Пол Фейерабенд (1924 — 1994 гг.) — один из виднейших и оригинальнейших европейских философов второй половины XX столетия, своеобразный «анархист от науки», который всю жизнь оставался верен утверждению о том, что универсальных методологических правил в науке не существует и существовать не может. Работы Пола Фейерабенда представляют значительную ценность как сами по себе, так и по тому влиянию, которое они оказали на Томаса Куна и Имре Локатоса. Философия науки и социология научного познания здесь претерпевает весьма значительные изменения в соответствии с фейерабендовской теорией «эпистемологического анархизма» — теорией философа, считающего, что именно философия бессильна описать науку в целом, и настаивающего на необходимости «реформы наук», цель которой — сделать их более субъективными с философской точки зрения — следовательно, более близкими человеку.
Заметки о релятивизме. Сталкиваясь с неизвестными народами, культурами, обычаями, точками зрения, люди реагируют по-разному. Они могут удивляться, проявлять любознательность и желание познакомиться поближе; они могут почувствовать презрение и собственное превосходство; они способны обнаружить отвращение и явную ненависть. Обладая не только мозгом, но и языком, они способны не только чувствовать, но также говорить — они выражают свои эмоции и пытаются оправдать их. Релятивизм является одной из позиций, порождаемых этим процессом. Он представляет собой попытку придать смысл феномену культурного разнообразия.
Релятивизм имеет долгую историю; его появление восходит, по крайней мере, к позднему Бронзовому веку на Ближнем востоке, к тому периоду, который египтолог Дж. Генри Брэстед назвал «Первым интернационалом». Греки обсуждали его и превратили в учение в период перехода от космологий досократиков, ориентированных на материю, к политическим воззрениям софистов, Платона и Аристотеля.
Содержание Введение 1. Заметки о релятивизме 2. Разум, Ксенофан и боги Гомера 3. Знание и роль теорий 4. Креативность 5. Прогресс в философии, науке и в искусстве 6. Тривиализация познания: замечания по поводу экскурсов Поппера в философию 7. Теория научного исследования Маха и ее отношение к Эйнштейну 8. Некоторые соображения по поводу теории математики и континуума Аристотеля 9. Галилей и тирания истины 10. Патнем о несоизмеримости 11. Культурный плюрализм или прекрасное новое однообразие? 12. Прощай, разум! Примечания Библиография.
Скачать pdf Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
Пол Фейерабенд (1924 — 1994 гг.) — один из виднейших и оригинальнейших европейских философов второй половины XX столетия, своеобразный «анархист от науки», который всю жизнь оставался верен утверждению о том, что универсальных методологических правил в науке не существует и существовать не может. Работы Пола Фейерабенда представляют значительную ценность как сами по себе, так и по тому влиянию, которое они оказали на Томаса Куна и Имре Локатоса. Философия науки и социология научного познания здесь претерпевает весьма значительные изменения в соответствии с фейерабендовской теорией «эпистемологического анархизма» — теорией философа, считающего, что именно философия бессильна описать науку в целом, и настаивающего на необходимости «реформы наук», цель которой — сделать их более субъективными с философской точки зрения — следовательно, более близкими человеку.
Заметки о релятивизме. Сталкиваясь с неизвестными народами, культурами, обычаями, точками зрения, люди реагируют по-разному. Они могут удивляться, проявлять любознательность и желание познакомиться поближе; они могут почувствовать презрение и собственное превосходство; они способны обнаружить отвращение и явную ненависть. Обладая не только мозгом, но и языком, они способны не только чувствовать, но также говорить — они выражают свои эмоции и пытаются оправдать их. Релятивизм является одной из позиций, порождаемых этим процессом. Он представляет собой попытку придать смысл феномену культурного разнообразия.
Релятивизм имеет долгую историю; его появление восходит, по крайней мере, к позднему Бронзовому веку на Ближнем востоке, к тому периоду, который египтолог Дж. Генри Брэстед назвал «Первым интернационалом». Греки обсуждали его и превратили в учение в период перехода от космологий досократиков, ориентированных на материю, к политическим воззрениям софистов, Платона и Аристотеля.
Содержание Введение 1. Заметки о релятивизме 2. Разум, Ксенофан и боги Гомера 3. Знание и роль теорий 4. Креативность 5. Прогресс в философии, науке и в искусстве 6. Тривиализация познания: замечания по поводу экскурсов Поппера в философию 7. Теория научного исследования Маха и ее отношение к Эйнштейну 8. Некоторые соображения по поводу теории математики и континуума Аристотеля 9. Галилей и тирания истины 10. Патнем о несоизмеримости 11. Культурный плюрализм или прекрасное новое однообразие? 12. Прощай, разум! Примечания Библиография.
Скачать pdf Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
Пауль (Пол) Карл Фейерабенд (нем. Paul Karl Feyerabend ; 13 января, 1924 — 11 февраля, 1994) — учёный, философ, методолог науки. Родился в Вене, Австрия, в разное время жил в Англии, США, Новой Зеландии, Италии, Швейцарии. С 1958 по 1989 год работал профессором философии в университете Беркли, Калифорния.
Фейерабенд стал известен благодаря своим анархистским взглядам на процесс научного познания, и утверждениям, что в науке не существует универсальных методологических правил. На основе этих идей он создал концепцию эпистемологического анархизма. Он был влиятельной фигурой в философии науки и в социологии научного познания. Критика Фейерабенда оказала существенное влияние на развитие теорий науки Томаса Куна, Имре Лакатоса и др.
Содержание
Биография
Ранний период жизни
Пауль Карл Фейерабенд родился в 1924 году в Вене, где он обучался в начальной школе, а затем и в высшей школе. Семья Фейерабенда жила в неблагополучном квартале. Его родители, опасаясь влияния улицы на ребенка, не выпускали его из дому вплоть до десятилетнего возраста. В доме было очень мало книг, и Пауль предавался размышлениям и мечтам, сидя целыми днями в одиночестве.
Позже Фейерабенд увлекся чтением, полюбил театр и стал брать уроки пения. Долгое время он хотел стать профессиональным вокалистом.
После окончания высшей школы в апреле 1942 года Фейерабенд был направлен на исполнение трудовой повинности. После прохождения подготовки в городе Пирмасен в Германии он был направлен в местечко Quélern-en-Bas около Бреста во Франции. Фейерабенд пишет в своей автобиографии, что ему приходилось выполнять тогда трудную монотонную работу: «мы двигались вокруг деревни, рыли канавы, а затем снова их закапывали».
Выполнив эти обязательства, Пауль Фейерабенд вскоре вернулся в Австрию и вступил добровольцем в офицерскую школу. Фейерабенд блестяще сдал вступительные экзамены, однако учился без старания. Несколько раз ему удавалось оставаться на повторный курс как неуспевающему. Он надеялся, что война прекратится раньше, чем он закончит свое обучение как офицер. Однако, этого не произошло.
С декабря 1943 он служил в северной части Восточного фронта. Здесь Фейерабенд был награжден орденом Железный крест, и ему было присвоено звание лейтенанта. Во время отступления немецких войск под натиском Красной армии Фейерабенд был ранен тремя пулями. Одна из них попала в позвоночник, и это привело к тому, что всю оставшуюся жизнь Пауль Фейерабенд ходил на костылях и страдал от сильных болей.
Работы, касающиеся природы научного метода
В своих книгах Против метода и Наука в свободном обществе Фейерабенд отстаивал идею о том, что нет методологических правил, которые всегда используются учёными. Он выступал против единого, основанного на традиции, научного метода, обосновывая это тем, что любой такой метод ставит некоторые пределы в деятельности учёных, и, таким образом, ограничивает прогресс. Согласно его точке зрения, наука выиграла бы больше всего от некоторой «дозы» анархизма в научной теории. Он также считал, что анархизм в теории желателен, потому что это более гуманистический подход, чем другие научные системы, поскольку он не навязывает учёным жёстких правил.
Можем ли мы исключить возможность того, что известная ныне наука, или «поиск истины» в стиле традиционной философии, превратит человека в монстра? Можно ли исключить возможность того, что это будет ущербный человек, превращённый в убогий, угрюмый, самонадеянный механизм, лишённый обаяния и чувства юмора? «Можно ли исключить возможность того, — спрашивает Кьеркегор, — что моя деятельность как объективного <или рационально-критического>наблюдателя природы ослабляет мою человеческую сущность?» Я полагаю, что ответ на все эти вопросы должен быть отрицательным, и уверен в том, что реформа наук, которая сделает их более анархистскими и более субъективными (в смысле Кьеркегора), крайне необходима. (Против метода, с. 154)
Позиция Фейерабенда считается в философском сообществе достаточно радикальной, поскольку она предполагает, что философия не может успешно описать науку в целом, как не может она и разработать метод отделения научных трудов от ненаучных сущностей, таких, как мифы. Она также предполагает, что разработанный и рекомендуемый философами «общий курс» развития науки должен быть отвергнут учёными, если это необходимо для дальнейшего прогресса.
Для поддержки своего утверждения, что соблюдение методологических правил не ведет к успеху в науке, Фейерабенд приводит примеры, опровергающие заявления, будто бы (правильная) наука действует в соответстии с определёнными фиксированными правилами. Он рассматривает некоторые эпизоды в истории науки, которые считаются несомненными примерами прогресса в науке (такие, как научная революция Коперника), и показывает, что в этих случаях нарушаются все принятые в науке правила. Более того, он доказывает, что если бы эти правила соблюдались, то в рассматриваемых исторических ситуациях научная революция не могла бы совершиться.
Библиография
Ссылки
Другие книги схожей тематики:
См. также в других словарях:
Прощай, разум, встретимся завтра — Жарг. мол. Выражение, употребляемое перед началом пьянки. Вахитов 2003, 154 … Большой словарь русских поговорок
Прощай, разум, под столом встретимся — Своеобразный тост, ориентирующий на известный исход начавшейся пьянки … Словарь народной фразеологии
РАЗУМ (РОЗУМ) — Взойти в разум. 1. Сиб. Повзрослеть, поумнеть. ФСС, 26. 2. Волог., Сиб. Прийти в сознание. СФС, 38; СВГ 1, 70. Взять в разум. Горьк. Начать понимать что л. БалСок, 26. Входить в разум. Разг. Устар. Взрослеть, становиться умнее. ФСРЯ, 88. Высший… … Большой словарь русских поговорок
Фейерабенд, Пауль Карл — Пауль (Пол) Карл Фейерабенд (нем. Paul Karl Feyerabend; 13 января, 1924 11 февраля, 1994) учёный, философ, методолог науки. Родился в Вене, Австрия, в разное время жил в Англии, США, Новой Зеландии, Италии, Швейцарии. С 1958 по 1989 год работал… … Википедия
Фейерабенд, Пол Карл — Дата рождения … Википедия
Пауль Карл Фейерабенд — Пауль (Пол) Карл Фейерабенд (нем. Paul Karl Feyerabend; 13 января, 1924 11 февраля, 1994) учёный, философ, методолог науки. Родился в Вене, Австрия, в разное время жил в Англии, США, Новой Зеландии, Италии, Швейцарии. С 1958 по 1989 год работал… … Википедия
Пауль Фейерабенд — Пауль (Пол) Карл Фейерабенд (нем. Paul Karl Feyerabend; 13 января, 1924 11 февраля, 1994) учёный, философ, методолог науки. Родился в Вене, Австрия, в разное время жил в Англии, США, Новой Зеландии, Италии, Швейцарии. С 1958 по 1989 год работал… … Википедия
Пол Фейерабенд — Пауль (Пол) Карл Фейерабенд (нем. Paul Karl Feyerabend; 13 января, 1924 11 февраля, 1994) учёный, философ, методолог науки. Родился в Вене, Австрия, в разное время жил в Англии, США, Новой Зеландии, Италии, Швейцарии. С 1958 по 1989 год работал… … Википедия
Фейерабенд — Фейерабенд, Пол Карл Фейерабенд, Пол Карл Дата рождения: 13 января 1924(1924 01 13) Место ро … Википедия
Фейерабенд П. — Пауль (Пол) Карл Фейерабенд (нем. Paul Karl Feyerabend; 13 января, 1924 11 февраля, 1994) учёный, философ, методолог науки. Родился в Вене, Австрия, в разное время жил в Англии, США, Новой Зеландии, Италии, Швейцарии. С 1958 по 1989 год работал… … Википедия
Фейерабенд, Пауль — Пауль (Пол) Карл Фейерабенд (нем. Paul Karl Feyerabend; 13 января, 1924 11 февраля, 1994) учёный, философ, методолог науки. Родился в Вене, Австрия, в разное время жил в Англии, США, Новой Зеландии, Италии, Швейцарии. С 1958 по 1989 год работал… … Википедия
Обьединить им недосуг Единый образ с разным стало, И вот от разума услуг Их непосредство отказало(сь).
Пол Фейерабенд(П.Ф): «Статьи, собранные в этой книге, посвящены разнообразию и изменению культур. Они стремятся показать, что разнообразие благотворно, а единообразие уменьшает наши благоприятные возможности и наши ресурсы(интеллектуальные, эмоциональные, материальные)».
ну, понятно, что идею Разума он олицетворил лишь с единообразием, а что же он под обьективностью понимал?
Внести же коррективы в понимание «НЕЗАВИСИМО» как к чему-то познавательно связующему, выдающему однозначный результат(независимым наблюдателем), увы, не хватает ума(превратный ум способен нести лишь превратное(если конечно не разовьет соответствующий корректирующий опыт мышления, дающий возможность внести и вырзить понятие «НЕЗАВИСИМО» в более корректных высказываниях(коррекция необходима для корректных высказываний, связующих теорию с практикой)).
А раз этого нет, то что остаётся, если только не то, чтоб сказать ПРОЩАЙ РАЗУМ(ты,мол, уже никак не котируешься в «свете» новых реалий времени(нелинейности)).
Комментарии
О чём Вы беспокоитесь?
С Богом и сейчас живёт 90 % населения Земли. А в России, я здесь недавно читал статистику ВЦИОМ’а 93 % верующих (74%) и считающих, что что-то в вере есть (19%). То есть, атеистов только 7 %. Так это, атеистам впору кричать об объективности, независимости и толерантности.
вы искажаете ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ путем манипуляции понятий.
для начала надо сказать что ЕСТЬ. А есть то, что само сознание человека, это в первую очередь ОБЩЕСТВЕННОЕ сознание, его типы и формы. Потом надо сказать а какие есть типы и чем они ОБУСЛОВЛЕНЫ.
Нет никаких верующих, верующий, как вероисповедание, это форма самоидентификации.
И тут Пятигорский, которого я недавно давал ссылку.
ЕСТЬ общественная идеология, которую ФОРМИРУЕТ УПРАВИТЕЛЬ обществом.
Какую программу в мозг воткнули, такая и реализуется.
А вот сакральные чувства личности, это уже совсем другой момент.
🙂 Вот у нас управитель общества воткнул в мозг большинства Веру. А они что, хоть им Веру и воткнули, верующими не стали?
Не вера, а церковная ИДЕОЛОГИЯ.
Вера, как и счастье или радость, это СОСТОЯНИЕ УМОЗРЕНИЯ, т.е. переживание умом своего СОСТОЯНИЯ. Есть сознание, а есть СОСТОЯНИЕ сознания. к приме я пьян и мне хорошо. Алкогольное опьянение, это ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ состояние, обусловленное токсическим воздействием на ЦНС.
🙂 Александр, Вы хотите сказать, что когда представитель ВЦИОМ’а задаёт опрашиваему вопрос: «Верите ли Вы в Бога?», он спрашивает»Рады ли Вы, что живёте» или «Счастливы Вы?
1.Есть умозрение и есть умонастроение. Религиозное состояние, это конкретная форма умонастроения и его физического переживания.
2. Вопрос: «Верите ли Вы в Бога?», это вопрос ИДИОТА, который не имеет никакого отношения к ВЕРЕ, т.к. НИЧЕГО не ЗНАЕТ и не имеет ОПЫТЫ верить, т.е. жить и умирать по ВЕРЕ.
вот слова апостола Павла
Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Рим 8:24 копировать адрес ссылки»>2 В ней свидетельствованы древние. копировать адрес ссылки»>3 Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое. Быт 1:1; Пс 32:6 копировать адрес ссылки»>4 Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще. Быт 4:4; Мф 23:35 копировать адрес ссылки»>5 Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу. Быт 5:24 копировать адрес ссылки»>6 А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает. копировать адрес ссылки»>7 Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере. Быт 6:22; Иез 14:14 копировать адрес ссылки»>8 Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Быт 12:4 копировать адрес ссылки»>9 Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; копировать адрес ссылки»>10 ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог. Евр 12:22 копировать адрес ссылки»>11 Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший. Быт 17:19; 21:2;Рим 4:19 копировать адрес ссылки»>12 И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском. Быт 15:5; 22:17 копировать адрес ссылки»>13 Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; Быт 23:4; 47:9 копировать адрес ссылки»>14 ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. копировать адрес ссылки»>15 И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; копировать адрес ссылки»>16 но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город. Исх 3:15; Мф 22:32 копировать адрес ссылки»>17 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, Быт 22:9 копировать адрес ссылки»>18 о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Быт 21:12; Рим 9:7 копировать адрес ссылки»>19 Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование. копировать адрес ссылки»>20 Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава. Быт 27:27 копировать адрес ссылки»>21 Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего. Быт 47:31; 48:14 копировать адрес ссылки»>22 Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих. Быт 50:24 копировать адрес ссылки»>23 Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления. Исх 2:2; Деян 7:20 копировать адрес ссылки»>24 Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, Исх 2:11 копировать адрес ссылки»>25 и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, копировать адрес ссылки»>26 и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние. копировать адрес ссылки»>27 Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд. Исх 10:29; 13:17 копировать адрес ссылки»>28 Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их. Исх 12:3; 12:7 копировать адрес ссылки»>29 Верою перешли они Чермное море, как по суше, — на что покусившись, Египтяне потонули. Исх 14:21 копировать адрес ссылки»>30 Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении. Нав 6:20 копировать адрес ссылки»>31 Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными. Нав 2:1; 6:24 копировать адрес ссылки»>32 И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, Суд 4:6; 7:15; 11:11; 13:24; 1Цар 19:3; Ис 38:9; Дан 3:25 копировать адрес ссылки»>33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, Дан 6:22 копировать адрес ссылки»>34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; 1Цар 14:6; 3Цар 19:3; Ис 38:9; Дан 3:25 копировать адрес ссылки»>35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; 3Цар 17:22; 4Цар 4:36 копировать адрес ссылки»>36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, Быт 39:20; Суд 16:25; Иер 20:2 копировать адрес ссылки»>37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; 3Цар 21:13; 2Цар 24:21; Иер 26:23 копировать адрес ссылки»>38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. 1Цар 22:1; 3Цар 17:3 копировать адрес ссылки»>39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, Лк 10:24 копировать адрес ссылки»>40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.
Не побегу же я сейчас проводить опрос по Вашей методике. У меня сил нет и средств. И желания.
я об одном, а Вы о другом.
Статистика (математические вычисления) применима к тому, что можно обчислить: яблоки, пропущенные уроки, количество разводов и т.д.
Есть статистическая выборка и т.д. и т.п.
вопрос, как часто вы воруете из кассы?
Морально-этические вопросы не подлежат статистической обработки.
И более того, в НАСТОЯЩЕМ индустриальном обществе НЕ МОГУТ быть верующие, как нечто массовое явление. Вера, как общественная явление УМЕРЛО.
Человечество прошло три этапа развития в моральном отношении:
Я не пойму Вас, вы же не настолько глупы, чтобы не понимать простых вещей.
Если ты верующий, то ОБРАЗ твоей жизни должен быть соответствующий. В супермарките все стоят в очереди, платят одни бабки, жрут одни чипсы и носят одни вещи, что христиане, что евреи, что мусульмане.
И тут же простой вопрос, ты христианин? т.е. ты как-то особенно ходишь в туалет или особенно тирахаешь жену или что ты делаешь, как христианин?
Раз общество позволяет морочить свою голову ВЦИОМ’у значит оно таким и является.
опрашивают личность или общество? кто отвечает на вопрос о вере?
если провести опрос, вы порядочный человек? то выяснится, что 97% людей, это просто ангелы.
У социологии и психологии разные задачи.
Но я снова повторяю. Мне плевать на их задачи. Социологии и психологии. ВЦИОМ опубликовал свои данные. И все, в том числе и я пользуемся его данными.
Вы не сможете выяснить в социологическом опросе порядочный человек или нет. Или верит он на самом деле, или только притворяется. Для этого с человеком надо «съесть пуд соли». Приходится принимать его ответ на веру.
:)) А потом подтасовывать результаты под задачи того, кто дал деньги на опрос. Это тем институтам которые проводят опрос, а не мне. 🙂