О чем рассказывает православная культура религиозная культура
Конспект урока «Христианская православная культура»
Тема урока : «О чем рассказывает христианская православная культура».
Дисциплина: ОДНКНР, курс Л.Л. Шевченко «Православная культура».
ФИО: Бурнаховская Людмила Анатольевна.
Место работы: МБОУ «Спасская гимназия».
Тип урока: открытие нового знания.
Время преподавания: курс включен в учебный план образовательного учреждения первый год.
Цель урока: сформировать представление учащихся о причинах становления христианства в Римской империи; подвести детей к выводу, что христианство принесло в мир любовь, которая поборола все препятствия и показала людям путь к спасению и счастью.
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждениеи делать выводы;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной речью.
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
формирование представлений об исторической роли христианства в становлении мировой цивилизации;
воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию.
Основные понятия: христианство, язычество, капище, геенна огненная, любовь, спасение, счастье.
Средства обучения: карта, рабочие тетради, карточки с инсертом.
Объяснение нового материала.
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Очень рада вас всех сегодня видеть. На прошлом уроке мы с вами узнали, какого человека называют культурным и как Православная вера способствует культурному развитию людей. Православная церковь существует почти 2000 лет. Почему Церковь сохранилась и распространила свое влияние на многие народы?
Учитель: Давайте вспомним « Что такое христианство?» ( Ответы детей: это мировая религия, её исповедуют многие страны и народы).
Учитель: Почему эта религия называется «христианство»? ( Ответы детей: по имени Иисуса Христа).
Учитель: А кто такой Иисус Христос? ( Ответы детей: это Бог, Сын Божий, который пришёл в мир спасти людей).
3. Объяснение нового материала.
Учитель: Ответьте на вопрос « От чего же людей нужно было спасать?»
«Во что люди верили?»
Самым жестоким был культ Ваала, свирепого божества, требовавшего человеческих жертв. В месте поклонения строили огромного идола. Нижняя часть сооружения представляла собой огромную печь, в которой постоянно поддерживался огонь. Верхняя честь имела вид человека с головой быка, который протягивал руки вперед, как бы собираясь получить дар. И люди преподносили ему дары – своих детей, первенцев, которые живьем сгорали в огне печи. Люди верили, что принося такую жертву, они в дальнейшем будут жить богато и благополучно, их будущие дети вырастут здоровыми и сильными, и не будут знать бед и горестей.
Как вы думаете, правильно ли поступали эти люди? ( Ответы детей: это неправильно, жестоко, нельзя убивать детей).
Ваалово капище было и близ Иерусалима, в долине Генномовой. Страшные жертвы, постоянно горящий огонь постепенно вызвали у людей страх и отторжение. Израильтяне перестали поклоняться Ваалу, а капище стало символом посмертной муки человека, при жизни совершавшего дурные поступки. Это место получило название «Геенна Огненная». Так сейчас мы называем ад, место упокоения грешных душ после смерти.
К моменту рождения Иисуса Христа, Сына Божия, в Средиземноморье, сформировалось огромное могущественное государство – Римская империя. (На доске должна быть карта Римской империи. Учитель по ходу повествования показывает месторасположение исторических фактов и событий). В её состав вошла и земля Израильская. Римляне тоже исповедовали язычество, но без человеческих жертвоприношений. Это было культурное государство, вся жизнь человека регулировалась законами, несоблюдение которых приводило к неизбежному наказанию.
Ребята, как вы думаете, всегда ли законы государства справедливы и соответствуют нравственности и совести? ( Ответы детей: не всегда, законы могут быть несправедливыми).
Учитель: Вы правы, ребята. Законы не всегда могут быть справедливыми и продуманными. Ко времени рождения Христа в Римской империи происходил упадок нравственности, поддерживаемый государством. Высшие слои римского общества утопали в роскоши, разрушалась семья. Согласно законам, ежегодно можно было разводиться и спустя полгода снова заключать брак. Что это значит на практике? Это значит, что у ребенка каждый год мог появляться новый папа (отчим) или новая мама (мачеха).
Учитель: А ведь отношение с чужим человеком не всегда складываются удачно, сложно наладить добросердечное общение. Взрослые люди больше заняты обустройством собственной жизни. А дети? А дети при живых родителя становятся сиротами.
Учитель: Более того, чтобы не остаться в бедности, родители могли продавать своих детей, выгонять их на улицу, заставить работать на какого-либо человека для погашения долга родителей. Как вы думаете, могли ли дети, выросшие в подобных условиях, любить своих детей, заботиться о них, научить их хорошему? ( Ответы детей: конечно нет).
Учитель: А дети хотели бы любви, заботы, внимания, ласки? ( Ответы детей: да, конечно, каждый человек этого хочет).
Учитель: И приходит Иисус Христос и говорит: « Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою ». Ин. 13,34-35. Еще Он учил: « Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нём соблазна ».1Ин.2,10. И « Нет большей любви, как кто положит душу свою за друзей своих » . Ин.15,13.
Христос не просто учил, Он своим примером показал глубину любви Бога к человеку, принес Себя в жертву за грехи людей. Его ученики не смогли остаться равнодушными, продолжили дело просвещения язычников и после Вознесения Христова. Апостолы тоже учили любви. Например, апостол Павел в послании к коринфянам говорит следующее: « Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит ». 1Кор.13,4-8.
Апостолы помогали больным и бедным, детям и сиротам. К ним стало приходить много людей, особенно молодых. Эти люди крестились, исполняли наставления Иисуса Христа, стремились жить в любви к Богу и ближним. За это их подвергали наказаниям, мучили и убивали, но христиане не отрекались от своей веры. Так стала складываться христианская Церковь.
Учитель: Ребята, теперь вы могли бы ответить на вопрос, почему христианство получило такое распространение в мире. ( Ответы детей: потому что древние люди разучились любить, страдали дети, разрушалась семья, а Христос научил любить и заботиться о ближних).
Учитель: Любовь – это счастье? ( Ответы детей: да).
Учитель: А что значит «любить», в чем проявляется любовь? ( Ответы детей: делать что-то хорошее человеку, которого любишь).
Учитель: В чём проявляется любовь к Богу? ( Ответы детей: в исполнении Его заповедей, стремлении измениться, стать лучше, избавиться от грехов).
Учитель: Легко ли это, исполнять заповеди, работать над собой? ( Ответы детей: нет, это трудно, но таким образом человек научится любить и будет счастлив).
Учитель: Чтобы стать счастливым, нужно исполнить несколько заповедей и сделать определенное количество добрых дел, этого хватит? Или человек должен трудиться всю жизнь, чтобы оставаться счастливым? ( Ответы детей: наверное, постоянно трудиться).
Учитель: А в каких делах проявляется любовь человека к Богу и людям? ( Ответы детей: забота о ближних, помощь, уважение, нельзя говорить плохо о человеке, нужно слушаться родителей).
Подведение итогов. Детям раздаются карточки с заданием инсерта:
МОИ ВЫВОДЫ ПО ИТОГАМ УРОКА
Учитель: Ребята, вам розданы карточки с заданием. Прошу вас вдумчиво и внимательное его выполнить.
Домашнее задание: учебник, с. 20, прочитать притчу «Пастырь Добрый»; определить, каким качествам она учит человека.
Список используемой литературы:
Шевченко Л.Л. Православная культура: методическое пособие для учителя: 5 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008. – 176 с.
Шевченко Л.Л. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. Учебное пособие для средних и старших классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 5-й класс. Книга первая. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2015. – 128 с.
Новый завет Господа нашего Иисуса Христа. – Минск.: Издательство Белорусского Экзархата, 2006. – 336 с.
Голикова М. С.Древнеримский концепт «честь» (honor) в восприятии раннехристианских авторов (II-V ВВ.). – Журнал «Вестник Московского государственного лингвистического университета», № 617 / 2011. – С. 122-131.
Тумов В.В. Правовые принципы регулирования брачных отношений в обществах древнего мира. – Журнал «Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право», № 2 / 2008. – С. 19-23.
ФГОС основного общего образования (5-9 КЛ.).
Презентация по основам православной культуры на тему «О чем рассказывает православная культура»
Описание презентации по отдельным слайдам:
О чем рассказывает христианская православная культура
Мир православного христианства многогранен, необычен, порожающий своей тайной, непостижимостью, но в то же время причащает человека своей чистотой и добром!
Православная культура представляет из себя не только службы, но в-первую очередь держится на подвиге, Вере, любви, в архитектуре, живописи, а также передает красоту церковно-славянской азбуки
Живопись православия представлена в виде икон, фресок, мозаик
Красота церковно-славянской азбуки
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Каллиграфия. Искусство красивого почерка
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-199606
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год
Время чтения: 2 минуты
При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Доклад на пленарном заседании XV Рождественских чтений
К таким знакомым, но трудно определимым, относится и понятие «православная культура». Мы живем этой культурой более тысячи лет. Возраст самой православной культуры насчитывает более двух тысяч лет, а некоторые онтологические моменты православной культуры равны возрасту нашего мира. Когда возникли жаркие споры по поводу учебного предмета «Основы православной культуры», потребовалось определиться и с самим понятием «православная культура». В зависимости от смысла, который мы вкладываем в это понятие, определяется содержание учебного предмета и его место и роль в образовательном пространстве учебного заведения. На сегодняшний день в процессе дискуссии проявилось несколько подходов и методологических оснований, на базе которых разработаны и изданы программы и учебно-методические пособия по предмету «Основы православной культуры» (название предмета может иметь другие варианты). Рассмотрим эти подходы.
1. Краеведческий подход. Учебники данного направления предназначены для предмета, включенного в школьный или региональный компоненты государственного стандарта. Чаще всего разработчики таких курсов ограничиваются историей Православия в конкретном крае и не претендуют на изучение всей православной культуры.
2. Церковный подход. Разработчики данного направления исходили из того, что только церковная культура и является православной. Вся православная культура была сведена к культуре церковной и ею ограничена. Учебники, изданные с позиций данного подхода, дали повод нашим оппонентам заподозрить, что под видом православной культуры в школе вводится Закон Божий. К тому же творческая интеллигенция восстала против такого подхода, так как в православной культуре не нашлось места для великих произведений литературы, живописи, музыки, кинематографа, несущих в себе свет православных ценностей, не всегда выраженных и облеченных в формы церковного искусства.
3. Церковно-этический подход. Это направление близко к предыдущему, но уделяет больше внимания аксиологической стороне Православия, его ценностной и нравственной основе. Разработчиков данного направления уже тревожит слово «культура» в названии предмета, и поэтому мы можем наблюдать некоторые, довольно безосновательные и несистематические вкрапления из области культурологии в программы и учебные пособия. Этот подход унаследовал от предыдущего ту же ограниченность и такую же критику в свой адрес.
4. Религиоведческий подход. Используется некий взгляд извне, претендующий на объективное рассмотрение положения Православия и православной культуры в мире, и особенно в мире других религий и ценностных ориентаций. Этот подход наиболее далек от православной культуры и более близок предметам «Религии мира» или «Сектоведение».
5. Культурологический подход. Данный подход наиболее перспективный, но на сегодняшний день, как это ни странно звучит, менее всего разработанный. Но и в этом направлении уже заметна некая ограниченность. Православная культура рассматривается только как культура Православия или культура людей православных. Это вызывает критику со стороны тех, кто видит ценности Православия и в произведениях, созданных неправославными людьми, иноверцами или авторами, живущими пока без Бога.
Каждый, кто живет в Православной цивилизации, должен знать о великой богословской битве святителя Григория Паламы с монахом Варлаамом Калабрийцем, когда святитель отстоял духовную основу нашей цивилизации, ее неповторимое бытие. А Запад уже уходил от Христа по дороге романтизма и возрождения языческого почитания человека и тварного мира, по дороге рыцарского героизма, но героизма апостасийного.
Мы все должны знать, как великая Православная цивилизация была дарована на сохранение России и ее народу. Как наши князья шли войной на Византию, желая земного богатства, а обретали небесное. Мужеством и отчаянной смелостью завоевывали себе право быть крещенными в святой воде Византии, привозили себе царственных невест и тем самым обретали царскую кровь. Как жили, молились и совершали великие подвиги наши святые предки. Как рождалась в летописях и богословских трактатах, в поучениях и житиях наша великая духовная литература. Нам надо знать, как преподобный Сергий, игумен земли русской, отмаливал свободу нашего народа и государства, как наши святые князья и воины проливали свою кровь за родную землю, за ее свободу, за ее святую веру и самобытную культуру. Как возрастал в нашей земле патриарший дух, и как крепла царская кровь. А какие были семейные традиции, как воспитывали наши предки целомудренных, жертвенных и благородных наследников, как они любили свою веру, свой народ и свое Отечество!
Ни в одной цивилизации мира вы не встретите такого бережного отношения к верованиям, культуре и языкам других народов. Многие из этносов, сохранивших свое бытие в Православной цивилизации, не имели даже своей письменности, и ее даровала им Православная цивилизация.
Все в нашей земле освящено: и вода, и воздух, и земля, и города, и села. Все вокруг пронизано святой атмосферой Православия. Тоскует живая душа без этого святого духа. Уже не могут жить спокойно вне Православной цивилизации русский в Европе или Америке, еврей в Израиле, мусульманин в Турции или Арабских Эмиратах. Тоска по Родине, называемая ностальгией, тревожит душу и призывает вернуться в это многонациональное и многоконфессиональное сообщество Православной цивилизации.
Наши дети должны знать, как пробуждалась самобытная русская религиозная философия, как рождалась великая русская литература. Как понять глубину и религиозный смысл отечественной и мировой культуры, воспитываясь и обучаясь вне традиции собственной цивилизации?!
Учебный предмет «Духовно-нравственная культура Православной цивилизации» должен стать частью федерального компонента государственного стандарта образования. Это базовый предмет образовательной области «Духовно-нравственная культура». Каждая образовательная область должна нести и несет в себе духовно-нравственный компонент, необходимо его выделить, уточнить и дополнить.
Вместо предмета «Религии мира», который можно изучать и факультативно по желанию родителей и учащихся, будет полезно ввести предмет «Основы православной цивилизации». В рамках этого предмета на протяжении всех лет обучения ученики будут познавать три основы Православной цивилизации: веру, культуру и государственность. Важно не только знание о религиях, важно знать, как они сосуществовали в рамках цивилизации, какой вклад внесли в укрепление государственности и единения народа.
Корнем, питающим древо культуры нашей цивилизации, является Православие, оно его взрастило и украсило прекрасными плодами, но в течение истории к веткам этого дерева прививались и приживались ростки многих национальных культур, которые, питаясь соками этого древа, приносили свои самобытные плоды, умножая красоту нашей культуры. В рамках цивилизации национальные культуры перерастали себя, превосходили этнический уровень и становились частью цивилизационной культуры, а значит и частью мировой. Выпадая, самоустраняясь от цивилизации, этнос теряет способность к таким проявлениям культурной деятельности и ограничивает свое бытие фольклором. Отказываясь от участия в культурной жизни цивилизации, замыкаясь в рамках национальной культуры, этнос совершает акт культурного сепаратизма, который рано или поздно приведет его к состоянию сепаратизма государственного или территориального. Культура этноса определяется тем, насколько он способен освоить культуру цивилизации и внести в нее свой самобытный вклад.
Православная цивилизация всегда существовала в рамках империй. Чем более империя становилась многонациональной и многоконфессиональной, тем крепче она была, тем прекраснее становилась ее культура. Разные языки, веры, а значит и разное мышление, разные способы выражения сокровенной красоты возвышали культуру Православной цивилизации до Божественных высот. Изучая историю православных империй, ученики лучше осмыслят историю нашего Отечества, начнут понимать, как его сохранить, что мешает его единству и стабильности. Нас всегда объединяла Православная цивилизация, она наша колыбель и единственная Родина.
Игумен Георгий (Шестун), доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой православной педагогики Самарской духовной семинарии, настоятель церкви в честь прп. Сергия Радонежского г. Самары
Урок православной культуры в 5 классе по теме «О чем рассказывает христианская православная культура? Счастье в жизни христиан»
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра истории и культуры религий народов России
Конспект урока по теме
«О чем рассказывает христианская православная культура?
Счастье в жизни христиан»
Слушатель курсов повышения квалификации по предмету
Майорова Анастасия Юрьевна
Место работы ГБОУ Школа № 924
Повторение и закрепление базовых понятий
Знакомство с некоторыми притчами Священного писания
Раскрытие христианского пути спасения на основе понятий христианской этики
Развитие умения анализировать исторические источники
Развитие умения выдвигать гипотезы и строить доказательства.
Воспитание уважения к христианской православной культуре, к традициям и обычаям русского народа.
Воспитание ответственного отношения к обучению
Формирование умения работать в коллективе
Воспитание культуры речи
— На прошлом уроке мы начали изучение раздела «О чем рассказывает христианская православная культура», говорили о религиозной культуре в жизни человека, познакомились с базовыми понятиями курса «Православная культура». Проверим ваши знания.
Актуализация знаний. Определение темы и цели урока.
— Сегодня мы продолжим работу по разделу «О чем рассказывает христианская православная культура». А тему я прошу вас определить самостоятельно в парах.
-На столах у вас распечатки стихотворения Вячеслава Харитонова. В строфах пропущено одно и то же слово. Это слово и есть тема урока. (Учащиеся работают в парах).
Мы часто жизнь за то виним,
Что______________ мимo нас проходит,
И, доживая до седин,
Его мы так и не находим.
А так ли это? Где ответ?
Я с этим вовсе не согласна,
И утверждать, что ______________ нет,
Не собираюсь я напрасно.
Я слышу, вижу, я хожу,
Имею голову и руки,
И в этом ________________ нахожу,
И вовсе нет причин для скуки.
Дари тепло и доброту
Тем, кто всегда с тобою рядом,
И тем, кому невмоготу.
Чего ещё для ________________ надо?
Оно в тебе, оно вокруг,
Но ты его не замечаешь
И понимаешь это вдруг,
Когда лишь что-нибудь теряешь…
(Учащиеся должны дать ответ: счастье)
Делается вывод о теме урока «Счастье в жизни христиан»
-Какова цель сегодняшнего урока? (Выяснить, что такое счастье, с точки зрения православного человека)
4. Знакомство с новым материалом.
-Как понимает счастье автор стихотворения?
— А что для вас счастье?
-Почему у вас получились разные ответы?
— Такое знакомое слово-счастье и сколько мнений о его толковании. Обратимся к словарю С.И.Ожегова ( один ученик работает со словарем, затем читает определение: « Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. Стремление к счастью. Семейное с. 2. Успех, удача»).
-Говоря о счастье, каждый из вас задумался о том, что он больше всего любит и хочет получить в жизни, поэтому и понимание счастья у каждого свое.
-А что самое важное для православных христиан? Кого православные больше всего любят? (Бога)
-Христиане верят, что счастливым человек становится тогда, когда может любить Бога и людей.
-Что значит «любить Бога»? (Следовать Его заповедям, быть добрым человеком)
Работа по учебнику стр. 16 первый абзац. Беседа по содержанию.
— Как человек потерял Царствие Небесное?
-Как вы считаете, легко ли всегда держать себя в строгости, соблюдать все заповеди, не отступать от намеченного пути?
Путь в Небесное Царствие
-На этом нелегком пути у человека всегда был и остается помощник. Кто это? Как он помогает? (Бог. Он помогает людям в Таинствах Крещения, Причастия. Помогает понять, куда и как должен двигаться человек в своем духовном совершенствовании.)
-Господь никогда не бросал человека в беде, он всегда рядом, всегда готов принять и простить.
— Как человек может узнать о тех советах, которые ему дал Господь? (В Священном Писании есть множество притч, в которых Иисус Христос учит христиан праведности).
Работа с текстами притч по учебнику стр. 16, 20-22.
Анализ содержания текста рассказа о Марфе и Марии, притчи о Пастыре добром, притчи о мытаре и фарисее, притчи о блудном сыне. Работа над текстами носит проблемную вопросно-ответную форму.
Притча о Пастыре добром – обращается внимание на необходимость ПОСЛУШАНИЯ воле Божией, без чего человек, подобно заблудшей овце, может погибнуть.
Притча о блудном сыне — о ПОКАЯНИИ человека, как ступени на пути к Богу и о МИЛОСТИ Бога к человеку.
Притча о мытаре и фарисее – рассказ о СМИРЕНИИ как необходимом качестве покаяния, принимаемого Богом.
В результате беседы заполняется «лестница» и подводится итог: в начале духовного пути человек борется со своими страстями, поступает по этическим нормам, определяемым Заповедями Божиими. Таким образом, человек смиряется перед волей Божией, учится отсекать недобрые мысли, обретает твердость воли, рассудительность ума. Такой человек становится достойным милости Божией.
Путь в Небесное Царствие
Первичное закрепление. Работа в группах.
Учащиеся разбиваются на группы и выполняют задание на соотнесение притчи с соответствующей репродукцией. Объясняют свою точку зрения, доказывают. При обсуждении акцентируется внимание детей на художественных приемах, символике изображений. Приложение 2.
Стр. 23 ответить на вопросы.
Литература и источники Интернет:
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.
Шевченко Л. Л. Православная культура 5-й год обучения. Книга 1.
Шевченко Л.Л.Основы православной культуры. Методическое пособие для учителей
Янушкявичене О.Л., Васечко Ю.С. Методическое пособие к учебнику Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.