О чем поведал мцыри монаху
Мцыри — краткое содержание по главам
Мцыри – романтическая поэма, написанная Лермонтовым в 1839 году. Поэта была благосклонно воспринята читателями.
Она состоит из 26 глав разной длины. Всего в поэме 747 стихов, и эпиграф, взятый из Первой книги Царств.
Кстати, эпиграф, выбранный из Библии, лишний раз доказывает, что поэт, несмотря на свое желание выглядеть несведущим в вопросах веры атеистом, не был безбожником.
Для тех, кто не владеет старославянским, эпиграф ни о чем не скажет. Поэтому, прежде чем начать краткое содержание этой красивой, поэтически живописной поэмы, предлагаем ознакомиться со стихом из первой книги Царств, откуда был взят эпиграф:
Вступительная глава показывает, в каком живописном месте был расположен монастырь, в котором жил Мцыри. Монастырь полуразрушен, и живет в нем только один старый монах, последний житель забытой Богом и людьми, обители.
В главе упоминается о том, что некий грузинский царь «вручал России свой народ», чтобы оградить страну от врагов.
Русский генерал привез из-за гор в Грузию мальчика. Но ребенок заболел, и его жизнь висела на волоске. Тогда генерал решил оставить ребенка в монастыре. Ребенок вырос, научился говорить на языке монахов, был окрещен в христианскую веру. Он уже должен был принять монашеский обет, но осенней грозовой ночью сбежал из монастыря. Его нашли без сознания в степи, принесли в монастырь.
С этой главы повествование идет от лица Мцыри. Он благодарит старика за то, что тот согласился его исповедовать перед смертью, признается в том, что никогда не причинял людям зла. Мцыри поведал монаху, что всегда стремился к свободе, мечтал вернуться на родину.
Он упрекает старика, что тот спас его от смерти, когда он болел в детстве. Мцыри признается, что все эти годы был глубоко несчастлив, чувствуя себя в тюрьме. Он говорят старому монаху, что всю жизнь мечтал иметь дом, родных людей, но у него не было даже могил, куда он мог бы прийти и оплакать родных.
Мцыри не боится смерти. Он сожалеет лишь о том, что не успел пожить, не успел увидеть жизнь во всей ее полноте. Он не успел полюбить, насладиться очарованием природы, испытать всех прелестей разгульной юности.
Оказавшись на воле, Мцыри, видел пышные поля, холмы, усаженные деревьями, горные хребты, которые курились, как алтари, горный поток.
Глядя на вершины Кавказа юноша вспомнил родительский дом, аул, состоящий из домов, рассыпавшихся по ущелью, табуны коней, лай собак, которых он ребенком узнавал по голосам. Вспомнил, как вечерами уважаемые старики собирались около крыльца дома, чтобы обсудить с отцом текущие вопросы, поток, возле которого он так любил играть.
Мцыри признается старику, что оказавшись на воле, он понял, что значит жить по-настоящему. И если бы в его жизни не было бы этих трех дней, то жизнь его была бы мрачнее, бессмысленнее и печальнее старости монаха. Он говорит, что свой побег задумал давно, и глядя, как были испуганы монахи во время грозы, он понял, что его в этот вечер искать никто не будет.
Мцыри долго бежал, не разбирая дороги. Он был счастлив, что вырвался из монастыря, вдыхая полной грудью влажный свежий воздух. Гроза утихла, погони за ним не было. Только где-то в ущелье слышал плач шакала, да змея шелестела в траве.
Эта глава посвящена природе. Лежа на траве, Мцыри слышал внизу шум бегущей воды. Утро ознаменовалось пением птиц, озолотился восток. Мцыри восторженно наблюдал пробуждение природы. А когда он сам поднял голову, то с ужасом обнаружил, что лежал на краю крутого обрыва.
Эта глава тоже посвящена природе. Поднявшись, он увидел буйное цветение природы, сравнимое с Божьим садом. Разноцветные цветы, вились виноградники с увешанными гроздьями. Наслаждаясь красотой природы, он почувствовал жажду и решил спуститься вниз к потоку.
Когда он, цепляясь за растения, спустился вниз и припал к воде, он услышал шум шагов и песню. Это к воде спускалась девушка с кувшином в руках.
Она напевала какую-то песню, смеялась над собственной неловкостью. Скромный наряд выдавал в ней крестьянку. Эта встреча настолько поразила юношу, что на короткое время он потерял сознание. А когда очнулся, девушка успела уйти. Он увидел 2 прилепившиеся к скале сакли. В дверь одной из них вошла девушка.
Мцыри почувствовал себя утомленным от пережитых за ночь эмоций, затраченных сил, и решил немного отдохнуть. Ему удалось заснуть. Даже во сне он слышал незамысловатую песню девушки. Когда Мцыри проснулся, на небе светил луна. В какой-то момент он испытал желание пойти на огонек свечи, горевший в сакле, где жила девушка, но он вспомнил, что должен найти родимую страну. Он отправился в путь, превозмогая голод, и сбился с дороги.
Горная цепь, которую он старался удерживать в поле зрения, и которая так манила его, исчезла из глаз. Кругом был лес, да густой терновник, закрывавшие все кругом. Юноша был в отчаянье и разрыдался.
В темноте ночи он встретился с барсом, который, грыз какую-то кость, играя с собственным хвостом, наслаждался жизнью. В человеке он почувствовал врага. Мцыри тоже напрягся, почуяв предстоящую битву. Заметив Мцыри, барс намеревался закусить юношей. Но Мцыри успел подготовиться к встрече. Битва между человеком и барсом была жестокой. Три главы посвящены битве Мцыри с барсом. Человек вышел из нее победителем.
Мцыри показывает монаху следы когтей, и говорит о том, что в тот момент он не видел своих ран, продолжил свой путь.
Наступило утро, и Мцыри вышел из лесу. Наступило утро, и в лучах солнца он начал узнавать знакомые пейзажи. Он понимал, но не хотел поверить в то, что снова вышел к монастырю, к тюрьме своей. Окончательно удостоверился в этом, когда зазвонил колокол. Звон этого колокола он ненавидел с детства, потому что тот будил его по утрам, лишая возможности смотреть сладкие сны.
Мцыри испытал отчаянье. Он говорит, что даже конь находит дорогу домой. Он сравнивал себя с цветком, выросшим в тюрьме и пересаженным в сад рядом с розами. Опаленный солнечными лучами, цветок погибает.
День, несмотря на осень, был жарким, солнце опалило юношу так же, как цветок, перенесенный в сад. Оказавшись в степи, Мцыри не знал, куда спрятаться от его безжалостных лучей.
Лежа на земле, он слышал, как где-то внизу бежали Кура и Арагва. Но они были далеко, и дойти до их берегов не осталось сил. Из-за горы он видел монастырь. Недалеко от него резвилась змея. Мцыри чувствовал, что умирает. Он впал в беспамятство. В полубредовом состоянии он чувствовал, что лежит на дне реки. Он испытывал блаженство, наблюдая со дна реки волны бегущей воды и рыбы, резвившиеся над ним. Одна из рыбок ангельски нежными голосом приглашает его остаться с нею.
Мцыри нашли и принесли в монастырь, когда бредовое состояние уступило место полному беспамятству. На этой короткой главе завершается исповедь Мцыри. Он сожалеет, что ему не суждено умереть в родной земле.
Мцыри прощается со своим исповедником и духовным воспитателем.
Эту главу можно назвать Завещанием Мцыри. В ней Мцыри просит старика похоронить его в монастырском саду под акациями. Из этого уголка видны вершины Кавказа. Мцыри выразил надежду, что они пришлют ему привет от родной стороны.
Контрольные вопросы с выборочными ответами к поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»
Контрольные вопросы с выборочными ответами к поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»
Как возник у М. Ю. Лермонтова замысел написать поэму?
В 1840 году, путешествуя по Военно-Грузинской дороге, Лермонтов встретил одинокого монаха, последнего из упраздненного близлежащего монастыря. Монах рассказал Лермонтову свою историю. Любопытный рассказ произвел на Лермонтова живое впечатление, и он изложил историю монаха Бэри в поэме. Поэма была опубликована в 1840 году.
Кто такой Мцыри и как он появился в монастыре?
Как вел себя Мцыри в монастыре и что побудило его к побегу?
О чем поведал юноша посетившему его старому монаху?
Мцыри рассказал старому монаху о том, что видел на воле: пышные поля, покрытые деревьями холмы, горные хребты и «в снегах, горящих, как алмаз, седой незыблемый Кавказ». Он вспоминает отцовский дом, родной аул, своих молодых сестер, звуки их песен и речей. Юноша рассказал, как спустившись к потоку, увидел молодую, стройную, как тополь, грузинку, и думы его «смутились». «Ты хочешь знать, что делал я на воле? — спрашивает Мцыри монаха и отвечает: — Жил, и жизнь моя без этих трех блаженных дней была б печальней и мрачней бессильной старости твоей».
Почему для Мцыри три дня побега были такими счастливыми?
В каком эпизоде поэмы особенно ярко раскрываются черты характера Мцыри — его мужество и неудержимое стремление к воле?
Как был найден беглец?
После сражения с барсом, победив его, Мцыри вышел из леса обессиленным. Он чувствовал близость конца, его томил предсмертный бред. Он находился близ монастыря, видел его сверкающие зубчатые стены. Таким, больным и слабым, его и нашли монахи.
Каково было последнее желание юноши?
Мцыри просил перенести его в сад, откуда были видны горы Кавказа, чтобы он мог попрощаться с ними и получить прощальный привет с родной стороны.
kontrolnye-voprosy-k-poeme-m.-yu.-lermontova-mcyriконтрольные вопросы с выборочными ответами к поэме м. ю. лермонтова «мцыри»
Как возник у М. Ю. Лермонтова замысел написать поэму?
В 1840 году, путешествуя по Военно-Грузинской дороге, Лермонтов встретил одинокого монаха, последнего из упраздненного близлежащего монастыря. Монах рассказал Лермонтову свою историю. Любопытный рассказ произвел на Лермонтова живое впечатление, и он изложил историю монаха Бэри в поэме. Поэма была опубликована в 1840 году.
Кто такой Мцыри и как он появился в монастыре?
Как вел себя Мцыри в монастыре и что побудило его к побегу?
О чем поведал юноша посетившему его старому монаху?
Мцыри рассказал старому монаху о том, что видел на воле: пышные поля, покрытые деревьями холмы, горные хребты и «в снегах, горящих, как алмаз, седой незыблемый Кавказ». Он вспоминает отцовский дом, родной аул, своих молодых сестер, звуки их песен и речей. Юноша рассказал, как спустившись к потоку, увидел молодую, стройную, как тополь, грузинку, и думы его «смутились». «Ты хочешь знать, что делал я на воле? — спрашивает Мцыри монаха и отвечает: — Жил, и жизнь моя без этих трех блаженных дней была б печальней и мрачней бессильной старости твоей».
Почему для Мцыри три дня побега были такими счастливыми?
В каком эпизоде поэмы особенно ярко раскрываются черты характера Мцыри — его мужество и неудержимое стремление к воле?
Как был найден беглец?
После сражения с барсом, победив его, Мцыри вышел из леса обессиленным. Он чувствовал близость конца, его томил предсмертный бред. Он находился близ монастыря, видел его сверкающие зубчатые стены. Таким, больным и слабым, его и нашли монахи.
Каково было последнее желание юноши?
Мцыри просил перенести его в сад, откуда были видны горы Кавказа, чтобы он мог попрощаться с ними и получить прощальный привет с родной стороны.
Мцыри: краткое содержание и анализ поэмы Лермонтова. О каких горах идет речь в произведении?
«Мцыри» рассказывает о мальчике-горце, который во время Кавказской войны попал в плен к русским, а затем рос в грузинском монастыре. Уже юношей он сбегает из обители в надежде добраться на родину.
«Мцыри» считается одним из последних образцов классического романтизма в русской поэзии.
«Мцыри»: кратчайшее изложение поэмы М.Ю. Лермонтова
Русский генерал во время Кавказской войны возвращается из похода и везет с собой пленного мальчика. Ребенок болен, и его оставляют на попечение монахам в неназванном грузинском монастыре.
У главного героя нет имени, по заглавию поэмы его называют Мцыри («послушник» по-грузински). Мальчик все время томится воспоминаниями о родине, воспринимает монастырь как тюрьму. О себе он говорит:
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Перед смертью юношу тяготит то, что он так и не повидал родной край:
И я как жил, в земле чужой
Умру рабом и сиротой.
Мцыри просит похоронить его в дальнем углу монастырского сада, где на его могилу будут взирать горы Кавказа, и обещает, что это принесет ему успокоение.
Слушать поэму М.Ю. Лермонтова «Мцыри» в формате аудиокниги:
Что значит «мцыри» по-грузински? Перевод на русский
О каких горах идет речь в произведении Лермонтова?
В поэме Лермонтова «Мцыри» речь идет о горах Кавказа. Сам автор указывает конкретное место:
Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь.
Очевидно, что Лермонтов вдохновлялся храмом Джвари, расположенным близ Мцхеты, у впадения Арагви в Куру.
В конце произведения Мцыри называет горы, на которые будет смотреть его могила:
Когда я стану умирать,
И, верь, тебе не долго ждать,
Ты перенесть меня вели
В наш сад, в то место, где цвели
Акаций белых два куста…
Трава меж ними так густа,
И свежий воздух так душист,
И так прозрачно-золотист
Играющий на солнце лист!
Там положить вели меня.
Сияньем голубого дня
Упьюся я в последний раз.
Оттуда виден и Кавказ!
Рассказ старого монаха. Был ли Мцыри на самом деле?
Если верить первому лермонтовскому биографу П.А. Висковатову, Лермонтов якобы услышал историю о побеге молодого послушника на Кавказе в 1837 году, во время первой ссылки.
Путешествия по Военно-грузинской дороге, поэт «наткнулся в Мцхете на одинокого монаха», сообщает Висковатов. И «узнал от него, что родом он горец, плененный ребенком генералом Ермоловым. Генерал его вез с собою и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырем, тосковал и делал попытки к бегству в горы. Последствием одной такой попытки была долгая болезнь, приведшая его на край могилы. »
Что касается история о схватке Мцыри с барсом, то это отражение грузинского фольклорного сюжета. Известны полтора десятка вариантов древней песни «Юноша и тигр», этот же сюжет использовал в поэме «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели.
«Мцыри»: анализ произведения
Таким образом, автор смотрит на происходящее с высоты вечности. И это примиряет читателя с жизненной трагедией, дает успокоение.
Если вы хотите глубже понять поэму «Мцыри», послушайте, как вдохновенно о ней рассказывал ведущий советский лермонтовед Ираклий Андроников:
В чем упрекает Мцыри старого монаха,и о чем спорит с ним?
Можно смело сказать, что Кавказ в поэме представлен в виде героя. Пейзаж этого места — средство раскрытия образа Мцыри. Поскольку главный герой не находит единства с окружением, его отдушиной становится природа. Находясь в монастыре, герой ассоциирует себя с тепличным листком, который заключен в темницу из серых плит. Оказавшись на воле, он первым делом, припадает к земле. В полной мере романтизм Мцыри раскрывается именно в отношении к родной природе.
Мцыри — это сумрачный и одинокий герой, который наделен пламенными страстями. В рассказе-исповеди он в полной мере раскрывает свою душу. Понять переживания и мысли главного героя помогают строки о несчастливом детстве и юношестве. Поэт постарался сделать акцент именно на психологической стороне Мцыри. Он поставил своего героя в центр поэмы, как незаурядного, сильного и свободолюбивого человека.
Сначала герой говорит о своих затаённых думах и мечтах, скрытых от
посторонних. «Душой дитя, судьбой монах», он был одержим «пламенной
страстью» к свободе, жаждой жизни. И герой, как исключительная,
бунтующая личность, бросает вызов судьбе. Значит, характер Мцыри, его
мысли и поступки и определяют сюжет поэмы. Убежав во время грозы,
Мцыри впервые видит мир, который был скрыт от него монастырскими
стенами. Поэтому он так пристально вглядывается в каждую
открывающуюся ему картину, вслушивается в многоголосый мир звуков.
Мцыри ослепляет красота, великолепие Кавказа. Он сохраняет в памяти
«пышные поля, холмы, покрытые венцом дерев, разросшихся кругом»,
«горные хребты, причудливые, как мечты». Эти картины вызывают в герое
смутные воспоминания о родной стране, которой он был лишен ребенком.
Любовный мотив присутствует в поэме только в единственном эпизоде — встреча молодой грузинки и Мцыри около горного потока. Однако, несмотря на сердечный порыв, герой отказывается от собственного счастья ради свободы и родины. Любовь к отчизне и жажды воли становятся для Мцыри главнее других жизненных событий.
Мцыри
История персонажа
Главный герой одноименной поэмы Михаила Лермонтова. Молодой человек, с детства запертый в монастыре против собственной воли. Погибает вскоре после того, как ему удается сбежать.
История создания
Михаил Лермонтов работал над поэмой «Мцыри» в 1838-1839 годах. Первая публикация состоялась в 1840 году в сборнике «Стихотворения М. Лермонтова» с некоторыми цензурными сокращениями. Поэма считается одним из последних образцов романтического жанра в русской литературе. Сюжет поэмы Лермонтов якобы позаимствовал из одной истории, которую слышал во время ссылки на Кавказ, куда поэта выслали в 1837 году.
Поэт путешествовал по старой Военно-Грузинской дороге, которая идет через Главный Кавказский хребет. Там, в городе Мцхета, Лермонтов разговорился с неким монахом, который поведал поэту историю собственной жизни. Монах этот происходил из семьи горцев и еще в детстве попал в плен. Генерал Алексей Ермолов вез ребенка с собой, но мальчик по дороге заболел, и генералу пришлось оставить его в монастыре на попечении братии.
Мцыри
Ребенок рос в монастыре, но не мог свыкнуться с новыми условиями и несколько раз пытался бежать назад в горы. После очередной попытки ребенок серьезно заболел и едва не погиб. Этот рассказ якобы настолько впечатлил Лермонтова, что тот создал по мотивам услышанной истории поэму. Действительно ли этот эпизод в жизни Лермонтова имел место, или он был выдуман ранними биографами, сейчас сказать трудно.
В поэме заметно и большое влияние фольклора грузин. К примеру, мотив битвы юноши с барсом или тигром распространен в народной грузинской поэзии. Название поэмы первоначально звучало как «Бэри», что в переводе с грузинского означало «монах». Позже автор заменил название на «Мцыри» — слово, которое означало одновременно и «послушник», и «чужеземец», что точнее отражало суть происходящего в поэме. Редактируя поэму позже, Лермонтов выкинул часть текста, вероятно, опасаясь цензуры. В этих строках Мцыри жалуется, что вместо родины Бог дал ему тюрьму.
Поэма «Мцыри»
Герой сохранил качества, присущие горцам, — страстную и горячую натуру, гордый характер и «могучий дух», который юноша унаследовал от предков. В детстве герой отказывался от монастырской пищи из гордости и согласен был умереть от голода. Даже ребенком герой был тверд духом, никогда не жаловался, не плакал и молча переносил болезни и трудности.
Исповедь Мцыри монаху
Перед смертью, исповедуясь, герой говорит, что его жизнь была полна «горьких мук». Герой вспоминает прошлое — отцовский дом и ущелье, где стоял аул, в котором жила семья Мцыри. Когда герой оказался в монастыре, один старый монах стал опекать больного мальчика из жалости. Выздоровев, герой, однако, не повеселел, а скрывался от людей, не играл и дичился.
Старый монах, который спас мальчика от смерти, надеялся, что со временем Мцыри отвыкнет от родных, забудет о прошлом и освоится в монастыре. Юноша действительно забыл лица близких и смутно помнил свое прошлое, притерпелся к монастырской жизни, начал понимать язык местных и был окрещен святым отцом, однако добром это не обернулось. Герой продолжал всю свою недолгую жизнь тосковать об утраченном и мечтать о свободе и воспринимал собственную жизнь в монастыре как пребывание в тюрьме.
Побег из монастыря
Семья Мцыри продолжает жить где-то в горах Кавказа, и родители, вероятно, считают героя погибшим, ничего не зная о нынешнем положении Мцыри. Став взрослым юношей, герой дает себе слово, что непременно увидится с родными. Однажды герою подворачивается возможность сбежать из монастыря. Герой убегает ночью во время грозы, но проводит на свободе всего трое суток. За это время герой успевает встретиться с барсом, вступить в бой с ним и победить этого грозного хищника.
Во время этой короткой вылазки на волю Мцыри также встречает прекрасную молодую грузинку, за которой наблюдает издали. Девушка спускается к горной реке, чтобы набрать воды в кувшин. На грузинке бедная одежда и чадра, но голос девушки кажется Мцыри «сладко вольным». Герой видит и дом, где живет девушка, — саклю, которая «приросла к скале», и голубой дымок, который струится над плоской кровлей. Эти воспоминания умирающий из-за болезни герой считает самыми ценными в жизни.
До родных мест герой, однако, не добирается. Мцыри идет к горам, но сбивается с дороги в лесу, плутает и снова выходит к монастырю, из которого сбежал. В лесу герой заболевает, позже его, лежащего без сознания, находят монахи и относят обратно в монастырь. Парень полагает, что вскоре умрет из-за болезни, и печалится о том, что будет похоронен в чужой земле и так и не сможет увидеть родных.
Умирая, Мцыри упрекает старика-монаха, что тот прожил насыщенную жизнь в миру и ушел в монастырь лишь позже. Кроме того, старик уже слаб и сед, отвык от желаний, поэтому ему не понять юного Мцыри, который оказался в монастыре против собственной воли совсем еще ребенком и не видел жизни.
Жалость, которую монахи испытывают к Мцыри, кажется юноше позорной. При этом к старому монаху, который его выходил и опекал, герой относится с должным уважением и называет того «отцом». Сам старик тоже по-дружески относится к Мцыри и принимает у юноши исповедь, когда тот лежит при смерти.
Иллюстрация к произведению Лермонтова «Мцыри»
Больше всего герой стремится обрести утраченную свободу и мечтает вернуться туда, где жил в детстве. Мцыри просит перенести его перед смертью в сад, откуда юноше будет виден Кавказ. Дальнейшая биография героя неизвестна — Мцыри мог умереть, а мог и оправиться от болезни.
Мцыри не причинял зла людям, это незлобивый человек с чистой детской душой, однако с обитанием в монастыре жизненные ценности героя несовместимы. Помыслы Мцыри устремлены к родным краям, которые герой покинул против собственной воли. Пребывание среди монахов герой воспринимает как плен и считает, что это не жизнь. Герой тоскует по родине и тяготится одиночеством, в котором находится в монастыре, несмотря на присутствие вокруг монахов.
Мцыри мало подходит для размеренной монастырской жизни. Юноша полон «желаньем и тоской» и «бессильным и пустым жаром». Жизнь взаперти сделала некогда веселого и резвого героя угрюмым. Мцыри отвык от людей и чувствует себя среди них чужим; герою кажется, что сам он больше сродни зверю. Юноша вспоминает «чудный мир тревог и битв», где «люди вольны, как орлы». Уже много лет герой не видел родных и скучает по ним, чувствуя себя лишенным отчизны и близких.
Монах
Герой — свободолюбивая личность, и ради обретения свободы он готов рискнуть жизнью. Умирать, однако, совсем не хочется. Мцыри жалеет, что прожил так мало и не смог исполнить собственного сокровенного желания — снова увидеть родину и семью.
Лермонтов демонстрирует душевное состояние героя через природу. Юноша сравнивается с одиноким листком, который сорвала и унесла буря. Сам герой постоянно восхищается природой Кавказа, причудливыми горными хребтами, снегами, которые горят, «как алмаз», и высью неба. Горная природа в поэме составляет оппозицию монастырю – месту заключения главного героя. Природа ассоциируется со свободой.
Мцыри любуется красотой гор
Кроме того, окружающий монастырь горный пейзаж по-разному воспринимается монахами и самим Мцыри. Для героя прячущиеся в тучах скалы — воплощение свободы, дом вольных людей, а монастырские кельи Мцыри воспринимает как «душные». Для монахов, напротив, природа полна опасностей. Этим противопоставлением усиливается конфликт между Мцыри и монастырем.