оно нужно ей для поднятия благоденствия в Похъёле, для облегчения труда, для накопления богатства.

Ильмаринен выковывает мельницу-самомолку, чудесное Сампо, которое сразу делает три больших дела:

И с рассвета мелет меру,

Мелет меру на потребу,

А другую — для продажи,

Третью меру — на пирушки.

Сампо намалывает столько муки, соли и золота, что хватает на еду, припасы и устройство пиров. Крышка мельницы символизирует усеянный звёздами небесный купол, вращающийся вокруг центральной оси – опоры, на которой покоится весь мир.

Калевала – гордость Финляндии, её национальное достояние, признанное уникальным народным эпосом, не имеющим аналогов в мировой литературе. Этот эпос дважды экранизировали, в 1959 и в 1982 годах, по мотивам «Калевалы» был написан балет «Сампо». Написал его карельский композитор Гельмер Синисало в 1959 году. Кроме того, впечатлившись сюжетами финского эпоса, Толкинен написал свой «Сильмарллион», а финская мелодик-металл группа Amorphis часто использует тексты «Калевалы» для своих песен. «Калевала» существует и на русском языке, благодаря детскому писателю Игорю Вострякову, который сначала пересказал её в прозе для детей, а в 2011 издал стихотворный вариант.

Источник

О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко

Руны – что это?

Руны – общее наименование символов (букв) в древних германских и скандинавских алфавитах. Он разбит на три группы – атта. Каждый атт состоит из восьми рун. Первый германский рунический «алфавит» называется Старший Футарк.

По фонетическим соответствиям рун первого атта – f, u, th, a, r, k, – алфавит и получил свое название. Высекались руны на дереве и камнях, поэтому и формировались как набор прямых полос, которые удобно было выбивать в твердом материале.

О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Смотреть фото О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Смотреть картинку О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Картинка про О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Фото О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко

Направление письма в основном шло слева направо, хотя в самых ранних надписях часто встречается бустрофедон (от др.-греч. βοῦς – бык и στρέφω – поворачиваю, как движения быка в плуге). Это способ письма, в котором направление чередовалось в зависимости от четности строки – если первая строка пишется справа налево, то вторая – слева направо, третья – снова справа налево, и при перемене направления буквы писались зеркально.

Всего за время исследований на территории Швеции обнаружили около трех тысяч рунических надписей, еще порядка двух тысяч обнаружены в регионах Дании, Гренландии, Норвегии, Исландии и других северных землях.

История рун

Появившись у северных народов еще в начале III века, истинный рассвет руническое письмо получило в христианский период Скандинавии. Несмотря на широкое распространение латинских языков и письменности, сохранились и использовались многие древние алфавиты, в том числе древнеисландский.

О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Смотреть фото О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Смотреть картинку О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Картинка про О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Фото О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко

Кроме того, руника обогатила латинский алфавит несколькими новыми буквами – они обозначали звуки, которых не нашлось в латыни. Появились даже латиноязычные надписи, выполненных руническим алфавитом. Часто рунами записывали христианские молитвы, либо их начальные слова: «Pater noster» и «Ave Maria».

Подтверждением слияния стали найденные в Швеции и Норвегии записи латинских слов, обозначенные рунами. Часто древнетюркский алфавит также называют рунами. Из-за внешнего сходства символов на камнях периодически «рунами» становится и кёк-тюркская письменность, зародившаяся в VI веке в Сибири, и древневенгерская письменность, и даже гипотетический «древнеславянский алфавит».

Разновидности рун

Смысл самого слова «руна» близок к слову «шептание» на языках Северной Европы. Слово «run» в современном ирландском языке означает «секрет» или «решение» – рунами ирландцы пользовались, для гадания и принятия решений. Но когда появилась необходимость в письменности, система рун легла в основу алфавита. Ученые имеют археологические свидетельства о связи письма и рун. В современном русском алфавите есть 10 букв, по форме соответствующих знакам рун, а в римском алфавите таких букв 13.

О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Смотреть фото О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Смотреть картинку О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Картинка про О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Фото О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко

В период III века до нашей эры руны распространились из Дании в Скандинавию, а впоследствии – на континент. В настоящее время принято различать несколько видов рунической письменности: общегерманские, готские, англосаксонские, «маркоманнические», исландские, датские, хельсингские и другие руны хоть и похожи друг на друга, но, по мнению рунологов, относятся к различным эпохам и практикам.

Каменные блокноты

Норвежский рунолог А. Листёль в прошлом веке доказал, что руническая письменность не подтверждала принадлежность к каким-либо тайным сообществам, а была общедоступна. Примерами использования рун как «бытовых записок» к XI веку служат такие послания, как «Люби меня, я люблю тебя, Гуннхильд, поцелуй меня, я знаю тебя» и курьерские заметки вроде «Торкель, монетный мастер, посылает тебе перец». В средневековой Европе существовали также и рунические календари.

О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Смотреть фото О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Смотреть картинку О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Картинка про О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Фото О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко

Создатели рун

О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Смотреть фото О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Смотреть картинку О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Картинка про О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Фото О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко

Одним из первых мастеров-христиан считается Гуннар (Kunar), живший в начале XI века. Благодаря подписанным мастером двум камням, удалось установить принадлежность ему более сорока работ на основании стилистических, палеографических и языковых особенностей. Еще один эриль, Асмунд Карасон (Asmuntr Karasun), автор 22 подписанных рунических камней XI столетия. Также ему приписывают еще от 24 до 54 камней, опираясь на орфографическое, палеографическое и изобразительное сходство работ.

Русские руны

Создавая в IX веке славянскую письменность, Кирилл и Мефодий взяли за основу родной им греческий алфавит. Первая азбука славян, глаголица, хоть и послужила появлению славянской письменности и литературного старославянского языка, но по причине греческого написания букв позднее была переработана в древний алфавит славян, известным нам как кириллица.

О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Смотреть фото О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Смотреть картинку О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Картинка про О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Фото О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко

Существование так называемых «славянских рун» сегодня не доказано.До сих пор многими со славянскими рунами отождествляется письменность «Велесовой книги», признанной научным сообществом мистификацией. В XVIII веке заявлялось о находке «венедских рун» на фигурках из храма Ретры, но эти фигурки, как и «Велесова книга», были признаны поддельными.

Руны современности

Руны использовались в символике национал-социалистической партии Германии (две руны S на черном фоне). В общей сложности, по указу Гиммлера в символике СС использовалось 14 из 24 рун старшего футарка, с помощью которых обозначались основные этапы карьерного продвижения по службе и личные характеристики членов организации.

Дж. Р. Р. Толкин создавал для своих книг специальные языки жителей Средиземья, в том числе «Лунные руны» и «кирт», придуманные им на основе Футарка. Программисты наверняка знают, что руны использовались и при создании юникода. Начиная с версии Unicode 3.0 руническим знакам были отведены отдельные позиции (16A0—16F0), а всего занесено 76 рунических символов, включая различные формы одного и того же знака в зависимости от рунического алфавита, в который тот входил.

Источник

О чём рассказывают древние руны?

О чём рассказывают древние руны?

О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Смотреть фото О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Смотреть картинку О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Картинка про О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Фото О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко

Руны рассказывают о сотворении земли, неба, луны и солнца, а так же о приключениях главных героев – Вяйнямейнена и Лемминкаяйне, которые совершали разные подвиги.

О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Смотреть фото О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Смотреть картинку О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Картинка про О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Фото О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко

О чём рассказывал Федя из Бежин Луга?

О чём рассказывал Федя из Бежин Луга?

О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Смотреть фото О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Смотреть картинку О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Картинка про О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Фото О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко

О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Смотреть фото О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Смотреть картинку О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Картинка про О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Фото О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко

О чем рассказывают древние руны?

О чем рассказывают древние руны.

О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Смотреть фото О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Смотреть картинку О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Картинка про О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Фото О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко

Верные факты об эпосе калевала

в) в число героев поэмы входят Грендель, Один и Вяйнямейнен

г) в стихотворную форму эпос предложил Генри Лонгфелло

О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Смотреть фото О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Смотреть картинку О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Картинка про О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Фото О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко

В чём отличип между эпосом и былинным эпосом?

В чём отличип между эпосом и былинным эпосом.

О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Смотреть фото О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Смотреть картинку О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Картинка про О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Фото О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко

Как ты думаешь о чём не может рассказывать состав чернил?

Как ты думаешь о чём не может рассказывать состав чернил?

О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Смотреть фото О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Смотреть картинку О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Картинка про О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Фото О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко

О чём рассказывает я в стихотворении «Воздушный корабль»?

О чём рассказывает я в стихотворении «Воздушный корабль»?

О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Смотреть фото О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Смотреть картинку О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Картинка про О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Фото О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко

О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Смотреть фото О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Смотреть картинку О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Картинка про О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Фото О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко

О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Смотреть фото О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Смотреть картинку О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Картинка про О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Фото О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко

О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Смотреть фото О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Смотреть картинку О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Картинка про О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Фото О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко

О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Смотреть фото О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Смотреть картинку О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Картинка про О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Фото О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко

В слове «гроза» заключен огромный смысл. Гроза — это не только природное явление, но это и символ перемен в «темном царстве», в том жизненном укладе, который существовал в течение нескольких веков в русской жизни.

О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Смотреть фото О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Смотреть картинку О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Картинка про О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Фото О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко

Это всё враньё этого не было на самом деле.

О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Смотреть фото О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Смотреть картинку О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Картинка про О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Фото О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко

О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Смотреть фото О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Смотреть картинку О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Картинка про О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Фото О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко

Сборник колыбельных песен скорее всего адресован детям. Я бы адресовала такой сборник детям, которые потеряли родителей. (Сам сборник) : 1. У кота ли 2. Ветер, солнце и орел 3. Со вечера дождик 4. Бука 5. Ветер горы облетает 6. В поле деревце..

Источник

Литература. 7 класс (1 часть)
Карело-финский эпос «Калевала»

Карело-финский эпос «Калевала»

Ученые предполагают, что карело-финский эпос сложился в I тыс. н. э. в среде восточно-финских племен (емь, корела) в период разложения родового строя, внедрения земледельческой культуры и железной техники. Карело-финские руны были литературно обработаны только в 30-х годах XIX столетия, когда Э. Лёнротом 1 была составлена эпопея «Калевала». Карело-финские руны — это небольшие песни, из которых и была составлена эпопея «Калевала». Первая композиция (из 32 рун) опубликована в 1835 году, вторая (из 50 рун) в 1849.

Российская Карелия — древняя Олония, в самом имени которой для нас заложено множество волнующих исторических воспоминаний Петровской эпохи, — была, да и сейчас осталась, страною исключительных поэтических народных дарований. Именно среди восточных карелов зародились и выношены были творческой связью из поколения в поколение чудные древние руны о стране богатыря Калевы, о приключениях его сыновей, о мудром старом песнопевце Вяйнямёйнене, о молодом чудодее-кузнеце Иль-маринене, о веселом бабьем угоднике и неисправимом драчуне и забияке Лёмминкяйнене, о злой старухе Лоухи, хозяйке северной страны Похъёлы и матери красивых дочек, за которых сватались герои «Калевалы», и о многом другом, поражающем воображение слушателя.

Вдохновенно-прекрасные и в то же время удивительно точные картины северной природы; тонкий рисунок человеческих характеров — от маленькой девочки-рабыни, «наймычки из деревни», до легкомысленной красавицы из богатого дома — Кюлликки, от насмешливого запечного мальчишки, вставляющего свое острое словцо в свадебные причитания взрослых, до «верховного бога» Укко, созданного фантазией народной по образу и подобию деревенского деда; поистине потрясающие сцены разыгравшихся стихий — мрака, мороза, ветра, сцены открытия железа, начала сваривания железной руды в железо и сталь, выковывания первых предметов труда, наконец, полная глубокого смысла центральная эпопея создания мельницы-самомолки, чудесного Сампо, приносящего народу благоденствие, — обо всем этом пели руны из века в век, преимущественно в российской Карелии, где их услышал и записал Элиас Лёнрот.

Перед нами разворачивается необычайный мир, полный первобытной прелести.

Северная его точка — мрачная страна Похъёла, где еще свежи черты древнего матриархата, материнского права: там царствует злая старуха Лоухи, хозяйка Похъёлы. Неподалеку от нее, под землей или под водой, лежит странное царство мертвых — царство Тубни, Тубнела, в черных реках которой люди находят свою кончину. Это — первобытное представление о «том свете», об аде.

Южная точка этих северных пространств — светлая страна Калевы, Калевала, где живут герои эпоса: старый, верный Вяйнямёйнен, «вековечный песнопевец», кузнец Ильмаринен, весельчак Лемминкяйнен. Где-то, по бесконечным озерам-морям, лежат острова Саари, и на одном из них еще сохранился древнейший обычай родового строя — групповая любовь. Тут же, в чащобах могучих скал и лесов, среди водопадов и рек, живет род Унтамо, уничтоживший в братоубийственной войне род своего брата Калерво (чудесные руны о сыне Калерво, юноше Куллерво, проданном в рабство, и о его мести).

Сыны «Калевалы» сватали красивых, но злых дочерей Лоухи, хозяйки Похъёлы. И вот Лоухи объявила, что отдаст свою дочь тому, кто выкует для нее волшебную мель-ницу-самомолку Сампо, иначе «пеструю крышку». Лоухи делала свой заказ совершенно точно и приложила к нему рецепт его изготовления:

Ты сумеешь сделать Сампо,
Крышку пеструю сковать мне,
Взяв конец пера лебедки,
Молока коров нетельных,
От овечки летней шерсти,
Ячменя зерно прибавив?

Рецепт этот повторяется в поэме не один раз и явно носит не случайный характер. Разобрав его, видим, что Лоухи упоминает о четырех основных видах тогдашнего хозяйства. Перо лебедки означает охоту; молоко коровы и шерсть овцы — два вида животноводства; зерно ячменя — земледелие. И кузнец должен эти символы лесного и сельского хозяйства положить на наковальню, сковать из них чудесную машину, то есть соединить с понятием железа, с понятием механизма. Если все описания природы в «Калевале» — описания леса, болот и утесов — предстают перед читателем связанными с хозяйством, с ручным трудом человека, то здесь, в образе Сампо, ручной труд и хозяйство предстают уже связанными с металлом, с наковальней и горнилом кузницы, с первой машиной. Лоухи стремится получить Сампо не для забавы; оно нужно ей для поднятия благоденствия в Похъёле, для облегчения труда, для накопления богатства. И как бы для того, чтоб показать читателю (слушателю) нелегкий труд изготовления такой волшебной машины, руна подробно рассказывает о ходе работы кузнеца Ильмаринена над нею. Приготовив все, что нужно, кузнец со своими рабами (которые в параллельных стихах называются одновременно и поденщиками, работающими за поденную плату) становится у горнила:

И мехи рабы качают,
Сильно угли раздувают;
Так три дня проводят летних
И без отдыха три ночи;
Наросли на пятках камни,
Наросли комки на пальцах.

Нагнувшись к огню, Ильмаринен стал смотреть, что получилось. И тут из пламени вышел лук для стрел. Он был чудесен на вид, «с золотым сияньем лунным», но «имел дурное свойство»:

А по праздникам и вдвое.

Кузнец Ильмаринен не обрадовался делу своих рук. Он сломал его, бросил назад в пламя и велел рабам снова поддувать. Опять они трудятся изо всех сил. И вот второй раз нагибается кузнец к горнилу. Теперь оттуда вышла лодка, прекрасная с виду: с золотым бортом, с медными уключинами. Но прекрасная лодка имела крупный порок:

Был челнок прекрасен с виду,
Но имел дурное свойство:
Сам собою шел в сраженье,
Без нужды на битву рвался.

Опять поддувают и стараются рабы. Опять, в третий раз, смотрит кузнец — из пламени выходит корова. Все как будто хорошо, корова красива с виду:

Но у ней дурное свойство:
Спит средь леса постоянно,
Молоко пускает в землю.

Снова изломал кузнец свое детище. В четвертый раз из огня выходит уже плуг, но он не совершенен: он забирается на чужие земли, бороздит чужой выгон. Кузнец сломал и его.

В этих образах лука, лодки, коровы и плуга с «дурными свойствами» народный гений показывает еще не полное подчинение вещи своему творцу, еще тяготение орудий к старому, привычному, примитивному образу действий, к старым, прежним формам хозяйства — к войне как грабежу, к произвольным завоеваниям, к посягательствам на чужое добро, к некультурному животноводству (ленивая корова, пускающая молоко в землю). А Лоухи хочет именно Сампо, хочет машину, которая поднимет ее хозяйство.

И наконец, в пятый раз, Ильмаринен выковывает мельницу-самомолку, чудесное Сампо, которое сразу делает три больших дела:

И с рассвета мелет меру,

А другую — для продажи,
Третью меру — на пирушки.

О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Смотреть фото О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Смотреть картинку О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Картинка про О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко. Фото О чем рассказывают древние руны 7 класс литература садко

«Калевала». Похищение Сампо у Лоухи, хозяйки Похъёлы. Худ. А. Порет

— орудие мирного труда, оно дает пищу и создает запас.

Но Сампо приносит с собою вместе с зажиточностью и культуру. На вопрос Вяйнямёйнена, что делается в Похъё-ле, Ильмаринен, обманутый и высмеянный людьми Севера, горько отвечает:

Если в Похъёле есть Сампо!
Там и пашни и посевы,

Неизменные там блага.

И когда все три богатыря Калевы, завершая эпос, отправляются отобрать у Лоухи назад Сампо и похищенная ими мельница разбивается на тысячи осколков, падает в море, которое выбрасывает часть этих осколков на берег Калевалы, — Вяйнямёйнен доволен и этими осколками. Он говорит о них:

Вот отсюда выйдет семя,

Выйдут пашни и посевы
И различные растенья!
Блеск луны отсюда выйдет,
Благодетельный свет солнца

В Суоми, сладостной для сердца.

Вопросы и задания

«Калевалы». Подумайте над их содержанием:

1 Элиас Лён рот (1802—1884) — по профессии врач, собиратель народных песен (рун). Опубликовал разрозненные песни в единый, состоящий из 50 рун, героический эпос «Калевала».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *