О чем может рассказать русский поднос русские лаки традиции мастеров
Рассказ о русском расписном подносе
Марина Ерезеева
Рассказ о русском расписном подносе
Расписные подносы… Без них трудно представить себе русский быт прошлого века, праздничное застолье, трактир, чайную. Изготовление железных расписных лакированных подносов в России началось в 18 веке в Нижнем Тагиле, позднее это производство освоили петербургские, а затем и подмосковные мастера. Каждый центр изготовления подносов выделялся своеобразием художественных решений. На нижнетагильских подносах конца 18 – первой половины 19 века изображались пейзажи, а также исторические и мифологические сцены. Распространены были и цветочные росписи. Нижнетагильские подносы часто имели высокие борта с ажурными просечными узорами. В 1830 – 1850-х годах подносы петербургских мастерских украшались орнаментами в стиле позднего рококо. Легкие, порой асимметричные композиции из изящных цветов, экзотических птиц и декоративных архитектурных пейзажей дополнялись золотистыми узорами. Начиная со второй половины 19 века ведущим центром изготовления подносов становится подмосковный жостовский промысел, который и донес до наших дней это яркое, красочное искусство. С конца 1870-х годов складывается оригинальный стиль жостовских росписей, для которого характерно сочетание конкретности изображения и яркой декоративной условности. Самым распространенным мотивом становятся букеты. Положенные на черный или цветной фон, они словно выступали из его мерцающей глубины, цветы казались легкими, полуобъемными. На многих подносах изображались своеобразные экзотические пейзажи. В основе искусства мастеров современного Жостова – виртуозное владение всеми приемами жостовского письма. Многие художники вводят в свою живопись новые сюжетные и орнаментальные мотивы. Но разнообразие творческих почерков не нарушает стилистической цельности жостовского искусства.
«В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу». Содержание: Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве. Загадывание загадок о предметах.
Занятие развлечение для детей подготовительной группы «В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу» «В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу» (занятие развлечение для детей подготовительной группы) Проводится в «Русской.
Конспект ООД по декоративному рисованию в подготовительной к школе группе «На жостовском подносе в зеркальной глади лака» Конспект ООД по декоративному рисованию в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности»На жостовском подносе в зеркальной.
Куклы в русском народном костюме Как то обдумывая, как мне лучше познакомить деток с русским народным костюмом, захотелось мне создать, что нибудь своими руками. Просмотрев.
Презентация «Образ лисы в русском фольклоре» Слайд 1 «Лиса в русском фольклоре» Слайд 2 Стихи о Лисе Вы не видели в лесу Ярко-рыжую лису? Эта рыжая плутовка След свой прячет очень.
Презентация на русском языке к стихотворению Г. Гейне «Die Lorelei» Уважаемые коллеги, учителя немецкого языка и просто любители. Я приготовила презентацию на русском языке к стихотворению «Лорелея». Очень.
Рисование манкой на подносе детям от 2 лет до 3 лет Сейчас в своей практике я очень часто использую различные технологии. Очень хорошо использовать в рисовании манную крупу. Мои ребята с.
Сценарий детского праздника-занятия «В тереме расписном я живу, к себе в гости всех друзей приглашу» Сценарий детского праздника-занятия на тему: «В тереме расписном я живу, к себе в гости всех друзей приглашу». Цели: • Продолжить знакомство.
Занятие по аппликации в младшей группе «Лошадка в русском народном стиле» ЗАНЯТИЕ ПО АППЛИКАЦИИ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «ЛОШАДКА В РУССКОМ НАРОДНОМ СТИЛЕ»Цели и задачи:- Учить детей последовательно наклеивать готовые.
О чем может рассказать русский поднос русские лаки традиции мастеров
Творческая работа: Укрась цветочной росписью поднос.
Вид изобразительной деятельности: Декоративная композиция по мотивам жостовской росписи (гуашь, кисти).
Основные цели и задачи урока созвучны предыдущему уроку. Уточняются и углубляются знания о последовательности выполнения художественно-творческой задачи: формировать представление об общности художественных приемов цветочной росписи в разных центрах народного творчества.
Примерный ход урока
1. Путешествие в прошлое. «Жостовский поднос и его хозяин» (У., с. 18—19). Искусство росписи по металлу. Традиции Жостова.
2. Беседа о сходстве и различиях в приемах кистевой росписи мастеров Жостова и Городца.
3. Проговаривание учащимися состава своей композиции цветочной росписи на подносе и приемов ее выполнения. Самостоятельная работа на отдельном листе (У., с. 19) или в творческой тетради (с. 9).
4. Итоги: обсуждение художественных удач школьников при анализе их эскизов росписи подносов; выводы учителя о том, что следует учесть во время работы над подносами на уроках художественного труда.
Урок начинается с увлекательного путешествия. Перед третьеклассниками предстают картины жизни и быта, связанные с добрым и красивым обычаем на Руси — чаепитием (см. иллюстрации в учебнике (с. 18—19) и справочный материал к уроку).
Для активизации детского творчества и решения третьеклассниками художественной задачи на вариации мотивов жостовского букета желательно обратить внимание на сходство и различие в приемах кистевого письма мастеров из разных центров народных художественных промыслов. Приведем один из примеров сопоставления приемов жостовского письма с приемами росписи Городца.
Так, уже начало росписи цветка розы с замалевка намного расширяет представление младших школьников о роли пятна как выразительного средства. Ранее они знакомились с этим изобразительным приемом в росписи городецких изделий. Городецкие мастера с первого мазка стремятся получить почти окончательный декоративный эффект. Пятно цветка купавки, или розана, дорабатывается лишь приемом темной и светлой оживки. Совсем другие возможности мазка в жостовской росписи. В свободном мазке кистевой росписи жостовский мастер как бы чего-то не договаривает, оставляет за собой право произвести доработку цветка. И учащиеся пробуют также начать свой неторопливый рассказ кистью о красоте декоративного цветка, но так, чтобы было что досказать о нем кистью и на следующих этапах работы.
Значительно расширяются представления учащихся о значении цветной линии в усилении выразительности образа. Вновь стоит обратиться к сопоставлению белой линии в городецкой росписи и в жостовской живописи. Четкий ритм белых бусинок-точек, штрихов и дужек на городецких цветах завораживает, вносит свет и усиливает мажорность цветочной росписи. В жостовских букетах есть множество цветных линий самого разного оттенка (розовые, голубые, бледно-желтые, светло-зеленые — всех оттенков не перечислить). И эти легкие линии-чертежки придают особую воздушность и трепетность растениям в букете.
В творческой игре элементы послойного жостовского письма могут натолкнуть ребят на эксперимент с художественными материалами и поиск выразительных средств для воссоздания образа цветка.
Краткий справочный материал
Жостовский поднос и его хозяин: «Чаепитие дома», «Чаепитие в трактире». Слова «поднос», «самовар», «чаепитие» невольно вызывают в нашей памяти сцены из размеренной жизни россиян прошедших столетий. Чай на Руси умели и любили пить. В книге Василия Белова «Лад» читаем: «В хоромах купцов Строгановых почетного гостя поили заваренной „травкой». которая, по свидетельству историков, даже на столе царя Алексея Михайловича бывала не каждый день. От Соли Вычегодской начал свое торжествующее хождение по Руси этот дивный восточный напиток. Чай, по-видимому, сильно потеснил в русском быту сбитень, а также плодовые и ягодные напитки, хотя с квасом ему трудно было тягаться. За короткий исторический срок чаепитие на Севере Руси настолько внедрилось, что самовар стал признаком домашнего благополучия и выражением бытовой народной эстетики. Он как бы дополнял в доме два важнейших средоточия: очаг и передний угол, огонь хозяйственный и тепло духовное, внутреннее. Без самовара, как без хлеба, изба выглядела неполноценной, такое же ощущение было от пустого переднего угла, либо от остывающей печи». (Белов В. И. Лад: очерки народной эстетики / В. И. Белов. — С. 166.)
Не удивительно, что «расписные и нарядные подносы, производимые сначала в Нижнем Тагиле, а затем и в Жостово, быстро стали необходимой принадлежностью при чаепитии. Каких только форм не имели подносы: гитарные, крылатые, восьмиугольные, овальные, прямоугольные, круглые. Тогда же возникла и определенная иерархия форм и размеров подносов: „скатертные» в размер стола, круглые и овальные поменьше, квадратные чайные, маленькие закусочные, треугольные для угловых столиков и, наконец, детские». (Наше наследие. — 1991. — № V (23). — С. 155—159.)
Потчевать чаем гостеприимно, радушно было принято не только в домах, но и в трактирах. Живо представить себе интерьер одного из извозчичьих трактиров и то, как чаевничали в то время, помогает картина Б. М. Кустодиева «В трактире» (У., с. 18).
О постоянных посетителях одного из московских трактиров и рассказывает картина Б. М. Кустодиева. Извозчики неторопливо и с достоинством пьют чай. Половые сбились с ног, поднося все новые чайники с кипятком. Один из них несет чайники на подносе по всем правилам: он держит его на пяти пальцах вытянутой левой руки, голова откинута чуть назад, грудь выставлена. На стойке буфета не случайно видны среди снеди свинина и жирная колбаса: извозчики с холоду любили то, что пожирнее. В бытовую картину как составная часть включен великолепный натюрморт из нескольких рядов фарфоровых расписных чайников, больших и маленьких; рядом, на стене, — расписные гитаровидные подносы.
От всего увиденного на картине веет уютом и радушием. Это и тепло духовное, отраженное в свете лампады перед иконой, озаряющем строгие черты лиц извозчиков. Это и тепло большого застолья, во время которого размеренно чаевничают гости московского трактира.
Когда турист попадает в какую-либо страну, его внимание в поисках сувениров обращается на растиражированные символы страны. Применительно к России общеизвестны матрешки, шкатулки, ушанки, гжель и т.п. В это же число входят Палех и Федоскино, Холуй и Мстера, Жостово, наконец, которому и будет уделено основное внимание ниже.
Расписной поднос, незаметно входящий в дом
Подносы в мюнхенском доме
Жостово. Уличная вывеска
Очень характерные особенности быта такого Подмосковья схвачены на фотографии американского фотографа Джилл Боу (Jill Bough).
Зима в Подмосковье
Работа была показана на выставках в Сохо в Нью-Йорке и ЦДРИ в Москве. Мне удалось получить информацию об этом снимке непосредственно от автора, которая живет в небольшом американском городе Боземан (Bozeman) штата Монтана. Снимок сделан в Мытищинском районе Московской области в 1998 году (предположительно, в Болшеве, вблизи Жостова). Позволю себе заметить, что Болшево является городом в отличие от поселка Жостово. (Эта большеформатная фотография 18″x12″ с автографом висит в раме у меня дома.)
Жостово. На природе с покупками
Во всех туристических путеводителях в качестве сувениров рекламируются изделия российских кустарей. Не странно ли? Я что-то не видел, чтобы при туристическом описании США рекомендовались бы изделия афроамериканских кустарей или мастеров индейских резерваций. Вероятно, характер сувениров приспосабливается к уровню развития региона. А может, я заблуждаюсь. Вне зависимости от моих заблуждений изделия российских промыслов заслуживают внимания. И жостовские расписные подносы не в последнюю очередь.
Из истории расписных подносов
История первых металлических подносов, украшенные декоративной росписью, в Подмосковье связано с именами семьи Вишняковых. Филипп Вишняков, крепостной графа Шереметева, выйдя на волю, создал свою мастерскую. Сами хозяева промысла обозначали это так: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч. существует с 1825 года». Клеймо Вишняковых до сих пор является лучшей характеристикой лакового изделия. При аукционной продаже такое клеймо на обороте подноса или на крышке шкатулки повышает стоимость в десяток раз.
Поднос ко дню рождения (лицевая и обратная стороны)
Как же рождался и рождается ныне расписной поднос? Когда-то работа скульптора была образно сформулирована Огюстом Роденом: взять глыбу мрамора и отсечь от нее все лишнее. С той же долей серьезности определения: в производстве подносов все тоже предельно просто.
Популярные сюжеты
В период развития промысла преобладали сюжетные композиции. Например, «Тройка», «Чаепитие». Такие подносы использовались для украшения интерьера домов и трактиров, а также функционально для сервировки столов. Уже в давние времена становления мануфактуры проявлялись типичные особенности народных промыслов: повторяемость сюжетов при многообразии деталей изображения в каждом изделии. Иллюстрацией этого могут служить, например, вишняковские подносы 1880-х годов с названными ранее сюжетами.
Многократные реминисценции темы чаепития можно увидеть и в современных изделиях, как массовых серий, так и работы профессиональных художников. В этом подносе живопись передает все нюансы картины К. Маковского.
Особая праздничность и задор отличают каждую тройку, представленную на подносах.
Цветочные мотивы в росписи подносов мастерской Вишнякова, по-видимому, появились в 1870-е годы. Редкий такой поднос имеется в фондах Русского музея.
Богатство цвета и форм
Без особых усилий можно было бы дополнить подборку до полной радужной гаммы.
Роспись подносов в Жостово осуществляется масляными красками, разбавленными льняным маслом и скипидаром. Работают мастера беличьими кистями разных размеров. На технологии письма останавливаться не хочется, так как была договоренность о преобладании впечатления над багажом знаний. Роспись ведется без предварительного рисунка, без букета перед глазами. Момент творчества, фантазии, наития. Плод быстрой неповторимой импровизации (по определению искусствоведа А. Бакушинского).
Россией не ограничивается
Нам, привыкшим к твердой связке понятий расписного подноса и Жостово, порой кажется, что в наши дни изготовление расписных подносов это удел только промыслов России. Уже упомянутые мной мои друзья-любители жостовских подносов искренне воспринимают их не только как родоначальников, но и как основных производителей.
Также как в жостовских изделиях, в росписи подносов широко используются букеты и цветы. Порой по стилистике они очень близки к российским образцам.
Расписной поднос фирмы Nash Co (Nashсo). Скромный серо-голубой фон и мягкие тона букета. По всему контуру выполнен прорезной узор, что не часто встречается в жостовских подносах.
Конструктивно идентичные два подноса, но решенные в другой гамме. Размеры первого подноса примерно 18″x13″.
Размеры следующего подноса немного больше: 20″х15″. На обороте имеется маркировка: «HAND PAINTED Chip & Alcohol Resistant E. T. Nash Co. N.J. 3. N.J.»
Приятной элегантностью отмечена роспись старинного подноса.
Присмотримся еще к двум цветочным подносам фирм Nashco (США) и Ian Logan (Великобритания).
Английский поднос, изготовленный в 1880-х гг., смотрится как родной брат российских подносов:
Яркий английский круглый поднос 1960-х гг. показан на следующих иллюстрациях.
Можно увидеть подносы с пейзажами, бытовыми сценами и многими другими сюжетами. Подносы широко варьируются по размеру и форме, от огромных прямоугольных до маленьких, тонких овалов, например для визитных карточек посетителей. Ниже показан поднос с улетающими гусями фирмы Nashco с размерами 22 ½’ X 10″.
Большое количество сюжетов росписей американских подносов преследуют рекламные цели. Несколько примеров таких подносов:
Фирма Lutz Beer. Редкий поднос 1910-20 гг. Размером 10″x14″, изображающих братьев Лутц, пьющих пиво свой фирмы.
Рекламные подносы изготавливаются иногда самими фирмами, а иногда заказываются на специализированных производствах. Порой названия этих производств остаются неизвестными.
Некоторые особо ценные образцы старинных toleware изделий можно найти в музеях, особенно в Соединенных Штатах.
Поднос танцы в восточном саду. Япония XIX в.
Наибольшее количество подносов с ручной росписью за рубежом России в 1940-50 гг. изготавливали фирмы Nashco Products (Нью-Йорк) и Pilgram Art. Широко распространены также подносы указанной выше фирмы Ian Logan (Великобритания). Можно также назвать британскую фирму Metal Tray Manufacturers Co Ltd.
Небольшое «лирическое» отступление.
Жостовская роспись — традиции русского прикладного искусства
Жостовская роспись — один из самых известных народных промыслов росписи подносов из металла. Благодаря труду и мастерству русских умельцев, эти подносы из предметов повседневности стали настоящими произведениями декоративно-прикладного искусства.
Жостовский поднос — каким мы его знаем.
История промысла
Родина народного промысла — деревня Жостово Московской области, а его история началась ещё в первые десятилетия XIX века. Появление промысла росписи железных подносов в Подмосковье вызвано несколькими важными событиями:
Художник за работой в мастерской Ф.Н. Вешнякова.
Расписывали эти изделия сценками из народной жизни, пейзажами.
В 1830-годы подносы ковали уже из металла, и вскоре в Жостово стали производиться только они. Несмотря на первоначальное влияние техники и сюжетов росписи уральских и петербургских подносов, к 1870-м годам жостовский поднос обрел самобытный стиль и неповторимую роспись.
В конце XIX века в России активно росли города, открывались многочисленные магазины, гостиницы, трактиры и рестораны. Все они нуждались в подносах, что способствовало развитию жостовского промысла.
В 1960 году была организована Жостовская фабрика декоративной росписи, на которой трудятся замечательные мастера и выпускаются подносы, пользующиеся большим спросом как в России, так и в других странах.
Жостовская фабрика. Советский период.
Особенности и техника изготовления жостовских подносов
Подносы имеют различные размеры и формы. Они бывают огромные, размером со стол, и маленькие, не больше блюдца. Самые распространённые формы — овальная и круглая, но встречаются прямоугольные, квадратные, треугольные, многоугольные, комбинированные.
Производят подносы из листового железа методом холодной ковки или с помощью штамповки. Перед росписью изделие грунтуют и шпаклюют, затем тщательно шлифуют и неоднократно покрывают цветным лаком. Подносы расписывают масляными красками, а после росписи несколько раз наносят прозрачный лак.
Основная тематика жостовских росписей — большие букеты из крупных и мелких цветов. Цветочный букет расположен в центре подноса. По борту подноса идет золотистый узор. Букеты могут дополняться изображениями ягод и радостных, разноцветных птиц. Также встречаются сюжеты из народной жизни, пейзажи. Издавна один из любимых сюжетов — удалая тройка лошадей.
Излюбленный сюжет — русская тройка.
Фон подносов не только черный; он может быть тёмно-зелёного, ярко-красного, синего, золотистого и даже белого цветов.
Этапы росписи:
Этапы нанесения рисунка.
Благодаря разнообразию комбинаций цветов и их расположения на подносе, каждый жостовский поднос уникален. Среди миллионов изготовленных за почти 200 лет подносов нет и двух одинаковых.
Каждое изделие — уникально.
Праздничные, яркие подносы используют не только в быту, но и как украшение.
Жостовские подносы очень популярны, поэтому их часто подделывают. Чтобы отличить настоящий поднос из Жостово, нужно прежде всего посмотреть на край подноса. Он должен быть идеально гладким и ровным. На оборотной стороне подноса должен стоять товарный знак Жостовской фабрики — цветок и кисточка.