Никнейм что это означает
Ник — что это такое и чем никнейм отличается от учетной записи
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Что такое ник или никнейм? Что такое аватар или юзерпик? Что такое учетная запись? Все эти вопросы возникают у тех, кто только что буквально начал погружаться в мир интернета.
Все эти термины и понятия встречают новичка практически сразу — в соцсетях, на форумах, на блогах, онлайн-играх, на сайтах, где требуется регистрация, и в прочих местах, где используется идентификация и авторизация пользователей.
Сразу не понятно, чем, например, никнейм отличается от логина или учетная запись отличается от аккаунта. Не понятно, что от нас хотят, предлагая загрузить свой аватар (юзерпик) или придумать «имя пользователя». Это уже потом эти вещи для вас станут обыденными и один и тот же ник (вкупе с аватаром) вы будете использовать чуть ли не на всех сайтах, форумах и соцсетях. Они по сути станут вашей визитной карточкой в сети. Но пока все это не очень понятно, поэтому и появилась эта небольшая статья.
Что такое ник или никнейм?
С чего бы начать? Наверное, с ника. Что это такое? По сути понятия ника и никнейм тождественны и представляют из себя ваше выдуманное имя, которое будет использоваться в интернете вместо настоящего имени и фамилии. Это создает некую анонимность и защищенность вас в виртуальном пространстве. Так как в выборе «имя пользователя» вас никто не ограничивает (ни по количеству символов, ни по количеству слов, ни по значению этих слов), но тут вы вольны дать свободу своей фантазии.
Конечно же, вы можете использовать в качестве «имя пользователя» свои реальные ФИО (кто-то так и делает), но все же большинство пользователей сети предпочитают «режим инкогнито», а для своей идентификации и узнаваемости придумывают себе примечательный во всех смыслах никнейм и аватарку. С точки зрения безопасности и «свободы слова» ник будет предпочтительнее реальных ФИО, ибо позволяет остаться неузнанным, а значит и безнаказанным в случае возникновения трений и проблем с другими участниками сети (сообществ, онлайн-игр, конференций, чатов и т.п.).
Исторически слово никнейм пришло к нам естественно из английского языка и образовано оно было от словосочетания «an eke name», что означает дословно «другое имя». Вот именно другое имя вам и предлагают выбрать в сети, чтобы одновременно вас можно было легко узнавать и отличать от других пользователей сети, а с другой стороны нельзя было бы так просто вычислить вашу реальную личность.
Примечательно, что для тех, кто в сети проводит времени больше, чем в реальности, ник может стать намного более важным, чем реальные фамилия и имя. Посему к выбору никнейма многие подходят ничуть не проще, чем к выбору имени своему ребенку. Ник должен быть эффектным, запоминающимся, говорящим, лаконичным, ярким и обязательно уникальным. К сожалению, когда в сети общаются уже миллиарды пользователей соблюсти все эти условия бывает сложновато, но все же возможно.
В отличии от логина (читайте про выбор логина и пароля в отдельной публикации) в нике нет таких строгих ограничений по используемым символам (в логине в большинстве случаев допустимы только такие вот символы: 9,[a-z],[A-Z],[_],[-]). В никнейме же можно использовать кириллицу и другие символы кодировки юникод.
Но зачастую многие, выбирая себе никнейм, стараются его потом использовать везде (в названии почтового Емайл ящика, в адресе своего сайта или страницы Вконтакте). Однако, кириллицу в этих случаях использовать не получится, поэтому многие искусственно себя ограничивают при выборе ника именно символами латиницы, цифрами и допустимыми знаками (тире и нижнее подчеркивание). Но это вовсе не догма.
Как выбрать наиболее подходящий вам ник?
Давайте я попробую привести варианты выбора никнейма, которые чаще всего используются, и дать примерный психологический портрет пользователей, которые тем или иным вариантом создания себе «второго имени» воспользовались:
Исходя из описанных выше принципов можно выбрать себе «сетевое имя» по вкусу и полету фантазии. Если последнего не слишком много, то вам могут помочь генераторы никнеймов, например, этот или вот этот. Есть варианты генераторов ников в виде программ, которые можно скачать тут.
Что такое учетная запись?
Обычно, первыми понятиями, с которыми сталкиваются новые пользователи сети, являются такие, как учетная запись, логин, аккаунт, ник, юзерпик, аватар и т.п. Давайте посмотрим, что такое учетная запись? Собственно, это то же самое что и аккаунт, о котором мы уже довольно подробно говорили.
Учетная запись — это понятие комплексное. Это и данные пользователя, необходимые для его входа в систему или на сайт (те самые логин и пароль). Одновременно это и вся та информация, которую он сообщил о себе (его имя, фамилия, ник, Емайл, адрес, телефон и т.п.). Наглядной иллюстрацией учетной записи может быть чья-то страничка в социальной сети, профиль на форуме, личный кабинет (например, в Вебманях или Яндекс Деньгах).
Очень часто в учетной записи содержится также фото или аватар пользователя, которому она принадлежит. Кроме этого там может вестись история его активности на сайте или форуме, храниться личные сообщения и прочая информацию. Все зависит от того, где именно эта самая учетная запись была заведена. Ведь даже при входе на свой компьютер вы, скорее всего, выбираете учетку, да и везде, где имеет место авторизация или идентификация имеется подобие учетной записи.
Примером можете служить учетная запись (аккаунт) в Google или учетка (паспорт) в Яндексе. Да и во многих других системах и сайтах тоже. Она помогает системе вас четко идентифицировать и предоставлять индивидуальные услуги (вести личный счет, получать личные сообщения, оставлять сообщения под своим ником и т.п.). В общем, учетка (имярек) будет преследовать вас везде, куда бы вы не пошли на просторах интернета.
Ник (Никнейм) — что это, как его выбрать для регистрации и общения в интернете
С самого начала времен, когда сеть интернет получила публичный доступ, была острая необходимость в идентификации пользователя.
Даже на небольших форумах и чатах, на самых первых движках веб-страниц, требовалось узнавать пользователей и понимать, что ты постоянно общаешься с разными людьми, или с одним и тем же человеком.
Сначала люди вписывали в свои анкеты имя и фамилию, и это было удобно в локальных сетях, однако с расширением интернета, появилась проблема в полных тезках, однофамильцах или людях с одинаковыми именами.
Тогда и появилась потребность в другом способе идентификации – и именно так появились понятия логина, никнейма и аватара.
Что такое никнейм
Говоря кратко, никнейм – это ваш псевдоним, которые используется на конкретном форуме, в чате или социальной сети.
Это может быть отдельное слово на иностранном языке, может быть ваше имя, фамилия, или производное от них.
Именно по графе Nickname вас и будут узнавать везде, и зачастую люди для единства всех аккаунтов выбирают один псевдоним, под которым регистрируются на всех форумах.
Таким образом они могут быть узнаваемы независимо от сайта, и так же могут находить своих старых знакомых с других порталов.
На многих сайтах стоит ограничение по размеру никнейма – оно обозначается количеством символов.
Это сделано, во-первых, для экономии памяти на серверах, а также общем удобстве других людей – длинные никнеймы зачастую сложно запоминать, особенно если это какое-то слово на иностранном языке.
Кроме того, очень часто никнейм не может повторяться – особенно это характерно для различных онлайн-игр и локальных чатов – поэтому возникают сложности, когда придуманный вами очень давно ник оказывается занят.
Тем не менее, все чаще профили пользователей привязываются к логину, а не к никнейму, либо же к цифровым идентификаторам – как в сервисе battle.net, например.
Что такое аватар
Аватар – это сигнатурная картинка, анимационный файл или фотография, которая отображается в профиле и во всех сообщениях пользователя.
Это еще один способ идентификации человека на любом сайте. Каждый из интернет-порталов предлагает новому пользователю выбрать себе картинку на профиль из уже готовых вариантов, либо же загрузить новую.
Чтобы выбрать себе юзерпик – просто подберите красивую картинку, арт, или вашу удачную фотографию.
Стоит сказать, что перед выбором юзерпика стоит задуматься о принадлежности форума, на котором проходит регистрация – если это сайт для работы, то наиболее удачным вариантом будет установка своей фотографии.
Если наоборот – это небольшой тематический сайт, то аватарой может служить красивая картина, арт или обложка альбома.
Большая часть сайтов либо технически ограничивает размер картинки под аватар, либо сжимает изображение до оптимального форуму размера.
Сделано это, по большей части, для экономии места на серверах, и для того, чтобы картинки не различались по размерам и не ломали разметку и дизайн страницы.
Что такое логин
По сути, это – ваш личный идентификатор, по которому система узнает в вас конкретного пользователя. Это один из уровней защиты, через который человек попадает именно в свой профиль.
Очень долгое время логин шел рука об руку с никнеймом – и по сути был одним и тем же понятием.
Однако сейчас такое встречается все реже и реже – и разные онлайн-сервисы просят выбрать сначала логин, а потом уже никнейм, и дают возможность сменить его при необходимости.
Сейчас логин и ник отличаются следующими аспектами:
Что нужно помнить при создании своего логина?
Как придумать никнейм
Поскольку никнейм – это по факту ваш псевдоним и второе имя, то подумайте – с кем или чем вы себя ассоциируете? Может быть, у вас есть любимое животное, предмет, слово?
Если вам не нравится то, как они звучат на вашем языке – то поищите их перевод на другие, например, английский, французский или немецкий.
Проявите фантазию – поищите информацию по различным словарям или по названиям песен любимых групп.
Попробуйте придумать различные небольшие словосочетания. Разумеется, используйте не только русский, но и английский языки.
Некоторые выбирают себе никнеймы основываясь просто на хорошем звучании слова или словосочетания. Рано или поздно вы найдете себе хороший псевдоним, под которым вас будут узнавать.
Кроме того, стоит так же, как и при выборе аватара задуматься – а где вы регистрируетесь?
На рабочих сайтах самым удачным выбором будет не придумывать псевдоним, а указать свои фамилию и имя – так вы покажете потенциальным заказчикам, что являетесь серьезным человеком.
Кроме того, попробуйте на каждом из форумов, где вы сидите, регистрироваться под одним и тем же ником – так вы облегчите себе задачу и избежите перспективы постоянно думать над псевдонимом, но и еще будете узнаваемы со стороны знакомых с других ресурсов, которые также сидят на различных площадках.
По сути, те же самые советы применимы и к логину – самое главное, чтобы придуманное слово вы могли просто запомнить даже не записывая.
В крайнем случае, если вы совсем не имеете никаких идей, то попробуйте воспользоваться специальными генераторами.
Генераторы никнеймов и логинов
В сети уже очень давно существует масса сайтов, которые позволяют генерировать никнеймы и логины, не прикладывая к этому никаких усилий.
Работают они по-разному, однако многие слова, которые проходят через них, имеют очень неплохое звучание и сочетание букв.
Nickname Принцип его работы очень прост – вы выбираете первую букву желаемого псевдонима, а также количество букв в нем.
После этого жмете «Генерировать» и в специальной строчке вам выдается сочетание букв, которое может быть вашим псевдонимом.
Все предлагаемые слова не просто набор букв, но звучные сочетания, правда, никак не переводящиеся.
Сервис предлагает на выбор три типа генераторов, один из которых потребуется установить на компьютер.
При желании можно также зарегистрировать выбранный никнейм на себя и вставлять специальную подпись на каждом их форумов – что, опять же, нужно для того, чтобы вас узнавали.
Kurufin Изначально он служил для генерации различных имен и фамилий, однако и его можно приспособить под создание псевдонимов.
Все, что для этого надо – выбрать язык, на котором его требуется создать, и нажать «Генерировать». В строчке появится случайное имя, из которых можно выбрать то, которое вам нравится.
Кроме того, если вам не хватает такого генератора, то на этом же сайте можно создать не просто имена, но имена с фамилиями, а также различные анаграммы.
Generator Nikov Действует он схожим образом, как остальные упомянутые выше.
Вы просто выбираете, сколько символов хотите использовать в псевдониме, а потом – количество в штуках на выбор. Вам мгновенно сгенерируется список буквенных последовательностей, среди которых можно подобрать что-то неплохое.
Если же вы не нашли то, что нужно – то можно попробовать еще раз. Этот сервис предоставляет массу вариантов.
Onine-generators Наиболее простой вариант из всех представленных здесь. Для того, чтобы воспользоваться им, нужно просто проставить галочку в графе «Никнейм» и нажать на кнопку для создания списка ников.
Вам будет представлен большой перечень разных псевдонимов, которые можно обновлять, если вы не выбрали для себя ничего подходящего.
В целом, это все, что можно рассказать о такой вещи как аватары, логины и никнеймы.
Выбирать их стоит внимательно и с умом – поскольку по факту это ваше второе имя, по которому вас будут узнавать в сети, и которое, за редкими исключениями, уже не получится сменить.
А как пользуетесь псевдонимами вы? Везде регистрируетесь под одним и тем же, или каждый раз ваше второе имя – разное?
Что такое Nickname, как его придумать и зарегистрировать
Приветствую! Каждый из нас хотя бы раз в жизни регистрировался на всевозможных сайтах, форумах и прочих интернет-ресурсах. Во время регистрации нас просят придумать логин и пароль учётной записи, верно? По моим наблюдениям, логин в большинстве случаев становится или уже является никнеймом.
На первых порах при регистрации я везде использовал логин от своей электронной почты, но из-за непостоянства и чувства неопределённости почту также приходилось часто менять. Я находился в поиске…
Очень трудно подобрать простой, легко запоминающийся никнейм. Такой, чтобы на всю жизнь 😎 Сразу хочу предупредить: это практически невозможно! Не существует такого закона, который закрепляет Nickname за определенным лицом, поэтому даже если вы придумаете отличный вариант — его сможет использовать любой пользователь в интернете без последствий.
Как придумать Nickname
Часто случается, что при регистрации на каком либо сайте придуманный вами логин уже занят, приходится придумывать что-то другое. Поэтому очень тщательно продумайте различные варианты, главная задача — добиться уникальности. Подключите фантазию!
Используйте различные комбинации букв и цифр, фрагменты слов и словосочетаний. Нужно придумать что-то такое, что не сможет придти в голову другим людям. Или воспользуйтесь онлайн генератором, если светлая мысль не посетила вас. Ниже я приведу на него ссылку.
Подсказываю несколько вариантов, откуда можно черпать вдохновение:
Почему-то у многих он стал ассоциироваться с игрой Counter Strike, хотя я вовсе не являюсь приверженцем компьютерных игр подобного жанра. Strikestar — это позывной самолёта Boeing E-8 JSTARS.
Спустя время я зарегистрировал домен webliberty.ru, в дальнейшем и по сей день везде использую ник Webliberty — это один из шагов по укреплению личного бренда.
Регистрация никнейма
Недавно я встретил очень интересный сайт Nick-Name.Ru — это глобальный реестр никнеймов, на котором можно зарегистрировать свой ник и получить сертификат, подтверждающий права на его обладание.
Проект помогает подобрать подходящий для себя уникальный никнейм, используя генератор или вдохновиться идеями других пользователей. Внешний вид сертификатов представлен ниже:
Размещайте код сертификата на сайте или в подписи на форумах для увеличения количества его просмотров — таким образом вы получите возможность повысить уровень сертификата и открыть для себя дополнительные возможности. Подробнее об уровнях сертификатов изложено в таблице:
Сертификат | Просмотры | Возможности |
---|---|---|
Деревянный | Менее 10 | Базовые функции |
Серебряный | от 10 до 99 | Задать свой URL (адрес страницы) сертификата, добавить хэштеги |
Золотой | от 100 до 999 | Загрузить аватарку на страницу сертификата, участвовать в рейтинге TOP-300 |
Платиновый | от 1000 до 9999 | Добавить личную подпись на сертификат |
Бриллиантовый | Более 10000 | Продление срока действия на 5 лет (вместо стандартных 3-х лет), не участвует в рассмотрении заявок на смену владельца никнейма |
Конечно же не нужно принимать эти сертификаты всерьёз — это отличный стартап, который нашел свою аудиторию. Каким в итоге должен быть Nickname? Вопрос по-прежнему открытый, я хочу переадресовать его вам, уважаемые читатели! Обсудим?
Что такое никнейм, ник, nickname?
Ник, он же никнейм, произошел от английского слова nickname и переводится как «кличка» или «прозвище».
Спорить о корнях и времени появления никнеймов, в том виде, как мы их сегодня знаем, можно долго. Хотя, скорее всего точкой отсчёта в Интернете можно назвать время появления первых unix-систем, где ник (имя пользователя, логин) был именем для входа в систему.
Сегодня никнейм в Интернете, наверное, важнее имени и фамилии из реальной жизни. Кроме того, ник может быть намного более уникальным, чем ваше Ф.И.О. (Скольких своих тезок или однофамильцев вы знаете?)
Никнейм является вашим именем в сети, которое при желании может отражать вашу сущность, стремления, характер или интересы.
Никнейм в Интернете это не просто способ самоидентификации среди таких же, как вы, сетевых жителей, это также начало названия вашего почтового ящика вида: nickname@адрес-сайта.ru, имя для входа или псевдоним на форуме, в чате, онлайн-игре, и любом другом сервисе в котором будет необходимо представиться.
Если в реальной жизни для идентификации у вас спросят Ф.И.О, паспортные данные, права, СНИЛС, ИНН, адрес регистрации и т.п., то в сети для авторизации в большинстве случаев, вам понадобится только никнейм и пароль.
Выглядеть ники могут по-разному. Это может быть J1ny@, Bal_БЕС_ka или Тигренок, а также Scropion, FantomAS, или Чудила35. Кто-то даже может выбрать формат ника наподобие ^_^@^_^, тайна которого вряд ли будет раскрыта.
Выбирать будущий ник надо очень тщательно, ведь если вы будете частым гостем в сети, с этим набором букв, а может быть цифр и других символов, у вас будет связано очень многое.
В большинстве случаев вас будут узнавать по нему и только по нему. А также, возможно никнейм будет производить первое впечатление о вас. Учитывайте это при выборе своего ника.
Мы предлагаем вам зарегистрировать свой никнейм, в нашем Интернет-реестре никнеймов, чтобы первыми заявить на него права, а также сообщить другим пользователям сети, что вы начали использовать ваш никнейм раньше и на большем количестве ресурсов. А также получить сертификат на ваш никнейм. Подробнее о нашем проекте.
Защита никнеймов и псевдонимов
В своих исследованиях мы много говорим об объектах интеллектуальных прав и их защите, но совсем мало внимания уделяем субъектам отношений в сфере интеллектуальной собственности, что, конечно, является серьёзным упущением. Именно поэтому возникло желание изучить вопрос, каким образом сегодня, в эпоху цифровых технологий, люди могут защитить свои никнеймы (или псевдонимы).
Потребностей в рассмотрении данной темы, как минимум, две. Во-первых, в последнее время участились случаи мошенничества на популярных интернет-сервисах, когда недобросовестные пользователи «мимикрируют» под известные аккаунты в социальных сетях, создавая страницы со схожими никнеймами, чем причиняют вред репутации копируемых персон (организаций). Во-вторых, в контексте существования личных неимущественных авторских прав многие создатели произведений хотят разобраться, каким образом они могут индивидуализировать себя и свое творчество и оградить свои интересы от посягательств и недобросовестного отношения других субъектов.
Делимся своими научными изысканиями.
Если в рассуждениях о квалификации понятий «псевдоним» и «никнейм» отталкиваться от формальной логики, то вполне логично было бы предположить, что наиболее общей категорией, объединяющей все остальные, является «имя». Причём имя, на наш взгляд, может иметь как широкий, так и узкий смысл.
Имя (в широком смысле) — универсальный идентификатор, служащий для индивидуализации субъектов, позволяющий отличать одних субъектов от других.
Имя (в узком смысле) или имя собственное, имя настоящее — идентификатор, присваеваемый каждому гражданину того или иного государства, состоящий из фамилии, имени и отчества (в России) или из других индивидуализирующих компонентов.
Соответственно, разновидностями имени в широком смысле выступают:
В данном контексте поговорим о защите псевдонимов и никнеймов, поэтому определим их.
Никнейм (от англ. «nickname») представляет собой «прозвище; уменьшительное имя» [1]. Словарь по сути признает слова «никнейм» и «прозвище» синонимами. По нашему мнению, отличительным признаком названных понятий является сфера применения: если никнеймы чаще всего используются для общения на различных веб-сайтах или для индивидуализации пользовательских аккаунтов в социальных сетях, то прозвища употребляют преимущественно в устной или письменной речи.
Псевдоним — это вымышленное имя [2]. Некоторые правоприменители, как мы увидим далее, не видят особой разницы между никнеймом и псевдонимом, если последний используется в сети Интернет в связи с доведением до всеобщего сведения каких-либо результатов интеллектуальной деятельности.
Общие нормы, касающиеся использования имени, представлены в ст. 19 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ):
Специальное регулирование, касающееся псевдонимов, зафиксировано в ст. 1265 ГК РФ, которая разъясняет, что возможность автора действовать под вымышленным именем является содержанием личного неимущественного права автора на имя.
Итак, разобравшись со значениями рассматриваемых понятий, изучим существующие средства защиты перечисленных идентификаторов.
Наиболее популярным способом обеспечить псевдонимам и никнеймам надежную правовую охрану и, в случае посягательств, защиту признается регистрация указанных идентификаторов в качестве товарных знаков.
Уже давно в юридическом сообществе, особенно среди специалистов в сфере интеллектуальной собственности, присутствует некая убеждённость или стереотип, в соответствии с которыми правовая охрана объекта, подтверждённая полученным от государственного органа правоустанавливающим документом, является всеобъемлющей и более эффективной, нежели правовая охрана, следующая прямо из закона, из совершения какого-либо действия субъектом (создания произведения и т.д.). Отчасти можно согласиться с такой точкой зрения хотя бы потому, что практика, связанная с защитой исключительных прав на товарные знаки, сегодня является уже достаточно обширной; многие проблемы, касающиеся толкования норм данного аспекта, решены правоприменителями; из практики известны стратегии защиты таких средств индивидуализации, которые можно взять на вооружение при выстраивании собственной позиции.
Однако не следует забывать и о ряде уязвимостей товарных знаков, к которым можно отнести внушительное количество оснований для оспаривания таких охраняемых объектов (например, досрочное прекращение правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования). Кроме того, имеются примеры судебных дел, в которых субъектам удавалось отстоять и защитить коммерческие обозначения, которым противопоставлялись зарегистрированные товарные знаки.
Чаще всего товарные знаки регистрируются на имена их известных носителей. Тем не менее, встречаются ситуации, когда лица, не имеющие отношения к носителям псевдонимов/никнеймов, регистрируют товарные знаки на собственное имя (наименование — для организаций) и таким образом привлекают к своей продукции внимание разных аудиторий потребителей, используя репутацию авторитетных личностей и нередко нанося им моральный вред. В связи с этим необходимо напомнить, что законом предусмотрено ограничение для подобных казусов (пп. 2 п. 9 ст. 1483 ГК РФ):
Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные:
имени (статья 19), псевдониму (пункт 1 статьи 1265 и подпункт 3 пункта 1 статьи 1315) или производному от них обозначению, портрету или факсимиле известного в Российской Федерации на дату подачи заявки лица, без согласия этого лица или его наследника.
Примечательной иллюстрацией возможности оспаривания товарного знака по данному основанию выступило некогда дело № СИП-238/2016, инициатором которого (в Роспатенте) выступили наследники русского космонавта Юрия Гагарина, а противоположной стороной — ООО «Торгово-развлекательный центр Гагаринский», зарегистрировавшее и использовавшее в своей деятельности комбинированный товарный знак № 442186. По результатам рассмотрения дела, которое дошло до Верховного Суда РФ, было принято решение прекратить правовую охрану названного средства индивидуализации по вышеприведенному основанию.
В настоящее время имеется большое количество примеров регистрации в качестве товарных знаков псевдонимов или никнеймов. Ниже представлены лишь некоторые примеры.
Следующим средством охраны и защиты идентификаторов выступает их регистрация в определенных организациях в качестве псевдонимов (имён). Отечественное законодательство не предусматривает возможности и необходимости регистрации псевдонимов, однако мировая практика нередко исходит из иных подходов и связывает защиту прав на такие идентификаторы с осуществлением каких-либо формальных процедур. В частности, преимущественно такой подход применяется в странах с англо-американской системой авторского права.
Регистрация псевдонима в специализированных организациях
На мировом уровне вопросами регистрации псевдонимов (а также имён и наименований организаций) ведает Международное Агентство ISNI(сокращение от International Standard Name Identifier). Компания ведёт специальный реестр, в котором фиксирует соответствующие зарегистрированные идентификаторы субъектов. Одно из основных условий регистрации — она совершается в связи с созданием тем или иным человеком (коллективом людей) результата творческого труда (произведения, изобретения и т.п.). Каждому псевдониму (имени, наименованию) присваивается индивидуальный номер, по которому его всегда можно легко найти в базе данных. Для регистрации носителю псевдонима (имени, наименования) требуется представить следующие сведения:
На территории России функции по регистрации псевдонимов выполняет неаккредитованная организация по управлению правами на коллективной основе (далее — ОКУП) «Копирус», как официально сообщается на её же сайте. Средняя стоимость регистрации составляет сегодня 2000 рублей.
В российской правоприменительной практике стороны редко используют охранные документы, выданные по результатам регистрации псевдонима по системе ISNI. В частности, в качестве доказательства свидетельство о международной регистрации имени предъявлялись участниками процесса в рамках рассмотрения дел № СИП-917/2019, А35-11168/2018.
Нельзя сказать, что судебная практика по защите никнеймов (псевдонимов) без использования вышеуказанных средств является богатой на различные примеры. Впрочем, мы редко рассматриваем темы, в которых всё однозначно, поэтому нас такой дефицит не останавливает. Мы провели поиск и готовы поделиться его результатами.
Для понимания отношения правоприменителей к квалификации никнейма в качестве охраняемого нематериального блага, полагаем, нужно обратиться к делу № А60-48002/2017.
ООО «Уральское авторское общество» (истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области (далее — АССО) к ООО «Екатеринбург-ТВ» (ответчик). Гражданин Б. создал фотографическое произведение и опубликовал его на портале «Яндекс.Фотки» под никнеймом «ioburg». Позднее было обнаружено, что спорную фотографию на своем сайте http://ekburg.tv/ разместил ответчик, что и явилось причиной обращения истца в суд с соответствующим требованием.
В рамках рассмотрения дела суд дал следующую оценку понятиям «псевдоним» и «никнейм»:
автор вправе использовать свое произведение под вымышленным именем (псевдонимом). В данном случае, такое вымышленное имя (псевдоним, никнейм, и пр.) может использоваться и на сервисе Яндекс.Фотки …, что следует расценивать как указание на соответствующее имя автора созданной и загруженной в сервис фотографии.
Данная выдержка примечательна еще и тем, что в ней поднимается вопрос соблюдения правил цитирования: правоприменитель по сути уточняет, что норма о цитировании (п. 1 ст. 1274 ГК РФ) будет соблюдена в том случае, если заимствующее произведение лицо укажет ссылку на автора путём упоминания его никнейма на соответствующем сервисе в сети Интернет, приравниваемого к псевдониму.
Видится также важным упомянуть аспект, касающийся возможности отнесения спорного фотографического произведения к охраняемым объектам:
спорная фотография, представляющая собой отдельный статичный кадр с изображением здания, поименованная «Гостиница «Мадрид», в силу самого факта ее создания конкретным лицом, независимо от достоинств и назначения, а также способа ее выражения, представляет собой фотографическое произведение, позволяющее считать ее объектом авторского права в соответствии с положениями пункта 1 статьи 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации:
При этом, действующим законодательством не установлено каких-либо специальных условий, которые были бы необходимы для признания фотографических произведений объектом авторского права и для предоставления таким произведениям соответствующей охраны, в связи с чем, автор (фотограф) обладает авторскими правами на него вне зависимости от его художественного значения и ценности.
Подробнее о творчестве в фотографиях читайте здесь.
Вышестоящие инстанции, в том числе Суд по интеллектуальным правам (далее — СИП) и Верховный Суд РФ (далее — ВС РФ) поддержали первую инстанцию по всем существенным доводам и оставили ее Решение в силе.
Аналогичная правовая ситуация рассматривалась Ленинский районным судом города Ульяновск (Решение от 03.10.17), который отказал в иске о взыскании компенсации за нарушение исключительных авторских прав на фотографии, признав ссылку ответчика на никнейм истца необходимым и достаточным условием соблюдения правил цитирования и, следовательно, вновь отождествив понятия «никнейм» и «псевдоним». Апелляционная и кассационная инстанция (Ульяновский областной суд) согласились с позицией нижестоящего суда. ВС РФ же усмотрел нарушения и отправил дело на новое рассмотрение в Ленинский районный суд города Ульяновск, мотивировав свое мнение следующими аргументами:
В случаях и в порядке, предусмотренных законом, гражданин может использовать псевдоним (вымышленное имя).
Разрешая спор, суд счёл, что ответчиком исполнены требования законодательства при указании источника цитировании и имени автора произведения, поскольку в конце размещённого ответчиком материала содержались гиперссылки на источник, направляющий пользователя на блог пользователя под никнеймом «63г» в «Живом журнале» …, согласно стартовой странице которого … блог принадлежит гражданину О..
Судом при этом не устанавливалось, принималось ли истцом решение использовать вместо своего имени, указанного на первой странице «ЖЖ», псевдоним «63г», имеющийся на маркировке на фотографиях, можно ли считать это указанием на авторство истца.
Таким образом, Верховный Суд РФ разграничил понятия «псевдоним» и «никнейм», обозначив, что замена одного идентификатора на другой не всегда уместна.
Неоднократно попытки защитить псевдонимы предпринимались в судах общей юрисдикции. Так, в рамках дела № 33-16314/2013 (2-515/2013) гражданин С. (истец) обратился с требованием к гражданину У. о взыскании морального вреда. В Центре Культуры ответчиком была организована и проведена фотовыставка, на которой была представлена фотография одной из работ истца с указанием его псевдонима; в качестве одного из участников фотовыставки на сайте ответчика был заявлен истец. Истец, в свою очередь, указывал, что не принимал участие в данной фотовыставке и не давал своего согласия на использование своего псевдонима в списке участников. Несмотря на отсутствие разрешения истца на использование его псевдонима, ответчик распространил на выставке буклеты с указанием истца в качестве непосредственного участника. В результате неправомерного использования псевдонима истца потенциальные участники фотовыставки были введены в заблуждение относительно личного участия в данной выставке известного мастера, которым является истец. К тому же, у посетителей выставки могло создаться впечатление о недостойном, нечестном поведении истца, который якобы обещал непосредственно участвовать в выставке и не сдержал своего обещания. Неправомерное использование ответчиком в качестве организатора фотовыставка псевдонима истца обусловлено желанием привлечь на данную выставку наибольшее число посетителей, в связи с чем ответчик не мог не преследовать цель — извлечь как можно больше выгоды. Петроградский районный суд Санкт-Петербурга в иске гражданину С. отказал.
Санкт-Петербургский городской суд отменил Решение нижестоящей инстанции, отметив, что вред по данной категории дел подлежит возмещению в двух случаях: когда имя использовано неправомерно и когда нарушение права на имя сопряжено с нарушением чести и достоинства гражданина, а поскольку ответчик использовал на своей выставке псевдоним истца без его согласия, то в таком случае требования истца должны быть удовлетворены.
Ещё одна громкая история с защитой псевдонима получила огласку благодаря ее фиксации в Обзоре судебной практики ВС РФ № 1 (2018) от 28 марта 2018 г.. Гражданин Р. обратился с исками к ООО «Издательская группа «АЗБУКА-АТТИКУС», гражданину Ру. о признании факта нарушения права истца на имя, возложении обязанности на ответчиков за их счет опубликовать решение суда о допущенном нарушении, запрете ответчикам использовать свой псевдоним в творческой, предпринимательской и иной деятельности и распространять опубликованные под этим именем произведения и информацию о них, компенсации морального вреда в размере 1 рубль. Используя псевдоним истца, ответчики совместно издали серию литературных произведений, в чем, по мнению истца, и заключалось нарушение его прав.
Отказывая в удовлетворении требований, Симоновский районный суд города Москва подчеркнул, что истцом не было представлено доказательств, подтверждающих, что он обладает исключительными правами на свой псевдоним, поэтому ответчики вправе были использовать его при издании произведений. Апелляционная инстанция (Московский городской суд) оставила Решение нижестоящего суда в силе.
Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ с выводами судов первой и апелляционной инстанций не согласилась:
По смыслу указанных выше норм права использование имени конкретного физического лица в качестве псевдонима другим лицом в его творческой деятельности является правомерным при соблюдении двух условий: получения согласия на использование имени соответствующим физическим лицом, а также непричинения вреда носителю имени другим его носителем.
Суд апелляционной инстанции, придя к выводу о том, что неправомерным использованием имени истца является только такое его использование, которое имеет целью причинение вреда истцу, не учел, что запрет на приобретение прав и обязанностей под именем другого лица в силу ст. 19 ГК РФ может быть связан также и с дезориентацией неопределенного круга лиц относительно тождества граждан, осуществляющих творческую деятельность под одними и теми же именем и псевдонимом.
Ошибочным признала Судебная коллегия и вывод судов о необходимости представления истцом доказательств, подтверждающих, что он обладает исключительными правами на свой псевдоним. Суды не учли, что действующее законодательство не относит имя к объектам, в отношении которых управомоченные субъекты наделяются исключительными правами по правилам ст. 1229 ГК РФ.
В нашем распоряжении имеется также серия дел о защите прав на псевдоним известного исполнителя Guf, которые рассматривались и в судах общей юрисдикции, и в арбитражных судах. И в рамках рассмотрения дела № 33-43996, и в рамках рассмотрения дела № А40-166171/2015, правоприменители в целом пришли к общему знаменателю:
По сути правоприменители сошлись в едином мнении, признав приоритетность права на псевдоним (имя) перед исключительным правом на товарный знак.
Резюмируя вышесказанное, нужно отметить, что, хотя практика по защите псевдонимов и никнеймов на настоящий момент исчерпывающей не является, из нее, тем не менее, можно извлечь некоторые полезные элементы, на которых можно построить достаточно выигрышную стратегию.
В заключение кратко подведем итоги. К сожалению, сегодня уделяется мало внимания вопросам правомерного и неправомерного использования псевдонимов и никнеймов в творческой, предпринимательской и иной деятельности. Между тем, стремительное развитие сети Интернет и цифровых технологий требует от правового регулирования и правоприменительной практики формулирования ответов на вызовы времени. Наибольшей популярностью сейчас пользуется регистрация любых имен, псевдонимов, прозвищ, никнеймов в качестве товарных знаков, однако данный способ не гарантирует правообладателю абсолютной защиты в случае посягательств. Правоприменительная практика по защите псевдонимов (никнеймов), не зарегистрированных в качестве средств индивидуализации, в данный момент еще находится на пути становления, и мы надеемся, что в ближайшем будущем она сможет до конца сформироваться, предоставив заинтересованным лицам новые возможности по защите своих прав.
[1] Мюллер В.К. Учебный англо-русский словарь: 120 000 слов и выражений / В. К. Мюллер. — М.: Эксмо, 2008. — стр. 494.