О чем прометей разговаривал с гераклом
Кто освободил Прометея? О чём разговаривали Прометей и Геракл.
Это стихотворение было написано в 1969 году
Елена Гаджиевна Исинбаева родилась 3 июня 1982 года в городе Волгоград. Отец – Гаджи Гафанович Исинбаев, сантехник, мать – Наталья Петровна Исинбаева, домохозяйка. У Елены было стандартное советское детство, семья жила небогато, но это не сильно сказывалось ни на самой Елене, ни на ее сестре Инессе. Увлечению Елены спортом вторила мать, так как сама в юности грезила спортивной карьерой и даже тщетно пыталась поступить в спортивный институт.
В возрасте 5 лет, в 1987 году Исинбаева поступает в спортивную школу, где начинает заниматься спортивной гимнастикой. Руководили тренировками Александр Лисовой и его жена Марина, заслуженные тренеры России. Спустя 2 года Елена поступает в лицей с техническим уклоном. В нем она учится вплоть до 1997 года. На следующий года Елена поступает в училище олимпийского резерва, там она обучается в течение 2 лет. Переход к занятиям с шестом становится для Елены чистой случайностью, и уже спустя всего полгода тренировок, Исинбаева одержала победу на Всемирных юношеских играх, проходивших в Москве. В следующем года Елена выступает на World Junior Championship и вновь побеждает, улучшив свой прошлогодний результат на 10 сантиметров. Следующий чемпионат проходит для нее уже не на такой высокой ноте, и как итог, всего 5-е место на European Junior Championship.
2000 год начинается для юной Елены с очередной победы на чемпионате юниоров, и вновь она улучшает свой предыдущий результат, установив мировой рекорд среди юниоров. Затем Исинбаева участвует в Сиднейской Олимпиаде, где, однако, не проходит в финал, провалив все квалификационные прыжки. Спустя год Елена возвращается на European Junior Championship и, отыгрываясь за свое прошлое поражение, берет золото, в очередной раз, улучшив свой результат. 2001 год выдался отличным для карьеры юной легкоатлетки и в завершение ей был установлен новый мировой рекорд среди юниоров, побить который удалось лишь спустя 4 долгих года.
В 2002 году будущая легкоатлетка поступает в местный физкультурный ВУЗ, по окончании которого получает диплом преподавателя. В 2003 году Елена принимает участиев European Indoor Championship и ежегодных соревнованиях Sainsbury’s Grand Prix в Великобритании, оба турнира завершаются победой и новыми рекордами. В том же году она принимает участие в очередном World Championship по легкой атлетике, но результаты оказываются крайне посредственными и как итог – 3-е место.
В 2004 году берет золото World Indoor Championship, спустя год добивается такого же результата на очередном European Indoor Championship. 2006 год и снова 2 золотые медали, на этот раз за World Indoor Championship и European Championship. Следующий год и новое золото – World Championship в Осаке. 2008 год берет на себя 3 знаменательных события:
Билеты. Вариант 4. Билет 10.
Миф о Прометее и трагедия Эсхила «Прометей прикованный».
Миф о Прометее и трагедия Эсхила «Прометей прикованный».
Трагедии Эсхила отражают основные тенденции его времени,те огромные сдвиги в социально-экономической и культурной жизни,которые были вызваны крушением родового строя и становлением афинской рабовладельческой демократии.
Мировоззрение Эсхила в основе своей было религиозно-мифологическим. Он верил,что существует извечный миропорядок,который подчиняется действию закона мировой справедливости.Человек,вольно или невольно нарушивший справедливый порядок,будет наказан богами,и тем самым равновесие восстановится.Идея неотвратимости возмездия и торжества справедливости проходит через все трагедииЭсхила.
человека за свои поступки-одна из основных тем трагедий драматурга. Эсхил ввел в свои трагедии второго актера и тем открыл возможность более глубокой разработки трагического конфликта,усилил действенную сторону театрального представления.Это был настоящий переворот в театре:вместо старой трагедии,где партии единственного актера и хора заполняли всю пьесу,родилась новая трагедия,в которой персонажи сталкиваются на сцене друг с другом и сами непосредственно мотивировали свои действия.
Из дошедших до нашего времени трагедий великого драматурга особо выделяется: «Прометей Прикованный»-возможно,самая известная трагедия Эсхила,повествующая о подвиге титана Прометея,подарившего огонь людям и жестоко за это наказанного. О времени написания и постановке ничего не известно. Исторической основой для такой трагедии могла послужить только эволюция первобытного общества, переход к цивилизации.
Эсхил убеждает зрителя в необходимости борьбы со всякой тиранией и деспотией. Эта борьба возможна благодаря только постоянному прогрессу.
Блага цивилизации по мнению Эсхила—прежде всего теоретические науки: арифметика. Грамматика, астрономия, и практика: строительство, горное дело и т.п. В трагедии он рисует образ борца, морального победителя. Дух человека нельзя ничем побороть.
Это повесть о борьбе против верховного божества Зевса (Зевс изображен деспотом, предателем, трусом и хитрецом). Вообще произведение поражает краткостью и незначительным содержанием хоровых партий (лишает трагедию традиционного для Эсхила ораторного жанра). Драматургия тоже очень слаба, жанр декламации. Характеры также монолитны и статичны как и в других произведениях Эсхила. В героях никаких противоречий, они выступают каждый с одной чертой. Не характеры, общие схемы.
Действия никакого нет, трагедия состоит исключительно из монологов и диалогов (художественны, но совсем не драматичны). По стилю — монументально-патетическая (хотя действующие лица только боги, патетизм ослаблен—длинные разговоры, философское содержание, довольно спокойный характер).
Тональность восхвалительно-риторическая декламация в адрес единственного героя трагедии Прометея.Все возвышает Прометея. Развитием действия является постепенное и неуклонное нагнетание трагизма личности Прометея и постепенное нарастание монументально-патетического стиля трагедии.
Эсхил известен как лучший выразитель общественных устремлений своего времени.В своих трагедиях он показывает победу прогрессивных начал в развитии общества,в государственном устройстве,в морали. Творчество Эсхила оказало заметное влияние на развитие мировой поэзии и драматургии. Эсхил—поборник просвещения, эта трагедия просветительская, отношение к мифологии критическое.
Образ Прометея у Эсхила.
Эсхил демонстрирует силу человека и в более широком смысле слова. Он рисует образ борца, морального победителя в условиях физического страдания. Дух человека нельзя ничем побороть, никакими страданиями и угрозами, если он вооружен глубокой идейностью и железной волей. Сам Прометей – это сверхчеловечески мощный герой, молчаливо терпящий любую казнь и не боящийся никаких угроз и наказаний. Это непреклонная личность, вне всяких колебаний и противоречий. Тональность всего произведения – восхвалительно-риторическая направленная в адрес единственного героя, Прометея. Всё его возвышает. Его рассказы и разговоры о прошлом, в частности о благодеяниях людям, нисколько не подвигая действие вперёд, придают образу Прометея необыкновенно глубокий смысл, и необычайно возвышают и насыщают в идейном отношении.
То, что является у Эсхила в произведении развитием действия – есть постепенное и неуклонное нагнетание трагизма личности самого Прометея. (Прометей – благодетель, научил считать, читать, молится, строить дома, пахать землю и всему чему угодно) В боге сочетается и человеческое и божеское.
Гесиод. Образ Прометея дан в «Теогонии», и в «Трудах и днях». Прометей у Гесиода не имеет ничего общего с Прометем Эсхила. Он изображён обманщиком, и Гесиод явно его осуждает. В Социально-историческом отношении гесиодовский Прометей тоже небезызвестен: земледелец Гесиод не любит ремесленников, и поэтому рисует Прометея, покровителя всякого ремесла, весьма отрицательно. (Разная подача стихотворений у Гесиода и Эсхила, его заслуги уменьшаются)
Байрон: он называет Прометея символом силы и полубогом, а так же говорит о том, что в его не смирении лежит пример для всех людских сердец. Однако, Байрон говорит и о том, что над всем властвует рок, и о том, что Прометей скован яростной судьбой. Байрон пишет, что «титан», так он называет Прометея, смотрел без презрения на землю и на человеческую боль. Он говорит о силе и мужестве Прометея, о том, что он принял всё, как есть и не стал сопротивляться судьбе. Байрон, пишет, несмотря на всё, то, что происходит с Прометеем, душа его при этом останется неизменной. Гёте: Стихотворенье «Прометей» пронизано ненавистью к Зевсу. Гёте говорит ему о том, что Зевс не разрушит ничего что создано был не им. И что тот завидует пламени, которое разожжено в доме человеческом. Гёте говорит о том, что не никого ничтожнее богов, и обвиняет Зевса в том, что он ни разу не «рассеял печаль скорбящего». Гёте говорит, что не будет молится Зевсу и обвиняет его в том, что он не видит ничего, кроме своего величия, и не стремиться помочь ближнему.
существование. Прометей горд и не приклонен, н молчит до тех самых пор, пока не удаляются его палачи, а после жалуется всей природе на несправедливость Зевса. Трагедия состоит из сцен посещения Прометея дочерями Океана, Океанидами, а после и самим Океаном, который предлагает ему помирится с Зевсом. Но Прометей неприклонен.
Далее следуют продолжительные монологи Прометея о благодеяниях людям и сцена с Ио, возлюбленной Зевса, которую ревнивая Гера превратила в корову, преследуемую остро жалящим её оводом. Обезумевшая Ио бежит не разбирая дороги и наталкивается на скалу, к которой прикован Прометей. Она выслушивает все его пророчества, как и о собственной судьбе, так и о будущем освобождении самого Прометея, Гераклом.
Последнее явление: Гермес, угрожая новыми карами Зевса, требует от Прометея, как от мудрого провидца, раскрыть для Зевса важную ему тайну. О её существовании Зевс знал, но он не знал её содержание. Прометей и здесь гордо отвергает всякое возможное общение с Зевсом и бранит Гермеса. За это Зевс посылает ему новую кару: среди грома и молний, среди бури и смерчей, среди землетрясения Прометей вместе со своей скалой низвергается в подземный мир.
Освобождение Прометея
Оставив в Трахинах Деяниру с шестью малолетними детьми, Геракл вновь отправился на самый край света. Неслыханное предстояло ему совершить — освободить мятежного титана Прометея, по воле Зевса прикованного к седой Кавказской скале.
Когда-то в давние-давние времена, людей было совсем мало на свете. Как дикие звери, бродили они по лесам в погоне за добычей. Они ели сырое мясо, дикие плоды и коренья, одеждой им служили шкуры животных, от непогоды прятались в пещерах и дуплах деревьев. Разум их был, как у малых детей, и были они беспомощны и беззащитны.
Сжалился над людьми Прометей. Отправился он к своему другу богу-кузнецу Гефесту и застал божественного мастера за работой: Гефест ковал огненные стрелы-молнии для Зевса-Громовержца. Прометей стоял и смотрел на его искусную работу. Когда же Гефест стал раздувать мехами огонь в горне, и сверкающие искры разлетелись по кузнице, Прометей поймал одну священную искорку и спрятал в пустой тростинке, которую, приготовив заранее, держал в руке.
Эту тростинку с искрой священного огня Прометей принес людям, и люди зажгли от нее повсюду на земле костры, очаги и светильники. С помощью огня люди научились обогревать свои жилища, готовить пищу, обрабатывать скрытые в земле металлы. Свет священного огня прояснил мысли людей, зажег в их сердцах стремление к счастью.
С гордостью смотрел Прометей, как люди становились сильнее, разумнее и искуснее во всяком труде. А Зевс с высоты Олимпа смотрел на крепнущее людское племя все с большим неудовольствием. «Если так пойдет дело, люди скоро перестанут почитать богов»,— ворчал Громовержец.
Тогда Прометей заключил с Зевсом договор: люди в доказательство превосходства бессмертных богов над племенем смертных будут приносить богам жертвы мясом животных и земными плодами.
Первую жертву принес сам Прометей. Он забил быка, завернул мясо в шкуру, сверху положил не очень-то вкусные внутренности, а рядом сложил другую кучу — из головы и костей, которые упрятал под блестящим и ароматным жиром. Потом спросил у Зевса, какую из куч он хотел бы получить как жертву бессмертным бога. Зевс указал на кучу покрытую жиром. С той поры люди приносили на алтари богов кости и жир жертвенных животных, а из вкусного мяса готовили пиршественные блюда для себя.
Не захотели боги мириться с этим и попросили Зевса отомстить Прометею за обман. Призвал он к себе Прометея и сказал ему: «Ты дважды провинился перед богами. Первый раз, когда похитил священный огонь и отдал его людям, второй — когда обманул нас, бессмертных, оставив нам кости жертвенных животных вместо мяса. Но я готов простить тебя. Условие мое такое: ты называешь мне имя еще не рожденного мною сына, который захочет лишить меня власти над миром, а я дарую тебе мое прощение. Только не говори, что имя это тебе неведомо. Ведь будущее тебе открыто, недаром же тебя зовут Прометей, что значит — Промыслитель».
«Я знаю это имя, Громовержец, — ответил Прометей,— но не назову его, ибо это не моя тайна, а неумолимого Рока».
Гневом сверкнули очи Зевса, призвал он слуг своих, Силу и Власть, повелел им отвести Прометея в пустынную горную страну и навеки приковать его несокрушимыми оковами к дикой скале над бурным морем.
Воля Зевса — закон даже для бессмертных богов. Сам Гефест, хоть и был Прометею другом, цепями из седого железа приковал его руки и ноги к скале и острым алмазным клином пробил ему грудь, пригвоздив к скале на века.
Бессмертным, как и боги Олимпа, был титан Прометей, и потому живым был обречен на неслыханные муки. Солнце жгло его иссохшее тело, ледяной ветер осыпал колючей снежной пылью. Каждый день в назначенный час прилетал огромный орел, разрывал когтями тело титана и клевал его печень. А ночью раны Прометея заживали.
Тысячу и еще тысячу лет продолжались муки непокорного титана, и все эти долгие тысячи лет Прометей верил, нет, он знал, что настанет время и среди людей появится великий герой, который придет освободить его.
И вот, наконец, настал этот день. Услышал Прометей шаги идущего по горам человека и увидел героя, которого ждал много веков.
Прошел Геракл дикие горы, бездонные пропасти, глубокие снега, приблизился к Прометею и уже поднял меч, чтобы сбить оковы с титана, но высоко в небе раздался орлиный клекот: это орел Зевса в урочный час спешил на свой кровавый пир. Тогда поднял Геракл свой лук, метнул стрелу в летящего орла и сразил его. Упал орел в море, и унесли его волны в безбрежную даль51. А Геракл разбил цепи, сковывающие Прометея, вынул из его груди алмазное острие и сказал: «Ты свободен, титан-мученик, люди не забыли тебя. Это они послали меня вернуть тебе свободу».
Распрямился освобожденный Прометей, вздохнул полной грудью и просветленными глазами взглянул на землю и на героя, принесшего ему свободу.
Примирился Зевс с несгибаемым титаном Прометеем. Он повелел Гефесту сделать перстень из звена Прометеевой цепи и вставить в него камень — осколок скалы, к которой был прикован титан. Этот перстень Зевс велел Прометею надеть на палец и всегда носить его, в знак того, что не нарушено слово владыки мира и навеки Прометей прикован к скале.
Древнегреческий миф о Прометее: краткое содержание
Прометей — самый возвышенный и трагический образ в греческой мифологии. Это герой, добровольно пошедший на муки во имя своих убеждений, символ несокрушимой и всепобеждающей силы духа. Имя его означает «Провидящий». Миф о Прометее рассказывает о создании людей, похищении огня, расплате и освобождении титана.
Другая версия мифа
Позднее эту легенду стали излагать иначе. Главным героем истории по-прежнему является Прометей. Краткое содержание ее немного иное. Теперь он предстает в роли величавого и мудрого провидца (Прометей и означает «Промыслитель»), а не хитреца, укравшего огонь.
С самого начала мира в период борьбы старых богов с олимпийцами (младшими богами) Прометей знал о том, что младших богов не удастся взять силой, нужно использовать хитрость. Он предложил титанам свою помощь, но самоуверенные старшие боги отвергли его предложение. Предвидя их неминуемое поражение, Прометей занял сторону олимпийцев и помог им свергнуть врагов. А вместо благодарности и вечной дружбы получил жестокую кару некогда бывшего союзника Зевса.
Олимпийцев преследует страх того, что наступит время — и их постигнет участь отцов. Они будут свергнуты своими же потомками — молодыми богами. Они не знают, как предотвратить это, но знает Прометей. Краткое содержание этой версии повествует о том, что ему известно все, что ждет их в конце мира. Зевс хочет узнать у Прометея этот секрет, поэтому и подвергает его истязанию, но титан с гордостью молчит.
Тогда сын Зевса Геракл, еще не будучи богом, решает прекратить мучения Прометея в благодарность о том добре, которое титан сделал для смертных. Он расправляется с орлом и освобождает Прометея. В ответ на этот шаг Прометей рассказывает Гераклу, как сохранить власть Зевса и его соратников.
Миф о Прометее — создателе людей
Содержание
Зевс поручил Прометею создать людей.
Константин Хансен. Прометей создает человека из глины (около 1845 г.)
Существует предположение, что первоначально Прометей был верховным божеством догреческих племен, населявших территорию Греции в глубокой древности. Однако, впоследствии греки включили Прометея в систему своей мифологии, сохранив за ним роль создателя человечества. Догреческим происхождением Прометея объясняется и его дальнейшее противостояние Зевсу — чисто греческому божеству. Прометей замесил глину и принялся за работу. В помощники он взял своего брата Эпиметея. По замыслу Прометея, люди должны были получиться совершенными существами, но бестолковый Эпиметей (его имя значит «думающий после») все испортил.
По одной версии, Эпиметей прежде всего вылепил из глины животных, наделив их различными средствами защиты от врагов: одних — острыми зубами и когтями, других — быстрыми ногами, третьих — тонким чутьем, но забыл оставить что-нибудь на долю человека. Поэтому люди от природы слабы и плохо приспособлены к жизни.
В другом варианте мифа, Эпиметей вообще извел на животных всю глину. Поэтому, Прометею пришлось создавать человечество, отщипывая по кусочку от разных животных. С тех пор люди обладают ослиным упрямством, лисьей хитростью, заячьей трусостью и тому подобными качествами в самых неожиданных сочетаниях.
Прометей научил людей обрабатывать землю и выращивать хлеб, строить дома и изготавливать полезные в хозяйстве вещи, читать и писать, различать времена года и лечить болезни.
Зевс и богиня Фетида
Какую тайну знал Прометей? Краткое содержание этого мифа включает в себя историю о том, что Зевс добивается любви морской богини – прелестницы Фетиды. Но Прометей знает, что Зевсу следует отказаться от нее, так как судьбой предначертано, что Фетида должна родить сына, который будет сильнее своего отца. Если его отцом станет Зевс, то сын станет сильнее его и неминуемо свергнет его, власть олимпийцев на этом закончится.
Зевс прислушивается к Прометею и оставляет Фетиду, которая потом стала женой обычного смертного, от которого она родила Ахилла – самого сильного человека на свете.
Пытка, растянувшаяся на тысячелетия
Никто и никогда, ни в одной стране мира не может сравниться с жертвенным и великим образом Прометея. Поэтому он и живет в наши дни, и знает его каждый, и песни о нем побеждают на современных конкурсах («…дари огонь, как Прометей…»). Хотя Зевс, угрожая ему карой, обещал полное забвение его имени неблагодарным человечеством. И просто странно, почему этому богу, с такой однобокой славой, принимавшему крайне противоречивые решения в делах мира и войны, так долго поклонялись греки как высшему божеству. Века томился прикованный к скале Прометей. Периодически Зевс присылал к нему то своего сына Гермеса, то титана Океана или других, покорившихся деспоту посланников, с единственным требованием, как в том фильме — «Имя, брат». Но великомученик не сдавался.
Начало
Что хочет поведать людям в своей поэме Эсхил («Прикованный Прометей»)? Краткое содержание произведения открывает читателям благородство и мужество главного героя на фоне жестокости богов.
Далее краткое содержание («Прометей прикованный») стоит продолжить сценой, где, оставшись наедине с собой, Прометей обращается к солнцу и небу, морю и земле, призывая их стать свидетелями того, как несправедливо обошлись с ним боги за похищение огня и стремление открыть людям путь к достойной жизни.
Освобождение Прометея
Оставив в Трахинах Деяниру с шестью малолетними детьми, Геракл вновь отправился на самый край света. Неслыханное предстояло ему совершить — освободить мятежного титана Прометея, по воле Зевса прикованного к седой Кавказской скале.
Когда-то в давние-давние времена, людей было совсем мало на свете. Как дикие звери, бродили они по лесам в погоне за добычей. Они ели сырое мясо, дикие плоды и коренья, одеждой им служили шкуры животных, от непогоды прятались в пещерах и дуплах деревьев. Разум их был, как у малых детей, и были они беспомощны и беззащитны.
над людьми Прометей. Отправился он к своему другу богу-кузнецу Гефесту и застал божественного мастера за работой: Гефест ковал огненные стрелы-молнии для Зевса-Громовержца. Прометей стоял и смотрел на его искусную работу. Когда же Гефест стал раздувать мехами огонь в горне, и сверкающие искры разлетелись по кузнице, Прометей поймал одну священную искорку и спрятал в пустой тростинке, которую, приготовив заранее, держал в руке.
Эту тростинку с искрой священного огня Прометей принес людям, и люди зажгли от нее повсюду на земле костры, очаги и светильники. С помощью огня люди научились обогревать свои
жилища, готовить пищу, обрабатывать скрытые в земле металлы. Свет священного огня прояснил мысли людей, зажег в их сердцах стремление к счастью.
С гордостью смотрел Прометей, как люди становились сильнее, разумнее и искуснее во всяком труде. А Зевс с высоты Олимпа смотрел на крепнущее людское племя все с большим неудовольствием. «Если так пойдет дело, люди скоро перестанут почитать богов»,- ворчал Громовержец.
Тогда Прометей заключил с Зевсом договор: люди в доказательство превосходства бессмертных богов над племенем смертных будут приносить богам жертвы мясом животных и земными плодами.
Первую жертву принес сам Прометей. Он забил быка, завернул мясо в шкуру, сверху положил не очень-то вкусные внутренности, а рядом сложил другую кучу — из головы и костей, которые упрятал под блестящим и ароматным жиром. Потом спросил у Зевса, какую из куч он хотел бы получить как жертву бессмертным бога. Зевс указал на кучу покрытую жиром. С той поры люди приносили на алтари богов кости и жир жертвенных животных, а из вкусного мяса готовили пиршественные блюда для себя.
Не захотели боги мириться с этим и попросили Зевса отомстить Прометею за обман. Призвал он к себе Прометея и сказал ему: «Ты дважды провинился перед богами. Первый раз, когда похитил священный огонь и отдал его людям, второй — когда обманул нас, бессмертных, оставив нам кости жертвенных животных вместо мяса. Но я готов простить тебя. Условие мое такое: ты называешь мне имя еще не рожденного мною сына, который захочет лишить меня власти над миром, а я дарую тебе мое прощение. Только не говори, что имя это тебе неведомо. Ведь будущее тебе открыто, недаром же тебя зовут Прометей, что значит — Промыслитель».
«Я знаю это имя, Громовержец, — ответил Прометей,- но не назову его, ибо это не моя тайна, а неумолимого Рока».
Гневом сверкнули очи Зевса, призвал он слуг своих, Силу и Власть, повелел им отвести Прометея в пустынную горную страну и навеки приковать его несокрушимыми оковами к дикой скале над бурным морем.
Воля Зевса — закон даже для бессмертных богов. Сам Гефест, хоть и был Прометею другом, цепями из седого железа приковал его руки и ноги к скале и острым алмазным клином пробил ему грудь, пригвоздив к скале на века.
Бессмертным, как и боги Олимпа, был титан Прометей, и потому живым был обречен на неслыханные муки. Солнце жгло его иссохшее тело, ледяной ветер осыпал колючей снежной пылью. Каждый день в назначенный час прилетал огромный орел, разрывал когтями тело титана и клевал его печень. А ночью раны Прометея заживали.
Тысячу и еще тысячу лет продолжались муки непокорного титана, и все эти долгие тысячи лет Прометей верил, нет, он знал, что настанет время и среди людей появится великий герой, который придет освободить его.
И вот, наконец, настал этот день. Услышал Прометей шаги идущего по горам человека и увидел героя, которого ждал много веков.
Прошел Геракл дикие горы, бездонные пропасти, глубокие снега, приблизился к Прометею и уже поднял меч, чтобы сбить оковы с титана, но высоко в небе раздался орлиный клекот: это орел Зевса в урочный час спешил на свой кровавый пир. Тогда поднял Геракл свой лук, метнул стрелу в летящего орла и сразил его. Упал орел в море, и унесли его волны в безбрежную даль51. А Геракл разбил цепи, сковывающие Прометея, вынул из его груди алмазное острие и сказал: «Ты свободен, титан-мученик, люди не забыли тебя. Это они послали меня вернуть тебе свободу».
Распрямился освобожденный Прометей, вздохнул полной грудью и просветленными глазами взглянул на землю и на героя, принесшего ему свободу.
Примирился Зевс с несгибаемым титаном Прометеем. Он повелел Гефесту сделать перстень из звена Прометеевой цепи и вставить в него камень — осколок скалы, к которой был прикован титан. Этот перстень Зевс велел Прометею надеть на палец и всегда носить его, в знак того, что не нарушено слово владыки мира и навеки Прометей прикован к скале.
Разговор Прометея с Океанидами и Океаном
В этот момент краткое содержание «Прометей прикованный» должно продолжиться появлением нимф-Океанид, дочерей титана Океана, растревоженных лязгом и грохотом оков многострадального Прометея. Он говорит им о том, что предпочел бы томление в Тартаре этому публичному унижению, и о своей уверенности, что его страдания не будут длиться вечно, а Зевс будет вынужден сменить свой гнев на ласку и смирение. Хор нимф спрашивает Прометея, за что же Зевс так его наказывает? На что он отвечает, что причина в милосердии к людям, «…ибо сам он не милосерден» — говорит о Зевсе Прометей.
Затем легенда о Прометее, краткое содержание которой мы излагаем, рассказывает о появлении вслед за дочерями и самого Океана. Когда-то он воевал с титанами против младших богов. Но покорился, смирился, получил прощение и мирно несет свои волны по всему свету. Он говорит, что смирение – единственный выход, и предупреждает о мстительности Зевса, который может обречь Прометея на еще более невыносимые муки. Однако последний с презрением отвергает доводы Океана и предлагает ему подумать о себе, ибо он может разгневать Зевса своим сочувствием преступнику. Океан удаляется, а хор Океанид поет песнь сострадания, вспоминая в ней о брате Прометея Атланте, которого постигла мука вечно держать на своих плечах медный небосвод на западной стороне мира.
«Прометей прикованный» в сокращении
Эсхил «Прометей прикованный» краткое содержание для читательского дневника:
Эсхил для написания своего произведения взял за основу миф о титане Прометее, который вступил в соперничество с богом Зевсом. Прометей боролся против титанов на стороне Зевса, но бог решил истребить человечество. Прометей решил украсть огонь для людей и своим поступком навлёк на себя беду.
По приказу Зевса бог Гефест приковывает Прометея к скале. Каждое утро к нему на грудь садился орёл и клевал печень, а за ночь она отрастала вновь. Прикованный Прометей ведёт диалог с ветром.
Он размышляет о том, что человечество раньше не осознавало увиденного и услышанного. Огонь и искусства, которым он обучил людей, были им нужны. Океаниды и Океан сочувствуют герою, но на просьбу помириться с Зевсом титан отвечает отказом.
По ходу произведения выясняется, что именно титан научил людей управлять лошадью и построил для них корабли. Любимая Ио в виде коровы, в образ которой заключила ее Гера, приходит на скалу. Пребывать рядом с возлюбленным она не может, так как её постоянно жалит овод. Прометей говорит ей, что его спасёт Геракл, который будет её потомком. Титан имел дар предвидения.
Божественный огонь не должен был попасть к людям. Прометей в произведении – это борец за светлую жизнь. Он выступает положительным героем, который хочет своим поступком усилить прогресс человеческого рода. Антагонистом выступает бог Зевс, который против освоения людьми новых технологий.
Громовержец показан тираном и деспотом. В трагедии мы видим борьбу нового со старым, отход людей от верований в богов и создание новых условий для жизни. Ревнители и блюстители старины не хотят перемен в лице Зевса и Геры, которые теряют власть над людьми. С помощью репрессий верховный бог может удержать власть на Олимпе, но теряет её над человечеством, которое становится свободным.
Вывод:
Прометей не считается вором для потомков, он стал символом прогресса и борца за свободу. Память о его подвиге осталась запечатлённой в веках.
Рассказ Прометея о его помощи людям
О чем далее повествует легенда о Прометее? Краткое содержание продолжается рассказом Прометея Океанидам о том, сколько добра он сделал для смертных. Люди были неразумны, словно дети, и Прометей одарил их умом и речью. В пору томления заботами он успокаивал их надеждами. Им было тяжело жить в пещерах, каждый приход ночи внушал им страх, они были бессильны перед зимними холодами — и Прометей научил их строить дома. Он рассказал им о том, как меняются времена года и как при этом движутся небесные светила, научил их писать и считать, убедил передавать эти знания из поколения в поколение.
Что еще сделал для людей Прометей? Эсхил (краткое содержание поэмы этого автора мы рассматриваем) указывает в своем произведении, что никто иной, как Прометей, показал смертным залежи подземных руд, научил строить телеги, чтобы передвигаться по земле, и корабли, чтобы бороздить морские просторы, показал, как впрягать быков, чтобы обрабатывать плодородные земли. Он открыл смертным секреты целебных трав, чтобы они смогли лечить болезни.
Люди ничего не понимали о вещих знамениях, которые посылали им боги и мать-природа, благородный Прометей научил их гаданиям по внутренностям животных, крикам птиц и жертвенному огню.
Океаниды внемли ему и поразились тому, что, обладая такими знаниями и даром предсказания, мудрый Прометей не смог уберечь себя от гнева Зевса. На что титан ответил, что судьба сильнее его и Зевса. Тогда нимфы спросили его о том, что же уготовано судьбой Зевсу? Но Прометей не стал открывать им свою великую тайну, а хор продолжил петь свою песню сочувствия.
Краткое содержание
Зевс приказал своим верным подданным Власти и Силе поймать Прометея, привести на край земли и не освобождать от железных цепей. Герой сильно прогневал бога Олимпа тем, что похитил огонь для смертных.
Своевольный Прометей был прикован к высокому утёсу. Оказавшись в цепях, наедине с самим собой, герой стал оплакивать свою тяжёлую судьбу. Вдруг к нему с моря пришли Океаниды и начали утешать.
Заточение Прометея
Морские нимфы просили рассказать мученика, за что на него так разозлился Зевс. Герой поведал им о том, как в своё время помог богу выиграть в битве с титанами и именно благодаря его стараниям удалось спастись от напасти Крона. Зевс быстро забыл об оказанной помощи и серьёзно наказал его за то, что тот решил спасти обычных людей.
Когда главному герою было известно о планах бога Олимпа уничтожить всех людей, он стал единственным, кто решил защитить их. Самое важное, что Прометей сделал для жизни человека — дал в дар огонь. С его помощью люди смогли овладеть новыми знаниями и начали активно применять их.
Океаниды спросили у героя, как долго тот должен нести наказание, но он не знал точного ответа на вопрос. Сказав так — Один лишь срок: покуда не смягчится Зевс.
Вдруг поднялся из моря и сам старик Океан, чтобы поддержать мученика. Он дал герою совет — раскаяться в содеянном перед Зевсом и больше не вступать с ним в конфликты. Проще смириться и ничего не делать, пока у власти находится такой жестокий правитель. Нимфы начали напевать грустную песнь и оплакивать трагичную судьбу Прометея, и всего народа.
Помощь людям
Прометея мучили не только физические муки, но и духовные. Герой понимал, насколько несправедливы те боги, которых он раньше почитал. Прометей был виновен в том, что посмел разбудить в обычных людях ум и справедливость.
Лишь только при помощи сострадательного бога, человек приобрёл неземные богатства. Люди научились творить, мыслить, стали одомашнивать животных, плавать по воде и извлекать полезное из недр земли.
Когда герой пошёл на это, то понимал — Зевс разгневается и накажет его. Несмотря на это он не испугался и спас людей.
Встреча с царицей Ио
Краткое содержание трагедии Эсхила «Прометей прикованный» должно содержать эти воспоминания о прошлом, которые затем прерываются будущим. На сцене появляется возлюбленная бога Зевса – прекрасная царевна Ио, превращенная им в корову. Опасаясь гнева своей ревнивой жены, богини Геры, Зевс превратил царевну в животное. Но Гера разгадала эту хитрость и потребовала, чтобы муж подарил эту корову ей. Зевс выполнил ее требование, и тогда Гера наслала на несчастную страшного овода. В поисках спасения от его непрекращающихся укусов Ио скиталась по всему свету.
Измученная и доведенная болью до отчаяния на грани безумия, она забралась на Прометееву скалу. Известный своим милосердием Прометей пожалел царевну и рассказал ей о том, что ее ждет. Из уст титана она узнает, что ее скитаниям пока не видно конца, ей предстоит преодолеть холод и зной, бродя по Азии и Европе, увидеть чудовищ и дикарей, прежде чем она достигнет египетских земель. Там она родит Зевсу сына, потомком в двенадцатом колене которого станет Геракл. Он придет на эту гору, чтобы освободить Прометея. Ио спрашивает о том, что будет, если Зевс не позволит Гераклу сделать это, на что Прометей отвечает, что тогда Зевс погибнет сам. Царевна хочет знать, кто же решится погубить бога Зевса, а титан объясняет ей, что причиной гибели Зевса станет его неразумный брак. А далее Прометей говорить отказывается. Тут на царевну вновь нападает зловредный овод, и ей ничего не остается, как умчаться прочь.
Міф про титана Прометея
Про титана Прометея розповідають, що коли люди і боги зібрались на раду, щоб укласти угоду, то він, начебто дбаючи про добробут людей, вдався до хитрощів, щоб обманути богів. Ось цей фрагмент:
Знічев’я безсмертні боги навіть узялися допомагати людям, навчати ремесел і хліборобства, але за те зажадали від них великої шани і багатих дарів. Щоб скласти таку угоду, якось зібралися обидві сторони. Від богів виступав Зевс, від людей — титан Прометей, хоч сам був безсмертний. Він побоювався, що люди не зможуть протистояти богам, і поспішив їм на поміч. Титан так уболівав за долю смертних, що вдався навіть до хитрощів. Коли привели жертовного бика, він сам зарізав його і поділив тушу на дві частини. До більшої купи поскладав самі кістки, але прикрив їх гарним, лискучим жиром, а меншу, де було смачне м’ясо, Прометей загорнув у брудну бичачу шкуру, ще й поклав зверху гидкі тельбухи. — Батьку наш Зевсе, вибери собі яку хочеш частину, — лукаво запросив Прометей. — Те, що ти вибереш, люди надалі віддаватимуть безсмертним богам. Як Прометей і сподівався, Зевс узяв собі купу, більшу і кращу на вигляд. Відтоді смертні стали їсти м’ясо, а кістки спалювати на шану безсмертним. Розлютився Зевс, збагнувши, як обдурив його Прометей заради тих смертних … Страшно загримів вів з темно-хмарного Олімпу і жбурнув на землю вогненні стріли-блискавки. А потім надумав кару, аби дошкулити Прометеєві: він відмовив смертним у тому, що було їм доконче потрібне, у … вогні. — Хай їдять …, але сире! — гримів люто Зевс.» [1]
Якось він перестрів Афіну Палладу, любу Зевсову дочку. Богиня мудрості була завжди прихильна до титана, тож він і попросив її відчинити йому потай двері чорного ходу, що вів до Зевсового палацу, — адже Прометею було вже не вільно з’являтися на Олімпі. Афіна Паллада так і зробила, гадаючи, що Прометеєві цікаво поглянути на новий витвір бога-митця Гефеста — на людей із щирого золота, що … слугували богам. А Прометей, опинившись у Зевсовій оселі, мерщій узяв із божественного вогнища невеличку іскру, сховав її у порожній очеретині та й приніс людям на землю. Відтоді засяяли, заяскравіли веселі вогнища на землі. Навколо них люди збиралися цілими родинами, смажили м’ясо, грілися, танцювали. [2]
Тут слід розуміти, що Прометей не є першовідкривачем видобування вогню, а саме тим, хто додумався піддавати їжу тепловій обробці. Бо вогонь опановано ще задовго до виникнення Борійської цивілізації, але використовувалось скоріш за все для обігріву помешкань в холодних умовах і для відлякування хижих тварин.
Верховний бог суворо і справедливо покарав Прометея за його вчинок.
Зевс звелів закувати титана Прометея в кайдани і припнути на самому краї стрімкої скелі, щоб відступник висів там довгі століття. Таку кару надумав Зевс останньому з роду титанів, що насмілився змагатися з ним… Здійснити цю кару Зевс доручив своєму … сину Гефесту, неперевершеному митцеві й ковалю. А в помічники йому дав двох своїх вірних слуг — Силу і Владу, суворих, безжальних, … Туди, де кінчається … країна диких скіфів і велично здіймається до неба бескеття Кавказу, Сила і Влада привели непокірного титана… батько всіх безсмертних і смертних вигадав йому ще тяжчу кару: … висів Прометей, прикутий до кавказької скелі, нестерпно палило його сонце, сікли дощі, шарпали люті вітри, і щодня прилітав туди величезний Зевсів орел, гострими пазурами розривав титанові груди та дзьобав йому печінку.[2]
Символічне значення є у дзьобанні печінки. Печінка виконує захисні, знешкоджувальні, ферментативні, метаболічні функції. Вживання м’яса та вареної рослинної їжі знижує захисні можливості людського організму, порушує обмін речовин. При постійній подразнюючій дії токсинів (наприклад, таких, що є в м’ясі [9]), виникають зміни, що ведуть до тимчасового порушення та зупинки нормального її функціонування.
Скульптура закутого Прометея з орлом є у Луврі. [8]
З викладеного вище можна зрозуміти, що є певна схожість між образом Прометея в гелленській мітології і образом спокусника з міту про вигнання людей з раю. Це проявляється в тому, що кожен з них хоче подати себе добродієм, і спокуса відбувається через їжу.
Хочу також вказати інші цікаві «мітки», які трапляються в інших давніх джерелах про Прометея. 1) Є перекази про те, що власне Прометей створив людей. Подібні заслуги приписують і Гефесту. Тільки Гефест творив людей з щирого золота, а Прометей з глини. 2) На думку Плінія Старшого, звичай носити перстені на пальцях пов’язаний з уявленнями про ув’язнення Прометея. 3) Згідно з Есхілом, ув’язнення Прометея тривало 30 000 років. А згідно з Емпедоклом саме такий час потрібен для того, щоб злий дух очистився. 4) Є також розповіді, що Прометей намагався підкупити Харона, але без успіху; допомагав Гераклові в певних його сумнівних вчинках. 5) Прометей убиває бика, а бик в давні часи був тотемною твариною. Тобто такий вчинок є святотатством. [3]
Посещение Прометея Гермесом
После воспоминаний и предсказаний пора вернуться к настоящему. Появляется вестник Зевса – бог Гермес, презираемый Прометеем за прихлебательство перед олимпийцами, и требует титана повторить то, что он говорил о судьбе Зевса, угрожая ему новыми муками. Но Прометей не желает говорить с Гермесом, предпочитая страдания. Он говорит о том, что бессмертен и был свидетелем падения Урана и Крона, дождется и падения бога Зевса. Затем Гермес уходит, а Прометей призывает в свидетели своих безвинных страданий Небо и Землю. На этом краткое содержание книги «Прометей прикованный» можно закончить.
Переказ на тему прада про Прометея ) строчно
прометей ішов цілий день. а коли настала ніч — підійшов до якогось села.прометей стомився, йому було холодно, руки його тремтіли. навпроти дверей в хижі посеред двору горіло багаття довкола якого сиділи люди, смакували їжу, весело бла-бла.прометей невмовно зрадів — це ж його вогонь. він, богоборець подарував вогонь людям — вони стали щасливі та бла-бла. прометей хотів присісти біля багаття, та в той момент літні сивобородий чоловік, який важкою палицею ворушив вогонь прогнав титана. так він ходив до пізньої ночі від одного подвір»я до іншого і його звідусіль проганяли.І тоді він сховався неподалік від одного багаття, і коли люди поснули тихенько підкрався, вихопив головешку и подався геть.Ішов і ішов, підімався кудись в гору і врешті опинився перед великою печерою, де і розпалив багаття.біля нього бла-бла і вже не чули, як опівночі в горі здійнявся страшний гуркіт — такої грози тут ще не було от сотворіння світу. вода залила геть усі багаття в селищі. вогонь не погас тільки в пещері. люди ж які жили с селищі прокинулися, жахнулися і в розпачі звели до неба руки та очі. і раптом побачили велетенське багаття на горі. вони попідхоплювалися, підійшли до найвищого крутосхилу, але прометей не дав їм жодної жарини. вони хотіли добути вогонь силою, але прометей бла-бла, він був дужий і гнівний. тоді вони приползли на колінах і почали жалібно скиглити, випрхуючи вогонь. з рештою прометей погодився дати їм вогонь, але зажадав, щоб люди збудували йому на горі палац.а також відбували інши його подібні бла-бла. він дав їм вогонь і показав, як будувати хати, а в них класти печі, як кувати на вогні метал і випалювати із глини посуд. люди вславляли прометея. складали пісні на його честь. виліпили з глини його постать та поставили її в селищі серед майдану і молилися на неї. з годом гляняну статую прометея люди замінили на камянну і викарбували на постаменті великоми літерами: нашому дорогому титану — прометею