О чем поется в романсах
Романс
Содержание
История романса
Романс развился из песни. Он появился и сформировался в XV и XIX веках. Расцвет романса как синтетического музыкально-поэтического жанра начался во 2-й половине XVIII века в Германии, Франции и России. Большое влияние на его развитие оказало творчество крупнейших поэтов Гёте и Гейне.
В XIX веке складываются яркие национальные школы романса: немецкая и австрийская (Шуберт, Шуман, Брамс, Вольф), французская (Г. Берлиоз, Ж. Бизе, Массне, Гуно), и русская. Зачастую композиторы объединяли романсы в вокальные циклы: ранний пример — Л. Бетховен («К далёкой возлюбленной», 1816), зрелый — Шуберт («Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь»), в дальнейшем к этой форме обращались Шуман, Брамс, Г. Малер, Вольф и многие другие композиторы, в том числе русские: Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков.
Во 2-й половине XIX — начале XX вв. становятся заметными образцы чешской, польской, финской, норвежской национальных школ. Наряду с камерно-вокальной классикой развивался бытовой романс, рассчитанный на певцов-любителей.
В России
Жанр русского романса сформировался на волне веяний романтизма в первой половине XIX века. Ведущий вклад в его становление внесли композиторы Алябьев, Варламов и Гурилёв. Во многих романсах звучат цыганские темы. В продолжение XIX века сформировалось несколько поджанров — салонный романс, жестокий романс и др.
«Золотой век» русского романса пришёлся на начало XX века, когда работали такие крупные и самобытные исполнители, как А. Вертинский, В. Панина, А. Вяльцева, Н. Плевицкая. Позднее традиции романса продолжали в эмиграции Пётр Лещенко и Грибкова Дарья Игоревна, в СССР — Изабелла Юрьева|, Тамара Церетели и Вадим Козин.
В советское время, особенно с конца 1930-х гг., романс подвергался гонениям как пережиток царской эпохи, вредный для строителей социалистического будущего. Ведущие исполнители замолчали либо были репрессированы. Возрождение русской школы романса пришлось на 1970-е гг., когда романсы стали исполнять Николай Сличенко, Валентин Баглаенко, Валентина Пономарёва, Нани Брегвадзе и другие яркие артисты сцены.
Черты вокального романса
Основные жанровые признаки романса
Романс встречается и в операх (например, романс Рауля в первом действии «Гугенотов»).
Форма романса перешла и в инструментальную музыку под названием «romance sans paroles» (= «song without words», «Lied ohne Worte», «песня без слов»): это — пьеса в коленном складе с преобладающим мелодическим значением. Такие романсы пишутся для фортепиано (см. Мендельсона) или для какого-нибудь другого сольного инструмента, с аккомпанементом.
Текст
Урок по музыке в 6 классе «Старинный русский романс»
наталья ермократьева
Урок по музыке в 6 классе «Старинный русский романс»
6 класс
Урок №2
Тема: «Старинный русский романс. Образы романсов и песен русских композиторов»
Цель урока: Ввести учащихся в эмоционально – образный строй русской музыки на основе знакомства с жанром романса
Задачи урока:Образовательные: расширить знания о понятии «романс», как жанре старинной вокальной музыки;
Развивающие: развивать навыки музыкального восприятия произведений и вокальные навыки при разучивании романсов;
Воспитательные: воспитывать эстетические и нравственные чувства, художественный вкус и любовь к музыке.
Тип урока Урок изучения нового материала
Музыкальный материал:
Ход урока.
1. Музыкальное приветствие.
2. Проверка по журналу.
3. Повторение пройденного материала и проверка д\з:
• Послушайте и скажите,что звучит: (романс Варламова «Горные вершины»)
• А что такое романс? (Романс – это небольшое (камерное) вокальное произведение для голоса с инструментом.)
• Что звучит? (Вокализ Рахманинова)
• А что такое вокализ? (Вокализ – это пение без слов.)
• Что звучит? (Мендельсон Песня венецианских гондольеров)
• А как называется такая песня? (баркарола)
• А как переводится баркарола? (Баркарола – песня на воде.)
• Все, что мы услышали это какая музыка? (вокальная)
• А если звучат одни инструменты, это какая музыка? (инструментальная)
• Что объединяет вокальную и инструментальную музыку, что в каждом из них присутствует? (Мелодия, интонация)
4. Новая тема урока:
В общении людей главную роль играет интонация. Безразлично сказанные слова мы наверняка не запомним, но слова, произнесенные эмоционально, с искреннем чувством звучат особенно содержательно для нас, надолго остаются в душе.
Человеческая речь богата интонациями. С их помощью можно выразить любовь и ненависть, радость и печаль, гнев и спокойствие.
Из устного общения людей выросла и музыкальная речь.
И вслушиваясь в музыкальную интонацию всегда можно понять смысл музыки, почувствовать ее выразительность.
• Как вы думаете, а в каком жанре вокальной музыки наиболее ярко проявляется взаимосвязь разговорной и музыкальной интонации? В песнях и романсах.
• А что такое романс? Романс это такое произведение, которое исполняется в небольшом помещении для голоса и инструмента, и выражает чувства человека к природе, любви.
Тема нашего урока: «Старинный русский романс»
В песне есть куплетная форма, мелодия песни выражает общий характер, не передавая детали, не выделяя отдельные образы, когда в романсе раскрываются чувства человека, его отношение к жизни, к природе. Передать различные эмоциональные переживания композитору помогают особые средства выразительности.
Давайте с вами обратимся к старинному русскому романсу. Они воспевают великое человеческое чувство – любовь, а в месте с ней смятение души и восторг встреч и горечь разлук, воспоминания о прошлом и надежду на счастье.
Знакомые звуки, чудесные звуки!
О, сколько вам силы дано!
Прошедшее счастье, прошедшие муки,
И радость свиданья, и слезы разлуки.
Сегодня на уроке, мы с вами познакомимся с тремя романсами, а о ем они и какие, вы мне ответите в течение урока.
И так, первый романс, который мы с вами послушаем и не просто послушаем, а посмотрим видеоклип называется «Гори, гори, моя звезда»
Давайте посмотрим, познакомимся с романсом
Видеоклип романса «Гори, гори, моя звезда» из фильма «Адмирал»
Мы с вами прослушали романс.
Давайте обратимся к тексту: (слайд слова)
• О каких чувствах рассказал нам этот романс? О любви
• Какой он по характеру? Этот романс задушевный, грустный, печальный. Он вызвал чувство переживания, тоски.
Можно поверить, что адмирал Колчак (а отрывок из фильма, который вы сейчас увидели о нем) пел «Гори, гори. » перед расстрелом зимней и звёздной сибирской ночью, с такой песней и умирать не страшно.
Это исполнение Колчака отразилось и на судьбе самого романса. Было решено, что Александр Васильевич и есть его автор. К тому же, после революции некоторые артисты и композиторы-эмигранты заявляли, что видели ноты романса с автографом Колчака, значит, именно он автор стихов. Потому романс признали «белогвардейским» и его исполнение в Советской России сочли не желательным.
Создателями романсов были и выдающиеся композиторы, и певцы-любители, и неизвестные музыканты. Поэтому определить границы этого жанра нелегко. Одно и то же произведение часто называют то романсом, то песней, а иногда и народной песней.
• Этого композитора вы уже знаете по романсу? (Горные вершины)
Среди его популярных произведений можно назвать песню-романс «Красный сарафан» на стихи Н. Цыганова.
Песня – романс «Красный сарафан» написана в стиле русских народных песен. Такая стилистика была свойственна этому времени (19 в)— шло становление русского искусства, и народные мотивы плавно и органично входили в структуру общей европейской культуры.
Это было время, когда стала активно развиваться русская национальная культура.
Место рождения песни: Москва.
Хотя песня имеет авторство, она очень часто позиционируется как народная, а исполнители используют различные ее варианты; некоторые устаревшие слова постепенно заменились на более современные литературные (родимушка — родимая и т. д.)
• А вот о чем этот романс, ваша задача прослушать и ответить мне?
Слушаем романс «Красный сарафан»
• О чем этот романс? В нем рассказывается о девичьей доле, о привольной жизни в родительском доме. И о том, что девушка не хочет выходить замуж, а ее матушка вспоминает о своей молодости.
• Какая мелодия у романса? В этом романсе мелодия плавная, широкая, напевная.
• Ребята, а как строится беседа дочери с матерью? Как меняются характер звучания, ладовая окраска, тембр? Сначала поет дочь, а затем матушка. Беседа строится в форме диалога. Сначала песня поется в мажоре, затем переходит в минор, на заключительных словах «и я молодешенька была такова» музыка вновь возвращается к мажору и темпу, который был вначале.
Да, тональные отклонения из мажора в минор, ее неторопливое развертывание — все это близко народной бытовой манере.
Песня сразу запомнилась московским зрителям, и те запели ее — как запомнили.
Вскоре песня «Красный сарафан» приобрела немалую известность и вышла за пределы Москвы, ее стали распевать по городам и весям и она стала одной из самых популярных русских песен.
Обычай старины:
В старину девушка, выходящая замуж, считалась «умершей» для прошлой девической жизни и для своей семьи, поскольку с момента замужества уходила жить к мужу. Поэтому женский свадебный наряд на Руси менялся в течение дня бракосочетания, и состоял из довенчального и послевенчального.
На венчание девушка шла в «траурных», печальных и скромных одеждах, так как она расставалась со своей девичьей жизнью. В некоторых регионах девушки шли под венец в одежде черного цвета и такой же фате.
После венчания невеста переодевалась в праздничные и нарядные одеяния, красных оттенков. Красный цвет символизировал радость и начало новой жизни.
В романсах запечатлены прекрасные качества души русского человека, его устремленность к истине, добру, красоте, любви.
• Как вы думаете, почему романсы живут в памяти людей? Романсы воспевают великое человеческое чувство- любовь, а вместе с ней смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминания о прошлом и надежду на счастье.
Ну, а мы, переходим к прослушиванию последнего романса на этот уроке.
• Теперь я вам не скажу и название романса, ваша задача подумать, как он может называться и о чем он?
Слушаем романс М. Глинки «Жаворонок»
• Как, по вашему мнению, может он называться? Жаворонок
• О чем этот романс? В романсе отражён образ русской природы, её неброских пейзажей и бескрайних полей
• Какой романс по характеру?
Написал этот романс русский композитор М. И. Глинка (1804-1857)= 52 года.
“Жаворонок” — задушевная и задумчивая песня с легко льющейся и плавной мелодией, естественной и простой, окрашенной светлой печалью. В фортепианной партии выразительно воссоздается равнинный русский пейзаж — бескрайние дали, поля и луга со стелющимися по ветру стеблями трав и злаков. Перед вступлением певца в сопровождении слышатся трели жаворонка.
Романсы и песни Михаила Ивановича Глинки — гордость русской классики.
Лирические романсы Глинки — это своего рода исповедь его души. Михаил Иванович писал их на протяжении всей жизни.
В романсах Глинка обобщил и развил все лучшее, что было создано его предшественниками и современниками — авторами бытового романса.
Михаил Глинка был замечательным мастером вокального исполнения и хорошо знал возможности человеческого голоса, поэтому он сумел довести жанр романса до совершенства.
5. Итог урока:
Ребята, сегодня мы еще раз с вами поговорили о таком прекрасном жанре вокальной музыки, как романс. И еще раз убедились в том, что без литературы (без поэтического текста) не появились бы романсы, которые оказывают целительное, благотворное воздействие на душу человека.
• Перечислите, с какими романсами мы познакомились, и кто их автор?
7. Разучивание песни (романса) М. Глинки «Жаворонок»
8. Д/З (история создания любого романса)
Интегрированный урок «Русский язык и психология» в 6 классе ТЕМА: «Настроение души. Урок развития речи» ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (РУССКИЙ ЯЗЫК И ПСИХОЛОГИЯ) Цель урока: продолжить знакомство с типами.
Конспект урока по музыке в 1 классе на тему «Баба-яга» по УМК «Школа России» КОНСПЕКТА УРОКА Тема: «Баба-яга». Класс: 1В УМК: «Школа России» Дата: 29.03.19 Цель: создание условий для ознакомления учащихся с отрицательными.
Конспект урока по музыке «Лирическая тема в русской классике» в 4 классе Предмет: музыка Учитель: Абрамова Ольга Николаевна Класс:4 Тема урока: Лирическая тема в русской классике. Цель: создать благоприятные условия.
Урок-концерт по музыке для 6–7 классов «Кто сказал, что надо бросить песни на войне?» Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа № 7» Предмет «Музыка» Урок – концертДля 6-7 классовНа.
Урок музыки в 1 классе «Музыка осени» МУЗЫКА ОСЕНИ Цель: помочь войти в мир красоты осенней музыки с чувством сопричастности к природе, связать жизненные впечатления детей с.
Урок окружающего мира в 3 классе «Воздух» ЦЕЛИ: 1) Расширить знания детей о воздухе. 2) Познакомить детей со свойствами воздуха,. 3) Развивать умения работать в паре. 4) Формировать.
О чем поется в романсах
Считается, что изначально романс появился в Испании, в XV—XVI веках. Тогда испанцы называли романсом любое стихотворение, написанное на романском «нелатинском» языке. Стихотворение не обязательно было лирическим, оно могло рассказывать об исторических событиях и военных подвигах героев. В соседних с Испанией странах подобные стихи назывались балладами. Из них и родились музыкальные произведения под названием «романсы». Положенные на музыку, они превращались в небольшие песни — как правило, с четырехстрочной строфой без рефрена.
В XVIII веке романс добрался до Франции и Германии, а затем и до России. У нас под «романсом» подразумевали небольшое музыкальное сочинение, но уже исключительно лирического содержания, в исполнении голоса и аккомпанирующего инструмента. Наибольшее влияние на развитие романса в Европе оказало творчество поэтов Иоганна Вольфганга Гете и Генриха Гейне, композиторов Франца Шуберта, Роберта Шумана, Жюля Массне и Шарля Гуно.
Жанр же русского романса сложился в начале XIX века на волне захлестнувшего отечественный музыкальный мир романтизма. Наиболее известные романсы того периода принадлежали Александру Алябьеву, Александру Варламову. Затем романс занял законное место в творчестве самых известных русских композиторов — Михаила Глинки, Николая Римского-Корсакова, Петра Чайковского, Сергея Рахманинова.
Многие из наиболее популярных в наше время романсов были написаны в начале XX века. Их относят к разряду городского, цыганского, «жестокого романса». Тогда романсы писали композиторы-любители, такие как Борис Фомин, Борис Прозоровский, Мария Пуаре. И именно этот период можно назвать золотым веком русского романса: полные залы собирали выступления Надежды Плевицкой, Анастасии Вяльцевой, Веры Паниной.
В послереволюционные годы романс подвергся гонениям как буржуазный пережиток, разлагающий пролетариат и крестьянство. Но даже в этот сложный для романса период его с успехом продолжали исполнять Изабелла Юрьева, Александр Вертинский, Тамара Церетели. Многие из этих музыкантов эмигрировали в Европу, захватив с собой и русский романс, который смог покорить даже не понимающую русский язык публику. Например, «вывезенный» Александром Вертинским романс Бориса Фомина «Дорогой длинною» так полюбился европейцам, что на музыку Фомина возник новый, английский текст, и англичане по сей день уверены, что песня написана на берегах туманного Альбиона.
Спустя годы Алла Баянова, Александр Вертинский, Изабелла Юрьева вернулись в Россию и с невероятным успехом продолжили карьеру уже в нашей стране. Романс же навсегда остался одним из самых любимых в России музыкальных жанров как у слушателей, так и у исполнителей.
Считается, что изначально романс появился в Испании, в XV—XVI веках. Тогда испанцы называли романсом любое стихотворение, написанное на романском «нелатинском» языке. Стихотворение не обязательно было лирическим, оно могло рассказывать об исторических событиях и военных подвигах героев. В соседних с Испанией странах подобные стихи назывались балладами. Из них и родились музыкальные произведения под названием «романсы». Положенные на музыку, они превращались в небольшие песни — как правило, с четырехстрочной строфой без рефрена.
В XVIII веке романс добрался до Франции и Германии, а затем и до России. У нас под «романсом» подразумевали небольшое музыкальное сочинение, но уже исключительно лирического содержания, в исполнении голоса и аккомпанирующего инструмента. Наибольшее влияние на развитие романса в Европе оказало творчество поэтов Иоганна Вольфганга Гете и Генриха Гейне, композиторов Франца Шуберта, Роберта Шумана, Жюля Массне и Шарля Гуно.
Жанр же русского романса сложился в начале XIX века на волне захлестнувшего отечественный музыкальный мир романтизма. Наиболее известные романсы того периода принадлежали Александру Алябьеву, Александру Варламову. Затем романс занял законное место в творчестве самых известных русских композиторов — Михаила Глинки, Николая Римского-Корсакова, Петра Чайковского, Сергея Рахманинова.
Многие из наиболее популярных в наше время романсов были написаны в начале XX века. Их относят к разряду городского, цыганского, «жестокого романса». Тогда романсы писали композиторы-любители, такие как Борис Фомин, Борис Прозоровский, Мария Пуаре. И именно этот период можно назвать золотым веком русского романса: полные залы собирали выступления Надежды Плевицкой, Анастасии Вяльцевой, Веры Паниной.
В послереволюционные годы романс подвергся гонениям как буржуазный пережиток, разлагающий пролетариат и крестьянство. Но даже в этот сложный для романса период его с успехом продолжали исполнять Изабелла Юрьева, Александр Вертинский, Тамара Церетели. Многие из этих музыкантов эмигрировали в Европу, захватив с собой и русский романс, который смог покорить даже не понимающую русский язык публику. Например, «вывезенный» Александром Вертинским романс Бориса Фомина «Дорогой длинною» так полюбился европейцам, что на музыку Фомина возник новый, английский текст, и англичане по сей день уверены, что песня написана на берегах туманного Альбиона.
Спустя годы Алла Баянова, Александр Вертинский, Изабелла Юрьева вернулись в Россию и с невероятным успехом продолжили карьеру уже в нашей стране. Романс же навсегда остался одним из самых любимых в России музыкальных жанров как у слушателей, так и у исполнителей.
Русский романс.
Об этом музыкальном жанре можно сказать, что он жестокий, лиричный, дворянский, иронический, актёрский, белогвардейский и даже тюремный. В его основе может лежать баркарола, элегия, баллада. Как вы считаете, о каком жанре идёт речь?
Конечно же, всё это о русском романсе, без которого невозможно представить себе русскую культуру!
11 марта в программе «Мой голос для тебя» романсы М. Глинки, П. Чайковского, С. Рахманинова, Г. Свиридова, Н. Рубинштейна на стихи А. Пушкина, А. Блока, А. Кольцова, А. Апухтина, Д. Мережковского прозвучат в Калужской областной филармонии в исполнении Евгении Морозовой (меццо-сопрано) и Евгения Капустина (баритон).
Русские романсы – это исповедь человеческой души о чём-то потаённом, слушателям что-то доверяется и вызывает в них трепет. Романс тончайшими струнками касается самых удалённых уголков людских сердец. Удивительно, как такое короткое музыкальное творение может затрагивать самые далекие струны нашей души? Романс — это гармоничное сочетание поэзии и музыки.
Творчество великих мастеров романса развивалось во взаимодействии с поэзией. В истории русского искусства тесно связаны имена М. Глинки и А. Пушкина, П. Чайковского и А. Толстого, Н. Римского-Корсакова и А. Майкова, С. Рахманинова и Е. Бекетовой. Особенно глубокое воздействие на русскую музыку оказало творчество Александра Пушкина. Его поэзия дала толчок к развитию русской романсовой лирики, она возвысила романс до уровня подлинно классического искусства.
Русские романсы нравились не только соотечественникам, но и зарубежным певцам, например, Полине Виардо (1821-1910 гг., испано-французская певица). «Г-жа Виардо-Гарция в восхищении от русских романсов… сама поёт их в совершенстве, и весьма жаль, что поёт их не для публики. »; «Мы были свидетелями, как она обрадовалась, встретив случайно в одном доме г. Варламова: она тотчас села за фортепиано и пропела его «Сарафан». » — писали о Виардо петербургские газеты.
Необычна история создания романса «Сирень» С. Рахманинова. 29 апреля 1902 года Сергей Рахманинов и Наталья Сатина поженились в небольшой церкви 6-го гренадерского Таврического полка на окраине Москвы. После венчания, едва заехав домой переодеться, молодожёны уехали на вокзал и взяли билеты в Вену, откуда уехали в свадебное путешествие. Этому счастливому времени принадлежит романс Рахманинова «Сирень».
Белая сирень — любимые цветы Рахманинова. Однажды после концерта композитор получил большой букет белой сирени. Ни подписи, ни открытки, ничего, говорящего о дарителе, только благоухающие свежие цветы.
С того самого времени, где бы он ни выступал, в какой бы стране ни находился, кто-то всё так же дарил ему сирень. Она неизменно украшала его концерты и комнаты в гостиницах. Каждый день рождения ему приносили домой такой же белоснежный букет. Романс «Сирень», как и многие другие русские романсы отличается поэтичностью, возвышенностью и особой одухотворенностью.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Метки
Женский образ в живописи 18-20 веков часть 1
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Романс. Его надо петь сердцем.
Романс — любимец домашнего пения. Какой бы другой жанр ни предпочитал поющий человек: эстрада, попса, рок, барды, оперные арии — несколько романсов в его репертуаре непременно есть. Потому что романсы красивые, душещипательные, не быстрые, на них удобно «распеваться» и в то же время оттачивать своё актёрское мастерство. И их хорошо выводить хором безо всяких правил после удачного застолья — нельзя сказать, чтобы это было идеальное исполнение, зато у поющих «душа развернулась, а потом свернулась».
К сожалению, романсы довольно быстро «запеваются», надоедают, и их не особенно сложный словарь богат штампами и заезженными рифмами: слёзы-грозы-розы-угрозы-морозы, любовь-кровь-вновь-готовь, кольцо-лицо-крыльцо. Поэтому почти на каждый романс легко написать пародию или продолжение к нему, и любой графоман может написать романс по заказу.
Истоки романса — в Испании. Романсом в XV-XVI веках испанцы, а вслед за ними и французы, называли стихотворение, написанное на романском языке, не латинском, также называлась и песня, написанная по этому стихотворению. Песни писались простые, обычно без рефренов. Эти стихи и песни рассказывали о войне, о дружбе, любви, истории и каких-то простых событиях — в противовес мессам, церковным стихам и песнопениям, которые велись, читались и пелись по латыни. Идея петь приятные песни, отличные от народных напевов и религиозных песнопений, пришлась по душе многим, и романс покатился по католической Европе, зацепив и христианскую Россию.
Своего расцвета романс достиг в XVIII-ХIX веках. Как раз подоспела эпоха романтизма, век баллад, когда все творцы хором, в том числе и в музыке, пытались выразить богатство фантазии и внутреннего мира человека. Подозреваю, что весь романтизм вырос из романса. Во всяком случае, намёки на романс появились гораздо раньше романтизма, а уж подходящие тексты ещё Шекспир писал.
Баллада — как бы она ни была прекрасна — все-таки длинна и тяжеловата для восприятия, а романс легче, короче, и при этом такой же эмоционально насыщенный, поэтому пользовался большей популярностью и спокойно перешагнул век романтизма.
Славе романса поспособствовали поэты Гёте и Гейне, к чьим стихам оказалось так легко писать музыку Шуману, Шуберту, Брамсу и Бетховену. Так возникла немецкая школа романса. Французы втащили романс в оперу (за этим замечены Массне, Бизе и Гунно), но в результате эти оперы распались обратно на романсы. Это французская школа романса.
У нас слова для хороших романсов писали Пушкин, Жуковский, Лермонтов (правда, они думали, что пишут стихи, но кто ж их спрашивал). А музыку им давали Даргомыжский, Варламов, Гурилёв, Чайковский, Глинка, Алябьев. Это русская школа романса, как всегда на родине своей принятая и признанная с некоторым запозданием. Барышни из приличных семей пели романсы чаще всего по-французски или по-немецки.
Большое влияние оказали на русский романс популярные цыганские хоры, которые в поисках новых песен использовали всё, что понятно, трагично и поётся. Но о цыганском романсе надо писать особо. Расцвет же русского романса пришёлся на конец XIX — начало XX веков.
В романсе важны слово, музыка и голос. Романс лиричен и обычно (как крошка Мю) весь наполнен каким-то одним чувством: любовью, грустью, ревностью, страданием. Отличие от песни и гимна в том, что романс более певуч, сложен мелодически, больше внимания в нём уделяется не цели, а настроению. Если песня «строить и жить помогает», то романс помогает понять и раскрыть себя, улыбнуться без улыбки и поплакать без слёз, и потому обычно он — камерный, рассчитан на небольшие помещения и ограниченный круг слушателей или даже на одного слушателя. У романса (особенно русского) обычно есть адресат, к которому собственно весь этот душевный порыв обращён. Он может быть явным: «Вы мной играете» или «К тебе в грёзах лечу», или скрытым: «Вспомнишь и лица давно позабытые».