О чем рассказывает библия 5 класс конспект
1. Оргмомент. Мотивация учебной деятельности.
2. Постановка учебной задачи.
3. Актуализация знаний.
4. Открытие нового знания.
5. Физкультминутка.
6. Первичное закрепление.
7. Рефлексия (итог).
— Здравствуйте, ребята. Как говорили на Руси: « Добрым гостям хозяин всегда рад!». Я рада видеть вас на своем уроке и уверена, что наше сотрудничество будет полезным и приятным для всех.
– Чтобы определить тему нашего урока, посмотрите, пожалуйста, на эти книги (книги на библейскую тематику за ранее выставить на стенд у классной доски).
– Что это за книги? Как вы считаете, что их объединяет? (ответы детей)
Это Священные книги. Для людей, исповедующих христианство, они являются Священным писанием, и все они посвящены Библии.
«Моим прозрением я обязан исключительно чтению одной книги. Одной старой, простой, скромной, как природа, и, как природа естественной, и эта книга эта книга называется Библия.» (Генрих Гейне, нем.писатель 19в.)
Итак, тема нашего урока – Библия – Священная книга христиан (показать книгу «Детская Библия»).
— Ребята, а что вы знаете об этой книге? (ответы детей).
Библия – величайший памятник человеческой культуры, в котором заложены основы христианской веры. Знакомство с этим произведением необходимо каждому человеку: верующему и нет. Память о том, что рассказывали о Боге друг другу люди, называется Священное предание, ведь оно передавалось из уст в уста. Но люди боялись забыть что-то из того, что открыл им Бог. Некоторые из них записали то, что им поведал и открыл Бог. Но писали они не сами по себе, а с помощью самого Бога. И то, что они записали, называется Священным писанием.
— Ребята, как вы думаете, что важного мы с вами должны узнать сегодня на уроке? Какие вопросы мы можем поставить к этой теме и что мы можем узнать для себя на уроке? (ответы детей)
— Что такое Библия?
— Цель ее написания?
— Для кого она написана?
— Кто ее автор?
Просмотр фрагмента мультфильма «Сотворение жизни»
Работа в тетради: (7 дней творения – опорный конспект)
Физкультминутка.
1. Отделил Бог свет от тьмы
Свету очень рады мы (руки к глазам ладошками и развести в стороны).
2. Сотворил Бог в день второй
Свод небесный голубой (руки поднять вверх).
3. В третий землю сотворил
И плодами одарил (опустить руки вниз и потрясти ладони).
4. В четвертый день земной
Бог создал солнышко с луной (поднять руки вверх).
5. Сотворил Господь в день пятый
Рыб и птиц для нас с тобой (развести руки в стороны и опустить вниз).
6. В день шестой мир земной,
Озаренный ярким светом,
Поразил своей красой (развести руки в стороны).
История об изгнании из Рая (просмотр фрагмента мультфильма)
— Какой грех совершили Адам и Ева? (ответы детей)
Никто не хотел признаваться, обвиняли друг друга. Если бы признались честно (покаялись), что бы тогда было? Остались бы в Раю? (предположение детей, дискуссия)
— Какой грех совершил каждый из них? (ответы детей)
За совершенный грех Адама с Евой выгнали из Рая. Они сильно печалились об этом, но Господь милостив и обещал послать им на Землю Спасителя, который победит грехи.
Просмотр мультфильма Каин и Авель
— А здесь какой грех совершен? (ответы детей)
Убийство начинается с зависти – это обида, злоба, враждебность, досада. Возникает зависть по отношению к человеку более успешному, благополучному. Зависть – это желание обладать тем, что имеет кто-то. Человек хочет не то, что ему нужно, а то, что есть у другого. Это плохо по отношению к окружающим. Надо жить с тем, что имеешь, радоваться этому и не желать зла никому. Это нравственность людей. (Каина мучала совесть и он не мог поднять глаз на Бога. Есть такое выражение «окаянный», «каяться»)
Просмотр мультфильма «Всемирный потоп»
Ной призывал к покаянию, чтобы люди покаялись в своих грехах, но они были ослеплены ими, не слышали, не понимали никого. Ной был праведником, поэтому Бог спас только его. Он построил огромный корабль – ковчег. После спасения от потопа на небе появилась радуга – завет Бога и человека.
Просмотр мультфильма «Вавилонская башня»
— О каком грехе говорится в этом сюжете? (ответы детей)
Грех гордости, которая оказалась неугодна Богу, он смешал языки людей, они перестали понимать друг друга, строительство башни остановилось.
Сегодня мы убедились с вами, что Библия – это кладезь мудрости, нравственности, морали. Многие библейские выражения давно и прочно вошли в нашу речь, делая ее ярче и выразительнее. К этой книге надо относиться уважительно, с пониманием.
— Вот теперь вы с уверенностью можете ответить, почему эта книга самая издаваемая? (ответы детей)
Священная, учит, объясняет, наставляет. Эта книга всех христиан.
— Что вам больше всего понравилось на уроке?
— Что не понравилось?
— Что запомнилось из урока?
— Чтобы еще из Библии вам бы хотелось узнать?
Домашнее задание: нарисовать рисунок к любому библейскому сюжету, повторить опорные записи (таблицы) в тетради.
Заканчивая урок, хочу пожелать вам почитать Библию для детей – самую мудрую книгу. Всех благ вам и удачи. Всем спасибо за внимание.
По ходу урока заполняется таблица (опорный конспект, надписи можно подготовить за ранее и прикреплять магнитами на доску)
Знакомство с Библией в 5-м классе
Разделы: Литература
ХОД УРОКА
СЛОВО УЧИТЕЛЯ. БЕСЕДА
Как вы думаете, что это за книга?
(Выслушать мнения учеников; если не будет названа Библия, учитель сделает это сам.)
Она является самой первой из всех изданных книг; первой, напечатанной наборным шрифтом.
По тиражу изданий Библия занимает первое место в мире.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Учитель. Для удобства пешеходов и водителей существуют знаки разрешающие, предупреждающие, запрещающие.
Они помогают человеку избежать опасности.
Вот почему все люди должны соблюдать «Правила дорожного движения».
Кто пренебрегает этими правилами, тот может быть наказан.
Как может быть наказан человек, не соблюдающий правил дорожного движения?
(Люди могут попасть в аварию, подвергнуться штрафу, лишиться прав и транспорта, могут лишиться жизни или остаться калекой).
Учитель. Но существует документ, в котором содержатся «подсказки» о том, как правильно себя вести всегда, а не только на дорогах.
Как вы думаете, о каком документе идёт речь?
(Выслушать мнения учащихся; сказать о том, что таким бесценным документом является Библия.)
Учитель. В Библии, ребята, содержатся правила нашей с вами жизни.
Несоблюдение этих правил приводит к печальным последствиям.
На ее основе более двух тысяч лет формировались история, искусство, литература, нормы поведения значительного числа народов.
Вот почему многие уважаемые, известные люди (учёные, писатели, историки, юристы) считают, что знать и правильно понимать Библию необходимо не только людям верующим (христианам), но и каждому культурному человеку.
Давайте внимательнее рассмотрим эту книгу.
Библии бывают различных форматов: большие, маленькие.
Есть и детские Библии (показать, например, «Библию для детей»).
Что означает слово «Библия»?
Слово «Библия» происходит от греческого слова «biblia», что значит «книги».
Но почётное звание «Книги книг» Библия получила из-за своей уникальности.
Есть много книг, хороших и умных, которые нас поражают.
Но существует только одна книга, которая может преобразить человека.
Как появилась эта необычная книга?
СООБЩЕНИЕ ЗАРАНЕЕ ПОДГОТОВЛЕННОГО УЧЕНИКА (УЧЕНИКОВ)
Письменность на востоке появилась рано (1500 г. до Р.Х.). Сначала для написания применялись каменные плиты («Каменные плиты». ). Они были неудобным, громоздким материалом.
Позже для книг стали использовать папирус. Он изготавливался из растений («Папирус». ). Сердцевины стеблей папируса нарезали тонкими полосками шириной 6-7 см. Полоски стеблей склеивали в два слоя, один поперек другого, образуя листы; листы соединяли друг с другом в виде свитка длиной до нескольких метров. Текст писали в столбцы.
Потом люди научились использовать пергамент (выделанная кожа), который был намного прочнее папируса («Пергамент». ).
Этот материал получил свое название от города Пергам в Малой Азии, где особым образом обрабатывались кожи животных.
(Показать на географической карте.)
Пергамент изготавливался в виде прямоугольно обрезанных листов, переплетённых в книгу.
Пергамент был дорогим материалом, поэтому иногда он использовался повторно.
Переписчики тщательно следили за тем, чтобы при снятии копий Священного Писания не было ошибок, даже считали буквы! Если в рукописи было более трех ошибок, она уничтожалась.
Так благоговейно относились к Слову Бога!
Иногда переписчики посвящали копированию текстов Библии всю жизнь, стараясь точно сохранить для потомков тексты Священного Писания.
Учитель. Свидетельством добросовестности переписчиков стала, например, история о кумранских раскопках на побережье Мертвого моря.
(В качестве наглядного пособия может использоваться как современная географическая карта, так и карта «Евангельские места«).
В марте 1947 г. на берегу Мертвого моря два молодых пастуха стали искать отбившуюся от стада козу.
Они искали ее в ущельях и пещерах, время от времени бросая туда камешки.
Звук, раздавшийся от удара одного из таких камешков, заинтересовал пастухов, и они решили эту пещеру обследовать.
Там пастухи нашли: Что бы вы думали? :древний кувшин! Они открыли крышку и:
Как вы считаете, ребята, что нашли пастухи в этом кувшине?
(Заслушать мнения учеников.)
В кувшине находились исписанные свитки пергамента.
Они пролежали в пещерах около двух тысяч лет. Причем, текст найденного Священного Писания из Кумранских пещер практически тот же, что и текст современной Библии.
РАБОТА С ТЕКСТОМ БИБЛИИ
Учитель. Библия состоит из двух разделов: Ветхого Завета и Нового Завета.
(«Оглавление» в Библии).
Слово «ветхий» можно пояснить словами «старый», «устаревший», «древний».
Книги Нового Завета были написаны вскоре после смерти и воскресения Спасителя, Иисуса Христа.
Греческое слово «евангелие» означает «радостная весть».
Это известие о том, что Бог любит людей и хочет спасти их от зла.
За всю историю Библии более сорока (40) человек получали и записывали откровения (открытые истины) Божьи.
Мы не знаем всех имен, знаем только некоторые из них.
Прочитать эти имена мы можем в «Оглавлении» Библии.
СТРУКТУРА БИБЛИИ
Учитель. У нас в руках, ребята, переводная Библия.
Как появилась Библия на русском языке?
Для славянских народов огромную роль в создании Библии сыграли братья Кирилл и Мефодий, монахи, проповедники христианства, создатели славянской азбуки.
Они перевели Библию на старославянский язык («Древнее Евангелие». ).
В 1816 г. вышла старославянская Библия.
В 1822 г. появился Новый Завет в переводе на живой великорусский язык.
После этого, в 1876 г., вышла русская синодальная Библия, которой мы сейчас и пользуемся.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
(музыкальное приложение «Кружится как пушинка». )
ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
Наглядное пособие «Кувшины со свитками«: в «кувшины» с прорезями вставить «свитки» с вопросами (приложения «Кувшины со свитками»).
Учитель. Вы помните, ребята, в кумранских пещерах были найдены свитки в кувшинах? Некоторые из них «попали» к нам на урок. На свитках что-то написано:
Давайте «почитаем» эти надписи!
Примечание. На каждом «свитке» записан вопрос по материалу урока.
«Свитки» с вопросами предпочтительнее доставать в арифметической последовательности.
1. Откуда мы знаем про Бога?
2. Что такое Священное Писание?
3. Как переводится слово «Библия»?
4. Почему нужно изучать Библию?
5. Что вы знаете о первом материале, на котором писались книги Священного Писания?
6. Что такое пергамент и папирус? Что вы можете о них рассказать?
7. Сколько веков существует Библия? Изменился ли ее текст? Почему?
8. На какие части делится Библия?
9. На какие части можно разделить Ветхий Завет? (Исторические, поэтические, пророческие).
10. Как подразделяется Новый Завет? (Исторические, послания, пророчество).
11. Сколько исторических книг в Ветхом Завете? (17)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Что больше всего запомнилось, понравилось на уроке?
(Выслушать мнения ребят.)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Составить краткий конспект статьи учебника «Книга книг».
3. Объяснить значение стиха (устно).
ВАРИАНТ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Поделка «Библейская библиотечка«.
Разделить класс на 2 группы.
Каждой из групп предложить изготовить «Библиотечку» Ветхого Завета
(ЗАКОН, ИСТОРИЯ, ПОЭЗИЯ, ПРОРОКИ)
(ЕВАНГЕЛИЕ, ИСТОРИЯ, ПОСЛАНИЯ, ПРОРОЧЕСТВО).
Для этого используются пустые спичечные коробки, цветную бумагу, клей, ножницы.
Коробочки следует оклеить цветной бумагой с трех сторон (согласно радуге).
Три стороны торца оклеить белой бумагой, имитируя книгу.
На » корешках книг» следует написать их названия.
Конспект урока «Библейские сказания». 5 класс
Открытый урок по истории в 5 классе
Тема урока: Библейские сказания
Учитель истории Ваганова Ирина Витальевна
МОУ Коленовская СОШ, Ростовский МР
познакомить учащихся со структурой Библии и основными библейскими сказаниями;
формировать умение пользоваться текстом Библии;
учить анализировать тексты документов и выделять логические части в прочитанном тексте;
развивать речь, расширяя словарный запас новыми терминами, чтением текста вслух.
Термины и понятия: Библия, завет, Ханаан, исход, Иерихонская труба, филистимляне, иудаизм, монотеизм, скрижали, Ковчег Завета.
1) Библия для детей и другие библейские тексты;
2) картины художников на библейские сюжеты.
Библия – священная книга миллионов людей.
Моисей. Исход израильтян из Египта. Десять заповедей.
Богослужение древних евреев. Пророки.
Завоевания земли Ханаанской. Самсон и Далила.
Цари ( Саул, Давид, Соломон). Давид и Голиаф. Суд Соломона.
Закрепление и проверка знаний.
Священная история.
Домашнее задание предыдущего урока — индивидуальное: чтение и пересказ библейских сказаний. Каждый ученик получил «лист странствий», где перечислены основные сюжеты и герои ветхозаветной истории. На этом листе дети совместно с учителем распределяют, что именно готовит к уроку каждый ученик. Сама по себе эта работа — предварительная систематизация материала.
Этот лист имеет следующий вид: Сотворение мира Адам и Ева. Грехопадение. Потоп. Ноев ковчег. Вавилонская башня. Авраам. Жертвоприношение Исаака. Египет. Моисей на горе Синай. Давид и Саул. Суд Соломона.
Состав Библии: произведения различных жанров:
Библия в переводе с греческого означает “Книги”, то есть целая библиотека.
Итак, Библия — это речь Бога, обращенная к людям, а также рассказ о том, как люди слушали (или не слушали) своего Творца. Этот диалог длился полторы тысячи лет.
Слово «завет» обозначает «договор». (Запись в словарь в тетради). Значит, были Ветхий и Новый «договоры». Кто же и о чем договаривались?
Через самых достойных людей разных времен Бог заключал заветы — договоры, союзы с людьми, давая им обетования — обещания спасения от власти зла. В Ветхом завете говорится о четырех таких союзах (внимание на учебную доску, где размещен следующий список):
Адам Ной Авраам Моисей
Давайте запишем эти имена.
Взамен люди обещали не грешить и повиноваться.
Первый завет был нарушен Адамом.
Работа с текстом детской Библии. ( С. 20 «Изгнание Адама и Евы из рая»)
(они ослушались Бога)
2. В чем они ослушались Бога? ( нарушили запрет не есть плодов от древа
Бог? (оба правы, так как, нарушив завет, человек умер духовно)
Учитель: Прошло много столетий, и на земле появилось множество людей – потомков Адама и Евы. Вначале многие из них боялись Бога и служили ему, но постепенно все стали поступать против воли Бога, стали безнравственными и лживыми. Что же последовало дальше? Об этом нам расскажет Голубев Сергей.
Голубь — символ доброй вести, спасения и благополучия.
В каком древнем произведении мы уже встречали миф о потопе?
Завет, который заключил Бог с праведником Ноем, дал возможность возродить человечество после Всемирного потопа
История Авраама — следующий пункт нашего путешествия.
Завет с Авраамом знаменовал появление избранного Богом народа (евреев).
В глубокой древности еврейские племена кочевали в Северной Аравии, занимались скотоводством. Происхождение еврейского народа Библия ведет от Авраама, уроженца города Ур в Междуречье.
Работа с текстом детской Библии «Авраам». С. 34.
Как переводится с еврейского имя «Авраам»? ( отец множества народов)
Какой завет заключил Бог с Араамом? ( идти в землю «обетованную» и дать начало великому народу)
У сына Авраама Исаака был младший сын Иаков. Бог дал ему второе имя — Израиль. Позже этим именем стали обозначать весь народ и современное государство. Его сын Исаак и внук Иаков (второе имя Израиль – “божий воин”) считаются родоначальниками еврейского народа. От сыновей Иакова пошли 12 ветвей еврейского племени. Иаков больше всех любил Иосифа. Иосиф стал участником захватывающих событий. Но об этом он расскажет нам сам. ( ученик Власов Сергей)
За что братья возненавидели Иосифа? Как вы считаете справедлив ли был их гнев?
Каким образом Иосифу удалось из раба превратиться в управителя в Египте? Какие личные качества ему в этом помогли?
Как вы думаете, прав ли был Иосиф, простив своих братьев?
Учитель: Шли века, и временами вера потомков Авраама слабела. Поэтому евреи оказались в Египте, практически на положении рабов. Дальнейшие события связаны с именем величайшего пророка Моисея.
Важную роль в жизни иудейского общества играли пророки. Пророки – люди, предсказывающие будущее, были у многих древних народов. Но только у евреев они стали не просто предсказателями будущего, но, в первую очередь, проповедниками, которые обличали грехи народа, были пламенными приверженцами одного Бога – Яхве. Нередко пророки в трудную минуту помогали царям советом. Пророками были праотец евреев Авраам, спасшийся от потопа Ной. Пророк Илия сумел вызвать небесный огонь на свой жертвенник. Пророк Исайя предсказал рождение Спасителя от Девы Марии и страдания Христа. Одним из самых известных из них был Моисей.
Слово предоставляется ученику. (Демонстрация картины Д. Да Вольтерра «Моисей на горе Синай»).
Почему Египетский фараон приказал уничтожить всех младенцев еврейского народа?
Как удалось спастись Моисею?
Какое задание дал Бог Моисею?
Как удалось Моисею спасти свой народ?
Работа с текстом детской Библии: с. 102. «Десять Заповедей»
народ должен поклоняться единому Богу;
не следует повторять имя Бога без особой надобности;
не надо творить себе кумиров;
шесть дней работай, а на седьмой – отдыхай;
почитай отца своего и мать твою;
не произноси ложного свидетельства;
не желай ничего, что есть у ближнего твоего
Вопрос: Почему люди по сей день следуют этим заповедям?
(Запись на доске и в тетрадях) Заповедь — священный закон, который нельзя нарушать.
5. Завоевание земли Ханаанской (комментированное чтение отрывка текста из параграфа).
Почему евреям пришлось вновь отвоевывать свои земли?
Какой город явился главным препятствием для евреев?
Почему стены Иерихона рухнули?
Что означает выражение “Иерихонская труба”?
Задание: чтение документа – Самсон и Далила.
В конце XI века до нашей эры предводители колен впервые выбрали Саула из колена Вениамина царем.
Назовите царей Изральско-Иудейского царства. (Саул, Давид, Соломон)
Что принесло Давиду славу и признание народа? ( Рассказ ученика “Давид и Голиаф”). Данилова Даша.
Какой царь славился необычайной мудростью? (Работа с источником. С. 176. “Суд Соломона”).
Составьте рассказ по картинке «Суд царя Соломона»
— Каждая из них утверждала
— Чтобы узнать, кто из них лжет, а кто прав, Соломон предложил
— Тогда одна из женщин сказала
— Другая же закричала
4.Что способствовало процветанию Израиля во время правления Соломона?
5. На какие две части распались Израильское царство и почему?
Закрепление изученного материала
Народ, от которого происходит слово «Палестина».
Первая женщина, праматерь всего человечества.
Первый человек, прародитель человечества.
Вера в единого Бога
Библейский персонаж, которому удалось спасти евреев из египетского рабства.
Столица Израильского царства
Библейский герой, обладающий чрезвычайной силой
Родоначальник еврейского народа в библейской мифологии
Священная книга иудеев и христиан
Сын царя Давида, известный своей мудростью
Добрый и богобоязненный человек, спасенный Богом во время всемирного потопа
Каменные доски для записи божественных заповедей
Договор, заключенный, согласно Библии, между древними Евреями и Богом
Библейская красавица, возлюбленная Самсона
Используя данные слова, составьте рассказ “По страницам Библии”: Авраам, Ханаан, Палестина, Иаков, Иосиф, Моисей, Завет, Яхве, скрижали, исход, плен, филистимляне, Иерихон, Самсон, Давид, Соломон, Израиль, Иудея.
Разделы: Литература
Цель: приобщение к богатствам шедевра мировой культуры, источнику знаний человека о Боге, мироустройстве, источнику “вечных образов” в искусстве
Задачи: знакомить с историей создания Библии, ее авторами, основными понятиями, знакомить с использованием библейских образов в поэзии, живописи, скульптуре и др. видах искусства, развивать у обучающихся чувство прекрасного, повышать уровень эрудиции, совершенствовать навык обобщать информацию, работать с опорным конспектом по литературе, расширять словарный запас учеников, воспитывать толерантное отношение к людям, придерживающимся иных взглядов
Тип урока: урок предъявления и изучения нового материала
Методы и приемы: беседа, анализ стихотворного текста, работа с опорным конспектом
Оборудование: гравюры Г. Доре, картины на библейские темы (“Библейские сюжеты в русской живописи”), карточки с заданием (на каждую парту)
Господи, что это за книга и какие уроки!
Что за книга Священное Писание, какое
чудо и какая сила, данные с нею человеку!
Точно изваяние мира и человека и характеров
человеческих, и названо все и указано на веки веков.
“Братья Карамазовы”
Ты вечно новой, век за веком
За годом год, за мигом миг
Встаешь – алтарь пред человеком,
О, Библия! О, Книга книг!
Считается, что первым полнообъемным печатным изданием является 42-строчная Библия Гуттенберга, напечатанная приблизительно в 1454 г. в Майнце, Германия, Иоганном Гуттенбергом. В статье о водяных знаках, опубликованной в 1967 г., указывается, что дошедший до нас экземпляр латинской грамматики “Donatus” был напечатан на бумаге примерно в 1450 г. Самой первой книгой с точно установленной датой издание является Псалтырь, выпущенный 14 августа 1457 г. Иоганном Фустом и Петером Шеффером, который был старшим помощником Гуттенберга.
Первой точно датированной русской печатной книгой является “Апостол”. Работа над ней была начата в Москве печатниками Иваном Фёдоровым и П. Т. Мстиславцем 19 апреля 1563 г. и закончена 1 марта 1564 г. “Апостол” был напечатан с деревянных досок шрифтом, который И. Фёдоров разработал на основе московского полуустава XVI века. В настоящее время сохранилось около 50 экземпляров книги.
Самая раскупаемая книга в мире – Библия. Она продана в период с 1815 по 1999 годы тиражом около 3,88 миллиардов экземпляров.
Книга рекордов Гиннеса о Библии.
3нания человека о мире разнообразны. Одни знания дают представления о природе (география, ботаника, биология и т. д.), другие — о человеке (например, анатомия, медицина), третьи — об обществе (например, история, экономика, философия). Есть точные науки — математика, физика, химия и т. д. Есть науки гуманитарные — искусствознание, эстетика. Все они образуют научное представление о мире.
Но есть и другие знания о мире, о человеке, об обществе — религиозные. Они основаны на вере человека в Высшего Творца — Бога, создавшего все на Земле. В представлении верующих людей Он является могущественным властителем мира, строгим и любящим, наказывающим и прощающим. Такое понимание мира не требует доказательств, оно основано на вере, и для верующих людей — это все правда и истина.
Как считают верующие люди, Бог “открывается” не всем. Бог – личность. Должна произойти ВСТРЕЧА человека и Бога, человек должен впустить Его в свое сердце.
Но тот, для кого Он открылся, чувствует Его, воспринимает, понимает всем своим сердцем.
Религиозный взгляд на мир исторически возник раньше, чем научный, и на протяжении многих столетий был господствующим. Овладевая тайнами мироздания, человек дивился мудрости Творца, понимая свою ограниченность и глубину тех тайн, которые, возможно, человечество никогда не сможет объяснить.
Но возможно и соединение этих точек зрения. Многие знаменитые ученые были глубоко верующими, воцерковленными людьми.
С точки зрения культуры, имеющей общечеловеческую ценность, содержание Библии важно не только для верующих людей. Религиозное искусство во многом по учительно и дает человеку советы в правильности поступка или отношения к окружа ющим.
Среди огромного количества книг, созданных человечеством, особое место принадлежит так называемым “Священным книгам”. У иудеев это Ветхий Завет Библии, Талмуд; у христиан — Библия и особенно ее Новый Завет; у буддистов Типитака; у мусульман — Коран.
Да, окружающий мир удивительно красив: в нем есть та высшая красота и гармония, которая не подвластна человеку. Изгибы рек, лесные дали, уходящие ввысь горные хребты, плывущие в поднебесье облака, морские просторы — все это воспринимается верующими людьми как Великое Творение Великого Художника.
Современные ученые говорят не только о правдоподобности описания происхождения жизни на Земле, но и о научной точности, с которой древний автор описывает этот процесс.
А физическое строение человека — разве оно не совершенно? Человек полностью приспособлен к жизни на Земле, почти во всех ее уголках. По религиозному представлению, человек создан Богом по образу и подобию Своему, хотя Бога-Отца (Сава офа) никто никогда не видел. Но в человеке есть несколько таких качеств, которые показывают его высокое предназначение – быть ДРУГОМ и со-работником Бога: человек обладает разумом, волей, даром слова… И человек тоже творец. Главное же качество человека – умение Любить, Бог – это и есть Любовь.
Итак, Бога никто никогда не видел. Откуда же люди узнают о Нем? Мы ничего не могли бы узнать про Бога, если бы Он сам не открывал нам себя. Поэтому Библию называют БОЖЕСТВЕННЫМ ОТКРОВЕНИЕМ.
Бог открывает себя в мире природы, сотворенном по Его замыслу. Узнавая этот мир, его чудесные законы, мы начинаем познавать премудрость и всемогущество Бога.
Но только в одном маленьком пастушеском иудейском племени, никогда не создавшем ни великой империи, ни великого искусства, много тысяч лет тому назад открылась людям вера в единого Бога, Творца всего мира, сотворившего человека и давшего ему законы того, как следует жить. Через избранных самим Богом пророков и праведников Бог открывал себя людям.
Эти люди пересказывали на словах то, что им открывал о Себе Бог, о законах мироустройства и жизни людей. Память о том, что рассказывали о Боге друг другу люди называется СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ, ведь передавалось оно из уст в уста.
Иисус Христос также передал ученикам Свое учение в беседах, проповедях. Но люди боялись забыть что-то из того, что открыл им Бог. Некоторые из них записали то, что узнали. Однако писали они не сами по себе, но с помощью самого Бога. Дух Святой помогал им, вдохновлял их, хотя они писали своим языком и были людьми своего времени. То, что они записали о Боге под руководством Самого Бога Называется СВЯЩЕННЫМ ПИСАНИЕМ.
Священное Писание составлялось разными людьми (около 40 составителей) в течение полутора тысяч лет. Слово “библия” переводится “книги” (сравните со словом библиотека).
Ветхий Завет говорит : “Спаситель, которого вы ждете, ГРЯДЕТ”
Измученный жизнью суровой,
Не раз я себе находил
В глаголах Предвечного Слова
Источник покоя и сил.
Как дышат святые их звуки
Божественным словом любви,
И сердца тревожного муки
Как скоро смиряют они!
Здесь все в чудно-сжатой картине
Представлено Духом Святым:
И мир, существующий ныне,
И Бог, управляющий им,
И сущего в мире значенье,
Причина, и цель, и конец,
И вечного Сына рожденье,
И крест, и терновый венец…
Как сладко читать эти строки,
Читая, молиться в тиши,
И плакать, и черпать уроки
Из них для ума и души!
В первые годы после того, как воскрес и вознесся Иисус, Его ученики-апостолы рассказывали людям то, что они знали, видели и слышали то, что они сами пережили, следуя за Христом. В этом заключалась проповедь христианства. Когда христианских общин стало много, апостолы стали писать письма-послания в эти общины. Письма эти читались вслух, когда христиане собирались вместе для молитвы.
В Библию включены четыре евангелия, написанные разными людьми:
МАТФЕЙ (символ ангел с человеческим лицом) – сборщик налогов, еврей, писал евангелие для евреев, поэтому часто ссылался на Ветхий Завет, знакомый каждому еврею с детства.
МАРК (лев) – сын богатой жительницы Иерусалима Марии, писал евангелие для язычников, обращавшихся в христианство, поэтому текст его евангелия самый короткий.
ЛУКА (телец, жертвенное животное) – врач, писал на греческом литературном языке (как послание Феофилу), он первым изобразил Богородицу. Его евангелие наиболее поэтичное, образное, имеет много исторических подробностей.
ИОАНН (парящий орел) – любимый ученик Христа, был до конца у креста и стал “сыном” Богородицы. Иоанн писал свое евангелие, ознакомившись с тремя другими, поэтому опускал некоторые подробности, сосредотачиваясь на объяснении смысла событий, их философской, богословской глубине.
Для удобства нахождения нужного отрывка в 8 в.н.э. текст был разделен на главы, а в 14 в.н.э. на стихи. Нужный отрывок помечается своеобразным “адресом”:
книга – глава – стихи