О чем писать в школьной газете
Чем живут и о чём пишут школьные газеты
На страницы школьной газеты могут попасть самые простые сюжеты. Рисунок Саши Харитоновой, 18 лет
Сегодня практически в каждой школе есть своя газета. Это стало элементом статуса. Мы заглянули на внутреннюю кухню школьных редакций, чтобы узнать, чем они живут, о чём пишут и с какими трудностями сталкиваются.
Кто за главного?
От обычной газеты школьная отличается повышенным содержанием ученических новостей на квадратный сантиметр. Гвоздь номера интервью «с простым учителем» или директором, который в интервью с учениками рассказывает о таких важных вещах, как, например, сколько пластиковых окон появилось в этом году в здании.
Вряд ли реальная жизнь тинейджера вертится именно вокруг этих вещей. Но бывают и исключения. В газете «Зебра» школы № 3 Заречного всегда находят место для текстов про обычные жизненные проблемы: что делать, если тебя не понимают родители, если друг попал в плохую компанию, если у тебя конфликт с педагогом. Газета рассказывает про интересных учеников и выпускников. Например, студентка МГУ развеивает мифы об учёбе в столичном вузе.
Есть ли место для цензуры?
Девятиклассница школы Заречного Вероника Тимергалеева рассказывает, что самое сложное найти интересную тему. Главный критерий успеха если после публикации об этом говорят все ученики. Но встречается в школьных газетах и цензура. Как правило, она исходит от учителей, которые курируют газету или вовсе становятся её редакторами. «Плохое и так видно, зачем писать? говорит старший. Давайте будем рассказывать только о хорошем».
Как-то я решила написать материал о том, какой должна быть школа будущего, опросила школьников. Моим ровесникам по душе оказались роботы и компьютеры, а также настоящее кафе вместо столовой. Но когда учителя узнали о результатах опроса, сказали, что компьютеры и роботы поставят учебные заведения на путь деградации. В итоге материал я так и не написала, рассказывает ученица школы № 163 Екатеринбурга Александра Намятова.
Но есть и положительные примеры, когда администрация школы вступает в настоящий диалог с начинающими журналистами. Так, в посёлке Верхнее Дуброво школьница написала в газету «Спам» историю о том, как пришла в школу без формы и как на это отреагировали учителя. Администрация школы попросила редакцию опубликовать ответное письмо, в котором высказала свою позицию по поводу.
Штучный товар
Отдельная проблема как распространить газету. Самый доступный способ использовать обычный принтер. Но много экземпляров не напечатаешь. Приходится переживать, дойдёт ли газета до читателя. В школе № 11 посёлка Лобва газету «Шанс» печатают на принтере только в четырёх экземплярах. На главный стенд и в холл по газете, один в библиотеку, один в начальную школу. В школе посёлка Горноуральский заказывают печать самиздата в копировальном салоне: 30 экземпляров формата А3. Пять из них цветные идут в школьную библиотеку, начальную школу и учителям. Но и остальные уходят недалеко: классным руководителям и авторам.
Гораздо больше шансов увеличить аудиторию, когда школа пользуется услугами типографии. Расходы на себя обычно берёт родительский комитет. В школе № 3 Заречного пошли дальше. Там газета выходит раз в четверть объёмом в 20 страниц и можно оформить на неё подписку 30 рублей за номер или 120 рублей в год. Это даёт возможность заказать в типографии в Камышлове тираж от 250 экземпляров. Всё, как во взрослой журналистике. Авторы заинтересованы в росте аудитории. Интересные тексты рождают спрос на газету. К концу года тираж издания вырастает до 400 штук! Получается, школьная газета может быть местом для практики не только для будущих журналистов, но и менеджеров, бизнесменов.
Мнение эксперта
Мария Попова, доцент журфака УрФУ:
Редактором школьной газеты должен быть школьник, но без взрослого куратора не обойтись. Есть масса проблем, которые дети не могут решить сами в силу отсутствия правового статуса. Речь идёт, например, о защите чести и достоинства. Бывает, что на материалы в школьной газете кто-то обижается. В частности, самые обидчивые люди на свете учителя. Дети бесправны, а взрослый человек может взять на себя ответственность, защитить юного журналиста. Вместе с тем учитель не может быть редактором, так как он по-другому понимает те вещи, которые волнуют школьников, у него иной взгляд.
Войдите в ОК
ТОП-5 актуальных тем для школьной газеты
Зачастую школьная редакция теряется и не знает, о чем можно написать в своей газете. И тут встает вопрос: где же взять тему для материала? На самом деле, темы вокруг нас. В первую очередь, стоит понять, для какой именно аудитории вы пишите материал, и уже отталкиваясь от этого действовать дальше. Сегодня мы подготовили примеры пяти актуальных тем для школьной газеты.
ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОЙ ЖИЗНИ. На мой взгляд, эта тема одна из самых актуальных, поскольку она напрямую касается каждого школьника. Ведь школа — это маленький мир, где каждый ребенок сталкивается с трудностями, пусть детскими, но на данный момент кажущимися просто огромными.
УЧЕБА. Да-да, куда без нее. В школьной газете это одна из главных тем, например: «Как получить пятерку у самого строгого учителя?» Или «Кандидаты на доску почета», а также это может быть обычное расписание экзаменов, преподнесенное в интересной форме, да еще и с советами по их сдаче. Это всегда будет востребовано!
МЕРОПРИЯТИЯ. Любому школьнику будет любопытно почитать, какие, когда и где мероприятия будут проходить. Это может быть как школьное событие, так и, к примеру, городское, но интересное подросткам и детям.
СПОРТ. В последнее время актуальность темы здорового образа жизни очень возросла. И это отлично! Но помимо правильного питания и опасности вредных привычек, можно также писать, допустим, о том, что ваша школьная команда по волейболу заняла первое место на районных соревнованиях и вышла на городской этап, или о состоявшихся «Веселых стартах» на выходных. Тут кто на что горазд!
КОНКУРСЫ. Согласитесь, все любят участвовать в различных конкурсах, лотереях и розыгрышах. Особенно, если призом является бесплатный обед или хорошая оценка по предмету.
Надеюсь, этот текст поможет вам и направит на правильный выбор темы для публикации в школьной газете. Но не стоит зацикливаться только на этом, ведь вокруг столько всего интересного и необычного.
Как запустить школьную газету: опыт учителя
Проект А4
07 сентября 2020 • 18:34
В течение пяти лет мы с детьми выпускаем школьную газету. В Первую школу Гусь-Хрустального, которую сам окончил, я вернулся в качестве учителя на втором курсе университета. Тогда стало ясно: выпускать газету можно дистанционно, находясь на большом расстоянии с учениками. Сначала это была просто моя затея как студента факультета журналистики МГУ, но очень быстро стало понятно, почему школьная газета — это хорошо.
Какие я вижу плюсы в школьной газете?
1. Газета формирует школьное сообщество и создает команду. (Если вы в это вкладываетесь).
2. Газета развивает разные навыки у детей: написание текстов, насмотренность, грамотность, навыки публичного выступления и межличностной коммуникации. (Если у вас построен образовательный процесс).
3. Газета — платформа для обмена мнениями и взглядами. Учителя видят, что интересно детям, дети понимают, что хотят учителя. (Если вы привлекаете к диалогу обе стороны).
Что нужно сделать, чтобы такой кружок в школе заработал? А сколько детей нужно? А чему мы можем научить детей, как строить образовательную программу? Вопросов у начинающих возникает сразу много. В этом тексте я постараюсь ответить на часть их них.
Артем Гусев, преподаватель и методист Медиацентра Первой школы.
Давайте посмотрим, из каких компонентов состоит газета и, соответственно, какими компетенциями должны обладать дети, чтобы научиться самостоятельно ее создавать от стадии идеи до печатного варианта.
Во всем мире популярность набирают конвергентные редакции, создающие контент сразу для разных платформ, где один сотрудник может выполнять разную журналистскую работу: писать тексты, редактировать, снимать видео, фотографировать и т. д. Поэтому, запуская образовательную программу, нужно определиться, будете ли вы делить детей на отделы, отвечающие за конкретную часть работы, или все члены школьного медиацентра будут проходить обучение одновременно по всем направлениям.
В начале своей работы я пытался строить образовательный процесс одновременно для всех детей, чтобы каждый имел представление о медиаиндустрии. Потом разделил детей на команды для профилизации.
Главное вот что: много теории не надо! Практика здесь главное. Всю самую важную теоретическую информацию нужно дать перед новым заданием. Завтра делаем интервью — сегодня быстро знакомимся с форматом, смотрим хорошие примеры, прописываем свои вопросы и в поле.
В моей школе мне выделили два часа в неделю для занятий журналистикой. Мы занимались как онлайн, так и оффлайн.
Давайте посмотрим, какие нам нужны дисциплины для программы.
Основы журналистики
Базовый, ознакомительный курс для всех членов медиацентра. В рамках этого курса нам важно рассказать о ролях в редакции и сформировать нашу собственную команду, где каждый ребенок имеет свой функционал и зону ответственности, а также познакомить детей с системой жанров в журналистике и особенностях построения текста для каждого жанра в отдельности.
Текст
Текст — это основа газеты, поэтому написанию грамотных текстов детей нужно учить. В курсе русского языка и литературы они пишут сочинения, знакомятся со стилями речи и типами текста, но это творчество часто бывает очень далеко от канонов информационного текста, преобладающего в журналистике. Поэтому нужно готовить отдельную программу. Для опоры предлагаю книги «Пиши, сокращай» М. Ильяхова, «Слово живое и мертвое» Н. Галь, «Как писать хорошо» У. Зинсера. Я уверен, что писать текст по заданному канону может научиться каждый, это вопрос времени и тренировки.
Редактирование и корректура
Рука об руку с написанием текстов идет процесс редактирования. Роль редактора может взять на себя как учитель, так и грамотный ребенок, скорее всего, старшеклассник, уже успешно освоивший базовый курс русского языка. Автору часто тяжело посмотреть со стороны на свой текст, эту роль должен взять на себя редактор. Ему, в лучшем случае, придется следить за темой текста, логикой повествования и композицией, исправляя мелкие орфографические и пунктуационные ошибки, в худшем — частично или полностью переписывать текст журналиста
Дизайн/арт-отдел
Одна из иллюстраций в нашей газете
Текст, повторюсь, основа газеты, но картинка тоже играет важную роль. Она не только может быть вспомогательным, привлекающим внимание к тексту элементом, но и полноценным материалом. Мы можем завязать сотрудничество с учителем изобразительного искусства, делегируя ему ответственность за иллюстративный материал в газете, либо внутри нашего журналистского штата создаем арт-отдел, который будет заниматься только визуальной составляющей. Они должны изучить основы колористики, уметь работать в разных стилях, умело интегрировать текст и картинку, создавать иллюстрацию, отражающую содержание текста и привлекающую внимание читателя.
Верстка и типографика
Вот такой креативный контент делает редакция про учителей
Чтобы соединить разнообразный контент в газету, нам нужен верстальщик. Если вы нанимаете стороннего дизайнера, отдавая на аутсорс эту огромную часть работы, вы значительно облегчаете себе задачу и экономите время. Вы также можете найти человека, который обучит этому детей, или ребенка, владеющего графическими редакторами и специальными программами. Это сложная ресурсозатратная задача, поэтому ваш верстальщик, скорее всего, не сможет участвовать в остальном процессе подготовки материалов.
Нашу газету до сих пор верстаю я сам, и это еще добрый десяток часов сверх табеля. Только сейчас, спустя пять лет работы, у меня появилась замечательная шестиклассница Настя, которая сама захотела научиться верстке и, кажется, скоро будет делать это очень хорошо без моей помощи.
Работа дизайнера, действительно, творческая, но при этом она скрывает множество технических нюансов, как то: знание программного обеспечения, компьютерная грамотность, техническое оснащение школьных или личных компьютеров. Верстать можно в профессиональной программе Adobe InDesign или с помощью более простых и доступных аналогов, например, Canva.
Не переживайте, если вам кажется, что вы не можете обеспечить всестороннюю подготовку, подумайте, как можно восполнить пробелы. Это могут быть онлайн-курсы, привлечение других педагогов из вашей или других школ города, а может, вы и ваша команда сможете выпускать газету достаточного качества без какой-то части образовательной программы. Журналистика — профессия прикладная, практическая, поэтому успеха здесь можно достичь методом постоянных проб и ошибок.
Об авторе: Артём Владимирович Гусев, учитель русского языка и литературы в Хорошколе, а также педагог дополнительного образования в Первой школе г. Гусь-Хрустальный. Здесь я и преподаю журналистику и вместе с детьми создаю школьные медиа. За время работы мы дважды получали звание «Лучший дизайн-проект СМИ» Фестиваля школьныз СМИ факультета журналистики МГУ (2018, 2020), стали лучшим печатным СМИ России по версии Медиашколы РДШ. В этом году наша школьная некоммерческая организация «Союз Первой школы» выиграла президентский грант на проект «Ресурсный медиацентр», чтобы мы могли делиться своим опытом создания школьных медиацентров в других школах России.
Содержание школьной газеты. О чем писать в школьной газете?
И что примечательно, форма выпуска подобного рода специализированных изданий постоянно меняется в зависимости от предпочтений учащихся, а в отдельных случаях и пожеланий школьной администрации, которая, в свою очередь, выполняет роль цензора.
На сегодняшний день существует масса замечательных, а самое главное, абсолютно доступных по цене и исполнению вариантов создания школьной газеты. Ведь речь может идти не только о традиционных брошюрках, распечатанных определенным тиражом в ближайшей типографии, но и об интерактивных новостных порталах, соответствующих всем современным инновационным технологиям и разработкам, да и никто не отменял не менее популярную настенную школьную газету. Школе в любом случае нужно заниматься этим вопросом, предоставляя такую возможность учащимся с наиболее развитыми творческими способностями (имеются ввиду не только литераторские таланты и тяга к журналистике, но и способности к художеству и оформлению).
Если принято решение о выпуске школьной газеты, которая может выходить раз в неделю или в месяц (регулярность определяется объемом накопления информации и занятостью школьной редакции, в состав которой обычно входят наиболее активные учащиеся), то в первую очередь необходимо разработать шаблон ее дизайна. Кроме того, на школьном совете обговаривается бюджет газеты, ведь даже для распечатки самой скромной брошюрки понадобятся средства и решить эту проблему можно двумя способами. В первом случае спонсорскую помощь может предоставить администрация учебного заведения или родительский комитет, в то время, как второй вариант предполагает продажу выпускаемого издания, пусть даже и за символическую плату. В таком случае понадобится только небольшой стартовый капитал, который в итоге должен быть покрыт прибылью уже с продажи первого тиража.
Разобравшись с материальной стороной вопроса, можно смело приступать к оформлению, благо, на сегодняшний день это вообще не проблема, если учитывать сколько существует простых в использовании программных обеспечений (графика, текстовые редакторы, фотостудии и т.п.). Естественно, школьная стенгазета больше рассчитана на учащихся средних и старших классов, поэтому там должны затрагиваться самые актуальные для тинейджеров темы, сопровождаемые яркими оформительскими идеями. Для экономии можно выпускать и черно-белый вариант издания, однако, лучше все-таки не поскупиться и задействовать цветной принтер, пусть даже и для печати на обычной газетной бумаге. Что касается объема издания, то количество его страниц определяется в зависимости от частоты выпуска.
Так, если газета будет выходить в тираж каждую неделю-две, то вполне достаточно и одного разворота в формате А-4 (альбомный лист). Ежемесячный выпуск должен иметь большее количество страниц, дабы вмещать в себя всю накопившуюся информацию. Вторая задача, которая становится на повестке дня — это создание логотипа и названия информационной брошюры подобного плана. Идей для решения этого вопроса существует огромное количество и главное, подобрать такое наименование и логотип, которые будут очень яркими, запоминающимися и узнаваемыми. По сути, речь идет о рекламном слогане, менять который крайне нежелательно, поэтому подойти к его созданию и разработке следует с максимальной ответственностью.
Титульный лист школьной газеты должен быть очень ярким, чтобы привлекать внимание учащихся и их родителей, и располагать в верхней своей части название и логотип. Размещение новостей и заметок может начинаться прямо с обложки для большей компактности (если предусмотрен еженедельный разворот) или исключительно внутри издания, что актуально для более объемной брошюры. Заниматься вопросами оформления и информационной заполняемости должна редакционная коллегия в свободное от учебного процесса время. Разместить заметку в школьную газету может каждый желающий, главное, чтобы она соответствовала общей тематике издания и освещала наиболее актуальные вопросы. И это очень удобно, ведь если раньше все темы издания должны были касаться сугубо жизни школы, то на сегодняшний день вполне приемлемым считается и распространение потребительской информации по поводу обмена гаджетами, играми, а также продаж учебников и методических указаний, приобретаемых для внеклассных занятий.
Не следует забывать и о различных объявлениях типа «Потерялся…» или «Ищу…», что очень актуально для школьников всех возрастов. Информация такого плана, как впрочем и реклама, обычно размещаются в самом конце газеты, в то время как всю основную ее часть занимает интересные факты о жизни учебного заведения и его учащихся. В первую очередь подробному освещению подлежат различные школьные мероприятия, будь то олимпиады, зарницы, посещение музеев и театров классным коллективом, проведение открытых и закрытых тематических уроков, участие учеников в межшкольных конкурсах и т.д. И вполне естественно, что любой материал такого плана должен быть подкреплен ярким и информативным фотоотчетом, размещение которого рядом с текстом вполне реально выполнить посредством использования сканера, цифрового флеш-накопителя и любого фоторедактора («Фотошоп» «Домашняя фото- и киностудия» и т. д.).
Причем, для этого вовсе не обязательно прибегать к дорогостоящим услугам программистов, ведь с поставленной задачей на сегодняшний день сможет без особого труда справиться любой школьник, у которого дома есть свой ПК. По такому же принципу оформляется вся школьная газета, вне зависимости от того, какой вид она имеет (брошюрный или настенный), ведь благодаря современным технологиям можно в течение всего лишь нескольких минут выполнять коллажи и фотомонтаж практически любой сложности. А для максимального облегчения поставленной задачи в состав редакционной коллегии должен быть обязательно включен ученик, который свободно владеет основными навыками использования такого программного обеспечения. Что касается тематики, то она может носить не только школьный, но и сезонный характер, сопровождаясь различными элементами, соответствующими всем новомодным тенденциям.
Помимо различных мероприятий, проводившихся, как в стенах учебного учреждения, так и за его пределами, а также размещения анонса программы дальнейших знаковых событий в жизни школы, в газете обязательно должны быть упомянуты ученики, особо отличившиеся в хорошем или плохом смысле этого слова. Причем, речь может идти не только о громких победах в олимпиадах, спортивных состязаниях и различных конкурсах, но и о каких-то других важных событиях и поступках детей, учащихся в данном учебном заведении. Так, например, можно разместить информацию о том, как кто-то спас животное, смастерил кормушки и скворечники для птиц, оказал помощь попавшему в беду и пр. Рекомендуется не обходить стороной и плохие поступки, а также всевозможные шалости школьников (желательно с прилагающимися фотоматериалами по этому поводу). Многим будет интересно почитать не только о том, как Сашенька из 3-«В» спасла котят, которых бросила бродячая кошка в школьном саду, но и про то, как Егор из 9-«А» вновь разбил стекло мячом в спортзале или приклеил учительский стул к полу.
Как вариант, можно создать школьную газету настенного типа, ведь тогда будет легко избежать различных хлопот и трудностей, связанных с типографией, сборами средств на выпуск нового тиража и его реализацией (продажами). В этом случае лучше всего изготовить универсальный шаблон, зафиксированный на жестком каркасе (холст, фанера, деревянные рейки, оббитые плотным ватманом и пр.), который можно будет в дальнейшем заполнять различной информацией, размещенной на отдельных альбомных листах. То есть, речь идет об универсальной конструкции с прозрачными ячейками из оргстекла или, на худой конец, прикрепленных файлов для бумаги, которые позволят легко менять одну информацию на другую или же менять ее местами.
Сам фон школьной стенгазеты должен быть ярким, чтобы максимально привлекать к себе внимание учителей, гостей школы, а самое главное, учеников и их родителей. При этом, крайне важно не перестараться, ведь если информацию можно легко заменить на новую в любой момент, то с оформлением дела будут обстоять гораздо сложнее, ведь вряд ли кто-то захочет постоянно переделывать основной стенд на новый лад. Поэтому лучше всего остановить свой выбор на школьной тематике, представленной в виде различного рода принадлежностей (линеек, тетрадей, глобусов и книг), а также осенних листьев и ягод рябины, как символов дня знаний. При желании, для изготовления фона стенгазеты можно использовать большой фотоколлаж, на котором вся перечисленная выше атрибутика будет объединена с реальным изображением фасада учебного заведения или любых других достопримечательностей школы.
Такой коллаж можно создать в любом фоторедакторе, а распечатать большой формат вполне реально в любой студии, где есть плотер (принтер, предназначенный для печати на ватманах). При желании можно использовать уже готовый шаблон для стенгазеты, который можно приобрести в любом магазине, специализирующемся на продаже канцелярских принадлежностей, либо воспользоваться уже готовой идеей, позаимствовав ее на любом сетевом ресурсе. В последнем случае также понадобится распечатка на крупноформатном принтере и дальнейшая «посадка» фонового изображения на плотный стенд. Не стоит забывать и о такой замечательной идее, как виртуальная школьная газета, которая особенно актуальна для настоящего времени, характеризующегося популярностью различных высокотехнологичных инноваций и компьютерных технологий.
Причем, для создания такого новостного портала вовсе не обязательно приобретать собственный хостинг, на базе которого и будет располагаться данный блог, ведь гораздо проще, быстрей и дешевле (а точнее совершенно бесплатно) создать отдельную группу в любой социальной сети, пользующейся особой популярностью у учащихся. Такая группа может быть создана и «Вконтакте», и в «Одноклассники», и на «Мэйл.ру», и даже в «Фейсбук», и главное в этом вопросе, подобрать талантливую и ответственную администрацию, в состав которой также будут входить учащиеся средних и старших классов. Именно эти ребята будут проводить отбор всей поступающей к ним информации, размещать ее и фотографии, соответствующие данной тематике, придумывать интересные опросы, тесты, конкурсы, а также вовремя давать всю важнейшую информацию о планирующихся школьных мероприятиях и программах.
Такие блоги предполагают живое интерактивное общение в сети, располагающееся под каждым открытым постом, поэтому крайне важно следить за цензурой, моментально удаляя комментарии, содержащие ненормативную лексику и оскорбления в адрес учащихся, педагогического состава или школьной администрации. Желательно тщательно фильтровать и всю поступающую от участников сообщества виртуальной школьной газеты рекламу и спам-информацию, дабы не отходить от генеральной линии данного проекта. Для максимального облегчения рабочего процесса, можно заблаговременно разместить правила поведения в группе, закрепив его в виде верхнего поста в сообществе. По возможности отписываться в такой онлайн-газете должен и кто-то из школьного руководства.
Кроме того, школьные газеты такого плана должны быть открытыми для всех пользователей без исключения, дабы ее могли почитать не только ученики, зарегистрировавшиеся в группе или получившие приглашение на участие от виртуальной администрации, но и педагогический состав, руководство учебного заведения и, что само собой разумеется, — родители школьников.