О чем написать стих темы

Занятие 7. Наиболее популярные темы поэзии

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.

У Блока мы находим такие строки :

Бушует снежная весна
Я отвожу глаза от книги,
О страшный час, когда она,
Читая по руке Цуниги,

В глаза Хозе метнула взгляд!
Насмешкой засветились очи.
Блеснул зубов жемчужный ряд
И я забыл все дни, все ночи,

К.М. Симонов пишет о любви более современным языком:

Не понять, не ждавшим им
Как среди огня,
Ожиданием своим
Ты спасла меня.

А вспомните лирические стихи Н. Рубцова, воспевающие любовь:

Я буду долго
Гнать велосипед.
В глухих лугах
его остановлю.
Нарву цветов.
И подарю букет
Той девушке,
которую люблю.

Я ей скажу:
— С другим наедине
О наших встречах
Позабыла ты,
И потому
На память обо мне
Возьми вот эти
Скромные цветы.

У каждого большого поэта есть замечательные стихи о любви.

Почему же тема любви так волнует поэтов разных направлений, разных эпох? Наверное, дело в том, что любое творчество практически всегда основано на сильных, ярких эмоциях, а что может быть ярче, чем счастье и горечь любви? Особенно если автор молод. Тема любви неисчерпаема, и каждый поэт способен привнести в неё свою неповторимую ноту.

Другой важной темой, привлекающей поэтов, является тема гражданственности, патриотизма. Вспомним знаменитые слова Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Почему же так важно быть не просто поэтом? Почему во все времена осуждалась чрезмерная оторванность поэта от жизни? Очевидно, что истинный поэт должен быть связан с обществом, со своей эпохой.
Откройте стихи нашего современника большого российского поэта Николая Зиновьева:

У карты бывшего Союза
С обвальным грохотом в груди,
Стою. Не плачу, не молюсь я,
А просто нету сил уйти.

Под крики шайки оголтелой
Чужих и собственных Иуд
Тебя босой, в рубахе белой
На место лобное ведут.

И старший сын указ читает,
И средний сын топор берёт,
Лишь меньший сын ревмя ревёт
И ничего не понимает.

Мне кажется, трудно в наше время найти другого автора, который с такой силой отразил бы в своих стихах гражданскую тему, тему патриотизма и любви к Родине

Тема бренности бытия, смысла и ценностей жизни присутствовали в поэзии во все времена.
Человек, как известно, существо общественное. И если он, прожив жизнь, ничего не сделал для людей, то его существование можно считать бесполезным.

Ты был никем
Ты стал ничем,
Тогда на свете жил зачем?
(Г. Ужегов)

Пушкин в своё время сказал:

Источник

Анна Туренкова (2006г)

Я часто нахожу на стихи.ру хорошие, искренние стихи. В которых автор показывает поразительную глубину мыслей и уникальную способность развивать самые тонкие и серьёзные темы. Но у многих из этих стихотворений есть существенный недостаток это погрешности «техники» того, под чем художники, музыканты и другие творческие практики разумеют правильность формального выражения.

Если вы пишите для себя, возможно это и не важно. Но если для читателя, то тут надо будет немного потренироваться изо дня в день. Предложите себе забавную игру в стихосочинялки. Кушая булочку во время обеда или отдыхая вечером на любимом диване. Это развлечёт вас и принесёт существенную пользу развитию вашего таланта.

-=-=-Стихотворение-Упражнение 1. «Лёгкий стих»-=-=-

Напишете первую бессмысленную строчку. А потом продолжаете стихотворение, добавляя к ней всё, что приходит в голову.

«В саду цветёт пушистый пень»
Цветёт сегодня целый день
Ему цвести никак не лень
Его постигла дребедень
И все лягушки набекрень. »
и т.д.

-=-=-Стихотворение-Упражнение 2. «Рифмуем всеххх»-=-=-

А теперь можно отдельно потренировать рифму. Тоже пишем первое пришедшее в голову слово. А к нему все рифмы (слова и словосочетания), которые сможете придумать. Старайтесь быть как можно изобретательнее.

«Сосредоточится
Двоеточие
Раскурочили
Непорочные
Снова кочки
Очная
Сочные
Точно. »
и т.д.

-=-=-Стихотворение-Упражнение 3. «Польза классики»-=-=-

Теперь, если привлечь к труду корку мозга, можно неплохо развлечься, тренируясь выдерживать размер. Берете любое «правильное» стихотворение другого поэта и каждую строчку переписываете под его строчкой новыми словами.

___Онегин добрый мой приятель
Егоркин вечный умножатель
___Родился на брегах Невы
Не поднимая головы
___Где может быть родились вы,
Среди зелёненькой листвы
___Или гуляли, мой читатель.
Очистил от бедлама шпатель.
и т.д.

Часто возникают ситуации, когда стихи приходят не сами собой, а хочется написать о чём-то конкретном впечатлившим вас в данный момент. В уме возникают меткие сравнения, чёткие образы. Но попытка представить всё это богатство в стихах с треском проваливается. Не разочаровывайтесь. Чтобы быстро и правильно укладывать в стихотворную форму всё, что приходит вам в голову, тоже нужен определённый опыт. И как раз сейчас можно его приобрести, выполнив упражнение, которое чем-то напомнит вам задание из школьного учебника.

-=-=-Стихотворение-Упражнение 4. «Хочу написать то, что думаю»-=-=-

Например, стих про осень:
В уме (или лучше в блокноте): «осень, листья, кружиться, золото, увядание. » и т.д.
Из этого стихоплётим:

«Осень кружит листьями, кружелистным золотом,
И увял на клумбе маленький цветок. «

Возьмите какую-нибудь собственную, уникальную тему, набросайте побольше исходного материалла. А может наоборот заезженная всеми тема развернёт для вас нечто особенное. Чем больше тем вы обкатываете тренеруясь, тем лаконичнее и ярче будет ваша стихотворная речь.

Анна Туренкова 2006/01/27 02:12 •

-=—=-
И ещё НА ЗАМЕТКУ (из личного опыта и моих наблюдений за творчеством авторов стихи.ры). Если вы хотите, чтобы ваши стихи _нравились_читателям_, то

4. Если вы пишете в классическом ключе, оцените всё ли в вашем стихотворении удобоваримо и читаемо. Возможно вам захочется убрать или заменить какие-либо слишком резкие, протеворечивые или нелогичные элементы.

5. Помните, что у вас качестве «изюминки» стихотворения. Сохраняйте и не искажайте её. Старайтесь чтобы остальной текст был на службе у вашей идеи.

6. Главное вовремя остановится. Избегайте «словестного поноса». Вовремя говорите себе «стоп!» Вы должны помнить об этом, даже когда тема широка или вовсе абстрактна. Чем длиннее стихотворение, тем меньше читателей соизволят его прочесть.

8. Когда вы пишете длинное стихотворение, старайтесь правильно обрабатывать КАЖДУЮ ИДЕЮ, которую вы высказываете.

а) Если вы употребите больше слов, чем требуется для её раскрытия рискуете оказаться в глазах читателей пустомелей-графоманом, даже если в вашем произведении содержиться серьёзная смысловая начинка. Они её просто не заметят в таком размытом состоянии. Это допустимо для прозы, но стихи губит на корню.

в) Не перенасыщайте свои стихи. Во-первых не забывайте про п.5. А во-вторых большим количеством материала трудно управлять и ещё сложнее сложить его в единое целое так, чтобы другие люди это поняли, и гораздо сложнее сделать так, чтобы читая и воспринимая, получали удовольствие.

-=—=-
А это ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ, которые несомненно пригодятся на пути к творческой вершине:

http://www.stihi.ru/2003/10/26-1103
«От дилетанта-дилетантам (методы ведения войны со стихами)»
Никому Не Говори

http://www.stihi.ru/2003/08/28-61
«Как выжить на сайте стихи.ру. Не-FAQ, практические навыки»
Docking The Mad Dog

Источник

Советы, как писать стихи правильно для начинающих: с чего начать, о чем писать

О чем написать стих темы. Смотреть фото О чем написать стих темы. Смотреть картинку О чем написать стих темы. Картинка про О чем написать стих темы. Фото О чем написать стих темы

Здравствуйте! Сегодня мы поговорим о литературе не вообще, а в частности: о поэзии и прозе, которые я написал в молодости и дальнейшие годы. Что из этого получилось – судить вам. Дам несколько советов, как писать стихи правильно для начинающих: с чего начать и про что писать.

Так случилось, что сначала я увлекся поэзией, а в дальнейшем решил попробовать себя в прозе. В то время я ощущал себя, как начинающий поэт. Что из этого вышло, вы скоро поймете, прочитав эту заметку и мои белые стихи. Сочинять я стал в студенческие годы. Однажды я написал небольшое произведение ко дню 8 Марта нашим однокурсницам. Это был первый хороший стишок. С тех пор пошло и поехало.

Не то, чтобы я писал каждый день, но раз в месяц, иногда чаще, иногда реже, я писал белые стихи. Я думал, что это увлечение со временем пройдет, но шли месяцы и годы, но муза не покидала меня. Меня это удивляло, радовало и огорчало. Жизнь шла своим чередом, я работал и учился в прямом смысле слова, это были самые напряженные годы в моей молодости, но я продолжал сочинять.

В то время я показал свои произведения в редакции двух местных газет, но мне сказали, что надо учиться, нет рифмы и т.д. Одним словом, я положил свои тетрадки в стол, и они пролежали там долгие годы.

Как писать стихи

Что можно сказать по этому поводу, какой дать совет, а именно как написать стихи для начинающих? Во-первых, надо любить поэзию, читать не только современных поэтов 20-21 веков, но и классиков русской и зарубежной словесности 18 и 19 веков. Надо определиться для себя с темой – о чем писать и для кого? Когда есть цель, то, как правило, идешь к ее достижению. Далее мы рассмотрим, как писать стихи для начинающих.

Прежде всего человек должен начинать с азов. Надо научиться писать грамотно, соблюдать рифму и изучить вопрос, как писать правильно. Обязательно ознакомиться с основами стихосложения, какой размер выбрать. В русском языке их всего пять: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест.

Дальше, какую рифмовку выбрать К основным способам рифмовки относят смежную, кольцевую, перекрестную, холостую. Дайте волю своему воображению – то, что в обычной разговорной речи не очень уместно, может быть позволено в поэзии.

Не забывайте про выразительные средства и стилистические приёмы: метафоры, гиперболы, эпитеты и многие другие подходящие по смыслу выражения. Но не перестарайтесь и не загромождайте свое выстраданное произведение. Я надеюсь, что ответил коротко на вопрос.

Добавлю важные пункты для правильного написания произведений: читайте много поэзии и развивайте словарный запас, пишите грамотно, чаще практикуйтесь и не бойтесь критики. Также используйте художественно-поэтические средства. Подробнее вы можете прочитать в статье Анастасии Сергеевой:

Здесь я попытаюсь немного рассказать, как научиться писать стихи с нуля, с самого начала. Вспомним школу, уже на уроках литературы в начальных классах учитель предлагает ученикам продолжить известные строки русских писателей своими авторскими рядами.

У кого получается хорошо, а кто-то и двух слов связать рифмой не может. В юном возрасте приходит первая любовь, душа рвется на волю, хочется писать стихи и творить.

О чем написать стих темы. Смотреть фото О чем написать стих темы. Смотреть картинку О чем написать стих темы. Картинка про О чем написать стих темы. Фото О чем написать стих темы

На ум приходят сладостные речи, человек во весь голос кричит словами о своих чувствах. Насколько это профессиональные строки, судить сложно, ведь эти слова льются от души и предназначены только любимому юноше или любимой девушке.

А как научиться писать стихи так, чтобы можно было смело демонстрировать их обществу, своим сверстникам, друзьям и родственникам, а также гордиться своими плодами литературного творчества?

Как научиться писать стихи

У многих начинающих поэтов возникает вопрос, как придумать стих. А в дальнейшем времени и про что написать? Со временем в процессе обучения и тренировки это отойдет на второй план. Главное – это желание писать, высказать правильно свои мысли и грамотно облечь все это в стихотворную форму.

О чем написать стих темы. Смотреть фото О чем написать стих темы. Смотреть картинку О чем написать стих темы. Картинка про О чем написать стих темы. Фото О чем написать стих темы

Форма включается в себя следующие понятия: знание плюс чувства, плюс воображение равно результату творчества. Иногда говорят про музу, которая посещает человека и наделяет его окрыленными мыслями, в результате чего и получается произведение. Существуют правила написания стихов, вот некоторые из них.

Важно знать правила ритмики, чередование безударных и ударных слогов в строке. Напомню, что размеры делятся на хорей и ямб (двусложные) и дактиль, амфибрахий, анапест (трехсложные). Эти особенности отличают прозу от поэзии.

Как писать стихи в рифму? Надо поработать над изучением ритма, конечно, не стоит часами сидеть и придумывать рифму к одному слову, а подобрать логическое окончание строки – нехитрое дело!

Использование художественных средств позволит вам украшать свое творчество, выражать в скрытой форме свои чувства, передавать послания читателям и т.д. Важно освоить метафору, метонимию, гиперболу, аллегорию, сравнение, и тогда произведение заиграет новыми яркими красками.

Когда человека что-то волнует, и он хочет сочинить что-нибудь, слова сами ложатся на бумагу, получаются трепетные и задушевные строки. Он не думает в этот момент, о чем писать. Живые мысли становятся словами, рождают свое детище – произведение, которое заставляет читателей сопереживать, радоваться или плакать с вашим героем. Предупреждаю, что писать под заказ не каждый сможет – иногда это получается уныло и бессердечно.

Если после прочтения человеку есть, что сказать, он полон эмоций, в душе клокочут чувства, значит, вы правильно подобрали слова и ритм поэзии. Написать хорошие стихи, что может быть лучше! Задели за тайные струны души читателя – это многого стоит!

Да, такие стихотворения наполнены изысканными образами, удивляют и приносят удовольствие читателям. Тайные смыслы, затерянные мысли, загадочные образы – вот цель настоящего искусства.

Чтобы добиться таких результатов, нужно много читать, думать, мечтать, мысленно создавать образы для будущего творчества. Как сочинить стих, и какие существуют способы для этого? Способов выразить свою мысль существует множество, перечислим основные виды поэтических произведений:

Каким видом поэтического произведения воспользоваться – выбор за автором! Главное, чтобы вдохновение было рядом, и слова просились на бумагу неустанно. Наслаждайтесь поэтическим творчеством классиков, современных писателей, творите свои шедевры – и делайте мир краше, добрее и счастливее! Вот основная задача поэтического и писательского слова!

Как писать стихи для начинающих

Начинающим писателям следует помнить про ритм, один лишний слог способен погубить всю композицию. Не стоит рисковать смыслом ради замысловатой фразы, чем проще, тем доступнее для людей и общества.

Творчество – это непрерывный процесс, а не результат. Нельзя утром сказать “Вот я сегодня напишу что-нибудь”, ведь муза посещает человека в состоянии душевных переживаний, эмоций, а просто строчить бездарные строки – бесполезно. Вначале нужно придумывать обучение, с помощью которого вы освоите правила написания стихов.

О чем написать стих темы. Смотреть фото О чем написать стих темы. Смотреть картинку О чем написать стих темы. Картинка про О чем написать стих темы. Фото О чем написать стих темы

Чтобы произведение было поэтичным, вам следует избегать штампованных рифмовок, мол “слезы-грезы”, “небеса-чудеса”. Не нужно никому подражать, ваш стиль написания должен быть индивидуальным и неповторимым! Стих, как песня, должен быть понятным и музыкальным. Нужно много читать, как классику, так и современное творения писателей, учиться и всегда стремиться к совершенству.

Пишите, по возможности чаще, пусть из десяти девять уйдут в корзину, зато вы будете оттачивать мастерство. Учиться правильно подбирать причастные и деепричастные обороты, умело использовать метафорические структуры, искать свои неожиданные и неповторимые образы. Написание стихов дело сложное, но интересное. Научить себя правильно писать – это большой труд.

Думаете, что все они про любовь? Нет, конечно. Можно попробовать себя в разных жанрах, например, послания: рассказать друзьям, родным, и даже незнакомым людям про свои чувства и переживания. Открыть свою душу, стать на миг ближе к окружающим людям, подарить им теплое слово и хорошее настроение! Я надеюсь, теперь вы знаете, как написать стихотворение.

Повышайте общую грамотность, изучайте правила грамматики и правописания, читайте, пишите диктанты, пересказывайте тексты, наслаждайтесь процессом обучения и вдохновляйте на новые литературные свершения своих любимых. Помните, что поэтическим даром обладают немногие, но научиться писать может каждый! Ссылка на статью:

Стихи Николая Зверева

О чем написать стих темы. Смотреть фото О чем написать стих темы. Смотреть картинку О чем написать стих темы. Картинка про О чем написать стих темы. Фото О чем написать стих темы

Здесь творчество на разные темы: о любви, о дружбе, о природе, о работе на селе, об учебе, о родственниках, о друзьях, о том, что мне дорого и близко. Писались они в разные годы, выбрал я самые удачные и лучшие, что было из написанного мной в годы моей молодости.

Скажу вам честно, писалось не всегда легко и сразу. Муза – подруга капризная: может посетить и уйти в одночасье. Каждое произведение прошло через душу и сердце, в каждом много из пережитого, увиденного в жизни. Но теперь пришло время, я решил выставить на ваш суд, читатель, свои произведения.

Прежде чем их выложить в данной заметке, я десятки раз перечитывал их, да и другие, не вошедшие сюда. И мне кажется, что все сложилось и получилось более менее удачно. Конечно, я не профессиональный поэт и писатель, но как говорится, что написано пером, не вырубить топором! Читайте, жду ваших откликов. Ниже дана ссылка на мои первые произведения.

Мои сборники “Откровение души” и “На рубеже веков”

Продолжаем наш разговор о поэзии. Вернее сказать, я продолжаю знакомить вас, дорогой читатель, со 2-ой частью сборника своих белых стихов. Большинство из них были написаны в конце прошлого бурного двадцатого века, так что пора было им появиться на свет.

О чем написать стих темы. Смотреть фото О чем написать стих темы. Смотреть картинку О чем написать стих темы. Картинка про О чем написать стих темы. Фото О чем написать стих темы

«Откровение души» – так я назвал 2-ю часть сборника своих стихов. В ней прослеживаются те же темы, но присутствует больше любовной лирики. Как получилось, судить вам. Ссылка на чтение:

Продолжаем разговор о поэзии, о моих произведениях. В юности и молодости я любил читать А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова – это мои самые любимые поэты 19 века. Также читал Федора Тютчева, Афанасия Фета, Евгения Баратынского и многих других.

Из современных поэтов, к сожалению, никого не знаю, но в 70-90 годы прошлого века читал Евгения Евтушенко, Эдуарда Асадова, Николая Доризо, Расула Гамзатова и других. Тогда эти мастера жанра гремели на всю Россию, их знал каждый школьник и студент.

О чем написать стих темы. Смотреть фото О чем написать стих темы. Смотреть картинку О чем написать стих темы. Картинка про О чем написать стих темы. Фото О чем написать стих темы

Сегодня я представляю последнюю часть своих рукописей, она называется “На рубеже веков”. Часть 3. Продолжение всех предыдущих тем и, конечно, любовной лирики, которая занимает определенное место в моем творчестве. Поверьте, писать о себе, о пережитом – это одновременно легко и сложно. Кто когда-либо занимался сочинением, тот поймет меня. Читайте по этой ссылке: Стихи Николая Зверева. На рубеже веков. Часть III

Заключение

Хочется добавить несколько слов о поэзии, как источнике вдохновения и красоты, об этом удивительном способе передавать свои чувства и переживания посредством написания стихотворных произведений.

Не каждому дано правильно и красиво излагать свои мысли на бумаге. Но если вы серьезно решили освоить это ремесло, то смело изучайте то, что вам интересно в сфере познания поэзии.

И со временем результат будет, уж поверьте мне. И тогда вам не стыдно будет показать свои творения родным, друзьям и близким людям! Дорогой друг! Я надеюсь, что в данной статье ответил на вопрос “Как писать стихи правильно для начинающих”.

Если вас тронули мои произведения, я буду рад узнать ваше мнение о том, что вам понравилось или нет. На все ваши комментарии отвечу с удовольствием. Желаю вам здоровья, приятного чтения и хорошего настроения! До свидания. До новых встреч!

Понравилась статья? Поделись!

2 комментария

О чем написать стих темы. Смотреть фото О чем написать стих темы. Смотреть картинку О чем написать стих темы. Картинка про О чем написать стих темы. Фото О чем написать стих темыАвтор: Владимир Енговатов

Здравствуйте, Николай Харитонович!
Не первый раз просматриваю данную статью. Тема настолько серьезна, что с первого раза, как с первой любовью. Свято и торжественно, а главное неповторимо.
Вернулся к вам на статью об авторе, там пролистал, а здесь пишу все, как на исповеди.
После этой статьи потянуло меня на стихи. Написал и пошел к своему другу филологу. Написал всего три строчки. На четвертую ума не хватило.
Рассказал, а она мне, стихи не сложно написать, а вот шедевр, вершина не всем доступна.
Я не профессионал, а вы прячете за ссылками свои стихи. Я их извлекаю и привожу ниже. Может есть те, кто проведет рецензию и оценит.
Часть III

Спасибо Вам, за то, что было,
Спасибо Вам за доброту.
А время так неумолимо,
В нём видишь боль и красоту.

А время нас разъединяет,
Меняет каждый день и час.
И чувства новые рождает,
И притупляет боль утрат…

А жизнь нас учит постоянно,
Как надо жить и поступать.
Всё в этом мире очень странно,
А так всё хочется познать.

Как хочется встречать рассветы,
Как хочется любить душой,
С тем человеком, что – на веки,
С тем человеком, что с тобой.

А за окном жара, и август,
И лес чернеет у реки.
Пусть принесет он всем нам счастье,
Надежду, веру, и любовь…
* * * 2001 год
Спасибо! Вы подсказали мне, что стихи надо пробовать писать. Конечно, уровня Пушкина, Есенина мне никогда не достичь, но пробовать надо.
Только где эта чертова муза?
Она ко мне не приходит, а вот вас посещает. И это прелестно. Вы побуждаете к возвышенному, к красоте, а это благородно с вашей стороны.
Спасибо большое.
18:28 04.04.2021 года

О чем написать стих темы. Смотреть фото О чем написать стих темы. Смотреть картинку О чем написать стих темы. Картинка про О чем написать стих темы. Фото О чем написать стих темыАвтор: Николай Зверев

Здравствуйте. Владимир Анатольевич! Спасибо большое за такой теплый отзыв о моих стихах. Я рад, что хоть одно из них вам понравилось. В скором времени я думаю их опубликовать на сайте поэзия.ру, или похожем, а также свои рассказы и повесть. А осенью, или в конце года, как только будет финансовая возможность 100-200 экземпляров отдам в печать в издательство. Ко мне муза тоже приходила не всегда, и не часто. Понимаете, помимо желания писать нужно еще вдохновение. Я знал одного воронежского поэта, который будучи в преклонном возрасте писал стихи о природе, дружбе, любви. Не каждому дано писать, но стремиться к этому нужно! Если со временем, не пропадет желание. Здоровья, успехов, удачи!

Оставить комментарий

Подписка на статьи

Делюсь интересной информацией не только на блоге, но и в социальных сетях!

YouTube Instagram Facebook Вконтакте Одноклассники

Источник

О чем написать стих темы

Весьма познавательно! 🙂 Даже не подозревала раньше, что техника написания стихов еще и на виды делится.

Базовые, декоративные и дополнительные техники работы с текстом

Техники написания поэтических текстов можно разделить на три группы: базовые, декоративные и дополнительные. Базовые техники составляют основу стихотворения с точки зрения композиции, они определяют его ритм, задают ему темп. Выделяют три разновидности базовых техник, причем вполне возможно последовательное использование их всех в одном стихотворении.

Относительно применения той или иной техники или техник в том или ином случае, никаких правил не существует. Как правило, их выбор определяется произвольно, в соответствии с замыслом стихотворения. Однако весьма жесткие требования к построению стиха предъявляет любая базовая техника, при этом их нарушение не допустимо. Текст, написанный с учетом только этих требований, считать стихом нельзя.

Для того чтобы произведение приобрело поэтическую форму, необходимо использование декоративных и дополнительных техник. Декоративные техники можно сравнить с красками, нанесенными на лист бумаги. Базовая техника становится листом, а декоративные техники — красками, которые придадут этому листу художественное значение. Декоративные техники в поэзии — незаменимый элемент, служащий для придания выразительности, акцентировании внимания читателя на самых важных, с точки зрения автора, моментах в стихотворении.

Использование дополнительных техник в стихотворение усиливает фонетическую связь между словами в каждой строфе. В результате стих становится легким для восприятия на слух. Однако дополнительные техники применять не так просто. Они представляют собой тщательную работу с буквами и слогами, в результате которой созвучие проявляется не только в рифмах, но и начальных слогах либо буквах соседних слов.

Кроме этого возможен побор слов таким образом, чтобы их звучание усиливало выразительность стиха, и при этом осуществляло фонетическую связку между ними, например «шелестящий шепот». В идеальном стихотворении каждое слово фонетически оказывается связано с другим словом, однако требование это не является строго обязательным. Использовать дополнительные техники во всем стихе довольно сложно, хотя это более чем оправданно.

Базовые техники: классическая техника

Классическая техника относится к базовым, то есть, составляет «скелет» стихотворения. Требований к размерности и ритмике стихотворения при использовании классической техники в соответствующих учебниках можно найти не мало. Однако все они сводятся к трем простым правилам.

Первое заключается в том, что в одной строфе все строки должны иметь метрические аналоги. То есть, строка, написанная с определенным чередованием ударных и безударных слогов, обязательно должна соответствовать другой строке, имеющей такой же ритмический рисунок в пределах одной строфы. Такие строки могут объединяться парами или тройками, в принципе их количество в строфе может быть любым, важно одно — оставлять строки-одиночки в стихотворении нельзя.

Если точно попасть в метр не удается, а такая ситуация случается нередко, его нарушение можно компенсировать использованием одного и того же числа ударений или слогов в сочетающихся друг с другом строчках. Если же сохранить метр в определенной части стихотворения и вовсе не получается, это можно замаскировать усиленным использованием декоративных техник. В противном случае, стихотворение будет сложным для восприятия, а смысл его понять будет практически невозможно.

Иногда при использовании классической техники некоторое отступление от правил даже приветствуется. Так, ломаный в последней строке стихотворения метр, придаст ему больше выразительности, поможет привлечь внимание читателя. При работе с классической техникой автору важно помнить, что поэзия — далеко не точная «наука», и целесообразное отступление от ее правил может стать одним из самых сильных козырей конкретного стихотворения. Важно только такими отступлениями не увлекаться.

Ломаный стих

Ломаный стих, так же, как и классическая техника, представляет собой набор приемов для базового написания стиха. Однако, в отличие от стихотворных текстов, написанных с применением классической техники и в силу этого предполагающих некоторую монотонность, ломаный стих, как видно из названия, имеет рваный ритм, за счет чего достигается большая эмоциональность в изложении. Однако нарушение ритмики необходимо компенсировать — в противном случае стих будет сложен для восприятия. Это делается с помощью декоративных техник.

Одно из важнейших требований при использовании в качестве базовой техники ломаного стиха — строгое соблюдение рифмы. Созвучия в окончаниях строк являются их единственной связью в строфе, поэтому их применение обязательно. Метр ломаного стиха также не является произвольным. По своей сути он представляет собой какой-либо из традиционных метров, расширенный с помощью дополнительных пауз, либо убранных слогов.

Разрывы метра (те участки строк, где метр ломается) выделяются интонационно. Для этого строка разбивается на несколько частей в местах этих разрывов. Для поэтических произведений, написанных ломаным стихом, характерно употребление коротких, афористичных фраз. Разновидностей этой техники существует не мало. Между собой они различаются исходным метром, а также количеством и порядком вставленных пауз либо убранных слогов.

Ломаный стих, несмотря на то, что он является во многом произвольной техникой, использовать довольно сложно. Это объясняется тем, что, не имея строгих алгоритмов работы, автор должен действовать интуитивно, полагаясь в основном на свой вкус и чувство ритма. Именно поэтому, написание поэтических произведений с использованием в качестве базовой техники ломаного стиха, несмотря на известную степень свободы, требует от автора особого опыта и умения.

Верлибр

Верлибр, также как классическая техника и вольный стих относится к базовым техникам работы с поэтическим текстом. С точки зрения степени свободы, которая предоставляется автору рамками метра, верлибр является самым «вольным» базисом.

Если классическая техника почти всегда требует строго соблюдения условий ритмики, вольный стих допускает некоторые отклонения, то верлибр не принимает ритмику и метр вообще. Однако за всякую свободу приходится платить. В случае с верлибром работать придется над декоративными техниками — они должны использоваться в максимальном количестве, компенсируя отсутствие метра как такового.

Декоративные техники: работа с буквами и слогами

Работа с буквами и слогами является декоративной техникой и то, насколько правильно она применена, определяет не только звучание стихотворения, но задает ему тон, определяет его настроение. Проведение этой работы можно сравнить с наведением порядка в фонической составляющей стиха, оно обязательно даже в том случае, если автор отказывается от рифмы. В противном случае получившийся текст отнести к поэзии нельзя.

Несмотря на то, что техника предполагает осуществление отбора и букв, и слогов, работа со слогами, как правило, оказывается не нужна, если работа с буквами выполнена правильно. Ее можно разделить на две части — работу с гласными и работу с согласными. В аспекте этой техники гласные создают основной рисунок стиха, в зависимости от ударности или безударности определяют его ритм. В это время согласные отвечают за выразительность яркость.

Однако, работая с буквами, важно помнить, что даже одна неправильно подобранная согласная или гласная может нарушить гармонию стиха, сломать все, кропотливо выстроенное автором. Ударные гласные своим звучанием задают основное настроение стиха, безударные оттеняют их, подчеркивая созданное впечатление. Однако в основе стиха может лежать сразу несколько гласных звуков, главное — не ошибиться при их комбинировании. То же можно сказать и о согласных. Будучи правильно расставленными в стихе, согласные звуки способны подчеркнуть звучание гласных. Согласные придают стиху дополнительные оттенки, многократно усиливая влияние гласных звуков.

Эмоциональный оттенок, который придаст стиху употребление того или иного согласного звука, определить легко. Для этого нужно подобрать несколько слов, начинающихся с буквы, которая обозначает данный звук. Вероятнее всего у них будет некая общая черта, выделив которую будет не сложно определить, какое влияние согласная окажет на стих.

Декоративные техники: работа с рифмами

Подавляющее большинство стихотворений написано с использованием созвучий в окончаниях строк — рифм. Отказ от них допустим, однако в этом случае автор должен безупречно провести работу со слогами и буквами, в противном случае стихотворное произведение к поэзии отнести нельзя.

Использование рифм требует особого мастерства. Оно не должно сводиться к простому подбору слов, имеющих созвучные окончания, как минимум вся предыдущая строка должна подготавливать читателя к появлению той или иной рифмы. Вместе с этим созвучие должно быть устойчивым и достигаться оно должно оригинальным образом.

Рифма, появление которой легко предсказать, не производит впечатления на читателя, от чего страдает весь стих. Простые или распространенные рифмы могут употребляться автором, однако в этом случае должна быть проработана фонетика стихотворения, придающая им дополнительный оттенок.

Одними из самых сильных созвучий являются рифмы, образованные в окончаниях разных частей речи. Однако подобрать устойчивое созвучие в этом случае может быть непросто. Если сделать это не получается, слабое созвучие в окончании строки можно усилить соответствующей фонемой, расположенной в начале следующей строки. Подобные приемы используются и в том случае, если слово-рифма содержит звук, нарушающий фонетический рисунок стиха. В этом случае в предыдущем или последующем слове употребляется фонема, способная смягчить этот эффект.

Подбор устойчивых и вместе с этим небанальных созвучий является весьма трудоемкой задачей. Руководство для выполнения ее составить практически нереально, а настоящее умение составления рифм приходит к автору только вместе с опытом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *