О чем рассказывает православная культура 5 класс
Конспект урока в 5 классе по теме: Православная культура
Конспект урока в 5 классе по теме: Православная культура.
Провела: Аленчикова С.А.
Учитель английского языка
МОУ гимназия №16 «Интерес»
познакомить детей с Василием Великим, Григорием Богословом и Иоанном Златоустом.
познакомить с некоторыми видами богослужения.
воспитывать патриотические чувства, гордость за свою страну.
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя предложенную информацию.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности. Проводить сравнение, делать выводы на основе сравнения.
• Уметь грамотно строить свою речь с учетом правил и норм русского языка;
• Грамотно отвечать на поставленный вопрос, уважать другие мнения;
• Вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
• Активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;
• Ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу;
• Ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;
• Не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении;
• Работать консультантом и помощником для других ребят;
• Принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания;
• Участвовать в оценке и обсуждении полученного результата;
• Уметь организовывать свою работу в классе и взаимодействие с другими учениками.
Когда в 4 веке был объявлен закон (эдикт) императоров Константина и Ликиния о веротерпимости, прекратились преследования христиан. Много новых людей стали приходить в христианскую Церковь. Некоторые из них плохо знали правила христианской веры, но старались учить других и объяснять Священное Писание. В то время широко разрослись неправильные учения о Христе – ереси. Сторонники этих учений повели борьбу против православия, стараясь привлечь на свою сторону правителей и императора. Вновь начались преследования христиан. Мужественными защитниками учения Церкви стали святые, имена которых христианская Церковь всегда упоминает вместе. Это – святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.
Запишем в тетрадь : 12 февраля – память святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Православные христиане – правильно славящие Бога.
1.Почему Церковь называет святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста Вселенскими учителями?
2.От чего они защищали христианскую Церковь?
4.За что святой Григорий был назван Богословом?
5.Почему святителя Иоанна назвали Златоустом?
6.За что святой Иоанн Златоуст благодарил Бога, если жизнь его заканчивалась в изгнании?
Сейчас я вам прочитаю отрывок из стихотворения Святой Григорий Богослов в Византии и мы ответим на некоторые вопросы.
2.Что означало спасение для христиан?
Рабочая программа по основам православной культуры, 5 класс
МБОУ Пролетарская СОШ№5
Протокол № ___ от «__»
Заместитель директора по УР МОУ
Приказ № ___ от «__» _________
по учебному курсу «Православная культура»
Принята на заседании
педагогического совета протокол № ____от «__»______________201___г.
Человек начинается с детства. Именно в детстве делается посев добра. Взойдёт он лишь через годы, и тогда будет видно, взошёл ли посев добра или же сорняки зла заглушили его. Будет видно, какой человек вошёл в жизнь и стал членом общества.
В настоящее время существует целый ряд трудностей и проблем в области воспитания подрастающего поколения, обусловленных кризисными явлениями в духовно – нравственной и социо – культурной сферах жизни общества, что ставит под угрозу срыва все усилия по политической и экономической стабилизации, предпринимаемые на федеральном и региональном уровнях.
Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнение тот факт, что разрушение традиционных для России духовных, нравственных ценностей и идеалов привело к небывалым в истории социальным потрясениям. Попытки поменять традиционные ценности на неолиберальные лишь усиливают негативные явления в социальной сфере. Достижение стабильности и устойчивого равновесия страны возможно только при возрождении культурной традиции, базовых нравственных ценностей, на которых строилось Российское государство и создавалась великая русская культура.
Учитывая вышеизложенное, особо следует выделить важность постановки задачи интеграции личности в историческое пространство национальной культуры, решение которой может способствовать качественному росту уровня воспитанности школьников на основе сформированного исторического сознания. Данная позиция вполне соответствует интересам государства в области повышения качества образования и воспитания.
Успешная личностная самореализация и социализация учащихся в современном обществе возможна через формирование у учащихся устойчивого нравственного стержня. Обогащению духовного мира современного школьника будет способствовать глубокое погружение в море духовного, исторического и культурного наследия русского и других народов России, расширение социально-гуманитарного знания традиций духовной культуры.
Рабочая программа по курсу «Основы православной культуры» разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Дидактические единицы образовательных минимумов содержания вышеназванных стандартов разворачиваются на основе примерных программ основного общего образования по предметам социально-гуманитарного цикла.
Учебно – методическая литература. Название, автор.
Издательство, год издания.
Основы православной культуры
Л.Л. Шевченко «Православная культура 5-й год обучения»
Л.Л. Шевченко «Православная культура. Методическое пособие для учителя»
Л.Л. Шевченко «Наглядное пособие. Православная культура»
М:, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008
М:, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008
М:, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008
— духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства сопричастности к героическому прошлому России, ценностям отечественной культуры посредством освоения знаний об исторически сложившихся системах этических норм и ценностей православной культуры;
— формирование устойчивого интереса к богатому православному культурному наследию;
— формирование ценностных ориентиров через ознакомление с основными этапами жизни и деятельности выдающихся православных подвижников.
Содержание программы учебного предмета
Раздел 1.Основы православной культуры
1. Религиозная культура в жизни человека. Что такое «религиозная культура»? Духовность, культура, культурный человек, историческая память, религия, религиозная культура. Духовная культура и её характеристики. Примеры феноменов духовной культуры. Этические нормы христианства.
2. О чём рассказывает христианская православная культура? Счастье жизни христиан. Когда возникла христианская религия. Основные понятия христианской культуры. Содержание православной религии: спасение человека Богом. Библия как источник религиозного знания и культуры. Христианская антропология.
3. О чём рассказывает Библия? О Боге, о мире, о человеке. Как создавалась Библия? Книги, входящие в состав Библии. Священное Писание как основная богослужебная книга. Понятия добра и зла в жизни людей. Первые правила, данные в Раю Адаму и Еве. Грехопадении. Десять заповедей. Заповеди Блаженства. Чему Христос учил людей. Крестная Жертва – Искупление человека. Воскресение Христово.
4. Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры. Четыре основные темы Священной истории Ветхого и Нового Завета: сотворение мира; Рождество Христово; Крестная Жертва; Воскресение Христово и создание Церкви. Отражение Библейской истории в произведениях православной культуры: хоровой музыке, духовной поэзии, религиозной и светской живописи, литературе, храмовом зодчестве.
5. Монастырь – центр христианской православной культуры. О христианской радости. христианской радости. Смысл жизни христиан. Христианские добродетели. Христиане о таланте. Смысл монашеской жизни. Монастырь в истории христианской православной культуры.
6. Язык христианской православной культуры. Как христианская культура рассказывает о мире Небесном. Спасение человека Богом – основное содержание православной культуры. Как христианская культура объясняет возможности творчества? Святая Земля. Символы христианской православной культуры. В чём заключается смысл красоты православного искусства?
7. Для чего построен и как устроен православный храм? Православный храм в жизни христиан. Храм – дом, посвящённый Богу. Внешняя красота храма и духовная красота создателя. Символический смысл храма. Богослужение. Таинства Церкви. История создания храмов. Правила поведения в храме.
8. Религиозная живопись.О чём рассказывает икона? Икона – окно в мир невидимый. Икона – христианская святыня. История создания первой иконы. Иконописные изображения. Духовная красота иконы.
9. Красивый мир церковнославянской азбуки. Письменные источники христианской православной культуры. Церковнославянский язык. Церковнославянская азбука. Её создатели – святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Псалтирь, евангелие – первые книги на Руси. Библейские сюжеты в творчестве русских поэтов и писателей.
Раздел 2. История христианской Церкви в житиях её святых. Христианская Церковь входит в мир
Золотая цепь святых. Начало христианской эры. Святые апостолы. Как христианство стало распространяться в мире. Избрание Христом апостолов. Образование Церкви. Жизнь первых христиан. Труды апостолов. Христианские праздники? День Святой Троицы, праздник святых апостолов Петра и Павла, Собор двенадцати апостолов. Учение Иисуса Христа раскрывается в феноменах православной культуры.
Святые дети – мученики за веру. Вифлеемские младенцы. Причины преследования христиан иудейскими и римскими властями. Первые пострадавшие за Христа – Вифлеемские младенцы. Первомученик Стефан. Святой Игнатий Богоносец.
Юная мученица Акилина. Святой отрок Вит. Смысл мученичества. Жития юных мучеников.
Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София. О святых юных мученицах Вере, Надежде, Любови и матери их Софии. Христианские добродетели.
О святой деве Татиане. Размышления о духовной красоте. В чём проявлялась любовь христиан к врагам?
Мудрость жизни христиан.
Мудрость жизни христиан. Святая великомученица Екатерина. Главные ценности жизни христиан. Христианская мудрость. Христианская радость. Святая великомученица Варвара. Христианские добродетели и наименование великомученицы Варвары «всечестная».
14. Святые воины. Святые Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Святой Феодор Стратилат. Великомученик Георгий Победоносец, Димитрий Солунский. Святой мученик Севастиан. Подвиги исповедания веры и защиты Отечества. Кого называли воинами Христовыми? Воинская доблесть. О почитании святых воинов. Размышления над евангельскими текстами о любви к врагам, христианской радости, воинском подвиге. Борьба христианина в внутренними врагами: грехами- страстями своей души. Борьба христианина за красоту своей души. Святитель Иоасаф Белгородский учит христиан тактике сражения с грехами.
15. Святые врачеватели. Святые Косма и Дамиан. Всемилостивый целитель Пантелеимон. Бескорыстие святых врачей. Евангелие о дарах. Притча о талантах. Сражение бескорыстия и корыстолюбия.
Какие добродетели проявляли святые в детстве? Какими христианским добродетелями и подвигами прославились? Размышления о Божиих дарах святым при чтении церковнославянских текстов Священного Писания.
16. Защита христианской веры. Вселенские Соборы. Святые равноапостольные Константин и Елена. Святые Отцы Церкви. Прекращение гонений на христиан в царствование Константина Великого. Обретение и Воздвижение Креста Господня святыми Константином и Еленой. Защита христианского вероучения от ересей.
7 Вселенских соборов. Утверждение основных догматов христианской веры. Утверждение «Символа веры». Почитание христианами икон. Крест в жизни христиан.
Утверждение христианского учения. Учителя веры – Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Почему потребовалось защищать учение Церкви? Какими трудами на благо Церкви Христовой прославились святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.
О богослужении Православной Церкви. Божественная Литургия. Всенощная. Вклад святителей в составление песнопений богослужения. За что христиане благодарили Бога?
Примеры христианских добродетелей в жизни святых подвижников.
19. Пути к спасению. Святая преподобная Мария Египетская. Ефрем Сирин. Прославление Бога верой и добрыми делами. Промысел Божий в деле спасения человека. Борьба со страстями души – путь к спасению.
Покаяние. Покаянная молитва святого Ефрема Сирина. Великий Пост в жизни христиан.
20. Пути к спасению. Преподобный Досифей. Святитель Павлин Милостивый. Ответственность христианина. Как может спастись христианина? Священное Писание рассказывает о Страшном Суде. Христианские добродетели смирения, послушания, кротости, терпения, умеренности – путь к спасению души.
О милости Божией к человеку. Искупительная Жертва, принесённая Христом за людей. Христос показывает примеры милосердия и прощения. Добродетель милосердия.
Просветители славянские Кирилл и Мефодий. Евангелие приходит на славянские земли. Монахи – миссионеры-проповедники. Труды святых братьев Кирилла и Мефодия. Детские годы святых. Апостольские труды святых.
В процессе изучения курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
— знать основные этапы и ключевые события православной истории в контексте истории России и мира;
— знать содержание и значение православной этики в контексте социальных норм, регулирующих общественные отношения;
— уметь определять последовательность и длительность важнейших событий, отразивших этапы становления православной культуры России;
— использовать тексты исторических, в том числе православных, источников для решения учебных задач;
— уметь выделять особенности русской православной культуры;
— объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории православия, определять их влияние на отечественную и мировую культуру.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, В которые включены различные виды контроля, такие как написание эссэ, творческие работы, тестирование и т.д. 1 четверть Темы сочинений-. Религиозная культура в жизни человека; 2 четверть. Творческие работы по предложенным темам (проектные) работы; 3 четверть Тестирование по теме: «Утверждение христианской веры»; 4 четверть Защита проектов и рефератов по истории книжного дела в России; Итоговая контрольная работа за курс 5 класса: «Ценности жизни христиан»
Критерии оценки знаний имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, нравственность характеристики цели и результата деятельности. Формы текущего контроля могут быть вариативными, включая анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки и т. д.), понятийные диктанты и другое.
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки учащихся определяются в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету».
Требования представлены в виде номенклатуры знаний о православной культуре, изложенных на общеобразовательном и углубленном уровнях в соответствии со ступенями обучения и структурой содержательных линий предмета. Уровни выражены через действия, которые учащиеся должны выполнять для оценки подготовленности. Представленные действия легко контролируемы и измеряемы.
В рамках требований учащиеся должны:
— называть и показывать;
— определять и измерять, фиксировать;
— прогнозировать (простейшие действия).
Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий как, в общем, культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.
В связи с этим критериями оценки образовательно-воспитательных результатов изучения православной культуры школьниками являются: критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала), критерий отношений (как ученик, используя полученные знания, организует и выражает свое отношение к себе, окружающим людям, значимым социальным ценностям, социальным институтами учреждениям) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит). Критерии имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, необходимость нравственной характеристики цели и результата деятельности. Формы контроля могут быть вариативными, включая анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки и т. д.).
Религиозная культура в жизни человека
1) КрещениеРуси как начало великой русской культуры.
2)Кого мы называем хамом? Происхождение понятия.
3) Может ли христианское отношение к природе помочь решению экологической проблемы?
4) Какие есть особые убеждения христиан, укрепляющие их в делании добра?
5 )Возможен ли подвиг в мирное время?
6) Как вы понимаете заповедь «Блаженны плачущие»?
7) В каком случае солдат может быть назван миротворцем? Приведите примеры такого миротворчества.
8) Религиозная культура в жизни человека
Творческие работы по теме
1) Как христианство пришло на Русь.
2) Христианское отношение к природе.
3) Святые в отношении к животным.
4) Русские святые-воины. (На примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Димитрия Донского, праведного Феодора Ушакова, Александра Суворова или других)
5 ) Святой, прославившийся в нашем крае.
Тестирование по теме: «Утверждение христианской веры»
Что движет героем, совершающим истинный подвиг? Вычеркните лишнее
— любовь к Отечеству
2. О чем молятся христиане во время войны? (выбери два варианта)
— чтобы было убито побольше врагов
— чтобы была взята большая добыча
— чтобы меньше людей погибло
3. Два необходимых и достаточных условия для причащения христиан:
— совершение только хороших дел
4. Что бывает только у монахов?
5. Венцы в таинстве венчания символизируют:
— единство любви и испытаний
6. Отметьте слова, обозначающие общие ценности христиан и людей других убеждений?
7. Заповедей блаженства
8. Какая заповедь блаженства пропущена в стихотворении Льва Мея «Слепорожденный»
Себе наследует лишь тот,
Кто духом нищ, кто слезы льет,
Кто правды алчет, правды жаждет,
Кто кроток был и незлобив,
Кто сердцем чист, миролюбив…
9. О ком говорится в отрывке из стихотворения Алексея Константиновича Толстого
Любовью к ближним пламенея,
Народ смиренью Он учил,
Он все законы Моисея
Любви закону подчинил
— об Андрее Первозванном
10. Знакомство с каким произведением искусства повлияло на решение князя Владимира принять христианство?
11. О каких делах Христос будет спрашивать с людей на Своем суде? Допишите фразы из его притчи:
4 четверть Темы рефератов по истории книги и книжного дела в России
1. Возникновение письменности на Руси.
Как создавалась рукописная книга на Руси?
Нравственные идеалы православной книги.
Идеал семьи (на основе повести о Петре и Февронии или Поучения Владимира Мономаха).
Роль православной книги в современной жизни.
Круг православного чтения (что читаем и обсуждаем?).
Православная книга в моей семье.
Моя первая православная книга.
Дело книги – возродить и освятить нашу жизнь.
Чему учит православная книга?
За что мы ценим православную книгу?
Православная книга учит понимать смысл жизни, понимать желания людей и истинные мотивы их поступков (на основе Жития Святых).
Моя православная библиотека.
Влияние православной книги на формирование нравственных основ личности.
Влияние православной книги на духовный мир личности.
Тема патриотизма в православной книге (на основе Жития преподобного Сергия Радонежского).
Итоговая контрольная работа за курс 5 класса
1. Знание о том, чем жили и что много веков создавали благочестивые православные люди с верой, надеждой и любовью к Богу:
а)вера б)православная культура в)религия г)традиция
2. Религия, которая играла ведущую и решающую роль в истории русской культуры и государства:
а)православие б)христианство в)ислам г)буддизм
3. Проповедники религиозного учения:
а)миссионеры б)ораторы в)ученые г)проповедники
4. Святой великомученик и целитель:
а) Василий Великий б)Пантелеимон в)Павлин Милостивый
5. Император, при котором закончились гонения и христианство стало официальной религией Римского государства:
а)Константин б)Диоклетиан в)Юстиниан г)Михаил
6. Святые, посвятившие свою жизнь защите христианского вероучения как епископы Церкви:
а)Василий Великий б)Григорий Богослов в)Иоанн Златоуст
7. Святой-основоположник монашества. Родился в Египет в 3 веке: а)Феодор Стратилат б)Антоний Великий в)Григорий Богослов г)Пантелеимон
8. Почему святителя Павлина называли Милостивым?
9. Ради чего страдали и умирали христианские мученики?
10. Перечисли символы христианской православной культуры.
1. Созданная людьми среда жизни, в которой они сохраняли самое главное: неизменное понимание добра и зла, ценностей жизни:
а)работа б)образование в)культура г)наука
2. Человек, знающий и с уважением относящийся к христианской православной культуре своего Отечества и проявляющий терпимость и уважение по отношению к культуре других народов мира: а)образованный б)богатый в)одарённый г)культурный
3. Вера в Бога и почитание его человеком:
а)познание б)религия в)идолопоклонство г)фантастика
4. Святой воин, которого изображают на иконах на коне с копьем в руках, пронзающим змея:
а)Феодор Стратилат б)Пантелеимон в)Георгий Победоносец г)Димитрий Солунский
5. Святые братья-врачи, безвозмездно исцеляли людей, прославлены в лике мучеников: а)Косма и Дамиан б)Борис и Глеб
в)Кирилл и Мефодий г)Петр и Павел
6. Святой, живший в 3 веке, которому прислуживали в пустыне хищники: а)Павел Фивейский б)Георгий Победоносец в)Иоанн Златоуст г)Иоанн Дамаскин
7. В житии этой святой сказано, что из великой грешницы, с Божией помощью, она стала величайшей святой и показала людям пример покаяния: а)Мария Египетская б)великомученица Екатерина в)царица Елена г)великомученица Варвара
8. С какими врагами сражались Воины Христовы?
9. Почему святых братьев Кирилла и Мефодия называют равноапостольными?
10. Перечисли основные христианские православные добродетели.
Урок православной культуры в 5 классе по теме «О чем рассказывает христианская православная культура? Счастье в жизни христиан»
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра истории и культуры религий народов России
Конспект урока по теме
«О чем рассказывает христианская православная культура?
Счастье в жизни христиан»
Слушатель курсов повышения квалификации по предмету
Майорова Анастасия Юрьевна
Место работы ГБОУ Школа № 924
Повторение и закрепление базовых понятий
Знакомство с некоторыми притчами Священного писания
Раскрытие христианского пути спасения на основе понятий христианской этики
Развитие умения анализировать исторические источники
Развитие умения выдвигать гипотезы и строить доказательства.
Воспитание уважения к христианской православной культуре, к традициям и обычаям русского народа.
Воспитание ответственного отношения к обучению
Формирование умения работать в коллективе
Воспитание культуры речи
— На прошлом уроке мы начали изучение раздела «О чем рассказывает христианская православная культура», говорили о религиозной культуре в жизни человека, познакомились с базовыми понятиями курса «Православная культура». Проверим ваши знания.
Актуализация знаний. Определение темы и цели урока.
— Сегодня мы продолжим работу по разделу «О чем рассказывает христианская православная культура». А тему я прошу вас определить самостоятельно в парах.
-На столах у вас распечатки стихотворения Вячеслава Харитонова. В строфах пропущено одно и то же слово. Это слово и есть тема урока. (Учащиеся работают в парах).
Мы часто жизнь за то виним,
Что______________ мимo нас проходит,
И, доживая до седин,
Его мы так и не находим.
А так ли это? Где ответ?
Я с этим вовсе не согласна,
И утверждать, что ______________ нет,
Не собираюсь я напрасно.
Я слышу, вижу, я хожу,
Имею голову и руки,
И в этом ________________ нахожу,
И вовсе нет причин для скуки.
Дари тепло и доброту
Тем, кто всегда с тобою рядом,
И тем, кому невмоготу.
Чего ещё для ________________ надо?
Оно в тебе, оно вокруг,
Но ты его не замечаешь
И понимаешь это вдруг,
Когда лишь что-нибудь теряешь…
(Учащиеся должны дать ответ: счастье)
Делается вывод о теме урока «Счастье в жизни христиан»
-Какова цель сегодняшнего урока? (Выяснить, что такое счастье, с точки зрения православного человека)
4. Знакомство с новым материалом.
-Как понимает счастье автор стихотворения?
— А что для вас счастье?
-Почему у вас получились разные ответы?
— Такое знакомое слово-счастье и сколько мнений о его толковании. Обратимся к словарю С.И.Ожегова ( один ученик работает со словарем, затем читает определение: « Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. Стремление к счастью. Семейное с. 2. Успех, удача»).
-Говоря о счастье, каждый из вас задумался о том, что он больше всего любит и хочет получить в жизни, поэтому и понимание счастья у каждого свое.
-А что самое важное для православных христиан? Кого православные больше всего любят? (Бога)
-Христиане верят, что счастливым человек становится тогда, когда может любить Бога и людей.
-Что значит «любить Бога»? (Следовать Его заповедям, быть добрым человеком)
Работа по учебнику стр. 16 первый абзац. Беседа по содержанию.
— Как человек потерял Царствие Небесное?
-Как вы считаете, легко ли всегда держать себя в строгости, соблюдать все заповеди, не отступать от намеченного пути?
Путь в Небесное Царствие
-На этом нелегком пути у человека всегда был и остается помощник. Кто это? Как он помогает? (Бог. Он помогает людям в Таинствах Крещения, Причастия. Помогает понять, куда и как должен двигаться человек в своем духовном совершенствовании.)
-Господь никогда не бросал человека в беде, он всегда рядом, всегда готов принять и простить.
— Как человек может узнать о тех советах, которые ему дал Господь? (В Священном Писании есть множество притч, в которых Иисус Христос учит христиан праведности).
Работа с текстами притч по учебнику стр. 16, 20-22.
Анализ содержания текста рассказа о Марфе и Марии, притчи о Пастыре добром, притчи о мытаре и фарисее, притчи о блудном сыне. Работа над текстами носит проблемную вопросно-ответную форму.
Притча о Пастыре добром – обращается внимание на необходимость ПОСЛУШАНИЯ воле Божией, без чего человек, подобно заблудшей овце, может погибнуть.
Притча о блудном сыне — о ПОКАЯНИИ человека, как ступени на пути к Богу и о МИЛОСТИ Бога к человеку.
Притча о мытаре и фарисее – рассказ о СМИРЕНИИ как необходимом качестве покаяния, принимаемого Богом.
В результате беседы заполняется «лестница» и подводится итог: в начале духовного пути человек борется со своими страстями, поступает по этическим нормам, определяемым Заповедями Божиими. Таким образом, человек смиряется перед волей Божией, учится отсекать недобрые мысли, обретает твердость воли, рассудительность ума. Такой человек становится достойным милости Божией.
Путь в Небесное Царствие
Первичное закрепление. Работа в группах.
Учащиеся разбиваются на группы и выполняют задание на соотнесение притчи с соответствующей репродукцией. Объясняют свою точку зрения, доказывают. При обсуждении акцентируется внимание детей на художественных приемах, символике изображений. Приложение 2.
Стр. 23 ответить на вопросы.
Литература и источники Интернет:
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.
Шевченко Л. Л. Православная культура 5-й год обучения. Книга 1.
Шевченко Л.Л.Основы православной культуры. Методическое пособие для учителей
Янушкявичене О.Л., Васечко Ю.С. Методическое пособие к учебнику Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.