О чем писали поэты золотого века

Золотой век русской литературы

Вы будете перенаправлены на Автор24

Золотой век русской литературы

XIX век называют Золотым веком русской литературы. Это крылатое выражение берёт начало в статье критика и публициста М.А. Антоновича «Литературный кризис», в которой он хвалил творчество данного периода за единство стремлений и интересов. И хоть в этой же самой статье, написанной в 1863 году, Антонович подразумевает литературу периода А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя и утверждает, что в его дни в литературе царит «век железный и даже глиняный», термин «золотой век» в литературоведении применяется по отношению ко всему XIX веку.

Как утверждал литературовед В.Б. Катаев, «между рождением Пушкина и смертью Чехова уместился целый век, золотой век русской классической литературы. Они стоят словно у двух концов единой неразрывной цепи — в её начале и в конце».

Начался Золотой век русской литературы с установления романтизма и сентиментализма, а закончился господством реализма и декадентства.

Несмотря на то, что авторам, творившим в XIX веке, часто приходилось страдать от жёсткой цензуры, их произведения вошли в золотой фонд мировой литературы.

Писатели-прозаики золотого века

Золотой век русской прозаической литературы составили писатели-классики.

К данной эпохе относят творчество Ф.М. Достоевского, И.А. Гончарова, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина, И.С. Тургенева, А.П. Чехова, А.С. Грибоедова и других. Классиком драматургии является А.Н. Островский.

Развитие русской прозы началось с творчества Пушкина и Гоголя, которые создали в своих произведениях типы героев, впоследствии встречающиеся в произведениях других авторов на протяжении всего XIX века:

Готовые работы на аналогичную тему

Большое влияние на русскую литературу XIX века оказали европейский романтизм, представителем которого был, например, вдохновлявший А.С. Пушкина английский поэт Байрон, а также творчество писателей-просвещенцев (XVIII век).

От российских литературных традиций XVIII века Золотой век перенял публицистичность и любовь к сатире. Писатели обличали пороки и недостатки современного им общества и всегда держали руку на пульсе. Поэтому, когда в Российской империи наступил кризис крепостничества и возникли большие противоречия между народом и властью, литература отозвалась на эти масштабные исторические изменения сменой господствующего направления. Приблизительно в середине XIX века началось становление русского реализма.

Помимо политических идей в произведениях авторов Золотого века находили отражение вечные ценности и высоконравственные идеи. Утверждалась свобода личности, заострялось внимание на моральных проблемах.

В конце XIX века, когда в умах россиян начали крепнуть революционные идеи, реализм уступил первенство декадентству.

Некоторые из самых значимых произведений Золотого века:

Золотой век русской поэзии

Золотым веком русской поэзии считается первая треть XIX века. Центральной фигурой здесь являлся А.С. Пушкин.

Завершился золотой век русской поэзии творчеством Ф.И. Тютчева и Н.А. Некрасова.

Важно уточнить, что понятие «поэты пушкинской поры» не только и не сколько хронологическое, а, скорее, идеологическое. Потому что, например, М.Ю. Лермонтов, тоже современник Пушкина, в своих произведениях поднимал совершенно другую проблематику. В идеологии поэтов пушкинской поры важна была «подлинность душевной жизни». Эта поэзия очень часто была связана с общественно-политической жизнью страны (многие из перечисленных поэтов были связаны с декабристами).

Большое влияние на эту эпоху оказала реформа русского литературного языка, проведенная Н.М. Карамзиным. Он отказывался от использования церковнославянского языка, пользуясь в своих произведениях только средствами современного ему русского языка, но используя в качестве образца грамматику французского. Благодаря работе Карамзина в русском языке появилось множество новых слов, таких, например, как «влюблённость», «ответственность», «человечный» и другие.

Сторонники карамзинской реформы объединились в закрытое литературное общество «Арзамас», которое боролось с отжившими себя традициями.

Не менее сильным толчком для развития русского литературного языка стало творчество Александра Сергеевича Пушкина, чей роман в стихах «Евгений Онегин» был признан ни много ни мало «энциклопедией русской жизни». Для многих поэтов и писателей именно Пушкин стал учителем и наставником; его идеи находили продолжение в произведениях других поколений литераторов.

Перу поэтов Золотого века принадлежат произведения о любви и природе, пропитанные философскими размышлениями. Именно в XIX веке за писателями и в особенности за поэтами утвердился статус пророков, просвещающих и обучающих своих читателей.

Источник

Золотой век: русская поэзия 19 века кратко

Яркий термин «Золотой век» относится к первой половине, а точнее к первым сорока годам XIX века. Этот период примечателен беспрецедентным всплеском творчества, освещенным гением Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Федора Тютчева, Николая Некрасова и многих других. Русскую поэзию 19 века кратко можно описать цитатой Д. Ларчука: «Искусство вобрало в себя все самое прекрасное и доброе, могучее и неповторимое, что есть в русской душе, в русском народе».

О чем писали поэты золотого века. Смотреть фото О чем писали поэты золотого века. Смотреть картинку О чем писали поэты золотого века. Картинка про О чем писали поэты золотого века. Фото О чем писали поэты золотого века

Зарождение романтизма

Острая необходимость поэтов выражать свои мысли и чувства стала причиной появления нового образа в литературе — лирического героя, что очень быстро развилось в направление романтизма, основной чертой которого является сосредоточенность на внутреннем мире и чувствах идеального героя, а также его взаимоотношения с другими персонажами.

Так, широкое определение романтизму дает статья В. Я. Коровиной в учебнике-хрестоматии для сочинений по литературе для 9 класса: «В центре художественной системы романтизма — личность. Основной конфликт — между личностью и обществом. Романтическая личность — страстная личность. Но страсти делятся на высокие (это любовь во всех ее проявлениях) и низкие (зависть, жадность, честолюбие).»

Основоположниками направления по праву можно считать В. А. Жуковского и Е. А. Баратынского, на чьих стихотворениях «Весна, весна!» (Баратынский), «Приход весны» (Жуковский) и «Светлана» (Жуковский) воспитывались главные имена Золотого века — Лермонтов, Некрасов, Пушкин. Именно В. А. Жуковский, элегик, привнес европейский романтический идеализм в русскую поэзию.

Поэты Золотого века

До второй половины 19 века поэзия кратко и в то же время не менее влиятельно проводила общественно-политические идеи. Уже в сороковые годы критический реализм приобрел все более отчетливые формы.

Александр Сергеевич Пушкин

Если когда-нибудь возникнет проблема: «Нужно вспомнить стих любого поэта 19 века», то на ум сразу же придет Александр Сергеевич, так как он является самым ярким представителем российской поэзии. Многие его произведения были написаны в необычных обстоятельствах, например, в ссылке, куда он был направлен за оскорбительные идеи, выраженные в «Оде Свободе» и за сатирические стихотворные портреты фигур в суде.

О чем писали поэты золотого века. Смотреть фото О чем писали поэты золотого века. Смотреть картинку О чем писали поэты золотого века. Картинка про О чем писали поэты золотого века. Фото О чем писали поэты золотого века

Тогда же был опубликован его сказочный роман «Руслан и Людмила», Глинка позже адаптировал его как оперу. В ссылке Пушкин был сильно тронут красотой Крыма и Кавказа. Стихи «Кавказский пленник» (1822) и «Бахчисарайский фонтан» (1824) описывают его реакцию на эту красоту и раскрывают влияние Байрона на поэта. «Цыгане» (1823−24) выражает стремление Пушкина к свободе. В 1824 году ему было приказано отправляться в родовое имение под Псковом, где он оставался под присмотром императора, пока не был помилован в 1826 году.

Пушкин установил современный поэтический язык России, используя русскую историю как основу многих произведений, в том числе таких как «Медный всадник» (1833), прославляющий Петра Великого, «Борис Годунов» (1831), трагическая историческая драма, на основе которой Мусоргский написал оперу, и две работы о крестьянском восстании 1773−75 гг., «Капитанская дочь» (короткий роман, 1837 г.) и «История Пугачевского восстания» (1834 г.).

Шедевр Пушкина — «Евгений Онегин» (1823−31), роман в стихах о взаимно отвергнутой любви. Блестящее поэтическое достижение — работа содержит остроумные и проницательные описания русского общества того периода. Поэтов-современников творчества Пушкина (1810−1830) называют «поэтами пушкинской плеяды».

Среди других крупных работ Пушкина:

Известнейшими произведениями Некрасова можно назвать:

Федор Иванович Тютчев

Одно из самых известных стихотворений о сущности России — «Умом Россию не понять». Автор этого стиха — поэт-лирик Федор Тютчев. Он писал так называемые фрагменты — поэтические размышления и размышления о природе. Восхищение небом — один из его главных лейтмотивов, в то время как другая часть его лирики была посвящена любви.

Среди произведений Тютчева можно выделить ключевые:

О чем писали поэты золотого века. Смотреть фото О чем писали поэты золотого века. Смотреть картинку О чем писали поэты золотого века. Картинка про О чем писали поэты золотого века. Фото О чем писали поэты золотого века

Значение 19 века в культуре

Творения гениальных поэтов той эпохи до наших дней остаются несравненными шедеврами классической литературы, образцами высочайшего поэтического мастерства и великолепными примерами величия русского языка.

О чем писали поэты золотого века. Смотреть фото О чем писали поэты золотого века. Смотреть картинку О чем писали поэты золотого века. Картинка про О чем писали поэты золотого века. Фото О чем писали поэты золотого века

Позже, во второй половине 19 века, русская романная литература процветала благодаря политическому и социальному «брожению» и огромным изменениям. Девятнадцатый век подарил огромное количество мастеров романа Тургенева, Гончарова, Достоевского и Толстого.

Таким образом, именно 19 век явно и бесспорно воспринимается как Золотой век русской литературы, который позже совершенно естественным образом породил не менее заметный и не менее не одаренный Серебряный век.

Источник

Золотой век русской поэзии

Вы будете перенаправлены на Автор24

Традиционно поэзию, литературу и в целом культуру первой трети XIX столетия называют Золотым веком русской поэзии. По своей сути, указанный период стал эпохой русского Просвещения, временем высочайших достижений во всех сферах русской культуры. Важно отметить, что, несмотря на огромный вклад А. С. Пушкина, А. В. Жуковского и других выдающихся поэтов, для того, чтобы понять сущность данной эпохи, нужно осмыслить не отдельные имена или явления, но эпоху в целом. В это время художественная литература и поэзия, музыка и архитектура, живопись и наука – все указанные направления интенсивно развивались в органичной целостности и единстве.

Хронологические рамки Золотого века

Пространство Золотого века весьма условно, как достаточно условны границы других исторических и культурных эпох. Говоря о проявлении русского Просвещения в литературе, следует отметить, что большая часть исследователей связывает начало культурного периода с именем А. С. Пушкина.

В качестве наиболее важных достижений русской поэзии, литературы и культуры в целом на данном этапе можно назвать следующие:

Хотелось бы отметить, что Золотой век как историко-культурное явление объединяет в себе имена выдающихся поэтов, творчество которых характеризуется ярко выраженной индивидуальностью, сами произведения неоднородны. Если начальный этап Золотого века связывают с именами Жуковского и Пушкина, замыкает период творчество Ф. И. Тютчева, которое по своей тональности, по своему звучанию существенно отличается от лирических голосов предшественников. В частности, существенные отличия фиксируются:

Особенности репрезентации мотива бессмертия в творчестве поэтов Золотого века

Готовые работы на аналогичную тему

Мотив бессмертия выступает одним из ведущих в творчестве большинства русских поэтов на протяжении всей истории развития национальной литературы и поэзии. В наследии поэтов Золотого века указанный мотив находит свое яркое отражение в творчестве А. С. Пушкина и Ф. И. Тютчева, однако, особенности его воплощения на начальном и завершающем этапах исследуемого историко-культурного периода существенно отличаются.

В пушкинской лирике тема бессмертия – это знак победы витального начала над губительным временем, над собственной гибелью. Поэт смело окидывает взглядом цепь времен, будущие поколения, в которых навсегда будет укоренено его имя:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный.

Тютчев же откидывает мотив личностного бессмертия, тональность его повествования не столь оптимистична, как у Пушкина, Жуковского или Батюшкова. Взгляд поэта обращен либо в безвозвратно ушедшее прошлое, либо в безрадостное будущее. В отличие от своих предшественников, Тютчев не придает особой ценности своим произведениям, многие из которых он попросту сжигает. Сами стихи пишутся «на случай», что существенно затрудняет их датировку, создание хронологии развития творческого метода поэта.

Смысл поэзии для Тютчева – не утверждение собственного личностного бессмертия, но усмирение гибельных страстей человека.

Иначе говоря, особенности воплощения мотива личностного бессмертия существенно отличаются в творчестве начала и завершения Золотого века: вера в бессмертие, в продолжение бытия в душах и умах последователей у Жуковского и Пушкина сменяется разочарованием как в жизни, так и в самой поэзии в произведения Тютчева.

Лирический герой поэтов Золотого века

Существенные отличия отмечаются и в особенностях создания поэтами лирического героя. Лирический герой Тютчева одинок, бесприютен, его судьба – непрерывная цепь утрат и разочарований. Земная жизнь – лишь движение к смерти, заточение, тюрьма для души лирического героя. Каждое обретение краткосрочно, омрачено ощущением грядущей потери. Сами произведения пронизаны эсхатологическим мироощущением, мировосприятием.

Сама поэзия Тютчева характеризуется противоречивостью, контрастностью, на фоне трагичности человеческого бытия особой гармонией наделяется мир природы, для каждой очередной весны которой неведомым остается существование предыдущей и последующей.

Не знакомо томительное ожидание смерти, душевная пустота и лирическому герою Жуковского. Для него несчастная любовь и редкие минуты счастья, тоска волнений и страданий – то, что составляет богатство души, определяет полнокровную жизнь.

Таким образом, на основании проведенного анализа мы можем сделать вывод о контрастном соотношении стилей поэтов начала и конца Золотого века, что находит свое отражение как в выборе мотивов, так и особенностях их воплощения в повествовании, в самой тональности произведений. Жизнерадостная, жизнеутверждающая поэзия Пушкина в начале исследуемого историко-культурного периода сменяется разочарованием, пессимизмом Тютчева.

Источник

Золотой век русской литературы: поэты

Вы будете перенаправлены на Автор24

Определение понятия золотой век русской литературы

Под «золотым веком русской литературы» принято понимать русскую литературу XIX века. Когда мы говорим непосредственно о золотом веке русской поэзии, то подразумеваем первую треть XIX века.

Впервые выражение «золотой век русской литературы» использовал русский литературный критик М.А. Антонов в своей статье под названием «Литературный кризис», опубликованной в 1963 году в журнале «Современник». Сам Антонов употребил это выражение по отношению к периоду творчества А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя, однако позже этим выражение стали называть всю русскую литературу XIX века. Бесспорно, ключевой фигурой золотого века русской поэзии является А.С. Пушкин. Помимо него в список поэтов золотого века входят:

А.С. Пушкин (1799-1837)

Александр Сергеевич Пушкин – величайший национальный русский поэт, именно его творчество считается вершиной поэзии золотого века русской литературы. Работы А.С Пушкина серьезно повлияли на дальнейшее развитие как русской, так и мировой литературы, и культуры в целом.

Раннее творчество поэта характеризуется разными тематиками: политическое вольнолюбие, внутренняя свобода личности, любовь и дружба.

В то время, когда А.С. Пушкин прибывал в ссылке на юге России, у него начинает формироваться его особый романтический стиль. В это время он пишет такие свои знаменитые произведения как «Кавказский пленник», «Братья разбойники», «Бахчисарайский фонтан». В этих работах превалирующей темой является тема свободы.

В 1825 году публике была представлена поэма «Борис Годунов». В этой работе Александра Сергеевича видны черты реалистического стиля. Поэт рассуждает о связи судьбы человека и судьбы народа.

Готовые работы на аналогичную тему

Знаменитый роман в стихах «Евгений Онеги» Белинским был назван «энциклопедией русской жизни». Это произведение является ярким примерном реалистического жанра. Здесь мы можем видеть и описание судеб героев, и завораживающие картины русский природы и богатый духовный опыт русской нации. А. С. Пушкин стал учителем для многих последующих поколений писателей.

М.Ю. Лермонтов (1814-1841)

Михаил Юрьевич Лермонтов – знаменитый русский поэт и писатель, несмотря на то, что, как и Пушкин он достаточно рано ушел из жизни, он оставил после себя богатое наследие.

В стихах Лермонтова мы видим демонические, правдолюбивы и свободолюбивые мотивы, например, в произведениях «Мцыри» и «Демон».

Для позднего творчества М.Ю. Лермонтова становится характерна реалистическая направленность. Он начинает отделять себя от героев своего произведения и демонстрирует читателю более объективный взгляд.

А.А. Фет (1820-1892)

Для творчества Афанасия Афанасьевича характерен уход от повседневной обыденности в мир фантазий и грез. Основными темами стихотворений А.А. Фета являются любовь и природа. Поэтическая манера Фета отличается большим художественным мастерством.

Стихотворение А.А. Фета под название «Шепот легкое дыхание» является лучшим произведением лирического жанра. В нем нет ни одного глагола, но в то же время движение в этом стихотворении имеет место быть. Поэт пишет о двух сторонах мира красоты: внешняя его сторона — это природа, а внутренняя сторона – это любовь.

П.А. Вяземский (1792- 1878)

Петр Андреевич Вяземский – знаменитый русский поэт, литературный критик и публицист. Вяземского называют представителем «светского стиля» в русской поэзии. Его творчество было тесно связано с французской «легкой поэзией».

В начале своего творческого пути Вяземский увлекался сатирическими произведениями, он написал много басен, эпиграмм, высмеивал пороки человеческого общества. Кроме того, большое место в его творчестве занимала эпикурейская поэзия. Вяземского считают певцом наслаждении жизнью, любви и дружбы. Большое место в поэзии Вяземского занимают свободолюбивые мотивы.

Во второй половине своего творческого пути, поэт большое значение придавал художественной форме. Стихотворения этого периода полны грустного лиризма. Во многом это связано с внутренним состоянием поэта, в это время он чувствовал себя очень одиноким, современность казалась ему безрадостной и даже враждебной.

К.Н. Батюшков (1787-1855)

Константин Николаевич Батюшков – знаменитый русский поэт золотого века русской поэзии. В начале своего творческого пути Батюшков воспевал дружбу, веселье и любовь. Он прославился как певец «легкой поэзии». Его стихотворения были полны земных радостей и светлых надежд.

Одним из самых известных стихотворений К.Н. Батюшкова является стихотворение «Мой гений». Сам Пушкин высоко оценил эту работу, он назвал ее «лучшей элегией Батюшкова».

Отличительными особенностями стихотворений Батюшкова были: музыкальность, определенность, ясность.

Творчество Батюшкова оказало большое влияние на поэзию Пушкина. Батюшков был одним из непосредственных учителей великого поэта.

Ф.И. Тютчев (1803-1873)

Для Тютчева природа — это одушевленное существо, мыслящий чувствующий организм, который взаимодействует с человеком. В природе Тютчев видит божественное начало. С особым благоговением поэт относится к различным земным стихиям. Несмотря на то, что внешне эти стихии противоречат, в поэзии Тютчева она находятся в постоянном взаимодействии. Человек в поэзии Тютчева стоит в центе этого взаимодействия. Однако отношения человека и природы для Тютчева драматичны. При всём своем желании человек не может полностью слиться с природой. Известными его стихотворениями о природе являются:

Эти же противоречие мы видим в теме любви, которая часто фигурирует в творчестве поэта. Для Тютчева любовь — это беспредельное счастье, но в то же время и огромная трагедия. Наиболее известными стихотворениями Тютчева о любви являются:

Источник

Золотой и Серебряный века русской поэзии

«Открылась тайн священных дверь!
Из бездн исходит Луциперь,
Смиренный, но челоперунный(1).
Наполеон! Наполеон!
Париж и новый Вавилон,
И кроткий агнец белорунный,
Превосходясь, как дивий Гог,
Упал, как дух Сатанаила,
Исчезла демонская сила.
Благословен Господь наш Бог!»
. Певец, услыша вещий глас,
С досадой весь в пуху проснулся,
Лениво руки протянул,
На свет насилу проглянул,
Потом в сторонку обернулся
И снова крепким сном заснул.

Пушкин. Тень Фон-Визина.

Чем можно объяснить тот факт, что одна эпоха способствует проявлению поэтического гения, а другая эпоха порождает лишь второстепенных поэтов? Почему во второй половине XIX века в России не появился ни один великий русский поэт? И это после Золотого века русской поэзии с его гениями: Тютчевым, Лермонтовым, Пушкиным, Фетом! Тютчев, Лермонтов, Пушкин, Фет и Языков родились до 1820 года. Затем примерно до 1880 года великие поэты в России не рождались. Ни Фофанов, ни Бальмонт, ни Апухтин, ни Брюсов, ни Надсон не смогли воспользоваться опытом гениев Золотого века поэзии. Продолжали творить Тютчев и Фет, но они родились в совсем иное время.

Как сладостно отчизну ненавидеть,
И жадно ждать ее уничтожения!
И в разрушении отчизны видеть
Всемирную десницу возрождения!

После 1820 года Россия «уступила» Британии и САСШ ПОЛОВИНУ ТЕРРИТОРИИ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ. Народ России об этом не знает.
Русские поэты второй половины 19 века словно бы утратили творческие силы.

Вот образец творчества В. Соловьёва:

Михал Матвеич дорогой,
Пишу вам из каверны,
Согбен от недуга дугой
И полон всякой скверны.
Забыты сладкие труды
И Вакха и Киприды;
Давно уж мне твердят зады
Одни геморроиды.

В детстве В. Соловьёв играл в пожарников и хотел совершить подвиг, поэтому не мог в зрелые годы не написать это произведение:

Середина апреля 1889
[Соловьев В. С. «Неподвижно лишь солнце любви. » Стихотворения. С. 55-56]

А ведь в этих строчках, как считал В. Соловьёв, присутствует и некая многозначительная мысль. Бесспорно, Соловьева нельзя назвать великим поэтом.

В. Соловьёв не мог обойти в своём творчестве тему Востока:

Середина апреля 1889
[Соловьев В. С. «Неподвижно лишь солнце любви. » Стихотворения., С. 56)]

Некрасов почти во всех своих стихотворениях не в меру использует амбивалентный смех. Можно сказать, что он им попросту злоупотребляет:

А вот, что должен иметь человек, по мнению Некрасова, чтобы не выглядеть смешным:

Огни зажигались вечерние,
Выл ветер и дождик мочил,
Когда из Полтавской губернии
Я в город столичный входил.
В руках была палка предлинная,
Котомка пустая на ней,
На плечах шубёнка овчинная,
В кармане 15 грошей.
Ни денег, ни званья, ни племени,
Мал ростом и с виду смешон,
Да сорок лет минуло времени, –
В кармане моём миллион.

Некрасов удачно описывал лишь кутерьму и неразбериху:

Твоей бряцающей лампадой
Я озарен лесной тиши.
О, всадник ночи, пропляши
Пред непреклонною оградой.
Золотогрудая жена
У еле сомкнутого входа.
Теплеет хладная природа,
Свои означив письмена.
Слепые прилежаний взгляды.
Дождю подставим купола.
Я выжег грудь свою до тла,
Чтоб вырвать разветвленья зла,
Во имя правды и награды.
Объятий белых жгучий сот.
Желанны тонкие напевы,
Но все ж вернее Черной Девы
Разящий неизбежно мед.
[Бурлюк Д. Д.: Из сборника «Садок судей»(1910)]

«Гилея» была самым влиятельным, но не единственным объединением футуристов. Существовали также эго-футуристы во главе с Игорем Северянином, жившем в Санкт-Петербурге.

Мне первым написал Валерий,
Спросив, как нравится мне он;
И Гумилев стоял у двери,
Заманивая в «Аполлон».

Корректен и высокомерен,
Всегда в Неясную влюблен,
В своем призвании уверен,
Я видел жизнь, как чудный сон.

Я знаю гром рукоплесканий
Десятков русских городов,
И упоение исканий,
И торжество моих стихов!

Январь 1918
Петроград
[Северянин И. В.: Соловей. Стихотворения и поэмы, С. 9]

Дай крепость нам, о Боже правый,
Злодейства ближнего прощать
И крест тяжелый и кровавый
С Твоею кротостью встречать.

И в дни мятежного волненья,
Когда ограбят нас враги,
Терпеть позор и униженья
Христос, Спаситель, помоги!

Владыка мира, Бог вселенной!
Благослови молитвой нас
И дай покой душе смиренной,
В невыносимый, смертный час.

И, у преддверия могилы,
Вдохни в уста Твоих рабов
Нечеловеческие силы
Молиться кротко за врагов!

Неужели, чтобы в стране появился великий поэт, необходима эпоха перемен?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *