О чем произведение пешки
Анализ главы Пешки из произведения Радищева Путешествие из Петербурга в Москву
Глава «Пешки» повествует с самого начала о том, что путешествующий проголодался и хочет утолить свой голод. Ему бы хотелось бы городских деликатесов, но странник вынужден зайти поесть в простой деревенской избе. Там он достает из своих запасов кусок жареной говядины и пьет кофе с сахаром.
В это время хозяйка отправляет мальчика попросить немного угощения. Его угощают кусочком сахара, между взрослым и ребенком завязывается разговор о трудностях невольной жизни, голоде и способах зарабатывания денег. Мальчик говорит о том, что пока бояре наслаждаются сахаром, простые дети и их бедные родители мрут от голода. Был неурожай, и хлеб теперь низкого качества.
Укоризна из уст хозяйки и ее сына придала ощущение грусти и скорби. Барин как будто новым взглядом посмотрел на быт крестьян, разглядел их более чем скромную домашнюю утварь, прочувствовался их невзгодами и переживаниями. Богатые дворяне отнимают у народа все, что могут, исключением является только воздух, который просто невозможно отнять. Забирают землю, воду, не оставляя даже частицы света. Этим объясняется посягательство на право жизни крепостных, судьба которых находится полностью во власти хозяина. Недаром Александр Николаевич Радищев прибегает к сравнению жизни русских простолюдинов с пешками, которые выполняют самую малозначительную роль в шахматной игре, и пешкой часто жертвуют ради удачного хода.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ главы Пешки из произведения Радищева Путешествие из Петербурга в Москву
Популярные сегодня темы
А.Н. Островский в своем произведении «Бесприданница» мастерски изобразил целую галерею человеческих образов. В его пьесе герои занимают разное социальное положение,отличаются характерами, нравами
В детстве, наверное, каждый из нас мечтает стать поскорее взрослым. А что значит быть взрослым? Может быть независимым? Ведь любимая фраза любого малыша – «Я сам!»
Пьеса Максима Горького “На дне» по сей день вызывает множество дискуссий среди критиков. Даже уже само название пьесы вызывает вопросы у читателей. Что имел автор под “дном»?
Проходит время, а в памяти людей будут долго жить воспоминания о тяжёлых боевых сражениях. Не мало времени промчалось после военных действий, а травма в душе осталась
Материальные и духовные ценности – что важнее для человека? Этот вопрос волновал людей всегда. Кроме того, актуальной становится и проблема: смогут ли материальные ценности вытеснить духовные? Ответ на этот вопрос у каждого свой.
Анализ главы пешки радищев. Вывод из вышесказанного
Анализ главы Пешки из произведения Радищева Путешествие из Петербурга в Москву
Глава «Пешки» повествует с самого начала о том, что путешествующий проголодался и хочет утолить свой голод. Ему бы хотелось бы городских деликатесов, но странник вынужден зайти поесть в простой деревенской избе. Там он достает из своих запасов кусок жареной говядины и пьет кофе с сахаром.
В это время хозяйка отправляет мальчика попросить немного угощения. Его угощают кусочком сахара, между взрослым и ребенком завязывается разговор о трудностях невольной жизни, голоде и способах зарабатывания денег. Мальчик говорит о том, что пока бояре наслаждаются сахаром, простые дети и их бедные родители мрут от голода. Был неурожай, и хлеб теперь низкого качества.
Укоризна из уст хозяйки и ее сына придала ощущение грусти и скорби. Барин как будто новым взглядом посмотрел на быт крестьян, разглядел их более чем скромную домашнюю утварь, прочувствовался их невзгодами и переживаниями. Богатые дворяне отнимают у народа все, что могут, исключением является только воздух, который просто невозможно отнять. Забирают землю, воду, не оставляя даже частицы света. Этим объясняется посягательство на право жизни крепостных, судьба которых находится полностью во власти хозяина. Недаром Александр Николаевич Радищев прибегает к сравнению жизни русских простолюдинов с пешками, которые выполняют самую малозначительную роль в шахматной игре, и пешкой часто жертвуют ради удачного хода.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ главы Пешки из произведения Радищева Путешествие из Петербурга в Москву
Популярные сегодня темы
Человечность… Что означает это слово? Найти ответ на этот вопрос совсем не трудно. Достаточно выделить корень, и все станет понятно. Люди должны быть человечными. Это непременное условие существования нашего общества
В рассказе К. Паустовского «Растрепанный воробей» описываются события одного из зимних вечеров. Пока мама девочки Маши находилась в огромном здании театра на премьере Золушки в роли главной героини, нянюшка Петровна дремала
Бедствие может случиться в любой момент, и никто от этого не застрахован. И Айтматов в романе «Плаха» описывает именно это событие. Люди живут рядом с природой, и в любой момент может произойти различное
1924 – будущий писатель Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая в маленькой деревушке Овсянка Красноярского края.
Карамзин является одним из самых известных писателей России. Именно он впервые выпустил произведение жанра сентиментализм. Его творение Бедная Лиза было поистине революционным
Анализ главы Пешки из произведения Путешествие из Петербурга в Москву Радищева
В данной главе своего самого известного произведения Радищев описывая быт крестьян, выносит свой приговор государству и господствующему сословию – дворянству.
Путешественник, от имени которого ведется повествование заходит пообедать в первую попавшуюся крестьянскую избу. Делая своего героя обеспеченным человеком, автор создает контраст, который должен показать ужасную нищету, в которой живет большинство населения страны.
Выбор для роли рассказчика именно социально близкого читателям персонажа должен был, по мысли Радищева, вызвать невольную ассоциацию читателя с ним, помочь ему увидеть образ жизни крестьян своими глазами. Повествование от имени представителя простого народа выглядело бы как экзотическая сказка о неведомых странах.
Путешественник, разумеется, не желает объедать бедных людей, поэтому ест собственную говядину, запивая ее кофе с сахаром. Здесь писать умышленно допускает несколько неправдоподобную ситуацию. По обычаям того времени, особенно крепким в крестьянской среде, хозяева должны были предложить пущу гостю, а он поделиться с ними. Здесь же крестьянский мальчик просит сахара. Общая трапеза не дала бы возможность им завести разговор о социальном неравенстве.
Из беседы следует, что крестьяне сахар не едят, а дворяне, употребляя его и прочие заморские яства, делают это, выжимая деньги из своих крепостных, обрекая их на голод. В тот же ряд хозяйка избы ставит и разнообразное начальство.
Радищев описывает убогую обстановку в крестьянском доме: печь без трубы, закопченные стены, упоминает, что зимой рядом с людьми для тепла живут домашние животные. Это должно было вызвать удивление и жалость у читателей, имеющих сострадание, но мало знакомых с бытом низших классов.
Писатель не вкладывает в уста крестьянки и ее сына призывов к бунту, лишь осуждение обездоленных и угнетенных. Цель «Путешествия из Петербурга в Москву» вызвать ужас и сострадание у представителей образованного и обеспеченного общества, а не дополнительные репрессии по отношению к недовольным. Автор от своего имени произносит монолог, обращенный к помещикам, предсказывая им кары, но лишь со стороны своей совести.
Анализ главы Пешки из произведения Путешествие из Петербурга в Москву
Несколько интересных сочинений
С самых первых страниц романа «Бесы» Достоевский знакомит нас с одним из главных героев — Степаном Трофимовичем Верховенским.
«Золотой петух» — это рассказ Александра Ивановича Куприна, где чётко выражен характерный пример лирических зарисовок этого писателя. «Золотой петух» входит в цикл живописных миниатюр
Каждый из нас имеет увлечение или хобби. Мое любимое занятие — математика. На первый взгляд, может показаться что математика — это сухая и неинтересная наука. Но это одна из древнейших и занимательных наук
Повесть Л.Андреева «Рассказ о семи повешенных» является очень глубоким, психологическим произведением. В нем рассказывается о семи заключенных, которых приговорили к казни через повешение. Все они настоящие преступники
Любовное произведение Ивана Гончарова «Обломов» — одно из тех творений, которое максимально правдоподобно изображает всеобщую картину 19 столетия, делая особый акцент на общественные и философские проблемы.
Вывод главы пешки радищева
вопрос опубликован 16.01.2017 16:10:16
Анализ главы Пешки из произведения Радищева Путешествие из Петербурга в Москву
Глава «Пешки» повествует с самого начала о том, что путешествующий проголодался и хочет утолить свой голод. Ему бы хотелось бы городских деликатесов, но странник вынужден зайти поесть в простой деревенской избе. Там он достает из своих запасов кусок жареной говядины и пьет кофе с сахаром.
В это время хозяйка отправляет мальчика попросить немного угощения. Его угощают кусочком сахара, между взрослым и ребенком завязывается разговор о трудностях невольной жизни, голоде и способах зарабатывания денег. Мальчик говорит о том, что пока бояре наслаждаются сахаром, простые дети и их бедные родители мрут от голода. Был неурожай, и хлеб теперь низкого качества.
Укоризна из уст хозяйки и ее сына придала ощущение грусти и скорби. Барин как будто новым взглядом посмотрел на быт крестьян, разглядел их более чем скромную домашнюю утварь, прочувствовался их невзгодами и переживаниями. Богатые дворяне отнимают у народа все, что могут, исключением является только воздух, который просто невозможно отнять. Забирают землю, воду, не оставляя даже частицы света. Этим объясняется посягательство на право жизни крепостных, судьба которых находится полностью во власти хозяина. Недаром Александр Николаевич Радищев прибегает к сравнению жизни русских простолюдинов с пешками, которые выполняют самую малозначительную роль в шахматной игре, и пешкой часто жертвуют ради удачного хода.
Любани
Разговор сего земледельца возбудил во мне множество мыслей. Первое представилось мне неравенство крестьянского состояния. Сравнил я крестьян казенных с крестьянами помещичьими. Те и другие живут в деревнях; но одни платят известное, а другие должны быть готовы платить то, что господин хочет. Одни судятся своими равными; а другие в законе мертвы, разве по делам уголовным. Член общества становится только тогда известен правительству, его охраняющему, когда нарушает союз общественный, когда становится злодей! Сия мысль всю кровь во мне воспалила. – Страшись, помещик жестокосердый, на челе каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение. – Углубленный в сих размышлениях, я нечаянно обратил взор мой на моего слугу, который, сидя на кибитке передо мной, качался из стороны в сторону. Вдруг почувствовал я быстрый мраз, протекающий кровь мою, и, прогоняя жар к вершинам, нудил его распростираться по лицу. Мне так стало во внутренности моей стыдно, что едва я не заплакал. – Ты во гневе твоем, – говорил я сам себе, – устремляешься на гордого господина, изнуряющего крестьянина своего на ниве своей; а сам не то же ли или еще хуже того делаешь? Какое преступление сделал бедный твой Петрушка, что ты ему воспрещаешь пользоваться усладителем наших бедствий, величайшим даром природы несчастному – сном? Он получает плату, сыт, одет, никогда я его не секу ни плетьми, ни батожьем (о умеренный человек!), – и ты думаешь, что кусок хлеба и лоскут сукна тебе дают право поступать с подобным тебе существом, как с кубарем, и тем ты только хвастаешь, что не часто подсекаешь его в его вертении. Ведаешь ли, что в первенственном уложении, в сердце каждого написано? Если я кого ударю, тот и меня ударить может. – Вспомни тот день, как Петрушка пьян был и не поспел тебя одеть. Вспомни о его пощечине. О, если бы он тогда, хотя пьяной, опомнился и тебе отвечал бы соразмерно твоему вопросу! – А кто тебе дал власть над ним? – Закон. – Закон? И ты смеешь поносить сие священное имя? Несчастный. – Слезы потекли из глаз моих; и в таковом положении почтовые клячи дотащили меня до следующего стана.
София
Повсюду молчание. Погруженный в размышлениях, не приметил я, что кибитка моя давно уже без лошадей стояла. Привезший меня извозчик извлек меня из задумчивости. – Барин-батюшка, на водку! – Сбор сей хотя не законной, но охотно всякой его платит, дабы не ехать по указу. – Двадцать копеек послужили мне в пользу. Кто езжал на почте, тот знает, что подорожная есть оберегательное письмо, без которого всякому кошельку, – генеральской, может быть, исключая, – будет накладно. Вынув ее из кармана, я шел с нею, как ходят иногда для защиты своей со крестом.
Почтового комиссара нашел я храпящего; легонько взял его за плечо. – Кого черт давит? Что за манер выезжать из города ночью. Лошадей нет; очень еще рано; взойди, пожалуй, в трактир, выпей чаю или усни. – Сказав сие, г. комиссар отворотился к стене и паки захрапел. Что делать? Потряс я комиссара опять за плечо. – Что за пропасть, я уже сказал, что нет лошадей, – и, обернув голову одеялом, г. комиссар от меня отворотился. – Если лошади все в разгоне, – размышлял я, – то несправедливо, что я мешаю комиссару спать. А если лошади в конюшне… – Я вознамерился узнать, правду ли г. комиссар говорил. Вышел на двор, сыскал конюшню и нашел в оной лошадей до двадцати; хотя, правду сказать, кости у них были видны, но меня бы дотащили до следующего стана. Из конюшни я опять возвратился к комиссару; потряс его гораздо покрепче. Казалось мне, что я к тому имел право, нашед, что комиссар солгал. Он второпях вскочил и, не продрав еще глаз, спрашивал: – Кто приехал? не… – но опомнившись, увидя меня, сказал мне: – Видно, молодец, ты обык так обходиться с прежними ямщиками. Их бивали палками; но ныне не прежняя пора. – Со гневом г. комиссар лег спать в постелю. Мне его так же хотелось попотчевать, как прежних ямщиков, когда они в обмане приличались; но щедрость моя, давая на водку городскому повозчику, побудила софийских ямщиков запрячь мне поскорее лошадей, и в самое то время, когда я намерялся сделать преступление на спине комиссарской, зазвенел на дворе колокольчик. Я пребыл доброй гражданин. И так двадцать медных копеек избавили миролюбивого человека от следствия, детей моих от примера невоздержания во гневе, и я узнал, что рассудок есть раб нетерпеливости.
Лошади меня мчат; извозчик мой затянул песню, по обыкновению заунывную. Кто знает голоса русских народных песен, тот признается, что есть в них нечто скорбь душевную означающее. Все почти голоса таковых песен суть тону мягкого. – На сем музыкальном расположении народного уха умей учреждать бразды правления. В них найдешь образование души нашего народа. Посмотри на русского человека; найдешь его задумчива. Если захочет разгнать скуку или, как то он сам называет, если захочет повеселиться, то идет в кабак. В веселии своем порывист, отважен, сварлив. Если что-либо случится не по нем, то скоро начинает спор или битву. Бурлак, идущий в кабак повеся голову и возвращающийся обагренный кровию от оплеух, многое может решить доселе гадательное в истории российской.
«Спасская полесть» и «Подберезье»
В следующей главе рассказчик вынужден переночевать на постоялом дворе. Он садится читать книгу и узнает, что к нему подселят супружескую пару. Ночью сосед рассказывает о чиновнике, который за подарок в виде устриц помогает с продвижением по службе.
Утром невольные соседи продолжают путешествие вместе. По пути мужчина засыпает и видит странный сон, в котором он предстает в образе мудрого правителя. Внезапно перед ним появляется загадочная женщина Истина, и она открывает ему глаза на весь произвол, творящийся в стране. Герой в поту просыпается.
Это интересно! Читаем краткий пересказ пьесы Гроза Островского
В Подберезье рассказчик заводит новое знакомство. Юноша недавно окончил духовную семинарию и планирует продолжить обучение. Прощаясь с путешественником, он по неосторожности теряет документ. Прочитав его, автор узнает, что тот является сторонником мартинизма.
В главе о Великом Новгороде автор навещает своего старого товарища Карпа, который является купцом. Он неплохо зарабатывает, обманывая доверчивых покупателей. Пока герой находится в этом величественном городе, он постоянно размышляет о праве и силе.
Краткое содержание «Путешествие из Петербурга в Москву» по главам, краткий пересказ
В это статье читайте онлайн краткое содержание «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева по главам, краткий пересказ основных событий из каждой главы произведения.
Действие «Путешествия» происходит во второй половине XVIII века летом, в конце июля – начале августа.
Краткое содержание «Путешествия из Петербурга в Москву» по главам (краткий пересказ)
Во вступлении автор «Путешествия» говорит, что многие беды случаются с человеком из-за того, что он не смотрит прямо на вещи. Также автор надеется, что его книгу поддержит хотя бы часть читателей.
(Ленивый комиссар)
Приехав ночью в Софию, автор просит у комиссара свежих лошадей для продолжения пути. Но комиссар ленится работать ночью, поэтому врет, что свободных лошадей нет. На самом деле в конюшне стоит около 20 лошадей. Не добившись помощи от комиссара, автор обращается к ямщикам. За небольшие «чаевые» ямщики в тайне от комиссара запрягают лошадей. Автор наконец уезжает.
Любани
(Разговор с крестьянином в поле)
Чтобы отдохнуть от плохой дороги, автор идет пешком. Он видит мужика, пашущего в поле в разгар жары. Автор спрашивает, почему он пашет в праздник, ведь это считается грехом. Крестьянин объясняет, что 6 дней в неделю барин заставляет его пахать на него. Мужику остается воскресенье, чтобы прокормить семью. От этого рассказа автору становится стыдно за всех помещиков и за себя. Автор признает, что сам тоже иногда плохо относится к своему слуге Петрушке.
Чудово (Морская прогулка)
Спасская полесть
(Любитель устриц, жертва правосудия и сон о слепом правителе)
Автор ночует на станции. С ним в комнате спит присяжный заседатель с женой. Заседатель рассказывает жене историю о наместнике (высокопоставленном чиновнике), который очень любил устрицы. Он посылал подчиненных в командировки за устрицам и за «хорошую службу» давал им повышения и т.д.
Утром странный человек просит автора подвезти его в своей кибитке. В дороге человек рассказывает, что он стал жертвой произвола чиновников. Из-за безразличия чиновников он, честный гражданин, потерял деньги, положение в обществе, семью. Его разыскивает полиция, поэтому он бежит куда глаза глядят.
В пути автор засыпает, ему снится сон. Во сне он видит себя великим правителем. Он уверен, что в государстве дела идут прекрасно. Внезапно в толпе он замечает женщину. Она называет себя врачом по имени Истина. Женщина снимает с глаз правителя пелену, и он прозревает. Он видит, что чиновники его обманывали, в государстве нет порядка и народ несчастлив.
В ужасе автор просыпается.
Подберезье
(Встреча с семинаристом)
В Подберезье автор знакомится с семинаристом, молодым человеком, закончившим духовную семинарию. Семинарист надеется в Петербурге получить настоящее образование, так как образовании в семинарии мало что дает. Все обучение идет на латинском языке, ученики не получают настоящих знаний и по сути ничему не учатся.
Уходя, семинарист роняет свои бумаги. Автор подбирает их и читает. В записках речь идет о мартинизме. Сам автор не разделяет взгляды семинариста, осуждая мартинистов, мистиков-масонов и т.д.
Новгород
(Размышления об истории Новгорода)
В Новгороде автор размышляет об истории этого города. Новгородское княжество когда-то было могущественным и богатым. Здесь правило народное собрание, то есть жители стремились к демократии. Но Иван Грозный завоевал и разорил Новгород. Автор спрашивает себя: имел ли право Иван Грозный захватывать Новгород и нужно ли право, когда есть сила.
Бронницы
(Размышления о Боге)
Во время остановки в Бронницах автор идет на гору, где когда-то стоял языческий храм. Стоя на горе, автор размышляет о жизни и Боге. Автор считает, что Бог дал человеку жизнь, но человек должен сам творить свое счастье, а не надеяться на помощь Бога.
Зайцово
(Убийство жестокого помещика и свадьба стариков)
В Зайцове автор встречает своего приятеля, господина Крестьянкина, который служил председателем уголовной палаты. На службе он однажды разбирал дело одного жестокого помещика. Барин изнурял крестьян работой, избивал, морил голодом и т.д. Измученные крестьяне в конце концов забили насмерть самого барина и его сыновей. Крестьянкин признал крестьян невиновными, но его коллеги требовали наказать крестьян. Чтобы не участвовать в несправедливом суде над крестьянами, Крестьянкин уволился.
Рассказав свою историю, Крестьянкин прощается с автором и уезжает.
В тот же день автор получает письмо от приятеля из Петербурга. Приятель сообщает, что недавно в Петербурге поженились 62-летняя дама и 78-летний барон Дурындин. Дама когда-то была женщиной непристойного поведения и организовала целый «дом терпимости». На этом грязном деле она разбогатела. Барон Дурындин женился на ней ради денег. Сама она вышла замуж, чтобы избавиться от одиночества.
Крестьцы
(Прощание отца с сыновьями)
В Крестьцах автор видит сцену прощания отца с сыновьями. Сыновья уезжают из дома, чтобы начать самостоятельную жизнь. Отец говорит сыновьям умные, добрые и трогательные слова, дает им наставления, как жить в обществе. Наконец сыновья садятся в повозку и уезжают. Растроганный этой сценой, автор размышляет об отношениях родителей с детьми и т.д.
Яжелбицы
(Похороны сына)
Проезжая мимо кладбища, автор видит похороны. Отец хоронит сына. Несчастный отец рвет на себе волосы, обвиняя себя в смерти сына. Отец винит себя в том, что его сын был больным с самого рождения.
Автор понимает, о чем говорит несчастный отец. Автор вспоминает, что во времена своей бурной молодости он болел венерической болезнью. Для лечения болезни он принял лекарство (вероятно, ртуть). Это лекарство по сути является ядом, который может влиять на здоровье будущих детей. После такого «лекарства» у мужчины могут родиться больные дети. Автор размышляет о том, как общество может бороться с развратом и его последствиями.
Валдаи
(Развратный городок Валдаи)
Автор проезжает Валдаи, развратный городок, который славится своими развратными женщинами. В Валдаях многие путешественники останавливаются, чтобы попариться в бане с местными развратными женщинами. Этим и славится городок Валдаи.
Едрово
(Крестьянка Анна)
В пути у дороги автор видит толпу деревенских женщин. Автор считает, что крестьянки во многом привлекательнее, чем городские дамы, которые носят корсеты и дорогие платья.
Автор заводит беседу с одной из крестьянок, девушкой Анной. Она рассказывает, что она и ее жених Ванюша не могут пожениться, пока не заплатят 100 рублей выкупа. Чтобы помочь Анне, автор предлагает ее матери 100 рублей. Но выясняется, что выкуп больше не требуется. Тогда автор предлагает деньги на нужды молодоженов. Но мать не принимает их несмотря на бедность. Всем известно, что дворяне дарят подарки крестьянкам, чтобы загладить вину за развратные действия. Гордая мать не хочет, чтобы о дочери думали плохо, поэтому не берет деньги.
Простившись с Анной, автор размышляет о неравных браках, о том, что крестьянок выдают замуж за 10-летних мальчиков, а богатые старики-дворяне женятся на юных девочках. Автор считает это неправильным.
Хотилов. Проект в будущем
(Проект об отмене крепостного права)
Выйдя из своей кибитки, автор видит на земле сверток. В свертке неизвестный господин излагает свои мысли о крепостном праве. Он называет крепостничество злом и преступлением и призывает дворян и правительство отменить его.
Автор узнает, что этот сверток обронил его приятель. Также, помимо свертка, приятель забыл на станции пачку других бумаг. Автор оставляет бумаги себе и читает.
Торжок
(Об отмене цензуры)
В Торжке автор встречает человека, который едет в Петербург. Этот господин надеется добиться отмены цензуры в Торжке, чтобы можно было печатать любые книги. Господин считает, что в сильном и стабильном демократическом обществе цензура не нужна, что народ – лучший цензор. Но в России в XVIII в. цензура жестко контролирует печать книг.
Краткое повествование о происхождении ценсуры
(История зарождения цензуры)
Автор рассказывает читателям об истории цензуры. Цензура появилась в XV веке в немецком городе Майнце – там же, где появилось книгопечатание. В 1486 г. в Майнце местный архиепископ ввел контроль над переводами иностранных книг. За нарушение указа полагалось проклятие и штраф. Таким образом, цензура была изобретена церковью, а первыми цензорами были священники.
Медное
(Продажа крестьян с торгов)
Продолжая поездку, автор читает заметку о продаже имения и крестьян с торгов. Многие дворяне пропивают и прогуливают свое состояние. За долги на торгах продаются их дом и крестьяне. Часто семью крестьян продают не целиком, а по одному человеку разным хозяевам (дети отдельно от родителей и т.д.). Для крестьян это настоящая трагедия, но закон не защищает их интересы.
Завидово
(Лошади для «его превосходительства»)
На остановке в Завидово автор видит офицера, помощника важной персоны, «его превосходительства». Наглый офицер требует подать 50 лошадей для начальника. Он собирается отобрать у автора его трех лошадей, но автор дает наглецу отпор.
Когда «его превосходительство» приезжает, ямщики меняют лошадей с невиданной быстротой и отпускают в путь.
Этот случай наводит автора на мысли о том, что глупые люди привыкли пресмыкаться и унижаться перед «важными персонами». Но умные люди знают, что за внешней важностью часто скрывается ничтожество, не достойное уважения.
Клин
(Слепой старик и платок)
На станции в Клину автор видит, как слепой старик поет песни. Нищие крестьяне дают старику милостыню по 5 копеек. Автор дает старику 1 рубль, но тот отказывается принять деньги. Вместо денег старик просит дать ему что-нибудь полезное, например, платок от холода. Автор с радостью отдает свой платок. Вскоре автор узнает, что перед смертью старик носил платок, когда заболел и в нем же был похоронен. Автору приятно, что платок пригодился несчастному старику в его последние дни.
Пешки
(Внутри крестьянской избы)
Остановившись в Пешках, автор обедает в крестьянской избе. Хозяйка рассказывает ему, что жизнь крестьян тяжела. Крестьяне едят плохой хлеб и не могут купить сахара, хотя именно крестьяне производят и хлеб, и сахар. Крестьянка считает это несправедливым.
Автор видит, какая нищета царит в крестьянской избе. Он размышляет о том, почему помещики грабят своих крестьян и доводят до нищеты. Помещики не думают о крестьянских детях, живущих в голоде и болезнях.
Автор призывает читателей-помещиков прислушаться к своей совести и перестать издеваться над бедными крестьянами.
Черная грязь
(Свадьба по принуждению)
В Черной грязи автор видит печальную свадьбу. Двое крестьян женятся по принуждению своего барина. У молодоженов печальные и унылые лица, они ненавидят друг друга.
Автор размышляет о браках по принуждению, которые не приносят никому счастья и являются преступлением.
Слово о Ломоносове
В этой главе автор представляет читателям статью о Ломоносове, которую он получил от поэта из главы «Тверь».
В статье поэт говорит о значении Ломоносова в русской культуре. По мнению поэта, Ломоносов был первопроходцем во многих областях, но самый большой вклад он внес в русскую словесность.
Ознакомив читателей с этой статьей, автор прощается с читателями. Он подъезжает к Москве.
Это было краткое содержание «Путешествия из Петербурга в Москву» по главам, краткий пересказ ключевых событий из каждой главы произведения.