О чем повествуется в прочитанных былинах помогут ли ответить
Три поездки Ильи Муромца стр. 20
1. О чём повествуется в былине? Поможет ли ответить на этот вопрос её название?
Былина рассказывает читателю о трёх поездках русского богатыря.
2. Почему Илья Муромец захотел испробовать все три дороги? Чем закончились поездки богатыря? Какие надписи сделал он на камне?
Богатырь решил съездить по всем трём дорогам, чтобы испытать судьбу, узнав какой она будет для него.
Первая поездка «Прямо поехать, убитому быть» привела Илью к логову разбойников.
Разбойники грабили и убивали честный люд и хотели то же самое с Ильёй Муромцем сделать.
Богатырь уничтожил всех разбойников и очистил дорогу для людей.
После поездки Илья сделал новую надпись на камне:
«Богатырь Илья Муромец там был, да убит не бывал. Поразъездил дороженьку, порасчистил широкую!»
Вторая поездка «Влево ехать, женатому быть» закончилась встречей с невестой — красавицей.
Эта девушка хитростью и лукавством заманивала царевичей и королевичей в ловушку, чтоб погубить их.
Но богатырь раскусил коварство девушки и саму её в ловушку отправил, а после и казнил за злодейства.
После этого путешествия Илья Муромец начертал на камне следующее: «Прямо ездил — женатым не бывал».
В третью поездку «Кому камень под силу свернуть, тому богатому быть» Илья Муромец поехал после того, как поднял камень и увидел огромное богатство под ним.
Богатырь взял эти сокровища и отвёз их в Киев.
Там построил на эти деньги три церкви, а оставшиеся потратил на помощь вдовам и сиротам.
Себе он ничего не оставил.
И поэтому написал он новую надпись на камне «Влево ездил — богат не бывал».
3. Обсудите с другом, каково значение трёх поездок Ильи Муромца для Русского государства.
Своими тремя поездками Илья Муромец оказал помощь Русскому государству.
В первой поездке он очистил важную дорогу от разбойников, чтобы люди смогли путешествовать по своим делам и развивать торговлю.
Во второй поездке богатырь избавил царевичей и королевичей от погибели в ловушке красавицы — королевны.
В третьей поездке он нашёл сокровища и построил в Киеве три церкви и помог нуждающимся вдовам и сиротам.
4. Перечитай последние строчки былины. Как они помогают понять характер героя?
В последних строчках былины рассказывается, что об Илье Муромце пошла честь и слава по всей земле.
Поэтому, можно сказать, что герой славный, честный, справедливый, щедрый и сильный человек.
Именно таких людей прославляет народ.
5. Найди строки с описанием внешнего вида героя. Запиши их в «Рабочую тетрадь».
6. Расскажи об Илье Муромце по опорным словам.
Рассказ об Илье Муромце
Илья Муромец — известный для всех русский богатырь.
Его можно встретить как в былинах, так и в мультфильмах.
Посмотрев на него, мы видим щедрого, доброго, сильного, мужественного и справедливого человека.
В былинах мы читали, что с детства Илья болел, он не мог владеть руками и ногами, но благодаря старцам исцелился.
По совету старцев Илья сдвигает «неподвижный камень» и получает в дар коня.
После исцеления Илья поступает на службу к князю, чтобы защищать свою родину.
Служит он справедливо и бескорыстно, защищая честь своего народа и русского государства.
7. Раздели текст на части, озаглавь каждую часть. Как они связаны друг с другом? Обоснуй своё мнение.
Все части текста находятся в связи между собой, потому что каждая поездка заканчивалась возвращением к камню.
8. Перескажи одну из частей былины от лица Ильи Муромца.
Как-то собрались мы с богатырями земли русской на походный совет.
И решили ехать в разные стороны на великий богатырский дозор.
Мне досталось Западное направление.
Возле росстани я увидел белый камень и надписи на нём интересные:
Влево ехать — женатому быть!
Вправо ехать — богатому быть!
Всё судьбой сие предписано!
Решил я судьбу свою испытать и узнать, куда же дороги эти ведут.
Поехал я прямо и увидел тучу разбойников жестоких.
Они людей грабили и убивали.
Решил я расчистить дорогу от этих нелюдей.
Сразился с ними и победил нечисть, очистив дорогу для людей.
После победы вернулся я к камню и решил влево поехать за женой — красавицей.
Но красавица — королевна оказалась злой и коварной.
Погубила она до меня много людей. Я же ловушку заподозрил и саму королевну в неё упёк, а людей освободил.
После испытания я вернулся к камню и решил поднять его.
А там погреб с сокровищами несметными.
Поднял я все сокровища на свет Божий и решил их людям раздать, да три церкви в Киеве построить.
Так и сделал. Себе ничего не оставил. Зачем богатырю сокровища?
Пусть людям послужат.
Потом сел на своего коня Бурушку и поехал дальше великий богатырский дозор нести, защищать землю русскую от всякой нечисти.
О каких событиях рассказывается в былине? Запиши.
В стихотворной былине рассказывается о знаменитой поездке русского богатыря Ильи Муромца.
Но славный богатырь преодолел все препятствия и поменял надпись, указав, что он там был, остался жив, расчистил дорогу, то есть теперь туда можно держать путь.
В прозаичном пересказе продолжения былины рассказывается о двух следующих поездках молодца.
Сначала он поехал дорогой, что предвещала женитьбу.
Заехав во двор, он увидел, что 12 девиц его очень радостно встретили.
Среди них была красавица королевна.
Но, будучи мудрым, Илья Муромец не верил таком ласковому и трепетному отношению к нему.
Когда его уложили спать, он начал раздумывать, что же затеяла эта девица.
Тогда он схватил её и бросил на кровать к стене, открылась дверь в подвал и туда завалилась королевна.
И тут Илья всё понял.
Как оказалось, в подвале томилось очень много желающих женится.
Богатырь всех их выпустил и разослал по домам и родным землям.
Далее Илья поехал к большому белому камню, который, судя по надписи, вещает богатство тому, кто его сдвинет.
А этого никому не удавалось.
Как оказалось, Муромец был самым сильным из желающих обогатиться.
Он сдвинул камень и увидел под ним погреб с богатствами невиданными.
На эти деньги он построил 3 церкви, а остальное раздал нуждающимся и немного оставил себе.
После этого Илья Муромец поменял надпись на камне, указав, что дорога влево больше не сулит богатства.
Какие события былины могли бы реально произойти? Запиши.
Я считаю, что вполне реальной может быть встреча богатыря с разбойниками.
Ведь русским воинам не раз приходилось с ними воевать.
А также реальной является встреча с недобросовестной царевной.
Подлость всегда была присуща некоторым людям.
Ещё я считаю, что строительство церкви вполне могло быть реальным событием.
И также Илья мог бы помогать нуждающимся, ведь этим выделялись все настоящие богатыри.
Найди в былине и запиши слова, которые описывают внешний вид Ильи Муромца.
В стихотворной былине присутствуют следующие слова, что говорят о внешнем виде Ильи Муромца: «заблистал в сорок тысяч шлем», «засияли камни — яхонты», «богатырь».
В прозаичной части былины присутствуют следующие слова, что описывают внешний вид богатыря: «могучее плече», «русский богатырь».
Выпиши из учебника (с. 20 No 6) те черты характера, которые ты считаешь главными
Я посмотрел в учебнике на странице 20, в задании N6 предлагаемые черты характера Ильи Муромца.
Считаю, что главными являются: смелый и мужественный, ведь он ничего не боялся и в первую очередь поехал дорогой, что предназначена для смерти;
мудрый, умный и хитрый, ведь Илья смог «раскусить» злые намерения королевны и заставить попасть её в свою же ловушку;
сильный, ведь он смог победить разбойников и поднять камень, который был не под силу другим;
бескорыстный, ведь богатырь на полученные богатства построил 3 церкви для своего народа и раздал много добра нуждающимся;
способный к состраданию, ведь он выпустил всех пленных королевны и приказал вернуться на свои земли.
А такие черты, как глупый, трусливый, жадный совсем не подходят Илье Муромцу.
Но я считаю, что Илья сделал это, чтоб другие не пострадали от их рук.
Ведь неизвестно сколько бы ещё добрых душ попались в их сети.
Найди и запиши слова, которые показались тебе необычными. Например, ночь тёмная — растёмная, богатство несметное
Когда я читал былину, то и в стихотворном варианте, и в прозе нашёл для себя слова, что показались мне необычными.
Например, в первой поездочке это следующие слова: «красна солнышка», «ясна месяца», «ночной тучей», «чётко — ясно по высечена», «кустиков низёхоньких»,
«камушков кремнёвеньких», «кресты кристастые», «булатной броне», «выше смет», «калёна стрела», «в дуб кряковский разрывчатую», «череночки да щепочки», «поразъездил дороженьку».
В пересказе двух следующих поездочек для меня необычные такие слова: «терема златоверхие», «калачи крупитчатые», «поддал плечом, «богатства несметные», «ни полушечки».
Составь рассказ о богатыре Илье Муромце. Запиши опорные слова, которые ты используешь в своём рассказе.
Рассказ о богатыре Илье Муромце для 4 класса
Илья Муромец – это славный богатырь земли русской.
Он отличается своей мудростью, храбрость и силой.
Ему по плечу любые преграды, даже те, которые ранее никто не мог преодолеть.
Прославился Илья Муромец тремя знаменитыми поездочками.
Именно в них он показал всю неповторимость богатырского духа.
Но благодаря своей невиданной мощи и силе, он победил всех разбойников, что и были «носителями смерти».
Затем он поехал в путь, что вещал женитьбу.
Но и здесь русский богатырь не расслабился и не потерял своей бдительности.
Он смог предугадать, что королевна не только красива, но и хитра.
Илья, благодаря своей мудрости, вычислил ловушку и освободил всех её пленников.
А чтоб королевна больше никому не смогла причинить зла, Муромец срубил с неё голову.
Потом Илья Муромец поехал дорогой, что была предназначена для обогащения.
Стоит заметить, что раз эта дорога была последней в путешествии, значит для богатыря богатство далеко не главное.
Это показывает отсутствие у Ильи жажды к обогащению.
И здесь молодец показал всю силу богатырскую.
Он смог сделать то, что ранее никому не удавалось – сдвинул камень.
Под камнем он обнаружил погреб, в котором было куча драгоценностей.
Благодаря этому, Илья Муромец смог построить 3 церкви и помочь бедным и нуждающимся.
А себе оставил небольшую часть, что говорит о его щедрости, и сожалению к другим.
Илья Муромец – добрый и бескорыстный, храбрый и сильный, мудрый и непоколебимый!
Опорные слова, которые я использовал в своём рассказе:
Славный богатырь, мудрость, храбрость, сила, преграды, мощь, обогащение, бдительность, щедрость.
Запиши свой план или используй данный.
Этот план скупо раскрывает сюжет былины, поэтому я использовал свой:
Какой вариант былины (прозаический или стихотворный) тебе понравился больше? Прочитайте друг другу вслух оба варианта былины. В каком случае можно передать напевность произведения?
Выберите один из вариантов ответа:
Вариант 1. Мне нравится стихотворный вариант былины больше, чем прозаический.
Средства художественной выразительности в нём хорошо передают характер, настрой героев и атмосферу событий.
Такой вариант мне гораздо интересней читать и легче воспринимать. Именно он передаёт напевность былины.
Вариант 2. Мне нравится прозаический вариант былины больше, чем стихотворный.
В стихотворном слишком много средств художественной выразительности, что мешает мне воспринимать суть событий.
В прозаическом произведении всё более понятно, нет ничего лишнего.
Хотя и присутствуют художественные элементы, но в умеренном количестве.
Вариант 3. Мне одинаково понравились оба варианта былины.
В стихотворном варианте средства художественной выразительности хорошо передают характер, настрой героев и атмосферу событий.
А в прозаическом варианте больше идёт акцент на суть событий.
Но и тот и другой вариант былины мне одинаково по душе.
Напевность больше передаёт стихотворная былина, так как прозаическая предназначена для обычного рассказа о событии.
Запиши, как в старину исполнялись былины (их пели или рассказывали). Какие музыкальные инструменты использовались?
Былины в старину, как правило, напевались.
А чтобы звучание было красивее, это сопровождалось игрой на музыкальном инструменте, который называется гусли.
А также, я читал, что ещё использовали ложки, бубенцы и свистульки.
Чем богатыри отличаются от героев сказок? Запиши свои мысли.
Учёные доказали, что в отличие от героев сказок, богатыри существовали на самом деле.
Они действительно отличались силой и добротой, защищали свой народ и свою землю, служили князю и ходили в походы.
А сказочных героев не существовало в реальности.
Возможно, у них и был настоящий прототип, но этого никто не может знать.
Но на то она и сказка.
Какие былины ты хотел бы прочитать? Отметь знаком «+».
Я хотел бы прочитать былину об Илье — Муромце и Соловее — разбойнике.
Когда-то я смотрел мультик, а теперь хочу сравнить, как события описаны в письменном виде.
А также хочу прочитать былину о Садко. Мне не было известно это название ранее, поэтому интересно о чём идёт речь.
И также вы можете дополнить этот ответ своими вариантами.
Найди былину «Ильины три поездочки» в библиотеке. Напиши, в каком сборнике она помещена.
Я нашёл былину в сборнике «Онежские былины».
А также в библиотеке есть большой сборник, что так и называется «Былины», там я тоже нашёл «Ильины три поездочки».
Как сказал библиотекарь, это произведение есть ещё во многих различных сборниках.
О чём повествуется в былине поможет ли ответить на этот вопрос её название?
О чём повествуется в былине поможет ли ответить на этот вопрос её название.
Ясчитаю, чтонесовсем, таккак названиебылинывсегдасоответствуетглавномугероюилигероев( напр.
Почему книгу называют другом?
Почему книгу называют другом?
Доказательство, название таких книг и ответ на вопрос.
«И название таких книг, в которых герои жертвуют собой, которые настоящие друзья.
Позяки, плииизз, поможете, помогу и вам : ) Зараниее спасибо * * * *.
О чём повествует расказ Муму?
О чём повествует расказ Муму.
Муму о чём повествует рассказ?
Муму о чём повествует рассказ.
О чём повествует рассказ «муму»?
О чём повествует рассказ «муму».
Ответе на вопросы : что такое былина?
Ответе на вопросы : что такое былина?
Какие бывают былины?
О чём можно написать былину?
О чём можно написать былину.
О чем повествуется в былине?
О чем повествуется в былине?
Поможет ли ответить на этот вопрос ее название?
Очем повествуется в былине?
Очем повествуется в былине?
Поможет ли ответить на этот вопрос ее название?
Какой ответ на вопрос (когда происходили описаные в былине события) былина (Ильины три поездочки)?
Какой ответ на вопрос (когда происходили описаные в былине события) былина (Ильины три поездочки).
О чём повествуют былины?
О чём повествуют былины?
I. 1. Любимая Родина и частичкой даст тебе силу. 2. Мы сами строим свою жизнь. И глуп тот человек, которому не нравиться свое творенье. 3. Если оскорбляют твою Родину, то не проходи мимо, а заступись за нее.
Наверное, всё таки чиновники. Их много, в то время как Хлестаков один.
Если у вас есть интернет, то вы можете сами найти ответ.
Дух свободы подойдёт.
Всегда нужно относится к своим вещам бережно, и как сказать, они к тебе будут относиться взаимно. Каждая вещь требует внимания, и это самое главное. Не нужно постоянно относится к вещам нестандартно. Вещи тебе тоже помогают в жизни. Например : кн..
Пошёл ты такой большое же 14вопрос.
Урок по литературному чтению «Былины. Ильины три поездочки»(4 класс)
Предмет: Литературное чтение
Программа: «Школа России»
Учитель ГУ ЛРН «ГИМАЗИЯ №52»: Чубакова-Квитатиаи Ирина Львовна
Тип урока : Изучение нового материала
Тема: Былина «Ильины три поездочки»
Цель: Сформировать понятие былины и понимание её особенностей как жанра фольклора.
Умение: правильно, выразительно; осознанно читать былины; применять в речи литературоведческие понятия «былина», «зачин», «повторы», «преувеличение», «сказители-былинщики»; выделять признаки былины, сравнивать её со сказкой.
— Личностные УУД: проявление творческого отношения к процессу обучения; осознание школьниками меру ответственности за судьбу народа, Родины через поступки и действия былинных героев.
Умение: работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке; Ставить цель на основе соотнесения того, что уже известно школьнику, и того что ещё неизвестно; составлять совместно с учителем план действий; контролировать результаты работы на уроке, обнаруживать отклонения от образца.
Умение: перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; находить сходство и различие между былиной и сказкой; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; давать оценку своим действиям, оценивать результат.
1. Организационный момент.
Итак, начнем урок с разминки, с помощью которой настроимся на активную и плодотворную работу.
Будет знаний много.
Так дерзай, дружок, учись,
Не болтай и не ленись,
Путь дорога нелегка.
— Отгадайте загадку: Он тоску разгонит, грусть ли.
Заиграйте звонче. (Гусли).
— А как называют музыканта, играющего на гуслях? (гусляр.)
Оцените, с каким настроением вы пришли сегодня на урок.
Закрасьте первую струну.
Я вижу, что у вас хорошее настроение и вы все готовы к уроку.
2. Проверка домашнего задания.
— Как называется раздел по чтению, который мы начали изучать сразу после летних каникул? («Летописи. Былины. Жития»)
— С каким новым произведением мы познакомились на прошлом уроке? ( «И вспомнил Олег коня своего»)
— Найдите и прочитайте, где жил и правил Олег? (ученики зачитывают строчки)
— Что напророчили князю Олегу волхы? Прочитайте.
— Сбылось ли их предсказания? Расскажите про это. А теперь давайте прочитаем этот эпизод.
— Почему люди оплакивали Олега?
Оцените свою подготовку, дорисуйте вторую струну. Молодцы!
3. Постановка цели. Актуализация знаний.
Звучит фрагмент песни Н.Емелина «Русь»
— Какие жанры устного народного творчества нам уже знакомы? (пословицы, загадки, летописи и т.д.)
На доске поговорка «Славна богатырями земля русская»
— Что записано на доске? (Поговорка)
— Что такое поговорка? (Яркое, меткое народное выражение, дающее оценку событию, поступку, человеку)
— Прочитайте в учебнике тему урока: Былина «Ильины три поездочки».
— Что же такое былина?
— Кто являются главными героями былин?
— Давайте поставим цели к нашему уроку: (Мы сегодня узнаем про новым жанром – былина, научимся понимать и определять жанровые особенности былин, а так же познакомимся с новой былиной «Ильины три поездочки», узнаем кто такие богатыри, подробно о богатыре Илье Муромце, будем учиться правильно, мелодично, красиво читать былину. Воспитывать любовь к чтению, любовь к нашей русской земли.
4. Изучение нового материала.
— В стародавние времена складывал народ былины. Их исполняли народные сказители под аккомпанемент старинного струнного инструмента, который называется гусли.
— Какими качествами должен обладать человек, чтобы его назвали богатырём? (Бесстрашно сражаться с врагами, быть сильным, мудрым, защищать родную землю).
— Давайте вспомним, происхождение и значение слова «богатырь»
Обратимся к словарю.
( Ученик подготовленный даёт значению слова «богатырь» и зачитывает классу)
Богатырь – 1.Герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины.
2. (переносное) Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный человек.
-Сколько значений у этого слова? Что мы можем о нём сказать? (оно многозначное)
— Попробуйте подобрать слова, близкие по смыслу.
Силач, воин, защитник, витязь
— Считалось, что богатыри – могучие витязи, наделённые богом необыкновенным умом, смекалкой.
— Помимо силы и ума чем еще должен обладать богатырь? (Здоровьем)
-Каким здоровьем? Только ли физическим? (Духовным) Что это значит, как вы это понимаете?
— А как вы думаете, есть ли богатыри в наше время?
Дружно встали раз, два, три
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще через левое плечо
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки.
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!
6. Продолжение работы над новым материалом. Работа с текстом.
— Сегодня мы только познакомимся с былиной «Ильины три поездочки», а на следующем уроке будем более подробно изучать эту былину.
— Перед тем как будем читать проведём словарную работу.
Росстань – перекресток двух или нескольких дорог, распутье.
Чтение былины «Ильины три поездочки» хорошо читающими учениками по частям с наводящими вопросами.
— Как вы думаете, какую дорогу выберет Илья Муромец? Давайте узнаем.
— Как Илья Муромец рассуждает на перепутье у камня?
(Он размышляет о том, что богатство ему не нужно, у него никого нет и жениться ему поздно.)
— Кого встретил Илья на пути?
— Ожидали ли вы, что Илья так легко расправится с разбойниками?
— Как вы думаете, какую дорогу дальше изберёт Илья?
— С какими новыми качествами Ильи Муромца познакомились?
— О каких чертах характера это говорит?
( Это говорит о том, что богатырь смелый, решительный. Он преодолел все препятствия и поменял надпись на камне указав, что он там был и расчистил путь.)
— Какой момент в былине показался вам наиболее захватывающий?
— Какие чувства вы испытывали, слушая былину?
Оцените свое отношение к прочитанной былине, дорисуйте струну.
8. Работа над иллюстрацией картины В.Васнецова «Витязь на распутье» ( стр.16)
Укажите струной на гуслях свое отношение к картине.
7. Подведение итогов.
— О каком былинном героев вы сегодня больше узнали?
— Какими качествами должен обладать былинный герой? (Здоровье, сила, ум)
— Чему учит нас былина «Ильины три поездочки»? (Любить свою Родину, защищать её, быть добрым)
— Кого же изобразил на картине «Витязь на распутье» В.Васнецов?
— На следующем уроке мы продолжим работать над былиной «Ильины три поездочки»
8. Домашнее задание.
Стр. 14 – 16 прочитать былину
— Спасибо за старание! Молодцы! Гусли заиграли цветными струнами вашей души.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.