О чем рассказывают древние руны 7 класс
TESTSOCH.RU
Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):
Карело-финский эпос «Калевала» (7 класс, Коровина, 1 часть, стр. 45)
Размышляем о прочитанном
Прочитайте статью М. Шагинян и текст «Калевалы». Подумайте над их содержанием:
1. Где и когда, по предположениям учёных, сложился Карело-финский эпос? Кто его литературно обработал и записал?
Учёные предполагают, что карело-финский эпос сложился в I тыс. н. э. в среде восточно-финских племён. А обработал его Э. Ленрот лишь в 30-х годах XIX века.
2. Из какого количества рун (песен) состоит композиция «Калевалы»?
Первая из 32, а вторая из 50.
3. О чём рассказывают древние руны?
Древние руны рассказывают о стране богатыря Калевы, о приключениях его сыновей, о мудром старом песнопевце Вяйнямёйнене, о молодом кузнеце Ильмаринене, о забияке Лемминкяйнене, о злой старухе Лоухи, хозяйке северной страны Похъёлы и матери красивых дочерей, за которых сватались герои «Калевалы», и о многом другом.
4. Какие герои «населяют» эпос «Калевала» и какие природные стихии сопровождают их деяния?
Маленькая девочка-рабыня («наймычка из деревни»), легкомысленная красавица из богатого дома Кюлликки, насмешливый запечный мальчишка, «верховный бог» Укко. А сопровождают деяния этих героев такие природные стихии, как мрак, мороз, ветер.
5. Как называются северная и южная точки этой прекрасной страны?
6. Кто, кому и зачем заказал сделать чудесную мельницу «Сампо» и что эта мельница символически обозначает?
Лоухи сказала, что отдаст свою дочь замуж тому, кто выкует эту мельницу по ее рецепту. Она обозначает 4 основных вида хозяйства: охота, два вида животноводства и земледелие.
7. Как шла работа кузнеца Ильмаринена над созданием Сампо? Расскажите об этом, приводя цитаты из текста «Калевалы».
Трудно было работать над мельницей кузнецу. В первый раз получился лук для стрел. (“Он был чудесен на вид, “с золотым сияньем лунным”, но “имел дурное свойство”).
Вместе с рабами он продолжил трудиться. Получилась лодка. (“Но прекрасная лодка имела крупный порок”).
Стараются они в третий раз. Корова вышла красивая, но и снова был изъян. (“Но у ней дурное свойство: Спит средь леса постоянно, Молоко пускает в землю” Руна 10-ая).
В четвертый раз выходит луг. (“Он забирается на чужие земли, бороздит чужой выгон”).
Кузнец и его ломает. Лишь на пятый раз получилась Сампо.
8. Что случилось с Сампо впоследствии?
Сампо помогала Лоухи в хозяйстве, но пришли три богатыря забирать мельницу. Она разбилась на тысячи осколков.
Творческое задание
Расскажите о традициях, трудовых буднях и праздниках героев «Калевалы». Сравните их с героями былин. Что в них общего и что различного? Подготовьте развёрнутый устный ответ на этот вопрос.
Герои “Калевалы” трудились, собирая урожай, а потом в честь этого устраивали праздники с песнями и плясками. Они разводили коров, вспахивали землю. Но верили и в мистические силы.
Герои былин не верили в мистику. Они надеялись только на свою силу. У них не было привязанности к погоде, как у героев “Калевалы”.
Литература и изобразительное искусство
Рассмотрите иллюстрации к «Калевале», чем они напоминают иллюстрации к русским былинам, чем отличаются?
Карело-финский эпос Калевала
Калевала — это народно эпические эпосы, собранные воедино Элиасом Лённротом, финским собирателем народных сказаний.
В этом произведении нету единого сюжета все герои пересекаются лишь однажды либо не пересекаются вообще. Калевалу простыми словами можно описать как сборник рассказов и преданий.
В нём повествуется о создании мира и также о некоторых финских и карельских обрядах.
Как утверждал сам создатель эпоса Элиас, Калевала — это государство где живут эпические герои и происходят все действия.
Что примечательно, в Калевале нет никаких исторических событий.
Нет записей ведения войн, нету даже финского или никакого либо другого финно-угорского народа.
Руны – это восьмисложный стих, без рифмы, но зато с повторением одинаковых или однородных согласных в стихотворении. Это придает ему особую звуковую выразительность.
В настоящее время в финском языке руна означает песню в общем значении.
При столкновении с более развитыми народами у финно-угорских народов в рунах сформировался идеальный фантастический герой без недостатков.
Также большую популярность получили руны-заговоры и магические руны. В произведении Калевала этих рун 50, причём они не как не связанны между собой.
После публикации карело-финского эпоса Калевалы в 1835-1849, интерес к этому жанру возрос, соответственно популярность возросла и у тех, кто исполнял эти произведения, то есть у рунопевцов.
Вот имена некоторых из них, Ларин Параске был ижорским рунопевцом, Ваассила Киелевяйнен являются представителями карельского народа.
Если проводить некую параллель с русской литературой, то этот жанр похож на русские народные сказки, которые собирал А.С. Пушкин.
Что такое эпос
Но что же такое эпос? В первую очередь слово эпос происходит от греческого éżpos. Значение этого слова — повествования и рассказ.
Характерны для этого жанра литературы и некоторые особенности.
Так как, эпос довольно растяжимое понятие то в его состав входят такие эпические жанры:
Народный эпос
В отличии от славянского или германского эпоса, финский эпос пошёл по совсем другому пути развития.
В начале как у всех народов-шаманистов у финнов были простенькие языческие легенды. Они мало чем отличались от других.
Но в VIII—XI вв. во времена скандинавских набегов у финнов стали развиваться нравственны эпические персонажи. В частности, стили появляться идеальные стихийные персонажи и нравственные без недостатков герои.
Основное количество рун сохранилось в финской и Российской Карелии, Архангельской области, на берег Ладоги и в бывшей Олонецкой губернии.
Содержание и главные герои
В Калевале нет единого сюжета и связать эти истории практически невозможно.
Во-первых, калевала это название одной из-двух стран — Калевалы и Похьёлы. В первых 10 рунах рассказывают о том, как появился мир и знакомят с первым персонажем сыном дочери ветра Вяйнямёйненом. С ним будет связанно множество рун и он будет главным героем всей Калевалы.
Далее нам повествуется как создавалась Сампо – волшебная мельница приносящая богатство и счастье. Также в одной из рун рассказывается как появилось железо.
Дальше появляется новый герой, Лемминкяйнен. Он являлся богатырём воинственным и весёлым, занимающийся чародейством и большой любитель женщин.
Потом действие снова возвращается к Вяйнямёйнену и его странствиям в поисках волшебных слов. Они нужны для завершения создания лодки из веретена для его возлюбленной. За то время пока Вяйнямёйнен искал волшебные слова его возлюбленная Дева Севера полюбила кузница Ильмаринена создавшего Сампо.
После подробно описываются свадебные обычаи, какие клятвы дают друг другу жених и невеста, и свадебные песни. Всё это заканчивается на 25 руне.
На 31 руне начинается повествование о печальной судьбе богатыря Куллерво. Он был рабом у одного дома. После был продажи его другим хозяевам Куллерво восстаёт и убивает обеих хозяев и их семьи. После главный герой узнаёт, что его семья жива, и возвращается к ней. Но однажды злые языки устраивают инцест между ним и его сестрой. После того как персонажи узнают о том, что они брат и сестра, то совершают самоубийство.
С 35 руны начинается одно из финальных приключений. Три богатыря — Вяйнямёйнен, Лемминкяйнен и Ильмаринен — решают украсть из страны Похьёл волшебную мельницу Сампо. Для этого они прибегают к хитрости. Вяйнямёйнен создаёт волшебный музыкальный инструмент кантеле, который усыпляет всех северян. После этого они спокойно похищают Сампо.
Но злая владычица Хозяйка Севера строила им козни до тех пор, пока мельница не упала в море. Она посылала на Калевалу мор, бедствия и наводнения. Вяйнямёйнен из остатков Сампы создал ещё более прекрасный музыкальный инструмент. С его помощью герой не только вернул у Хозяйки Севера Луну и Солнце, но и сделал много хорошего для Калевалы.
Сюжеты Калевалы
Вяйнямёйнен, Ёукахайнен и Айно
Один из жителей Похьёлы по имени Ёукахайнен вызвал на состязания богатыря из Калевалы Вяйнямёйнена.
При встрече Ёукахайнен стал всех убеждать что он создатель земли неба и океанов.
Но Вяйнямёйнен, поймал жителя Похьёлы на лжи и с помощью своих волшебных песен заставил Ёукахайнена увязнуть в болоте.
Испугавшись Ёукахайнен предложил богатырю руки свой сестры. Вяйнямёйнен согласился. Однако сестра Ёукахайнена Айно на отрез отказалось выходить за старого богатыря.
Но свадьба была неизбежна. Чтобы не выходить замуж за Вяйнямёйнена она совершила самоубийство, утонув в море.
После смерти Айно стала русалкой, а огорчённый Вяйнямёйнен выловил из моря волшебную рыбку которая поведала ему об этом.
Поход героев Калевалы за Сампо и битва с Лоухи
После смерти жены Ильмаринен решает выковать себе новую жену из серебра и золота, но новая жена всё также оставалась бездушным предметом.
Вяйнямёйнен посоветовал Ильмаринену бросить нелюбимую жену в огонь. Здесь Вяйнямёйнен запрещает людям соблазняться золотом и серебром.
Ильмаринен решает отправиться в Похьёлу и оттуда привезти сестру своей первой жены.
Но семейная жизнь у них не складывается, и Ильмаринен превращает жену в чайку.
Тем временем Сампо делает жителей Похьёлы очень богатыми. Узнав об этом Вяйнямёйнен решает украсть Сампо у хитрой владычицы Похьёлы Лоухи.
В дороге огромная щука останавливает лодку на которой плыли герои. Они вылавливают её готовят и съедают. Из её костей Вяйнямёйнен делает финские гусли кантеле.
По прибытию в северную страну богатыри предложили Лоухи поделить Сампо поровну. Но Лоухи стала собирать армию чтобы напасть на героев.
Тогда Вяйнямёйнен заиграл на кантеле и усыпил всех жителей Похьёлы в том числе и Лоухи. После успешной кражи во время отплытия один из героев Лемминкяйнен от радости во весь голос запел песню, чем разбудил журавля. Птица пробудила ото сна Лоухи.
Узнав о пропаже Лоухи сразу же стала насылать на богатырей различные напасти. Во время одной из них Вяйнямёйнен теряет кантеле.
После воины Похьёлы разбились о скалу, созданную с помощью чародейства Вяйнямёйненом.
Но Лоухи не собиралась так просто сдаваться. Превратившись в огромную птицу, она взяла разбившийся корабль с войнами и отправилась в вдогонку за челном богатырей.
Во время битвы Лоухи взяла Сампо в когти и взлетела с ним, но не смогла его удержать, выронив и разбив его. Большие остатки Сампо дали начло всем богатствам моря, ну а мелкие выловил Вяйнямёйнен и отнёс в Калевалу сделав её жителей очень богатыми.
История
Калевала — это сугубо народное творчество. Большинство рун приходилось записывать напрямую у коренного населения.
Не абсолютно все руны приходилось собирать Элиасу Лённроту. Некоторые руны были уже записано до него. Но именно он первый собрал из в едино и попытался создать единую историю и хоть одну ниточку сюжета.
Первая версия книги вышла 28 февраля 1835 года и вошло в неё всего 500 экземпляров.
Такой малый тираж был обусловлен тем что Элиас считал свою работу недоделанной. На это указывает тот факт, что в книге всего раз встречаются его инициалы без фамилии.
Вторая версия вышла в 1849 году.
Интересное видео: Калевала — карело — финский эпос
Карело-финский эпос «Калевала» вопросы
1-Учёные предполагают, что карело-финский эпос сложился в 1 тыс. н. э. в среде восточно-финских племён ( емь, корела) в период разложения родового строя, внедрения земледельческой культуры и железной техники. карело-финские руны были литературно обработаны только в 30х годах 19 столетия, когда Э. Лёнротом была составлена эпопея «Калевала».
2-Ка́левала» — карело-финский поэтический эпос, состоящий из 50 рунических песен.
3-Руны, составляющие эпос, не имеют единой сюжетной линии, повествование перескакивает с одного на другое, в нём содержатся нестыковки и неувязки.
Древние руны рассказывают о стране богатыря Калевы, о приключениях его сыновей, о мудром старом песнопевце Вяйнямёйнене, о молодом кузнеце Ильмаринене, о забияке Лемминкяйнене, о злой старухе Лоухи, хозяйке северной страны Похъёлы и матери красивых дочерей, за которых сватались герои «Калевалы», и о многом другом. Также среди героев «Калевалы» можно встретить маленькую девочку-рабыню («наймычка из деревни»), легкомысленную красавицу из богатого дома Кюлликки, насмешливого запечного мальчишку, «верховного бога» Укко. Сопровождают деяния этих героев такие природные стихии, как мрак, мороз, ветер.
4-Необычайный мир, полный первобытной прелести, состоит из северной его точки – мрачной страны Похъёлы, и южной его точки – светлой страны Калевы, Калевалы, где живут герои эпоса.
Когда сыны «Калевалы» сватали красивых, но злых дочерей Лоухи, хозяйка Похъёлы объявила, что отдаст свою дочь тому, кто выкует для неё волшебную мельницу-самомолку Сампо, иначе «пёструю крышку». Лоухи делала свой заказ совершенно точно и приложила к нему рецепт его изготовления. Са́мпо (фин. Sampo) — в карело-финской мифологии, единственный в своём роде чудо-предмет, обладающий магической силой, являющийся источником счастья, благополучия и изобилия. Как правило, его представляют в виде мельницы.
О чем рассказывают древние руны 7 класс
Руны – что это?
Руны – общее наименование символов (букв) в древних германских и скандинавских алфавитах. Он разбит на три группы – атта. Каждый атт состоит из восьми рун. Первый германский рунический «алфавит» называется Старший Футарк.
По фонетическим соответствиям рун первого атта – f, u, th, a, r, k, – алфавит и получил свое название. Высекались руны на дереве и камнях, поэтому и формировались как набор прямых полос, которые удобно было выбивать в твердом материале.
Направление письма в основном шло слева направо, хотя в самых ранних надписях часто встречается бустрофедон (от др.-греч. βοῦς – бык и στρέφω – поворачиваю, как движения быка в плуге). Это способ письма, в котором направление чередовалось в зависимости от четности строки – если первая строка пишется справа налево, то вторая – слева направо, третья – снова справа налево, и при перемене направления буквы писались зеркально.
Всего за время исследований на территории Швеции обнаружили около трех тысяч рунических надписей, еще порядка двух тысяч обнаружены в регионах Дании, Гренландии, Норвегии, Исландии и других северных землях.
История рун
Появившись у северных народов еще в начале III века, истинный рассвет руническое письмо получило в христианский период Скандинавии. Несмотря на широкое распространение латинских языков и письменности, сохранились и использовались многие древние алфавиты, в том числе древнеисландский.
Кроме того, руника обогатила латинский алфавит несколькими новыми буквами – они обозначали звуки, которых не нашлось в латыни. Появились даже латиноязычные надписи, выполненных руническим алфавитом. Часто рунами записывали христианские молитвы, либо их начальные слова: «Pater noster» и «Ave Maria».
Подтверждением слияния стали найденные в Швеции и Норвегии записи латинских слов, обозначенные рунами. Часто древнетюркский алфавит также называют рунами. Из-за внешнего сходства символов на камнях периодически «рунами» становится и кёк-тюркская письменность, зародившаяся в VI веке в Сибири, и древневенгерская письменность, и даже гипотетический «древнеславянский алфавит».
Разновидности рун
Смысл самого слова «руна» близок к слову «шептание» на языках Северной Европы. Слово «run» в современном ирландском языке означает «секрет» или «решение» – рунами ирландцы пользовались, для гадания и принятия решений. Но когда появилась необходимость в письменности, система рун легла в основу алфавита. Ученые имеют археологические свидетельства о связи письма и рун. В современном русском алфавите есть 10 букв, по форме соответствующих знакам рун, а в римском алфавите таких букв 13.
В период III века до нашей эры руны распространились из Дании в Скандинавию, а впоследствии – на континент. В настоящее время принято различать несколько видов рунической письменности: общегерманские, готские, англосаксонские, «маркоманнические», исландские, датские, хельсингские и другие руны хоть и похожи друг на друга, но, по мнению рунологов, относятся к различным эпохам и практикам.
Каменные блокноты
Норвежский рунолог А. Листёль в прошлом веке доказал, что руническая письменность не подтверждала принадлежность к каким-либо тайным сообществам, а была общедоступна. Примерами использования рун как «бытовых записок» к XI веку служат такие послания, как «Люби меня, я люблю тебя, Гуннхильд, поцелуй меня, я знаю тебя» и курьерские заметки вроде «Торкель, монетный мастер, посылает тебе перец». В средневековой Европе существовали также и рунические календари.
Создатели рун
Одним из первых мастеров-христиан считается Гуннар (Kunar), живший в начале XI века. Благодаря подписанным мастером двум камням, удалось установить принадлежность ему более сорока работ на основании стилистических, палеографических и языковых особенностей. Еще один эриль, Асмунд Карасон (Asmuntr Karasun), автор 22 подписанных рунических камней XI столетия. Также ему приписывают еще от 24 до 54 камней, опираясь на орфографическое, палеографическое и изобразительное сходство работ.
Русские руны
Создавая в IX веке славянскую письменность, Кирилл и Мефодий взяли за основу родной им греческий алфавит. Первая азбука славян, глаголица, хоть и послужила появлению славянской письменности и литературного старославянского языка, но по причине греческого написания букв позднее была переработана в древний алфавит славян, известным нам как кириллица.
Существование так называемых «славянских рун» сегодня не доказано.До сих пор многими со славянскими рунами отождествляется письменность «Велесовой книги», признанной научным сообществом мистификацией. В XVIII веке заявлялось о находке «венедских рун» на фигурках из храма Ретры, но эти фигурки, как и «Велесова книга», были признаны поддельными.
Руны современности
Руны использовались в символике национал-социалистической партии Германии (две руны S на черном фоне). В общей сложности, по указу Гиммлера в символике СС использовалось 14 из 24 рун старшего футарка, с помощью которых обозначались основные этапы карьерного продвижения по службе и личные характеристики членов организации.
Дж. Р. Р. Толкин создавал для своих книг специальные языки жителей Средиземья, в том числе «Лунные руны» и «кирт», придуманные им на основе Футарка. Программисты наверняка знают, что руны использовались и при создании юникода. Начиная с версии Unicode 3.0 руническим знакам были отведены отдельные позиции (16A0—16F0), а всего занесено 76 рунических символов, включая различные формы одного и того же знака в зависимости от рунического алфавита, в который тот входил.
Изучение карело-финского эпоса «Калевала»
Разделы: Литература
Оборудование: мультимедийный проектор, выставка рисунков.
Приложение 1. Слайд 1–2 (стихотворение о «Калевале»)
Свыше ста лет прошло с тех пор, как карело-финский эпос «Калевала» появился в мировой литературе. Это подлинно народное творение. Различные варианты калевальских рун бытовали в карельском народе, передавались из поколения в поколение из уст в уста. Первоначально это было устное народное творчество. Руны исполнялись певцами, как правило, двумя, которые, взявшись за руки и раскачиваясь в такт пению, рассказывали преданья глубокой старины. Часто пение сопровождалось игрой на кантеле (слайд 3)
Это сокровище народной поэзии дошло до нас в виде цельного эпического произведения благодаря многолетнему труду Элиаса Лённрота (1802–1884), посвятившего ему всю свою жизнь.
2. Сообщение об Элиасе Лённроте (Слайд 4–6)
Много лет тому назад по тихим деревушкам, затерянных в Карельских лесах, бродил человек, одетый в длинный сюртук из грубого сукна да в простые крестьянские башмаки. Добродушный и немного неуклюжий, он вызывал недоумение, так, как всюду, где появлялся, просил об одном – поведать ему народные песни, «руны».
Это был Элиас Лённрот
Скромный сельский лекарь, сын деревенского портного, он глубоко понимал народную поэзию и любил ее. Еще в 1828–1834 годах он совершил несколько поездок в глубь Карелии с целью собирания рун и записал там сотни эпических рун, лирических песен и заговоров. Однажды ему несказанно повезло, встретился ему известный среди односельчан знаток и любитель рун Архипа Пертунен. Легко и плавно лилась речь рунопевца, и вставали перед восхищённым Элиасом бесконечные лесные дебри и их обитатели, люди прекрасные и мужественные. Слушал, записывал всё Лённрот, и не мог надивиться народной мудрости. Вначале это были отдельные руны, но, соединяя их, Лённрот получил целые песни. Из которых получился увлекательный рассказ о жизни в далёкие времена народа – труженика, народа – творца.
Выбрав из них лучшие и, присоединив к ним некоторые из ранее записанных народных рун, он опубликовал в 1835 году первое издание эпоса под названием «Калевала, или старые руны Карелии о древних временах финского народа».
Лённрот, однако, не удовлетворился этим неполным собранием, куда вошло 12078 стихов, и с неослабевающей энергией продолжал поиски рун в беломорской Карелии (1835–1837) и в тогдашней финляндской Карелии и Олонце (1841–1842). Он мог также пользоваться увеличивавшимся из года в год запасом записей других собирателей рун. Выбрав лучшие из многочисленных вариантов и готовых циклов, Лённрот соединил их, следуя в этом отношении традициям народных певцов и учитывая некоторые их указания. Так был составлен окончательный текст «Калевалы», вышедший в свет в 1849 году и содержащий пятьдесят рун (22 795 стихов).
То обстоятельство, что «Калевала» в окончательном виде составлена Лённротом, не дает оснований отрицать народный характер эпоса: Лённрот составил «Калевалу» из подлинных народных рун и, сводя их воедино, соблюдал верность духу народной поэзии Карелии.
Руны, вошедшие в «Калевалу», являются настоящим – творчеством народа. Певцы рун были не профессионалами, а простыми людьми из народа, певшими руны из поколения в поколение, на досуге, после тяжелого труда.
3. Запись темы (слайд 7)
4. Словарная работа (слайд 8)
5. Знакомство с историей Карелии (слайд 9–12)
6. Работа с произведением
Учитель: Познакомимся с героями. Послушаем сообщения о главных героях.
Сообщения учащихся о главных героях «Калевалы»
Вяйнямёйнен (Слайд 13)
Вяйнямёйнен – знаменитый песнопевец, который становится победоносным предводителем своего народа в борьбе против черных сил Похъолы.
В рунах он выступает также в качестве работника, наделенного самыми разносторонними способностями: пахарем, охотником, рыбаком, создателем кантеле, исцелителем больных, строителем лодки и опытным моряком. Но прежде всего он несравненный песнопевец.
В состязаниях по пению, на которые Вяйнямёйнен был вызван завидовавшим его искусству похьольским хвастуном Ёукахайненом, пение Вяйнямёйнена раздается так мощно, что вспенилась вода в озерах, затряслась земля повсюду, горы медные качнулись, скалы надвое распались, камни раскрошились мелко.
Слава Вяйнямёйнена основывается не только на искусстве пения, но также и на глубине его познаний. Среди народа он слывет «прорицателем», который обладает способностью заглянуть в прошлое и в будущее. Певцы рун рассказывают чудесные истории о его путешествиях в поисках знаний. Он ходил в подземное царство к усопшему исполину Антеро Випунену и выведывал у него древние руны и заклинания.
Весьма колоритен и характер Вяйнямёйнена. Мы видим, как он, истерзанный морскими волнами, плачет от бессилия, но мы также видим его твердо стоящим на корме своего челна во время бушующего шторма. Мы видим его иногда увлекающимся женихом, а в других случаях наставником народа. То он поддается власти нежных мелодий своего кантеле, то он как мужественный герой рвется в бой.
Смелость и решительность сочетаются в Вяйнямёйнене со спокойной рассудительностью. Он – воплощение мудрости. Когда в руне его называют «старым, верным», то под этим, очевидно, подразумевается, что он опытный и надежный. Задумывая великое дело, Вяйнямёйнен тщательно готовится к свершению его. В минуту опасности он действует решительно и смело, и тогда оказывается, что этот старый герой доблестью превосходит других.
Он инициатор и руководитель похода героев Кале валы за Сампо. Его мудрость и подвиги имеют решающее значение как на различных этапах этого похода, так и во всех последующих боях за спасение народа Калевалы от злодеяний Лоухи.
Илмаринен (слайд 14)
Илмаринен – знаменитый кузнец Калевалы. Это – статный мужчина цветущего возраста. Он молчалив, спокоен и всегда серьезен. Илмаринен медлителен в действиях и нелегко берется за новое дело, если оно не относится к кузнечному мастерству.
Но в кузнице он – в своей стихии. Он кует целыми днями, нередко забывая на долгое время об окружающем мире. Оп кует мечи, копья, плуги, косы, ножи, при надобности даже кольца и прочие женские украшения. В своем ремесле он подлинный виртуоз, который в работе над лучшими своими созданиями охвачен творческим вдохновением. Однажды Илмаринен создал из золота и серебра настоящую скульптуру – прекрасную девицу, глядя на которую он и сам восхищается.
Величайшим творением Илмаринена является Сампо. Именно за это карельский народ в своих рунах веками прославлял кузнеца Илмаринена. В «Калевале» повествуется и о других подвигах Илмаринена, благодаря которым он получил руку девицы Похьолы: о том, как он вспахал змеиное поле, взнуздал страшного медведя и как при помощи выкованного из железа огнеликого орла поймал в реке смерти чудовищную щуку (девятнадцатая руна). Во время похода героев за Сампо, как и в других случаях, Илмаринен является самым близким соратником Вяйнямёйнена, его верным товарищем по оружию. Он не наделен качествами вождя, но он мужественный и непоколебимый воин, не говоря уже о его незаменимости в роли превосходного оружейного мастера калевальцев.
Лемминкяйнен (слайд 15)
Лемминкяйнен – молодой удалой боец. Мать, очевидно, баловала его в детстве, и он вырос беззаботным и ветреным юношей. Лемминкяйнен увлекается плясуньями-девицами, в то же время он отличный лыжник и искусно владеет мечом. Он бесстрашный смельчак, идущий навстречу опасностям. Но у него отсутствует рассудительность Вяйнямёйнена и серьезность Илмаринена; к тому же он любит побахвалиться. Однако Лемминкяйнен обладает живостью и чувством юмора, качествами, которыми не одарен Илмаринен.
Несмотря на слабости и недостатки характера Лемминкяйнена, народ явно благоволит к нему и любуется им. Почему? Потому, что он наделен храбростью и готов в любой момент ринуться на черные силы Похьолы, полагаясь на свою доблесть и свой сверкающий меч. В рунах о Лемминкяйнене карельский народ создал необычайный образ удалого, дерзкого и искусного воителя.
Вместе с тем народ отнюдь не одобряет безрассудство и неосторожность Лемминкяйнена, его бахвальство. Эпос прямо не упрекает его в этом, но показывает, как необдуманные поступки Лемминкяйнена приводят к печальным последствиям. Это воспринимается как укор его поведению.
7. Работа с текстом
Любая мифология начинается с мифа о происхождении мира. Как же объясняет происхождение мира «Калевала»?
Прослушивание текста «Рождение мира» в аудиозаписи (Приложение 2):
Работа по содержанию (перед детьми лежат тексты печатные), записи в тетради (слайд 18–19)
Чтение текста «Рождение огня». Беседа по содержанию
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Что такое «Калевала»?
Отгадаем кроссворд, проверим, что вы запомнили (слайд 20)
9. Итог урока (слайд 21–22)
10. Домашнее задание (слайд 23)
Иллюстрации к произведению нарисовать, читать следующую главу.