О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс

Наука история и исторические источники — виды источников

Интерес к своему прошлому появился у человечества с тех самых пор, как оно появилось на свет. И именно с тех же пор возникла и тяга к самопознанию. А о каком же самопознании можно говорить, если не изучать собственные корни, если не изучать жизнь собственных предков. И, пожалуй, что самые первые фантастические формы познания истории были у человечества издавна:

О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Смотреть фото О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Смотреть картинку О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Картинка про О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Фото О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс

Что означает слово история

Но время шло и постепенно появлялись иные формы. В переводе с греческого слово «история» означает — расследование, узнавание,- то есть установление истинности тех или иных событий. Римляне использовали это слово уже в несколько ином смысле — история — суть рассказ о чем то, что было когда-то давно. В современном нашем языке мы употребляем это слово и тогда, когда нам нужно обозначить рассказ о событии вымышленном или реальном, которое когда-то происходило, и, как обозначение науки, науки о прошлом человечества.

Первый историк

Люди издавна собирали рассказы о прошлом. Но рассказы эти были какие-то разрозненные. И первым человеком, который попытался привести их в систему был Геродот. Жил он в V веке до н. э. и был великим географом и путешественником. Его трактат «История» содержит в себе сведения о греко-персидских войнах, и, пожалуй, является первым, логичным, длительным и связным повествованием о событиях прошлых лет. Работа Геродота — это не историческое исследование в нашем сегодняшнем привычном понимании, это скорее рассказ человека, который много путешествовал, много видел, а еще больше слышал.

Однако, отцом истории мы именуем великого путешественника не зря. Дело в том, что из 9 книг, на которые делится его трактат, большая часть посвящена последовательному изложению событий греко-персидских войн.

Виды исторических источников

Изучение прошлого человечества было бы невозможно без исторических источников. Что же такое исторические источники? Это все то, что было создано человеческим обществом, все то, что позволяет судить о быте и нравах, о языке людей. Источников великое множество, поэтому придумано делить их на большие группы.

Письменные исторические источники

Первая, необыкновенно важная группа — это письменные исторические источники. К ним относятся:

Образец письменного исторического источника: пожелтевшей листочек — письмо. Письмо не очень грамотное: «Здравствуйте, уважаемая Александра Николаевна. Я сейчас живу в деревне и не помню, вы задавали нам задание на лето или нет?» Это письмо ученика своей учительнице. Казалось бы, ну что тут такого? А смотреть надо на год, 1938 год. Этот пожелтевший листок бумаги очень важный и ценный исторический источник.

Изобразительные исторические источники

Помимо письменных исторических источников, имеются еще и изобразительные:

Вещественные исторические источники

Есть еще и исторические источники вещественные. К ним может быть отнесен действительно любой предмет из прошлого:

Взять любой осколок вазы, например, которому две с половиной тысячи лет и, если бы он умел рассказать, он бы нам поведал бы много — много всего интересного.

Устные исторические источники

Помимо источников письменных, изобразительных, вещественных имеются еще и источники устные:

Вот маленький пример: в выборгском районе имеется такое замечательное место Парголово. Историки заинтересовались, что же за странное такое слово Парголово. И что же оказалось? В архивах были найдены документы XVII века и выяснилось, что название происходит от финского слова «перко» и означает чёрт. То есть, когда то, в этом самом месте были настолько глухие страшные места, что местные жители были в святой уверенности, там водится что-то не то.

Другие исторические источники

Помимо устных, письменных, вещественных изобразительных исторических источников, ученые опираются еще и на те сведения, которые они сумели почерпнуть из жизни современных племен, которые находятся на том же самом уровне, что и наши далекие — далекие предки. Изучением подобных племен занимаются этнографы и этнологи.

Однако, для ученого историка любой исторический источник — это не истина в последней инстанции, а лишь отправная точка для исследования. Почему? Да потому что источники могут быть неточными. Например, сочинение того же, уже упоминавшегося Геродота, было переписано несколько раз, а при переписывании могли закрасться ошибки.

Сочинение может быть откровенно тенденциозным, например, известна легенда об одном правителе, который велел возвеличить его и тому, кто бы это сделал хорошо, он обещал подарить белого коня, а тому, кто плохо описал этого правителя, он пригрозил казнью. Вот и подумайте, были ли правдивы рассказы об этом властелине.

Одним словом, стремясь отделить правильное от неправильного, историк осуществляет критику исторического источника, а для этого он использует специальную методику или, иными словами говоря, историк — это не тот, кто рассказывает истории о прошлом, а это ученый, который в своем исследовании опирается на исторические источники, осуществляет их критику и использует при этом целый ряд специальных исторических методов.

Источник

Конспект урока по теме «Как люди узнают о прошлом. Вещественные источники»

Цели:

Литература:

Ход урока

1. Постановка проблемы.

Прочитайте тему урока. Откуда люди узнают о прошлой жизни на Земле?

(Предположения учащихся фиксируются на доске. Подводится итог высказанному.)

Учитель: Когда люди ещё не умели писать, то память о прошлом передавалась а их рассказах от одного к другому. так переданное запоминалось и становилось преданием. Чаще люди рассказывали о выдающихся, знаменитых событиях это устные источники. С XI века появились летописи – записи наиболее знаменитых событий по годам – от лете до лета, также о жизни отдельных замечательных – жития. Это письменные источники.

У поэта Валентина Берестова есть такие строки: (расположены на доске)

«Нет ничего прочней, чем битая посуда.
что происходит с ней?
С ней происходит чудо.
Хрупка, тонка и стоит слишком мало
Жизнь чашки и горшка, и звонкого бокала.
Зато у черепков, осколков и обломков
В запасе даль веков, признание потомков»…

— Как вы понимаете фразу: «Нет ничего прочней, чем битая посуда?»

— Что за чудо происходит с ней?

— Согласен ли с поэтом? Почему? (Учащихся высказывают предположения. Подводится итог высказанному.)

2. Как люди узнают о прошлом

Чтение стихотворения Н. Кончаловской :

Кто ж нашёл следы столетий?
Кто в историю влюблён?
Кто сложил в витрины
Драгоценности времён?

Это опытные руки
Археологов страны.
эти мы ревнителям науки
благодарны мы должны.

— Кто занимается археологией?

— О чём узнают ученые из раскопок? (Видеосюжет о раскопках.)

О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Смотреть фото О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Смотреть картинку О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Картинка про О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Фото О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс

Учитель: Найти следы людей в далёком прошлом не всегда легко. Некоторые переживают тысячелетия и остаются на поверхности земли; другие разрушаются, и их остатки покрываются землёй. Учёные ведут раскопки, чтобы добыть из земли старинные вещи, узнать устройство жилища. процесс раскопок трудоёмок Сначала археологи занимаются поиском памятников прошлого. Они внимательно осматривают поверхность земли. Останки древнего поселения или города видны по следам оборонительных сооружений: рвов, валов,. Пирамиды и курганы до сих пор возвышаются над поверхностью земли. Но чаще историки находят сообщения о существовавших поселениях в древних летописях и книгах с помощью фотоснимков с самолётов, разведки аквалангистами морского дна.

Основными орудиями при раскопках остаются простая лопатка, кисточка. Мелкие вещи – украшения, останки посуды, орудия труда. Это вещественные источники.

К археологическим памятникам относятся поселения, курганы, городища, стоянки, …

О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Смотреть фото О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Смотреть картинку О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Картинка про О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Фото О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс

В долинах Горного Алтая до сих пор возвышаются большие и малые курганы, сооружения из земли и камней. В последние годы наиболее известным стал курган, расположенный в долинах Ак-Алака. Археологи установили, что в курганах похоронены люди, жившие две с половиной тысячи лет назад. Курганы известны не только в горах, их много и на равниной части Алтайского края.

О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Смотреть фото О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Смотреть картинку О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Картинка про О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Фото О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс

О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Смотреть фото О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Смотреть картинку О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Картинка про О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Фото О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс

О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Смотреть фото О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Смотреть картинку О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Картинка про О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Фото О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс

Около 200 тысяч лет назад, в период среднего палеолита, люди начинают заселять пещеры. Во многих пещерах по берегам Чарыша и его притоках, на Ануе, по предположениям ученых, были жилища древнего человека. Здесь археологами найдены каменные остроконечники, служившие в качестве оружия: ножей, кинжалов, наконечников для копий и дротиков. Люди, обитавшие в пещерах, были охотниками, а их добычей были шерстистый носорог и пещерная гиена, як, кулап, лошадь, газель и винторогая антилопа, бурый медведь и волк. Наши предки уже умели обрабатывать камень, кость и дерево.

О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Смотреть фото О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Смотреть картинку О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Картинка про О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Фото О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс

В известной Денисовой пещере материалы представлены от среднего полеолита до средневековья: столько лет эта карстовая пещера была постоянным местом обитания древних людей. В ней обнаружены наиболее древние останки человека, найденные до сих пор в Северной Азии. Методом ради-углеродного анализа их возраст определен в 42 тысячи лет. Как считают некоторые ученые, пещеры все же не были местами постоянного проживания древних людей. Скорее всего, люди той эпохи вели кочевой образ жизни и жили на открытых стоянках, удобных для охоты и отражения
неприятеля.

О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Смотреть фото О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Смотреть картинку О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Картинка про О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Фото О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс

О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Смотреть фото О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Смотреть картинку О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Картинка про О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Фото О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс

В 1969 году была обнаружена стоянка первобытнообщинного человека на левом берегу Барнаулки на территории г. Барнаула выше посёлка им. Кирова. По начальному исследованию её можно отнести ко времени верхнеобской культуры (первые века новой эры). верхнеобцы жили небольшими посёлками, оседло. Основой их хозяйства было скотоводство и примитивное земледелие мотыжного типа. Большую роль играли охота и рыбная ловля. Хорошо было развито гончарное и бронзовое литейное дело, ткачество. В обиходе употреблялись орудия из железа.

О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Смотреть фото О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Смотреть картинку О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Картинка про О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Фото О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс

О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Смотреть фото О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Смотреть картинку О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Картинка про О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Фото О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс

3. Заочное путешествие по археологическим памятникам г. Барнаула

Учитель: Сегодня мы с вами совершим заочное путешествие по археологическим памятникам г. Барнаула излучина реки Оби, которая ныне занята городом Барнаулом издревле привлекала людей как место, очень удобное для проживания и торговли с различными народами.

Реки не зря именуются «голубыми дорогами» они на протяжении всей истории человечества являлись путями перемещен людей как летом, так и зимой. Обилие разнообразных ландшафтов (пойма, луга, сосновый бор, смешанные леса и др.), благоприятный климат, животный мир, рыбные богатства рек позволяли в древности успешно вести хозяйства по нескольким направлениям. От собирательства и загонной охоты на крупных стадных животных в палеолитический период до земледелия и интенсивного скотоводства в эпоху раннего железа и средневековья.

Хозяйство охотников и рыболовов процветало с 12 по 3 тыс. до н. э. в конце 3 или в начале 2 тыс, до н.э. на территории Барнаульского Приобья появились скотоводы раннего бронзового века, культура которых получила название «елунинская».

В районе с. Штабка известны интереснейшие бронзовые находки раннего скифского периода: большой бронзовый котел детали конской упряжи в виде удил со стремичковидными окончаниями и рельефными полыми фигурками посей. Внутри последних изделий имелись бронзовые шарики, которые при движении лошади издавали своеобразныйзвон.

Практически в устье каждого лога с ручейком, впадающем в Обь, расположены Поселения и временные пастушеские стоянки скифской эпохи. Наиболее крупные памятники: Бельмесево- 1, Крутой Лог- 1, Цветы Алтая, культурный слой на поселении Казенная Заимка-1, несколько поселений около Научного городка, Страшный Яр. Часть курганов и поселений раскопана.

Найдены бусы, серьги, наконечники стрел, ножи, многочисленные керамические сосуды, курильницы алтари из камня, зернотерки, костяные орудия труда, украшения, выполненные в скифо-сибирском зверином стиле, и многое другое.

О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Смотреть фото О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Смотреть картинку О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Картинка про О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Фото О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс

Интересная находка сделана на ул. Песчаной, где при перекапывании огорода был найден сломанный скифский бронзовый кинжал эпохи 5-4 вв. до н.э. Памятников эпохи Средневековья пока в Барнауле известно немного: городище Абакша-1 за Научным городком, месторождения железных монгольских наконечников стрел близ Страшного Яра. Скорее всего, средневековые курганы исследованы известным французским путешественником и ученым Менье в районе Казачьего Взвоза, располагались на месте современного завода «Химволокно».

Состояние большинства археологических памятников Барнаула (а их более 70) плачевно.

4. Работа в группах. (Учитель выступает в роли консультанта.)

Получают задание по группам.

Материал для первой группы

В 1990 году на могильнике А.Б. Шамшиным раскопано 5 курганов в близи с. Гоньба, в которых зафиксировано 9 погребений 5—3 веков до н. э. Найденный в процессе работ археологи ческий материал представлен керамическими сосудами, каменной курильнецей, предметами из железа и кости. Наиболее яркой находкой является роговая пряжка в виде идущего свирепого хищника с оскаленной пастью. Памятник часто распахивали, и поэтому оставшиеся 5—6 курганов почти незаметны. Недалеко от могильника в 1979 году А.Л. Кунгуровым была обнаружена курильница, сделанная из гранита (рис. 3,).

Материал для второй группы

На территории Туриной горы найдены поселения эпохи раннего железа в Ленинском районе г. Барнаула за городской свалкой, на длинном; и узком мысу. Памятник был открыт в 1976 году А.Л. Кунгуровым и С.Ю. Гусевым; которые собрали на раскопках коллекцию фрагментов керамических сосудов, среди которых отмечены обломки горшков эпохи бронзы и раннего железа. Летом 1992 года археологической экспедиции АГУ и БГПУ проводились раскопки. Были обнаружены обломки керамики, один целый сосуд, каменные молоточки, фрагменты зернотёрок, курильниц, литейных форм, множество костей животных и другие предметы быта населения, жившего в 1 тысячелетии до н. э. Среди находок был обломок трёхдырчатого рогового псалия (8—6 вв. до н.э.).

Материал для третьей группы

Представление изученного материала группами

— Учитель следит за правильным изложением материала, в случае необходимости исправляет ответ ученика. На карте отмечает места археологических памятников, о которых сообщают учащиеся.)

— Учащиеся. Представитель группы проводит представление результатов работы, остальные участники группы дополняют представленный материал.

5. Знакомство, с Краеведческим музеем г. Барнаула.

— Где мы можем увидеть вещи, о которых шла речь сегодня на занятиях?

О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Смотреть фото О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Смотреть картинку О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Картинка про О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Фото О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс

Для этого разгадаем кроссворд и вспомним то, о чём говорили на уроке.

О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Смотреть фото О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Смотреть картинку О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Картинка про О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Фото О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс

Вещественные источники, а ещё их называют …

(Рассказ учителя сопровождается иллюстрациями.)

О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Смотреть фото О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Смотреть картинку О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Картинка про О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Фото О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс

Среди музеев городов Сибири Алтайский краевой краеведческий музей является одним из старейших. Он основан в 1823 году, когда Барнаул являлся не только административным центром Колывано-Воскресенского горного округа, но и одним из культурных городов Сибири. Основателем музея был П.К. Фролов, назначенный на пост начальника Колывано-Воскресенского горного округа, и доктор медицины, натуралист, исследователь Алтая Ф.В. Герблер.

С прошлым Алтая и города Барнаула можно познакомиться в отделе дореволюционной истории. С древнейших времен был заселен Алтай людьми.

В экспозиции музея представлены уникальные Пазырыкские курганы. В этих курганах были захоронены вожди племен скифского времени. В отделе музея можно увидеть старейшую в стране паровую машину ИП. Ползунова, макет гидросиловых сооружений для откачивания грунтовых вод из недр рудника. В экспозиции выставлены и рабочие инструменты рудокопов, светильники, личные вещи крепостных горнозаводских рабочих.

Документы, вещественные экспонаты знакомят посетителей музея и с развитием народного образования, медицины, науки и культуры в дореволюционное время.

Природные богатства края нашли отражение в экспозиции «Полезные ископаемые Алтая» его поделочные камни, образцы железной руды, серебро, медь и многое другое можно найти в отделах музея и познакомиться поближе с жизнью прошлой и настоящей нашего края и города.

С археологическими предметами раскопок подробнее можно познакомиться в музее при АГУ г. Барнаула.

Итог урока. (викторина)

О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Смотреть фото О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Смотреть картинку О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Картинка про О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Фото О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс

О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Смотреть фото О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Смотреть картинку О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Картинка про О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Фото О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ

Археология – наука, изучающая быт и культуру древних народов по сохранившимся вещественным памятникам.

Летосчисление – система определения времени по годам от какого – нибудь условленного момента.

Предание – переходящий из уст в уста, от поколения к поколению рассказ о былом, легенда.

Эра – Крупный исторический период, эпоха.

Излучина – крутой поворот, изгиб реки.

Издревле – с древних времен, издавна.

Ландшафт – рельеф земной поверхности, общий вид и характер местности.

Бизон – крупное полорогое парнокопытное животное с мягкой шерстью, дикий североамериканский бык.

Скифы – древне ираноязычные племена, за несколько веков до н. э. кочевавшие или жившие оседло в Северном Причерноморье и прилегающих к нему областях

Экспонат – экспортируемый предмет, животное.

Источник

§ 1. Мир древней истории

1. Придумайте предложения с различными значениями слова «история».

У нашей страны очень богатая история.
После каникул сосед по парте рассказал мне интересную историю о том, где он побывал на каникулах.

2. Древнеримский оратор Цицерон называл историю «учительницей жизни». Как вы можете объяснить смысл этого выражения? Чему могут научить уроки истории?

Из истории человечество может извлечь для себя хорошие уроки: история дает понимание происходящего, дает возможность в каких-то моментах прогнозировать будущее и не совершать повторно ошибки.

3. Какие исторические источники вы можете найти у себя дома? О чем они могут рассказать?

У меня дома сохранились значки времен Советского Союза, военные награды моего деда, альбомы со старыми семейными фотографиями, письма. Они могут рассказать о жизни моей семьи, о жизни людей в те времена.

4. Как вы думаете, какие источники — вещественные, устные или письменные — являются более важными? Почему вы так решили?

Мне кажется, что наиболее важными являются вещественные источники. Устные источники могут быть по-разному интерпретированы людьми, и через некоторое время их содержание может исказиться. Нельзя сказать, что и письменные источники абсолютно надежны: язык, который был использован при их создании, может устареть и перестать использоваться.

5. Какие легенды и мифы, связанные с историей Беларуси, вы знаете? Какие сведения о прошлом можно из них почерпнуть?

Я знаю легенду о том, что в Беларуси между замками в Ружанах и в Коссово есть секретный подземный ход. По легенде его длина была 25 километров!
Есть множество легенд о Мирском замке и замке в Несвиже. Часть из них связана с привидениями, которые населяют эти архитектурные сооружения.

Из легенд можно почерпнуть сведения о жизни людей того времени.

Источник

Презентация по Истории Древнего мира на тему: «Вещественные источники»(5 класс)

О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Смотреть фото О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Смотреть картинку О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Картинка про О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Фото О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Вещественные источники Подготовила: учитель истории и обществознания Духовная Вера Сергеевна Средней школы № 12 город Ярославль

Откуда мы знаем как жили наши предки Особенно велико значение археологических раскопок для изучения прошлого людей, живших на Земле до появления письменности.

Археология- это наука изучающая историю по вещественным остаткам древних людей. Археологи – это учёные, которые проводят раскопки.

Что относится к вещественным источникам? Черепки разбитой посуды Оружие

Что относится к вещественным источникам? Монеты Остатки жилища

Что относится к вещественным источникам? Каменные орудия труда древнейших людей

К вещественным источника также относятся знаменитые постройки правителей живших много лет назад. Пирамиды в Гизе Великая Китайская стена

. Вещественные источники помогают восстановить в деталях занятия и быт людей в минувшие времена. Вывод:

Сегодня на уроке: Я узнал….. Я запомнил… Я могу объяснить…

О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Смотреть фото О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Смотреть картинку О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Картинка про О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Фото О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Смотреть фото О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Смотреть картинку О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Картинка про О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Фото О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс

Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Смотреть фото О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Смотреть картинку О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Картинка про О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Фото О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Смотреть фото О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Смотреть картинку О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Картинка про О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Фото О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс

Номер материала: ДБ-342985

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Смотреть фото О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Смотреть картинку О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Картинка про О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Фото О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Смотреть фото О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Смотреть картинку О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Картинка про О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Фото О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Смотреть фото О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Смотреть картинку О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Картинка про О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Фото О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс

В Петербурге школьникам разрешили уйти на каникулы с 25 декабря

Время чтения: 2 минуты

О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Смотреть фото О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Смотреть картинку О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Картинка про О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Фото О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Смотреть фото О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Смотреть картинку О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Картинка про О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Фото О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс

ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате

Время чтения: 1 минута

О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Смотреть фото О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Смотреть картинку О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Картинка про О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Фото О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс

Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку

Время чтения: 1 минута

О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Смотреть фото О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Смотреть картинку О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Картинка про О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс. Фото О чем могут рассказать вещественные источники 5 класс

Школьников Улан-Удэ перевели на удаленку из-за гриппа и ОРВИ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *