О чем рассказывать на собеседовании о себе
Примеры рассказа о себе на собеседовании
Вы ищете работу, разослали резюме, и вас наконец пригласили на собеседование. Скорее всего, вы будете испытывать волнение, которое может повредить вам в беседе. Если вы будете чересчур зажаты, у рекрутера может не создаться о вас благоприятное впечатление. Чтобы эффектно подать себя и правильно подготовить рассказ о себе на собеседовании, пример которого приведен ниже, подскажут правила поведения.
Рассказ о себе на собеседовании: основные рекомендации
Существуют правила, ориентируясь на которые, нужно вести себя на собеседовании и рассказывать менеджеру о себе. Примите на вооружении некоторые советы:
Постарайтесь не пересказывать собственное резюме и найдите какие-то фразы, которые будут вас характеризовать положительно. С вашим резюме рекрутер и без того уже ознакомился. Теперь ему интересна ваша личность, ваш склад ума – а продемонстрировать все это можно только в личном общении.
Рассказ о себе на собеседовании: самое главное за 1 минуту
Пример рассказа о себе на собеседовании
«Меня зовут (так-то и так-то), мне … лет. Я женат (уточните свое семейное положение). Окончил институт (назовите свой ВУЗ). В свое время выбрал именно эту специальность (назовите ее в соответствии с требованиями вакансии), потому что она дала мне возможность для профессионального развития. Ваша вакансия меня очень заинтересовала, потому что работа у вас позволит мне совершенствоваться и впредь. Мне кажется, что мои знания вашей компании пригодятся. Дело в том, что я хорошо умею (перечислите свои навыки). Кроме того, мне нравится работать в команде, я коммуникабельный и целеустремленный человек. Быстро обучаюсь, люблю узнавать что-то новое. Из моих увлечений можно перечислить спорт, чтение, путешествия. Кстати, именно любовь к путешествиям у меня часто сочетается с работой: я никогда не отказываюсь от командировок. Наверное, этого достаточно для рассказа. Если у вас есть вопросы, я на каждый из них готов ответить».
Пример краткого рассказа о себе на собеседовании
«Здравствуйте. Основные сведения обо мне вы уже знаете из резюме. Могу немного рассказать о себе. Мне … лет, по специальности я работаю уже … года. Получать высшее образование по этой специальности решил осознанно, так как мне нравится профессия и то, что она может дать. Я стараюсь развиваться всесторонне, люблю получать новые знания. Поэтому работа в вашей компании окажется для меня очень полезной. А я, в свою очередь, все свои имеющиеся знания приложу для того, чтобы компания становилась еще перспективнее, а ее доходы росли. Там, где я работал раньше, мне удалось добиться существенных результатов (перечислите их). Прежнее место работы мне очень нравилось, но я хочу продвигаться вперед. Думаю, именно ваша компания мне такую возможность даст».
Ни в коем случае не озвучивайте менеджеру такие фразы, как:
Заранее продумайте свою презентацию. Это поможет вам подготовиться к собеседованию и избежать волнения.
О чем рассказывать на собеседовании о себе
Успешная самопрезентация на собеседовании — это умение ярко и системно рассказать о своем опыте, ключевых компетенциях и навыках, о том, какие задачи вы умеете решать и как это может быть полезно компании, а также внятно говорить о своей мотивации и карьерной стратегии. Качественная подготовка увеличивает ваши шансы на оффер в разы.
Многие привлекают для подготовки к собеседованию карьерных консультантов: по статистике платформы Skilldrive, до трети обращений содержат именно этот запрос. Консультанты зачастую — опытные HR, и поэтому они знают, как собеседования устроены изнутри. Но до разбора уникальных деталей каждого конкретного клиента, возникают общие ошибки, с которыми мы часто сталкиваемся. Поэтому мы собрали 7 ключевых этапов на основе личного опыта.
В открытых источниках можно всегда найти информацию:
Внимательно прочитайте описание функционала. Сразу сформулируйте, какие ваши компетенции и навыки наиболее релевантны требованиям. Именно о них в первую очередь и надо говорить на собеседовании. Не пытайтесь «вывалить» на интервьюера весь ваш богатый опыт. Сфокусируйтесь на главных результатах и достижениях за последние 1-3 года.
Вопрос «Расскажите о себе» задают в 99% случаев. Основная цель — посмотреть, как вы структурируете информацию, насколько емко и понятно можете презентовать свой опыт.
Ошибка — начинать рассказ о том, как вы окончили вуз 20 лет назад и как строилась ваша карьера на протяжении всего времени. Биографическая справка никому не нужна.
Хороший ответ на этот вопрос предполагает 4−5 емких предложения о текущей экспертизе, ключевых компетенциях, значимых цифрах, достижениях и мотивации.
На собеседовании важно продемонстрировать не только свои профессиональные компетенции, но и желание работать именно в этой компании.
Неумение четко донести свою мотивацию часто является причиной отказа. Люди не видят у вас пресловутый «блеск в глазах».
Отвечать на вопрос «почему вы хотите у нас работать?» в духе «вы крупная и стабильная компания» только раздражает собеседников.
Заранее сформулируйте ответы на вопросы:
Если вам не хватает информации, задавайте вопросы по ходу собеседования. Помните, что собеседование — это диалог на равных. Вас тоже должны заинтересовать и «продать» вам эту вакансию.
Есть набор вопросов, которые вам в той или иной форме точно зададут на собеседовании. Если вы подготовите на них грамотные ответы — это 90% успеха.
Перечислим самые популярные:
Основная ошибка соискателей — рассказывать о своем опыте слишком описательно и без конкретики.
Несколько простых правил:
В завершение беседы важно подтвердить свой интерес к вакансии и задать уточняющие вопросы.
Отсутствие вопросов или вопросы не по существу всегда удивляют, а иногда и обижают представителей компании. Не надо спрашивать о наличии парковки на первом собеседовании. Уточните, например, про KPI должности, про годовые планы департамента или компании в целом.
«Мой опыт в редактуре — 3 года, а в целом над созданием текстов я работаю уже 7 лет. Начинала, как SEO-копирайтер в агентстве интернет-маркетинга, через год ушла на фриланс: делала интервью, лайфстайл-статьи, тексты на Яндекс. Дзен, вела соцсети и готовила email-рассылки. Я попробовала разные ниши и форматы, в итоге сосредоточившись на экспертных статьях для блогов и бренд-медиа. Из интересного: работа автором в Skillbox Media и консалтинговом бизнесе из Дубая, а редактором — в компании-разработчике CRM.
Кроме того, два года я работала редактором ежедневного выпуска новостей для крупного железнодорожного холдинга. Начинала, как переводчик-копирайтер, затем собрала команду и выстроила рабочие процессы. Благодаря в том числе моим усилиям, проект развился и теперь уже охватывает несколько новостных направлений.
Мне нравится менеджерить проекты, это моя сильная сторона: следить за сроками, быстро давать фидбек авторам, искать новых людей в команду и разруливать любые форс-мажоры. Еще очень люблю верстать тексты — два года публиковала статьи на WordPress, на базовом уровне владею HTML & CSS. Проходила курсы по веб-дизайну для начинающих. Поэтому я считаю, что подхожу для позиции редактора-менеджера и смогу наладить регулярный выпуск статей, параллельно развивая ваши площадки и дистрибуцию контента».
Вы разузнали все о компании, вакансии и коллективе, подготовили рассказ о себе. Теперь нужно подумать о том, как себя презентовать на собеседовании. Предлагаем краткий список советов.
Самопрезентация: как вести себя на интервью?
Кому рассказывать
Всегда берите в расчет целевую аудиторию: какой стиль общения принят в компании? В молодом коллективе с расслабленной атмосферой и в строгой корпорации с дресс-кодом от вас будут ждать разного поведения. Не изменяйте себе: если коллектив вам не подходит, стоит задуматься, а так ли хочется здесь работать? Чтобы построить долгосрочные рабочие взаимоотношения, лучше оставаться искренним, не притворяться кем-то другим и не скатываться в манипуляции, потому что со временем обман все равно станет явным.
Меняйте манеру поведения по ходу беседы или выступления. Если слушатели демонстрируют нетерпение и, например, барабанят пальцами по столу, возможно, вы немного увлеклись и вас занесло. Лучше сбавить темп и спросить, в правильном ли направлении двигается ваш рассказ. Если собеседник заскучал, имеет смысл добавить в речь динамики и конкретных примеров или же задать вопросы. Как и в любом общении, главное — внимание и отзывчивость. Тогда найти общий язык получится с любым человеком.
Что рассказывать
Поздоровайтесь и представьтесь. Заранее подготовьте «саммари» — краткое описание, из которого будет ясно, что вы за специалист. Например, «строитель прочных карточных домиков с десятилетним стажем». Напишите несколько формулировок, выберите лучшую и научитесь бегло ее произносить.
Чем вы занимаетесь? Этот вопрос требует очень простого, конкретного ответа. Если вы скажете, что занимаетесь всем или множеством не связанных на первый взгляд вещей, то у вашего потенциального инвестора может сложиться впечатление, что вы ничего не умеете делать как следует (и нет смысла вкладывать в вас деньги). Цитата из книги Гарри Беквита, Кристин Клиффорд Беквита «Сам себе бренд. Искусство самопрезентации»
Упомяните о выдающихся результатах. Если у вас уже есть опыт работы, то и успехи обязательно должны найтись.
Подготовьте конкретику: факты, примеры, числа. Сколько проектов было сделано, какие цели достигнуты, за какое время? Если требуется представить свои идеи, они тоже должны быть конкретными. Хорошо, если у них будет визуализация. Чтобы подготовить ее, не обязательно делать презентацию в поднадоевшем PowerPoint, можно воспользоваться сервисами Vizualize.me и Piktochart, которые позволяют работать с шаблонами, либо создать целый мультфильм с помощью Plotagon.
В финале сказок есть «. и стали они жить, и добра наживать», а самопрезентация должна заканчиваться очерчиванием перспектив: «. вот чего мы сможем достичь вместе».
Как рассказывать
На что обращают внимание другие — в частности, совет директоров и работодатель — и как в связи с этим следует себя вести? Мы попросили рассказать об этом специалистов по риторике и ораторскому искусству, которые поделились практическими советами.
Айнур Зиннатуллин, персональный тренер по публичным выступлениям первых лиц компаний и предпринимателей
При встрече человеку требуется четверть секунды, чтобы вынести окончательное решение: получите вы желаемую должность или нет.
Ученые провели эксперимент, в ходе которого использовали магнитно-резонансные томографы и могли наблюдать за тем, как мозг обрабатывает информацию. Когда испытуемым показывали фотографию человека, происходило следующее: сначала у них почти мгновенно активизировалась зрительная область коры, а четверть секунды спустя — префронтальная область, где находится центр принятия решений. Да, это происходит очень быстро. Давайте подумаем вместе, что вы успеете сказать за 0,25 секунд? Ничего.
Таким образом, правильных слов не существует, остаются только невербальные инструменты влияния — интонация, ваш внешний вид, первое рукопожатие.
Рукопожатие. Вспомните прямо сейчас, когда вы в последний раз здоровались с человеком, у которого были мокрые, холодные руки? Мало того что после нужно незаметно вытереть ладонь, чтобы не обидеть человека, но и сама коммуникация становится «холодной»: волнуется — значит, что-то скрывает. Вы хотите производить такое впечатление? Думаю, что нет. Для этого ладони нужно держать сухими и теплыми. Носите с собой антисептик для рук на спиртовой основе (не антибактериальный) который мгновенно высушит ладони, когда у вас нет доступа к раковине, чтобы вымыть руки. После остается только потереть их между собой, чтобы сделать теплыми.
Глаза. Что касается взгляда, сформировалась и просочилась в массы точка зрения, что во время собеседования нельзя смотреть в глаза человеку — только в район между бровей, так называемый «третий глаз». Ну, друзья, мы же с вами не японцы, которые избегают прямого взгляда и смотрят только на шею. Смотрите вашему собеседнику в глаза, говорите правду и ничего кроме правды. Так вы избежите «бегающего взгляда», который обычно скрывает неуверенность в себе.
Голос. То, как вы говорите, оказывает глубочайшее влияние на восприятие сказанного вами и даже на восприятие вас самих, причем это происходит не только в первые секунды общения, но и на протяжении всего разговора. Один из наиболее быстрых способов развить глубокий, бархатистый голос — проговаривать текст сквозь сомкнутые зубы с расслабленными губами. Достаточно десяти минут практики в день, чтобы увидеть разницу через неделю.
Екатерина Гальчук, руководитель школы риторики и дипломатии Dispute, специалист по риторике
Часто первое впечатление о человеке складывается еще до того, как он произнес первое слово. Поэтому нужно следить за тем, что говорит о вас ваше тело. Как ведут себя руки: теребят край одежды, прячутся за спину или заняты делом — жестикулируют. Никаких скрещенных на груди рук, никаких «переминаний» с ноги на ногу. Поза должна быть уверенной.
Помимо тела, нужно контролировать свой голос. Человеческий слух не переносит напряженные высокие голоса. Старайтесь говорить спокойно, не «тишить» и не говорить особенно громко.
Но вот пришло время первого слова. Никаких тяжелых распространенных предложений. Чем длиннее ваша мысль, тем сложнее собеседнику ее понять. В устной речи предложения должны быть короткие. Избегайте различных союзных слов: потому что, если, хотя, чтобы и прочие. Вместо: «Я хочу работать в вашей компании, потому что считаю, что именно вашей компании в будущем я смогу принести пользу», лучше говорить: «Я хочу работать у вас. Я буду полезен вашей компании».
И главное, в любом разговоре и тем более публичном выступлении меньше думайте о себе. Мысли «Как я выгляжу со стороны?» и «Я так боюсь им не понравиться!» сбивают с пути к цели.
Александр Рандэльф, руководитель студии риторики и ораторского искусства «РитОрИс»
Выступая и общаясь, люди делятся друг с другом информацией, которая передается двумя «вещательными пакетами» одновременно. С одной стороны, мы узнаем немало нового друг о друге по словам. С другой стороны, нас информирует поведение нашего визави.
При этом не только в области поведения, но и в области подбора лексики у многих людей есть «зоны упущения» — те стороны, за которыми человек никогда не следил и не пытался их корректировать. Для создания оптимального впечатления нам важно учитывать ряд основополагающих факторов, которые будут влиять на оценку нас как личности, по ним нам выставят «психологический балл» — порой гораздо более важный, чем «балл информационный».
Зрительный контакт. Чаще смотрите в глаза собеседникам. При этом зрительный контакт должен быть приятным, доброжелательным. Я советую побеседовать для начала с зеркалом, понаблюдать за своим выражением лица, поработать с мимикой. Очень лёгкий прищур в уголках глаз и еле заметная улыбка создадут ощущение дружественности, позитивного настроя.
Раскованная пластика. Заметная напряженность в теле говорящего может вызвать сомнения в его искренности и компетентности. Если вам нравится танцевать, то, отправляясь на важные переговоры, включите музыку и отдайте ритму все накопленные мышечные зажимы. Если же Терпсихора — не ваша муза, стоит как минимум проделать гимнастику. Я рекомендую заняться гимнастикой Стрельниковой. Она повысит настроение и улучшит звучание голоса.
Звучание речи. Через аудиальный канал (голос и дикция) о нас также транслируется немало информации. Внятная дикция — признак уверенности, психологического благополучия. Для тренировки речевого аппарата желательно сделать хотя бы несколько упражнений:
Желательно также следить за дыханием. Брюшное (нижнее) дыхание говорит о спокойствии человека, его эмоциональной силе, стрессоустойчивости. Для активизации голоса упражняйтесь в криках. Тогда и в тихом звучании голос ваш будет лидерским, более убедительным.
Лексика. У многих людей есть привычка использовать в речи слова, выдающие сомнение, нерешительность. Различные «не знаю», «наверное», «может быть», «ну», «вроде бы», «скорее всего», «как бы» часто портят впечатление.
Подобное начало делает уже не столь существенным все, что прозвучит после. Если, конечно, потом вы не скажете: «Я основал компанию «Майкрософт»».
Включайте на смартфоне диктофон, записывайте и прослушивайте свою речь. А когда это возможно, записывайте себя на видео. Так вы быстрее начнете замечать, в какую сторону нужно развиваться, и будете более чутко следить за собой в профессиональном и бытовом общении. Кстати, начинать лучше с оптимизации последнего, ведь это сделать проще. Позитивные изменения начнут сами переходить в область деловых коммуникаций.
Как рассказывать о себе на собеседовании
Когда меня спрашивают, что в первую очередь нужно знать о прохождении технического собеседования, я всегда отвечаю одинаково: приготовьтесь говорить.
Собеседование — это стрессовая ситуация, и этот стресс может повлиять на вашу способность к общению. Вы не продумываете всё как следует. Не всегда заканчиваете предложения. Смеётесь совершенно невпопад. Вы настолько далеко уходите от темы, что даже не можете вспомнить, о чём шла речь. А иногда в отчаянии просто бросаете все свои карты на стол.
Подготовка к беседе направлена не на то, чтобы заполнить время, а на то, чтобы определить, что именно следует о себе рассказывать. Взгляните на проблему с другой стороны и представьте, что это вы принимаете кого-то на работу; что бы вы хотели узнать о собеседнике? Вот мой список:
Подготовка
Возьмите пачку листков для заметок и на каждом листке напишите задачу, над которой вы работали, или проект, которым руководили. Ниже одним предложением опишите свою главную цель, а далее составьте список основных инструментов, позволивших вам её достичь. Представьте, что добавляете метки под вопросом на Stack Overflow. Ниже запишите как можно больше решений, которые вы пробовали применить, но потерпели при этом неудачу; в этом списке должно быть как минимум 5 таких решений, если только их и в самом деле не было меньше (что вполне нормально). И наконец внизу запишите то решение, которое в итоге сработало.
Теперь переверните листок. Сверху одной фразой опишите, что самое важное вы узнали из этого проекта. Записывать нужно только наиболее значимую идею, позволившую найти решение проблемы. Если проблема ещё не решена, пусть это будет последняя из возникших идей. Далее одной строкой запишите, откуда эта идея появилась. Повторяйте этот алгоритм, пока листок не будет заполнен.
Люди часто говорят мне, что не знают, о каких задачах или проектах захотят услышать их собеседники. Так вот, они захотят услышать о том, что написано в материалах, которые вы им предоставили. Если вы прислали им резюме, ждите вопросов о том, чем вы занимались на предыдущих местах работы. Если поделились с ними ссылкой на свой профиль на Github, вопросы будут о ваших проектах. Если вы дали им ссылку на свой аккаунт на Stack Overflow, вас будут спрашивать о предоставленных вами ответах.
У вас должен быть по крайней мере один листок на каждый указанный вами проект, а в идеале — по одному на каждый пункт, приведенный по каждому из этих проектов. Заполните листки по всем проектам на Github, над которыми вы работали за последний год. Что касается вопросов на Stack Overflow, просто будьте в курсе своих самых популярных вопросов и ответов (нет нужды заполнять для каждого отдельный листок). Таким образом вы подготовитесь к ответу практически на любой вопрос, который вам могут задать.
Вот пример заполненного листка для одного проекта из моей «Истории разработчика».
Рецепт хорошей истории разработчика
Теперь, когда у вас есть шпаргалки ко всему, о чём может пойти речь на собеседовании, самое время отрепетировать то, что вы будете говорить. Мало иметь под рукой листки со всей нужной информацией, нужно ещё уметь её преподнести в виде увлекательной истории. К счастью, этому тоже можно научиться.
Будьте конкретны
В основе хорошей истории разработчика лежит беседа, в которой один человек сообщает другому знания, которые могут быть тому интересны или полезны в его собственной работе. Разговор, как правило, увядает, когда собеседнику не за что зацепиться, поэтому крайне важно избегать подобных ситуаций. Масштабные идеи хоть и кажутся захватывающими и помогают продемонстрировать ваш недюжинный ум, однако не забывайте, что ваша цель — побудить собеседника постоянно задавать вопросы. А лучший способ это сделать — быть конкретным.
Эта сцена из фильма «Мир Уэйна» прекрасно иллюстрирует мысль о том, что не нужно говорить общими фразами. Человек не знает, как ответить, потому что ему не за что ухватиться. Если бы он сказал не «я обожаю тебя, чувак», а «я обожаю твою футболку, чувак», тогда Гарт легко сумел бы продолжить разговор, точно зная, о чём говорить дальше. («Да, я купил её на концерте в Рено, где ударник был на таких офигительных. » — в общем, вы поняли мысль.) Сосредоточьтесь на конкретных идеях и избегайте общих. А ещё обязательно расскажите о тех обстоятельствах, которые привели вас к той или иной идее.
Начните с ключевой фразы
Хорошая история разработчика начинается с ключевой фразы. Первое предложение должно заинтересовать другого человека и по возможности заставить его гадать, о чём пойдет речь дальше.
«Я создал веб-интерфейс, при помощи которого разработчики могут сообщать о своих идеях», — это неудачная ключевая фраза. После неё тот, кто проводит с вами собеседование, по сути, может двигаться лишь в двух направлениях: «О какого рода идеях разработчиков идёт речь?» и «Какие технологии вы использовали при создании этого интерфейса?» Ни один из этих вопросов не приведёт к рассказу о тех интересных вещах, которыми вы занимались. Заговорив о разработчиках, вы поведёте речь не о себе, а о совершенно других людях. Да и пользовательский веб-фреймворк, с помощью которого был создан интерфейс, до вас использовала масса людей. Но ведь всё самое интересное в вашем проекте наверняка не связано с тем, какой фреймворк вы использовали?
«Я объединил 7 наборов данных с интерфейсом Google Карт, что позволяет отделу продаж в реальном времени получать отчёты о количестве разработчиков по всему миру». Вот теперь у вас, вероятно, возникло множество вопросов, и все они касаются моей работы над этим проектом. Мы готовы начать беседу, потому что я привёл конкретную информацию, которая четко выделяет 3-4 интересных аспекта моего проекта. В этом и заключается разница между использованием ключевой фразы и любым другим привычным способом рассказать о себе.
Рассказывайте с конца
Как правило, реальные истории рассказываются в обратном хронологическом порядке. Именно поэтому мы начинаем с ключевой фразы. А вот отрепетированные истории, наборот, рассказываются в прямом хронологическом порядке. Если вы ведёте рассказ от прошлого к настоящему, для собеседника это явный признак того, что вы пересказываете что-то заученное и, что весьма вероятно, ваша история не совсем правдива. Опытный наниматель заставит вас вести рассказ от настоящего к прошлому, непрестанно задавая дополнительные вопросы о том, что его особенно заинтересовало. Если вы действительно в курсе того, что и как происходило, для вас это не будет проблемой, поскольку вы хорошо знаете, о чём говорите. Главное, не забывайте, на чем вы закончили свой основной рассказ, чтобы потом могли вернуться к этому месту.
Если же вас просят остановиться на чём-то подробнее, а вы вместо этого пытаетесь продолжить свой рассказ, это с головой выдаёт вашу неискренность. Возможно, вы говорите о решении, принятом кем-то другим, как о своём собственном, или пытаетесь создать впечатление, что знаете больше о том, как работают используемые вами инструменты, чем это есть на самом деле. Это, может, и не совсем ложь, так ведь и недомолвки — тоже не совсем правда. Неискренность на собеседовании — плохая идея, и, если компания хоть что-то смыслит в собеседованиях, вас, скорее всего, уличат во лжи. Однако хочу отметить, что, даже если вы попали в такую ситуацию, это не означает неминуемый провал. Просто впредь постарайтесь более тщательно формулировать свои ответы на вопросы и говорить только о том, к чему вы действительно имели непосредственное отношение. Если вас поймают дважды, на этом собеседование, пожалуй, закончится.
«По большому счёту, никого не волнует реальное решение; в качестве рабочего навыка гораздо большее значение имеет не знание ответа, а то, как вы к нему пришли».
Итак, ключевую фразу вы уже сообщили. О чём говорить дальше? Дальше очередь за вашим собеседником, который должен подвести вас к более подробному рассказу о 2-4 интересных моментах, заключённых в вашей ключевой фразе. Как только вас спросят о чём-то конкретном, вспомните свой листок и расскажите о том, что вы пробовали и что не сработало. По большому счёту, никого не волнует реальное решение; в качестве рабочего навыка гораздо большее значение имеет не знание ответа, а то, как вы к нему пришли. В этом и заключается разница между вашим умением работать над задачей и простым знанием ответа. Если вы и правда знали ответ, лучше расскажите о составляющих вашего решения и о том, как они все сработали вместе. Но в большинстве случаев вас нанимают для решения проблем, и именно поэтому нужно рассказывать о том, что вы пытались сделать и что при этом не сработало.
Есть и ещё одно преимущество в рассказе о предпринятых вами попытках. Как только вы произнесёте ключевую фразу, ваш собеседник начнёт гадать, как вы решили проблему. Возможно, вы выбрали путь, отличный от того, о котором подумал он, и потому, рассказывая о том, как вы пришли к тому или иному решению, вы сообщаете собеседнику важные знания. Расскажите о своих идеях, особенно если вы и правда пробовали их применить. Сделайте упор на ключевых идеях, которые вели вас к каждому последующему шагу. Как человек, проводящий собеседования, и как разработчик, я действительно люблю узнать парочку новых вещей в ходе беседы. И это приводит нас к следующему пункту…
Не гадайте о том, что знает ваш собеседник
В большинстве случаев вы и понятия иметь не будете о том, что знает человек, проводящий с вами собеседование. Вы не будете знать, с какими языками он знаком, какие задачи привык решать или какими инструментами владеет. Вам придётся немного побалансировать, чтобы с толком использовать отведённое время. Вы должны допустить, что некоторые вещи вашему собеседнику известны; скорее всего, он знает, чем зарабатывают на жизнь разработчики, и умеет решать поставленные задачи. Регулярно делайте паузы в своём рассказе, чтобы убедиться, что он не утерял нить повествования. Используйте для этого язык тела, прислушивайтесь к словам согласия вроде «да» или «так», периодически звучащим во время вашего рассказа. Можете даже остановиться и прямо спросить у своего собеседника, всё ли ему понятно, или он хотел бы получить более подробные разъяснения по тому или иному вопросу.
Если вы слишком углубитесь в свой рассказ, не убедившись, что вас по-прежнему понимают, то собеседник может прийти к выводу, что вы просто не умеете объяснять. Активно показывайте свою заинтересованность в том, чтобы слушатели понимали, о чём вы говорите. Таким образом и вам будет намного комфортнее, и они будут чувствовать, что чему-то научились.
Точно так же постарайтесь не делать предположений о том, что интересно вашему собеседнику. Не отзывайтесь плохо ни о чём из того, что вы делали, потому что именно это может быть для него интересным. Даже если вам что-то кажется простым или наивным, об этом всё равно можно поговорить интересно. В наше время у разработчиков есть сотни специализаций, и тот факт, что вы претендуете на должность веб-разработчика, вовсе не означает, что ваш собеседник знает CSS или некоторые функции javascript так же хорошо, как и вы. Если что-то в беседе с вами его увлечёт, постарайтесь всеми способами поддержать этот интерес.
Беседуйте, а не проходите собеседование
Если вы этого ещё не поняли, собеседование должно быть действительно беседой. Правда заключается в том, что вы не знаете, что именно заинтересует слушателей в предоставленных вами материалах или ваших словах. Не знаю этого и я. Сделайте всё возможное, чтобы увлечь их своей работой, и, если они не кусаются, возьмите инициативу в свои руки и сами спросите, о чём бы они хотели услышать. Это ещё один случай, когда помогает конкретика. «О чём вам рассказать?» — это пример неудачного вопроса. «Есть ли что-то в моём резюме, что показалось вам интересным?» — вот это уже намного лучше. Подобный вопрос покажет, насколько хорошо они сами подготовились к собеседованию. И если вам ответят что-то вроде: «Я не увидел там ничего интересного», то за этим должен немедленно последовать ещё один вопрос: «Тогда что я вообще делаю на этом собеседовании?» Постоянно пытаться угадать, что интересно вашим слушателям, — это пустая трата времени; куда лучше просто спросить. Если они не хотят говорить с вами о конкретных вещах, вероятно, они сами не подготовились к собеседованию.
Репетируйте
Репетиция собеседований — это моя любимая часть. Просто пойдите и поговорите с другими разработчиками о своей работе. Начните с ключевой фразы. Будьте конкретны, и когда вам зададут вопросы, расскажите о том, что вы делали, в обратном хронологическом порядке.
Постарайтесь запомнить несколько важных моментов: в разговоре с людьми используйте информацию с 5-10 своих листков; одного недостаточно! В большинстве компаний вам придётся пройти 3-5 собеседований; убедитесь, что вы не повторяете один и тот же материал разным людям, ведь они будут сравнивать свои заметки. Во время своих репетиций запоминайте вопросы, которые вам задают. В ходе реальных собеседований вы услышите практически те же самые вопросы, так что, отвечая на них несколько раз, вы, по сути, учитесь говорить естественно. Отслеживайте также эмоциональные реакции собеседников на свои слова. Приучайте себя говорить то, что людям интересно и о чём они хотят услышать больше.
Интерес к компании, нанимающей вас, прямо пропорционален интересу людей, проводящих собеседование, к тому, что вы говорите. Рассказывать истории — это превосходный способ выстроить увлекательную беседу с людьми, с которыми вы только что познакомились. Надеюсь, мои рекомендации научат вас рассказывать истории и получать больше удовольствия от собеседований.
Перевод статьи выполнен в Alconost.
Alconost занимается локализацией приложений, игр и сайтов на 68 языков. Переводчики-носители языка, лингвистическое тестирование, облачная платформа с API, непрерывная локализация, менеджеры проектов 24/7, любые форматы строковых ресурсов, перевод технических текстов.
Мы также делаем рекламные и обучающие видеоролики — для сайтов, продающие, имиджевые, рекламные, обучающие, тизеры, эксплейнеры, трейлеры для Google Play и App Store.