О чем могут рассказать произведения искусства
О чем могут рассказать произведения искусства
Зачем человеку искусство? Чтобы узнавать новое, расширять кругозор… Да, безусловно. Но также искусство пробуждает в нас что-то такое, от чего хочется радоваться, плакать удивляться или кричать. Оно заставляет размышлять. И смотреть на мир другими глазами.
Правда, иногда разгадать его секреты не так-то просто. Какой глубокий смысл этого полотна? И, простите, но что изображено на вот этом холсте? Выход есть — погружение в историю искусства. Дана Арнольд написала об этом целую книгу. Она рассказала, как «читать» художественные произведения и что вообще всё это значит.
6 ингредиентов искусства
Дана Арнольд — настоящий гуру в искусстве. Она преподаёт в Мидлсекском университете, написала множество книг по истории и архитектуре. Свою новую книгу «Говорит и показывает искусство» она разделила на 6 больших глав: взгляд, материал, сознание, верность, власть и гендер. Каждая открывает новый ракурс, с которого можно рассмотреть шедевры искусства.
Иллюстраций в книге «Говорит и показывает искусство» немного: только самые значимые
При этом «Говорит и показывает искусство» вовсе не справочник. Тут больше слов, чем картинок: только самые важные иллюстрации и полезные мысли, примеры и рассуждения. Настоящий путеводитель по миру художников и скульпторов.
Книга дарит музейное вдохновение: вам тут же захочется посетить галерею или прогуляться по виртуальным залам выставки, чтобы увидеть великие произведения воочию.
Шок новизны
Иногда непросто вынести эстетическое суждение. Красива эта картина или нет? Какой смысл она скрывает? И для чего она нужна, если зритель не может её понять? История знает массу примеров того, как искусство вызывало общественный гнев или отторжение. Такой была первая реакция на «Голову быка» Пикассо. Сегодня уже никто не сомневается в том, что эта работа ценна. Но тогда она вызвала неоднозначную реакцию.
Как-то Пикассо заметил в углу сиденье и руль велосипеда. Он соединил эти предметы, и появилась «Голова быка»
На этот вопрос когда-то ответил Иммануил Кант. Он утверждал, что такие произведения заставляют нас мыслить и рассуждать. И понятие прекрасного постепенно расширяется! А это, в свою очередь, медленно, но верно меняет общественное мнение. Ух, вот это взаимосвязь.
Живопись или скульптура?
Еще одна тема для дискуссий — выбор направления. Леонардо да Винчи писал, что живопись — высочайшее из искусств. При этом он скептически относился к скульптуре и считал неподобающим пот, неизбежный при напряженной работе молотом. Тяжёлый физический труд, по мнению художника, умаляет интеллектуальную составляющую в искусстве.
«Хит» Леонардо да Винчи — «Портрет госпожи Лизы Джокондо. Мона Лиза»
В отличие от него Микеланджело любил работать физически. Он сам выбирал куски мрамора и двигался всё время в одном направлении — вперёд, а не отсекая куски со всех сторон.
Дали и психоанализ
В XX веке искусство ещё больше стали связывать с человеческой психикой. Работы художника воспринимали как зеркало, которое отражает внутренний мир мастера. Заглянуть в них — приоткрыть завесу бессознательного, увидеть его переживания, чувства и игру воображения.
Один из самых неординарных художников, который «вытаскивал» сюжеты из своего подсознания, — Сальвадор Дали. Он был увлечен темой галлюцинаций и иллюзий, поэтому многие его картины часто обескураживают зрителя. Вот, например, «Метаморфозы Нарцисса». Что вы здесь видите? 🙂
Как-то Дали показал Фрейду «Нарцисса» и свою статью о паранойе. Тот загорелся выяснить с помощью психоанализа, «где берут истоки картинки вроде этой».
Дали написал её в соответствии с параноидально-критическим методом. «Если какое-то время с небольшого расстояния пристально смотреть на гипнотически неподвижную фигуру Нарцисса на картине, то она начнет исчезать, пока не станет совсем невидимой», — писал художник. Попробуйте.
Что ещё в книге
«Говорит и показывает искусство» — объёмное, глубокое и невероятно увлекательное путешествие в мир художников, скульпторов и архитекторов. Автор проводит тонкие ниточки между разными эпохами и показывает, как созвучны голоса художников в разное время. А ещё исследует, как люди смотрят на произведения искусств и что в них видят.
Ещё вы найдёте в книге много занятного и любопытного:
Искусство — целая Вселенная. Завораживающая. Непознанная. Бескрайняя. Его изучение похоже на космический полёт: от планеты импрессионистов до созвездия сюрреалистов, от кометы Вермеера до астероида Хёрста. Так что пристегнитесь, улыбнитесь и в путь! Навстречу прекрасному: сквозь время, оттенки и сюжеты.
Живопись маслом. О чем могут рассказать картины?
Первые картины маслом появились несколько веков назад, с тех пор их популярность не только не спадает, но даже возрастает с каждым годом. Масляная живопись обладает массой преимуществ, начиная от реалистичности и яркости изображений и заканчивая долговечностью. Подобные полотна прекрасно подойдут в качестве подарка на любое торжество, а также пополнять вашу личную коллекцию. На сегодняшний день вы можете живопись маслом купить у лучших художников, выбрав наиболее подходящий вариант через интернет-магазин и галерею онлайн. Продажа осуществляется с доставкой в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Челябинске, Подольске и других городах.
Как появилась масляная живопись?
В 1550 году итальянский художник и писатель Джорджо Вазари высказал теорию о том, что масляная живопись стала популярной благодаря Яну ван Эйкому, живописцу, жившему в 1390-1441годах. На самом деле, масляная техника появилась задолго до Эйкома. Например, в античные времена флаги и щиты расписывались особыми красками, которые были не восприимчивы к воздействию внешней среды. Гораздо позже ученые смогли определить состав этих красок и убедились в том, что они содержат масляные частицы. Что касается Яна ван Эка, то он просто освежил данную технику и привнес в нее толику совершенства. С того времени, на протяжении нескольких столетий, каждый талантливый художник старался включить в состав красок особые компоненты, которые смогли бы не только придать долговечности полотну, но и облегчить процесс работы с пигментами.
На сегодняшний день многие современные живописцы, так же как и их далекие предшественники, отдают предпочтение масляным краскам. Вы можете живопись масло купить, выполненную в различных цветовых гаммах и с разнообразными сюжетами и с доставкой Украину.
Как правильно выбрать картину?
Для того чтобы картина смотрелась гармонично и выгодно, важно знать, на какие принципы стоит опираться при ее выборе. На самом деле, таковых правил немного и масло живопись купить достаточно просто. К ним можно отнести:
Как пишут картины маслом?
Любая картина маслом начинается с проработки набросков на холсте. Эти наброски в дальнейшем помогают мастеру воплотить в реальность даже самые невероятные задумки. Живописец, например, современный пейзажист, размечает местоположение фигур, их размеры и геометрическую форму и только после этого начинает работать с цветом. На самом деле процесс создания полотна — сложный и долгий труд, который в некоторых случаях может занимать несколько недель, месяцев и даже лет.
Главная особенность масляной живописи — возможность вносить корректировки в течение всего процесса написания полотна. При этом существует несколько вариантов нанесения рисунка. Например, Леонардо да Винчи предпочитал наносить пигменты поэтапно, начиная с самых светлых оттенков и прорисовывая серым цветом детали на белом фоне.
Принимая решение — куплю красивую живопись масло дешево, вы приобретаете частицу души художника, его мировоззрение и восприятие окружающей среды. Простыми словами, картина — это самый лучший способ взглянуть на мир глазами другого человека. Именно поэтому подлинные полотна несут в себе гораздо больше энергетики и живой силы, нежели их копии.
Как понять человека по его предпочтениям в живописи?
Заходя в дом к человеку, и видя на его стене картины в багете или рамке, можно очень многое узнать об их обладателе. Дело в том, что психотип личности напрямую влияет на эстетическое и вкусовое восприятие личности. Итак, если вы решили, живопись маслом куплю, то о чем может рассказать нам ваш выбор?
Пейзажи
Пейзажи выбирают люди, которым подсознательно не хватает простора. Обычно это замкнутые люди, которые редко общаются с окружающими и большую часть суток проводят в стенах дома или офиса. Кроме того, иногда пейзажи выдают людей, опасающихся открытых пространств, но пытающихся на инстинктивном уровне бороться с собственным страхом. Это могут быть морские тематики или изображения леса, облаков, а также животных, таких как медведь и другие. Выбирая авторскую живопись маслом, и не зная, что купить, вы всегда должны опираться на собственные ощущения. Очень красиво смотрятся пейзажи, изображающие украинский или российский быт.
Натюрморты
Натюрморты могут покупать строгие и стабильные люди, которые во всем предпочитают порядок и строгий уклад. Обычно обладатели подобных полотен очень тяжелы на подъем и в штыки воспринимают все новое и необычное, выходящее за рамки их видения мира. Купить живопись натюрморт маслом можно для друга или родственника.
Абстракции
Выбор картин в пользу абстракций говорит о взбалмошном характере. Сюда можно отнести работы современных импрессионистов. Обычно обладатели подобных полотен не знают, чего хотят от жизни, вернее, они хотят всего и сразу, но при этом не спешат воплощать в реальность свои задумки. Чаще всего в интерьере такого человека наблюдается беспорядок и хаос. Абстрактные картины можно встретить в интерьере поэтов, дизайнеров и эксцентричных людей, предпочитающих провоцировать своих оппонентов. В интернет-магазине вы можете по выгодной цене купить картину. Живопись картины маслом на холсте при этом является одной из самых популярных категорий.
Яркие цветовые пятна
Купля картин в очень ярких цветах свойственна для людей, которым не хватает эмоций в реальной жизни. Иногда они пытаются провоцировать окружающих. Кроме того, обычно такие люди не могут долгое время усидеть на месте и стремятся туда, где больше всего эмоций. Чрезмерно яркие произведения искусства выдают неуравновешенных и вспыльчивых натур.
Если вы научитесь понимать живописные полотна, вы сможете не только грамотно подобрать картину для себя, но и выбрать лучший вариант для своих знакомых и друзей. Задумываясь о том, что куплю живопись маслом современных художников, учитывайте описанные выше советы.
Картины маслом всегда ценились, и будут цениться очень дорого благодаря своей долговечности. Подобные полотна не изменят свой внешний вид, и будут по-прежнему ценными даже по истечению нескольких веков. Вы можете купить недорого живопись масло от известного или начинающего русского художника, полностью опираясь на свои собственные взгляды и предпочтения. Реализация картин осуществляется во все города России, Украины и ближнего зарубежья, например, вы можете заказать доставку в Минск, Киев, Донецк, Тюмень, Самару, Краснодар, Красноярск или любой другой город.
Глазу негде отдохнуть: 4 способа смотреть на картины и понимать их
Теории и практики
«Теории и практики» публикуют отрывок из книги «Как смотреть на картины», в которой искусствовед Сьюзен Вудфорд на примерах самых разных произведений рассказывает, как научиться понимать искусство, на что обращать внимание, как объяснить, что какие-то картины нравятся нам больше других, и что нужно знать, чтобы оценить на первый взгляд непримечательные работы.
«Как смотреть на картины», перевод Екатерины Куровой. Издательский проект «А+А»
Существует множество способов смотреть на картины. Для этой главы мы выбрали четыре произведения живописи, относящихся к разным периодам и стилям, чтобы рассмотреть их с нескольких несхожих точек зрения.
Для чего служат картины?
Наскальный рисунок с изображением бизона. Первобытный художник. Пигменты, сделанные из угля и охры. Пещера Альтамира, Испания. 15–10 тыс. до нашей эры
Воскрешение Лазаря. Византийский мастер. Мозаика Базилика Сант Аполлинаре Нуово, Равенна, Италия. VI век
Вторая картина совсем не похожа на первую — это мозаика из раннехристианской церкви. Легко прочитывается ее сюжет — воскрешение Лазаря. Лазарь был мертв уже четыре дня, но Христос потребовал открыть вход в пещеру, где его похоронили, обратил взор к небу и произнес:
Отче! Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня.
Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! Иди вон.
И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами…
Мозаика с восхитительной наглядностью иллюстрирует эту историю; мы видим, как Лазарь, «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами», выходит из пещеры. Мы видим, как облаченный в пурпурное одеяние Христос призывает Лазаря повелительным жестом. Рядом с ним один из «здесь стоящих», которых должно убедить чудо, потрясенно отводит руку. Композиция построена просто и ясно: на золотом фоне изображены плоские, четко очерченные фигуры. Эта сцена не столь живая, как наскальный рисунок, но те, кто знаком с изображенным сюжетом, легко его распознают.
Какой цели служила эта мозаика, будучи частью украшения церкви? В VI веке, когда она была создана, очень немногие умели читать. А церковь стремилась к тому, чтобы учение, изложенное в Евангелии, распространилось как можно шире. Папа Григорий Великий объяснял: «Иконы для неграмотных суть то же, что Священное Писание для грамотных». Иначе говоря, люди могли лучше понять Библию, глядя на такие доходчивые иллюстрации к ней, как эта мозаика.
На соседней странице вы видите картину кисти Бронзино, живописца-интеллектуала XVI века. Он изобразил Венеру, языческую богиню любви, которую отнюдь не обнимает крылатый юноша — ее сын Купидон. Справа от центральной группы мы видим жизнерадостного мальчика: по мнению одного из специалистов, он олицетворяет Удовольствие. За ним — загадочная девушка в зеленом; мы с удивлением замечаем под ее платьем тело змеи. Судя по всему, она олицетворяет Лживость — дурное качество, злонамеренность под маской искренности, — которая порой сопутствует любви. Слева от центральной группы изображена злобная старуха, рвущая на себе волосы. Это Ревность — союз зависти и отчаяния, без которого редко обходится любовь.
В верхней части картины изображены две фигуры, приподнимающие завесу, которая скрывала сцену от посторонних глаз. Крылатый мужчина — это отец-Время; за его плечами — символ времени, песочные часы. Время обнаруживает превратности, сопутствующие чувственной любви. Женщина слева от Времени — по всей вероятности, Правда, открывающая взрывную смесь терзаний и наслаждений, рождаемую в нас дарами Венеры.
Итак, эта картина представляет собой нравоучение: ревность и лживость — не менее частые спутники любви, чем удовольствие. Но произведение Бронзино лишено той простоты, с какой показана история воскрешения Лазаря: его мораль воплощена в замысловатой аллегории с использованием персонификаций. Перед живописцем не стояла задача в доступной форме изложить историю для неграмотных — напротив, он стремился заинтриговать и даже раздразнить просвещенную аудиторию.
Аллегория с Венерой и Купидоном. Аньоло Бронзино. Около 1545 года
Осенний ритм (No 30). Джексон Поллок. 1950 год
Картина была написана для великого герцога Тосканского, который преподнес ее королю Франции Франциску I. Обращенная к узкому кругу образованных людей, она создавалась одновременно как назидание и развлечение.
И наконец, взгляните еще на одну картину (вверху) — она написана сравнительно недавно американским живописцем Джексоном Поллоком. В ней вы не найдете внешних реалий: нет ни бизона, которого нужно поймать, ни религиозного сюжета, нуждающегося в пересказе, ни сложной аллегории, требующей разгадки. Напротив, мы словно видим, как живописец швырял краску на огромный холст, чтобы создать волнующую и живую абстрактную композицию. В чем цель такой картины? Она призвана выразить творческую активность и физическую энергию художника, рассказать зрителю о действиях его тела и мысли во время создания произведения.
Культурный контекст
Второй способ анализировать картины — задать себе вопрос о том, что они могут поведать о культуре своей эпохи. Так, наскальная живопись может рассказать нам кое-что — пусть и не много — о первобытном человеке, который перемещался с места на место, охотясь на диких животных, и иногда находил убежище в пещерах, но не строил постоянных поселений и не занимался земледелием.
Христианская мозаика VI века свидетельствует о патерналистской культуре, в которой образованная элита просвещала необразованные массы. Она говорит о том, что на заре христианства было важно представить его догматы в доходчивой форме, чтобы простые люди могли постичь смысл этой еще сравнительно молодой религии.
Аллегория Бронзино красноречивее любых слов повествует о высокоинтеллектуальном и куртуазном — или даже пресыщенном — обществе: его представителям нравились загадки и головоломки, искусство было для них изощренной игрой.
Картина ХХ века рассказывает о людях эпохи, которая высоко ценит личное в и дение и уникальные действия художника, отвергая традиционные ценности привилегированных классов в пользу свободы самовыражения.
Сходство
Третий способ рассматривать картины — попытаться понять, насколько они правдоподобны. Достижение сходства с природой было важной и очень сложной задачей искусства в классической древности (VI–IV века до н. э.) и в Западной Европе со времен Ренессанса (с XV века) до начала ХХ столетия.
Многие поколения художников стремились сделать картины похожими на окружающий мир. Однако это не всегда было для них главным. Следует с осторожностью применять к произведениям искусства наши нынешние стандарты точности, поскольку вполне возможно, что их авторы руководствовались совсем иными целями. Средневековый мозаичист, стремившийся рассказать библейскую историю максимально убедительно, изобразил фигуры не так естественно, как, например, Бронзино, но сделал своих персонажей легкоузнаваемыми и разместил в центре композиции Христа, подчеркнув значимость не только его фигуры, но и его жеста. Более всего этот мастер стремился к ясности; он остерегался даже намека на неоднозначность, а сложность и сходство с тем, что мы считаем естественными человеческими чертами, показались бы ему лишь отвлекающими деталями.
Подобным образом и работы Поллока, автора картины Осенний ритм, столь рьяно стремившегося к самовыражению при помощи краски, нельзя судить с точки зрения сходства с природой, которое нисколько его не волновало. Он хотел передать характер своих чувств и не ставил перед собой цель задокументировать то, что его окружало.
Итак, хотя нам часто кажется важным, насколько похожа та или иная картина на реальность, нам стоит быть осторожнее и, прежде чем задаваться этим вопросом, удостовериться в его уместности.
Победный ветер. Ясный день. Кацусика Хокусай. 1830-1832 годы
Композиция
Четвертый способ восприятия картин заключается в том, чтобы рассматривать их с точки зрения композиции, то есть того схематического рисунка, который составляют в них формы и цвета. Например, внимательно присмотревшись к Аллегории Бронзино, мы увидим, что основная группа — Венера и Купидон — приблизительно напоминает своими очертаниями букву L, повторяющую угол картинной рамы. Кроме того, мы можем заметить, что живописец уравновесил эту L другой группой, по форме напоминающей ту же букву, но перевернутую: ее образуют фигура мальчика-Удовольствия, а также голова и вытянутая рука отца-Времени. Вместе две буквы L образуют прямоугольник, который надежно закрепляет изображение внутри рамы, тем самым придавая устойчивость очень сложной в целом композиции.
Композиция — это схематический рисунок, который составляют в картине формы и цвета
Теперь рассмотрим другие особенности композиции. Заметьте, что все пространство в картине Бронзино заполнено предметами и фигурами; глазу негде отдохнуть. Эта беспокойная активность форм связана с самим сюжетом произведения, который можно обозначить как смятение и неразрешимость. Любовь, Удовольствие, Ревность и Лживость переплелись в изощренный формальный и интеллектуальный узел.
Формальный анализ композиции произведения помогает нам лучше понять его смысл, а также оценить те приемы, при помощи которых художник достиг желаемого эффекта.
Разговор о картинах
В двенадцати главах этой книги мы рассмотрим картины, созданные в разное время и в разных странах. Сначала мы будем анализировать их с точки зрения сюжета, но постепенно начнем уделять больше внимания форме и композиции, особенности которых не так просто уловить с первого взгляда. По пути нам встретятся понятия, порой кажущиеся неожиданными, так как их невозможно соотнести ни с содержанием, ни с формой, но вместе с тем способные помочь понять художественное произведение, а значит, и получить от него удовольствие.
Мы не будем изучать связи между искусством и обществом, в котором оно создается, и выстраивать стили и направления в хронологическом порядке. Существует множество прекрасных книг по истории искусства, обозревающих произведения в историческом контексте и прослеживающих эволюцию стилей во времени.
Для нас же самое главное — не просто смотреть на картины, но и говорить о них, ведь, как бы странно это ни звучало, простого созерцания недостаточно. Мы уверены, что единственный способ перейти от пассивного наблюдения к активному, проницательному в и дению — это поиск слов, необходимых для описания и анализа произведений искусства.
Как научиться понимать произведения искусства
На считывание изображения нам достаточно 13 миллисекунд – такова природная скорость обработки визуальной информации человеческим мозгом. По данным исследования, на рассматривание картины люди тратят в среднем 17 секунд. Однако понимание значения картины и замысла автора занимает гораздо больше времени, предполагая активную сознательную деятельность. Эта деятельность состоит из нескольких этапов, в процессе которых зритель не только оценивает композицию произведения, уровень мастерства и замысел художника, но глубже проникает в суть произведения и получает эстетическое удовольствие.
Техника «Искусство видеть искусство» (The Art of Seeing Art), разработанная в Музее искусств Толедо, направлена на развитие умения понимать и объяснять произведения искусства. К произведениям изобразительного искусства традиционно относят плоскостные (фотографию, живопись, графику) и пространственные (скульптуру и рельеф).
Техника состоит из шести шагов:
Сначала придется фиксировать свое внимание на каждом отдельном этапе, но по мере освоения техники восприятие и понимание произведений будет становиться естественным.
Смотреть
Вы когда–нибудь наблюдали, как туристы пробегают от одной достопримечательности к другой, делая селфи и ставя галочки, – «это я уже видел», «здесь был», «это сфотографирую на память». Такое изучение архитектуры, памятников и других произведений искусства свойственно современным людям и соответствует сверхбыстрому течению времени.
Но настоящее понимание искусства начинается с умения «остановить мгновение», зафиксировать взгляд на предмете или объекте. Для этого, по словам специалистов – культурологов, искусствоведов, экскурсоводов, – необходимо:
Несмотря на кажущуюся простоту, первый шаг очень важен: он помогает включить механизм прекогнитивной обработки визуальной информации, когда мозг фиксирует и обрабатывает информацию до того, как мы ее начинаем осознавать и анализировать.
Наблюдать
На втором этапе нужно удержать внимание и рассмотреть объект в деталях. Наблюдайте за ним некоторое время, мысленно разбирая на составные «части» – визуальные элементы. В живописи отмечайте движение линий, сочетания цветов, изображение фигур; в скульптуре – линии, формы, утонченность деталей; в архитектуре – перспективу, пространство, гармонию стиля.
Наблюдение за конкретным объектом предполагает наличие знаний о нем. Отправляясь в галерею или музей, почитайте о том, что собираетесь там смотреть, узнайте, на какие элементы следует обратить особое внимание.
Предстоит знакомство с импрессионистами? – Наблюдайте за тем, как мазки краски, заметные вблизи, превращаются в объемные и живые предметы издали. Собираетесь смотреть пейзажи? – Обращайте внимание на игру света и тени, осязаемость изображаемого, соответствие реальности.
Если вы не успели подготовиться к восприятию картины, наблюдайте за теми деталями, которые привлекут ваше внимание больше всего. Настоящий шедевр понятен и профессионалу, и неподготовленному человеку – каждый находит в нем нечто особенное, значимое для себя.
Многие уверены, что наблюдательность – это способность, данная человеку от природы. На самом деле умение осознанно и активно наблюдать, как и умение остановить взгляд, можно и нужно развивать. Способов развития наблюдательности множество.
Увидеть
«Смотреть – значит собирать, видеть – значит отбирать и выявлять закономерности» (Дэн Роэм, «Визуальное мышление»). На первых двух этапах происходит сбор информации, на третьем мы должны обнаружить идею, на следующих – проведем мысленную систематизацию собранных элементов, разовьем идею и расшифруем смысл произведения.
В процессе наблюдения постарайтесь отыскать, выделить важное. Необходимым условием для того, чтобы увидеть значимые художественные детали, является их узнавание и знание того, как они называются. Это умение известный дизайнер Робин Уильямс объясняет на примере случая из своей жизни.
Однажды ей подарили иллюстрированную энциклопедию растений, ее внимание привлекло дерево юкка коротколистная, она рассмотрела его изображение и прочитала о нем. С этого момента она стала замечать это дерево везде в своем городе, там, где раньше его не замечала. «…Когда я узнала о существовании этого дерева, то стала замечать его всюду. Это и есть моя главная мысль: мы осознаём, что нечто существует, если знаем, как оно называется. У нас появляется власть над этим нечто. Оно наше и подчиняется нам».
Задачей третьего этапа является узнавание, распознавание художественных элементов и принципов, реализованных в произведении.
Базовыми составляющими визуальных произведений – художественными элементами являются точка, линия, фигура, пространство, цвет.
Художественные элементы могут передавать смысл произведения самостоятельно (например, черный квадрат) или быть частью композиции. Элементы сочетаются на картине, фотографии или в скульптуре не случайным образом, а на основе принципов композиции.
Вглядевшись в детали, отойдите на несколько шагов назад, чтобы охватить взглядом целостный образ. Прищурьтесь, чтобы увидеть, в какие крупные фигуры сливаются предметы и какие цвета преобладают в изображении. Проведите линии, объединяющие изображенные объекты: так вы сможете увидеть композицию произведения. Ищите в художественном произведении принципы композиции:
Естественно, принципов в изобразительном искусстве, скульптуре, архитектуре гораздо больше, но перечисленных выше будет вполне достаточно, чтобы сделать первые шаги к более глубокому, осознанному пониманию большинства произведений.
Описать
Найдя элементы, переходите к их мысленному перечислению и систематизации. Описывайте составные части произведения так, будто создаете их подробный каталог: какие фигуры, предметы, объекты вы узнаёте, какие принципы лежат в основе образов, как построена композиция в целом. Это помогает систематизировать мысли о том, что вы видите, узнать и связать зрительную информацию с существующими у вас знаниями и опытом, не упустить ничего важного.
По определенным элементам и принципам композиции вы можете отнести произведение к соответствующему жанру и стилю. И наоборот. Увидев картину или скульптуру знакомого вам стиля, вы сможете судить о его типичных особенностях, деталях и понимать, какой смысл обычно вкладывают в такие произведения авторы. В широком понимании, жанр – это тема, объект (картины, фотографии), а стиль – способ изображения (жанр – что изображено, стиль – как это изображено).
Самые популярные жанры живописи: портрет, пейзаж (включая крупный поджанр морского пейзажа), натюрморт, жанровая живопись (бытовой жанр), исторический (включая мифологический, религиозный, батальный поджанры) и другие. Стилей также огромное множество: ренессанс, барокко и рококо, классицизм и романтизм, примитивизм, реализм, кубизм, абстракционизм и модернизм, импрессионизм и экспрессионизм.
В разных стилях и жанрах на первый план выходят разные выразительные средства; описание, анализ и интерпретация картин разных стилей также будут различаться. Постарайтесь увидеть и описать все художественные элементы и принципы, проявляющиеся наиболее отчетливо и имеющие значение для наблюдаемого произведения искусства.
Проанализировать
Составив мысленный «каталог» характерных признаков жанра и стиля, попытайтесь понять их значение и вероятные причины выбора их автором. Для разностороннего анализа предмета искусства представьте, что смотрите на него через стекла разных цветов. Найдите ответы на вопросы, последовательно анализируя объект с четырех ракурсов: композиция, символ, идея, значение.
Начните с анализа композиции – расстановки элементов произведения на листе, в пространстве. Какую историю отражают элементы, объединенные по принципам в единый образ? Куда движется ваш взгляд или почему он не движется, а прикован к одной точке? Почему именно эти принципы использовал автор?
Далее переходите к анализу того, что символизируют изображенные предметы, люди, явления, с чем они ассоциируются. Символы редко напрямую связаны с обозначаемым объектом, чаще всего знание о том, что символизирует образ, можно найти в литературе, мифах, языке, культуре в целом. Самые известные в мире произведения искусства вызывают интерес именно потому, что содержат в себе бесконечное количество скрытых символов: их можно расшифровывать, каждый раз находя новое и неожиданное. Расшифровка символов, скрытых в произведении искусства, очень увлекательна и даже схожа с работой детектива.
Затем подумайте над идеей автора – что он хотел сказать зрителям своим произведением. Узнайте время и место создания картины. Идея соотносится с контекстом, социальным окружением художника, культурными и историческими особенностями времени, в котором он жил и творил. В чем видели красоту люди того времени? Как это отражается в картине, скульптуре? Как все это соотносится с современным восприятием красоты?
Значение произведения заключается в поиске ответа на вопрос: «Зачем автор его создал?» Попробуйте понять намерения, замысел автора – что его побудило к созданию произведения? Прочитайте название картины, узнайте подробнее о жизни художника и о том, как создавалось произведение. Иногда не автор, а само произведение связано с необычной историей (например, Мона Лиза стала знаменитой только после ее похищения из музея в 1911 году), что также влияет на значение произведения, расширяет заложенный автором смысл.
Интерпретировать
Финальный шаг самый важный и непредсказуемый – объедините всю собранную информацию и найдите в произведении собственный смысл. Переместите внимание с произведения на свое восприятие этого произведения, прислушайтесь к своим мыслям и эмоциям. Какие чувства вы испытываете и почему чувствуете именно это? С чем ассоциируется наблюдаемый объект? Согласны ли вы с автором в его изображении явления (человека)?
По словам автора мирового бестселлера «Визуальное мышление» Дэна Роэма: «То, что мы видим и как понимаем картину, зависит от проблемы, которую мы стараемся решить в этот момент». Дело в том, что возможно бесконечное множество интерпретаций художественного образа как одним человеком в разные периоды его жизни, так и разными людьми. Каждый будет «примерять» увиденное на себя, использовать свой опыт, особенности своего восприятия.
Произведение искусства, особенно такие шедевры, как например, «Дама с горностаем», можно образно сравнить с айсбергом. Зрители видят портрет девушки, написанный маслом, но это лишь малая часть произведения, а его важные детали, символы, смысл словно скрыты под водой. И только дополнительные знания, факты, умение анализировать картину помогут увидеть и приблизить истинную красоту образа.
Итак, для понимания произведения искусства необходимо:
Пройдя 6 шагов, вы посмотрите на картину другими глазами, сделаете множество открытий и сможете восхититься шедевром.
Пример использования техники
Разберем шаги в процессе анализа картины на примере портрета «Дама с горностаем» Леонардо Да Винчи:
Первое. Представим, что заняли удобную позу, избавились от внешних раздражителей и посторонних мыслей.
Второе. В процессе наблюдения «разобрали» картину на элементы.
Третье. Увидели линии, цвета и контрасты, композицию.
Четвертое. Опишем найденные элементы и принципы. Освещенная фигура образует сильный контраст с фоном. Взгляд скользит по плавным линиям лица вниз до прямого угла выреза платья, затем к линиям руки, голове и лапкам горностая. Второе плечо девушки тоже образует плавную линию. Крупные точки – бусины – привлекают внимание, заставляя взгляд остановиться в центре картины. Мазков кисти мы не увидим. Это особенность техники Леонардо. Вместо крупных мазков кисти он накладывал множество тончайших (в 1–2 микрона) слоев краски.
Отойдя назад и прищурившись, мы увидим, как линии сливаются в крупные цветовые пятна и фигуры. Композиция состоит из кругов и овалов, фигура расположена по центру, композиция статична и основана на принципе равновесия.
Реалистичное изображение девушки, статичная уравновешенная композиция, приглушенные цвета природных оттенков, тонкие переходы от одного оттенка цвета к другому, поза модели (сдержанная, но одновременно живая) – эти детали говорят о том, что перед нами портрет в стиле Ренессанс.
Пятое. Возрождение считается одним из самых плодотворных периодов развития портретного жанра. Наиболее яркие особенности композиции портрета в стиле Ренессанс:
В картине множество символов. Для их расшифровки обратимся к истории и контексту, в котором создавалась картина. Леонардо изобразил Чечилию Галлерани – любовницу герцога Миланского Лодовико Сфорца.
Ожерелье из черного жемчуга указывает на покровителя девушки – Лодовико по прозвищу «Il Moro» – «черный». Ожерелье окаймляет шею, символизируя власть герцога над жизнью девушки. Горностай был личной эмблемой Лодовико, поэтому на картине он также символизирует герцога, но на сей раз находящегося во власти юной красавицы (она держит руку у его шеи).
Кроме того, греческое обозначение горностая – «гале» – созвучно с фамилией Галлерани и может быть связано именно с этой дамой. Белый мех зверька считался символом чистоты и целомудрия. На одном из рисунков Да Винчи изобразил белого горностая, который предпочитает быть пойманным (несвободным), нежели испачкать свою белоснежную шерстку.
В портрете нашли отражение идеи эпохи Возрождения: антропоцентризм пришел на смену теоцентризму средневековья. Человек становится объектом изучения, в том числе в искусстве. Внутренний мир человека, его индивидуальность признаются главными ценностями. Доминантной философской идеей становится гуманизм.
В образе девушки Леонардо Да Винчи отразил свойственное его эпохе сочетание живых противоречий. Юность, наивность и покорность (поза, цвета) сочетается с властностью и осознанием своих возможностей (рука у шеи горностая); нежность и чистота – с порочностью (присутствуют символы эротики).
В образе Чечилии воплощены черты идеального человека того времени. Спокойствие, мудрость, созерцательность, достоинство удивительно сочетаются с живым характером, угадываются человеческие противоречия, – что еще больше притягивает взгляд зрителя.
Что побудило Леонардо Да Винчи к созданию портрета? Какое значение он придавал этой работе? Мы знаем о гениальности Да Винчи, знаем, что, кроме желаний запечатлеть представления о красоте своего времени и зашифровать историю отношений герцога и его возлюбленной, художник стремился достичь идеала в технике живописи.
В портрете «Дама с горностаем» Да Винчи демонстрирует, какого мастерства он добился к 37 годам. Он знал анатомию намного лучше большинства своих современников. Об этом говорят идеальные анатомические пропорции модели (голова, черты лица, фигура, кисть) и горностая. Картина – пример гениальной живописной техники. Тонкость слоев краски заставляет кожу модели как будто светиться изнутри, пульсировать, наполняться жизнью. Цвета, оттенки красок, состояние полотна спустя 530 лет с момента его создания утверждают величайшее мастерство исполнения, вписывая имя художника в вечность.
Шестое. Интерпретация картины «Дама с горностаем» может зависеть от того взгляда, который более всего свойствен зрителю. Художники уже более полувека анализируют технику гения, исследователи ищут все новые и новые символы, историки раскрывают особенности исторического периода, философы – возрождение и развитие идей гуманизма и торжество человека. А обыкновенные зрители, благодаря картине, узнают факты истории в лицах и получают возможность восхищаться уникальным произведением искусства.
Послесловие
Многие знают картины «Звездная ночь» Ван Гога, «Герника» Пабло Пикассо, «Сотворение Адама» Микеланджело, видели Эйфелеву башню в Париже, Танцующий дом в Праге или Храм Василия Блаженного в Москве. Но все ли останавливаются не для того, чтобы сделать фото, а желая по-настоящему понять эти произведения искусства? Конечно, можно подолгу рассматривать эти фотографии и накапливать впечатления. Но только умение видеть искусство в искусстве позволяет сохранить шедевры в памяти, открыть их заново, разглядеть детали. И только такое «путешествие» становится увлекательным и бесконечным!